Чемпионат. Выбор председателя жюри Н. Бесфамильной
С вами ведущая Елена Чалиева.
Продолжаю публиковать шорт-листы и комментарии членов жюри Чемпионата. Вторым ко мне поступил шорт-лист председателя жюри Надежды Бесфамильной. Надежда не пожалела своего времени и провела очень большую работу – дала комментарии ко всем сорока трём стихотворениям лонг-листа, вложив в обзор частицу своей души. Считаю, что это – один из лучших обзоров, которые когда-либо были опубликованы на площадке «СКП».
Итак, шорт и комментарии Надежды Бесфамильной.
Всех приветствую, друзья!
В моём понимании конкурсы на площадках поэтических порталов, особенно конкурсы с участием стихов, никогда ранее нигде не публиковавшихся и подаваемых в условиях анонимности – это не столько гонка за победой (хотя, конечно же, победа желанна для каждого участника, но все мы понимаем, что она условна – в данном месте, в данных обстоятельствах и в данном кругу участников, читателей и экспертов). Важнее, мне кажется, всё же другое – конкурс как повод обменяться мнениями о качестве стихов, о впечатлении, которое производят они на каждого отдельного читателя, как, порой совершенно неожиданно для автора, считываются их смыслы. Это ещё и возможность для авторов услышать эти мнения и принять их к сведению – и похвалы, и критику. При этом я ни в коем случае не беру на себя роль судьи в последней инстанции, я просто в этот раз - дежурный по подъезду СКП в многоквартирном доме поэтических площадок сайта Стихи.ру, излишне любопытный и, возможно даже, привередливый, но никогда не предвзятый и благодарный всем участникам конкурса за лояльность и доверие. Ведь это я не знаю ваших имён, дорогие анонимы, а вы моё имя знаете и несёте сюда стихи. И, конечно же, имеете возможность и полное право прийти на мою страницу и написать всё, в том числе и нехвалебное, что вы думаете о моих стихах.
№1 «Марафон осознанного счастья» Алексей Прохоренков http://stihi.ru/avtor/alexpro
Страсти, со старта умчавшие, быстро выгорят, –
Спринтер не сможет выдержать марафон –
Блажь обойдут надёжность, комфорт и выгоды,
Всё предсказуемо кончится – думал он,
И терпеливо ждал,
чтоб она набегалась,
Плыл по течению жизни, мостов не жёг.
В грёзах лелеял взаимность любви и преданность,
Не забывая поддерживать форму ног.
Время летело, почти не касаясь ленточек,
Свой марафон семенила трусцой страна,
В будничный день,
в ежедневниках не отмеченный,
Вышел бежать – на пороге стоит она.
Сполох усталого взгляда блеснул покорностью.
Тихо вошла и осталась,
шепнув «прости» –
Ах, долгожданного счастья финал и «золото»,
Веришь вам слепо – вы слепите нас в пути.
Вспыхнуло снова – они друг для друга созданы,
Словно цинга и кислица-крапива-сныть.
Правильно мыслить,
питаться и жить осознанно,
Глупо не бегая – стала его учить…
Днём под пятою веганки своей – язычницы
В жадное небо косится, когда над ним
Неторопливо, с издёвкой плывут яичницы
(«жадное» –
потому что с желтком одним).
Вечером хочет сбежать в холодцы туманные
За горизонт, где крадётся издалека
То ли дымок шашлыка с городской окраины,
То ли давненько не бегавшая тоска.
Очень даже! С оскоминой жизненного опыта, набеганной упругостью икроножных мышц и усталостью миокарда. Ленточка моя финишная, всё пройдёт, и ты примешь меня (с). Свобода от страстей молодости как осознанная необходимость зрелости. Но как потянуло вдруг на шашлычок и всё такое... Есть настроение, есть философия жизни в ироническом воплощении, есть красивое и образное развитие мысли. Есть история, хорошо рассказанная, что очень важно в сюжетных стихотворениях. И рифмы интересные, умелые, от точных до слегка ассонансных (выгорят – выгоды, марафон – думал он, созданы – осознанно, ленточек – отмеченный). И правда: тоску ноги кормят. Мне нравится.
№2 «*** (Я учил тебя, Феечка...)» Нина Баландина http://stihi.ru/avtor/ninabalandina45
Я учил тебя, Феечка, не разбрасываться, творя добро.
Каждому понемногу, зато у всех… вместе…
Всё, что могло приключиться, класть на видное место,
А не птичек подкармливать,
Выставлять для прохожего-перехожего калики -
За порог.
Где кольцо-перевертыш? - молчишь: опять неизвестно.
А нам бы сейчас пригодилось: хоп! - и в другом подъезде,
Над морским простором. нездешней крыше…
Опять обижаешься.
– Слушай, - слышишь, -ты обещала не говорить того, что не сбудется
И забыть этот город, который бесценно мил
За горизонт уводящей широкой улицей,
Нарисованной стайкой пёрышек для цветных чернил.
А к нему этот двор, при котором и ныне маемся,
Распознать пытаясь ранги пажей, фрейлин…
Ах ты, девочка-Феечка, так скучающая по равенству:
«Если ты меня ... - Я тебя тоже…» - Люблю!.. любил…-
Разве забыть нам этот счастливый май,
Где фонтаны на солнце слепят золотыми брызгами,
Горизонт уплывает все дальше… Не унывай, -
Мы еще налюбуемся им. Не издали.
……..
Эта вечная Феечка, - фэнтези экшен,
За которой спешим мы то лётом, то пешим.
За мгновенье до таинства, опоздав на мгновение. -
Горизонт невозможностей….
Безнадзорные гении…
Что, собственно, можно сказать о смыслах этого, взъерошенного как воробей, стихотворения, если Автор сам подвёл под ним черту и всё разъяснил? Игра воображения, иллюзия, химера наших мечтаний, «за которой спешим мы то лётом, то пешим» (Кстати, интересное созвучие внутри строки: спешим – пешим). С ней, этой игрой воображения, сложно, но без неё – невыносимо и бессмысленно. Весь текст, предшествующий заключительному четверостишию – сбивчивое, но вполне осмысленное перескакивание этого воробья с ветки на ветку размышлений.
Лоскутный текст, пэчворк – наверное, это будет самая точная для меня характеристика этого стихотворения.
А неплохо получилось! И это прехитренное равенство нравится: «Если ты меня ... - Я тебя тоже…» - Люблю!.. любил…- сколько в нём живости, какой узнаваемый торг.
Хорошее.
№3 «*** (Там, за горизонтом, опять...)» Нина Баландина http://stihi.ru/avtor/ninabalandina45
Там, за горизонтом, опять у кого-то кончилось время,-
Просят взаймы. Протяни руку помощи:
Пусть без помех наше всё вернется туда, откуда пришло.-
Пусть порадуются, удивятся, что можно жить и так,
Как у нас получается:
Верить в светлое будущее, которого никогда не будет.
То есть, оно, конечно, будет, но почему-то обязательно потом.
-" Потом" …"потом"… "потом"… -
Опять эти помехи…
И когда только успели запеленговать
Нашу бесконечность.
Не будучи большим знатоком и любителем верлибров, читаю и чувствую, что мне нравится, и даже объяснять не берусь, почему – шумовые помехи, возможно, и мешают расслышать слово в слово то, что хотел сказать Автор/ЛГ, но заставляют задуматься о различных смысловых вариантах этого мессиджа. А ещё о том, что «потом» ежесекундно превращается в «сейчас»…
№5 «Алия 90-х» Елена Чалиева http://stihi.ru/avtor/chalieva
Они торопились, пока не закрыли
лазейку в стене, выпускают пока.
С недрогнувшим сердцем сдавали в ОВИРе
ненужные больше свои паспорта.
Дарили знакомым любимые книги
(Зачем там на русском? И стоят гроши.),
учили иврит, закупали вериги –
«Зениты», будильники, карандаши.
Везли, чтоб продать и суметь перебиться –
потом станет легче, сытней и теплей.
Но как увезти все объятья и лица
друзей, однокашников, учителей?
Легко на словах, да не просто на деле
менять свой насест на чужой парадиз…
Они уезжали, надеясь, надеясь
на долгую мирную жизнь впереди.
А вот здесь всё понятно, всё жизненно, представимо и достоверно. Не верится только в недрогнувшее сердце при сдаче паспорта в ОВИРЕ. Это же как надо было его натренировать, какое самообладание и самоубеждение иметь… Или у самого сердца сработало чувство самосохранения. Это действительно только на словах легко. Хорошее стихотворение. Совпало: как раз в эти дни перечитываю воспоминания Эллендеи Проффер Тисли «Бродский среди нас», где автор подробно описывает этот период жизни Иосифа Бродского – момент отъезда из СССР и последующего врастания в эмиграцию. Интересная во всех отношениях книга не только о Бродском, но об эпохе в целом, глазами американки, рекомендую всячески.
