Школа Жизни

(этическая поэма по мотивам Притчей Соломоновых)

***

Григорий Аркадьевич Бородулин
Школа Жизни,
(этическая поэма по мотивам Притчей Соломоновых),
 83 с., СПб, 2024

***

ПРОЛОГ

Я ощутил богооставленности зло
И к Свету путь творящий Страх Господень,
С Псалмом восстановилось радости добро
И засиял вдали мне - Божий Полдень…

И боль грехов своих я ощутил,
За все страдания Творца благодарю я,
Мой Бог-Творец меня–глупца простил,
Господень Страх я славлю - Аллилуйя!

К изучению Притчей Соломоновых меня привлекли слова из них: «Начало Премудрости – Страх Господень», после того как я ощутил реальный Страх Господень во время тяжёлой операции с остановкой сердца, когда мне показалось, что я изолирован от Бога, от Его Любви и молитвенного общения с Ним. Я пытался молится, но ужасный темный Страх не оставлял меня – пока Страх Господень не дал мне силы молится…
Когда же я смог вспомнить и прочитать 90 Псалом я вырвался из темноты зла…
Моё понимание Страха Господня приведено мной в книге: «Добрая азбука для внучки Аполлинарии…» -

Страх Божий – совесть и Любовь,
Он в сердце нашем говорит
И очищает нашу кровь –
Пока сознанье-грешник спит.

Страх Божий – мудрому - не кнут:
Отцом своим он Бога зрит,
С Отцом – подъём, пусть, будет крут,
Но РАДОСТЬ сердце укрепит.

Господь-Спаситель – грех простит
И учит жертвенной Любви,
Чтоб Весть Его жила в тебе.
Свет жизни - милостью твори
И с Ним иди к Любви Заре,
Трудись и радостью гори!
 
В современном русском языке слово «страх», часто, имеет негативный смысл, неоправданно подменяя собой такие негативные слова как «паника» и «ужас»…Страх же за слабых ближних, «за други своя», за маленьких детей, за Отечество – даёт в критических ситуациях людям, воспитанным в русской и других положительных культурах – суперсилу и ловкость, силу самопожертвования, придаёт целительную силу молитвам…

Страх – чувство-мысль – дисгармонии сил,
Выбора час – честь иль зло - для деянья,
Страх  - движет ум, чтоб он знанья копил,
Страх – к силам ключ, что дал Бог мирозданья.

Вообще, слово «страх» трансцендентно и точное прозаическое определение этого слова подобно – квадратуре круга….
Притчи Соломоновы, очень ценная часть библейского наследия в русской культуре, так как за тысячелетие, стараниями православного духовенства, они вошли в народный обиход в виде русских пословиц и поговорок. Из-за этого нам часто кажется, что они изрекают обыденные истины, но, в целом, Притчи Соломоновы требует нового осмысления и переложения на современном русском языке…
Премудрость Божия соединила русскую культуру с культурой библейской Иудеи и Эллады через церковно-славянский язык и с культурой христианской западной Европы, как, излучаемая ими Любовь - соединяет  «Святую Троицу» Андрея Рублёва с Мадонной Рафаэля. Премудрость Божия возвысила радостное восприятие могучей красоты природы России в литературной поэзии и прозе, в музыке, живописи и архитектуре…
По мере изучения Притчей Соломоновых, я понял, что Они освещали (и освещают) - Путь к счастью и радости во Христе, являются этической «Школой Жизни» для духовной элиты не только Иудеи, но и христианского мира. Этим Светом является Премудрость Божия, земным началом которой является Страх Господень…
В ходе переложения Притчей Соломоновых я осознал, что в них пророчески, под Именем Премудрости Божией – подразумевается второе лицо Пресвятой Троицы – Бог Слово (Бог Сын), который при сотворении нашего мира создал РАДОСТЬ ЖИЗНИ. Это очень важно для нас – ведь наша радость являет присутствие Бога в нас!!!
Пророческим завершением Притчей Соломоновых является гимн доблестной жене, образ которой позволил за тысячелетие после царя-пророка Соломона воспитать - мать Богородицы преподобную Анну, родственницу Девы Марии преподобную мать св. Иоанна Предтечи Елизавету и Саму Пресвятую Богородицу Марию.

Ты возвысилась этим над всеми,
Благоразумна и благословенна
И Страх Господень – ввысь тебя ведёт,
И Неба Свет - Тебя за верность ждёт.

