О некоторых методах и принципах

Не верьте гадалкам которые пользуются научными методами.
      - Станислав Ежи Лец



МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ

„Мышление - это разговор, который душа ведет с собой.“
            —  Платон

Когда из группы аксиом
Мы делаем серьёзный вывод
Всех теорем - такой приём
Зовут «дедукцией» наш выбор.    (1)

Так подсознание, примерно,
Решает, как нам поступить -
В обход сознания, всё же верно
И дедуктивно строит жизнь. 

Евклид  создал так геометрию
Неоспоримую, как факт.
Дедукцию логично меряя -
Был очень важен этот акт.

Когда мы начинаем с фактов,
В которых верим и всерьёз
И обобщаем их, как фактор -
«Индукцией» приём зовём.     (2)

Таков теперь «научный метод»,
Где факт идею породил,
Экспериментами проверив
Закон движения и сил. 

Когда есть выводы, идеи,
То выбрать лучшую из них
«Абдукция» одна сумеет         (3)
Об этих методах и стих.

Из вариантов выбрать проще,
Что элегантностью манит.
«Оккама бритва», что потоньше
То, в результате, и решит.          (4)

Ещё есть метод - "латеральный",    (5)
Он гениям принадлежит.
О нём мы скажем специально -
Ему положен личный стих.

Всё это методы мышления.
Не важно знать их имена,
Но важно очень применение
Для просвещенного ума. 


(1) Дедукция - метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего.

(2) Индукция - метод доказательства, при котором утверждение доказывается для конечного числа частных случаев

(3) Абдукция представляет вид редуктивного вывода с той особенностью, что из посылки, которая является условным высказыванием, и заключения вытекает вторая посылка.

(4) Принцип «бритвы Оккама» состоит в следующем: если некое явление может быть объяснено двумя способами и при этом оба способа дают одинаковый результат, то следует предпочесть более простое объяснение.

(5) Латеральное мышление (lateral thinking) — из области творческого, это метод нестандартного подхода и решения задач. Сам термин (описывающий принцип целой научной концепции) предложил в конце 1960-х гг. Эдвард де Боно, ныне один из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности




НАУЧНЫЙ МЕТОД
ФРАНСИС БЭКОН 1561-1626

В истории Европы древней
Советниками у руля
Бывало что стояли люди,
Что затмевали короля.

Был Ришелье, а также Бисмарк,
Был Меттерних  и Талейран,
О них писал стихи я.   Было,
Честь Франсис Бэкону отдам.

Когда Король шотландский Яков
Елизавету заменил,
Ему понадобился канцлер -
Там Францис Бэкон  и служил.

Вторая личность в государстве -
Был адвокат он и судья,
Но как помог науке с старта -
Об этом речь пойдет моя.

У греков метод был пассивный:
Лишь наблюдай и замечай -
Законы, что даны нам свыше
Умом пойми, рук не марай.

Европы суд, преемник Рима
В допросах пытки допускал,
И Яков был сторонник силы
И к "ведьмам" сам их применял.

И это самое дознание
К природе Бэкон применил -
“Пытать, найти, добыть признание...”
“Научный метод” он открыл.

Эмпирицизма основатель,
Философ главный для Руссо…
Но метод знал и Леонардо
И Галилей,  все до него.

В науке часто, что признание
Порой другому отдано...
Похоже пионера звание
Напрасно Бэкону дано.




МЕТОД БРИТВЫ ОККАМА

Научный не-научный принцип -
Зовётся “Бритвой он Оккама”.  (1)
Идея - "не используй лишнее,
Простейшее решение - право.”

Хотя приписано Оккаму,  (2)
Но знал тот принцип Аристотель.
А юный Лейбниц аксиому
Развить и уточнить позволил.  (3)

Презумция эта, тем не мнение,
Работает две тысячи лет -
Простейшее из двух решение
Считалось правым.  Не у всех!

В вопросах важных теологии -
“Что есть душа?” - какой совет?
Реакцией химии, не более
И сетью клеток - есть ответ.

Ответ религии много проще -
Оккаме он бы подошёл…
Но Бог науке не помощник -
Найдите в формулах его.  (4)



(1)  Бритва Оккама (иногда лезвие Оккама) — методологический принцип, получивший название от имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма из Оккама (англ. William of Ockham; лат. Gulielmus Occamus; фр. Guillaume d'Ockham ок. 1285—1349). В кратком виде он гласит: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости»).

