летопись станции Татаурово

                На память потомкам:
                А так ль, длина,
                людская жизнь?
                Давно ль, я свой,
                услышал первый плач?
                А вот, уже стою,
                у жизни, на краю!
         Отдельные исторические вехи в освоении  Восточной Сибири и её развитии.
   К написанию этой статьи меня подтолкнули книги, рефераты, статьи и публикации, как в средствах массовой информации, так и в интернете, где по - моему мнению,
отсутствую факты, свершившихся событий или допущены ошибки. Поэтому я предполагаю затронуть только ту часть, что мне наиболее близка и знакома, свидетелем и участником некоторых событий являлся сам.
   Станция Татаурово, как небольшая часть механизма в историческом развитии Прибайкальского района. Прежде, чем перейти непосредственно к повествованию о зарождении и строительстве станции Татаурово, я хочу совершить небольшой экскурс в историю освоения Сибири.
                Сибирский тракт.
    Первоначально дорога предназначалась только для курьерской службы. И только с 1783 года правительство официально узаконило большой Московско – Сибирский
тракт.  По указу государя Алексея Михайловича, в 1650 году Афанасий Пашков назначен воеводой Енисейского острога. Пятидесятник Енисейского острога М.С. Уразов посланный 31 января года с соболиной казной в Москву, подал в Сибирский приказ отписку Енисейского острога воеводы А.Ф. Пашкова о походе в 1652 году сына боярского П.И. Бекетова в Восточное Забайкалье на оз. Иргень и реки Шилку и Нерчу, а также о мерах по закреплению новых земель за Российским государством. Служилые люди Баргузинского острога, основанного осенью 1648 года на правом берегу впадающей с востока в оз. Байкал р. Баргузин впервые достигли этой территории 1650-1651 годы. Казакам удалось привести там в русское подданство и    собрать ясак с эвенкийского князя Гантимура. (Ясак – это налог в понимании того времени и он взымался с коренного населения в натуральном виде. В Сибири, чаще всего выраженного в пушнине, 1 соболь с 10 человек, или несколько беличьих шкурок, или шкурок других зверей и животных).
В 1652 году Пашков отправил туда отряд во главе с Бекетовым. Осенью 1653 года казаки достигли оз. Иргень где 23 сентября заложили Иргенский острог. А казаки числом 10 человек под командой пятидесятника М.С. Уразова Шилкинский острог. При каждом остроге закладывалась церковь.
Усердие Пашкова во время службы в остроге не осталось не замеченным. За быструю и выгодную постройку судов для Даурского похода воеводе был пожалован наградой «золотой», его сыну Еремею – «золотая новгородка», а 97 «приставам» из казаков и других служивых людей, бывших у судового дела – по «золотой московке». 20 августа 1655 года на имя Енисейского воеводы Ивана Акинфова была составлена государева грамота, в коей повествовалось «Афанасию Пашкову, с сыном Еремеем, быть на государевой службе в новой Дауровской земле, и послать  туда с ним 300 сибирских служивых людей разных городов, пятьдесят пуд пороху, сто пудов свинцу, сто ведер вина, восемьдесят четвертей ржаной муки енисейской пахоты, десять четвертей крупы и столько же толокна, кроме того, выписку из таможенных книг, как образец для ясачного сбора, да для перевозки их суда, изготовленные для даурской службы, на чём бы можно было им поднять запасы». 
Архиепископу Сибирскому и Тобольскому Симеону было приписано выделить Пашкову «к трем церквам антиминс (напрестольный платок с защитной частицей мощей, на котором освещаются дары) и двух попов и дьякона». Одним из этих двух священников был назначен протопоп Аввакум – первый ссыльный в Забайкалье. Только 18 июля 1656 года Пашков выступил из Енисейска, дошёл до Братского острога и весной 1657 года по чертежам и картам Колесникова и Бекетова отправился дальше. И только поздней осенью по рекам Селенга и Хилок достиг оз. Иргень и восстановил Иргенский «острог с жилыми избами и всякие осторожные крепости учинил».
  На основании исторических источников по освоению Сибирских земель, в 1663 году ясачные тунгусы били челом в Баргузинском остроге, прося помощи и защиты от монгольских ханов с юга. А в 1665 году енисейского острогу пятидесятник Гаврила Ловцов и казачий десятник Оська Васильев служилый Баргузинского острога со товарищами подал приказчику Баргузинского стрелецкого и казачьему голове Первому Самойлову челобитную с просьбой поставить на реке Селенге острог для сбора ясака с откочевавших с Баргузина братских ясачных людей. Получив разрешение, казаки – первопроходцы на дощаниках, по Байкалу, дойдя до устья реки Селенга, стали подниматься вверх по течению.
Одновременно изучая берега этой не малой и стремительной реки и присваивая названия той или иной местности. Многочисленным рекам и ручьям впадающим с обоих сторон в эту полноводную реку. Примером могут служить такие названия, как речка Ловцова в местности Ильинка в честь своего пятидесятника или Бурлаково (а), где вероятней всего дощаники, на которых казаки поднимались вверх против течения, пришлось их тащить на бечевах (бурлачить). В местах стоянок ставили зимовья, как будущую основу оборонительных населённых пунктов по освоению необжитых территорий. Так в устье реки Итанца, при впадении в Селенгу, в 1655 году казаками Осипа Васильева было ставлено зимовье. И только в 1679 году на его месте было начато строительство Итанцинского острога. Доподлинно не известно, когда и кем были заложены первые стоянки и деревни в долине р. Итанца.    Ориентировочно освоение поймы реки Итанца началось с 1702г. В книге автора Л.Г. Орлова «Итанцинская Спасская церковь 18 века» на 13 странице описывается, что уже в 1737 году в приходе этой церкви числилось уже 14 деревень, в которых состояло 122 двора и проживало 823 прихожанина, из коих 428 мужского пола и 395 женского.
Центр прихода составлял Итанцинский острог с деревнями Сохинская, Угрюмова, Клочнёва, Засухина, Турунтаевская, Ыркилицкая, Верещагино, Карымская, Зырянская, Утатойская, Ангырская, Батурино, Толстопестово, Нестерева, Огрылёва, а также Наросинское урочище и «деревня Селенгинского дистрикта».
 Топонимику Прибайкальского района подробно описал в своей книге А. Козин. Но и он, в своих трудах, не даёт ответа на этот вопрос, да вряд ли кому представится эта возможность по прошествии веков. В его книге, по моему мнению, вполне обосновано и убедительно объяснено, почему в топонимике Прибайкальского района преобладают русские названия.
   В те далёкие времена река Итанца представляла из себя густо поросшую кустарником и хвойными породами леса болотистую пойму. Дикий не обжитый уголок природы, с двух сторон зажатый невысокими горами. В которых водились в изобилии хищные звери и отсутствие хотя бы подобия степей никак не располагали к массовому разведению скота. А скотоводческий характер хозяйствования древних бурят, не способствовал их проживанию. Изредка на территорию поймы реки Итанца
с севера заходили тунгусы охотники, преследуя дичь. Поэтому редкими жителями являлись дети леса – тунгусы, следовательно, в топонимике Прибайкальского района присутствуют названия из их лексики. Ярким примером может служить название реки Итанца, что в переводе с тунгусского означает пляшущая или танцующая вода (река). Но им на долго закрепиться и мирно жить в долине этой реки не давали частые набеги, с южной стороны, монгольских князей. И на основании выше изложенного можно сделать вывод, что первопроходцами казаками разрабатывались и осваивались не заселённые земли. Соответственно и присваивались названия местностям на свой манер или закреплялись названия данные местным временно и редко проживавшим населением.
   Буквально в двух словах, я хотел бы выразить своё мнение в отношении ставшей малой родиной для моих предков, когда-то деревни, а теперь местности «Верещага». Крестьянская деревенька стояла на берегу у Итанцы. А вы бывали в мае на берегу у Итанцы? Неописуемая красота, река поёт на шиверах, стараясь в косы струи свить. «И - та, И -  та, Н – ца, ца, ца!».  Щедрая зелень, белое кипение черёмух с пьянящим, и захватывающим дух ароматом. Фиолетовое море на склонах сопок – багульник в цвету! Сойки снуют, туда - сюда под беспрерывное стрекотание сорок: «Человек!», «Человек!». На упавшем с одного берега на другой, еловом стволе, как столбик застыл полосатик – бурундучок. Приподнявшись на задних лапках, по всем сторонам вертит своей головкой, при этом громко посвистывая, как бы спрашивая: «Кто такой?», «Кто такой?». На отмели бродят кулики. В старицах затянутых ярко зелёными водорослями величественно вытянув шеи на одной ноге стоят журавли. Ива, свесив ветви с молодыми листочками, режет темно - зеркальную гладь затона. И прозрачное, как чисто отмытое стекло, голубое бездонное небо. И всюду птицы верещат.
  Я полностью согласен с мнением А. Козина, что это усечённое название в честь первых насельников Верещагиных. А также хотел исправить и добавить в отношении моего деда Хмелёва Петра Павловича и бабушки Домны Николаевны в девичестве (Бурдуковской), они имели семь детей, пятеро сыновей и две дочери. В годы Великой Отечественной войны все пятеро воевали, двое не вернулись с полей войны, защищая своё Отечество – Никита и Тимофей.
             верещага
Под горой жила деревня.
В печках мясо верещало,
Кушал мясо, предок древний
И отчизну защищал он!
Верещага, Верещага,
Верещага, Итанца,
Верещага, Верещага,
Птичьи песни без конца.
Время шло. Уж нет деревни.
Даже надпись не видна.
На погосте предок древний,
И в округе тишина.
Верещага, Верещага,
Верещага, Итанца,
Верещага, Верещага,
Птичьи песни без конца.
Толи речка напевает,
Толи птицы верещат,
Да кресты напоминают,
Что тут было век назад.
Верещага, Верещага,
Верещага, Итанца,
Верещага, Верещага,
Верещанье сквозь века.
Так же в Верещаге проживал и брат деда Алексей Павлович с семьёй, но после войны дед переехал на житьё в «Карымск», а Алексей Павлович на ст. Татаурово.
     И так, железнодорожная станция Татаурово и её история.
  Днём зарождения станции считается 1899 год с началом строительства каменной восточной водонапорной башни высотой около девяти метров с металлической ёмкостью для накопления воды объёмом в 79 кубических метров, а чуть позже деревянных; железнодорожного вокзала и шести казарм для работников железной дороги на 5603 километре от Москвы, в 38 км. от Улан – Удэ и в 18 км. от районного центра. Возникновение станции Татаурово напрямую связано со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали от Южного Урала до Владивостока. Именно этот отрезок пути длиной 7000 км. и был построен с 1891 по 1900 годы.   Здесь уместно отметить, что в то время, все работы по устройству железнодорожного полотна велись вручную, используя лопаты, топоры, кирки, тачки и конные повозки. Гранитный камень для мостовых конструкций добывали на правом берегу Селенги, напротив деревни Поповка. Каменотёсы, были привезены из центральных губерний России, в том числе и из г. Калуги, Ростовской области. Они добывали и тесали камень, а тёсанные блоки, затем на подводах развозились в разные концы строящихся мостовых переходов и подпорных стен начиная от Байкала, а также и в восточном направлении. В зимнее время камень и блоки возили на санях по реке Селенга, а летом сухопутным путём на телегах. Все опоры Селенгинского моста выложены из этого камня, а уже на них установлен однопутный железный мост. И только лишь в 1912г. был возведён второй.
  Насколько велико искусство прежних каменотёсов говорит тот факт, что все они тёсаны почти под единый стандарт, а лицевая сторона у всех сделана выпуклой. О высоком мастерстве каменотёсов напоминают и пусть не многочисленные надгробия и стелы, как на общем кладбище деревни Поповка и ст. Татаурово, так и близ лежащих деревень. Так же хочется отметить и тот факт, что все работы, как по добыче камня, так и его обработке велись вручную, без применения какой – либо техники, при напряжённом графике работ и острой нехватке рабочей силы. Ещё в семидесятых годах 20 - го столетия в карьере на берегу реки Селенга, где шла добыча гранитного камня лежали много тонные заготовки для блоков со следами ручной работы. Даже сегодня ещё можно найти отдельные фрагменты ручной работы старых мастеров каменотёсов.
    Проект великой стройки был задуман ещё при Александре 3, который повелел своему наследнику воплотить его в жизнь «… приступить к постройке сплошной
через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы Сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений. Но суровый Сибирский климат активно сопротивлялся этому грандиозному не только для России, но и в мировых масштабах проекту. Сложные геологические условия требовали дополнительных трудовых усилий и денежных затрат государственной казны. При выборе места для строительства станций не маловажную, скорее всего главную роль играли железнодорожные технические требования и природные условия. Одним из таких мест при стечении многих обстоятельств, было выбрано место, не далеко от впадения в полноводную реку Селенга, речки Итанца. Долина этой небольшой реки, как я отмечал выше, была освоена раньше и имела дорожное сообщение между деревнями в плоть до Баргузина. Обладая большими запасами природных богатств такими; как таёжные запасы леса , его  производными, рыбными запасами и пр.
   К 1900 году однопутная железная дорога подошла к обоим западному и восточному – берегам Байкала. Строительство отдельного участка железной дороги Мысовая - Сретенск было начато в 11 (23) апреля 1895 году под руководством А.Н.Пушечникова инженера - строителя железных дорог, с отсыпки земляного полотна. Эти работы велись по участкам, с двух сторон, навстречу друг другу. Таким образом и был определён участок Мысовая - Верхнеудинск. В целях экономии средств и недостатка рабочих рук земляное полотно отсыпалось под одну колею. Но согласно проекта,
на местах разъездов и запланированных станций технического обслуживания подвижного состава железнодорожное земляное полотно отсыпалось шире. Следом укладывались шпалы и рельсы. Всё бы ничего но при этом большой помехой служили природные преграды. Особенно ближе к Байкалу часто встречались заболоченные участки, а ближе к горам многочисленные речки и ручьи требующие дополнительных, как материальных, так и трудовых затрат, в виде обустройства мостов и мостиков и укрепления насыпи. Но самой большой преградой на этом участке стала река Селенга. Она требовала строительства перехода в виде железнодорожного моста.
  До 1898 года все искусственные сооружения строили деревянными и лишь после того, как были построены небольшие цементные заводы, стали сооружать каменные.
