Итоги 48 конкурса ЛС. Цельность натуры в хайку

Дорогие друзья! Завершился ещё один этап нашей работы по открытию возможностей уникального жанра! С чем вас, всех участников, и поздравляем!

   Мы работали над уникальностью и цельностью. Все постарались, и процесс оказался познавательным и увлекательным. Не всем удалось уловить суть темы. Но мы позволили себе несколько пофилософствовать. А значит, обогатить наши работы. Кроме этого, как заметила одна участница для нас открылся новый мир человека, в котором мы оказались,  и каков он, насколько привлекателен и притягателен, в частности, говорят оценки.

          ВСЕМ  БЛАГОДАРНОСТЬ за работу, своевременное, и даже досрочное голосование!

 В процессе обсуждения появились ориентиры для дальнейшего развития конкурсов!  Каждый участник, ценен хотя бы потому, что у каждого свой уникальный жизненный опыт и взгляд на жизнь. У каждого свой мир. И это жизнь.

  Разумеется, над любым текстом можно ещё работать. Стремиться к совершенству полезно всем! Мы рады новым участникам. Не огорчайтесь, если результаты голосования могли вас несколько разочаровать.

 В конкурсе из серии «Лепестки сакуры» по теме «Цельность натуры в хайку» мы оценивали  НАСКОЛЬКО УНИКАЛЬНО УДАЛОСЬ АВТОРУ ОТОБРАЗИТЬ  МИР ЦЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ПРИТЯГИВАЮЩЕГО К СЕБЕ, А НЕ ОТТАЛКИВАЮЩЕГО. САМ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ НЕ УПОМИНАТЬСЯ, НО ПРИ ЭТОМ ЕГО ЯВНОЕ ПРИСУТСТВИЕ ДОЛЖНО ОЩУЩАТЬСЯ, ИЛИ УПОМИНАТЬСЯ, НО ЦЕЛИКОМ, А НЕ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ЧАСТЯМ ТЕЛА И ОРГАНАМ ЧУВСТВ.

  На этот раз мы особо  поработали над цельностью натуры самого человека, даже если он не упоминался, которая должна быть видна через окружающую обстановку, пейзаж. Хайку - жанр пейзажной лирики, не забываем об этом. Мы старались показать мир человека так, чтобы внимание не рассеялось по сторонам, чтобы читатель не растерялся, а присел мысленно где-то рядом и захотел остаться! Это была филигранная работа.
 Мы не забываем, что каждое слово в хайку должно находиться на своём месте и быть незаменимым. Всевозможные разночтения и создание дополнительных образов и недостроенных мостов, было весьма желательным!

  Ниже представлены работы со всеми комментариями к оценкам, кроме авторского, в порядке набранных баллов. (Авторские комментарии к своим работам можно посмотреть в ветке голосования).
   Напоминаю, что ко всем оценкам прибавлено по 5 баллов за соблюдение формы 5-7-5!
 Итак, знакомьтесь, извлекайте пользу, удивляйтесь, можете продолжать обсуждение, но теперь открыто. Укажите, пожалуйста, чьи комментарии вам понравились больше всех. Не огорчайтесь те, кто не попал на первые места - ВКЛАД КАЖДОГО ОЧЕНЬ ЦЕНЕН:


1-е  МЕСТО:

13)  цветёт декабрист-
 на старинном рояле
      нотная тетрадь     (автор Ляля Белкина)
*
В этих строках я отчетливо вижу пожилую учительницу музыки или бывшую пианистку на пенсии. Декабрист — это цветок моей бабушки. Одиночество, тоска и воспоминания о прошлом. Явно цельная личность, которой очень не хватает того общения, которое было в молодости, но она держится на высоте, не жалуется. Только кота не хватает
- да, есть такое дело. 19 век живёт в каждом из нас, пишущих стихи. Понимаю, сама такая. Ну что же, и я присяду рядом и послушаю игру на фортепиано. Могу остаться надолго))) 3-я строка провал ударения. Связь частей... видимо, цвет красный, а значит, они как зажжённые свечи на фоно. Допустим.
 -  Красиво и теме отвечает, по-моему. Киго есть.
Зимой цветёт декабрист, старая хозяйка кутается в шаль, ей зябко, но музыка согревает сердце!
- Органично, есть целостность натуры: ноты, рояль, декабрист – все говорит о тяге к прекрасному. Но природа помещена в горшок, и впечатление такое, что человек отгородился от внешнего мира стенами дома. Картинка узнаваема, набор образов частотный. Ассонанс: «ро[йА]ле/тетрАдь»
Музыка жизнь. Вся жизнь (старинный рояль)...И зима не страшна ни цветку, ни музыканту...
- Человек за кадром, но благодаря атрибутам, личность считывается. Красиво!
10+5, 9+4, 6+4, 8+4, 10+5, 8—4, 6+4, 8+4, 10+4, 9+5, 10+5 = 94+48 +5 = 147

2-е  МЕСТО:

25)  хоспис у вязов
   корзина  антоновки
            около входа                (автор Татьяна  Беклемышева)   
*
- живучесть вязов, не знаю, а вот их раскидистость впечатляет. Зелень в деревьях и в яблоках живительна, как источник жизни, как само внимание и доброта, даже незнакомых людей. Хочется рядом сесть на лавочку и посидеть в тишине, под шум вязов размышляя о бренности человека и его суетливости. Вспомнилась покойная свекровь, которая в пожилом возрасте говорила: "нет, этих яблок не надо покупать, я антон люблю". Запекала она их, варила, тёрла...
 - Объёмно,на мой взгляд автору удалось много рассказать своей зарисовкой!
 - Тема раскрыта, картинка наглядная. Опять не хватает киредзи.
Здесь и без киредзи все ясно:сердобольный человек принёс гостинцы больным людям, доброе дело говорит о доброте душевной
 - Все взаимосвязано. Киго есть. Цельности натуры может читаться как приношение живых тем, кто уже стоит на пороге смерти. Смутило слово ХОСПИС. Если рисовать картину, то как его передать? Прям так и написать на доме - «хоспис»? Остальное –здорово. Ассонанс «антОновки/вхОда»
Печально и трогательно. Картинка сложилась, тема раскрыта.
 - Если рисовать, то на здании надо писать слово "хоспис". Первая ассоциация фильм "(Убийство)или Кошмар на улице вязов" Интересно, автор это сделал специально? Слишком тяжёлая тема для хайку!
8+4, 7+3, 7+4, 10+5, 10-5, 10-5, 8+4, 10+4, 8+4, 8+4, 7+4=93+46+5=144


3-е  МЕСТО:

28)  мякоть банана
  в серебряной ложечке –
       сказка под метель                (автор Шик Арина)         
*
 -  картинка очень милая. Но, надеюсь автор согласится, что запечатлеть сказку под метель невозможно...
- Очень мне понравился общий объём в  данном хайку, и подбор слов,и романтично поданное Киго!Внимательная  мама,или бабушка, первые прикорм именно из серебряной ложечки, и уют, и "сказка под метель" Так талантливо переплелись детали, создавая действительно"Цельность натуры",звуковой объём эпизода, и даже запах материнского молока, так пахнет грудничок!Просто здорово! Я считаю это хайку огромной удачей автора.
 - Понравилось хайку. Всё на месте. Сначала подумала, откуда видна сказка, потом решила, что это может быть книжка сказок.
Очень трогательно, но не сразу считывается, что мама кормит малыша, если он такой маленький, сказки рано рассказывать, а может, для мамы все происходящее как в сказке, кто знает?
 - Душевно. Цельность натуры передана через образ серебряной ложечки: в нем забота о близких. Но сказку не нарисуешь, она выпадает из жанра. Грамматически мешает в 3-ей строчке предлог ПОД. Можно рассказывать сказки ПОД какой-то звук (завывания ветра, напр.). А метель – не звук. Не связывается.
 - Он ещё не понимает о чём сказка... Он просто слышит нежный говор мамы, отрывает пошире ротик, чтобы слизнуть вкуснятину... А мама думает: будет ли её ребёнок ей защитой... Наверное - это самые счастливые минуты единения:мать и дитя. А за метелью обязательно будет солнце и новые сказки.
Мама рассказывает сказку малышу. Сказку под метель не нарисуешь, но человека рядом изобразить - вполне. Ощущение детства подарил автор.
Сказку не нарисуешь!
9+4, 10+5,  6+3, 10-5, 10+5, 8-4, 5+4, 9+4, 8+4,  8+4,   8+4= 91+46 +5= 142


