Башкирская мифология
Башкирская мифология, комплекс древних доисламских представлений и верований башкирского народа, сохранившийся в фольклоре, обрядности и некоторых элементах народного декоративного искусства. В этих представлениях объединяются разновременные пласты, связанные с тотемизмом, культом животных (медведя, волка, орла и др.), анимизмом, одухотворением природы (поклонение горам, пещерам, деревьям) и др.
Из письменных источников наиболее полное представление о древнебашкирской мифологии дают сведения арабского миссионера Ахмеда Ибн Фадлана о существовании у башкир двенадцати божеств, культов неживой и живой природы: «Мы видели, как одна группа поклоняется змеям, другая группа поклоняется рыбам, еще одна группа поклоняется журавлям Мне сообщили, что они (башкиры) когда-то вели войну с какими-то людьми из числа их врагов, причем враги обратили их в бегство, и что журавли закричали позади их врагов, так, что они испугались и сами обратились в бегство… Поэтому башкиры стали поклоняться журавлям и говорить: «Эти журавли наш господь, так как он обратил в бегство наших врагов».
Очень древние пласты башкирской мифологии представлены в эпических памятниках «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу» и др. (мифы о возникновении земли и небесных светил, происхождении людей и миропорядка, о верховных божествах Тенгри, Хумаи, Ер-хыу и др.). Ислам вытеснил из башкирской культуры многие древние верования и мифологические сюжеты, сейчас их можно лишь отчасти реконструировать по особенностям ритуалов, обрядов, сказочным образам и сюжетам, декоративному орнаменту. Так, с культом воды как источника жизни связаны ритуальные обливания водой во время весенне-летних обрядов моления дождю. В обычае закапывать в землю горсть зерна или другой пищи, разбрызгивать по земле кровь убитых животных отчетливо видны следы древних ритуалов жертвоприношения.
В башкирском фольклоре хорошо сохранились следы культа дерева и животных. Деревья представлялись вместилищами духов различных типов – духов-хозяев, злых духов, духовпредков. Рядом с ними устраивали жертвоприношения – у корней лили кумыс, в расщелины и дупла клали деньги, наконечники стрел и т.п. С культом птиц были связаны весенние праздники башкир – «каргатуй» и «кукушкин чай». Ученый-географ XVIII века И.Г. Георги писал о существовании у башкир колдунов (сихырсы), умеющих предсказывать будущее. Колдуны читали прошлое по «черным книгам», которые можно было получить только продав свою душу темным силам.
Известный этнограф С.И. Руденко приводит любопытную легенду о происхождении рода шайтан-кудей от молодого башкира, сумевшего увести у шурале-лешего его молодую жену. Башкирская мифология содержит своеобразные представления о душе: она представлялась как неопределенной формы белый комок или муха, странствующая во время сна или болезни человека. Душа, оставшаяся на земле после смерти человека, называлась «убыр». Днем она могла принять вид старухи, а ночью – летучей мыши с человеческим лицом. Ночью убыр летала над землей и насылала несчастья, болезни, пила кровь и т.п.
Чтобы нейтрализовать действие злых сил, башкиры-язычники вкалывали в ступню покойника иглу. Как злые духи выступали также албасты, аждаха, ен и др. К демоническим существам относились шурале, бисура, юха, пярий. Наиболее доброжелательными считались духи-хозяева, духи воды, горы и др. Каждое башкирское племя или род имело свое священное дерево и птицу. Например, у племени усерган священным деревом была рябина, птицей - журавль, у рода яик-суби-мин - береза и орел, у рода илькей-мин - дуб и ястреб. Усерганам нельзя было убивать журавлей, рубить рябину, иначе, считалось, падет несчастье на всех людей племени. Минцы в оперение стрел вставляли перья тотемной птицы. В трансформированном виде некоторые из этих представлений бытуют у башкир до сих пор.
Белгородская чупакабра загрызла кошек, кроликов и собак
Жители одного из поселков Белгородской области не на шутку обеспокоены массовой гибелью домашних животных. Ходят слухи, что в Красной Яруге завелась чупакабра. Во всем мире зверь известен, как козий вампир. Ему приписывают разные обличия. По некоторым сведениям, у этого существа собачья морда, тело кенгуру и большие клыки. В разных точках земного шара периодически появляются люди, уверяющие, что видели чупакабру. Но науке о ее существовании до сих пор ничего не известно.
Недавно в нескольких дворах Красной Яруги хозяева обнаружили убитыми своих кроликов. Под покровом темноты кто-то открыл клетки и задушил животных. Виновник с места происшествия поспешно скрылся. Но в интернете сразу «догадались», кто безобразничает по ночам в поселке. В сети заговорили о чупакабре.
Убийца кроликов испугал сторожевого пса
Корреспонденты «Комсомолки» отправились на поиски загадочного зверя. Первые встретившиеся нам местные жители сразу же показали один из дворов, который подвергся «нападению».
- Утром мертвых кроликов обнаружил мой отец. Животные были беспорядочно разбросаны. От клеток были оторваны прутья, куски металла. На них остались следы от когтей и зубов. Всего погибло 25 взрослых кроликов. От некоторых были оторваны куски мяса, - рассказала Татьяна, жительница улицы Парковой.
По словам хозяев, пес, который всегда начеку и реагирует на любой шум, в ту ночь не лаял.
- Собака еще несколько дней после случившегося отказывалась выходить из конуры и выглядела испуганной. А кот лежал на дорожке и дрожал, - поделилась женщина.
Жители поселка уверяют, что в Красной Яруге этим летом уже произошло несколько подобных случаев. У кого-то задушили кур, а у кого-то баранов и даже нутрий.
- Про чупакабру говорили еще в 2007-м году. Слышала, что в районе сахарного завода, это, кстати, неподалеку от нас, мужчина наколол ее на вилы. Но правда это или нет, я не знаю, - объяснила Татьяна.
Женщина уверена, что нанести такой урон ее хозяйству не могли ни ласка, ни лиса. К тому же, по словам хозяев, животное умудрилось каким-то образом открыть крючок на клетке.
«Логово чупакбры»
В поисках остальных пострадавших мы забрели в глухую часть поселка. Глубокий яр, заросший лесом. Заброшенные дома в зарослях деревьев. Старый плетеный заборчик вдоль тропинки, ведущей в неизвестность. И леденящая душу тишина. Мы решили, что если краснояружская чупакабра и существует, то жить она должна именно здесь. Мы бродили с полчаса прежде, чем встретили человека. Неожиданно из-за ветхой изгороди нас окликнула женщина.
- Кого ищете?
- Чупакабру.
- Слышала такую историю. Но у меня на участке живет только лиса с выводком. Можно предположить, что это она шкодит. Ей здесь вольготно. Рядом свалка, лес и дома почти все заброшенные. Гуляй не хочу. На людей она не бросается. А лисята ходят за мной по пятам. Я в малину – и они следом, - рассказала дачница Валентина.
По словам женщины, ее волнует другая проблема – гастарбайтеры. Говорит, тащат все, что плохо лежит. Внезапно на узенькой дорожке появился мужичок. Мы поинтересовались, знает ли он что-нибудь о чупакабре.
- А ты думаешь, кто весь кирпич покрал?! – уверенно отрезал селянин, который, видимо, не расслышал наш вопрос.
Свидетельство о публикации №124112303562