Конкурс на досуге - 228. Задание!

   Здравствуйте, друзья! И снова пятница, пора начинать! Как же быстро летит время. Недели - как дни, а дни - как часы...

  Продолжим небольшой цикл противоположных тем, начатый в прошлый раз!  Если учёными не рождаются, а становятся, и мы выяснили достаточно подробно что способствует этому процессу, какие особенности характера, отношение к делу. неудачам и другое, то настало время задуматься, а что означает "кем-то родиться"? И каждый из вас знает ответ, потому что таким и является. Или нет? Давайте разбираться вместе...

Объявляется тема 228 конкурса На досуге:

                Poeta nascitur non fit

           ПОЭТОМ РОЖДАЮТСЯ, А НЕ СТАНОВЯТСЯ
            _______________________________
               
       Poeta nascitur non fit (лат. "поэтом рождаются, а не становятся") ... древние знали, что говорили. Действительно, не каждому дано иметь потребность и уметь обнаруживать красоту в людях и предметах окружающих, выражая это таким образом, чтобы другие тоже прониклись этой красотой.

    Поэт сочетает лирическое восприятие с остротой внутреннего видения, видит сущность красоты и истины не только в эпических делах человечества, но и в каждодневных поступках и обыденных предметах. Поэзия воспевает и мимолетные события, и великие деяния, а также выражает скрытые чувства печали и радости, негодования и смирения, которые незаметны большинству. И, безусловно, каждый поэт стремится доказать не просто ценность своего дара, а право на его существование как особенной энергетики, способной возвысить человека до идеала самосовершенствования или указать на этот идеал.

    Поэт еще и философ, и философия его - это поэзия. Монолог поэта о себе самом встречается еще в античной поэзии. Ода Горация "К Мельпомене" послужила основой для стихотворения А. С. Пушкина "Памятник".

    По сути, это стихотворение Пушкина - не простая переработка труда Горация, а своего рода самоопределение поэта как певца жизни и свободы. Это указание на самоценность его поэзии в контексте служения своему народу, а также на те качества, которыми должен обладать истинный поэт:

    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу,
    И милость к падшим призывал.
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспаривай глупца.

    В последних строках Пушкин более, чем просто объективен. Его объективность достигает уровня философского аскетизма. Поэт должен быть беспристрастен в своем служении истине. Любая предвзятость сводит на "нет" все его идеалы.

    Это жесткие рамки, которые требуют от "служителя музы" огромного психологического напряжения, даже заставляют страдать, но страдать на благо истины. В стихотворении "Пророк" эти страдания сравниваются с физическими:

    И он мне грудь рассек мечом,
    И сердце трепетное вынул,
    И угль, пылающий огней,
    Во грудь отверстую водвинул,
    Как труп в пустыне я лежал.

    Страшные физические муки возводятся в ранг мук душевных, которые должен преодолеть поэт, чтобы иметь право "глаголом жечь сердца людей". Именно "жечь", чтобы услышавшие его чрез страдания и боль могли "прозреть", как прозрел он, и распознать смысл собственной жизни. Исцеление духовной слепоты теперь способны дать его стихи.

    Но духовное исцеление не ограничивается только страданием. Чтобы целить души людей, поэт должен преодолеть сам себя, свои страхи и предубеждения, и, таким образом, возвыситься настолько, чтобы иметь право страдать.

    В стихотворении "Дар напрасный, дар случайный" путь преодоления себя еще не завершен. Сомнения не разрешены:

    Кто меня враждебной властью
    Из ничтожества воззвал,
    Душу мне наполнил страстью,
    Ум сомненьем взволновал?
    Цели нет передо мною:
    Сердце пусто, празден ум
    И томит меня тоскою
    Однозвучный жизни шум.

    Призвание быть поэтом называется "враждебной властью". Праздный ум требует спокойствия, однозначности. Поэтому высший дар порождает тоску, но не оставляет, требуя выхода, стремясь исполнить свое предназначение.