Средние мосты на обходах ещё долго продолжали строить из дерева, но уже с таким расчётом, чтобы в дальнейшем можно было без остановки движения поездов заменять их металлическими на каменных опорах. Через реку Селенгу металлический мост строили сразу же постоянным, длиной почти 585 метров. Мне пока доподлинно не удалось установить дату начала строительства железнодорожного моста через реку Селенга, но не позже 1895 года. Но можно с большой долей уверенности заявить, что ни как не позже, чем с началом отсыпки земляного полотна, заготовки и накопления материалов. А вот окончание строительства этого участка дороги, где - через месяц зафиксировала газета (Забайкальские областные ведомости) (Чита,1899 год).  А закончили строительство к 1899 году, и в этом же году по железной дороге прошёл первый поезд.
  15 (29) августа 1899 года на станцию Верхнеудинск прибыл первый железнодорожный поезд. Встреча первого поезда, прибывшего из Мысовой в Верхнеудинск была многолюдной и торжественной. на перроне и возле вокзала "толпилась самая разнообразная толпа лиц разных полов, возрастов и состояний, одетых в праздничные наряды. Нужно считать эту толпу несколькими тысячами".
Около часа дня, со стороны переправы через реку Селенгу поезд, декорированный
зеленью и цветами, подошел к перрону под музыку оркестра. Когда поезд остановился, из вагона вышел начальник четвёртого участка сооружения Забайкальской железной дороги Павел Александрович Гетье. Его сопровождали помощники и служащие соседних участков, а так же начальник тяги Ф.И.Маркс.
Хлеб - соль, согласно русскому обычаю, железнодорожникам преподнёс городской
голова Пётр Тивуртиевич Трунёв,окружённый городскими гласными и членами управы.
На площадке перед вокзалом состоялся торжественный молебен, после которого
"последовало церемониальное движение поезда под звуки музыки, при этом супруга
начальника участка М.П.Гетье перерезала изящный барьер из лент, преграждающий
путь поезду."
  После официальной церемонии встречи поезда городское общество и гости проследовали в общественное собрание, где был дан торжественный завтрак.
"Затем городской голова высказал  чувства благодарности и надежды города по случаю окончания строительства железнодорожного пути, благодарил от имени города
П.А. Гетье, как непосредственного руководителя работ по сооружению одного из   наиболее трудных участков, 4 участка.  Начальник участка в прекрасной речи выяснил подробно значение главным образом торгового,великого Сибирского пути, обрисовав так же в кратце его значение стратегическое и международное."
  А уже в декабре 1899 года управление по сооружению Забайкальской железной дороги объявило об открытии  с 6 декабря временного почтово - пассажирского движения по участку Мысовая - Верхнеудинск, для чего предназначались "приспособленные товарные вагоны по типу 4 класса." Поезд отправлялся из Мысовой
трижды в неделю - по понедельникам, средам и субботам, а из Верхнеудинска в Мысовую уходил по вторникам,четвергам и воскресеньям. Поездка от Мысовой до Верхнеудинска занимала в 1899 году чуть более 14 часов. 1 января 1900 года было открыто временное движение по всей линии Забайкальской железной дороге, а ровно через пять месяцев 1 июня 1900 года, дорога была сдана в эксплуатацию.
 Так как в то время используемый подвижной состав через определённое время требовал, в частности паровозы, технического обслуживания. Заправки водой, подрезке котлов и шлакоудаления через каждые 40, 50 км. и они нуждались в кратковременных стоянках – станциях. Кроме этого, между станциями через 1,5 – 2 км. устраивались полустанки и разъезды. Один такой разъезд и был организован недалеко от распадка Бурлаково, с небольшой речушкой Бурлаковкой. Возможно в этом распадке когда - то стояло охотничье зимовье Бурлакова, и за ним закрепилось это название. Но постоянного жилья там не было, в силу отсутствия природных условий для выживания, отсутствие пашенных земель и покосов, не то что деревеньки. Только в связи со строительством во второй половине 20 века Таловского завода железобетонных конструкций в начале распадка были построены склады для хранения взрывчатых веществ и подсобные помещения. Первоначально в этой местности отрыли карьер для добычи камня для Таловского завода, при помощи взрывных работ. Там же была построена дробилка. Позже с открытием нового карьера, добыча камня в Бурлаково потеряла актуальность.  На базе оставшихся зданий и сооружений были организованы воинские склады, а позже склады для гражданской обороны.
Ныне эти здания и сооружения заброшены и стоят в полу разрушенном состоянии.
  А разъезд по воспоминаниям Соболевой Е. С. уже существовал в 1935 году,  когда её отец Кондратюк Стратон Куприянович приехал в такую далёкую Сибирь, с голодной
в то время Украины. Разъезд представлял из себя, три добротно отстроенных дома с приусадебными участками. Осмотрев местность, Стратону понравились не только условия проживания и работа, но и природа. Вернулся на Украину и перевёз семью, а в соседних домах проживали семьи Дёминых Николая и Марии и Таракановских. На соседнем разъезде в сторону Ильинки проживали Лютиковы. А в сторону Татаурово на соседних разъездах, Волковы, Харитончик, Стучковы. Главы семейств работали обходчиками по обслуживанию путевого хозяйства.
   Между тем железная дорога продолжала активно развиваться и строиться. Строились станции и полустанки, на старых чёрно – белых фотографиях видно, что это были добротные здания и сооружения. Строили, как из дерева станционные помещения, дома для проживания рабочих и служащих, так и из камня; склады, водокачки. Все станционные здания строились на долгие годы под железными крышами, а деревянные строения окрашивались под цвет сурика.
     И станция Татаурово не была исключением, её днём рождения считается 1899 год. Хотя работы по организации насыпи и прокладке рельсовых путей, но и путевого обслуживания в районе будущей станции проводились намного раньше. Так копка колодца по добыче воды для нужд станции (по воспоминаниям) были начаты в 1897году. Каменное здание восточной насосной станции было отстроено в 1899г. с объёмом накопительного бака в 79 кубических метров с паровыми насосами и насосной станцией. А согласно информационной карты объекта Восточносибирской дирекции по теплоснабжению структурного подразделения центральной дирекции по теплоснабжению годом бурения обозначен 1899г. общей глубиной 8, 06 м с дебетом 44 кубических метра в час.
   Здесь хотелось бы отметить, такой, казалось бы, не значительный момент. Здание водонапорной башни построено из гранитных тёсаных блоков, а дымовая труба из кирпичей и всё это сложено на цементном растворе более века назад. На день написания этой статьи больших трещин, как в каменной, так и в кирпичной кладке не видно, а тем более разрушений. Говорят, что при строительстве каменных храмов и монастырей для прочности в цементный раствор добавляли белок куриных яиц. При строительстве водокачек никто яиц не добавлял, но прочность очевидна. 
     В связи с расширением станции и прокладкой второго пути уже в 1903г была отстроена западная насосная станция. (А прекратила своё существование в начале
2010 - тых годов.) Соответственно и росла потребность в рабочей силе. Тем более, что все работы оплачивались хоть и небольшими, но деньгами, а это имело не маловажную роль в деревенской жизни. Некоторые жители Поповки из бедняцкого сословия пошли работать на строительство станции. 1900 год для станции стал отправным, в этот год было построено здание вокзала, восточная водокачка и 3 барака в виде жилых двух квартирных домов. Совсем уж близко к железной дороге построил дом Спиридон Касьянов, но сам хозяин в нём не жил, и управление железной дороги предложило перенести этот дом. И он его перенёс за Московский тракт, на сегодняшний день это одно из старейших зданий в посёлке.  Понемногу крестьяне из близ лежащих деревень стали перевозить своё жильё ближе к станции. Тогда и встал вопрос, о присвоении станции названия, теперь доподлинно не известно, с чьей лёгкой руки станции дали название в честь близ лежащей деревни Татаурово, а не в честь рядом расположенной деревеньки Поповка.
    Поповка, как я предполагаю название поселения благозвучно ложилось в ряд поблизости расположенных поселений; Троицк, Ильинка, Покровка, Поповка. Возможно, что своё наименование она получила в честь первопроходца Попова, потомки которого до сих пор проживают на станции Татаурово и близ лежащих сел. А уже позже к нему присоединились Кириковы, Фроловы, Серебренниковы, Касьяновы, возможно ссыльные. Эта небольшая деревушка, на своём историческом пути, являлась свидетелем больших событий по становлению Российской государственности в Сибири и на Дальнем Востоке. По воспоминаниям местных старожилов Фроловых, одну из престарелых жительниц деревни Самойлову называли декабристкой. Появилась она здесь из Иволги и тихо доживала свой век. В деревне проживал и ссыльный портной, в памяти фамилия его не сохранилась. Рыли колодцы, гнули дуги, ковали диковинные в те времена железные колёса – мастеровые Отиновы. Отца звали Филипом, сыновей – Гавриилом, Яковом, Григорием. О причинах ссылки они ничего не рассказывали. В ведомости сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 года фамилии этих людей отсутствуют, возможно они поменяли место жительства. Один из братьев переехал на жительство в Татаурово. Постепенно вся деревенька перекочевала на станцию и в 30 годах прошлого века и прекратила своё существование. Только памятью о деревне остался погост, да современный раскоп на местах бывших изб и подворий, где люди брали перегной для своих усадеб и огородов. В отдельных местах перегной достигал метра толщиной, что говорит о далёком прошлом этой деревни. Согласно сельскохозяйственной и поземельной переписи к 1917 году в Поповке насчитывалось 24 хозяйства и 132 жителя, 71 житель мужского пола, и 61 женщина.
                поповка   
Здесь, в глуши, за Байкалом.
С казачьей сноровкой.
Вдоль Московского тракта стояла
Деревенька с названьем Поповка.
Мимо той деревеньки по тракту,
Пролегала почтовая связь,
По приказу властей и контракту.
Государева служба неслась.
По этой дороге с Пекина,
Минуя снега и мороз
Савва Лукич Рагузинский
Договор Мира провёз.
Мимо этой простой деревеньки,
На поселье, в даль, в рудники.
Обречённо, устало шагая,
Каторжане по тракту брели.
Нет теперь уже той деревеньки.
Но до нас, из ушедших веков,
Время – эхом далёким доносит.
Звон цепей и стук кандалов.
А теперь, когда нет деревеньки.
Лишь погост. Да стальные кресты.
Мы твои деревенька потомки.
О тебе всегда помнить должны.
    Я всецело согласен с мнением А. З. Козина, проведшим большую, непростую архивную работу по топонимике Прибайкальского района и желаю выразить огромное спасибо, за всю проделанную им работу, выраженную в печатных изданиях. А что касается трактования слова татаурово, то моё мнение – это слово, состоит из двух слов. Тат(а) – тюрско – монгольского происхождения, мягко скажем чужой, не свой и (уро, иро) место, одинокий рукав. Населённых пунктов с таким названием в России от Архангельской области до Забайкалья насчитывается пять. Сибирский тракт
который в 17 веке прокладывался первопроходцами казаками в сложных природных условиях. Им приходилось преодолевать горные массивы, множество рек и речушек,
густо поросших деревьями и кустарниками, и болотистые места не способствовали его прокладке. Первоначально он предназначался только для курьерской службы.
Тогда в 1754 году Сенат предписал учредить на тракте почтовые станции через каждые 25 -30 вёрст (что приравнивалось к одному дневному пешему переходу).
И только с 1783 года правительство официально узаконило Большой Московско – Сибирский тракт. «кроме казённых почтовых станций на всём протяжении Сибирского тракта на расстоянии 25 – 40 вёрст друг от друга были поставлены - этапы. И так вокруг служилых мест и под их защитой помаленьку стал селиться разного чина и сословия народ. 
Таким образом, в Сибири и возникали сёла и деревни, и в этом ряду появилась деревенька Поповка. Она также являлась и местом проживания для ссыльных попавшим в опалу к властям. Не многочисленные жители деревни в основном занимались обработкой земли и развитием личного хозяйства, охотой, рыболовством. Заготовкой древесины и других даров природы. Если за отправную точку, вверх по течению, от не видимой границы, между деревнями, взять местность Бурлаково, возможно это было поселение в один двор с хозяином по фамилии Бурлаков. Соответствующее название получил и распадок в горах, с бурной речушкой впадающей в реку Селенга. Согласно    данных приведённых в книге А.К.Затеева "Прибайкальский район 1646 - 2009" отмечено. Отряд В. Колесникова, переплывший в 1645г. Байкал от истока реки Ангары    
к устью р. Селенги, имел численность 100 человек. С этого года началось продвижение казачьих отрядов вверх по реке Селенге и закрепление казаков в долине реки Итанцы. Можно твёрдо полагать, что первые казаки В. Колесникова на территории нашего района появились в 1646г., когда один из отрядов под руководством казака К.И. Москвитина совершил разведочный поход по реке Селенге до Монголии. Следующий поход был совершён отрядом И. Похабова зимой 1646-1647гг. за время похода от устья реки Селенги и до впадения в неё реки Уда не встретил ни одного, как тунгусского, так и бурятского поселения.  Атаман Похабов в наиболее важных, стратегических местах для дальнейшего закрепления новых земель оставлял своих казаков. Такими местами были устье Итанцы (существование там казачьего поселения-поста отмечалось в 1657г.), Бурлаково, Ильинка, Мостовка упоминаемые под 1679г. Это отмечается и в отписке казачьего десятника Михаила Колесарова, упоминаются селения Бурлаково, Ильинская слобода, Троицк (пустыня), Мостовка. А уже в 1726г. на берегах Селенги имелось дворов: Бурдуковская деревня - 7 дворов, Покровская слобода - 16, Юговская - 14, Беломоинская - 2, Таловская - 7, Мостовская - 7, Бурлаковская - 10, Ильинский острог - 65. Но не упоминается деревня Попова, которая должна бы располагаться не далее 5 вёрст от Иильинского острога. По моим предположениям  Бурлаковская, это и есть Поповка.
 Выше по течению реки Селенга, от Бурлаково, следует местность Кондаково, к ней примыкающей Рожкова, также получивших название в честь перво поселенцев, там до сих пор частично сохранились фундаменты жилищ. Что касается местности Рожковой. То там до сих пор сохранился фундамент дома, где проживала Мария Матвеевна Рожкова, бабушка Есиных, по сей день проживающих на ст. Татаурово. 
   

