Проклятый холм
Эту историю как-то раз, уж не знаю по какому случаю, рассказала знакомая моей мамы. Назовем ее (знакомую) Светланой. Большую часть жизни, до развала СССР, она жила в Туркмении. Муж Светланы служил там в какой-то воинской части. И по долгу службы ему часто приходилось разъезжать. То на полигон - на учения, то в райцентр - отчитываться, то в патруль за дезертирами. В общем, большую часть времени он был в дороге, чего, надо отметить, не любил, и всякий раз пытался время в пути сократить. Где получалось, гнал на пределе скорости, а где - искал короткую дорогу.
Так же было и в тот день.
Только ехал он один. Обычно напарник был из офицеров или прапорщик с парой бойцов. А тут получалось, что без попутчиков нужно было ехать, и долго - километров 150. Ну он взял карту и прикинул, где можно «спрямить» дорогу в паре мест, и поехал, уверенный, что доедет быстрее запланированного. Через час дорога подошла к развилке. Как в сказке... Короткая, но непопулярная и длинная, указанная на карте как шоссе. Короткая дорога, через невысокие холмы, поросшие низенькой травой, уходила в степь.
Полдень. Солнце ярко светит. В «уазике» открыты все окна. Все равно душно. И вдруг, наш герой видит женщину на холме, метрах в двустах впереди. Стоит, рукой машет. Пригляделся - стоит одна посреди пустоши. И наряд на ней как на представительнице фольклорного ансамбля. Ну, может помощь нужна, решил ближе подъехать. А сам вглядывается - лицо незнакомки как будто в мареве. Оставалось метров пятьдесят, когда он разглядел его.
Сказать, что офицер испугался я не могу. Скорее, он решил не останавливаться. И гнать, что есть сил к главной дороге. Он и сам потом неуверенно рассказывал о случившемся. Да, и кто поверил бы, что у одинокой женщины на холме была волчья голова? Вот так. А потом, кто-то из старожилов рассказал о проклятых холмах, где старые духи живут... И что волчьи головы - это еще не страшно.
Кто предупредил
История не моя, рассказал один хороший знакомый, давно. Так что несоответствия, может быть, и будут, но, как говорится, за что купила, за то и продала. Воевал он, знакомый, в одной горячей точке, Ашхабад, кажется. После продолжительных военных действий попали они в плен к боевикам. Как они смогли оттуда выбраться, не рассказывал, тяжело было парню, я и не расспрашивала. Далее речь от его лица.
Постреляли гадов и в бега. А местность незнакомая, куда шли, сами не знаем. Набрели на какую-то деревушку, Бог знает, как там, по-ихнему. Но дома деревянные, заброшенные. Залезли в дом, а там и схроны есть, в смысле жратва. Вокруг спокойно, ни души. Наелись мы, лежаки соорудили. ьМне выпало стоять на «стреме» первому. Парни спят, я сижу с оружием возле окна, уши как локаторы во все стороны крутятся. Тут приспичило мне отлить, выхожу на улицу. Луна полная, яркая. Делаю я свое дело, тут обостренным чутьем уловил движение рядом. Гляжу, а на обгоревшем столбе наверху где-то метрах в 3 сидит кто-то. Мохнатый, маленький, но с рогами и хвост вертится.
В ступоре я не двигаюсь с места и только смотрю ошалелыми глазами. А существо машет лапкой и явственно визгливым голосом пищит: «Уходите! Уходите!!» Я на негнущихся ногах вошел в дом, даже не застегнув ширинку. Толкаю пацанов что есть сил. Антоха проснулся в момент, я только мычу и в окно пальцем тычу. Он к окну и отскочил так же быстро. Потом рассказал, что видел - кто-то мохнатый со столба спрыгнул и исчез. Разбудили всех, те нас на смех, мол, из-за вашей чертовщины уйти сейчас из дома, где спокойно и жратва еще есть. Но все-таки ушли мы оттуда, перебрались в другой дом, где пришлось спать на голой земле. Утром я вскочил, часовой дрыхнет. Распинал всех, вышел на улицу.