№6 «Письмо» Надежда Свет-Ляксевна http://stihi.ru/avtor/Nadik&book=1#1
Пульс вздувается в вене височной,
и под утро лишь
Ты не вспомнишь мой голос,
Но почерк!.. Вряд ли спутаешь.
Время сморщит мое лицо,
лик забудется,
Анонимное письмецо,
перепутица.
Нам по ней суждено идти
только порознь,
Горизонт проглотил в пути
нашу молодость.
Где патетика моего стиха
воплощается,
Дождь смывает остатки сна,
небо плавится.
Чтоб мосты не сжигать в сердцах
знаешь сто причин.
Мы ж на разных с тобой языках
об одном молчим...
Солнце явится - погляжу
в небо синее,
Горизонтом к тебе лежу,
его линия
Бесконечно уходит вдаль.
Сердце (экий черт)
Замирает... И вдруг - удар,
По больному бьет!
По забытой давно любви,
и по вещим снам.
Али чудится? Je vous prie,
Чио-Чио-сан!..
Кто-то спросит: безумный бред
я зачем пишу?
Ты же знаешь, что правды нет.
В сердце белый шум
Растекается медом по нутру,
эхом отдает.
Ты получишь письмо к утру,
И печаль пройдет.
Сколько раз перечитывала это стихотворение, столько раз нахожу в нём новые места, на которых зависаю от удовольствия. В этот раз: «Горизонтом к тебе лежу» - какая оригинальная находка! (Надо попробовать;) А до этого, при самом первом прочтении:
Али чудится? Je vous prie,
Чио-Чио-сан!..
И ещё:
Анонимное письмецо, перепутица…
И потом:
В сердце белый шум
Растекается медом по нутру,
эхом отдает.
Как точно передано чувство обострённого сердечного томления, усиленного по причине несбыточности, невозможности долгосрочного счастья быть вместе.
Удачно выбранный ритмический рисунок стихотворения только добавляет вибраций моему внутреннему звукоснимателю, расположенному где-то глубже ушных перепонок. Парочка ритмических сбоев не мешает – это как иголка на любимой пластинке подпрыгнула и снова опустилась на поверхность, но ты знаешь, что там есть, что там должно быть, какие слова и ноты проскочили не услышанными.
Хочется дождаться снятия масок и узнать фамилию анонима. Мне очень понравилось!
№7 «*** (О, сколько раз писал...)» Васина Валентина http://stihi.ru/avtor/vasilina52
О, сколько раз писал о Бабьем лете!
Что не сравнить ни с чем его теплынь,
Когда небесный купол счастьем светел,
И можешь в благодати плыть и плыть,
Не думая: «Что там, за горизонтом?
Какие наступили времена?»
Из ярких красок день осенний соткан,
Настойкой в сентябре согрев меня.
Щекочет нос приятно паутина,
Не спящего до срока паучка,
И бабочка в родных ей палестинах
Нектары пьёт в цветочных пятачках.
Блестит на солнце гладь спокойной речки,
Надёжен мост, целёхонек замок,
Скрепляющий навечно, безупречно
Двоих, дающих верности зарок.
Мгновение тягуче сладко длится,
Реальность приближается ко сну...
Вновь Бабьим летом выткана страница,
Ища, как прежде, истину одну...
Первая строка стихотворения исчерпывающе говорит сама за себя и за тысячу обращений поэтов к теме бабьего лета. Но и в читанных нами всеми арабских сказках ночей не тысяча, а тысяча и одна. А чем поэты хуже сказочников? Пусть будет и это тысяча первое бабье лето, тем более, что получилось красочно, светло и немного ностальгично. И мост остался целёхонек - в несоблюдение заданной темы;
Единственно, мне кажется, что строка «Настойкой в сентябре согрев меня» звучала бы лучше и поэтичнее так: «Настойкой сентября согрев меня».
№8 «Разве что…» Марина Быстрова-Докс http://stihi.ru/avtor/260852m
Разве что, с географией было плохо,
Школьный учитель открыл на уроке нам,
Что горизонт – обман, только я, дурёха,
Твёрдо решила проверить: а что же там?
Кто побывал, те зря прилагали силы -
Предупреждали, кричали: постой, не лезь!
Но голоса их словно прибоем смыло,
Как ни старались, с упрямой не сбили спесь.
Чёрт ли владел чертой или, может, дьявол,
Или была одержима игрой сама,
То ли характер выбора не оставил -
Сопротивлялся «неверующий Фома».
Вот, наконец-то, стою на краю провала!
Там, за чертою, такое открылось! Ой…
И поклялась, вернее, пообещала:
Больше я за грань запретную – ни ногой!
На краю провала – это ещё не в провале, нужно было всё же попробовать – а вдруг бы птицей получилось взлететь? Рано ЛГ испугалась, рано. Так можно и в старых девах остаться. На этом закончу;
Кстати, всем кто не смотрел, очень советую посмотреть фильм Ивана Соснина «Далёкие близкие» про учителя географии, который никогда никуда не ездил, и вот… Добрый и трогательный фильм. И очень, очень в тему!
№9 «*** (В недолгом таянье рассветном...)» Наринэ Карапетян http://stihi.ru/avtor/brassalida
В недолгом таянье рассветном
кристальной ясности воздушной,
когда, смягчая силуэты
топленым маревом, приглушат,
дрожа, слоистые эфиры
все многоцветье предначальной
неспешной осени – отринем
печаль и, не спеша, отчалим
в том золотом потоке света,
которого почуяв плотность,
не убоимся пируэтов
судьбы, свою приемля сродность,
пока течение тягуче,
и нас относит прочь от суши,
и снова не откроет случай
кристальной ясности воздушной.
Похоже на упражнение. Автор справился с этим эквилибром высказывания одной фразой, нигде не споткнулся. Получилась витиеватая, возвышенная и устойчивая конструкция, интересная с точки зрения формы, но затруднённая для понимания.
№10 «*** (там за горизонтом...)» Алекс Колфилд http://stihi.ru/avtor/nishkni
там за горизонтом
догорит заря
может быть и он там
узник сентября
гнаться бесполезно
сожжены мосты
из щелей полезла
жижа темноты
чёрной кошкой ластясь
подступает жуть
почему же я здесь
до сих пор сижу
благодать простую
выело огнём
сердце бьётся вхолостую
если не о нём
Ну не понимаю, зачем этот частушечный вывих в предпоследней строке! Весь домик стихотворения с отличными рифмами развалился на глазах. Простите, Автор. То, что должно было стать вишенкой на торте, стало её косточкой.
№11 «*** («Не в сети» целый день...)» Дмитрий Куваев http://stihi.ru/avtor/emperortaro
«Не в сети» целый день, перед ним ворда лист
на экране дисплея, он светел и чист.
Он ещё не запятнан, мигает курсор
для рифмованных мыслей раздолье, простор.
Но слова не приходят воздушны, легки,
как бывало не раз, с чьей-то лёгкой руки
от земли отрывалась и словно шутя,
ввысь летела душа. Так рождалось дитя.
Ведь стихи - те же дети. Ему ли не знать?
Похититель сердец, поэтический тать.
От окна до стены однокомнатный рай
на восьмом этаже. Подоконника край
неудобный, присел покурить у окна.
Слава в прошлом осталась. Его в том вина?
Село солнце. Луна из задёрнутых штор
светит тускло, устало глядит в монитор
выметает страницу нещадно метлой.
От окна к табурету прокуренный, злой
он шагает устало. И нервно дрожит
его веко. Дисплей, электронный магнит,
источает холодным мерцанием свет,
мертворожденный слог. Постмодерна поэт
закрывает страницу. Аккаунт его
не расскажет теперь никому ничего.
Тишина. Мельтешение строк и страниц.
Сетевое содружество. Множество лиц.
Забывается всё, но хранит интернет
его дольник свободный и стройный сонет.
«…ветер стонет в ветвях, пожелтелой листвы
обрывает ладони. Проходите Вы
здесь, как будто бы только впорхнули в окно.
Это авторский стиль. В чёрно-белом кино
Вашу спину и плечи закрыл чей-то зонт.
Смена кадра. Клин в небе, за ним горизонт.
Крупный план на лицо и сплетение рук.
Что ж… Сценарий не плох. Это драма разлук.
Вас снимают в кино, вход в окно только трюк.