А живым подтверждением пророческих слов всей книги Притчей Соломоновых можно считать БЛАГОВЕЩЕНИЕ:

Завеса храма соткана была уже –
Что разорвётся при Распятье Её Сына.
Молитва – открывала душу Красоте
И чистота Её – свет неземной хранила.
Разверзлись вдруг пред чистой Девой Небеса -
Она узрела чудо - Ангела явленья,
Сияньем Гостя Приснодева смущена -
Полна Мария благородного смиренья…
А Благовестник, вдруг, склонился перед Ней
И рек Посланье - Благодатной называя,
Что воплотится в Ней - Спаситель всех людей –
Она спросила – как же? – мужа, ведь, не знаю…

Сказал Архангел – Дух почтит Тебя Святой,
Чтоб Сына Божьего Ты в чреве возрастила,
Рекла Она – Я Божья – Свет глагол Мне твой
И сила Божия – Марию осенила…
Премудрость Божия - духовностью, искусствами и наукой  возвысила - библейскую Иудею, христианскую Европу с продолжающими её Америкой и Океанией и венчающую Евразию христианскую Россию. Но их вновь распинают слуги Мамоны: гордыня и глупость, алчность и злоба – разжигающие войны и грозящие превратить наш мир в радиоактивную пустыню…
 Слава Богу – судьбы народов и государств определяет Промысел Божий, орудием которого является Страх Господень…

***
ПЕРЕЛОЖЕНИЕ ПРИТЧЕЙ СОЛОМОНОВЫХ

По мотивам Главы 1 Притчей Соломоновых

Пророк Господень Притчи нам изрёк,
Чтобы Премудрость познавать и наставленья
Чтобы вникать - в извивы слов и тайны строк
И в истину, в суда уразуменье…

И незлобивым чтоб смышленость дать,
И юным подарить – любовь и разуменье,
Их слышит мудрый, чтоб познанья умножать,
Искать советы - для дел добрых устроенья;

И начало  мудрости – страх Господень,
Разум же благ всем творящим его,
Благочестье - средь чувств – Божий полдень,
Но мудрость не ценит - глупца естество…

Мой сын – послушай наставления Отца
И Матери своей - не отвергай заветы,
Советы эти – лучше украшений и венца,
Любовь и мудрость их - вбирает силу света…

И в шайку нечестивых не входи,
Кто непорочным делает засаду,
Честь и безгрешность - смолоду блюди,
Не мчись с обидчиками малых - к аду…

Нечестивых - Премудрость взывает –
Вразумитесь, воспряньте от зла,
Смерть, мученье - глупцов ожидает –
Гибнет тот  - кто не любит Меня…

Кто ж возлюбит Премудрость душою –
Будет весел в надежде благой,
Почивать будет - в добром покое
И без страха – пред тьмой роковой…



***

По мотивам Главы 2 Притчей Соломоновых

Коль слышит и любит душа слов сияние –
Глаголов и мудрости заповедей Моих -
Ты их сыну отдай в назидание
И Премудрость любовью возвысит глас их…

Коль Премудрость оценишь превыше сребра
И познаешь Слов Божьих сокровища,
Страх Господень - твой разум постигнет любя,
И войдёшь с Ним - в Свет Царствия Божия.

И Господь - даст спасения тайны познать -
На путях оправданий Своих сохраняя,
И святых Своих будет труды окормлять -
Их пути постижения Правды спрямляя.

Коль,  Премудрости Свет - твою мысль озарит
И к Ней сердце твое обратиться,
То твой разум, средь бури, тебя сохранит,
Силы даст – в Свет Творца устремиться.

От  пути зла – Премудрость тебя отведёт,
И спасёт от лжецов, кто всех учит неверно,
Кто с прямого пути в тьму тебя уведёт,
Уведёт к злу разврата и скверны…

И Премудрость-Христос – даст осилить разврат,
Защитит от блудниц, что не чтят Завет Бога,
Нечестивых постигнет смерть злая и ад,
Кротость праведных - к счастью дорога…


***

По мотивам Главы 3 Притчей Соломоновых

Моих Законов, чадо, слов - не забывай
И Свет Моих глаголов - в сердце береги
И на путях добра – продлятся дни твои
И жизни мир – Заветов Правдою питай.

Наполни - милосердием и верой - дни,
Сердце и душу, чадо - ими питай,
И умастится ими - дорога в рай
И почитаем будешь за это - людьми.

Всем сердцем своим - на Господа уповай,
Разум же свой, гордясь, не превозноси,
На всех путях знанья о Боге ищи
И исправятся пути твои в Рай.

Не умом, а сердца светом живи,
Бойся Бога и уклоняйся от зла,
Чистотой духа - тело своё цели
И уврачуются этим кости твои.

