фильм Любовь Советского Союза - рецензия
Не хочется быть дотошной и видеть глазами трейлеристов, нарезками Дайнеки и Пименова, но в цельное художественное полотно фильм для меня не сложился. Как это было, например, в недавно обошедшем экраны кинотеатров страны «Мастер и Маргарита». Или «Высоцкий- спасибо, что живой» (по сценарию Никиты Высоцкого), и его же режиссура в « Союз спасения» . Премьеры нашумевшие бывают, к счастью.
Коммерциональ дело понятное, но истине мешает.
Фильм анонсирован Первым каналом , обещан, как нечто грандиозное, ожидаем, но чувств не всколыхнул. Хотя признаюсь, раза четыре глаза слезами наполнились. Но это , скорее, рефлекторно - я сильный эмпат – и эмоции зеркалю. Если кто-то на экране плачет – и я слезами полна. Ангелина Стречина умеет и всплакнуть, и взгрустнуть, и призадуматься, и отыгрывает так, что веришь, и актриса эмоционально подвижная, юркая, бегает весь фильм, как в последней рекламе банка ВТБ, юбки подняв, и я вижу, что органична в этом. НО…мне же хотят рассказать историю ВЕЛИКОЙ любви. Вернее, не так - великих любовей на гребне эпохи, в жерновах и тисках, на наковальне и под катком. И я, как минимум, при буквальном ее перескоке из чувства в чувство, от одной любви к другой должна поверить во все происходящее. Что не клин клином вышибло, потому что скучно девушке одной, а потому что жизнь продолжается по своим извечным законам. И никаких курортов с воспоминаниями о бывшем у только что вышедшей из воды ( как плохая манекенщица на плохом подиуме) не будет. Зачем? Зачем в фильме этот ничего в себе не несущий, кроме «все человеческое ей не чуждо» сентенции - эпизод? Сцены прощания на вокзале уходящего на фронт Туманова и Галины , когда она в шляпке от кутюр и белоснежном пальто остается ждать (а в памяти расхристанная Татьяна Самойлова в "Летят журавли" в момент прощания) , НО как приходит в себя за мгновение до паровозного гудка в чувстве , что может больше его никогда не увидеть и бросается с воем за ним и набрасывается отчаянно с поцелуями - этой сцены вполне достаточно, чтобы зрителю понять, в какой момент происходит рождение настоящего чувства: только тогда. когда ты понимаешь, что может быть прощаешься навсегда и теряешь. Оч. сильная сцена, показывающая какие подводные камни претерпевают ее чувства от момента рождения, до катарсиса стояния на коленях друг перед другом. Этот момент тоже оч. сильный и грамотно задуманный сценаристом: пятиминутное появление на экране генерала с дарами из генеральского пайка в квартире, перенесшей недавно предательство мужа (трусость – грех, что не говорите) и тиф актрисы; и появление его же (мужа) в проеме двери, вынесшего – таки разлуку и запрет власти на свидание с любимой под угрозой потери работы, званий, наград и пр. пряников (и кто мне после этого докажет, что любовь к самому себе не одно из самых сильных чувств?) но не вынесшего конкурента в генеральских погонах. И сцена могла бы скатиться в водевильную, но тут на сцене явил свой гений сценарист и поставил их на колени друг перед другом. Ах, как сильно.. блестяще! Вышедший вслед за выбежавшей актрисой (она опомнилась от морока и, отчаянно крича, кинулась за мужем, который, конечно же, гордо ушел (ибо генералу морду бить чревато), к тому же, прототип генерала - Рокоссовский . У главных героев есть реальные прототипы. Любимица всего Советского зрителя Валентина Серова – в фильме актриса Галина Коврова, Константин Симонов (писатель Туманов). Летчик Герой Советского Союза, погибший при испытании самолета Анатолий Серов - (летчик Ковров) . Фактически Анатолий Серов погиб при испытании самолета УТИ-4 вместе со знаменитой летчицей Полиной Осипенко, которую мы знаем в связке с летчицами Валентиной Гризодубовой и Мариной Расковой. (их в фильме нет)
Сильный момент так же – горячее исполнение всей мужской братней бригадой героев-летчиков испанской песни под бешенный и профессиональный аккомпанемент с мастерством не меньшим, чем у Дедюли – гитары, (а как иначе? )) Наши летчики – они такие) и на гитарах тоже могут) Это не ирония. Я наших летчиков божествлю. правильный эпизод) Молодцы!
Сильный момент: комсомольское собрание во всей сучьей подлости участников. (театр в Москве) Хочу напомнить а на Красном Доне в это время зарождалась уже и была готова действовать в великой своей любви к Родине комсомольская ячейка из мальчишек и девчонок Краснодона, которых в последствии зверски убили гитлеровцы за подрывную деятельность против Рейха. И это тоже Комсомол! Да… люди всегда были велики и ничтожны. Но как-то в эту ничтожность Никита Высоцкий (режиссер фильма « Любовь Советского Союза» ) – заглянул гораздо больше. Была бы я режиссером - я бы величие и ничтожность не уравновешивала. Я бы величию всегда давала на экране больше времени на поступок. А так в «коленной» сцене, которую я только что описала – самым великим оказался генерал. Ибо лир. герой предал болящую, а лир.героиня весь фильм осколки чувства – собирает в новое. И генерал был бы к телу допущен – к гадалке не ходи. Во-первых у него власть, во- вторых Петренко шикарно отыграл тему: «смотри на них глазами «третьего лишнего», понявшего, что между ними настоящая любовь». А это тоска по собственному огню – значит смог бы и он костер запалить до небес.