4-е  МЕСТО:

7)   лапник у крыльца
стебли роз с бутонами
 несёт садовник                (автор Татьяна Шадуя)
*
Я не очень понял взаимосвязь 1 строки с остальными. Зачем лапник летом нужен у крыльца? Так же явно читаю инверсию во 2и 3 строках.
- здесь привлекает разночтимость. Кто что увидел, то и есть. Я только потом про похороны подумала. Но вот, что ещё... Здесь стык жизни и смерти: срезанные стебли... с бутонами - о чём говорят? О юности! Незрелости. Ой, как мост выстраивается. А это для хайку не желательно. Смерть, да ещё молодая... очень больно, колко. Но хайку - удачная находка. Хочется остаться, расспросить, посочувствовать, утешить, разделить... По технике исполнения: стык З-С, провал ударения в 1 строке.
 - Киго читается, сюжет мне очень знаком! Осенью, перед тем, как  укрыть розы срезают оставшиеся стебли с бутонами - последние букеты роз.
Чуть-чуть недостроено хайку..
Про лапник я уже писала. Считаю, это хорошо переданное киго. Садовник занимается своим делом, хорошая сезонная картинка. Мне нравится это хайку. Может быть, нужно киредзи после первой строки.
Здесь все понятно, поздняя осень, последние бутоны роз срезают перед заморозка и розы укрывают на зиму заботливые садоводы
 - Киго противоречат друг другу: лапник указывает на осень (им укрывают розы на зиму), а бутоны - на начало лета. Если лапник убрали весной, то почему он у крыльца? За зиму он высохнет, и останутся голые еловые ветки. Садовник несет «стебли роз с бутонами» - значит, розы срезаны с куста (жаль куст!) А если это поздние розы, которые срезали перед морозами и принесли в дом, чтобы цветы постояли еще какое-то время в тепле, тогда есть цельность натуры, явленная в стремлении продлить жизнь красоте. Мне не хватило буквально еще одной зацепочки, чтобы эта версия раскрылась во всей полноте.
-  О плохом не буду. ЛАПНИК, МОЛОДОСТЬ, НЕ РАСКРЫТЫЕ БУТОНЫ РОЗ - не хочу об этом. Пусть лучше поздняя осень. Она нынче была очень тёплая. Розы набрали бутоны... Но хороший садовник знает: осень - это осень... Пора готовиться к зиме. Как и человеку, розам нужно набраться сил перед новой весной. А лапник не только укроет от морозов, но и спасёт корешки от грызунов. А цвести уже поздно. Корешкам нужен отдых... Как-то так! Хорошо с таким заботливым человеком!
8+4, 5+3, 6+4, 9+3,10-5,10+5, 10-5, 8+4, 8+4, 7+3, 10+5 = 91+45+5=141


4-е  МЕСТО:

27)  Следы кроссовок
   на заснеженной тропе
        листья рябины                (автор Ирина  Жукова- Каменских)
*
Хайку хорош. Картинку вижу. Но вот вместо листьев представляю ягоды…
 - после 1 или 2 строки я всё-таки поставил бы точку
- мы работаем над целостностью. А здесь? Следы Следы (чьи?) кроссовок. Как следы ребёнка. А если упоминание об обуви, то лучше - следы от кроссовок. И кто это следопыт, что уверен в виде обуви? Листья, возможно, напоминают полоски в следах от спортивной обуви. Но упоминание рябины - вызывает чувства цвета - красный на снегу. Следы, цвет крови - недостроенный мост, который не хочется достраивать.
 - Не плохое хайку, сезонности присутствует!
Однако"на заснеженной" -совершенная форма,а это в хайку нежелательно
Для темы"Одиночество в хайку",подошло бы больше!Это не первое, вполне удачное хайку, которое не дотягивает до "целостности натуры"!, Извините, возможно я и не права!!
Здесь раскрытия темы мне не хватило. Простите, автор. Возможно, грозди рябины были бы более наглядны, но это мое личное восприятие, на оценку не влияет.
Осень, выпал первый снег, а спортсмен тренируется по-прежнему, цельность натуры и целеустремлённость есть!
 - Перевертыш: на тропе и следы, и листья. Природа и человек соединяются, следы смешиваются с листьями, есть недоговоренность (кто куда шел – сочиняй, как хочешь), киго есть – всё, как в учебнике. Но картинка слишком очевидна и образы частотны (тропинка, следы, рябина); зато кроссовки оригинальны.
От былой красоты остались только листья на снегу. Птицы склевали ягоды. А листья так похожи на отпечатки следов от кроссовок. Утренняя пробежка? Или вечерняя прогулка, когда хочется побыть одному... Дальше не хватает фантазии... Что-то не договорил автор. Или я не увидела? Извините!
Перевёртыш симпатичный, и если кроссовки не случайны, то... это утренняя пробежка спортсмена! Рада за него.
 - Рисунок следа кроссовки по форме похож на лист рябины...
9+4, 7+4, 7+4, 6+3, 8-4, 8+5, 10—5, 8+4, 8+4,   10+5, 7+4= 90+46 +5= 141


5-е  МЕСТО:

6)  ведёрко краски
 у ржавого забора
  цветёт шиповник                (автор   Ольга Волхонская)
*
Все замечательно. Человек присутствует, киго есть. Если бы третья строка была ЦВЕТ ШИПОВНИКА, было бы отлично. А так с учетом небольшой инверсии 2и3 строки::я бы всё-таки поставил точку в конце 1 или 2 строки
- мне нравится! Расцветает куст и забор раскрашивают! Здорово! Весна во всей красе - всё скрасит, и настроение тоже. Рядом с таким хозяином хочется приостановиться и поговорить. А если пригласит на чай с шиповником - не откажусь! А вот рифма 2-3 строк это минус.
 - Очень понравилась картинка,перевёртыш хорошо читается. Конечно это весна- после зимы нужно освежить забор,хороший хозяин ценит красоту природы! И всё же мне немножко не хватило объёма для"целостного образа".
Весна, но запах краски перебивает запах шиповника , дисгармония.. Эх, если бы раньше забор покрасить!
-   Перевертыш. А гармония мира нарушена: забор-то ржавый! Значит, за ним не ухаживали, но ЛГ стремится эту бесхозность исправить - намек на цельность натуры есть. Ассонансная рифма «забОра/шипОвник»
 - Понравилось хайку. Начало лета или конец весны... Всё обновляется. Нет!!!
Ржавому забору! Ах,как приятно раскрашивать серость...
Мне сразу Том Сойер вспомнился. Ведёрко - уменьшительное, а в целом всё сложилось, отличный перевёртыш.
9+4, 7+4, 6+4, 9+4, 9-5, 7-3, 8+4, 8+4, 9+4, 8+4, 10+5=90+45  +5=  140


6. 17)  стопка программок
    соцветия декабристов
       в лунном сиянии                (автор Шик Арина)
*
Надеюсь это другие декабристы и среди них нет ни Рылеева, ни Кюхли ))) Конечно это шутка юмора такая…
Придерусь к киредзи, так как тут нет перевёртыша.
 - Выписан образ чудесно! Романтичная театралка со стажем, радуют в зимнюю бессонницу только  яркие цветы декабриста! Сейчас программки не коллекционируют-всё в электронном виде:и смайлики,и цветочки,и чувства!!
 - Просматривается человек – любитель театров или концертов, бережно хранящий программки своих посещений. Киго есть. Не хватает киредзи после первой строки.
Опять декабристы, зима, ночь.. Пожилой хозяйке не спится, вспоминает прошедший концерт?
 - Интерьер озарен лунным сиянием - природа входит в мир человека. Декабрист играет роль киго и указывает на стремление ЛГ в своем маленьком мире воссоздать мир природы – цельность натуры есть. 3-я строка: не знаю, что бы подумал японец, но для русского ясно звучит песня: «В лунном сиянии /Снег серебрится…» И эта ассоциация привязывает лунный свет к программкам (концертным?), образуя круг. Ассонанс «прогрАммок/си[йА]нии»
Очень понравилось. А программки, верно, с концертов классической музыки. И исполнителей романсов. Интересный человек. Есть о чём расспросить, о чём поговорить...
 - За кадром театрал, творческий человек. Цветки декабристов очень красивы, особенно белые, их не только старички выращивают. Дома у меня 5 расцветок, с ноября по февраль любуюсь.) Третья строчка - увы, штамп. По технике - здорово: ни одного глагола и всего один предлог!
8+4, 9+4, 6+4, 10-5, 10+4, 8—4, 9+4, 9+4, 9+4, 7+4, 8+4 = 93+45= 138