    Воспевая идеалы свободы и милосердия, он должен нести их именно в толпу, то есть народу. И только тогда его "душе в заветной лире" "прах переживает и тленья избежит":

    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
----
  Вы представлена эволюция становления великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Его поэзия настолько проникновенна, что мы до сих пор говорим на его языке, а многие его строки вдохновляют нас на многое.

  Россия - "страна поэтов", и наверное можно с этим согласиться. Такой богатый язык, такая природа, свои традиции, особенности. Но поэты есть везде, они ими рождаются, и пишут на своём языке. Понимает ли поэт поэта? Тот, кто занимался переводами, вникая в суть подстрочника, становится соавтором, проникает в авторский замысел. И это всегда полезно, прочувствовать ход мысли при творении другого автора. И всё же, что нас всех объединяет? Постараемся по-новому взглянуть на суть вопроса. Предлагается написать не просто стихи о стихах, о поэзии, а о гораздо большем, чём-то личном, что вы открыли сами для себя. Поделитесь. А пока вспомним ещё некоторые строки известных поэтов:

         ***
           Марина Цветаева

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
                1913 г.

         Поэты
                /Александр Блок/

За городом вырос пустынный квартал
На почве болотной и зыбкой.
Там жили поэты, — и каждый встречал
Другого надменной улыбкой.
Напрасно и день светозарный вставал
Над этим печальным болотом;
Его обитатель свой день посвящал
Вину и усердным работам.
Когда напивались, то в дружбе клялись,
Болтали цинично и прямо.
Под утро их рвало. Потом, запершись,
Работали тупо и рьяно.
Потом вылезали из будок, как псы,
Смотрели, как море горело.
И золотом каждой прохожей косы
Пленялись со знанием дела.
Разнежась, мечтали о веке златом,
Ругали издателей дружно.
И плакали горько над малым цветком,
Над маленькой тучкой жемчужной…
Так жили поэты. Читатель и друг!
Ты думаешь, может быть, хуже
Твоих ежедневных бессильных потуг,
Твоей обывательской лужи?
Нет, милый читатель, мой критик слепой!
По крайности, есть у поэта
И косы, и тучки, и век золотой,
Тебе ж недоступно все это!..
Ты будешь доволен собой и женой,
Своей конституцией куцой,
А вот у поэта — всемирный запой,
И мало ему конституций!
Пускай я умру под забором, как пес,
Пусть жизнь меня в землю втоптала, —
Я верю: то бог меня снегом занес,
То вьюга меня целовала!
                1908 г.
*   

   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
     И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

 Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 36 строк!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ! Но он должен быть, как и сама система стихосложения, которая должна определяться. Не забывайте о принадлежности жанру. Вне жанра поэзии не бывает.

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше!   Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
  2. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.

   ВНИМАНИЕ: любителям ЛОГАЭДОВ!!! Помните, что логаэд - строгий метр. Ведущая при не соблюдении заданного ритмического рисунка может не принять стихи на конкурс!!!

   Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
  3. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!

   Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
 
   Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

    ВНИМАНИЕ!  Приём работ до 12.00 ВОСКРЕСЕНЬЯ!!!  И по просьбе можем еще продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение! И не думайте, что такая похвала будет лицемерием! В стихах каждого найдётся своя изюминка!

  И ещё... не стоит ожидать замечаний и советов на свои стихи от того, кому они просто не нравятся - и такое бывает. Помните, мы все разные. Не может всё всем нравится. А если такое происходит всё-таки, тогда автор побеждает в конкурсе! Не так ли?
______________________

Иллюстрация: Леонид Осипович Пастернак - русский живописец и график еврейского происхождения, жанрист и художник-иллюстратор, педагог. Отец писателя и поэта Бориса Пастернака и архитектора Александра Пастернака.

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова


Рецензии
Всем спасибо! У всех стихи приняты, даже с некоторыми НО (Такая тема, что ни говори!) Менять тексты нельзя. Голосование...

Маллар Ме   24.11.2024 22:10     Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.