 Следующая местность называется Курдюмка, а "курдюмок" по России очень много, одно из красивейших мест в окрестности ст. Татаурово. Где, начиная с весны, со времени цветочного кипения черёмух и до поздней осени любят организовывать свой отдых жители села. Напротив этих местностей, через Московский тракт, с гор сбегал ручей Нижняя речка.
При слиянии с другим ручьём Средняя речка, они образовывали лощинку, пересекающую Московский тракт и уходящую в Курдюмку.
Посетил я недавно родной уголок,
Что предки назвали «Курдюмкой».
Так просто его я покинуть не смог,
Достал из машины я сумку.
Нашёл я кострище, а в нём уголёк,
От доброго люда наследство.
Собрал я дровишек. Развёл костерок.
А он с головой меня в детство.
По этим лужайкам я бегал босым.
Купался в черёмух, цветении.
В летнюю пору, рыбу ловил,
Под птиц развесёлое пенье.
Когда выезжал, черёмухи куст.
Стоявший у самой дороги.
Он вызвал во мне жалость и грусть,
Как самый старейший из многих.
Стоял он раздетым, почти что седым,
С гроздьями ягод завядших.
Он показался мне братом родным.
Как часовым, поодаль стоящим.
Я медленно шёл, на встречу к нему,
Не ведомой силой влекомый,
И вымолвил тихо, я по сему: -
«ну здравствуй, мой старый знакомый»!
Ты помнишь дружище, те времена.
Когда мы встречались ещё молодыми.
Стрелою промчались наши года.
Время умчалось. Мы стали седыми.
Я обнял его. Почувствовав дрожь.
То ветви дрожали и ноги.
А он мне за это, черёмухи горсть.
С голеньких веток не много.
Такой я черёмухи в жизнь не едал.
Черёмух не мало я кушал.
А он, как стрелою, искусно попал.
В мою постаревшую душу.

