Достоевский vs кино

Влияние этого произведения на нашу, да и не только на нашу культуру, трудно переоценить, несмотря на все противоречия и на то послевкусие, которое оно оставляет, будто бы ты посмотрел по телевизору очередную чернуху.
И сегодня мы поговорим о творчестве Фёдора Михайловича Достоевского, но прежде всего о его культовом романе «Преступление и наказание», о том влиянии, которое он оказал на мировую культуру и даже о новой и, на мой взгляд, провальной экранизации.

Признаться честно, меня возмутило такое кощунственное отношение к наследию русского писателя и мыслителя.
Вся эта наглая безответственность авторов и исполнителей этой гнусной идеи, если угодно, эдакое паразитирование на классической литературе.
Но это даже не экранизация «Преступления и наказания», как в случае с тем же фильмом 1969 года с Георгием Тараторкиным или с более поздними вариациями, а скорее попытка его грубо осовременить, превратить данное произведение в самый настоящий фарс, в жалкую пародию.
Но это не значит, что я категорически против переносить действие того или иного произведения в другое время и что достойных работ в подобном ключе не существует. Вовсе нет! 

И тому яркий пример — потрясающий фильм по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира «Кориолан», основанный на легенде об одном полководце, жившем в Риме в пятом веке до нашей эры.
И действие этой картины, как вы уже поняли, перенесли в наши дни.

Достоевский повлиял на творчество многих писателей, среди которых можно выделить имена Роберта Стивенсона, Джозефа Конрада, Томаса Манна, Стефана Цвейга, Франца Кафки, Уильяма Фолкнера, Альбера Камю и, конечно же, Фридриха Ницше, который просто немыслим без Достоевского, ведь Ницше в каком-то смысле является его порождением.

Также говоря о влиянии Достоевского, я имею в виду не только западную литературу.
Прежде всего это относится к таким значимым для меня произведениям, как «Муки ада», «Исповедь неполноценного человека» и «Тетрадь смерти».

«Муки ада» является новеллой японского писателя Рюноскэ Акутагавы.
В произведении автор раскрывает проблему нравственного выбора: между желанием и долгом, между настоящим искусством и человечностью.
Собственно, этот нравственный выбор и роднит героя Акутагавы с героями Достоевского.
Эта история об одном незаурядном художнике по имени Ёсихидэ, попросившем императора помочь ему с картиной, над которой он так усердно работал.
Ёсихидэ нужна была «натура» — горящая карета с прикованной девушкой внутри.
Именно про такие произведения можно сказать одной фразой: «Бойтесь своих желаний — они имеют свойство сбываться».

«Исповедь неполноценного человека» — повесть ещё одного японского писателя-классика XX века Осаму Дадзая.
Это история детства и взросления человека по имени Оба Ёдзо в послевоенной Японии.
Ёдзо — довольно сложный, противоречивый человек, неспособный раскрыться перед другими и потому вынужденный играть роль лицедея, шута.
Что-то вроде нашего «лишнего человека» или представителя «потерянного поколения», но только на японской почве.
В данном произведении особенно чувствуется присутствие Достоевского, поскольку оно от начала и до конца пронизано ощущением страдания и безысходности.
Например, начиная от самого главного героя и заканчивая одной падшей женщиной, которая страдает депрессией и решает свести счёты с жизнью.
Я уж не говорю о финальной сцене, которая лично меня потрясла до глубины души и напомнила о неприятном знакомстве с «Бездной» Леонида Андреева.

И последнее произведение, которое мне хотелось бы упомянуть, является современным анимационным сериалом под названием «Тетрадь смерти», основанном на манге Цугуми Обы.
Сюжет представляет собой чуть ли не рефрен «Преступления и наказания» и апеллирует к идее сверхчеловека Фридриха Ницше.
Это произведение нам рассказывает об одном японском школьнике Ягами Лайте, который сходит с ума от однообразия повседневной жизни, имеет крайне обострённое чувство справедливости и после того, как в его руки каким-то таинственным образом попадает чёрная Тетрадь, провозглашает себя богом нового мира.
В попытке построить новый совершенный мир Лайт вынужден обманывать и прибегать к убийству.

«Тетрадь смерти» — это один извечный вопрос о том, можно ли карать людей или нет? Вот вам и японская, я бы даже сказал, гипертрофированная версия Раскольникова, своего рода «Преступление и наказание» для максималистично настроенных подростков.
Вот только этот парень настолько поглощён идеей переустройства мира, что практически не видит, к чему приводят все его действия.
В этом-то и коренится одно из самых серьёзных различий с героем Достоевского.

Достоевский vs кино: влияние на современную культуру (эссе)


Рецензии