Господа - праведными трудами чти
И начатки дел своих - Ему посвяти
И богатый урожай - труд твой взрастит
И душа - вино истины источит.

Наказаниями Бога не пренебрегай,
Но от обличений Господних не слабей,
Ведь Любовь Его правит жизнью твоей
И как на Отца на Него уповай.

Блажен человек - познающий Премудрость,
Но смерти слабей - суемудрия скудность,
Премудрость – сокровищ  всех тленных важней
И славой богат - человек станет с Ней.

Бог - Премудростью основал Землю,
В чувстве Его – разверзлись бездны,
Уготовал же Небеса - Его разум,
И облака - кропят сушу расою…

С Премудростью, чадо, обрящешь блаженства,
Но зря на людей - не настраивай сердца
И милость, скорее, твори - что по силе
И будешь трудиться - в покое и мире…

Кто мудрость обрёл – тот наследует Славу,
Проклятье ж - сожжёт нечестивых державу
И Бог – злых низвергает с Земли в недра тьмы,
Где с Богом общенья они лишены.


***

По мотивам Главы 4 Притчей Соломоновых

Примите дети - наставление Отца,
И Дара высшего Закона – не теряйте,
Как Я почтил единосущного Отца
И пред лицом любимой Матери взрастайте.

И Их глаголы и Пример учил Меня –
Хранить Их Слово и Заветы в сердце -
Стяжать Премудрость – светлым разумом горя
И возрастать в премудрости и вере.

Премудрость - увенчает силой разум твой
И путь прямой откроет - к вечной жизни,
От зла – ты сердце всеми силами укрой
И путь исправится твой к истинной Отчизне.

***
По мотивам Главы 5 Притчей Соломоновых

О чадо, голосу Премудрости внимай
И сохранишь, для счастья, мысль благую,
А злым распутникам, прельстясь, нет угождай
И сил не изливай на женщину чужую…

С супругом радуйся, люби и обнимай
И ощущай в нём душу молодую,
Прелюбодей – отверг свою дорогу в Рай
И беззаконием избрал судьбу лихую.

30.01-4.02.23     Григорий А. Бородулин

***

По мотивам Главы 6 Притчей Соломоновых

Сын, коль отдал за ближнего залог,
Себя тем обязательством пленил,
Учи его, чтоб он трудится мог
И как пчела и муравей чтоб жил…

Скажи ему - чтоб меньше он дремал
И не откладывал насущных дел,
Трудясь, чтобы достаток не пропал,
И был в делах решителен и смел.

А человек лукавый не таков
И гибель ждёт внезапная его,
Для Бога мерзки стали - шесть-семь слов,
Что оскверняют жизни бытиё:

Взгляд горделивый, лживые слова
И руки льющие невинных кровь
И зла дела кующие - сердца
И ноги - мчащие в злодейства ров

И лжесвидетель, тот кто сеет ложь
И братьев подстрекает для суда,
Где суд сжигает дружбу и любовь,
Бог проклял лжесвидетелей уста.

О чадо, чти родителей заветы
И сохранят они тебя в ночи и днём,
Уходит тьма - от праведности света,
Зло отступает пред божественным Огнём!

У мужней жены - страшна похоти страсть,
Только блаженный её избежит,
Таинство брака – рвёт похоти власть
И ярость мужа тебя не сразит.

***

По мотивам Главы 7 Притчей Соломоновых

Чадо, советы мои запиши
И береги их как ока зеницу,
Разуму следуй, молись, не греши,
Блудной жены не прими за девицу.

Женщина блудная юношу ждёт,
Радуясь мигу, что муж отлучился,
Блудно танцует и песни поёт,
Чтоб глупый юноша к ней прилепился.

Много развратом убито людей,
Эту ловушку избегнуть - так трудно,
Катится к пропасти – мiр блудодей
И в ад зовёт грешников трубно…

***
По мотивам Главы 8 Притчей Соломоновых

Божьим Глаголом мудрость звучит,
Чтобы разум воспринял Её
И Зарёй над холмами горит,
На Путях - вОды радости льёт.

Глас - для вас человеки звучит,
Вам в псалмах и молитвах поёт,
Незлобивым - понять ложь велит,
К покаянью неверных ведёт.

Послушайте, что Мудрость говорит -
Мерзки Мне все, кто лживое речёт,
Премудрость - Правду истинную чтит,
А нечестивость дерзкую клянёт.

Ясна Премудрость тем, кто в Небо зрит
И Правдой - познающим мир сияет
И ярче злата красотой горит,
Когда Закона Правдой - ум питает.