7. 11)   иней на розе
  засахаренный лимон
        к чаепитию                (автор Шик Арина)
*
Всё бы ничего, но киредзи оно такое киредзи. Кто бы не пытался доказать мне обратное, но я не вижу тут перевёртыша. Явно 5/7+5. Поэтому ой…
 - Очень изящная картинка!!Человек не присутствует, но я бы с удовольствием попила с ним чаю!!
За окном мерзнет роза, а в доме тепло, чай с лимоном, видно хозяин эстет, подмечает все красивое!
 - 2 полюса: роза и лимон. Роза в инее, т.е. она на улице, и это убедительная пейзажная составляющая. Засахаренный лимон - это уже о человеке, заботливо вложившем свой труд в угощение к чаю. Полюса связаны: иней на розе такой же блестящий, как и крупинки сахара на лимоне. Творение рук человека схоже на творение природы – в этом цельность натуры. Есть и контраст: возможно, хрупкая роза погибнет на морозе. А человек позаботился о своем тепле и комфорте. Чаепитие вводит традиционный японский ритуал и общекультурный символ домашнего уюта. Изящно, виртуозно. Ассонанс «рОзе/лимОн»
 - приятное хайку. Поздняя осень. А дома уютно и тепло...Не хочется никуда уходить.. Смотреть в окно на ещё цветущую розу и слушать рассказы хозяйки... Такой уют дорогого стоит...
 - Радушный хозяин и тепло от чая, несмотря на иней за окном. Осеннее чаепитие, прекрасные параллели.
 - А роза в инее в помещении? Нет целостной картинки!
8+3, 8+4, 7+4, 9-5, 7+4, 8—4, 10+4, 8+4 ,10+5, 7+3, 7+3 = 89+43+5=  137


8. 24)  подземный родник
   струится среди плюща
      кирка у камня                (автор Татьяна Шадуя)
*
А тут всё портит струящаяся среди плюща кирка… Ну, или отсутствие киредзи.:после "плюща" нужна точка
- как может струится кирка? Нужно тире(кирэдзи) между 2 и3 строками. Я не сильна в добывании воды из подземных источников, а именно этот вид деятельности вырисовывается, вторым планом - археология. Но вот может родник быть не подземным? Родни;к — естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник). Поэтому, считаю, слово "подземный" лишнее. Плющ... обвивает и усыпляет. Это да. Можно сесть и смотреть, смотреть под рассказы автора, чего он хочет поведать... Это автору удалось зацепить, внимание. Киго?
 - У меня относительно данного хайку возникает много вопросов! Во первых-когда?Сезон  указан не явно!Наверно лето!!
Среди плюща - это как?
"Подземный"-, мне кажется это слово лишним, все родники формируются под землёй!И Цельность чьей натуры задумал описать автор,если на"натуру" указывает только "кирка у камня"..Образ мне очень понравился.но скорее к теме
"Одиночество в хайку"..
Раскрытие темы можно достроить. Киго нечеткое. Сочетание «среди плюща» звучит странно. Киредзи после второй строки обязательно.
Здесь киредзи необходимо конечно, но есть результат:человек поработал, родник ожил, струится вода, хорошо!
 - Как нарисовать подземный родник? Есть многозначность: работник прислонил кирку к камню, чтобы напиться воды, или он киркой пробил камень, чтобы выпустить подземные воды? В этом прочтении единение человека и природы решены красиво! Человек выступает творцом, его труды дополняют то, что создано природой. Идея отличная! Жаль, части не отделены, и перевертыш неудачный: кирка не может струиться. Нет киго. Ассонанс «плющА/кАмня»
Да, вот здесь не хватает киредзи. Нечёткое киго. Плющ - вечнозелёное растение юга. Человек даёт свободу пробивающемуся роднику? Хорошо. Я бы остановилась помочь...
 - А как различить, подземный источник или водопроводная труба лопнула? Картинка - вода, плющ и кирка - всё остальное - скрыто!))
8+4, 8+4, 6+4, 8+2, 7-4, 8+2, 10-5, 6+3, 7+3,  8+4, 8+4=84+44 +5= 133


9. 22)  Свиток под сливой.
  Шмель собирает пыльцу
         с эскиза цветка.              (автор Екатерина Давыдова-Бабочкина)
*
На свитках обычно пишут, а не рисуют. Эскиз цветка на свитке под сливой. Был бы это треножник с незаконченной работой, но свиток…
Верится с трудом, но все же ошибок нет.:здесь слива - это дерево или фрукт? если свиток - значит лист свернут в трубку; и как тогда понять, что на листе? и шмель не собирает пыльцу с эскиза, а просто сидит на нем
-а вот это находка! Поздравляю автора! Правда, не верю, что свитки просто так валяются. Насколько я знаю, у них очень нежная бумага, впитывающая влагу. Рисовая, например. Так что, здесь - не верю, но как задумка - прелесть. И шмели могут на рисунки садиться. Аллитерация на С=Ц с избытков до затруднённого произношения, как в начале 3-ей строки.
 - Как мне нравится находка автора!Талант художника смущает даже шмеля, так гениально выписан цветок.
Я не очень люблю хайку в японском стиле, но данная зарисовка  мне по душе-гениальность,она и в России гениальность.Мне кажется, что тема не до конца раскрыта!
 - Видимо, автор имел в виду, что шмель принял рисунок за настоящий цветок. Но ведь эскиз – это только набросок? Поправьте, если я ошибаюсь. И мне не очень понятно, как можно увидеть, что шмель собирает пыльцу, хотя домыслить это достаточно просто.
Очень изысканно, но не правдоподобно, если свиток, то он свернут  обычно
 - Слива цветёт... Весна. Да, у шмелей отличное зрение. Он может оценить труд мастера-художника. Но мне, как ни странно не хватило РУССКОСТИ.Только вот шмель наш. И много вопросов: как попал свиток под сливу? Кто-то потерял японский шедевр? Извините, для этой картины у меня не хватает ума...
Про свиток пояснения прочитала, видела их в музее, замечательное, тонкое искусство. Но мы воспринимаем слово свиток, как бумагу скрученную в трубку, шмель туда вряд ли полезет, разглядывать цветок и , тем более, пыльцу собирать. Надуманно. С эскиза - читается слитно и неблагозвучно.
Смущает "свиток"
9+5, 9+4, 5+3, 9+4, 9-5, 8+5, 5-2, 7+3,  4+3, 9+5, 9+4=  83+ 43+5= 131


10. 3)  лёд на дороге -
 жмутся на обочину
   пёс с хозяином               (автор Эстелла Уилбур)
*
Тут так же мы видим целостный мир человека, хозяина собаки. Любой человек, у которого есть домашние животные уже априори имеет сострадание.
- вот зря два предлога "на-на"! Ансамбль был такой, а в хайку - этого не должно быть! Да ещё и третий предлог! Стык С-С. Причинно-следственная связь двух частей - нежелательна, признак отсутствия напряжения между частями. Одно вытекает из другого. Остаться ли? Проходящее чувство...
 - Скорее всего это зимний день,картинка грустноватая,два одиноких друга, оба добрейшие существа. Подряд три предлога,  логичнее звучало бы"жмуться к обочине".
Здесь я тоже не увидела раскрытия темы. Опять это больше подходит к уединению. Три предлога, причём два одинаковых – это перебор.
А вот здесь есть и пес и хозяин ведут себя одинаково, гулять то все равно надо!
Картинка ясна, киго есть. Хозяин и собака едины, глагол ЖМУТСЯ (мн. ч.) объединяет их в противостоянии суровой природе. Есть недосказанность: они просто гуляют или ищут дом? Но глагол ЖМУТСЯ эмоционально окрашен: мы видим маленькие жалкие фигурки на обочине дороги –это навязывание чувства жалости. И еще: после глагола ЖАТЬСЯ требуется предлог «К», а не «НА». Задаче выполнена: заставить себя выйти в гололёд с собакой с риском навернуться и сломать шейку бедра –это требует цельности натуры!
 - Лёд - это зима, осень или ранняя весна? Собака отвечает за хозяина. Он за собаку. Собака индикатор качеств человека...
Похоже на зиму. Три предлога - это слишком много для хайку. По русски - жмутся к обочине, предлог неверный. пёс с - слипание. Вижу дружбу, а значит - с целостностью натур всё хорошо.
 - Всё есть! "Жмутся" - оценка автора
9+5, 8+4, 6+4, 5+2, 8-4, 7+3, 10—5, 8+4, 7+3, 7+2, 8+4= 83+40+5=128