(2)  Уильям Оккам (или Оккамский) (англ. William of Ockham; ок. 1285, Оккам, графство Суррей, Англия — 1347, Мюнхен, герцогство Бавария, Священная Римская империя) — английский философ, францисканский монах из Оккама[1], маленькой деревни в графстве Суррей в Южной Англии.

(3) С номинализмом выражение впервые ассоциировал молодой тогда немецкий учёный Г. В. Лейбниц, — по-своему истолковав труды своего учителя Якоба Томазиуса, — в своей знаменитой диссертации, опубликованной в 1670 году.

(4) Альберт Эйнштейн так сформулировал принцип бритвы Оккама: «Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того».



ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНСТИ

На сцену принцип этот вывел
Не кто иной, как сам Нильс Бор.
Иначе квантами он мыслил
И описать их был хитёр. 

Он понял, есть в природе вещи,
Что просто описать нельзя.
Слов недостаточно, но вместе
Есть с математикой стезя. 

За формулой не видно жизни,
Жизнь описание придаёт.
Вот “дополнительности” смысл и
Уводит мысль она в полёт. 

В любой серьёзной ситуации
Чтоб описать её берём
Несовместимые градации
Ответы ищем в них вдвоём. 

Фотон - волна ли, иль частица?
Нам одного решения нет.
Но в дополнительности слиться
И мы получим наш ответ. 

Примером более понятным,
Как описать наш мир вокруг?
Наукой лишь? Порой невнятно.
Или искусство нам лишь друг?

Лишь дополнительно друг другу
Нам объяснения дают
Наука и искусство службу
Как дополнительность несут.

И также разум, как и чувства
Не враждовать должны с собой,
А дополнением искусным
Рука в руке хвать за собой.

Мы знали этот принцип раньше
Интуитивно, так сказать.
Со всех сторон вопрос поставьте,
Ответ везде надо искать.




Н. Бор обобщил принцип дополнительности и придал ему глубокий гносеологический смысл. Всякое истинно глубокое явление природы, например "жизнь", "атомный объект", "физическая система", не может быть определено однозначно с помощью слов нашего языка и требует для своего определения по крайней мере двух взаимоисключающих дополнительных понятий

Искусство и наука - два дополнительных способа изучения окружающего мира. Наука основана на логике и опыте, искусство - на интуиции и прозрении. Они не противоречат, а дополняют друг друга



ПРИНЦИП НАИМЕНЬШЕГО ДЕЙСТВИЯ
И ВАРИАЦИОННОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ


Природа ничего не делает напрасно и во всех своих проявлениях избирает кратчайший или легчайший путь.
    - Аристотель

Природа всегда действует наиболее короткими путями. 
   - Пьер Ферма

Столько лени накопилось хоть с дивана не вставай,
   - В. Поляков

Кратчайший путь берёт луч света
От точи А до точки Б.
Как узнаёт его? Об этом
Мы поведём рассказ в стихе.

Природа следует законам,
Что эффективны и просты -
Кратчайший путь, ведущий к дому,
Примером этой красоты.

Другим примером - энтропия,
Чтоб максимальная была.
Энергии минимум стихия
Чтобы система отдала.

Когда вам очень интересно
Найти какой-нибудь экстрим
Где максимум чего-то местный
Иль минимум найти хотим.

Вот эта область и зовётся
Как “вариации задач”.
Её не учит кто придётся,
У многих вызывала плач.

Природа этот принцип знает
И следует ему во всём -
Усилия меньше применяет -
Мы путь короче не найдём.

Так все законы сохранения
И преломления луча
Без вариаций вычисления
Нам не найти, попытки - зря.

Заметил Аристотель это,
Ферма научно подтвердил,
Дал метод Эйлер одним летом,
Лагранж формально утвердил.

Теперь механика движения
И свойства квантовых полей
Используют эти уравнения!
Природе и без них видней.



Принцип Ферма (принцип наименьшего времени Ферма - 1662 г.) — постулат в геометрической оптике, согласно которому свет выбирает из множества путей между двумя точками тот путь, который потребует наименьшего времени.


Принцип наименьшего действия (ПНД) утверждает:
система ведёт себя таким образом, чтобы ее «действие» было минимальным (или максимальным) из всех возможных при данных условиях.

