Гайдамаки. На посошок 8

Раз уж это заслужило у меня огульный номер 4400, сыграем в своё «герменевтское»: номер – пополам и... А возьмём не только 2200-й, но и те, что его обрамляют. В трёшку. Тем более, что сейчас мы верши, считай, уже и не складаем...

Муза пахала. Из кожи, считай, вылезала.
Жилы рвала, ублажая ленивца меня.
Кинула плуг и ушла в направленьи вокзала.
Молча, ушла. Никого за косяк не кляня.
Впрягся я сам. Поднатужась, ржанул на удачу.
Сошка ни с места. Ну, разве – две тощих строки.
Муза! Вернись! Заплачу, отлюблю и отплачу.
Всё наперёд. Но меня, дурака, распряги.
Я ж – не Пегас. И не мерин. Я – серенький козлик.
Косноязычен. Надёжа одна – на тебя.
Можно – без плуга. Но, главное, рядышком-возле…
Муза! Стервоза! А, впрочем, и это
– Любя.
(Муза пахала... 23.03.2018)

«Трансцендентальная поэзия»…
Мераб меня благословил.
Не то, чтоб пятками по лезвию,
до дыр-конвульсий в голове.
Но…
Есть (почти) «поток мышления».
«Сюжет» для Школы Дураков.
Я смел
           (почти!)
                до исступления,
как Савл Норвегов-Ветрогон.
Убойтесь, выхлопы панурговы!
Настало время сквозняков.
Восторг за шорами, за створками.
За грязью тающих снегов.
Тысяченого, мимоходами,
с дурацким посвистом вприпрыг,
смеясь над грантами и фондами,
менять параметры Игры.
(АД, 24.03.2018)
PS:
АД – не название, а только адрес (инициалы).
«Весело болтая и пересчитывая карманную мелочь, хлопая друг друга по плечу и насвистывая дурацкие песенки, мы выходим на тысяченогую улицу и чудесным образом превращаемся в прохожих» (А.Соколов).

И (третье, 2201-е) – «Суета в Поднебесной»

«Лицемеры! Различать лице неба вы умеете, а знамений времён не можете?»
(Мф. 16,3).
---------------------------------------

Империи падут. Фамилии зачахнут.
Расправится жестоко с богатством нищета.
Любовь, увы – недуг. А жизнь – всегда несчастна.
Пусть Небо над Востоком – не нашему чета.
Знамения времён. Крушение канонов.
Меняются печати и знаки на щитах.
Кто Духом не клеймён, не знает угомона.
В порочности зачатий таится суета.
Коан до боли прост. Смешались да и сяо.
А Вы, почтенный Кун, талдычите о Жэнь!..
Вопрос стоит ребром: Права – удел козявок.
Карающим Стрелком помечена мишень.
Кладу щепотку Дзэн в коктейль Дэн Сяопина.
Рюмаху отгружаю, занюхав рукавом.
Актёры разных сцен. Рабы чужих запинок
в затейливых скрижалях, в театре роковом.
(25.03.2018)

Так – и ничего! В смысле – вполне. Если – к моим «Гайдамакам» и, вообще, к своему нынешнему.
Конец марта 2018-го. 6 лет и 8 месяцев (без малого) назад...
Муза (Стервоза!) ушла... – Наша Ксюша ушла в июне прошлого. И меня «в виршевание» тянет всё реже и реже...
Я смел (почти!) до иступления... – Смел не смел, а какая-то травля-охота (в меня) пошла...
Империи падут. Фамилии зачахнут... – Возбухание Империи – к нашему («гайдамачьему»). А китайская (восточная) тема – уже прямо в одно из увлечений Артура С. Пусть моё это – и не совсем в буддизм.
Нормально отыгралось (в «пополамие»)!

Артур Грей Сквайр...
Пожалуй, самый популярный из мелькавших АГ – Артур Грей (Грэй) Александра Грина. «Алые паруса».
Моя Наташка (привереда!) этот твор недолюбливает. А я (вроде, и не романтик) к Александру Степановичу – с почтением. Так, мы – и одних корней с теми Гриневскими будем...
Чей сейчас Крым – «не помню». А Грина он принял...