За этой лощинкой и начинались земли деревеньки Поповка. В низ по течению реки, от Курдюмки, начиналась Рожковская дресва, позже преобразовавшаяся в остров. А на против её брал своё начало остров Сенной, длиной в несколько километров в плоть до деревни Ильинка. Выше по течению напротив деревни расположен остров Дикий, среди ближайших остров, что на его относительно не большой территории растёт роща из краснокнижного Японского ильма. А в плотную к нему примыкает остров Чаячий. На другом берегу реки находится лесной распадок Каштак, уходящий в горы на глубину до 20 км. А к нему в плотную подходит остров Нестерушка.
За Поповкой, с восточной стороны, находилось Мальцево поле, в после военное время на нём располагался аэродром.  Мальцево поле с востока ограничивалось старицей, которая почти в плотную подходила к железнодорожной насыпи, в которую впадал ручей Верхней речки. Эта самая старица, огибала деревню, как с восточной, так и с северной стороны. В самых глубоких местах во время разлива реки, она светилась зеркалами озёр. И эта самая старица, как  бы, отделяла станцию от деревни. Через старицу – Зимнее поле, между Зимником и Казачьим полем пролегала дорога, на Баргузин. Она обрывалась на берегу широкой и быстрой реки Селенга, отделяющей, левый берег, от острова Богородского. Выше по течению располагался Казачий остров, а ещё выше Чащевитый.   
 Предположительно на Баргузинском тракте не далеко от берега и стояла почтовая станция из двух домов и кордон – дом для отдыха арестантов. Закованных в кандалы, идущих пешком по этапу на каторжный труд в рудниках (в Батурино в те годы находился воинский конвой, и многие заключённые после истечения срока каторжных работ, расселялись по близ лежащим деревням под надзор местных властей, в качестве ссыльнопоселенцев). Напротив Баргузинского тракта располагалась Никифорова падь.
    Но вернёмся к повествованию о станции Татаурово, два магистральных, соседствующих и идущих параллельно пути наложили свой отпечаток не развитие станции и села.
                Выселок Татауровский по переписи 1917г.
   Таблица №3. Население 93. Национальный состав Русские – 89. Евреев – 4. Половой состав: Мужчин - 45 Женщин – 48
Количество хозяйств 18. Средний состав семьи 5, 16 проживающих. Посторонних 89. 4 население занятое, на дополнительных промыслах. Писарь 1 железнодорожных рабочий – 3 наёмный рабочий – 1 торговля 1 призвано в армию – 11 (11,82% от населения) таблица рассчитана по материалам НАРБ, ф.352, оп 1, д. 784. 
    Удобное географическое расположение, положительно влияло на развитие станции. По Итанцинской долине велась активная разработка и заготовка леса, так необходимого для железной дороги. В летний период лес сплавлялся до устья реки Итанца и там складировался на берегу, а в зимнее время вывозился на станцию Татаурово.  А на станции работала крупная по тем временам лесоперевалочная и лесоперерабатывающая база. Здесь изготавливали шпалы, из отходов готовили дрова, а готовая продукция отгружалась потребителям. Вся площадь, от восточной, до западной водокачек, была завалена лесом.      
     С пуском Ильинского лесозавода, отгрузка леса прекратилась. Но товарооборот активно продолжался, через станцию отгружался корень – бадан (дубитель в кожевенной промышленности) заготавливаемый в бассейне реки Итанца. В Татаурово ещё до революции выжигали известь (камень для выжига извести добывался здесь же, на одном из крутых склонов горы, прямо в посёлке, карьеры до сих пор видны с дороги Московского тракта) и в 30 годы она подавалась на строительство
паровозоремонтного завода. Так же на станцию, для отгрузки, поступала продукция переработки товаров не только Прибайкальского района, но и Баргузинского, Курумканского районов, а также золотоносных приисков Цыпикана. Таким образом, именно железная дорога, всегда играла и продолжает играть значительную роль в жизни местного населения.
      Транссибирская магистраль уже в первый период эксплуатации выявила своё большое значение для развития экономики способствовала ускорению и росту товара - оборота. Однако пропускная способность дороги оказалась недостаточной. Крайне напряжённым стало движение по Сибирской и Забайкальской железным дорогам вовремя русско – японской войны, когда с запада хлынули войска.
Магистраль не справлялась с передвижением войск и доставкой воинских грузов. Дорога в период войны пропускала только 13 поездов в сутки, поэтому было принято решение о сокращении перевозок гражданских грузов. Кроме этого увеличение грузоперевозок сдерживало отсутствие участка Кругобайкальской железной дороги и до 1905 года связь осуществлялась паромной переправой через Байкал. Ледокольный паром «Байкал» водоизмещением в 3470т. который за один рейс перевозил 25 гружёных вагонов. В зимний период по льду озера от ст. Байкал до Танхоя прокладывали рельсовый путь, а с 16 октября 1905 года в связи с завершением строительства Кругобайкальской железной дороги, началось сплошное движение.
А 3 июня 1907 года Совет министров принял решение о прокладке вторых путей. В связи с освоением богатых сибирских и приморских просторов, интенсивность грузоперевозок год от года росла, вплоть до 1917 года.
      Первая Мировая война, в которой Российская империя выступала на стороне Антанты, стала причиной резкого ухудшения жизни населения. В результате февральской и вскоре последующей за ней октябрьской 1917 года революцией. В стороне от этих событий не могла остаться и далёкая Забайкальская, на реке Селенга, станция Татаурово.
Пусть небольшая, но расположенная, на оживлённом по тем временам перекрёстке, железнодорожная станция имела стратегическое значение. Во время Первой Мировой войны некоторые жители деревни принимали участие в боевых действиях. Там – то они в первые познакомились с активистами большевистского движения и их идеями. Что в итоге повлияло на их жизненную позицию во время гражданской войны. «всего из соседних деревень Попово и Татаурово в армию к 1917 г. было призвано 22 человека».
Некоторые из них приняли непосредственное участие в революционных преобразованиях, хотя до Сибири они докатились с определённой задержкой. Во внутри политическую борьбу, развернувшуюся в России, вмешались иностранные державы. После выхода России из Первой Мировой войны германские и австро – венгерские войска в феврале 1918 года оккупировали часть Украины, Беларусии, Прибалтики и юга России. Чтобы сохранить советскую власть, Советская Россия пошла на заключение Брестского мира в марте 1918г. Окончание Первой Мировой войны развязало руки Антанте. И уже 3 апреля – японские войска высадились во Владивостоке и начался захват и оккупация Дальнего востока. В мае начался мятеж
Чехословацкого корпуса, который состоял в основном из бывших военнослужащих, находившихся в России и возвращавшихся через Сибирь домой. Антанта всецело
поддерживала белогвардейское движение. После неудачного похода армии А. Колчака на Омск, Антанта перестала активно поддерживать его боевые действия. Колчак, со своими войсками, был вынужден отступать на восток, под натиском красной армии и усиливающегося партизанского движения.
    Сибирское Советское правительство (Центросибирь) эвакуировалось в Верхнеудинск. Отряды красной гвардии Центрсибири на небольшое время (подорвав один из тоннелей круго – байкальской железной дороги) задержали продвижение белогвардейцев по железной дороге. Но, не имея крепкого тыла, потерпели сокрушительное поражение около ст. Посольская и вынуждены были отступить в Верхнеудинск. В это же время бело – чехами был расстрелян и затоплен ледокол «Байкал». Дальше отступать было некуда – восточнее, в Чите стояла хорошо вооружённая армия атамана Семёнова. Татаурово, с его  железнодорожной станцией и трактом на Баргузин, являлось в ту пору оживлённым перекрёстком, здесь пересекались интересы противоборствующих сторон.
И жители села не могли оставаться в стороне от бурно протекавших событий, были созданы первые Советы. Решением Центросибири и одного из этих советов была открыта общеобразовательная школа в 1918г., а также отчуждены и переданы обществу, сельскохозяйственные и рыбные угодья, принадлежащие Троицкому монастырю.
Но военно – политическая обстановка была очень не стабильна. На станции стояла японская команда и американская миссия, объясняя своё присутствие
«…обеспечением порядка и законности на железной дороге». В это же время японские военные команды занимаются составлением топографических карт местности, явно для реализации целей интервенции.
     Из воспоминаний местного жителя Гавриила Феокистовича Попова однажды между американцами и белогвардейцами случился конфликт, причина этого конфликта ему не была известна, на станцию со стороны Верхнеудинска прибыл спец поезд. Прибыв на станцию он встал на стоянку, с одной из платформ был сделан пушечный выстрел, местное население тут же стало разбегаться по близлежащим деревням. Во главе американской команды стоял офицер, а младший командный состав и солдаты были наёмники. По рассказам очевидцев, это были уехавшие в Америку эмигранты –
украинцы и белорусы.
    Старожилы вспоминали и такой эпизод: «Семёновцы из Бронепоезда «Мститель» выпороли двух американских солдат и отбыли в сторону ст. Мысовая. На сформированном спец. поезде, оснащённом лёгкими пушками и пулемётами, американцы организовали преследование, при этом частично разобрав пути. Возвращавшийся бронепоезд был задержан и сдался без боя.
   А к июлю 1919 года белочехи и белогвардейцы заняли Иркутск. После потери Омска, А. Колчак новой столицей Российского государства объявил г. Иркутск.
Под натиском Красной армии белогвардейские войска во главе с Верховным главнокомандующим отступали ближе к новой столице. 27 декабря 1919 года штабной поезд и поезд с золотым запасом прибыли на ст. Нижнеудинск, а в 10 часов утра ударный батальон чехов арестовал поезд адмирала А. В. Колчака. Где представители Антанты вынудили адмирала Колчака подписать приказ об отречении от прав Верховного правителя России и передать эшелон с золотым запасом под контроль Чехословацкого корпуса.  5 января 1920года эсеро – меньшевистские повстанцы захватили контроль над Иркутском, восставшие разогнали колчаковское правительство и гарнизон защищавший город, но и сами продержались не долго, вынужденно уступив власть большевикам.
15 января А. В. Колчак, выехавший из Нижнеудинска в чехословацком эшелоне, в вагоне под флагами Великобритании, Франции, США, Японии и Чехословакии,
прибыл в пригород Иркутска. Чехословацкое командование по требованию эсеровского Политцентра, с санкции французского генерала Жанена, передало А. Колчака его
представителям. 21 января Политцентр передал власть в Иркутске большевистскому ревкому. С 21 января по 6 февраля 1920 велись допросы А. Колчака Чрезвычайной следственной комиссией. В ночь с 6 на 7 февраля 1920 адмирал А. Колчак и председатель Совета министров России В. Н. Пепеляев были расстреляны на берегу реки Ушаковка без суда, по постановлению Иркутского военно – революционного комитета. Постановление Иркутского военно – революционного комитета о растреле Верховного правителя адмирала Колчака и председателя Совета Министров Пепеляева было подписано А. Ширямовым, председателем комитета и его членами А. Сноскаревым, М. Левенсоном и управделами комитета обороны.
Остатки белогвардейских войск, без допуска бело - чехами к железной дороге для эвакуации, под командованием В. О. Каппеля, отступали в неблагоприятных природных условиях с большими потерями в сторону Иркутска. А после смерти 26.12. 1919г. В. Каппеля, генерал Войцеховский возглавил остатки каппелевских войск. Обойдя г. Иркутск повёл их через Байкал на соединение с семёновцами. 11 февраля каппелевцы, с большим трудом преодолев Байкал, вышли на другой берег в районе ст. Мысовая. В Забайкалье пробилось по разным данным, от 25 до 50 тысяч уставших, но прекрасно обученных и закалённых в боях, солдат и офицеров. В Мысовой, каппелевцы, среди которых имелось много раненых и больных, были радостно встречены семёновцами и вывезены в Читу, где они смогли получить лечение и отдых. А остальные после перехода были расквартированы для отдыха в деревнях и сёлах по долине реки Селенга. Не обошли они своим вниманием и ст. Татаурово, но сама станция была занята бело – чехами.
Кроме этого на станции присутствовала американская миссия и стояла японская команда. Поэтому каппелевцы в деревне сильно не лютовали, но проводили обыски по выявлению партизан и сочувствующих. Так в соседней деревне Покровка, на постое у Белоусова И. были расквартированы два каппелевца, один из них иногда спрашивал у хозяйского трёх летнего сына Степана, «…Степка, а ты за кого, за белых или красных»? На, что Стёпка отвечал: - Я ещё маленький. После чего офицер подзывал к себе Степана и угощал его кусочком сахара.
    Преследуя каппелевцев, 12 февраля 1920 года в Забайкалье вступили части, Забайкальской группы советских войск, под командованием эсера Н. С. Калашникова. Взаимодействуя с Прибайкальскими партизанами, советские войска продвигались к Верхнеудинску, где, кроме белогвардейцев, находились и японские войска. Изменив своим предыдущим заявлениям, японцы внезапно объявили о своём нейтралитете. И 2 марта Советские войска овладели Верхнеудинском.
  После разгрома колчаковских войск, в феврале Д. М. Карбышева назначили начальником инженеров 5 – й Армии Восточного фронта. Он руководил укреплением Забайкальского плацдарма против японских интервентов и белогвардейских банд атамана Семёнова. По мере продвижения фронта на восток, все важные в оперативном отношении пункты приводились в оборонительное состояние. По заданию Революционного Военного совета 5 – й армии Карбышев совместно с командирами 30 –й и 35 – й составил план инженерных работ. По предложению Дмитрия Михайловича были созданы специальные рекогносцировочные группы с участием представителей от войск. Передний край оборонительного рубежа проходил по реке Селенга, являющейся границей РСФСР и Дальневосточной республики. Особенно прочно было прикрыто Верхнеудинское направление. … Для правильной  организации работ, были созданы специальные группы, с представителями от войск, издан «Сборник указаний по укреплению позиций» - одна из немногих печатных работ, которые появились в гражданскую войну. Автор её Д.М. Карбышев. Сборник передали в войска 5-й армии для руководства. За заслуги в боях Карбышева наградили именными золотыми часами с надписью: «Красному борцу Социалистической революции от ВЦИК». Участвовал в боевых действиях в Забайкалье против войск атамана Т.М. Семёнова, а в августе 1920 года отозван М.В. Фрунзе на Южный фронт. За ст. Татаурово, по её левому довольно высокому местами более 3 метров в высоту крутому берегу, начиная с местности Казачка и далее за Ходаний лог в плоть до местности "Забока" относящейся к селу Старое – Татаурово были возведены укрепления. Которые минуя железную дорогу упирались в сопку Пулемётная естественное препятствие на крутых отрогах Хамар – Дабана. С одной стороны соседствующую с распадком Задунаевская, а с другой с распадком Дедушкин камень.  Особенно прочно было прикрыто Верхнеудинское направление. Остатки этих укреплений можно было видеть на берегу реки ещё в 60 – х годах прошлого века.