"Многие законы механики и физики сводятся к утверждению, что некоторый функционал в рассматриваемом процессе должен достигать минимума или максимума. В такой формулировке эти законы носят название вариационных принципов механики или физики.
К числу таких вариационных принципов или простейших следствий из них принадлежат: принцип наименьшего действия, закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения количества движения, закон сохранения момента количества движения, различные вариационные принципы классической и релятивистской теории поля, принцип Ферма в оптике,  т.д."
          - Эльсгольц Л.Э






БРАХИСТОХРОНА ИЛИ ЛЬВА УЗНАЮТ ПО КОГТЯМ

Брахистохро;на (от греч. «кратчайший» + «время») — кривая скорейшего спуска.

«По когтям узнают льва».
         - И. Бернулли


Всегда в науке было модно
Загнать товарищей тупик
Задачей иль идеей сложной,
С вопросом новым, что возник.

Брахисто-хрона, - не годится
Для рифмы греческой в звено:
“Как шарику с вершин скатиться,
Чтоб время - минимум его”.

Условие просто , ну, как репа,
Задал Бернулли, сам саван.
Четыре получил ответа,
Один без подписи был дан.

По элегантности решения,
Его особой глубине,
Был узнан автор вне сомнения,
Бернулли там сказал о льве


В 1696 году двадцатидевятилетний Иоганн Бернулли выдвинул задачу, которой было суждено сыграть выдающуюся роль в развитии одной из важнейших ветвей математического анализа.
Она была удивительно проста на первый взгляд, эта задача.

ВОПРОС:
Требовалось найти кривую, при движении по которой под действием силы тяжести, шарик пройдет путь из точки A в точку B за наименьшее время. 

Было получено четыре решения (Лейбниц, Я. Бернулли, автор задачи, И Бернулли)  и  было прислано решение анонимного автора. Увидев  решение этой задачи, содержавшее всего 77 слов, И. Бернулли угадал автора И. Ньютона — «По когтям узнают льва».


ОТВЕТ:
Быстрее всего шарик скатится по линии «кратчайшего времени» — брахистохроне.
В данном случае ею служит циклоида с горизонтальным основанием и точкой возврата в начальную точку А.


Задача о брахистохроне, послужила толчком для развития вариационного исчисления — одного из самых могущественных инструментов в руках современных физиков и механиков.




МЕТОД ТЫКА

Известный метод мне и вам
И всё живое с ним знакомо, -
Попробуешь не тут, так там,
Где на “авось” надежда снова.

Идёт учеба из ошибок,
Как у амёбы или ивы.
Так в лабиринтах ищут выход,
Где логика неприменима.

Попыток метод и провалов,
Провалы помнятся сильней.
Так дети учатся сначала,
Что можно, а чего - не смей!

Но, что позволено ребёнку,
То тем, кто вырос, то ни-ни.
Ни дом не выстроишь, ни лодку,
Ну разве сочинишь стихи.



МЕТОД REDUCTION AD ABSURDUM
РЕШЕНИЕ ОТ ПРОТИВНОГО


Абсурд имеет смысл только в той мере, в какой с ним не соглашаются.
                - Камю А.

Я помню метод разрешения
Математических проблем
Для нахождения решения
Что в лоб нам не решить совсем.

Для этого мы говорим "допустим,
Что я не прав, в вы правы"
И от противного мы мыслим,
И ищем результата мы.

И если результат абсурдный,
И логикой не подкреплен
То это вариант не нужный
Он "от противного" решен.

Приём известный и не новый,
(От Аристотеля идёт).  (1)
Формальной логики основа
И демагогам с ним везёт. 

Идея вкратце - упрощаешь
Чужое мнение до того,
Что, как абсурдно понимаешь!
И мнение погребено..

Прогресс науки связан с ним,
Как философии, конечно.
Порою он незаменим!
И пользовать его бы вечно.

Так "от противного" задачи
Учили в детстве нас решать.
Люблю я логику, но сдачу
Хочу политикам отдать.

Там тривиально искажение.
Вот -"Гитлер не любил сигар!"
И коль не то к сигарам мнение -
Ты - "наци", Гитлера вассал.

Любой политик им владеет
И для того - пресс-секретарь -
Любое мнение развеет
И исказит, как было встарь. 