В павильоне Мосфильма, подвешен на крюк,
декоратор трясёт пожелтелой листвой.
Журавли. Горизонт. Мне пора. Вы со мной?»
Что ж… Сценарий не плох. С замахом на психологическую драму о творческом кризисе личности, старательно запутанную автором посредством совмещения двух параллельных реальностей. (Сеть как среда творческого обитания спокойно может быть заменена на любой другой ареал самореализации, как и вид творчества с поэзии на музыку, живопись, кинематографию и т.д.) И окон здесь не одно, а два – одно в комнате квартиры, с неудобным для сидения подоконником, и второе – на экране монитора. Закрыть второе и выйти в первое. Так захотела сработать моя читательская фантазия.
Читается тяжеловато, для того чтобы понять все коллизии этой истории, приходится то и дело возвращаться к предшествующим пассажам. Но на то и существует жанр психологической драмы.
№12 «*** (огнедышащее зарево...)» Алекс Колфилд http://stihi.ru/avtor/nishkni
огнедышащее зарево
догорающих мостов.
на окне моём слеза его.
он решился. он готов.
со своей душой запаянной
он играл 'в какой руке',
друг на друга тени лаяли
у него на потолке.
с кем-то вижусь, что-то делаю.
скоро ляжет первый снег.
головешка обгорелая,
деревянный человек.
ничего - умылся, вытерся.
в кране тёплая вода.
завтра в зеркале увидимся,
как всегда
А это прочиталось как продолжение предыдущего стихотворения (№11) – не один ли автор написал эти стихи, или это окно меня попутало?
«Он решился, он готов» звучит устрашающе, но возможность выбора – «он играл - в какой руке» - всё же осталась. Как просты бывают выходы из казалось бы неразрешимых обстоятельств – умыться и вытереться, отпустить от себя ситуацию. А утро вечера, как известно, мудренее. Нелицеприятные разговоры с Альтер Эго (лающие тени на потолке – отлично!) необходимы и неизбежны, но к этим практикам рекомендуется подходить с осторожностью.
В коротком стихотворении отрывистыми, но выразительными мазками сказано многое о кризисных моментах, которые время от времени случаются в жизни каждого человека. Написано легко и читается легко.
№13 «В солнечный осенний день» Валеева Мария http://stihi.ru/avtor/marusa13
За горизонтом неспешно и тихо скрываются облака.
Падает синь в глаза. Очнувшимся от печали
Видишь себя. В полёте маленького листка
Растворяешься. Машешь птицам. Рассматриваешь детали
Танца солнечных пятен среди колосков травы.
Ветер в деревьях аккомпанирует скрипу крыши.
Музыка осени сорвалАсь с натянутой тетивы.
Слышишь её мелодию?
Мне важно, чтобы ты слышал.
Красивая ритмика длинной строки, позволяющей вместить в достаточно короткий текст много деталей; но тесно от них не становится, горизонт просматривается насколько глаз хватает, однако вся эта элегичная и монументальная красота слышится скорее в неспешной (как облака у Автора) и спокойной версии adagio, чем в быстром presto, на которое указывает строка «Музыка осени сорвалась с натянутой тетивы». Для срывания с натянутой тетивы (а это для музыки безусловно высокая скорость) здесь не хватает переломного момента в происходящем в природе, какого-то маленького триггера, видимого или невидимого, но заставляющего принять неоспоримость окончательного прихода осени. И только чуткий слух духовного взаимопроникновения способен распознать этот неуловимый момент. Надеюсь, что адресат услышал.
№14 «Забытые стихи» Жанна Лебедева http://stihi.ru/avtor/joujou
Я не читаю твоих стихов,
раньше читала, теперь перестала.
Так оно длится испокон веков:
острый клинок вдруг становится
ржавым металлом.
Снова я весела и легка,
и не хочу быть угрюмо-молчащей.
Я не о том, чтобы от счастья
прыгать до потолка,
только о том, чтобы не думать о тебе
почаще.
Я не читаю твоих стихов,
не пишу о тебе, для тебя,
не вспоминаю, когда
кто-то напомнит.
Я не из тех, кто будет
рыдать в ночи,
твое вниманье
снисходительно терпя...
Блокнотный лист
зигзагом
ветер резко и отчаянно заломит.
Самовнушение вещь хорошая, гораздо лучше саморазрушения на почве несчастной любви. Только и остаётся пожелать удачи ЛГ на этом пути. Впереди – жизнь!
№15 «Беспамятство» Арина Яковлева http://stihi.ru/avtor/yrisha
Мосты не горят, пока существует память -
Банальность, из аксиом жизненных.
Имя всплывёт в телефонной раме -
Тоже из памяти, безукоризненной.
Сжигание мостов - всего лишь метафора,
Забывания поэтичная демонстрация.
Разошлись корабли, лодка разбилась -
Из того же набора романтических демаркаций.
Откуда-то из ноосферы транслируют смутно:
Ялта, встреча на Эльбе, разрядка, обмен шпионами.
Чёрно-белая хроника в кадрах лоскутных,
Стёртая из сознания миллионов.
Не долго ещё, и, по неведомому приказу,
Из сонных архивов достанут тома для слезливых римейков.
Позабудется ужас беспамятства в сиянии чистого разума,
Вспомнится все в непрерывной истории склейке.
Пришлось перечитать неоднократно, чтобы связать воедино тезисы автора на тему сжигания мостов. Связующим звеном для меня оказалось слово «демаркации» - мостиком перекинувшееся из сферы романтических отношений в пространство войны. Историческая память, искажение правды в человеческом сознании. Последнее четверостишие для меня сумбурно и противоречиво. Неведомый приказ – почему неведомый, с чьего «неведома» отдан? Архивы – почему сонные? Римейки – почему слезливые, если они помогут возродить (склеить) историческую память, эпитет им нужен другой. Сложновато написано.
№16 «Связь» Валеева Мария http://stihi.ru/avtor/marusa13
Я и ты – берега реки:
Тут – обрывистый, там – пологий.
Умывают нас ручейки,
Веселят болтовнёй пороги.
По извиву цветных полос
Мы поблизости, но не вместе.
В крыльях птиц, мотыльков, стрекоз
Посылаем друг другу вести.
Тянут руки наискосок
Ивы, станы клоня к обрыву.
Между нами бурлит поток,
Под движением торопливым
Сохраняя простой секрет:
Пусть преграде мы и покорны,
Но отдельных сторон здесь нет.
Расстоянием иллюзорным
Разлучённые с высоты, –
Прочно связаны влажной глиной.
Что сожжённые нам мосты,
Если мы под водой едины?
Что сожжённые нам мосты,
Если мы под водой едины?
До гениального просто, но попробуй додумайся до этого. Автору браво за эту строку!
№19 «Не болит» Надежда Новицкая http://stihi.ru/avtor/moriarty3
Короткий день, как ручеёк, иссох,
закат стекает мёдом спелых сот,
лаская колокольца жакаранды.
Казалось, навсегда затянет стынь,
когда сгорят избитые «мосты»,
но глянь — цветы и тёплая веранда.
А помнишь — вниз по косогору, вброд?
(В пучинах крон цикадный хоровод
без умолку стрекочет, и без толку,
и, обходя воспоминаний сонм,
мысль о тебе скользит, как рыба-сом,
чтоб спрятаться глубоко и надолго).
А помнишь — вплавь? Но больше не болит.
Водоворот был жёстче, чем болид,
что не фатален, хоть ещё блистает,
высвечивая берег и песок,
почти размытый след ноги
босой…
Вот дураки! Ходили бы мостами!
Сколько лёгкости и изящества, как просторно автору в рамках заданной темы – эти рамки ему ни капельки не жмут и, кажется, даже с готовностью принимают желанную форму, подстраиваясь под движение мерцающей мысли – так платье, безвольно висящее на одёжных плечиках, преображается на красивой женской фигуре и преображает женщину.
мысль о тебе скользит, как рыба-сом,
чтоб спрятаться глубоко и надолго
Спасибо автору за это маленькое чудо!
И да: жакаранда – чудесное украшение на платье стиха!
№20 «Го» Дмитрий Мальянц http://stihi.ru/avtor/rifle555
Игра, конечно же игра,
Стать мягким пухом, острым жалом,
С улыбкой заглянуть за грань
Чего- то нового пожалуй.
Дуть на узлы и молоко,
Гулять дождём по бездорожью
И падать с лёгких облаков
Задумчивой коровкой божьей.
Царапать ветром витражи,
Расти цветком в стволах орудий,
Смотри, она такая жизнь,
Второй, увы, уже не будет.