Премудрость - выше всех богатств парит,
И ум - с Ней Тайны постигает,
А Страх Господень – лжи соблазн разит
И развращённых лесть разоблачает.

И раньше Земли Бог рождает Меня -
Я основа всего Мирозданья,
Устроение Неба – Слава Моя
И престол Наш  – всё жизни дыханье.

Старше веков – Слово Божье царит
И властью царей наделяет,
Мудрый - со Мною законы творит
И верный – со Мной процветает.

Державы судьбу промышляю, лишь, Я
И верность Мне - мир сохраняет,
Со Мной – наполняется людом земля
И мудрый – свет Правды алкает.

Я Истины Светом - живу и горю
И верных - Мой Свет наполняет,
По воле Творца – Царство Божье творю,
До века – во Мне Свет сияет.

Милосердье Моё - усмиряет моря
И волнения суши смягчает,
Чтоб питали живых и моря и поля -
Слово Божье над мiром сияет.

Красота и гармония – песнь Творца,
В Слове Божьем – и счастья веселье,
В человечество радость излилось Отца
И в искусствах живёт и доселе.


***

По мотивам Главы 9 Притчей Соломоновых

Господь-Премудрость - утвердил Свой Дом
И подготовил трапезу для пира,
Свой Дом - создал Он радостным трудом,
Чтоб Свет Творенья - воспевала лира.

И стал пророк Премудрости гонцом –
Моё вино и хлеб Мой возлюбите,
От Бога данный разум воспоём
И по путям Господним с ним идите.

Пред нечестивым - перлы не мечи,
На обличенье – злом ответит лживый,
За правду  - злобный обнажит мечи
И горькой правде – рад благочестивый.

Разумного ошибку обличи
И станет он от этого мудрее,
Господень Страх – выводит нас из мглы,
Святых советы – факелов светлее.

Кто мудр, тот мудр и для других,
Кто злобен, тот один претерпит,
Пастух ветров  - кто жить во лжи привык,
Идёт он - чрез пустыню к смерти.

Глумливые жрецы разврата –
Глупцов в пороков зло влекут,
Твердят – жить слаще воровато,
Невежд – в тьму адскую ведут.

Беги - от льстивых уз разврата,
Глаз - от соблазнов хитрых отврати,
Не пей – учений ложных яда
И чистым в Царство Божие иди…

***

По мотивам Главы 10 Притчей Соломоновых

Сын мудрый – радость для отца,
А глупый – матери расстройство,
Богач лихой не в чести у Творца,
Дней умноженье - праведности свойство.

Прилежный праведник не голодает,
Во время жатвы сын беспутный спит,
Стих праведника – Бог благословляет,
Речь нечестивца – плачем заградит.

Для верных – память праведника свята,
Кто славит нечестивых – враг Творца,
Гнев Божий – с нечестивцами расплата,
Блажен – кто верен Богу до конца.

Раздоры – ненависть рождает,
Злословие их умножает,
Пожаром глупость мiр палит,
Любовь, лишь, грешный мiр целит.

Глупцу – преступное деяние – забава,
А умный уклоняется от зла,
Мечтанья мудрого – венчает слава,
Бьют нечестивых – опасения слова.

Что порождает нечестивого гордыня? –
Лишь, развращенье и позор его детей.
Пути Господни – непорочного твердыня
И страх для делателей подлости сетей.

В веках не сгинет - праведных язык,
Век нечестивых - на Земле недолог,
Мудрец возвысит - весь народа лик,
Речь нечестивых - истребленья молот.

***

По мотивам Главы 11 Притчей Соломоновых

Неверные оценки – мерзость пред Творцом
И правильный оценщик – угождает Богу,
Гордец лукавый – посрамится пред концом,
Смиренье - пролагает мудрым ввысь дорогу.

Средь бед – спасает непорочных Провиденье,
А нечестивых - к гибели Оно ведёт
Спасает праведных - их вера и прозренье,
А нечестивых - их богатство не спасёт.

Не властна смерть – над праведных надеждой,
Но посрамляет нечестивых похвалу,
Судьба смеётся над безбожником-невеждой,
Обрушив козней меч – ему же на главу.

Устами – лицемеры ближних губят,
Но праведников - Бог от клеветы хранит,
Где ценят честных – радостен град будет
И нечестивых гибель – праздниками чтит.

В свары вступают – лишенные разума,
Мудрый же – в сварах молчанье хранит,
Хитрый – на форумы ходит для статуса,
Верный – от лживых важнейшие вещи таит.