  В конце 1919г., жителями Татаурово, с помощью железнодорожного телеграфиста А. М. Казака была выявлена и обезоружена, без единого выстрела, группа семёновской милиции. У белогвардейцев было изъято 40 винтовок, от 250 – 300 патронов и несколько шашек.
После этого был сформирован партизанский отряд во главе с Я. А. Поповым и помощником А. Н. Поповым, в отряд вошли жители Татаурово и Поповки. Советский партизаны в короткий срок захватили значительную часть Усть – Селенгинского района, к которому принадлежало и Татаурово и близ лежащие населённые пункты. Учитывая опасность, которая исходила от белогвардейских и японских частей, которые находились тогда в Верхнеудинске. Партизанский военно – революционный
штаб решил организовать на ст. Татаурово заградительный отряд. Командиром этого отряда первое время был  М. Лебедев – житель деревни Троицк, потом его сменил
А. Горбов, а его сменил Стреколевский. Татауровскому заградительному отряду поручили выявлять и не пускать в район семёновцев и японцев, по тракту и реке Селенга и контролировать поезда, снимая и задерживая белогвардейских офицеров. Станция Татарово приобрела в то время важное стратегическое значение.
Очевидно, поэтому руководители Баргузинского военно – революционного комитета хотели объединить свои боевые силы с партизанами Усть – Селенгинского района. И тем самым укрепить защиту станции, и создать надёжный заслон на случай высылки карательного отряда из Верхнеудинска. «С этой целью из Баргузина на ст. Татаурово был направлен отряд в 70 бойцов под командованием Волгина, комиссаром отряда выехал Н. С. Кабышев. В отряде находилось два телеграфиста – С. Кондаков и Б. Раднаев, которые установили связь ст. Татаурово с г.Иркутск». К Татауровскому отряду были причислены и солдаты – артиллеристы со ст. Дивизионная, перешедшие на сторону партизан. Примечателен переход к партизанам солдат интервентов. К партизанам перешёл американский солдат Дэвис. Он был зачислен в отряд и стал одним из связистов и переводчиков во время переговоров партизан с представителями американских и японских оккупантов
в Кабанске и Верхнеудинске.
       В 1920г. на ст. Татаурово председателем ревкома был избран Поликарп Семёнович Кириков (позднее – колхозник колхоза «Заветы Ильича), участник Первой Мировой войны, принимал участие в подавлении Китайского мятежа 1939 г.,
участник в Великой Отечественной войне с 1942 – 1944гг. и он являлся не только свидетелем, но и непосредственным участником тех быстро менявшихся событий. Исполняя обязанности председателя ревкома ему приходилось решать вопросы обеспечения красноармейских и партизанских формирований продуктами и фуражом,
подвижным транспортом. Из воспоминаний дочери о Поликарпе Семёновиче: «… во время гражданской войны на долю папы выпало не мало испытаний, власть менялась очень быстро. На станции постоянно стояли бело - чешские эшелоны. Иногда мать Поликарпа Семёновича, Соломонида ходила на станцию для продажи молочных продуктов.
В один из дней продав молочку, она поднырнула под вагон, стоявшего в районе восточной водокачки и натолкнулась на группу семёновцев, с поднятым оружием для расстрела, во главе с офицером. А у стены водокачки стояли четверо красноармейцев, среди них стоял один, совсем мальчишка.
И она обратилась к офицеру: - мальчишку, то за что, пожалейте, на что офицер ответил: - если жалко становись вместо него, или рядом, после чего Соломонида быстро ретировалась. Не дойдя до дома, услышала выстрелы. Семёновцы, сгрузив трупы на платформу, повезли в западном направлении, на конце села рядом с железнодорожным полотном, сбросили их в ямы забросав сверху ветками. За весь период гражданской войны, на станции было расстреляно семь пленных красноармейцев и один милиционер со ст. Селенга.  Расстрелы устраивались в разных местах, в том числе, не вдалеке от станции, на опушке Никифоровой пади. Все расстрелянные, местными жителями были перезахоронены в одном месте, у перекрёстка двух дорог, Старо – Московского тракта и примыкавшей к нему дороги на Баргузин. Над захоронением установили деревянный памятник. Позже трупы расстрелянных красноармейцев были эксгумированы родственниками и развезены по домам. А в память о тех событиях памятник был сохранён. Семёнавцами, при очередной проверке по выявлению дезертиров, был схвачен и Поликарп Семёнович, усажен в вагон и отправлен на формирование в сторону Верхнеудинска. По дороге, ему удалось сбежать. Но, чтобы попасть обратно домой, ему нужно было миновать постовой контроль в районе Селенгинского моста. А как это сделать он не знал, и тут он случайно встретил знакомого из соседнего села по фамилии Суранов. Он ехал на коне и вёз сено. Коротко обрисовав обстановку, стал его умолять о помощи. И они решили рискнуть, спрятав Поликарпа под сеном, а сам уселся сверху. Благо, что охранник поста не стал устраивать проверку с помощью штыка, а просто проверил прощупыванием.  С приходом каппелевцев партизанский отряд, во главе с помощником командира А. Н. Поповым, ушёл в Каштак, где стояли бараки золотоискателей. После этого отряд был отозван на Кабанский фронт, и вошёл в состав Кударинских полков, для дальнейшей борьбы за советскую власть.
Пока каппелевцы продвигались через Татаурово, в один из дней по доносу они устроили обыск и зашли в дом Кириковых, а Поликарп не успел убежать, жена Анастасия обладавшая высоким ростом, не растерялась и спрятала его под юбкой. Каппелевцы, обыскав весь дом и надворные постройки ушли ни с чем.
     За годы гражданской войны, в короткий период существования буферного государства Дальневосточной Республики (ДВР), Татаурово исполняло пограничную роль. Здесь была организована таможенная служба и расквартирован пограничный батальон. Граница между ДВР и РСФСР проходила по железнодорожному мосту через
Селенгу (Мостовой), от железнодорожного моста на восток. Одним из отрядов вооруженных сил ДВР на ст. Татаурово командовал Шангин Евдоким Фомич. Численностью отряда - 40 человек.
Правобережная часть Селенги относилась к ДВР, левобережье – к РСФСР. Татаурово было последней станцией на Транссибирской железной дороге, относящейся к Советской республике. Прибывающие на станцию поезда и пассажиры вместе с багажом подлежали пограничному досмотру.
   15 ноября 1922г. вся территория ДВР, по воле трудящихся вошла в состав РСФСР, в пограничном батальоне и таможне отпала необходимость  и они были закрыты. Но в целях улучшения жизни народа, революционным правительством с их точки зрения, продолжались преобразования, как в структуре власти, так и переустройстве хозяйственной деятельности. Так ревкомы были преобразованы в Рев. Советы. Первым председателем был Степан Калинович Старков, вторым Александр Феоктистович Попов, после гражданской войны население по – прежнему продолжало заниматься единоличным хозяйством. Новое с трудом, но настойчиво пробивало себе дорогу. Советы, которые проводили в жизнь декреты Советской власти, организовывали хозяйственные и политические мероприятия. Одной из важных задач этого времени была ликвидация неграмотности. Создавались крестьянские комитеты, которые помогали крестьянам в покупке железных плугов и другого сельскохозяйственного инвентаря. Не все перемены встречались единодушно.
Из – за экономического состояния, государства и населения среди последнего существовал низкий уровень сознательности. Ещё одним раздражителем являлась нехватка товаров первой необходимости, (кожевенного сырья изделий, чая, круп, помола, железа, мануфактуры), а порой и их отсутствие. Лишь в начале 30 годов помаленьку начала изменять жизнь на селе. В это же время и в Татаурово, в довольно короткий срок было организовано транспортное управление «Союз золото».
   Эта организация сыграла большую роль в развитие села, как в экономическом отношении, так и в росте населения, которое увеличилось в несколько раз. Активно велись строительные работы по укреплению и расширению базы.
Построено здание управления, общежития для возчиков, мельница, пекарня, зерносклад, склад для хранения продуктов совмещённый с ледником, чайная, магазины, конный двор с конюшнями и колодцем, прирельсовые склады, сено база. Но это развитие продолжалось не долго, до 1937 года. В этот год «Союз золото» было передано в село Романовку.
   Добротная и богато отстроенная по тем временам материальная база «Союз золото», была передана и распределена для укрепления материального положения вновь созданных аграрных предприятий колхозов и МТС.
Колхозу «1 – мая» были переданы; зерновой склад (отстроенный на сваях), расположенный с левой стороны от тракта, на месте нынешнего магазина стоп цен, двух этажный продовольственный склад с расположенным под ним ледником, ветряная мельница, конюшня с двадцатью стойлами для лошадей и подсобными помещениями для хранения кормов, сенник, колодец с журавлиным устройством для подъёма воды и долблёной колодой для пойки лошадей. Деревянный дом под контору колхоза.
Согласно архивных документов республики Бурятия ФР – 691, оп. 7, д. 6065, стр. 4,согласно списка председателя и членов правления к – з «1 – Мая» на 1935 год. В него входили:
Черепанов Зиновий.
Попов Павел Алексеевич
Попов Яков Алексеевич
Попов Анфиногент
Антонов Главдий
Касьянова Вера
Хорько Александр.
Согласно второго документа, который мне удалось отыскать в Ф.Р. 691, оп.7, д. 6168, л. 71. От 1949г. Председатель колхоза Хмелёв Яков Петрович со стажем работы 2 года.
А на основании документа Ф.Р. оп. 7, д. 6168. Л. 130. Согласно списков председателей колхозов Итанцинской МТС Прибайкальского района в 1954году председателем колхоза им. Хрущёва (бывшего 1 Мая) избран 15.11.1953г. Соколов Яков Петрович. Далее о судьбе колхоза «1 мая» мне достоверной информации обнаружить не удалось.
Но предполагаю, что в связи с преобразованиями в народном хозяйстве начатыми Н.С. Хрущёвым. Колхоз как отдельная единица прекратил своё существование, и перешёл в категорию одного из отделений колхоза «Заветы Ильича». 
Часть строений, принадлежавших союз золоту, было передано образованной 15 ноября 1936г. Итанцинской МТС. О дате организации Итанцинской МТС упоминается в годовом отчёте за 1956 год. ФР – 691. о – 7 за 1932 – 1972г.г.
№ 6061 – 6623.   
     МТС – машино – тракторная станция, государственное сельскохозяйственное предприятие. Они активно создавались государством в период коллективизации.
В период объединения индивидуальных хозяйств в колхозы, чтобы уйти от сохи, им в помощь и создавались МТС. МТС – по договору с коллективными хозяйствами, у которых в то время не было средств на приобретение техники и орудий труда, оказывали помощь в выполнении основных видов сельхоз работ. Уборку, распашку, расчистку полей, помогали составлять планы организационно - хозяйственных работ.
    Мне не удалось установить в хронологическом порядке фамилии и имена директоров МТС, председателей колхоза, сельпо, со дня её образования этих организаций.
Если кто - то обладает такой информацией убедительно прошу поделиться ей.
 Согласно материалов указанных в книге Затеева А.К. в главе 7 на стр. 477
В январе 1938г. директором Итанцинской МТСназначается репрессированный заведующий сельхоз отделом газеты " Бурят - Монгольская правда" Александр Уладаевич Хахалов,
будущий первый секретарь Обкома КПСС. Он проработал на должности директора до августа 1938г. Директоры менялись очень часто. В 1939г директором МТС работал Мезенин, в 1940 - Кауров Д.Е. До 1940г. сменилось 5 директоров.
Начну с тех документов, что мне удалось обнаружить  в архивах нашей республики согласно ФР - 691, о. 7, д 6135, Л. 5, Персональный список директоров МТС на 28.5.-45 Итанцинскую МТС с марта 1942г. занимает Жарников Михаил Михайлович. По воспоминаниям парторга МТС М. Толкача в своей повести «Итанца – речка с шиверами» уже в 1947 году МТС возглавлял Какаулин Павел Иванович. По отрывочным данным в 1954г. МТС возглавлял Кузменюк. После него директор Бурлаков Г.Ф. За Бурлаковым руководителем стал Кречетов и МТС было преобразовано в ЦРМ. Затем ЦРМ было преобразованы в Р.О. «Сельхозтехника». А уже в 1963году директором пришёл Зайцев П. А. с 1 мая 1967 года на основании приказа Всероссийского объединения и Республиканского объединения «Сельхозтехника» ликвидировано Прибайкальское объединение и на его базе образован Татауровский ремонтный завод. После чего активно стала преобразовываться материальная база, началось расширение и строительство новых корпусов будущего завода. Зайцев П.А. проработал до 1969 года. Ему на смену пришёл Даниленко В.П. который в этой должности проработал не больше года. В 1970 году директором на завод был назначен Гаськов В.Ф. С его приходом начался новый этап в развитии завода, началось активное освоение новых производственных процессов в технологии ремонтных работ, и освоение ремонта более сложных марок автомобилей для нужд народного хозяйства. В связи с увеличением объёмов работ, расширялась и материальная база. Увеличивалась потребность в высоко квалифицированных кадрах, а это требовало комплексного удовлетворения их не только жизненно важных жилищных условий, но и культурно – развлекательных. Всё это происходило на фоне планово – убыточной экономики завода. И тем не менее, хозспособ помогал развивать инфраструктуру заводского микрорайона. На фоне развала государства, крушение надежд руководителя какого – то малого ремонтного предприятия, для многих прошло незаметно. Рухнули надежды на улучшение благосостояния не только заводчан, но и всех жителей посёлка. Согласно генерального плана по заказу ремзавода, не были построены, современная средняя школа, спортивный зал, недостроенным оказался комбинат бытовых услуг. В связи с уходом Гаськова В.Ф. с должности директора в 2001году, завод под руководством Вячина С.М. продолжал ещё бороться за свою деятельность до 2009года, когда был объявлен банкротом и прекратил своё существование. На этом и закончилась его активнейшее участие в развитии и процветании села.         