Игра, забавная игра,
Совсем несложная по сути,
На чёрных клетках белый храм
И нет ни жуликов, не судей.
Быть игроком великий дар,
Ты режиссёр и нервный зритель,
С рассветом будишь города
Включая Солнце на орбите.
Жалеешь всех бескрылых птиц,
Зовёшь к себе бездомных кошек...
За горизонтом снег летит
На перья ангела похожий.
А вот здесь я не могу не поделиться одним своим воспоминанием. Однажды в Бюро переводчиков, где я работала, пришла клиентка с заказом – нужно было перевести с немецкого на русский язык инструкцию к игре Го. (Не спрашивайте, почему с немецкого, видимо потому, что куплена она была в Германии). Перевод был не из лёгких и требовал вникания в правила игры, понять которые, не имея самой игры перед глазами, было не так просто. Перевела, куда деваться. И этот эпизод наверняка бесследно исчез бы из моей памяти, если бы клиенткой не оказалась актриса театра «Современник», подарившая мне в благодарность за старания билеты на только что вышедший, но уже гремевший тогда спектакль «Крутой маршрут» по воспоминаниям Евгении Гинзбург о сталинских репрессиях (со звёздным актёрским составом, она в этом спектакле тоже была занята) и ещё билеты на спектакль «Собачье сердце» в Московском Театре Юного Зрителя, ставшим невероятным театральным событием того же 1987-го года. (Фильм Владимира Бортко вышел на экраны годом позже). Художником этого спектакля был знаменитый муж этой актрисы. О билетах на эти спектакли можно было только мечтать – мне так повезло с игрой Го!
Спасибо автору за это стихотворение, где и режиссёр, и нервный зритель, и цветки в стволах орудий – всё для меня оказалось на месте. Хотя стихотворение, конечно же, не об этой игре. Вся жизнь игра с простыми, но очень сложными для исполнения правилами… Отмечу лёгкость письма и полётность мысли. Автору дано! Последние строки, откреплённые по смыслу от всего текста, отделённые визуально, всё же очень хорошо с ним связаны – ведь в начале стихотворения Автор нам предлагает «заглянуть за грань чего-то нового, пожалуй». Ненавязчивая подача темы, умелая.
№21 «Отдельно» Марина Русова http://stihi.ru/avtor/alienminchenko
Ты не идёшь за главным, потому что
тебе важней второстепенный план:
не оптом, а отмеренные штучно
сиреневых цветков колокола.
Отдельные ручьи, озёра, реки,
и горлицы, и рыбы, и зверьё,
и свет отдельный в каждом человеке,
отметившем рождение своё,
и каждый обозначенный им контур,
с веселием и горем пополам.
И небеса, что там, за горизонтом,
считают этот мир по головам.
Вот и здесь случай, когда лаконичность и абсолютное понимание того, что и как сказать, одерживают верх над долгими и многословными подходами к снаряду до взятия веса в некоторых стихотворениях лонга. Ну просто олимпийская классика – veni, vidi, vici. Отточенная штучка!
№22 «Там за горизонтом» Юрий Рехтер http://stihi.ru/avtor/urirr
Грешен, грешен человек
И боится, и страдает,
Раскаяние и грех
Беспрепятственно мешает
В суесловии речей,
Благостью и неведеньем,
Тихим пламенем свечей,
В мир отбрасывая тени,
На судьбу и на пути,
Неисповедимы в жизни,
Те, что нам дано пройти
От рождения до тризны.
Не мечтай и не молись,
Нет на свете выше драмы,
Чем небесный парадиз,
Нависающий над нами -
Отражение молитв,
Вожделенная отрада,
Воздаяний монолит
За земные камнепады,
За страдания и боль,
Аскетизм и неудачи,
И греховную юдоль,
Бьющую в плечо отдачей.
Душ невинных красота
Не останется забытой
И небесные врата
Будут им всегда открыты.
«РаскаЯние и грех
Беспрепятственно мешает» - эти строчки мне точно запомнятся, и я их буду цитировать по случаю и без случая.
Впрочем, всё стихотворение - кладезь цитат; Оно явно для отдельного конкурса.
№23 «Огонь» Алексей Ленивец http://stihi.ru/avtor/29121973
Можно долго смотреть на огонь.
Можно - вечно...
Оторвался осенний вагон
от конечной
остановки на ветке метро -
тополиной.
Оторвался, как утренний тромб.
Всё - едино.
Можно долго смотреть на огонь.
Не за далью
уплывает осенний вагон -
пропадает!
Полетели за ним мотыльки
посекундно
с этой стайкой - сожгут угольки
это утро.
Что ты замер?! Сорвись от крыльца -
ноги в руки.
Нет ни рельс, ни прямых, ни конца,
ни разлуки.
Ты успеешь, ты мастер погонь.
Но как ветер
можно даже подуть на огонь.
И - не верить...
Жёлтой грустью объяты мосты
и окраски.
Ты придумал вагон пустоты
и - остался
не снаружи: смотри, без тебя
одиноко,
мотыльки никуда не летят -
бьются в окна.
Волнующий размер, ударение на третьем слоге – так стучат колёса поезда. Строку «Нет ни рельс, ни прямых, ни конца», захотелось прочитать как «Нет ни рельс, ни прямых, ни коЛЬца», помня о том, что московское метро имеет радиальные линии (прямые), связанные кольцом. А кольцо ещё и как свадебное кольцо можно себе представить – ни кольца, ни разлуки - вообще здорово вписалось бы в контекст. Надеюсь, автор простит мне эти поползновения на его текст, я ни в коей мере не настаиваю. В любом случае стихотворение подхватило моё воображение и понесло его листом по ветру вслед за убегающим поездом неиспользованных возможностей. Но оторвавшийся утренний тромб – это всё же перехлёст, поскольку неминуемая смерть.
№24 «Атомная Леда» Дмитрий Куваев http://stihi.ru/avtor/emperortaro
Холст. Парит обнажённое тело.
Женской плоти его естество,
воплощённое кистью умелой,
претворяет творца торжество.
Там, где мысли легки и невинны,
где в полёт устремилась мечта,
закипают в крови эндорфины,
в зыбком воздухе мреет черта –
горизонт. Без конца и начала.
Предрешил так создатель всего,
и рука, что тебя начертала,
вознесла по веленью его.
Оцифрованный кодом двоичным,
растворимый в небесной дали,
нарисованный красками лично
на холсте Сальвадором Дали
свет гармонии атомной Леды.
Нет опоры под ней. Пьедестал
зависает. Преддверьем победы
над природою разума стал
белый лебедь. Блестит оперенье.
Метафизика бога - любовь.
Антитезою ей - разрушенье
Хиросимы. Наверно, таков
божий промысел мироустройства?
Не дано нам понять, но простить?
Всепрощение – богово свойство.
До чего же запутана нить
моего покаяния, Боже.
Эклектичный расплывчатый вздор.
От того ли до боли, до дрожи
не могу оторваться? Мой взор –
прикасанье ладони горячей,
но дыханье твоё горячей.
Осязаю его как незрячий.
Вопрошаю: «Услада очей,
завершится внезапным распадом
безрассудным наш атомный век?
Разнесёт идеальным торнадо
свой безумный мирок человек?»
Наверное никому и никогда уже не удастся с точностью объяснить, что именно хотел сказать этой картиной великий фантазёр Сальвадор Дали. Да и у самого него, скорее всего, крутилось в голове множество ассоциаций, связанных с природой атома, с феноменом энергетического равновесия сил притяжения и отталкивания, не дающих телам соприкоснуться и, тем более, слиться воедино, но и не позволяющих удалиться друг от друга на расстояние, опасное для сохранения гармонического баланса. Лично мне здесь, в первую очередь, прочитывается собственная история Дали, собственный опыт взаимоотношений с Галой, где главенствовала духовная бесплотная связь. Её в этом «эклектичном расплывчатом вздоре» мне не хватило. Но не могу не оценить творческого порыва Автора и смелости взяться за такую сложную работу.
№25 «У подножия вечных метафор» Алексей Прохоренков http://stihi.ru/avtor/alexpro
Мы у подножия вечных метафор, девочка.
Встань, преклони свою голову, помолчим.
Солнце поэзии не в зените, блёклы его лучи –
раз донесла, то самое время выложить кирпичи.
Лишняя строчка? Тебе не идёт быть мелочной.
Знаю, что ты подгоняла под форму замысел
и украшала орнаментом, вязью слов.
Лишь бы тебе эти игры и рифмы нравились,
а в ремесле ты – дока, без дураков.
Главное всё же – не строф и замен подбор.