Так беспринципные с удобством
Софисты скрутят аргумент..  (2)
Заменят правду скользкой ложью.
Учитесь их узнать в момент.

Тот математики приём
Решений сложных уравнений -
Там "от противного" идём
Найти одно из всех решений.

Мы в нашей жизни очень часто
Идем по ложному пути,
Возможно ль все наши задачи
Нам "от противного" решить?

Не делать то, что нам противно,
Душой нигде не покривить,
Не пожелать всем, что завидно...
Урок вам тот поможет жить.


(1) Доведение до абсурда (лат. reductio ad absurdum), или апагогия  — логический приём, которым доказывается несостоятельность какого-нибудь мнения таким образом, что или в нём самом, или же в вытекающих из него следствиях обнаруживается противоречие.

(2) Софист - в одиозном значении — это человек, готовый с помощью любых, в т.ч. недозволенных, приемов отстаивать свои убеждения, не считаясь с тем, истинны они на самом деле или нет.



ПРИНЦИП МАХА

Весь мир есть комплекс моих ощущений.
                Эрнст Мах

…принцип Маха продолжает широко привлекаться в теоретических работах, ставящих целью выяснение строения и свойств Вселенной в целом
                БСЭ

Немецкой физики прогресс
До Гитлера неотрицаем.
Таким примером - Мах Эрнест   (1)
Его мы помним, почитаем.

Вот скорость звука, например –
Он изучал и дал теорию
Волны ударной, как предел
Для звуковой волны и более.

Ракеты скорость мы теперь
Все в числах Маха измеряем.    (2)
Быстрее звука мчим и верь
И Маха все число считаем.

Ввёл “мысленный эксперимент“ –
Эйнштейну очень пригодился.
Сегодня физики студент
На Маха должен бы молиться.

Мах также был большой философ
Не верил в "абсолют" совсем.
Инерции концепции остов
Эйнштейну стал трамплином тем.

Ещё есть важный “Принцип Маха“ -  (3)
Его Эйнштейн сам уважал;
И этот Принцип, по размаху,
Вселенную собой объял.

Он говорит:  пространство-время
Не будут сами по себе -
Присутствие тел им важно в небе,
Без тел  пространства-время нет!

Не странно вам - в пустой Вселенной
Пространства-время нет как нет?
А как с идей сокровенной -
Где прозвучал - "Да будет свет!"?

Великий Взрыв создал пространство
Совсем, совсем из ничего!
И время потекло пространно,
Пошёл отсчёт с нуля того.

Когда имеем мы в виду -
В покое тело иль в движении,
"По отношению к чему?"
Вопрос поставим в изумлении.

Ньютон имел в виду пространство,
А если нет там ничего?
Сравнения нет и очень странно
Движение видеть у него.

Мах объяснил, что все отсчёты
Ведутся от далёких масс!
И служат «печкой» для кого-то,
Кто тот вопрос задал хоть раз.

Он объяснил инерции тайну -
Откуда штука та взялась?
Из космоса! Пусть он бескрайний,
Всё там со всем имеет связь!

Хороший принцип. Но сегодня
Сомнения есть и неспроста -
Эйнштейна умная теория
С ней не согласна до конца.   (2)


(1) Эрнст Мах (1838 — 1916) — австрийский физик, механик и философ-позитивист.

(2) Число Маха — представляет собой отношение скорости предмета к местной скорости распространения звука в движущейся среде — назван по имени немецкого учёного Эрнста Маха.

(3) Принцип Маха (1896) - утверждения, охватывающие три вида вопросов:
   а. Существование пространства и времени неразрывно связано с существованием физических тел. Удаление всех физических тел прекращает существование пространства и времени.
   в. Причиной существования инерциальных систем отсчёта является наличие далёких космических масс.
    с. Инертные свойства каждого физического тела определяются всеми остальными физическими телами во Вселенной и зависят от их расположения.
 
Есть теоретические расхождения общей теории относительности и Принципа Маха. Многочисленные попытки его проверки свидетельствует о невыполнении принципа Маха.






МЕТОД СНЕЖИНКИ

«Творческий процесс — это создание истории из ничего.
Это тяжелая работа, это интересно, это никак не структурировано.
Поступайте так и не сожалейте о правилах».
    - Рэнди Ингермансон


“Снежинки метод” позволяет
Продумать фабулу, сюжет.
Не каждый автор это знает,
Попробуем открыть секрет.