10. 10)  листва на шпалах
    пустой трамвай движется
            вдоль лесопарка                (автор Ирина  Жукова- Каменских)
*
Тут мне нестерпимо хочется убрать слово ДВИЖЕТСЯ. И еще я не увидел тематики конкурса. Да простит меня автор. Попытайтесь объяснить, те, кто более глубоко проник в суть. А пока, что
- прогулка. Ну что же присоединюсь и я погонять листву. "И мы по шпалам, опять по шпалам домой по привычке..." Осень, грустная лиричная пора. Есть такое дело. Опустошение в некоем смысле. Мост недостроен, и он читается. 1-3 строки рифма! 2 строка стык ударений, а значит, нет плавности ритма. Кажется глагол лишним почему-то. И опять же, возвратный глагол, не айс.
 - Эпизод мне напомнил кадр из фильма "Раба любви, где героиня едет в пустом трамвае..
 - Мне пахнет осенью, трамвай" листает"шпалы-финал во всём,грусть прощания, уходящая натура! Как жаль,что тема целостности именно натуры, как бы не про данное хайку!!Интересно,а у осени есть" Целостная натура",возможно стих об этом!!Извините-просто понравилось!
Интересный сюжет, но, как мне показалось, не совсем в тему. Опять скорее про уединение. Просится киредзи после первой строки. Слово «движется» как-то выпадает из общего стиля.
Пустой трамвай в лесопарке, а при чем здесь цельность натуры? Да и киго не чёткое..
 - Есть природа, киго, человек. Но трамвай пуст, он одиноко, бесприютно и даже как-то бессмысленно движется мимо лесопарка. Человек отделен от природы и от творений собственных рук – нет цельности. Есть ощущение заброшенности. Ассонанс: «шПАлах/лесоПАрка»
Для меня загадочное хайку.Но что-то за ним такое, что я до конца не додумала.Однажды я была свидетелем истории, когда на последней остановке плакала пожилая женщина. Она потерялась. Было холодно, уже предзимье. А трамвай шёл в парк. И кондуктор, молоденькая девчушка, с согласия водителя, повела её в ближайшее отделение милиции... А трамвай пошел в парк пустоЙ... Только снежинки оседали на крышу... Может, здесь тоже непредвиденная ситуация? И кто-то кому-то помогает... Фантазии? Пусть так! Но мне вспомнилось...
  - А здесь с фильмом "Брат" ассоциация. Трамвай пустой,(оценка) но его кто-то ведёт, о чём-то думает... Осень. Единение природы и человека.
7+3, 7+4, 6+4, 8+2, 9-5, 7+4, 7—3, 8+4 ,8+4,  9+4, 7+3=83+ 40 +5= 128


11. 15)  зонт над  коляской –
  листья со старых клёнов
          срывает ветер              (автор   Ольга Волхонская)
*
Осеннее настроение. Материнская забота, любовь и счастье. Одно смущает. А молодых клёнов нет или с них ветер не срывает листья?
- "ветер срывает листья со старых клиентов" лучше
- как мы любим коляски и листья, оказывается! Хорошая тема, потому что! Здесь вот какой недостроенный мост увидела: новая жизнь сопоставляется с оборвавшейся по старости лет. Хорошее размышление. Зонт - защита жизни. Но, когда раскрывают зонт - когда дождь. Или нет? Неужели такой листопад, что мало верха коляски? Это должно быть ещё и красиво... Давайте вместе пройдёмся, есть о чём поговорить...
Стык согласных, или их скопление, зоНТ-НаД. Ритм хороший. Глагол - олицетворение. Листопад лучше. Иначе этот порыв ветра разрушает гармонию спокойного пейзажа. Ведь если так, то и зонт может сорваться, опасный момент.
 - Мне кажется, что тема"целостность натуры, в данном хайку не отражена в полной мере.Такое впечатление,
что определение"старых"
-математическая необходимость, 5-7-5!!Возможно я чего-то не" слышу"в данном тексте.
Кто-то вышел погулять с ребенком. Погода плохая, но ребенку нужен свежий воздух. Тема раскрыта не полностью. Соглашусь, что слово «старых» не совсем уместно, хотя я почему-то представила себе аллею в парке, засаженную многолетними кленами. Все индивидуально.
Откровенно говоря, коляски и осенние листья приелось в хайку, повтор..
 - Гармонично. Два полюса: клёны и коляска. Через заботу о ребенке (или старике?) проявляется цельность натуры. Из минусов – бедные клёны! Их с хризантемами так много, что уже хочется иного киго.
Всё вроде правильно. Но так знакомо. Почему-то не трогает... Извините.
Коляска, наверное, сидячая, а под зонтом маленький человечек. Заботливая мамочка считывается. Хорошая картинка про осеннюю непогоду, но столько было колясок и листьев... Старый - оценка.
Некоторый диссонанс - если зонт то нужен дождь. Слово "старых" - ни к чему!
9+4, 6+4, 6+3, 7+4, 8-4, 7-3, 9+5, 7+3,  6+4,  8+4, 7+4=  80+42+5=  127


11. 26)  прогулка в лесу
      полна грибов
     детская панамка                (Елена Графская)
 *
- "детская панамка полна грибов " лучше
- а у нас всё время получается, когда невзначай, в куртку собирать! Немного мне не хватило напряжения между частями. Они об одном: всего лишь прогулка, и потому приходится в панамку собирать. Но хочется остаться и пойти вместе с такой компанией...
- тСезон осень! Нарушен ритм хайку! Картинка милая,много информации!!
Задумано хорошо. И снова киредзи!
Наверно, внук с дедом гуляли и неожиданно набрели на грибы, лето, тепло и собирать грибы вместе одно удовольствие!
 - Мило! Цельность натуры есть: взрослый привел ребенка собирать грибы. Идея единения с природой передается от старшего поколения младшему. Слово «прогулка» - не предмет, а процесс. Его сложно нарисовать
Милое хайку. Немного смущает построение 2 и 3 строк. Может поэтому не вижу чего-то большего... Извините.
Полна - мост в прошлое, уже полна. Милое хайку. Что-то с размером не то.
8+4, 5+3, 7+4, 8-3, 8-4, 8+4, 7+3, 9+4, 8+3,8+4, 10+5= 86+41= 127

12. 16)   снежная лужа
   выгуливает мальчик
      щенка в пинетках                (автор Ирина  Жукова- Каменских)
*
 - Ох, и отгребёт кто-то на орехи после прогулки если щенок заболеет. Кто же надевает пинетки для прогулки по лужам. У меня щенок идёт в резиновых сапогах, смело ступая и меряя глубину… И с киредзи в лапах…
 - "мальчик выгуливает" лучше
- милая зарисовка. Но о чём размышлять, не знаю... в прошлый раз тоже кто-то кого-то выгуливал...чела собака, кажется. Но написано грамотно.
 - Я бы поставила всё же тире ,было бы  лучше .Киго есть,находка автора,удачное сочетание слов, грамотное построение 5-7-5!!
Снежная лужа мокрый снег и собачка и мальчик намочат лапки, ох и попадёт им дома, занятная картинка!
Интересное хайку. Тема раскрыта, по-моему, и киго есть. Не хватает киредзи после первой строки.
Снова хозяин с собакой. Но к чему пинетки? Кой смысл их надевать на собаку? Они же в луже промокнут в миг! Но даже если б были ботиночки, то и в них собачка выглядит комично. А где комизм – там сенрю. Инверсия во 2-ой строке. «Снежная лужа» - нарушение лексической сочетаемости.
Весна или первый снег осенью. Ох уж эти дети! Внук у соседки нарядил щенка в свой памперс. Всё таки теплее. Раздевали "щена"с дедом. Бабушка потом всех мазала зелёнкой!
снежная лужа - т.е. лужа и в ней снег? Мне не очень это сочетание, видимо для обозначения зимы написано. Мальчик молодец, щена в пинетках жалко, холодно ему и неудобно. Интересная история не вырисовывается.
  8+4, 7+4, 6+3,10+4, 6+4, 9-5, 8—4, 4+1, 7+4, 6+4, 8+4= 79+41 +5=  125