…Дыхание остановилось. На том месте, где стоял тот дом, была развороченная черная яма. Угодил снаряд не малой силы. Уставшие и измотанные, мы даже этого не слышали. Теперь пацаны надо мной с Антохой не смеются. Я и сам не знаю, кто нам помог. Но мы выжили. Знакомый вернулся жив, даже не контужен. Но с тех пор не смеется над мистикой, но не знает, кого нужно благодарить.
Домовой
А вот коротенький рассказец Ольги Кесаревой из Ашхабада:
- Мой домовой - это лохматое, на ощупь мягкое существо. Как оно выглядит, не знаю, ибо приходит ко мне только по безлунным и беззвездным ночам, то есть в абсолютной темноте. На ощупь оно похоже на очень крупную кошку, но это не кошка. Это что-то другое. Ни разу не удалось мне нащупать его морду. Домовой будит меня, прыгая прямо мне на грудь. Я начинаю ощупывать его, но руки и ноги тотчас же немеют. Следом немеет все тело. Как-то раз я спросила его: «Ты домовой?» «Да. Я домовой». «Ты всегда находишься в моем доме?» «Да. Всегда. Если хотите, можете переехать отсюда в любой другой дом, а я останусь здесь». Голосок у домового был очень писклявый… Несколько раз он приходил в другом облике. Тельце у него было голым и теплым, нежным, как у ребенка. Не знаю почему, но я совершенно уверена, что «теплый ребенок» и «пушистый кот» - это одно и то же существо.
Отродье
Обычно зима в Узбекистане не бывает суровой, но 2003 год оказался исключением. Зима выдалась весьма морозной и снежной. Первый снег выпал ровно 1 декабря! Да еще такой плотный. А мне, как назло, выдалась небольшая командировка в Чирчик. Поехали с ребятами на машине, благо от Ташкента не так далеко. По обеим сторонам дороги – поля.
То тут, то там на полях среднего размера охапки листьев и травы, покрытые тонким слоем снега – весной раскидывается по полю в качестве природного удобрения. Приспичило одному нашему товарищу по маленькой нужде. Остановили машину, товарищ наш и поскакал к одному из холмиков, а мы вышли из машины, чтобы подождать, да и покурить, раз такое дело вышло.
Курим, значит, на товарища поглядываем да шуточки отпускаем на тему того, чтобы товарищ ботинки не забрызгал. Вроде как он недалеко от нас ушел (чего стесняться-то?), видим его отчетливо. А через секунду – нет его. Ну, на нас еще больше смешинка напала – упал, мол, друг в свое же дело. А через минуту стали уже кричать, чтобы прекратил прикалываться и вылезал, ехать же надо. Но тот не показывался и не отвечал.
Подошли мы к тому месту, а товарищ лежит на земле без чувств. Как был с расстегнутой ширинкой, так и упал. Подбежали мы к другу, а от его ноги что-то отскочило и исчезло под кучей гниющей травы. Оттащили мы товарища к машине, побрызгали водой, привели в чувство. А он как пришел в себя, так кричать стал, руками-ногами от нас отбрыкивается. Пару пощечин - и пришел в себя. Смотрит на нас дикими глазищами и только об одном просит, чтобы ехали отсюда как можно быстрее и дальше.
Вечером, уже в Чирчике, после третьей рюмки рассказал он нам, чего так испугался. Стоял он и нужду справлял, как вдруг из-под гниющих листьев выскочило какое-то существо и цапнуло парня за ногу. Лицо, говорит, человеческое, но челюсти страшные, с черными зубами, а тело как у драной кошки. И взгляд, говорит, страшный, дикий, нечеловеческий, голодный, лютый. Никогда, говорит, этот взгляд не забуду. От него, говорит, и в обморок хлопнулся.
Мы, конечно, посмеялись. Посыпались шуточки и расспросы на предмет чего наш друг употреблял, чего курил. А он, хмурый такой, показывает нам свой рваный ботинок. Ну, с нашей стороны снова шутки. Не знаю, может до драки бы дошло, если бы чайханщик не вступился за друга нашего.