Вспомни – творцы не вяжут себя стандартами.
Вверх посмотри, на величие этих гор –
стоит местами вершины менять, как в шахматах?
И не ворчи, что многого не умеешь.
Видишь – внизу бежит по камням речушка?
В этих порогах рыбки молчат умнее.
Всё не объять – делай, что можешь, лучше.
Знай – наверху проницательность и покой.
Раз ноги чувствуют землю – на ней и радуй.
Сложим кирпичики в стопку с другими рядом,
выбьем, что ты была, и пойдём домой.
За полдень – холодает. Идём скорее!
Как бы стервятники–девы не налетели.
Спустимся на равнину к обычным людям.
Скажешь – мостов в эти горы сжигать не будем.
Здесь слышится перекличка с Феечкой (стих № 2 в лонге).
Мне прочиталось так, что у каждого человека, и особенно у творческой личности, в данном случае, у поэта, есть выбор – придерживаться сложившихся канонов и стереотипов, подгоняя под них свой замысел и оставаясь при этом твёрдо стоять на земле, или идти собственным дерзновенным путём, не поддаваясь соблазну быть понятой большинством, не боясь быть исклёванной взрослыми девами, бывшими тоже когда-то девочками, наивными и непугаными, но со временем превратившимися в дев-стервятников.
Только в горы! Только на крыльях! С этим опытом и по земле ходить увереннее будешь. Хорошее стихотворение.
№26 «Там, где океан чернил наполняется светом...» Ники Галини http://stihi.ru/avtor/nikiniki330
Я сворачиваю звёзды в клубок,
сжимая в руках хрупкие воспоминания,
готовые разлететься, как сверкающие мотыльки.
Каждая звёздочка — это история, это мечта,
это немая молитва, отправленная во мглу.
Я перетягиваю их, запутываю нити, чтобы создать
нечто новое, пускай даже совсем несбыточное.
Может, из этого клубка вдруг выскользнут стихи,
и, станут основой новых мыслей.
Стихи уже выскользнули, с чем можно поздравить Автора. Вы не заметили, какой своеобразный приём: название стихотворения уже является его началом, за которым тянется следующая, первая по тексту, но по сути вторая строка, а за ней ещё одна и так дальше? Вот он, клубок! И таки да, чувствуется, что Автор любит японскую поэзию.
№27 «Птица» Надежда Новицкая http://stihi.ru/avtor/moriarty3
Чуть выйдет солнце, разбудив Торонто,
растянет руки по хребтам домов,
отставишь далеко за горизонтом
лик городской, и лоск, и шум, и смог,
почти святой животворящий кофе,
высотный комфортабельный приют.
Туда! Где берегов исклёван профиль,
и волны за бортами в бубны бьют,
где бойко мелет синь небесный жёрнов,
а зелень отражённых островов
мерцает и дрожит в глуби озёрной,
цепляя вёсла призрачной травой.
А то вдруг манной быстрые туманы
засыплют вид и взор, закроют путь,
карманы неземных запруд обманных,
в тягучее безвременье запрут.
Засвиристит, захлопает, завьюжит,
протяжно запоёт под круговерть,
и затрещит меж рёбрами натужно,
заноет так, что сил нет не взлететь!
В болезненном восторге и бессилье
забудешь кто ты, где ты, хоть убей!
… И видишь птиц потом в толпе людей,
и глубже прячешь под одеждой крылья.
Упоминание Торонто заставило вспомнить меня о прекраснейших местах архипелага Тысячи островов, тянущегося по границе Канады и США, и именно эти виды, однажды запечатленные с палубы туристического кораблика, всплывали в моей памяти при чтении этого стихотворения. Но вот это ощущение полёта, когда «сил нет не взлететь», разве не испытывал каждый из нас хоть однажды, увидев красоту в малом ли, в великом, что встречается глазу ожиданно и неожиданно и заставляет затрепетать сердце? Здесь ставлю дважды отлично – и за повод для полёта, и за сам полёт, за ублажающую слух звукопись строк. Очень хорошо написано, кода - безупречна! Ловлю себя на мысли, что мне бы хотелось написать такое стихотворение, и эта светлая зависть, кажется, один из самых важных критериев моего отбора. Мой фаворит!
№28 «В одной связке» Марина Быстрова-Докс http://stihi.ru/avtor/260852m
Мы были в одной несгораемой связке,
Всегда и везде, и во всем – за одно.
Однажды нам выдали разные каски,
И треснуло - с треском! - стальное звено.
Ты - с той стороны, я – теперь по другую
Стоящих колючей стеной баррикад.
Я вещи в дорогу к тебе не пакую,
И ты, по всему, не вернешься назад.
Не так мы хотели, но есть что-то свыше,
Мы так не могли, но решаем не мы,
И если бы грохот был чуточку тише,
Услышали б голос, зовущий из тьмы.
Упали б оковы, да связаны руки,
Прошли бы обиды, но сердце горит,
Какие ещё несусветные муки
Эпоха сражений поставит на вид?
Мы были в одной несгораемой связке,
Мосты вырывали из пасти огня.
Беда. Предаются забвению сказки,
И мы предаём, я - тебя, ты - меня…
Интересное стихотворение с бесшовным переходом от частного к общему; в нём прочитывается как история краха отношений двух людей, так и история общественных конфликтов, перерастающих в войну (каски ведь не случайно здесь упоминаются). Но откуда такая приверженность фаталистическим установкам – «есть что-то свыше», «решаем не мы», «связаны руки»... Не способ ли это уйти от личной ответственности и вздохнуть облегчённо в каждом отдельно взятом случае? ... нет, не получится, поскольку помимо прочих факторов, управляющих нашими поступками, есть ещё совесть. Живая совесть последней строки.
№29 «Осенний прибой» Александр Анатольевич Андреев http://stihi.ru/avtor/alandrew
На влажных от волнения камнях
У края монотонного прибоя
Остановившись, ощущаешь страх
И странное дыхание покоя
За горизонтом. Поздняя заря
И радостная ночь — нас ровно двое,
В песке застывший след от янтаря,
Верхушки сосен вытянулись в струны.
Совсем немного дней до января,
И мы безумно суетны и юны.
Наш отпуск от предписанных тревог
Продлится здесь, на берегу лагуны,
И пары отпечатков близких ног,
Пусть мимолётней бабочки и взмаха
Её крыла, ведут на твой порог,
И мокрая от сырости рубаха
Останется валяться на полу.
Любовь не оставляет места страху,
Твоя улыбка озаряет мглу.
Лучи почтово-скорого рассвета
Протягивают тонкую иглу,
Сплетающую осень с тканью лета
В неровную плетёнку макраме.
Швыряешь камень в воду, и ответа
Не ждёшь. И приближаешься к зиме.
Интересно выстроено это стихотворение – трёхстрочиями, в которых рифмуются первая и третья строки, а в остальных (средних) строках рифмы гуляют, перескакивают, как пропущенные петли в вязании – действительно «неровная плетёнка макраме», но очень даже искусная!
Хорошая концовка. – Без подготовки читателя к ней. Краткая и неоспоримая, как приговор.
Единственное, что вызвало вопрос – это поздняя заря и ранний рассвет за несколько дней до января, а ведь должно быть ровно наоборот, но это так, занудство моё, ведь счастливые часов не наблюдают.
И, пожалуй, ещё со строкой «И пары отпечатков близких ног» можно бы поработать. Здесь ведь именно две пары отпечатков имеются в виду, а не множество пар, и к чему относится «близкие» тоже не совсем понятно (как в «казнить нельзя помиловать»).
№30 «Озёра, синие озёра...» Владимир Осипёнок http://stihi.ru/avtor/osipenok46
Седой ледник сошёл с Валдая
Десятки тысяч лет назад
И по пути на запад, тая,
Ровнял рельеф, менял ландшафт.
В глубоких ранах-котловинах
Зарубцевавшейся земли
Из вод ключей, снегов и ливней
Озёр возникли хрустали.
Зовётся край мой Поозёрье –
Не счесть сплошных зеркал озёр.
Они рассыпаны как зёрна,
Куда ни кинь со взгорья взор.
Озёра, синие озёра –
Глаза моей родной земли.
Вы мне казались в детстве морем,
Где лодки – Флинта корабли.
Зарыт на острове Казацком
Клад Побадайло, говорят.
А мне сокровищем рыбацким –
Резное озеро меж гряд.
Зовут Ото'лово. Наверно,
Тут восклицали: "Ото лов!"
А сколько (пуд!) в Глазково, Вербно
Моих мормышек и крючков.