13. 9)  сосед по даче
 нависает над забором
   новая постройка                (Елена Графская)
*
Вот уж где вся нутрянка прослеживается))) Ох, уж эти соседи по даче. С ними бы жить да не тужить. А тут вон новые постройки нависают, а значит скандал неизбежен))). Как ни странно, прозвучит, но мне очень нравится такой подход к определению целостности человеческой натуры. Хайку перевёртыш. Пока не вижу недостатков кроме несоблюдения классики. Но за это оценку не снижаем.:надо бы точкой пояснить, кто или что нависает над забором
- рисуется у меня почему-то начало лета. Нависающий сосед над забором - смотрит как там и чего у меня с новой постройкой. Любопытство! И это понятно. Подсматривать - это наше всё. В плане перенимания идей. А вот новая постройка над забором нависать по нормативам не может. Даже нависающие деревья по требованию убираются. Проходили, знаем. Требуется кирэдзи между 2 и 3 строками. Рифма 2-3 строки. И потом, новизна идеи... Было и у меня нечто подобное с соседом навеселе, наводящим тень на плетень! Хочется ли остаться с хозяином? Я его не почувствовала. А с соседом... тем более. Но ход мыслей автора забавен.
 - Мне очень нравится в данном хайку очень точный подбор слов, плавность ритмического рисунка, метрическая динамика..В воздухе витает конфликт,"натура" налицо! Жаль,что нет Киго, но рискну поставить высшие баллы,за драматургический талант автора!!
Картинка понятна, но я не совсем поняла, кто или что нависает над забором. Или и сосед, и постройка? Или забор и есть постройка? Киго не вижу.
Оригинальное решение,как перевертыш тоже интересен, а киго нечеткое , натура просматривается, будут бои!
 - Классный перевертыш: кто нависает над забором? Постройка или сосед? Последний вариант ироничен. Хотя сосед по-своему целостен: и дом отгрохал, явно не согласовав с соседями, и всем своим весом на забор насел! Если бы мы упражнялись в сенрю, а не в хайку, то это был бы мой фаворит! Спасибо автору за поднятое выше уровня забора настроение!
У меня сразу вопрос: КТО НАД ЧЕМ НАВИСАЕТ? Не увидела киго. Но картинка предупреждает: будут неприятности... Очень жизненно. Улыбаюсь...
Сосед - не промах! Сразу чувствуется, хозяин и своего не упустит, и любопытный к тому же.)) Цельный товарищ. КИГО - не зима. Киредзи мне не требуется, улыбаюсь в обоих прочтениях. Перевёртыш понравился.
 - КИГО нет!      
10+5, 5+2, 5+3, 10-5, 8+4, 10—5, 4+1, 7+3,  9+4, 8+4, 8+4= 84+40=124


13. 23)  открыто окно –
   падают хлопья снега
    на конверт с письмом       (автор   Ольга Волхонская)
*
Вот тут все хорошо, кроме письма в конверте… Каким зрением это можно увидеть?
- "хлопья снега падают" лучше
- неплохо. Но вот рифма окно-письмом хороша, но не для хайку! Это в минус! Люблю такие сюжеты. У меня тоже письмо на крыльце, заметаемое снегом, помнится, было... Почему открыто окно? Тут слишком недостроенный мост, даже не знаю в каком направлении двигаться...
- Два подряд предлога, не желательны,а прошедшее время, совершенная форма-это в хайку не приветствуется Нарисовать письмо внутри конверта невозможно.Идея понятна,но текстовое исполнение слабее задумки автора!
Зима,от кого послание? Не прочитано, или плохая весть?
В чем цельность натуры не ясно.
- В интерьер вторгается природа: через открытое окно падают хлопья снега. О присутствии человека говорит письмо. Формально всё объединено, но письмо оставлено на открытом окне. Оно никому не нужно? Его вообще читали? И открытое окно зимой противоречит идее домашнего уюта, тепла. Здесь есть драма, надрыв, а не целостность. Ассонанс: «окнО/письмОм»
-   Картинка вырисовывается. И киго на месте. Но почему-то ничего нового не вижу. Холодно, одиноко. Ничего не осталось такого,что можно было бы спрятать от снега у сердца. Не считываю тему. Мне не уютно в этом хайку... Извините.
Почти Вермеер... Письма, неужели ещё кто-то пишет... Приятные воспоминания, сейчас только налоговая строчит.(( Открыто - уже было открыто. Открытое лучше, формула 5-7-5 не жёсткий приговор. 2 предлога в одной строке, писала выше. Несмотря на все огрехи, хайку создаёт удивительную атмосферу, в которой хочется находиться, думать, размышлять.
- Письма не видно - спрятано в конверте!))А может, там деньги?
8+4, 7+4, 7+4, 7+3, 7-4, 5-2, 7+4, 7+4,  9+3, 7+4, 7+4= 78+40+5= 123


14. 8)   сквозь метель солнце -
  на деловом блокноте
     сонеты Рильке                (автор Татьяна  Беклемышева )
*
Я наблюдаю инверсию в 1 строке. Правильней было бы Солнце сквозь метель.
Имена, фамилии, названия улиц все это немного не для хайку.
Почему именно Рильке? Читателю достаточно, что просто сонеты. Кто автор это лишнее.
И еще один вопрос к автору хайку. Сонеты в отдельной книге лежат на блокноте? Если так, то откуда мы увидим сам блокнот? А если его не видно, то как он оказался в тексте?:в хайку писать про сонеты (форма, конкурирующая с хайку) я бы не стала
Нестыковки: во время метели (не лёгкого снегопада, а именно метели) светит солнце? Грамматически фраза «сквозь метель солнце» тяжеловесна, инверсивна, и непонятно, что там это солнце вообще делает? Странно выглядит предлог «НА» во 2-ой строчке. Книга сонетов лежит на блокноте? На блокноте написаны сонеты? Рильке торопился, не открыл блокнот и писал на обложке? А замысел хорош: человек совмещает бизнес и поэзию - это цельность натуры. Параллель между нетипичной метелью и нетипичным Рильке идейно связывают полюсы.
- 1-я строка - нежелательная инверсия, тем более, что 1-2 строки образуют рифму, что нежелательно тоже. Стык ударений в 1 строке. Задумка красивая. Хочется размышлять. Но... метель, значит, всё в снегу. Как можно, если чем-то дорожишь, держать это открытым для снега - сонеты и деловой блокнот. Я бы спрятала, куда нибудь запазуху! Есть некая суета и неразбериха, хочется уйти. И потому задание в минус. Я растерялась, мне многое мешает. А главное - отсутствие простоты, что важно для хайку. Мы ведь только что работали над уединением без суеты.
- Очень интересный сюжет, есть сезонность,есть двухчастность,но,на мой взгляд,не совсем удачно автором выбраны слова. Человек на совещании читает Рильке!Образ ЛГ читается.Зима,хочется сидеть у камина с близкими!!
Первое предложение, на мой взгляд,вызывает много вопросов!!
Персонаж этого хайку – романтик, явно предпочитающий чтение сонетов скучной работе. Порядок слов в первой строке мне показался странным. Как понять, что блокнот деловой? Указание на автора сонетов можно счесть излишним, но мне не помешало.
А почему деловой блокнот и Рильке? Я понимаю, если бы он написал свои стихи в этом блокноте..
 - Нестыковки: во время метели (не лёгкого снегопада, а именно метели) светит солнце? Грамматически фраза «сквозь метель солнце» тяжеловесна, инверсивна, и непонятно, что там это солнце вообще делает? Странно выглядит предлог «НА» во 2-ой строчке. Книга сонетов лежит на блокноте? На блокноте написаны сонеты? Рильке торопился, не открыл блокнот и писал на обложке? А замысел хорош: человек совмещает бизнес и поэзию - это цельность натуры. Параллель между нетипичной метелью и нетипичным Рильке идейно связывают полюсы.
Интересное хайку! По правилам русского языка после метели надо бы тире поставить, но тогда как-то не по японски всё будет выглядеть. Инверсия, конечно, может быть лучше - солнце сквозь метель? Солнце - это сонеты Рильке, а в деловом блокноте - пурги полно. Как это знакомо! На моих папках с документами и на ежедневнике периодически сборничек стихов лежит.) С цельностью полный порядок!))
- Не стоит использовать в хайку то, что надо надписывать, если рисовать картинку!
7+3, 6+4, 5+4, 5+2, 9-4, 9+4, 7-3, 6+2, 10+4, 7+3, 7+4 = 78+ 37+5= 120