- Зря вы над другом смеетесь. Жила у нас тут девушка одна. Хорошая была девушка. Умная, красивая, добрая. Отправили ее родители в Ташкент учиться. Совратил ее там какой-то парень. Обещал жениться на ней. А через какое-то время почувствовала она, что беременная. Рассказала она об этом парню, думала, обрадуется тот. Но все вышло наоборот. Бросил он ее. Тогда она сказала, что поедет домой, в Чирчик, расскажет родителям. Ехала она в автобусе. А по дороге догнал ее на машине тот парень с друзьями. Остановили автобус. Обманом выманил парень девушку на дорогу. Автобус уехал. Парень вначале стал упрашивать девушку не ехать к родителям, а сделать в Ташкенте аборт. Отказалась девушка. Тогда парень с дружками избили ее. Били так, что девушка умерла. Когда нашли ее и провели экспертизу, то обнаружили, что плода в животе у нее нет. Видимо, от ударов выпал он. Но и найти не смогли нигде. А парня того с дружками в тот же вечер повязали. Но с тех пор стали люди замечать что-то нехорошее в том месте. Какого-то уродца с детским лицом и телом животного. Убивает он все живое, что в том месте оказывается, будь то птица, будь животное. Иногда и на одиноких путников нападает. Пару лет назад мальчик пропал там. Через три месяца нашли его обглоданные кости. Ходили с мужиками ловить монстра, да разве ж поймаешь дьявольское отродье?! Повезло вашему другу, что вы рядом оказались. Иначе загрыз бы его до смерти. Хорошо еще, что в ногу вцепился, а не в горло. Вот так-то. Зря над другом смеетесь.
Не поверили мы мужику, но обратно в Ташкент поехали другой дорогой. От греха подальше.
Чудовище
Многие опытные альпинисты уверяют, что не один раз в своей жизни встречали загадочных существ. Но каждый называет их по-своему.
– Когда видишь что-то непонятное, на ум приходит первая мысль: это же снежный человек! – говорит Станислав Потапов. – Я, правда, считаю, что в наших предгорьях снежного человека быть не может. Но есть другие существа, не описанные зоологами! Я лично видел трех существ, которые пришли на водопой. Дело было в очень диком месте, где редко ступает нога человека.
Многие скептически относятся к таким рассказам. Но есть одна история о неведомой зверушке, которую рассказали не подростки, а взрослые опытные люди. Многих из них сложно напугать чем-либо. Дело было двадцать лет назад за Бортогайским водохранилищем, где располагается засушливое ущелье. В советские времена здесь заготавливали эфедру – из нее получали лекарственные препараты, которые обладали наркотическим эффектом. Поэтому место, где росла эфедра, было под строжайшим государственным контролем. Работа была очень тяжелая, и поэтому сюда привлекали уголовников.
Жили они в каменных землянках, на окнах которых были установлены тяжелые железные прутья. Один из альпинистов спросил у местных трудяг, для чего они ставят прутья на окна? И услышал странную историю. Будто бы как только наступает осень, по ночам в ущелье спускается дикий зверь. И бегает меж домов, рыщет, скребет в двери. Непонятное животное издает жуткий вой.
– Я был в этом ущелье не раз, место действительно очень жуткое, – говорит Станислав Потапов. – Исследовать эту загадку приезжали ученые, думали, что жуткий вой создает ветер, который гуляет меж скал. Но наблюдения эту гипотезу не подтвердили. По словам работавших тут заключенных, вой животного был слышен в радиусе пяти километров, это значит, что у животного должны быть очень мощные легкие, а значит, и само оно внушительных размеров. Когда я обследовал территорию, то заметил множество нор грызунов. И некоторые норы были раскопаны странным образом – земля была раскидана в стороны и видны следы мощных когтей. Немудрено, что люди, которые рассказывали эту историю, от страха в лице менялись.
– В страшном вое слышится лютая тоска, мы уверены, что это разумное существо, – сказали тогда заключенные.
Сегодня это место заброшено, работы там давно уже не ведутся. Станислав Потапов собирает экспедицию по поиску неведомого существа. Он намерен записать жуткий вой на пленку и разгадать эту загадку.
Таинственные животные в Туркмении. 3
Пери - эльфоподобные духи-любовники в легендах Средней Азии
У народов Средней Азии бытовали предания о духах-любовниках пери (пари), которые часто оказывались духами-покровителями шаманов и шаманок. По свидетельству А. Е. Бертельса, пери обитают в воздухе, «не садятся на землю», это крылатые, очень красивые женщины, живущие в далеком небесном царстве. Они могут являться людям во сне и «очаровывать», оставаясь далекими и недоступными, принося влюбленному в них много огорчений, болезни и даже смерть от недоступной любви.