На Бельском озере, прогретом
Июльским солнцем от Луки
До Панских лавок, в очеретах
С утра ждут клёва рыбаки.
Когда-то здесь под вербой тоже
Я ждал "русалочку" свою
И первый раз с душевной дрожью,
Волнуясь, ей шепнул: "Люблю...".
В криничных водах чистой Трощи
Смывайте лет своих балласт!
В них тело, душу ополощешь
И наберёшься сил тотчас.
Озёра, синие озёра
С водицей выдержки веков.
Напьюсь её из чаш, в которых
Я выше белых облаков.
Лирика чистого звучания. Здесь всё дышит любовью автора к родному краю, о котором он готов рассказывать бесконечно, чтобы и читатель проникся и почувствовал то же самое, испытал те же самые эмоции, что и он - теперь это принято называть эмпатией… Обилие топонимов мне здесь не мешает – они такие симпатичные, эти названия, как занавески на окне - за каждым видится какая-то своя история, своя жизнь. К повествовательности в поэзии можно относиться по-разному, вот и это стихотворение кто-то прочитает как рекламный буклет и подумает – а не съездить ли на Валдай, и начнёт свёрстывать бюджет путешествия, а у кого-то внутри заиграет музыка, запоют птицы и глаза засинеют, как озёрная валдайская вода.
№31 «Сентябрь24» Арина Яковлева http://stihi.ru/avtor/yrisha
До черноты красна калина
Напротив дома моего
И неба голубая глина
Почти замазала окно
Тепло, как будто извинение
За лета холод и дожди
За грибников столпотворение
Готовых сутками кружить
Ни облачка, ни стаи птичьей
Ни листьев падающих жесть
Ни даже ветра - для приличия
Осеннюю умерить лесть
Как будто эта благодать -
Первичная души настройка
Ни выдумать, ни передать
А временами вспомнить только ...
Но вот уже, за горизонтом
Зима готовит стремена:
Куда пойти широким фронтом
Какой бы масти взять коня......
Красивая пейзажная лирика, красивая эмоция, и хорошо бы этому этюду оборваться на строке «А временами вспомнить только ...» Последнее четверостишие кажется инородным, дописанным ради привязки к заданной теме, и неудачная рифма на коде «стремена – коня» не добавляет ему прелести.
№32 «Оглядываясь...» Потеряшечка http://stihi.ru/avtor/rjtrnj
Ветер в лицо обругав, оглянись -
Видишь вечернее зарево ты;
Пусть впереди продолжается жизнь,
Там, за горизонтом, полыхают мосты.
Не возжелай угасающих искр -
Утро не смогут создать вечера:
Не предъявляй вопрошающий иск,
Там, за горизонтом, умирает вчера.
Необратимость горька перемен,
Давит на сердце ничтожества жуть,
И бесполезен усталый кремень,
Там, за горизонтом, время, что не вернуть.
Хватит лелеять липучую мысль,
Крашеный золотом мертвенный плен;
Прошлого нет, в этот путь не стремись.
Там, за горизонтом, только пепел и тлен.
Оптимизм в приказном порядке. Иногда он нужен и спасителен. По мне, так слишком много общих фраз, слишком много Содома и Гоморры там, за оставшимся позади горизонтом, куда оглядываться не стоило бы вовсе, чтобы не превратиться в соляной столб.
№33 «Велесово поле возле деревни Лопец. Октябрь» Ольга Королева http://stihi.ru/avtor/korolyova
На сухие поля с исхудалым седым иван-чаем
И костями скелета качающим борщевиком
Пробирается вечер несущими сырость ручьями.
И мигает цикорий слезящимся красным глазком.
Тишина нарастает – и слышно биение крови.
Здесь в кургане-могильнике дремлет языческий маг.
Это – кости его поднялись, смотрит глаз нездоровый.
Пробивается мысль, как заката пунцовый зигзаг.
Время выжгло мосты. Но мечтается даже о дыме.
Лишь курганы застыли – как волны в последний момент.
Все, кто здесь похоронен – по сумеркам бродят живыми,
Нечто нам донося из глубин разделяющих лет.
Эпическое полотно в духе фильмов horror. Пятистопный анапест и длинная строка сами по себе очень мелодичны и выигрышны, но всегда требуют весьма пристального обращения с их наполнением. С этим здесь мне видятся проблемы.
«И костями скелета качающим борщевиком» – это как? Ума не приложу и даже не пытаюсь разбирать эту строку по косточкам (простите за каламбур – там дальше кости будут). В первом четверостишии многовато причастий, мне кажется, что они перегружают поэтический текст. Со слезящимся красным глазком и нездоровым глазом тоже путаница – впереди были упомянуты иван-чай, борщевик, цикорий, и у меня как читателя возникает потребность распределить глаза между ними правильно.
А вот эта строка мне нравится своей неоднозначностью, неожиданностью и, если хотите, алогичностью: «Время выжгло мосты. Но мечтается даже о дыме».
Ради неё одной автору стоит ещё порыться в кургане смыслов, глядишь и отыщется настоящее поэтическое сокровище.
№34 «*** (Когда я вышел, были зори...)» Анатолий Корниенко http://stihi.ru/avtor/medcentre
"Когда я вышел - были зори,
Белело утро впереди.
Я думал: забелеет вскоре
Забытое в моей груди…"
А. Блок
Когда я вышел, были зори
сиреневые, сонмы звёзд,
и лунный диск на антресолях,
а лучик солнца робко рос,
дорожкой разделяя волны.
Морской причал на пирсе чуть
очерчивал край чаши, полной
во мне дрожащих новых чувств.
Сквозь частокол из кипарисов,
ломая пики их вершин,
ворвался мир идей и рисков,
маня - скорей их соверши!
На трепет пальм и на агавы,
раскрывшие свои тела,
стекала солнечная лава,
которая меня вела.
Вливался день в поток сознания:
что можно, что нельзя верней
прочерчивала мысль заранее,
но чувства не угасли в ней.
Желанье счастья лишь не ложно.
В нём сила власти над собой,
и наслаждение несложно
и каждым мигом, и судьбой.
Серебряную, как луч лета,
её не обрывая нить, -
творить...как бог страдать при этом...
Одновременно - просто быть.
Серебряный век как он есть, дело Блока живёт и побеждает! Замечательная образность – лунный диск, отправленный на исходе ночи на антресоли за ненадобностью, чаша морской бухты, наполненная чувствами ЛГ – новыми, трепетными, им на антресоли ещё ой как не скоро – мир новых идей и рисков, так дерзко прорвавшийся через частокол кипарисов, требует их воплощения. Но откуда эта оглядка, эта рациональность наперёд – «что можно, что нельзя» – вот прямо сам взял себя и одёрнул... «Желанье счастья лишь не ложно, в нём сила власти над собой» - вот это правильная мысль на пути к безапелляционному заявлению Козьмы Пруткова «Хочешь быть счастливым – будь им!»
№35 «Механизм» Дмитрий Мальянц http://stihi.ru/avtor/rifle555
Печально, но мосты ещё горят.
От быстрой спички, от дурного слова,
Под снег, что в первых числах ноября,
Под звуки механизма часового.
Стирает вековечная вражда,
Красивый и несчастный всадник бледный,
С радаров, будто рашпиль и наждак,
В песок и пыль, практически бесследно.
Холодным спиртом тушишь хрупкий мост,
Идёшь в гараж отвязывать грифона,
Пускай летит, а то совсем замёрз,
Сидишь у мёртвой трубки телефонной.
Бездомных кормишь кошек и собак,
Ломаешь в пальцах гильзу папиросы
И куришь горький золотой табак,
Который так похож на эту осень.
Понравилось.
Меланхолический заход в тему и философствование начальных строк в стилистике «унисекс» по мере чтения начинают обрастать деталями, говорящими о присутствии мужчины в пространстве этого стихотворения, и чем дальше, тем маскулиннее лексика, тем больше тестостерона. И тем острее и поэтичнее воспринимаются последние строки стихотворения о золотой осени, которые в ином контексте, убери всё, что им предшествовало здесь, были бы обычной банальностью, не более. Этот баланс брутального и лирического начала подкупает очень.
Единственное, что мешает мне в этом стихотворении, так это «вековечная вражда». Эта обезличенная идиома явно не из этой истории, она выпирает из ситуационной конкретики стихотворения, в которой камень преткновения много проще и приватнее, если решается одним долгожданным телефонным звонком, но и много больней для лирического героя. Я так поняла, во всяком случае.
№36 «Мы уходим, сжигая мосты» Екатерина Давыдова-Бабочкина http://stihi.ru/avtor/ttrfnthbyf1
Ты уходишь, сжигая мосты,
На закат. Там, где солнце неслышно
Красит море в оранжево-рыжий,
Ты ступаешь по кромке воды.