Представил. Истово! Предместье.
Поместье – тоже б в самый раз.
Но – лучше так. Я с кем-то вместе.
Веранда (можно без террас).
И книжка. С Грантом. Можно с Грэем.
Всё – капитан. Она – Ассоль.
И парус, взвившийся на рее…
Меня, однако, понесло:
Какие реи на веранде!
Я там – один. Стою. Курю.
Ходил – ну, разве на шаланде.
А тут, по Грину, феерю.
Эх, Толя! Что нам те Ассоли!?
Я руку Вам хотел пожать.
Но жму лишь буквы на консоли,
В своих клише слегка греша.
(Рукопожатие, 17.04.2016)

«Реквием романтике. Грин»

Пятый год. Эсеры жгут хлеба –
Сад и нивы в заревах багряных.
А в часовне тихой свет лампад –
Молится захожий божий странник.
Тёплая сусальная земля –
Взгляд к тебе слетит полночной птицей.
За холмом солдаты пропылят.
Мурава росою задымится.
По стерне ушёл и скрылся в лес
Поджигатель – дылда босоногий.
Чутким шагом, не зашелестев,
Я за ним скользну ночной дорогой.
С ним, как зверь, в ольшанике густом
К роднику студёному приникну.
Ключ в тумане, словно молоко,
Из земли, из груди материнской.
Счастлив тот, кто после страшных дел
К матери вернулся, как младенец.
Мир часовням в дремлющей листве,
Саду мир и беспокойным теням.
Только б Третий Рим горел дотла –
С кесарем любым его не жалко.
Только б ты душа моя, душа,
До рассвета радостью дышала.
 (Ю. Григорьев)
-----------------------------------

В Вильнюсе зачитывались Грином.
Где-то рядом – вотчина отца.
Польский род – не знатный, но старинный.
Доблестью шляхетскою бряцал.
Пыль веков. Какой там к чёрту кесарь!
Ты и Новой власти – поперёк.
Мир прогнулся под унылым прессом.
Каждый комиссар, считай, царёк.
Цепь златая. Музыка Фанданго.
Приисков шуваловских руда.
Иноходью дикого мустанга.
От житейской муки – в никуда.
Недотёпа! Книжник сухопарый.
Недобравший ласки и тепла.
Зурбаган реальней Занзибара.
Бисер из богемского стекла.
Лампа под зелёным абажуром.
В амбразуру щурится луна.
В кипарисах тянется понуро
та же жизнь. Сиделкою жена.
Старый Крым…
Ну, чем он лучше Вятки?!
Багровеют Грэя паруса.
И опять тушуется Голядкин,
перепутав явок адреса.
Бальмонт, исписавшись, станет Блюмом.
Гуль с рефреном каркнет «Nevermore!».
Полночь опускается угрюмо.
Бархатная накипь. Натюрморт –
на обложке креповой.
«Гасконцу»
в небесах Икаром не порхать.
Белый домик. Низкие оконца.
Ветхая чугунная кровать.
Снится детство. Стих о насекомых.
– Ай, да Пушкин! Ай, да сукин сын!
Сам учитель Божьего закона
дёргает коллегу за усы.
Тихая романтика романса.
Всаднику легко без головы.
Андромеда. Зарево Торманса.
Час Быка, да сумерки Совы.
Впрочем, это будет некто дальний,
что поверит в призраки коммун.
В технику без примеси сусальной.
Ну, а ты не нужен никому.
Старый Крым. Знакомая картина
Шорохи ореховых дерев.
Кладбище надёжней карантина –
понимаешь это, присмирев.
В Вильнюсе…
– А может, показалось?! –
Вспомнит о тебе один поэт.
Пятый год. Империя в пожарах.
Биографий жуткий пируэт.
(24.11) 4.12.2016

«Литература»

«Сашенька, недельку не попей!
Сам дошёл. И мне, родимый, худо» –
Просит Грина Нина-Котофей...
Все уйдём –
Слепыми. Ниоткуда.
В немоту. Где – «больше никогда».
В навсегда. С ненужною любовью…
Оплывают с тверди города
золотом сусальным к изголовью.
Никому. Нисколько. Ничего!
Главное – ни в ком не повториться.
Сгинет в котловане Чевенгур.
Море опрокинется корытцем.
Здесь технарь Климентов пишет в стол.
Там Булгаков комкает либретто.
Кремль указуюшим перстом
строит иерархию поэтов.
Внемлют инженеры и врачи.
Весело поскрипывают перья.
Сквозь ушкО пролазят в первачи
вёрткие проныры-подмастерья.
Ну, а вам,
шаманящим –
приют!
Крепкий сон, блаженное успенье.
Вечный дом. Надёжней, чем в раю.
Лунный свет и тихое забвенье.
(6-7.12.2016)