Один из древних текстов Авесты связывает представление о пери с безумием, одержимостью. Согласно Авесте, пери приносят особый вред, отвлекая любовными чарами праведных зороастрийцев от исполнения религиозных обязанностей.
Интересно, что абсолютно идентичные любовные демоны представлены в славянском фольклоре. Например, у украинцев существовало поверье о дикой бабе (литавице), прелестнице, соблазнявшей своей неотразимой красотой молодых парубков, которые, влюбляясь в нее, тосковали, сохли и часто умирали. Являлись литавицы преимущественно во сне и своей недоступностью изводили влюбленного в них человека. То же самое касалось и мужских демонов - украинского прелестника, польского лятавца, восточнороманского эбурэтора.
Обычно с пери ассоциируется женский образ, но это не совсем так. У равнинных таджиков, например, они чаще всего представлялись в виде и мужчин, и женщин. Иногда принимали образ животного (змеи). Подлинным обликом пери считался человеческий. Именно в таком виде они будто бы вступают в связь с людьми. Верили в народе и тому, что пери влюбляются в человека и требуют от него ответной любви. Если их отвергают, то они гневаются и уходят, наказывая человека болезнью. За любовь пери либо платят удачей, либо дают человеку силу для общения с миром духов, способность провидеть судьбу и излечивать болезни. В таком случае их избранник становился шаманом или шаманкой.
Пери различались двух видов - чистые и нечистые. В данном случае не подразумевались их добрые или злые качества. Просто первая категория пери была слишком чистоплотной и не терпела ритуальной нечистоты. Людям, имеющим покровителями чистых пери, запрещалось бывать в домах людей нечистоплотных и есть с ними, также не следовало делать ничего запрещенного исламом, не есть пищу, приготовленную без строгого соблюдения ритуальной чистоты. Если же все-таки человек нарушал данные предписания, он тут же заболевал.
Вторая категория пери, нечистые, предпочитала грязь на одежде, в жилище и требовала от своего избранника нечистоплотности. Дух пери, влюбившись в человека, был обычно другого пола. Однако, по материалам О. Мурадова, бывали случаи, когда пери якобы избирал себе человека того же пола. В таких случаях отношения ограничивались дружбой без сексуального оттенка. Тогда у избранника пери не возникало отвращения к действительному супругу, и семейная жизнь могла продолжаться нормально. Связь с духом пери могла быть кратковременной или очень длительной, иногда как законное супружество.
О том, как представлялась интимная связь с пери, наиболее обстоятельно, по сообщению О. А. Сухаревой, рассказала ей таджичка из кишлака Кафтархона (под Самаркандом). По ее словам, она сама была свидетельницей происходившего, так как избранницей пери оказалась ее племянница Додарой, девочка лет двенадцати, сирота. Однажды по какому-то случаю посетили они мазар (объект паломничества, обычно могила мусульманского верующего). Спустя некоторое время девочку стали преследовать летящие откуда-то комья земли, которые падали ей то на плечи, то на ноги. Эти комья могли видеть и все присутствующие, видела их и сама рассказчица.
Затем стал слышаться звук «чир-чир» или «чиви-чиви», похожий на птичье чириканье. Куда бы девочка ни садилась, звук перемещался с ней, назойливо преследовал ее и не давал покоя. Девочка к тому времени была уже просватана, и ее поторопились выдать замуж. Однако летящие на нее комья земли и непрестанный писк не позволили мужу даже лечь с ней рядом.
Все женщины, присутствовавшие на свадьбе, слышали писк, но ничего не видели. Додарой же говорила, что перед ней появляется небольшой, ростом с пол-аршина, человек, одетый как молодой студент медресе, с чалмой на голове. Шаманка, к которой привели Додарой, чтобы погадать, установила, что в девочку влюбился мужчина-пери по имени или по прозвищу Мулло-хон. Он ей говорил: «Я пришел к тебе и никогда не уйду». Пери не позволял мужу приблизиться к ней, и она осталась девственницей. Мулло-хон требовал, чтобы зарезали ритуального барана и Додарой приняла посвящение в шаманки.