Ты уходишь по кромке воды,
Не закрыв до полуночи ставни,
Бросив лодку с уловом у плавней,
Не убрав даже сено в скирды.
Не убрав утром сено в скирды,
Спешно выстругал люльку для сына
И до вечера в поле гнул спину –
И никто не почуял беды.
Нет, никто не почуял беды!
Белоснежным укутавшись платом,
Ты внезапно ушёл за закатом,
На песке оставляя следы.
Где твои пролегали следы,
Я расставлю непрочные вешки,
А затем привезу на тележке
Камни, досточки, ветки, шесты.
Камни, досточки, ветки, шесты
Станут хрупкой и шаткой опорой.
Новый мост я построю не скоро,
Но не брошу я эти труды.
И, закончив земные труды,
Я надену расшитое платье
И счастливой уйду на закате,
За собою сжигая мосты.
В 28 строках стихотворения 14 строк с одинаковым звучанием рифмованных слов: Да, такая форма рифмовки существует, но мне она скорее напоминает словесное упражнение, как исполнение одной и той же гаммы - каждый раз с повышением на полтона, но мелодия одна и та же. Зачем нужно было автору вгонять всю гамму чувств, связанных с потерей близкого человека, необходимостью идти по жизни дальше в ожидании новой встречи с ним после завершения земных трудов в такие жёсткие и скучноватые рамки? А ведь между ними, этими однообразными ритмическими отбивками, такая острота переживаний, такой красивый внутренний мир лирической героини, такие живые и запоминающиеся моменты. Вот к ним конкретно хочется возвращаться и хочется пожелать Автору вернуться однажды к этому стихотворению и подарить ему новое звучание. Но это только моё восприятие, пусть простит меня Автор.
№37 «Слёзы Родины» Татьяна Павлова-Яснецкая http://stihi.ru/avtor/tanyapavlova
О себе думать некогда было.
Не хотелось, по правде сказать,
в лихолетье по заводям тыла
за гешефтом гоняться, как тать.
Нет там стойких, открытых, фартовых
и в помине – смотри не смотри.
Из всех звонов – звон только целковых
прозорливые чтут пескари.
К недоступным ни уху, ни глазу
горизонтам – любимцам небес –
в этих заводях тёмных ни разу
не возник за века интерес.
Там, где райского света не видно,
а на душах – дверные замки,
жить казалось мне глупо и стыдно,
не по совести и не с руки.
Стерегла, ни на миг не бросая,
дом родной от звериных свобод,
чтобы тень от измены косая
не коснулась разбитых ворот.
О себе было жалиться, что ли,
средь разбросанных отчих камней,
если Родины слёзы всей соли –
той, что есть на земле, – солоней?!
Полное горечи стихотворение, очень сейчас актуальное, увы. Обо всех тех, кто не оставил своих насиженных гнёзд, не оставил могил своих родных, не бросил живности во дворе несмотря на прилёты и страх смерти, отсутствие света, воды и газа и перспективу ночёвок в подвалах... Эти люди и есть соль земли нашей и несгибаемый стержень нации. Да воздастся им от государства, а Родина воздаст, только бы была, многого они у неё не потребуют.
Рада встретить в лонге стихи с чётко сформулированной гражданской позицией.
№38 «Однажды» Евгения Белто http://stihi.ru/avtor/geniabel
А за окном с утра – сфумато,
И привкус чая - не ахти,
Наверно, осень виновата,
Что нам с тобой не по пути.
Наверно, утренняя морось,
Что сыплет сверху по зонтам,
Стерев из памяти все сторис,
Разбила мир на тут и там.
Ты - где-то, сразу после бега
Корпишь над книгами полдня,
Влюбляясь в альфы и омеги
И забывая про меня.
А я в окно смотрю на слякоть,
Впитав растерянность и смурь,
Всегда спасающий Булгаков
На этот раз и сам понур.
Однажды, в день такой же мутный
Твой мягкий клетчатый халат,
Тобою пахнущий уютно,
Вдруг перестанет пустовать.
И, проходя судьбы фарватер,
Я не отмечу невзначай,
Что за окном с утра – сфумато,
И что горчит обычный чай.
Настроение лёгкой ссоры с не окончательно утраченной перспективой возвращения владельца халата после успешной сдачи студенческой сессии, сопровождаемой бегом (привет стихотворению № 1 в лонге!) и отсидкам в библиотеке. Читается легко, нигде не давит, всё на своих местах, даже Булгаков, срифмованный со слякотью.
№39 «Меланхолия» Галиаскарова Елена http://stihi.ru/avtor/helena1
Я ушла и сожгла мосты –
Горизонт отливал лиловым,
Среди будничной темноты
Отзывалось прощанья слово
Звонким эхом от синих гор,
Светом ярких огней часовни;
Неоконченный разговор
Заменился скупым безмолвьем.
Пуст и мрачен сосновый бор;
Осень рвёт ноября страницы,
Догорает рябин костёр –
Гроздья ягод доели птицы.
Серпантином ненужных тайн,
Волшебством позабытых сказок
Завершается мой самайн…
Тротуары черны от грязи...
В этом стихотворении, написанном чистым и прозрачным языком классической русской поэзии, мне не хватило смысловой подводки к слову «самайн», переключающему внимание читателя с обычной осенней зарисовки, в которой ничего не подозревающий читатель видит родные российские пейзажи, на языческие кельтские праздники уборки урожая. Ну хотя бы намёка, какого-нибудь вторичного признака, позволяющего читателю развить фантазию в иной реальности. Чувствуется, что у Автора был свой замысел (ну не для красивого же словца здесь самайн появился), но реализовать его в полной мере не удалось.
№40 «Дым мостов горящих» Тимофей Бондаренко http://stihi.ru/avtor/tdntdn2
"дым отечества нам сладок и приятен"
Тютчев
Корча лица полумесяца,
Хронос время обло гонит.
Остается лишь утешиться
В этой лавке благовоний.
Запалив лучинку темную,
Автоматом насладиться
Духом чая пожененного,
Ароматом прелых листьев.
Завернувшись мыслью в мантию,
Нюхать близкое столь многим -
Запах скиснувшей романтики,
И раскиснувшей дороги.
Но из блюд сравнится мало что
С погруженьем настоящих:
Щедро льют аромапалочки -
Скорбный дым мостов горящих.
Ну, дорогие мои, перед этим я бессильна. Обло, лучина, автомат, чай пожененный, мантия, нюхать близкое столь многим… Интересно, что там было подмешано в эти аромапалочки? Чтобы в полной мере оценить эту шутку юмора, мне необходимо посетить эту лавку!
№41 «Беатриче» Алексей Ленивец http://stihi.ru/avtor/29121973
По Данте круги -
я представил - круги на воде:
ты бросила взгляд - и они за окном расплываются,
как мелкая рябь - из спешащих машин и людей,
как листья, что тянутся к прошлому жёлтыми пальцами.
На миг взбудоражилась улица и замерла -
ты смотришь в лицо мне, а я будто скалкой раскатанный,
хотел всё забыть, подбирая пустые слова,
но вижу ты искренне веришь, что это не надо мне.
"Люблю - не люблю" - не гадаю, я знаю ответ.
На улице дождь. Покрываются окна испариной.
По Данте круги не вода, а растопленный свет,
он мало - заметный, но более - целенаправленный.
Он жжёт изнутри, он по улице льётся, искря,
и нет уголков потаённых и нет невозможного.
Деревья без листьев безликостью давят -
не зря
заметнее тяжесть в походке любого прохожего.
"Прости," - говорю. Ты садишься напротив, молчишь.
Ладони сжимаю твои и, печально зажмурившись,
я чувствую новое солнце, светящее с крыш.
"Прости," - повторяю и чувствую новое мужество.
Качает дома и штормит горизонт за окном -
там первые девять кругов!
Ты же с радостью ангельской
жила, но не выжила здесь...
Пусть не писан закон:
быть верным -
я снова пришёл к тебе в праздничном галстуке.
По Данте круги, под глазами круги - всё одно:
из круговорота пути нет, но, солнечно-медные
проходят лучи через точку с названием "дно"
и это -
нас прочно связавшие
оси симметрии.