     Ветеран ВОВ и труда, уроженец д. Бурдуково, Андрей Иванович Красовский рассказывал: «И вот началась для меня и моих односельчан новая жизнь. В 1939 году меня 17 летнего паренька направили учиться на тракториста в Татаурово. Это было в начале зимы, а в апреле я приехал в деревню на тракторе. Многие старушки, услышав шум от колёсного трактора, закрывали окна ставнями, лошади пугались и бросались в сторону, а собаки подолгу лаяли. Трактор и тракторист явились первыми нарушителями тишины и покоя в Бурдуково. До этого жители деревни не слышали шума даже маленького мотора. Старики приходили посмотреть на чудо технику в виде трактора и качая головой, говорили: «И как ты, Андрюша, скоро изучил такую машину, какую надо иметь для этого голову!»
(Я. Дунаев. Люди Прибайкальских селений).

     Прирельсовые склады были заняты Усть – Баргузинским рыбокомбинатом для отгрузки рыбной продукции и под товары «Леспродторга». Позже, на базе этих складов, было организовано «Заготзерно», а сено - база просуществовала до конца 50 годов прошлого века.
В других освободившихся строениях была организована школа механизированных кадров. А подготовка специализированных кадров на ст. Татаурово начала отсчёт с 1930 года, с первой группы учащихся по сопровождению и охране специальных грузов. Эта подготовка продолжалась в плоть до 1937года, до преобразования курсов в этом же году в школу мехкадров под руководством Табитуева. В 1938 был сделан первый выпуск водителей. В следующем 1939г. в училище ввели подготовку трактористов. Всего в училище обучалось 120 человек. В последующие годы училище освоило подготовку специалистов по другим специальностям, согласно с потребностями народного хозяйства. 
    С 1940г. по 1942г училище возглавлял Александров А.Б., с замполитом Галько. План набора на 1940 -1941 уч. год составил: водителей 150, набрано 27 человек, комбайнёров 102, набрано 112, бригадиров тракторных бригад 93, набрано 91, трактористов газогенераторных тракторов 80, набрано 74, трактористов карбюраторных тракторов 54,
набрано 41. Итого набрано 345 человек.
     С 1942 по 1945гг. училище возглавилял  Анетов.
     На 1/1 1950г училище возглавлял Татауров Павлин Всеволодович, зав. учебной частью Баранов Аркадий Афанасьевич, зав. произ. Обучением Таханов Санжей Засадаевич.   
     С …. по 1957гг. училище возглавил Маньков, зам. по учебной работе Бакланов П.А., замполитом Поповцев М. А.
     С 1957 по 1964гг училище возглавил Литвинцев А. Л., зам. по учебной работе Шепелев Б. А., замполит Бекишев М. Л.
      С 1964 по 1970г училище возглавил Корнеев Н. А., зам по
учебной работе Перевалов И. К., замполитом Поплевин А. Е.
       С 1970 по 1971гг училище возглавил Лапкаев И. Г. зам по
учебной работе Резников Ф. А., замполит Багайников А. А.
       С 1971 по 1996гг училище возглавил Мадаев Э. Г. зам по
УПР Резников Ф. А., зам. по УВР Хмелёв Г. Я., Ходоева Т. С.
       С 1996 по 2000гг училище возглавил Андреев Л. Г. зам по УПР Резников Ф. А. зам по УВР Саулина И. Р.
        С 2000г училище возглавил Сахаров Ю. В., должность заместителя по учебно - воспитательной работе была упразднена, а зам. по УПР Резников Ф. А. до 2006г, Касьянов Э. И. до 2020. А сейчас Матов М. А.
 За время работы училища в его стенах подготовлено более 20000 тысяч специалистов разных специальностей для народного хозяйства страны. Почти вся информация по руководящему составу предоставлена Резниковым Ф.А.
   