Родственники надеялись, что после этого описанные события прекратятся. Однако Додарой и ее мужу покупка барана была не по средствам. В конце концов по приказу того же духа зарезали курицу, сварили ритуальный бульон, и Додарой приняла посвящение. В ее комнате повесили занавеску, и она стала шаманкой высшего ранга (такие шаманки отличаются тем, что звуки, издаваемые их духом-покровителем, слышны и другим).
Додарой рассказывала, что, входя за занавеску, она иногда видит там лягушку, черепаху или змею, но чаще пери показывается ей в виде небольшого человечка. По словам Додарой, у Мулло-хона были родители: его отца Додарой звала «мой дедушка-ишан», мать - «душенька-бабушка». Она говорила, что живет со своим покровителем-пери как с мужем, сближение происходит во сне… Влюбленный в Додарой пери вселил в нее отвращение к мужу и заставил ее развестись с ним. Но через некоторое время родственники снова выдали ее замуж. Тогда Мулло-хон рассердился и покинул ее, в отместку нанеся ей вред: с рождением каждого ребенка она заболевала и не могла кормить детей грудью, и они умирали.
Второй рассказ о подобной истории был услышан также в Самарканде от таджички, которая родилась в кишлаке Ургут, но всю жизнь прожила в Самарканде. И в этом рассказе избранницей пери оказалась девочка лет тринадцати, падчерица рассказчицы. В знак избрания во двор невесть откуда стали лететь комья земли, причем в таком изобилии, что вся середина двора оказалась заваленной мусором.
Гадатель-мужчина, к которому обратились для выяснения причины, открыл, что в девушку влюбился пери и требует, чтобы она стала шаманкой. Родители и соседи отнеслись к этому очень скептически. Однако каждый, кто выражал недоверие, немедленно бывал наказан летящим чуть ли не в голову громадным комом земли, осколком стекла, упавшим неизвестно откуда на блюдо плова, поставленное перед ним, или вдруг загоревшимся по неизвестной причине в его сарае хворостом.
Девушка стала шаманкой-гадалкой, даже не приняв посвящения. Она говорила, что к ней приходят три духа: один - очень страшного вида, пугающий ее, другой - одетый в черные одежды, и третий - в белых одеждах. Все три духа - женщины, причем третья - ровесница девушки. Это продолжалось ровно один год. Однажды, когда к ней пришли погадать, она заявила, что никого не видит, духи не явились. На этом карьера шаманки закончилась. Окружающие предполагали, что другие шаманки из зависти к ее удачливости «связали» ее духов.
В третьем случае избранником пери оказался юноша лет тринадцати (муж рассказчицы). Когда ему было 13 лет, однажды ночью пери завернули его сонного в одеяло и унесли в сад его дяди. Там он очнулся и очень удивился, найдя себя не в постели. Взяв одеяло, он пошел домой и, когда приблизился к арыку, протекавшему возле дверей, услышал под деревом звуки музыки. У ворот его дома стояла лошадь с гривой и хвостом, украшенными колокольчиками и сабельками.
Мальчик хотел пройти, но лошадь повернулась задом и загородила проход. В это время появилась женщина-пери. Она сказала: «Разве я допущу, чтобы лошадь убила такого красивого юношу? Скажи «бисмолло» и проходи». Она повела его мимо лошади, вошла с ним в дом и уложила в постель. С тех пор он вступил в связь с пери, она часто приходила к нему, спала с ним и играла. Его женили, но пери не позволила ему обращать на жену внимания, и семейная жизнь не сложилась, хотя супруги продолжали жить вместе.
В селении Ура-Тюбе рассказали и о шаманке по прозвищу Парихон. Влюбившийся в нее пери-мужчина не позволил ей жить с мужем; это привело к разводу. По приказанию пери Парихон вела очень замкнутый образ жизни, не показывалась никому из мужчин, даже родственникам. Если ей приходилось выйти из дому, она особенно тщательно закрывала лицо. Она рассказывала, что пери является к ней в образе красивого мужчины, обнимает ее, целует, и между ними существуют постоянные интимные отношения.