“Снежинка” требует системы
И логики “десяти шагов”.
Её создание не богемы,
Учёный - физик у основ.

Подход серьёзный, методичный,
Чтоб ничего не упустить.
Так все идеи надо лично:
Понять, осмыслить, углубить.


1.

Что есть идея основная
Дать в предложении одном.
Имен, событий хоть не знаем,
Но главной мыслью донесём.

2.

Расширьте главную идею:
Где, что случилось и когда.
Кто ваш герой, что он посмеет,
В чём его цели и беда.

Пять предложений, очень кратко,
Наметить линией осевой
Лишь направление, подсказку -
К чему стремится ваш герой.

3.

Теперь добавьте персонажи,
Их имена, их роли, цель.
Конфликты и помехи также
Моральный статус их идей.

Дать по абзацу на героя -
Кто он, она и в чём их роль.
Чему учиться у них стоит,
Что вызывает страх и боль.

4.

Расширьте знание персонажей,
Теперь страницу дайте им.
Историю с детства их покажем
И как вплетаются в конфликт.

Характер их и ход их мысли,
Их взгляд на жизнь и почему.
В чём цели их, что главным смыслом
Ведёт по жизни в рай, в тюрьму.

5.

Вам нужен взгляд со стороны -
И с точки персонажей зрения.
Им дайте слово - как бы вы
Теперь прониклись их же мнением.

Страницу каждому, не более,
А это ведь подарок вам.
Взглянуть иначе - много стоит,
И с уважением к их словам.

Не нужно вашего согласия,
Лишь понимание здесь важно.
Без отвращения, симпатии -
В цепи столь важное звено.


6.

У вас в руках теперь есть нити
И направления - успех!
Вы - кукловод, теперь расширьте
Диапазон движений всех.

Как у снежинки много граней
И каждая деталь сложна,
Так в направлениях деталей
Вся проработка вам важна. 


7.

Настало время изменений,
Ведь вам близки герои все;
Их чаяния и их волнения
От вас зависит их успех.

Характер их и вариации,
Чему их опыт научил. 
В сюжете главные их акции
И их соотношение сил.

Чтоб был герой не трафаретным,
Чтобы придать ему объём -
Описан должен быть конкретно;
Вы знать должны его во всём.

8.

Продумать сцены, эпизоды,
Составить список: что за чем.
Фундамент есть, готовьте своды
Для заполнения всех схем.

9.

Стиль речи каждого героя
Образование, слов запас
Продумать важно. Это стоит
Затраты времени сейчас.

10. 

Теперь готовы. Приступайте.
Теперь лишь тема вам ясна. 
С «снежинки методом» узнайте,
Как подготовка та важна.



Автор метода — Рэнди Ингермансон, теоретический физик и обладатель многих литературных премий.




МЕТОД ОБРАТНОЙ ХРОНОЛОГИИ

Тяжело избежать будущего
                Оскар Уальд

Обратный метод хронологии
Испытан был ещё Вергилием -
Там в Энеиде вся история
Шла в направлении "Будет-Было".   

Так в нас живут воспоминания -
От результатов к их истокам.
И, через призму наших знаний,
Мы смотрим в прошлое далёко.

Умнеем может мы с годами,
Мораль другая, время учит
И, как тогда мы поступали,
Сегодня вряд ли так поступим.

И мы своим аршином мерим
Поступки древних - им просчёты.
Обратный метод - он проверен
Мудрее все мы "задним счётом". 



МЕТОД ЯРЛЫКА

Ярлык повесить - проще нету,
Любимый метод всех невежд,
Удобно красить одним цветом:
Колпак шута и нет надежд.

Народу проще и понятней
Иван - “Дурак", иль “Грозный" там,
То Василисы нет “Прекрасней",
А то Кащей “Бессмертный" сам.

Слыл Ярослав когда то “Мудрым”,
Василий “Тёмный” тоже был.
Я помню “Сталинские домны”,
Без ярлыков никто не жил.

Была “Премудрая" Елена,
И Алексей “Тишайшим" слыл,
Пришла ему достойна смена -
“Великий" Пётр его сменил.

И было “Смутно Время", помним
Знакомый конь, что “Горбунок",
Субботник “Ленинский" - все строем,
И “Ворошиловский Стрелок".