      Великую Отечественную войну ст. Татаурово встретила небольшим посёлком, на момент образования 1940г Прибайкальского района, в Татаурово насчитывалось
54 двора и 195 жителей. Для сравнения, к 1920г в селе насчитывалось только 20 дворов и 6 деревянных казарм.
Из села на фронты Великой Отечественной войны было призвано и ушло 74 человека. Из них не всем суждено было вернуться в родное село, 29 человек погибло, 15 пропали без вести (по сведениям книги памяти). Получается больше
половины из призванных отдали свои жизни защищая рубежи нашей Родины.
             
                ПАМЯТИ ПАВШИХ БУДЬТЕ ДОСТОЙНЫ.
                ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ПАВШИМ ГЕРОЯМ!
1.    Аверкову Якову Андреевичу
2.    Антонову Фадею Савельевичу
3.    Астраханцеву Андрону Лукичу
4.    Вергасову Зауру Ивановичу
5.    Егошину Георгию Георгиевичу
6.    Зубову Александру Васильевичу
7.    Касьянову Александру Семёновичу
8.    Кирееву Пётру Прокопьевичу
9.    Кирикову Пётру Поликарповичу
10.  Колосовскому Николаю Фроловичу
11.  Кривину Пётру Ивановичу
12.  Кузнецову Константину Ивановичу
13.  Логиновскому Льву Васильевичу
14.  Попову Николаю Фёдоровичу
15.  Попову Николаю Феоктистовичу
16.  Попову Николаю Ивановичу
17.  Селину Владимиру Степановичу
18.  Скатову Константину Федоровичу
19.  Соловьёву Борису Никитовичу
20.  Старцеву Василию Корниловичу
21.  Таракановскому Михаилу Степановичу
22.  Тарасову Якову Петровичу
23.  Тютрину Николаю Дмитриевичу
24.  Фролову Александру Николаевичу
25.  Хмелюк Иннокентию Емельяновичу
26.  Черепанову Василию Петровичу
27.  Черепанову Николаю Зиновьевичу
28.  Чукрееву Павелу Петровичу
29.  Яворскому Николаю Ивановичу
       