Таджики верили, что от союза с пери могут родиться дети. Чаще это были воображаемые дети. Упомянутая Парихон из Ура-Тюбе время от времени заявляла, что она ждет ребенка от пери. Через некоторое время она говорила, что у нее родился ребенок, и фигура ее действительно принимала прежний вид. Однако детей ее никто не видел. По ее словам, отец-пери уносит их, как только они рождаются. Сама шаманка их якобы видела, но для других они невидимы.
Иногда отношениями с пери объяснялось рождение настоящих детей, особенно наделенных какими-нибудь отличительными чертами. В Самарканде блондинов называли «пери-зот» - рожденный от пери. По рассказу таджички из кишлака Хроджаахрар, у ее соседки-девушки были трехлетние близнецы, рождение которых приписывалось ее связи с пери.
Они однажды чудесным образом исчезли. Их мать говорила, что она уложила детей в колыбели, зачем-то вышла, а когда вернулась, колыбели были пустыми. Она считала, что детей унес пери-отец, и это объяснение ни у кого из жителей кишлака не вызывало сомнений. Существовало также поверье, что если у женщины-пери рождаются дети, то реальная жена будто бы остается бесплодной. Так объясняла свою бездетность упомянутая таджичка из Ура-Тюбе, муж которой якобы имел возлюбленную-пери, родившую от него двоих детей - мальчика и девочку.
Рассказчице якобы удалось увидеть эту пери: как ей посоветовали, однажды вечером перед сном она совершила ритуальное омовение и сделала вид, что заснула. Через некоторое время ей показалось, что вошла молодая женщина и легла рядом с ее мужем с другой стороны. Это была пери. Некоторые рассказчики, правда, говорили, что отношения с пери были чисто платоническими. Но трудно объяснить длительное воздержание любовников без сексуальной разрядки.
Кроме воздушных пери различали еще водяных пери, в образе красивых мужчин и женщин. Они тянут понравившегося им человека в воду - этим объяснялись несчастные случаи. Если такого человека спасали, за ним признавалась магическая сила. Кроме пери виновником эротических сновидений считался шайтан. От шайтана у женщин могут родиться дети; вырастая, они оказываются порочными, становятся ворами, пьяницами, наркоманами.
Представления об интимных отношениях людей с пери кроме таджиков были зафиксированы у казахов, узбеков-саратов, за пределами Средней Азии - у башкир. У белуджей существовали сходные поверья о пери как о красивых девушках, имеющих крылья. Они «красивы как ангелы». Являются юноше или даже взрослому мужчине во сне, он влюбляется в пери, сохнет, становится больным и погибает.
Иногда, наоборот, пери влюбляется в юношу и тогда помогает ему во всех делах и способствует его успехам в жизни. Пери могут быть мужского и женского пола. Их царство находится якобы высоко в небе. Бартангцы (один из памирских народов Таджикистана) называли прекрасных горных духов словом «пари» (пэри). У каждого человека имелась своя пари. Пари влюблялись в земных юношей и уводили их в горы, они же похищали маленьких детей. Если любовник пари изменил ей, она его убивала.
По верованиям язгулемцев (Западный Памир), когда пари берет в мужья юношу, он должен дать зарок по временам не смотреть на нее, ибо она в определенные моменты сбрасывает покрывало и все вокруг заливает сиянием. Существовало также представление о пари - прекрасных юношах, берущих в жены земных девушек.
У ваханцев бытовало поверье, что дэвы и пари живут в реке, выходя оттуда лишь по ночам, так как теряют способность двигаться, когда на них падают солнечные лучи. Памирцы подразделяют пари на добрых и злых и соответственно на мусульман и неверных. В облике животных добрые пари появлялись в виде красивых птиц (сокола, попугая, голубя), а также в виде бобра или неядовитой белой или желтой змеи; злые пари, наоборот, - в облике ядовитых змей, лягушек, черепах, диких, в том числе хищных зверей, например тигра.
В человеческом облике доброжелательные пари - это красивые девушки и молодые женщины в белой, синей или красной одежде, юноши или мужчины. Злые пари имели отталкивающую наружность девушки или старухи в грязной рваной одежде, с лохматыми волосами; столь же неопрятными были мужчины-пари этой категории. Существовала иерархия пари: у них были свой шах, старшие и так далее.