В любой избе был угол “Красный"
 “Заступницы” там образа.
И Перестройки год “Решающий”.
“Чудесница” и та была.

Сейчас “бендеровцы”, “фашисты”
Определяют кто-есть-кто,
Припомним “кулаков” всех скрытых,
“Врагов народа” … всё сойдёт.

Не только Русь тем знаменита,
Ведь был “Хромым" сам Тамерланд.
И “Сердцем Львиным” звался Ричард,
А Медичи “Великолепным” стал.

Неужто мы так одномерны,
Что словом можно опознать?
Жидо-масоны - вот к примеру,
Кого бы вы могли назвать?



МЕТОД SFUMATO ЛЕОНАРДО

Великий мастер изобрёл
Приём “Sfumato” знаменитый.
Потратил жизнь.  Его довёл
До мастерства, что глазу скрыто.

В картинах старых мастеров
Есть чётко контуры объектов,
Людей, животных и домов...
Для Леонардо - это "вредно". 

Нет контуров и нет границ,
Они размыты, как бы тают...
Как лёгкой дымкою покрыт -
Так руку гения узнают.

В его картинах нет совсем
Следа мазков, руки тревожной.
Нет отпечатков, хоть ренген
За слоем слой проверил сложно.

Послойно в несколько микрон
Он краску наносил обычно.  (2)
Не знают, как всё видел он?
Без мискроскопов нам привычных.

Слой краски тоньше толщины
Чем волос в десять раз примерно!
Как все слои нанесены?
Не "напылением" наверно.  (3)

Sfumato метод улучшал
Всю жизнь свою.  Его наследие
Поэтому живёт в веках
Он первым был! И был последним!

(1)  Сфумато (итал. sfumato — затушёванный, буквально — исчезающий как дым) — в живописисмягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух.   Приём сфумато разработал Леонардо да Винчи в теории и художественной практике.

(2)  Толщина человеческого волоса 100 микрон.  Через сильную линзу можно различить 50 микрон.
Леонардо линз не имел.

(3) Напыление — нанесение тонкого слоя из мелких частиц вещества на поверхность материалов и изделий в защитных или декоративных целях.





МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ РАБАМИ

Рабы были для римлянина дорогим капиталовложением, и жестокость по отношению к ним означала причинение ущерба собственным активам.
Римляне предпочитали использовать иные методы, побуждающие рабов работать лучше и охотнее, – от небольших поощрений и долгосрочных стимулов.
    - Джерри Тонер, Марк Сидоний Фалкс


Есть польза в древности уроках,
Что знать не каждому дано,
Да, быть начальником неплохо,
Хорошим быть - на так легко.

Великий Рим брал в рабство тех,
Кто им сдавался сам, без боя.
Сопротивление - значит смерть
Всем на пути то помнить стоит. 



Во-первых раб - твой капитал,
Цена и труд на воспитание,
Профессию, что он познал, -
Его беречь - твоё задание.

Твои рабы - твоё лицо.
По ним тебя порою судят.
Послушны ль, шайка подлецов,
Твоей виной, заслугой будет.

С рабами дружбу не водить,
Не улыбаться, быть спокойным.
Держать дистанцию. И быть
Их уважения достойным.

Не допускайте круговой
Всеобщей средь рабов поруки -
И коль не выдан сам “герой”,
То наказание всем без скуки.

Не позволять кружков и сект,
Не поощрять особой дружбы,
В ответе каждый есть за всех
И все за каждого, есть служба.

Корми их сыто, но не впрок,
Чтоб силы, а не лень добавить.
Есть в поощрениях урок,
А наказанием поправить.

Раб должен видеть цель вдали -
К чему стремиться в результате.
Повыше должность, это приз
Усердием лучшим, чем к оплате.

Знать его слабые места:
Чем дорожит и что лелеет,
Что его главная мечта; -
Что потерять он не посмеет.

Раб каждый должен чётко знать
За что он лично отвечает.
Чтоб знал - на шее голова,
Пока задание выполняет.

Назначить главного раба,
Как раб он - хуже, чем другие.
Но, как начальник - он гроза,
Лишь не вернуться в рядовые.

Не доверяться никому,
Всё проверять довольно часто.
Вникать в детали самому
И знать - доверие опасно.

Ведь сколько есть у вас рабов,
Число врагов им равно тоже.
Они внутри.  Дверь на засов
От них закрыть совсем не сможешь.