Еще один сильный эпизод: Сцена проводов на вокзале (побег Галины с Ташкентской киностудии ) когда простой узбекский парень – из «подай-принеси» прощается с московской дивой (она на диву не тянет, но об этом позже), Поздравляю актера. так уметь молчать в кадре – могут только великие мастера. Тоже три минуты экранного времени - а как много в нем!
Теперь о неудачах явных и провалах. Зачем сцена с обнаженным, явно намазанным маслом, мускулистым телом Туманова, которого Галина ( напоминаю главная лир. героиня) моет в ванной после того, как он, вышедший из окружения завшивленный, попадавший под бомбежки и штурмовые обстрелы корреспондент возвращается, наконец, в Москву? Для красоты момента? Момента какого? Красоты мускулистого, гладкого, как у рыбы, молодого, загорелого (явно после солярия) тела актера? Он чей –то любовник? Это спецзаказ? (вывод напрашивается сам собой) Я думаю, после бомбежек (а нам показали, как красиво летел Туманов через окоп, как авиационная бомба перпендикулярно загоняется в русский глинозем прямо перед ним, и это по-настоящему страшно. И что? такие передряги не оставляют следов ? Нет ни ран, ни синяков , ни царапин? Стесняюсь напомнить: « Сожгите это все! Одежда шевелится от вшей» . А вши в таком количестве, должны оставить не только расчесы от страшного зуда - струпья. И эта правда была бы гораздо художественней , чем лоснящийся торс Романа Васильева. Ну и, вершина пошлости - постельная сцена в вечеру того же дня под нервно-эротическую музычку дня сегодняшнего, которая (не музычка- сцена) сдернула мое сознание сразу же в гениальный фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» (то же время – та же эпоха)
И как он скупыми, но гениальными средствами решает постельную сцену (Котов-Маруся) на чердаке в союзе с Допкунайте, играя ее одним дыханием и ключевым выдохом-стоном. Ничего не делая….не имитируя фрикций и проч. Нет ни голых персей, ни задов, ни намазанных маслом торсов. Это лучшая постельная сцена всех времен и народов. Оскара в студию! ах..да) забыла..он его получил)
То, что изображает Стречина - напоминает Натали Портман, в плохо сидящих трусах, на попе во весь экран в «Черном лебеде» )тоже оскароносец, кстати)
Пошло и мелко. Ну, не тычьте в нас голыми задами, господа режиссеры! Не советское же время! Когда за обнаженные перси цыганки Рады («Табор уходит в небо») миллионы граждан стояли в очереди в кинотеатры. Зритель – этим добром давно искушен и пресыщен. Дайте тему! И чем глобальнее она будет, тем лучше. Восхищать, привлекать, воодушевлять, а, значит, воспитывать нужно не задами (ей богу, жаль потраченных кадров(времени) , лучше бы в этот хронометраж еще раз попало гениальное стихотворение «Жди меня», которое читали бы наслаиваемым фоном солдаты в окопах, девушки у станков на заводах, раненые в госпиталях. Ну, правда.. ну зачем нам – зады? Мы – задов не видели? Какая, черт подери, в них художественная правда?
Теперь, Сталин…не могу с собой договориться. С одной стороны – зловещая, чудовищная, какая-то демоническая в своем злодействе фигура вождя , которая дает необходимой оторопи. С другой – ее же гротескная суть. То ли бояться, то ли смеяться. Но - запомнился…. Затормозил сознание на осмыслении образа. Стречина, кстати, в эти моменты (встречи с Иосифом Виссарионовичем ) ужас отлично передавала. Но в целом я не приняла ее в роли ведущей актрисы Советского Союза, которой была Серова. Это не ее типаж. Она из другого мира. (никого не хочу обидеть) Актрисы все имеют фактуру, равно как актеры – к таланту это не имеет никакого отношения. Внешность - сама по себе. Талант - сам по себе. Стречина - замечательная. Роль - не ее. Переход из одной органики в другую редко возможен. Если нет фактуры - ее никаким гримом не создашь. И подводят не скулы, носы, губы, а руки и речь… вот что выдает с головой.
Когда рядом со Стречиной в кадре на несколько минут появляется Софья Эрнс- это выглядит как триумфальное появление Джулии Лэмберт с красным шарфом в мизансцене с Эвис Крайтон в известном телефильме «Театр». Невольно вспоминается Булгаков с его приговорным: «Кровь!» Метить «поляну» продюсеру – гоже, конечно, но красавица Эрнст в данном случае испортила кадры. (Ибо рождена не для эпизодов - исключительно для главных ролей- она слишком фактурна, многозначительна и весома для эпизода) Так же, как появление зачем–то на пару минут Юлии Высоцкой в гениальном фильме Андрея Кончаловского «Грех». Глупо, пусто и никчемно. А собственные главные роли Юлии были интересны и значимы.
Что грандиозно в фильме? КАРТИНКА!. – художники создали супер атмосферу погружения, трансформации и переноса. Аплоды! Операторы отлично работали с крупным планом. Костюмеры – отработали на отлично – костюмы. К гриму куча претензий. Сталин - скорее чучельный - чем живой. Но актер (Александр Устюгов) сыграл прекрасно. И как ему удалось из такого нелепого грима – вытащить глаза вождя ? А указующий крючковатый перст, которым он с силой тычет в Туманова - я , как будто , сама ощущала на себе. А какие паузы в речи?. до мурашек …
Чья игра особенно запомнилась? Романа Мадянова ..
Царствие ему небесное.. гениальный актер. .........
Жаль , что больше не украсит ни одной картины…
Свидетельство о публикации №124112204066