Здесь мне много чего понравилось, практически всё: оригинальность замысла, красота образов, умозаключения (По Данте круги не вода, а растопленный свет!), и это низкое осеннее солнце, светящее не с неба, а с крыш – зримо и чудо как хорошо! И праздничный галстук, конечно, праздничный галстук! Его непременно надевают по самым торжественным случаям – на выпускной вечер в школе, на первое признание в любви, на поход в ЗАГС, а ещё… а ещё когда идут на могилу к любимой женщине… Про «точку дна» в последних строках можно размышлять, нарезая круги смыслов сколь угодно долго. Автору мои поздравления с этим стихотворением!
№42 «Где-то вдали» Аглая Любимцева http://stihi.ru/avtor/aglaja4
Где-то вдали ярко сверкают зарницы.
Тихо шипя, в небе искрится озон.
В чёрных клубах кружат бесстрашные птицы.
Ливневый дождь скрыл пеленой горизонт.
Ночь за окном сжалась до граней квартирки.
Край бытия можно потрогать рукой.
Глядя на мир мошкой, сидящей в пробирке,
Суетным дням предпочитаю покой.
Спать не даёт мыслей табун оголтелый.
Выйти под дождь? Нет, не такою ценой…
Только глазком! Стоп! Ну какое мне дело,
Что там вдали скрыл горизонт за собой?
Вновь за стеной слышатся грома раскаты.
Власть захватив, ширится северный фронт.
А у меня сотня всего до зарплаты,
А у меня ветром изломанный зонт…
Дождь на стекле чертит кривые пунктиры.
Вспышками фар отблески дальних зарниц.
Сквозь пелену, сбросив оковы квартиры,
Мчатся мечты стаей безбашенных птиц.
Ну вот. Покой нам только снится. А так всё хорошо начиналось: «глядя на мир мошкой, сидящей в пробирке, суетным дням предпочитаю покой» - прочитала и согласно закивала головой, поскольку сама люблю такие состояния. Особенно в непогоду. Особенно по выходным. Но автор не даёт расслабиться – тема заглядывания за горизонт обязывает;. Это шутка, конечно, стихотворение на самом деле очень симпатичное, а строки «А у меня сотня всего до зарплаты,
А у меня ветром изломанный зонт…» вызывают почему-то необъяснимое расположение к ЛГ, как и сравнение с мошкой, сидящей в пробирке (удачные авторские находки!). Короче, ЛГ сама себя отговорила и на этом успокоилась... Знакомо.
№43 «Лунное» Алла Ром http://stihi.ru/avtor/allakotova1980
Когда созреет жёлтый диск Луны,
Расступятся причудливые тени,
Я отделюсь, как призрак, от стены
И, растворяясь в запахе сирени,
Расправлю руки за спиной, и вот
Уже лечу свозь время и пространства-
Я так устала от земных забот,
От зависти, измен, непостоянства…
Ещё чуть-чуть, и рядом будешь ты,
Я без тебя так долго тосковала!!!…
Но каждый раз, срываясь с высоты,
Пустое сердце падает на скалы,
Взорвавшись, сотней одиноких звёзд
Оно ночное заселяет небо…
А день грядущий запредельно прост:
Жить, как вчера жила, насущным хлебом,
То постигая суть нелепых снов,
То ненавидя, то любя без меры,
И снова ждать, когда ж в конце концов
Взойдёт Луна немыслимых размеров…
...Но вот уже зарделся небосвод,
И я с высот сорваться не рискую,
Иду на кухню делать бутерброд,
Варю покрепче кофе...и тоскую
Сколько аморфных ЛГ в этом лонге! Вот и здесь решительным действиям лирическая героиня предпочитает поход на кухню к холодильнику. С этим нужно что-то делать! Где ваша фантазия, друзья? А если начать с бутербродов и кофе (или чего покрепче), интересно, как бы развернулась история в этом стихотворении?
№44 «Сжигая мосты» Лёля Строптивая http://stihi.ru/avtor/lstroptivaya
Если и было с тобой легко –
только не мне, не мне.
Если кого согревал тайком –
то не меня, не меня.
Меня посылал гореть в голубом огне,
а сам пятаки на гроши всё менял, менял.
Теперь ты грустишь, спохватился – да только зря:
в бараний рог я скрутила свои мечты,
зажгла глаголом (Эх, хорошо горят!).
Ну, где они там – пресловутые ваши мосты?
Правильно! Вот это я понимаю! Теперь пусть он синим пламенем горит!
№45 «Ненастье» Жиль де Брюн http://stihi.ru/avtor/de_brunes
В отеле запах чистого белья,
но час второй забрал пророк Илья,
и сумерки подсвечены неоном.
Твой город - необъятный древний кит,
и люди в нём бесплотны, как стихи.
А я в нём пленник, маятник, Иона.
Бог весть за что - во снах ли, наяву,
мы сосланы в последнюю главу
неторопливой и жестокой саги.
За горизонтом свет и красота,
а здесь совсем темно, и страшно так,
что кажется: мы всё решили сами.
Никто не торопил и не просил,
а просто - страсть, поэзия, такси,
в гостях случайных спорили и пили.
Из резких слов проклюнулась вражда:
ты не стерпела, я не подождал.
И вот уже дошло до "или-или".
Теперь во чреве города-кита
и я не тот, и ты давно не та,
и горизонт ненастьем перекрещен.
Всё время дождь:
и льёт, и льёт, и льёт...
В отеле стелят свежее бельё,
выносят неразобранные вещи.
Одно из лучших в лонге. Почему-то представился Питер, город всесезонных дождей. И так ли бесплотны стихи, как утверждает Автор/ЛГ? Очень живая картинка, наполненная городом, непогодой, поэзией, спорами в случайных гостях и волей случая: хотелось и думалось о другом, но… «В отеле стелят свежее бельё, выносят неразобранные вещи». Как будто фильм посмотрела, кажется, «Мужчина и женщина». Но всё равно – Петербург.
№46 «Нож горизонта» Александр Кременьч http://stihi.ru/avtor/alkozi
Я хотел умчаться в такие дали,
Чтобы скрылся образ твой из сознанья,
Чтоб его ветра языком слизали,
Прекратив любовные истязанья.
Я мечтал исчезнуть за горизонтом,
За горою, что высотой до неба…
Я себя представил живущим гордо,
Только зрелищ жаждущим, да и хлеба,
Чтоб любовь ни стрелами от Амура,
Ни звездой летящею не пронзила,
Чтобы дней в судьбе не осталось хмурых,
И обид разящих пропала сила!..
Оказалось - там всё совсем иначе:
Горизонта нож перерезал вены!..
Мы такие все: потерявши плачем…
Очень редки к лучшему перемены.
Остаётся только порадоваться за ЛГ, что головой не сунулся под лезвие горизонта. Что-то меня к концу чтений всё больше на шутки тянет – стихотворение бесспорно хорошее, ну просто хрестоматийно правильное и в плане раскрытия темы, и по технике, но сколько их накопилось, в одном ключе написанных! Срочно меняем тему или вообще отменяем её для следующего чемпионата;
Мне так сложно ранжировать стихи из выбранной десятки, что хочется, отложив в сторону № 27 «Птица» - это безусловный мой фаворит - перемешать бумажки с номерами в шапке и вслепую вытащить по очереди, и пусть бы случай определил этот выбор, но… пусть будет так, как в этот конкретный момент, 16 октября в 17:01 час, определились мои предпочтения. Вчера они были немного иными, и завтра наверняка тоже картинка изменится – жизнь!
Всем желаю вдохновения и новых прекрасных стихов!
Шорт Надежды Бесфамильной:
№27 «Птица» Надежда Новицкая
№41 «Беатриче» Алексей Ленивец
№45 «Ненастье» Жиль де Брюн
№19 «Не болит» Надежда Новицкая
№1 «Марафон осознанного счастья» Алексей Прохоренков
№6 «Письмо» Надежда Свет-Ляксевна
№20 «Го» Дмитрий Мальянц
№5 «Алия 90-х» Елена Чалиева
№21 «Отдельно» Марина Русова
№35 «Механизм» Дмитрий Мальянц
Свой дополнительный балл председателя жюри Надежда отдала №3 «*** (Там, за горизонтом, опять...)» Нина Баландина.
Свидетельство о публикации №124112203279
Всего вам доброго!
Автор 13 и 16.
Валеева Мария 24.11.2024 18:25 Заявить о нарушении
Надежда Бесфамильная 24.11.2024 23:35 Заявить о нарушении
Как и наше удивительное соседство в этот вечер, и моё первое чтение вслух, и теплый приём и в целом Шапировские встречи, – столько эмоций вызвали!)
Это было первое мероприятие, связанное с поэзией, которое я посетила, но, думаю, что не последнее. Очень рада знакомству!
С уважением,
Валеева Мария 25.11.2024 09:57 Заявить о нарушении