В результате связи человека с пари рождались необыкновенные дети. Они могли уносить с собой людей и улетать с ними по воздуху. Пари у дардов и кафиров - очень красивые, белокурые, с белой и красной кожей лица женщины, в голубой или зеленой одежде. Иногда это безобразные старухи в черном головном уборе замужних или их прекрасные дочери в белом головном уборе девушек. Юные пари вступают в связь с людьми.
В Хунзе (Кашмир) считают, что пари ростом меньше земных женщин, но вместе с тем их могущество очень велико, они могут летать. Живут они в укрепленных деревнях высоко в горах, где собирают сокровища. У них есть свои правительницы. Спускаясь с горных вершин, они принимают облик животных (горного козла, барана), орла или ворона.
У каждого человека есть своя пари, выполняющая функции ангела-хранителя, но обычный человек ее не видит. Может увидеть только шаман. Как и люди, пари придерживаются различных религий: есть пари-христиане, мусульмане, индуисты и так далее. Между ними порой возникают войны. Пари, подобно людям, смертные создания. Рассказывают о кладбищах пари.
В представлении племен, говорящих на языке шина (Пакистан, Индия), пари также бывают женщинами (пери) и мужчинами (пери-ан). Обликом напоминают человека и едят человеческую пищу. Вместе с тем говорят, что глаза у них с вертикальным зрачком. Они могут летать, но, если бросить коровий навоз на пери или на ее платье или подержать ее в дыме костра с коровьим навозом, пари теряют способность двигаться. Пари носят одежду зеленого цвета, и лишь они имеют право на одежду такого цвета. Если кто-нибудь из людей надевает зеленую одежду, пари сердятся и убивают этого человека. Отношение пари к обычным людям нельзя назвать благожелательным. Так, например, считается, что, если кто-нибудь окажется в полдень в пустынном месте, пари могут вырвать у него глаза и ослепить его.
Если новое жилище оказывается несчастливым, это приписывают злокозненному влиянию пари. По некоторым рассказам, пари воруют детей и взрослых. Бывает, пари уносят с собой мужчину каждую ночь, день же он проводит среди людей. Зафиксирован один рассказ о браке пари с шаманом. Интересно, что в Авесте говорится о пари, имеющих вид звезд и небесных светил:
«Они сами приобрели вид, напоминающий небесные светила, так что могли поворачиваться, передвигаться и вращаться, утаскивая меньших духов и скрываясь от материальных существ в собственном свете и сиянии, направляя свое сияние на другие создания, чтобы причинить им боль, болезнь, смерть...». Духи-пери могут не только летать по воздуху, но по своему желанию становятся невидимыми или видимыми. Они, кроме того, могут лишить сознания, разума, сделать безумным. Этих духов могут призывать себе на помощь колдуны или изгонять их.
Если присмотреться, нельзя не заметить сходства пери с персонажами европейского фольклора. Так, характеристики и особенности облика духов пери роднят их с образами эльфов. И эльфы, и пери отличаются удивительной, волшебной красотой, они бывают мужского и женского пола, имеют собственную иерархию, правителей, разделяются по родам (воздушные, водяные пери), вступают в сексуальные связи с человеком, могут иметь от него потомство. Также эльфы могут похищать детей и взрослых, мстят за измены и обиды, способны лишать разума и насылать безумие. К людям большей частью относятся недоброжелательно.
Специфические особенности облика пери придают им еще большее сходство с эльфами германского фольклора - это в первую очередь малый рост, светлые волосы, сияние, крылья, пристрастие к зеленой одежде. Функциональные особенности эльфов и пери идентичны - и те и другие не выносят солнечных лучей, теряя при этом подвижность, могут становиться видимыми и невидимыми, по желанию принимать разные облики, стерегут сокровища, воюют между собой.
Кроме того пери, подобно эльфам европейского фольклора, способны накладывать запрет-табу на своего избранника, например, по временам не смотреть на супругу пери. Наконец, еще важная особенность образа пери, сближающая их с эльфами и другими подобными духами, это то, что и те и другие выступали в качестве духов-посредников и покровителей шаманов и колдунов и подчинялись магическим приемам.
Свидетельство о публикации №124112402197