Для нас, мудрее на века,
Есть польза в  тех уроках древних.
Кто бригадир или прораб,
Большой начальник иль из средних.



МЕТОД ШИББОЛЕТА

Шибболет!  - своеобразный «речевой пароль», который неосознанно выдаёт человека, для которого язык — неродной.


Не раз, уступая густым сантиментам,
я сердце готов был отдать, но внутренний голос с еврейским акцентом советовал мне подождать.
                - И. Губерман


Чужой язык, не данный с детства,
Потом освоить - тяжкий труд.
И, пусть у вас в нём совершенство,
Легко акценты выдают.   

Когда есть мир и есть торговля
Акцент не страшен, порой в плюс -
Ведь знание языков - условие
Тебе поверят и поймут. 
 
Во время войн как незнакомым
Поверить кто он? Внешность врёт.
А вот язык со сложным словом
Проявит, как произнесёт.

Вот это - шибболета метод
Ему уже три тысячи лет.
У иудеев способ этот
Понять дал свой ты или нет.

Соседи «ш» их не умели
И говорили «сибболет»,
Тем выдавать себя посмели
Их жизнь кончалась в тот момент.   

Сицилианцы и французы,
Голландцы, немцы, все потом,
Как и махновцы - «кукуруза» -
Евреев чтоб узнать гуртом.

Из библии пришло то слово,
Теперь забыто, почему.
А шибболет, он есть - основа,
Доверить что, когда, кому!


ПРИНЦИП БОЛЬШОЙ ЛЖИ

Уж если лгать, так “по-большому”
Известный Гитлера девиз -
В его “Mein Kampf” им обоснован
Тот принцип, что работал "вниз”.   (1)

По мелочам лгут очень часто,
Тут ложь привычна. Её ждут.
Но если лгать объёмно, властно...
То ей поверит даже плут. 

Пример: Готовишься к войне -
Кричи "за мир", вини соседа!
Когда подхватят всюду все -
Ложь принесёт тебе победу. 

Иль уничтожить ты решил
Народ, зовущийся "евреи" -
Найди побольше чёрной лжи…
Противоречиям поверят.

Кричи, что все они хотят
Страну Германию уничтожить!
Что все марксисты они в ряд,
И все капиталисты тоже!

Пусть импотенты они все,
Арийским дамам  нет проходу!
Что и не нация вообще
И что весь мир подмять готовы!

Одно не вяжется с другим
И вместе быть вдвоём не может…
Большая Ложь на том стоит.
Проверено! Шесть миллионов!

Уж если лгать, так “по-большому”
Известный фюрера девиз -
В его “Mein Kampf” им обоснован
Тот принцип, что работал "вниз".


(1)  Большая ложь (нем. GroSe Luge) — пропагандистский приём. Определён Адольфом Гитлером в книге «Моя борьба» как «ложь настолько "огромная“, что никто не поверит в то, что кто-то имел смелость обезобразить действительность так бесстыже».


Рецензии
Мир полон тайн,
и неприглядной лжи,
она со всех щелей
в дома и власть проникла,
и нет спасения от неё нигде,
и правда похоронена навечно...
И хрупок человек везде -
от мироздания
до подсознания,
и в миге бытия
под тяжестью обмана...
Выход один -
не верить никому!
Даже порой увы!
и себе самому...

Эстрела Мар   22.11.2024 11:46     Заявить о нарушении
Доверчивы всегда мы были
И доверялись больше там,
Где с именем чужим служили -
Всем лже-пророкам, лже-царям.

Мы выросли на лже-идеях,
Лже-лозунгах и лже-вождях...
Привыкли ложью правду мерить,
И совесть обменять на страх.

Мы падки на лже-прорицания,
Лже-новости ласкают слух,
Мы верим также лже-признаниям
И лже-знакомый входит в круг.

Мы верим в честность человека,
Что в каждом есть звезда добра...
И удивляемся при этом,
Что обманули нас вчера.

И несмотря на все уроки,
На горечь слов и боль разлук
Мы верим новому пророку
И новый встречный сразу друг.

Оскар Хуторянский   22.11.2024 20:33   Заявить о нарушении
Замечательный поэтический экс Оскар,благодарю!

Эстрела Мар   22.11.2024 21:01   Заявить о нарушении