14. 18)  попугай в клетке -
  лыжные брюки сохнут
          на батарее            (автор Ляля Белкина)    
*
Почему лыжные? Как это понять? В остальном претензий нет
- попугай? Поговорим? Зима, розовые щёчки после прогулки на лыжах. Можно попить чаю. Располагает! Попугай - приглашение поговорить! Забавно! Стык ударений в 1 строке. Но пейзажа нет никакого в пейзажной лирике.
 -Образ человека вполне вырисовывается, картинка четкая, киго имеется. Слово «сохнут» показалось лишним
Попугай в клетке, а хозяин вернулся после лыж, прогулка удалась, а причём здесь попугай?
- Интерьер; природа в лице попугая заключена в клетку, поэтому ее мало. Итог - цельности и гармонии не хватило. Но картинка не банальная (лыжные брюки на батарее – это вам не клен с сакурой!) Ассонанс «клЕтке/батарЕе»
Зима. Но лыжные прогулки никто не отменял! А попугаю за решёткой тепло, как мокрым брюкам на батарее))). И лететь никуда не хочется...Вот разве что послушать хозяина он не прочь. Если в доме птица - и сам человек чуточку крылат...
Попугай в клетке - намек на природу, как свекла в тарелке борща?)) Можно, конечно, связать всё что угодно, со всем, чем угодно! Зато оригинально, не хризантемы какие-нибудь на клумбе, а лыжные штаны на батарее. Извините автор, рассмешили. Ясно, что зима, и что-то сильно бытовое. Птица в клетке для меня как человек в тюрьме.
Ощущаю некоторый диссонанс!   
8+4, 7+3, 5+3, 9+3, 10+4, 7—3, 4+4, 8+3, 5+3, 7+4, 7+4 = 77+ 38+5= 120


15. 14)  сухая ветка
  на крыше скворечника -
   мужчина в очках      (автор Мельник Эдуард)
*
- Весна. Мужчина всматривается, что можно сделать, как убрать ветку, где пилить. А может быть, он хочет понять пустой или нет скворечник. Сухая ветвь - в наследственности бездетность. А вот и мост недостроенный! Умничка, или автор, или я. Вечно придумываю, чего, может быть, и нет. Но мне нравится. Хочется стоять рядом, говорить о птицах, деревьях, покраске, и вообще пообщаться. Аллитерация работает, особенно в конце строк. Но... кажется одно слово лишнее. Смотрите:
на скворечнике
сухая ветка
мужчина в очках
И кстати, ветка может быть на скворечнике, стоящем на земле. Где само дерево? (см. задание о цельности). Кажется, крыша - тоже лишнее слово. В общем, надо докрутить.
 - Насколько я себе могу представить,то речь идёт о человеке,который делает и развешивает скворечники! Не явное Киго, когда происходит событие не очень  понятно. Скорее всего это весна, но возможно и лето и осень..У меня не сложилась"целостность натуры" Извините!!
Долго думала, но так и не поняла, какую смысловую нагрузку несёт то, что мужчина в очках. Может быть, поэтому не поняла задумку. Простите, автор.. Киго не читается.
Очень внимательный мужчина в очках заметил сухую ветку на скворечнике, она будет отпугивать птиц, надо снять! Весна должно быть..
 - Не связались очки со скворечником. Может, мужчина сделал скворечник, но к чему очки? Идея целостности была бы убедительнее, если бы проживший жизнь старик вешал скворечник, чтобы птицы выводили потомство и жизнь продолжалась. Сухая ветка слабовата для киго.
 - Наверное, весна. Зимой большая ветка упала на скворечник. Плохое зрение не мешает человеку ждать птиц и убрать ненужный груз с домика. Хороший пример для детей.
Очки меня смущают, как их связать со скворечником? Намёк на возраст мужчины? Но пожилой мужчина не полезет на дерево вешать скворечник. Или круглые очки - и круглое отверстие скворечника? Какие-то "весёлые картинки", очки искусственно приписаны, сухая - оценка.
 - Неопределённое КИГО! Причём здесь очки? Картинка не складывается! Очки- сухая ветка?
6+4, 6+3, 6+2, 7+4, 7-4, 10-5, 5+3, 7+3, 5+3, 8+5, 7+3= 74+39 +5=  118


15. 19) старик с палочкой -
     ветер через дорогу
       с листвой по зебре           (автор Мельник Эдуард)
*
 - а почему не "ветер с листвой/через дорогу по "зебре"/старик с палочкой"? Потому, что не 5-7-5? - 2 предлога С, и ещё один "через". или это наречие, затрудняюсь сказать. В любом случае перебор. Здесь недостроенные мосты, которые хочется достраивать. И это интересно. Все знают, старики и переходы - это больная тема. Могут и задуматься, и растеряться, и не увидеть что-то. Ветер в голове, мысли блуждают, листва сыпется и не только она. 1 строка - стык ударений. Суетливо и вызывает опасение...
 - Очень много предлогов, в данной словарной фразирвке, идея ускользает... Для ощущения "Цельность натуры", для меня недостаточно информации! Хотя динамика летящих по зебре листьев и движение старика считывается..Хайку ближе к теме одиночества! Извините!!
Картинка понятная, но мне до раскрытия темы немного чего-то не хватило. Может быть, из-за некоторой, как мне показалось, сумбурности изложения. Три предлога, из которых два одинаковых.
Конструкция не понятна, много предлогом, ветер и старик с палочкой вместе переходят дорогу, но с разной скоростью..
 - Мешает игнорирование грамматики: кто С ЛИСТВОЙ? Кто и что делает ПО ЗЕБРЕ? Предлогов много, и они в свободном полёте. Идея: старик с палочкой переходит дорогу; он слаб, немощен, но всё же продолжает свой путь. Чтобы бороться, нужна цельность натуры –замысел есть.
Неясный сезон. Старость. Одинокость... Пыталась разглядеть что-то ещё. Не получается... Извините.
  - Поменять бы первую и третью строчки местами и над предлогами подумать. Три - много, два в одной строчке - никуда не годится. Ещё и зебра пришла... А замысел классный, ветер и старик - целая история.
Неоправданная инверсия. Плохо "собранная" хайку. Ощущения гармонии не возникло.
6+3, 6+3, 8+2, 7-4, 8+3, 8-4, 4+4, 7+3,  8+2, 8+4, 7+4= 77 + 36  +5=118


