Ответы. Финал блокадного цикла
В четырех частях - почему-то по Канту и его четырем вопросам: "что я могу знать", "что я должен делать", "на что я могу надеяться", "что такое человек".
..................
I. Что я могу знать?
Философский факультет вел занятия всю блокаду, несмотря ни на что. Находился в том же здании, что и сейчас, и оно даже покрашено в тот же цвет питерской охры. Зимой аудитории не отапливались, и чернила замерзали в чернильнице; студенты писали карандашами.
Что же могу я знать?
Все. Или ничего.
Время вернулось вспять.
Умерло божество.
Взрывами на снегу
Пишется память лет.
Здесь я понять могу
Силу простого "нет":
Нет - это не звереть.
Нет - это не сбежать.
Слабого - отогреть.
Падающих - держать.
Порвана седина
Зимних коротких дней.
Голодом бьет война.
Память идет за ней.
Пишут карандаши
По ледяным листам.
Нет у богов души.
И не воздастся нам.
Что я успел узнать?
Этого хватит мне:
Мыслить. Существовать.
И победить в войне.
..................
II. Что я должен делать?
Во время войны Ленинградская капелла была эвакуирована в Вятку, где ее артисты давали концерты даже в самых глухих деревнях, выезжали на фронт, организовали несколько хоров, а хор, открытый частью капеллы в Москве, существует по сей день.
- Что я должен делать?
- Все, что будет надо!
Вам дана капелла -
Гордость Ленинграда.
Лучшие артисты.
Педагоги. Дети.
Человек под триста -
Вы за них в ответе.
Знаю тех, кто хочет
С вами поделиться -
Дал ДК "Станочник"
Зал для репетиций.
Партактив района
Делится пайками.
Можем, безусловно,
Пособить дровами.
А с жильем все хуже -
Есть вот два барака.
Ничего не ужас!
И за это драка.
Тыловой ведь город,
Вот какое дело...
Но хотя б не голод,
И без артобстрелов.
Молоко детишкам
Выделят колхозы.
Выдам барахлишко
Чтоб одеть в морозы.
К поезду приедут
Для ослабших сани.
Все. Резервов нету.
Остальное - сами.
- Да и это - чудо!
И такому рады!
...И концерты будут,
И агитбригады.
Хор откроют в Вятке,
А потом - в столице,
Чтобы без остатка
Музыкой делиться.
И найдут ресурсы,
Хоть и сил немного,
И откроют курсы
Лучших педагогов...
...Что же можно сделать?
Ровно то, что надо -
Выжила капелла
Кончилась блокада.
..................
III. На что я могу надеяться?
В блокаду ленинградские специалисты сберегли огромную коллекцию сортовых семян, из сотен тысяч единиц. Это несколько центнеров зерна. Люди умирали от голода, но не съели ни единого зерна, и сохранили коллекцию всю, целиком.
На что я могу надеяться?
Живым добрести до кровати.
В обычное время - безделица,
А нынче - насколько сил хватит...
Надежда, что сердце выдержит.
Что сможешь выстоять очередь.
Что пламя не вспыхнет над крышами.
Что будет письмо от дочери.
Что будет цела коллекция
Где тысячи тысяч зерен.
Что будет удачной лекция,
Хоть лектор предсмертно черен.
Что будут успешны опыты,
И будет зерно достойное.
Что лютая смерть от голода
В итоге чего-то стоила.
..................
IV. Что есть человек?
Без комментариев.
И как понять, что значит "человек"?
Смотреть ему в глаза. Делиться хлебом.
Дежурить с ним под смертоносным небом,
Растапливать в кастрюльке талый снег.
Смотреть, как он, от холода трясясь
Укутывал холсты в пустых музеях.
Шатаясь, рыл окопы и траншеи,
Смотрел на солнце, плача и смеясь...
Мне повезло - я этого избег,
Того войной истоптанного Ада,
Где лишний день - проклятье и награда...
Я просто помню, что была блокада,
И помню, что такое "человек".
Свидетельство о публикации №124112303920