           пропавшим без вести
1 Астраханцеву Якову Лукичу
2 Бурдуковскому Николаю Капитоновичу
3 Кононову Сергею А…
4 Кузнецову Гавриилу Ивановичу
5 Кузмину Илье Дмитриевичу
6 Наделяеву Иннокентию Степановичу
7 Попову Александру Ивановичу
8 Попову Ивану Анфиногеновичу
9 Седяеву Николаю Ивановичу
10 Тарасову Василию Петровичу
11 Пахомову Николаю Ивановичу
12 Бурдуковскому Гавриилу Андреевичу
13 Ахулаеву Михаилу Андреевичу
14 Рубцову Александру Дмитреевичу
15 Макарову Георгию Петровичу

Список участников в Великой Отечественной войне
вернувшихся с поля брани и проживавших на ст. Татаурово,
       Слава Героям:
1 Андронову П. Р.
2 Антонову Ф. с.
3 Аверкову В. А.
4 Аверкову Я. А.
5 Астахову Н. С.
6 Антонову А. И.
7 Астрахонцеву А. И.
8 Астраханцеву Я. Л.
9 Ахулаеву М. С.
10 Агранат В. Н.
11 Баландину В. М.
12 Батышеву С. А.
13 Безбородову Л. П.
14 Белкину И. К.
15 Белоусову М. С.
16 Белых М. С.
17 Богданову Д. Н.
18 Болдыреву Г. Н.
19 Бурлакову С. П.
20 Бурдуковскому Г. А.
21 Бурдуковскому П. А.
22 Борисову П. Е.
23 Веселкову Л. П.
24 Волошкову И. С.
25 Ворожцовой Ф. Ф.
26 Воротникову Н. И.
27 Вячину Е. М.
28 Дегтарову Р. А.
29 Дорожееву Ф. А.
30 Дорохину Г. М.
31 Доценко С. Т.
32 Егошину Г. Н.
33 Зубову А. В.
34 Зеленовскому И. Г.
35 Зеленовскому Ф. к.
36 Зеленовскому Г. Ф.
37 Касьянову А. С.
38 Касьянову С. Е.
39 Касьянову Г. Е.
40 Касьянову В. М.
41 Кашину Е. Г.
42 Кирееву П. П.
43 Кирикову М. П.
44 Кирикову П. П.
45 Кирикову Н. С.
46 Кирикову П. С.
47 Кириллову Г. А.
48 Колосовскому Н. Ф.
49 Кононову С. А.
50 Кривину П. И.
51 Кузнецову К. И.
52 Кузьмину И. Д.
53 Кобылкину А. И.
54 Кожину В. Д.
55 Колмакову Г. Н.
56 Колмакову Г. Н.
57 Колоколову Ф. И.
58 Коновалову И. Н.
59 Коновалову Н. Н.
60 Коношонкину А. Ф.
61 Коношонкину А. Г.
62 Коношонкину Г. А.
63 Корнейчук А. И.
64 Коробову Н. И.
65 Кочетову М. П.
66 Кравцову Г. П.
67 Кравченко А. И.
68 Корнееву С. Т.
69 Капустину П. Я.
70 Логиновскому Л. В.
71 Матросову Ф. Н.
72 Мишустину И. Д.
73 Макарову Г. П.
74 Молокову В. Н.
75 Молокову С. К.
76 Мурзину С. И.
77 Наделяеву И. С.
78 Насникову И. П.
79 Николаеву С. М.
80 Окуневу А. И.
81 Орлову А. М.
82 Попову И. А.
83 Попову Н. Ф.
84 Попову Н. И.
85 Попову Н. Ф.
86 Попову Г. Ф.
87 Попову П. А.
88 Попову П. А.
89 Попову Р. С.
90 Попову В. А.
91 Пичугину Р. Ф.
92 Пичугину В. Ф.
93 Подрезову Г. Н.
94 Патрахину Д. Н.
95 Патрахину К. Д.
96 Патеюк В. М.
97 Распопину Г. Н.
98 Рогову Д. И.
99 Рябову М. В.
100 Рубцову А. Д.
101 Сахаровскому Г. Ф.
101     Седяеву Н. И.
102     Скатову К. Ф.
103     Слугину П. Е.
104     Солдатову С. Я.
105     Старцеву В. К.
106     Соловьёву Б. Н.
107     Селину В. С.
108     Селихову С. В.
109     Тарасову В. П.
110     Тарасову И. П.
      111  Тарасову Я. П.
      112  Тютрину Н. Д.
      113  Тимко С. И.
      114  Тимошенко Т. И.
      115  Тихонову Г. Г.
      116  Тихонову П. Р.
      117  Таракановскому М. С.
      118  Угрюмову И. А.
      119  Угрюмову М. П.
      120  Усольцеву А. А.
      121  Федотову С. И.      
      122  Фролову А. Н.
      123  Фролову В. Н.
      124  Фролову Н. Ф.
      125  Фролову Г. Ф.
      126  Фролову Н. Ф.
      127  Хмелюк И. Е.
      128  Хандархаеву И. Е.
      129  Хмелёву А. П.
      130  Хорько А. В.
      131  Хорько Г. В.
      132  Хорько Е. В.
      133  Хорько Н. В.
      134  Хребтову Е. И.
      135  Черепанову В. П.
      136  Черепанову Н. З.
      137  Черепанову А. В.
      138  Черепанову З. Л.
      139  Черному И. Д.
      140  Чикину Г. Г.
      141  Чумакову А. А.
      142  Чумакову А. Ф.
      143  Чукрееву П. Ф.
      144  Чукрееву М. А.
      145  Шангину Г. А.
      146  Шипицыну Н. М.
      147  Шешукову Г. П.
      148  Шорохову П. Г.
      149  Яворских Н. И.
      150  Ядрову М. А.

    С честью исполнив свой ратный долг. Они, не взирая на своё состояние и здоровье (раненые, с остатками чужого металла в теле, инвалиды, контуженные) с полной отдачей оставшихся сил, взялись за восстановление разрушенного за годы войны, народного хозяйства. А им помогали вдовы и дети войны, которые на своих хрупких плечах, выносили все тяготы войны, порой не посильным, даже для здорового мужского плеча трудом.
И благодаря этой помощи не только в суровые годы войны,
но и в не менее трудные послевоенные годы сумели преодолеть, все тяготы, выпавшие на долю этого поколения.
Я позволю себе, из общего списка, воинов - героев, имевших высокие государственные награды: вернувшихся с полей войны с орденами и медалями, больше внимания уделить одному из них. Так как речь идёт о станции, то я хотел бы рассказать о Чикине Георгие Гавриловиче, уроженце Брянской области с д. Осоцкая, приехавшего на ст. Татаурового после демобилизации в 1945 году. Почти сразу его отправили на курсы повышения в г. Иркутск. После возвращения, в 1946 году его назначили, начальником станции и он ей руководил бессменно в течении 31 года в плоть до выхода на пенсию.
После Чикина Г.Г. на должности начальника станции были:
     Тимко
     Чёрная Г.А.
     Бурмакина Т.В.
     Казакова О.Г.
     Макотра Д.
     Старицын
     Гвоздянский С.В.
     до Чикиной – Гражданиновой Е.В. внучки Георгия Гавриловича. начальника станции в настоящее время. 
            
         ЧЕСТЬ и СЛАВА нашим ДЕДАМ и ОТЦАМ!   

                Татаурово моё.
                На просторах федерации,
                Не деревня, не село,
                Небольшая станция.
                Из твоей земной груди,
                Я с рожденья соки пил
                И твоих просторов ширь,
                На вечно полюбил.
                В мою душу ты вложила
                Материнскую любовь,
                Дорога, ты мне, любима,
                Что вернулся к тебе вновь.
                Ты со мной, как мать делилась,
                Своей скромной красотой,
                Ты во сне мне часто снилась,
                Как в разлуке был с тобой.
                Ты прости, мою измену,
                Что покинул я тебя,
                Простояв пол жизни смену,
                На посту в других краях.
                Татаурово моё,
                Небольшая станция,
                Может быть и небольшая,
                Но моя дистанция.
 
    Жителям села от всего сердца желаю: МИРА, СЧАСТЬЯ,
ПРОЦВЕТАНИЯ! И продолжать нести свою трудовую деятельность во благо нашей Родины, и защищать от врагов её святые рубежи по примеру наших предков. 
Житель ст. Татаурово Хмелёв Геннадий  Яковлевич.
   
       использованная литература:
   1. Биография Карбышева Д.М. Википедия
   2. Генерал Карбышев Евгений Решин.
   3. Дунаев Я.А. О людях Прибайкальских селений. газета "Прибайкалец"
   4. Жалсараев А. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии
      17 - 20 вв. У-Удэ 2001г.
   5. Затеев А.К. Козин А.З. Книга Памяти Прибайкальского р- на У-Удэ 2002г.
   6. Затеев А.К. Затеева Н.А. Прибайкальский район 1646- 2009 У - Удэ 2009г.
   7. История Сибирского тракта. Великий кандальный путь. Википедия.
   8. Матов М.А.  История села Татаурово. Краеведческий портал 15.03.2012.
   9. Материалы Архива Прибайкальского р - она.
   10. Московско - Сибирский тракт. Википедия.
   11. Материалы Центрального Государственного Архива Республики Бурятии.
   12. Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии. У-Удэ 1969г.
   13. Орлов Л.Г. Итанцинская Спасская церковь 18 века. У-Удэ 2013.
   14. Толкач М. "Итанца - речка с шиверами" газета "Прибайкалец"


Рецензии