16. 20)  девушка в плаще –
  перелетает дорогу
    выпавший зонтик           (автор Эстелла Уилбур)
*
Бедная, несчастная, растерянная и промокшая… Как ей хочется выругаться, но не позволяет воспитание. Машине летят не притормаживая, а зонт выписывает пируэты...
- и снова та жа тема... удивительно, как подобраны хайку. Или случайно легли. Думаю над плащом... Этот элемент одежды не обязательно говорит о дожде. О дожде - зонт. В шляпке - я бы ещё поняла. Шляпка и зонт - игра, и то и это может слететь - за что держаться? А здесь... я растерялась. Думаю. Выпавший - прошедшее время. да ещё на -вши. Это нежелательно. 2-3 строки рифма. Провал ударений 1 строка. И ещё... немного суетливо. но достаточно зримо. Хочется ли рядом остаться? Не знаю. Могу только представить себя такой девушкой, спешащей домой. Но вот, что здесь интересно. сколько раз читаю, у меня сама девушка перелетает, хоть и тире стоит, кирэдзи обозначено.
 - Совершенный вид, к сожалению!!Есть яркий образ,сезонность,двучастность, но прошедшее время и совершенный вид-это ба-а-а-альшой минус!Но очень яркий образ и динамичный сюжет-пусть будет..на моей совести.
Картинка наглядная, но опять же раскрытие темы только намечено, чего-то не хватает. Сезон не обозначен – дождь бывает практически в любое время года.
Осенняя картинка или гроза летом? А в чем цельность натуры? Бежит за зонтиком?
 - Нет киго (плащ носят круглый год). Нет целостности: героиня теряет зонт, причем его отнимает природа, здесь – враждебная человеку. Дорога –мощный символ, но если что-то оказывается на другой стороне – это потеря и разъединение. Картинка с ее символикой, традиционным предметным миром хороша, но мимо главной задачи.
И снова не вижу киго. Вместе с зонтиком что-то упустила, потеряла...Не вижу характера или чего-то особенного, чтобы остановиться и подумать...
Без киредзи мне больше нравится! (шучу). Выпавший - прошедшее, совершённое. КИГО не чёткое, указание на дождь, а не на время года. Немного суетливое хайку, сейчас она побежит, ловить будет, ветер дует, дождь идёт...
Причастие совершенного вида, а так - всё хорошо!      
10+5, 6+3, 6+2, 7+2, 10-4,  8+4, 7—3, 6+3, 7+3,  5+3, 9+4 =81+36=117


17. 2)  дождь и сумерки –
      одинокий прохожий
      в табачном дыму        (автор Мельник Эдуард)
*
- прилагательное во 2-ой строке лишнее. Как может быть дым под дождём, да ещё и в сумерках. Перебор, нмв. От такой зарисовки хочется бежать, а не остаться. Автор просто кричит об этом - разбегайтесь: сумерки, дым, дождь и мужик проходящий! Бр-р-р. Останусь-ка я лучше дома, возвращаясь к 1-ой хайку))) Киго? Дождь - три сезона!
 - Если человек в сумерках,да ещё и в дождь вышел на улицу, значит ему не очень.. Может спешит на помощь к другу,или у самого на душе печаль,оттого курит.К сожалению в хайку должно быть указание на сезонность, это обязательное условие!! В данном хайку,история может быть и весной,и летом,и осенью.. Тема не очень раскрыта.
Здесь скорее раскрывается тема уединения. На мой взгляд, «в табачном дыму» - это перебор. Сколько же надо курить одному человеку? Киго нет.
Нет киго, может осень.. Человек идёт и курит, что здесь говорит о цельность натуры? А пожалуй, есть цельность-плевать на дождь, курить очень хочется!
 - Атмосферно. Нет цельности: в одиночестве есть что-то разбитое, бесприютное. Герою грозит рак легкого: сколько ж надо было надымить, чтобы в сумерках облако дыма было видно? Нет киго.
 - Нет чёткого киго. В дождь трудно табачном дыму окутать человека. У меня не получилось картины. Человеку самому нужна помощь.Я так увидела.
Насгущал красок автор, ничего не видно. Может быть целостность в том, что погода плохая и прохожему плохо, ходит, курит... А может, курение - удовольствие для него? КИГО нет, есть ощущение тревожности.
 - Пропаганда курения!))
6+3, 7+3, 3+2, 8-4, 7+4, 8—4, 6+3, 7+3, 5+3,8+4, 8+4= 73+37 +5= 115


18. 1)  в прихожей висит
 костюм Деда Мороза-
     тарелка борща            (автор Ляля Белкина)
*
Хорошее хайку. И человек просматривается с его замечательной и доброй натурой. Видно, что так умаялся и проголодался, что даже нет желания испробовать экзотических салатов и прочей новогодней ерунды. Дайте борща…
Приду домой, пожру борща! Сразу вспомнился этот юморной рассказ Александра Ревы и его бабушки…
Но ложку дёгтя всё же надо… Слово «ВИСИТ» явно лишнее, если его убрать, то вообще не поменяется ничего. Автор немного поспешил. Думаю, после конкурса он подумает и исправит.:тарелка борща - это скорее для сэнрю
- повеяло домашним уютом, включились органы чувств, воспоминание детства и многое другое. И я подумала - как могут вместить в себя всего три строки... Но теперь перейдём к технике исполнения: глагол лишний, уберите его ничего не изменится. Как можно совместить в одну картинку прихожую и тарелку с борщом, если только она поставлена не для собаки в углу?!!! Пейзажа нет, от природы один борщ. Этого мало, нмв. Стык ударений во 2-ой строке
- А мне нравится это хайку. Дед Мороз устал, зашел отдохнуть и пообедать. Просто и жизненно – картинка с натуры. Дед Мороз – сам по себе уже привлекательный персонаж. И работа у него непростая. Киго присутствует. Без слова «висит», пожалуй, можно было обойтись.
Человек снял костюм Деда Мороза и поел борща.. Но где здесь цельность натуры?
- Мило, но пейзажа нет, а свекла в борще не тянет на полновесную природу. Замысел хорош: какие бы костюмы и маски человек ни надевал, он неизменно возвращается к самому себе, к своей натуре – тарелке борща (сниженный образ). Тире в роли киредзи сыграло с автором злую шутку: оно отделяет одну лишь «тарелку борща», и в соответствии с русским синтаксисом эта тарелка перестает быть отдельной частью сложного предложения, а воспринимается как обособленное ПРИЛОЖЕНИЕ к «костюму Деда Мороза». Т.е. фрагмент читается так: «костюм Деда Мороза» есть «тарелка борща». Возникает абсурдная картинка, а где абсурд – там сенрю.
Понравилось! Но я бы поменяла первую и последнюю строки местами. Тогда линия: тарелка борща - костюм в прихожей, были бы на уровне взгляда. А как хорошо обыграл автор красный борщ с шапкой сметаны и костюм ДМ с тоже красный с белыми отворотами... В семье праздник, а глава семьи дарит радость тем ,кто ждёт чуда. А это в первую очередь - дети! Такому человеку можно доверять!
Природы здесь не заметила. КИГО на месте. Кто хорошо работает, тот ест - видимо, в этом целостность натуры и проявляется.) История за кадром хорошая, добрая, но хотелось бы ёлочек, романтики...
 - Всё есть - пейзажа не хватает!
8+5, 5+2, 5+2, 7+2, 9+4, 7—3, 2+1, 8+4, 5+3, 7+3, 8+4 = 71+ 33+5=109


18. 5)   Ласточка в небе.
   Шарф на перилах моста.
       Клетка открыта.         (автор Екатерина Давыдова-Бабочкина)
*
Как я себе увидел картинку в данном хайку… Возможно когда-то человек нашел птенца или раненую ласточку и выходил ее. И вот спустя время, выпустил ее из клетки на волю. Это очень серьезный поступок для любого из нас. В таких людях нет пустоты внутренней и душевной. Очень жаль, что нет двучастности.
 - трехчастность- 3 отдельных предложения. Где клетка? На мосту? Не вижу картинки, а значит, не верю, по-Станиславскому. Если бы вместо ласточки журавль. Не знала, что ласточек держат в клетках...
 - Идея автора понятна, однако и оформление текста, и законы хайку нарушены,странным образом.
Отсутствует Киго,время не определяется;три разных предложения, нет двухчастности и поэтому"целостности натуры",на мой взгляд, не случилось.Очень жаль,так как и "открытая клетка",и "шарф на перилах моста" - прекрасные находки!!
Ласточка в клетке – немного странная картинка. Хотя, если человек подобрал и вылечил больную птицу, тогда и раскрытие темы есть. Трёхчастность вместо двухчастности.
3 предложения, и где цельность натуры, хозяйка вылечила ласточку и выпускает на волю, как в сказке..
 - Мысль автора понятна и интересна: ласточка, летящий шарф, открытая клетка... Но три отдельные картинки не складываются в хайку. По крайней мере у меня... Извините.
 - Трехчастное, весеннее. Красиво - ласточка летит и шарф хочет улететь... Жаль, не додумана хайку, а человек хороший. Правда ласточка и клетка у меня не сочетаются.
Трёхчастное. Целостной картинки нет. Шарф на перилах... Ассоциация чёткая и единственная - кто-то спрыгнул с моста... а цель - домысливайте сами... 
8+4, 5+2, 5+2, 5+ 3, 7-4, 8+3, 8-4, 6+3, 6+2, 6+3, 7+3= 71+33+5=109