Однако, нам бы – что-то (кого-то) чуть поближе. Не к русинам или ирландцам, так – хотя бы к англичанам. Да и сам Грин – таки не Грей.
А ведь был такой! В реале.
Артур де Грей (1536-1593). 14-й барон (с 1562-го) Грей из Уилтона. Предпоследний из почтенного рода, прервавшегося с кончиной в Тауэре (1614) его сына Томаса, обвинённого в 1603-м году в заговоре против короля Якова I.
Можно ли к этим персонажам каким-то боком пристегнуть нашего Артура?! Эсквайра Сиренко... Не ведаю.
Как и Маклеха. Разве к последнему можно было бы (в противоположность) притянуть тот факт, что последний барон де Грей (Томас) успел с ирландцами повоевать. Бесславно.
Но вот, чуть погрузившись в биографии-судьбы уже британских монархов, преткнулся в одно слушное имя. Ежели – к нашим (с Тарасом) «Гайдамакам».
Джон Гонт (1340-1399). Не монарх (хотя шанс на то был). Третий сын короля Англии Эдуарда III и Филиппы Геннегау.
Не король. Зато – герцог Аквитании, основатель дома Ланкастеров, к которому принадлежали английские короли Генрих IV, Генрих V и Генрих VI.

[Потомками Джона являются все английские и британские монархи, начиная с Генриха IV, короли Шотландии, начиная с Якова V, а также представители ряда европейских династий.]

И!? Где тут хоть какой-то (не исторический, так герменевтский) след к нашему?! Одних мятежей – как бы маловато.
А кто там, у Тараса, геройствовал?! – Иван Гонта. Имечком-то в британского герцога и «основоположника» аукает!
Пусть – не более того. А если вспомнить, что и «мянушкой» своей (Gaunt) Джон обязан, скорее, Шекспиру. Уже – постфактум.

[С местом его рождения связано полученное им детское прозвище – Гонт (искажённое название фламандского города Гент), при этом оно не употреблялось современниками Джона после достижения им трёх лет. Популярным это наименование стало благодаря пьесе Шекспира «Ричард II».
В 1390 году Джон получил титул герцога Аквитании. В последующие годы он пытался заключить окончательный мир с Францией, но добился только перемирия на 28 лет. Главной проблемой в последние годы жизни Гонта стало положение его наследника, Генри Болингброка, враждовавшего с королём Ричардом II. В итоге в 1398 году Болингброк был изгнан из Англии. Известие об этом привело к ухудшению здоровья Гонта, и вскоре он умер. После смерти дяди Ричард II объявил о конфискации его владений, однако уже осенью Болингброк вторгся в Англию и сверг короля, короновавшись под именем Генриха IV и положив начало королевской династии Ланкастеров.]

А вот у знаменитого американского актёра Берта Ланкастера ирландские корни наличествовали.
Да. Персонаж из «Пародии на плохой детектив» Владимира Семёновича, при всей своей занимательности, ни к кому из отмеченных отношения не имеет.

Опасаясь контрразведки, избегая жизни светской,
Под английским псевдонимом «мистер Джон Ланкастер Пек»,
Вечно в кожаных перчатках, чтоб не делать отпечатков,
– Жил в гостинице «Советской» несоветский человек.
Джон Ланкастер в одиночку, преимущественно ночью,
Щелкал носом – в ём был спрятан инфракрасный объектив,
– А потом в нормальном свете представало в черном цвете
То, что ценим мы и любим, чем гордится коллектив.

Шутки – шутками (а и не только), но пока почти ничего не сказал о творчестве АГС. Кроме того, что – достойное.
Мабуть, ещё и вернусь.
А шестую главку из этой серии выставил и... Убрал. По настоятельной рекомендации домашней цензуры.

20.11.2024


Рецензии