19. 21)  В сумраке ночи
       Статуи оживают
    Лунный разговор     (автор Наталья Радуль)
*
Зачем эта бессмысленная инверсия во 2 строке? Ну и метафоры в каждой строке добивают хайку наповал…:в хайку статуи не оживают
- 3-я строка - это как, если иметь в виду простоту, что свойственно жанру? 1 и 2 строка об одном, нет напряжения сопоставления. 2-ая строка олицетворение, метафора. 3-я строка провал ударений. Киго?
 - Начало романа!Нет Киго, метафора,олицетворение.
Извините!
Раскрытия темы не почувствовала. Слишком метафорично. Не хватает киредзи.
 - Красиво, но не хайку. Много тропов. ЛУННЫЙ РАЗГОВОР - шикарная образность, но как это нарисуешь? А если статуи оживают и беседуют, то чувствуется присутствие потусторонних, демонических сил. Они вселяют страх, беспокойство, но не гармонию и целостность. Как фанат хоррора, однозначно плюсую, но в кулуарах, за пределами конкурсных задач.
Однажды в парке гуляли при луне... И правда статуи оживают... Но это мистика. Сюжет для рассказа. А для хайку нет киго, метафорично слишком... И что за этими строчками? Автор имел ввиду что человек похож на статую. И время откровения для него - полнолуние? Извините - не поняла!
Статуи, безусловно, оживают в сумраке и лунном свете, но это красивая сказка.)
Одни метафоры! Почти... И как это нарисовать? Нет КИГО!
5+3, 5+3, 5+2, 6+2, 5-3, 6+3, 4+2, 6+3, 4+2, 5+2, 6+4 = 57+ 29+5= 91


20. 12)  жарко -
 паралимпийский забег
         мужчин                (автор Владимир Козак)
*
Все же для допуска стоит сделать ограничения по слогам. Сильны духом и внутренним стержнем. Идея прекрасная. Почему бы не доработать.
Ребят, но все же это хайку, а не сенрю. Простите если я не прав.
- 1 строка - мимо жанра. Это наречие, невещественное, оценка автора. В общем, автор встал между нами и картинкой и всё загородил. А там дальше... забег. Дальше промолчу, потому что здесь всё понятно. Размышлять не о чем. Спекуляция на чувствах читателя. Нельзя так. Зачем тире - одному автору известно. Убери, смысл не меняется. Жарко может быть от самого зрелища, переживательно. Чтобы до финиша дошли все. Может быть, автор так юморит в отношение всех нас, конкурсантов? Есть такое дело, встречала подобные выражения злобно настроенных))) Кстати, а почему не женщин? Это что-то меняет? Смутные чувства. Нет автор. Он - толпа зрителей.
- Очень серьёзная и интересная тема! Сам текст не имеет отношение к жанру хайку.
Тема раскрыта, но текст не похож на хайку. Киго не просматривается. Жарко может быть в любое время года, смотря где проходит забег.
Хоть форма не выражена, но зато цельность натуры налицо!
 - Нет природы и киго. Наречие ЖАРКО - перевертыш: относится и к погоде, и к накалу спортивных страстей. Есть посыл о стойкости духа (цельность натуры), но по жанру далеко от хайку.
. За трогающую душу картину. За сильных даже в своей слабости людей. Но хайку не вижу. Извините.
Сильные духом люди, но жарко-оценка, и в целом - не хайку. Как оценивать?!
Не хайку!
5+3, 5+3, 2+1, 5-3, 8+2, 10—4, 2+1, 7+3, 4+2, 5+3, 3+2 = 56+27=83


21. 4)  Фудзияма спит
 Тени ушедших предков
        Зовут в ущелье         (автор Наталья Радуль)
*
Прошу автора извинить, но за всей красивостью представленной картинки стоят три метафоры. Если бы был конкурс сенрю, тогда это было бы к месту. А так и киго нет, и немного не в тему.
 - зов теней ушедших предков - не для хайку- олицетворение "спит" нежелательно. Вторая строка метафора. 3-я строка олицетворение, да ещё из области фантазии, иносказания. Возможно, красиво, но не жизненно. Не была, не видела, не думаю, что автор видел и ощущал то, о чём пишет. Начитался фантастики, не более того. К пейзажной лирике сезона не имеет никакого отношения! 2-3 строка рифма.
 - Мне данный текст напоминает начало какого-нибудь фантастической романа! К сожалению с хайку можно соотнести только знаменитую гору.. Когда происходит действие не понятно.Увы очень метафорично!!
Олицетворения и метафоры. Киго нет. Хотя картинка красивая. Тема не раскрыта, на мой взгляд.
Избыток тропов. А как нарисовать «тени ушедших предков»? Японская живопись богата всякой нечистью и демоническими созданиями, но почему тени - это именно «предки»? Звучит красиво, но не для хайку: автор навязывает свое восприятие, не оставляя читателю свободы ассоциаций. Как нарисовать глагол ЗОВУТ? Тени застыли в приглашающих жестах? Человек явлен только через авторскую ассоциацию, а не предметно. Нет киго.
Я не была в Японии. Знаю только, что вулкан на горе не действующий. И сезон угадывается - лето. Только в июне-июле открыты экскурсии на вершину горы. В другое время даже местные жители не рискуют подниматься. Красивое трёхстишие. Как и сама гора. Но не вижу хайку и человека.
Очень романтично и метафорично. Тени зовут в сторону от жанра хайку.
 - Как это нарисовать? Не хайку!
5+3, 2+1, 5+2, 3+1, 5-3, 5+2, 5+2, 5+3, 5+2, 5+2, 5+3= 50+ 24 +5=79

===============================

ИТОГИ 48 КОНКУРСА "Цельность натуры в хайку":

1-е место:   №13 -   147 баллов  (автор Ляля Белкина)

2-е место:   №25  -  144 баллов  (Татьяна Беклемышева)
               
3-е место:   №28  -  142 балла  (автор Шик Арина)
               
4-е место:   №7 -   141 балл    (автор Татьяна Шадуя)
            
             №27 -  141 балл   (автор Ирина Жукова-Каменских)
            
5-е место:   №17 -   140 баллов  (автор Ольга Волхонская)
               
Итак, насладимся ещё раз. Вот наше достижение в этом конкурсе:


1-Е МЕСТО (500 премия)

13)  цветёт декабрист -
    на старинном рояле
      нотная тетрадь        (автор Ляля Белкина)
*

2-Е МЕСТО (400 премия)   

25)  хоспис у вязов
   корзина  антоновки
     около входа          (автор Татьяна  Беклемышева)   
*

3-Е МЕСТО (300 премия)

28)  мякоть банана
  в серебряной ложечке –
       сказка под метель           (автор Шик Арина)         
*

4-Е МЕСТО  (по 200 премия)

7)   лапник у крыльца
стебли роз с бутонами
 несёт садовник                (автор Татьяна Шадуя)
*

27)  Следы кроссовок
   на заснеженной тропе
        листья рябины                (автор Ирина  Жукова- Каменских)
*

5-Е МЕСТО  (100 премия)

6)  ведёрко краски
 у ржавого забора
  цветёт шиповник                (автор   Ольга Волхонская)
*

********************

Проверяем двое суток результаты! После будут награждения и поздравления!

 Обзор призовых работ  со всеми плюсами и минусами от ведущей будет опубликован по нашей традиции, в отдельной рецензии!

До новых встреч!

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова


Рецензии
Татьяна, СПАСИБО!

Поздравляю всех! Мы все победители,потому что смогли преодолеть ещё одну ступеньку в МИР ХАЙКУ! И конечно, поздравляю призёров.

Спасибо Всем, кто РАЗГЛЯДЕЛ ЯБЛОКИ У ВХОДА.

И особое спасибо Шадуя Татьяне - она с точностью до невозможного поняла моего Рильке. Эти неуклюжие три строчки я писала под впечатлением образа В.Б. Микушевича, недавно ушедшего от нас: великого учёного, переводчика, поэта, учителя и ЧЕЛОВЕКА!

Баллы прошу оставить на страничке.

Татьяна Беклемышева   21.11.2024 11:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.