Народ без попеченья мудрых - гибнет,
Советы мудрых - благоденствие несут,
Лукавый - мудрые советы ненавидит
И их приспешники - науки зданье жгут.

Премудрая жена - возносит мужу славу,
Врагиня правды же – бесчестия престол,
В полях ленивого – кусты и травы,
У трудолюбия – богатства ореол.

Кто милосерден – душу укрепляет,
Жестокий – разрушает жизнь свою,
Бог - нечестивых семя истребляет,
Потомкам – улучшает праведник судьбу.

Подкуп - к мукам приводит, в сеть зла,
Правдолюбец – блаженство вкусит,
Для злоумной жены красота -
Как в носу у свиньи лазурит.

Желание праведных – творить одно добро,
А нечестивого - расстройство ждёт и гнев,
Своё кто сеет  - тот умножит серебро,
У вороватого – зерна нет и на сев.

Щедрая душа - будет насыщена,
Тех, кто прячет хлеб – клянёт народ,
Добрая душа - будет возвышена,
Злым же – уготован путь невзгод.

Плод правды – древо жизни возрастит,
Рода же беззаконников – угаснут,
Дух праведного – счастье освятит
И не спасётся - нечестивец страстный.


***
По мотивам Главы 12 Притчей Соломоновых

Кто любит наставленья – к Истине стремится,
Кто критику отвергнет – тот безумен,
Муж верный - к благодати устремится,
Коварный ж - пред Спасителем преступен.

Грех - беззаконием не истребится,
Ведь, праведность одна – источник сил,
Муж праведной жены – ввысь устремится,
Развратная жена – как червь могил.

Помышление праведных – правда,
Замыслы нечестивых – коварство,
Речение нечестивых – засада,
Уста праведных - дарят царство.

Дом нечестивого - основан на песке,
А праведных дома – основаны на камне,
Разумного дела – возносятся в хвале,
А глупый самохвал – унижен в поруганье.

Лучше быть живущим своим трудом,
Чем кичится знатностью и голодать.
Праведник – заботлив и мил со скотом,
Нечестивец - привык скот попирать.

Делающий своё дело – будет сыт,
Праздный винопийца – бесчестьем покрыт,
Мечты нечестивых – трясина зла,
Мысли же верных – твердыня добра.

За грех уст – грешник в сети идёт,
Праведник, избегая их - промолчит,
Смотрящего кротко – беда обойдёт,
Заграждающий вход – людей оскорбит.

Плод разума – дух человека возвышает
И корректирует дух праведный - судьбу,
Безумец – пропастей, глумясь, не замечает,
Советы верных – путь спрямляют мудрецу.

Безумный - свой культивирует гнев,
Своё бесчестие – скрывает хитрый,
Верный – льёт правду, опасность презрев,
Лжёт же – адепт беззаконья бесстыдный.

Злой лживый язык - ранит словно мечи,
Мудрых и добрых - целительны речи,
Они разгребают - завалы все лжи,
Что ложный свидетель борзо намечет.

Тревога - жрёт души сеющих зло,
В сердцах миротворцев – веселье,
Угодно праведному - лишь, добро,
Нечестивца же - ждёт похмелья.

Мерзость пред Богом – уста лживые,
А глаголющий истину – люб Ему,
Люди разумные – прозорливые,
Невежи же – падают в ада тьму.

Праведность  духа – судьбу улучшает,
Лживые – дом свой бросают во зло,
Страшная весть – верных Богу смущает,
Их веселит - Весть благая Его.

Жизнь - мысли праведников улучшают,
Мысль нечестивца – рождает, лишь, зло,
Грешника - злые враги поражают,
Ведь - зла дороги прельщают его.

Лживые – Истины не постигают,
Чистый – свет Правды достойно узрит,
Правдою – вечную Жизнь обретают,
Помнящих злое же – смерть осенит.

По мотивам Главы 13 Притчей Соломоновых

Отцу послушен – сын благоразумный,
А непослушный сын - к несчастию бежит.
Плоды благие уст – наследует сын умный,
У беззаконных - дух в преддверье бед дрожит.

Замкни уста свои, чтоб душу сохранить -
Марает душу, мерзко, злое слово,
Ленивый - будет в недовольстве вечном жить,
Прилежный труд – успешных дел основа…

Слов ложных – ненавидит праведник - навет,
Бесчестный ж – не дерзает ложь отвергнуть
И сохранит беззлобных – правды вечной Свет,
Грех - нечестивых тянет - в беды ввергнуть.

Кто хвалится богатством – потеряет всё,
Смиряющий себя же – обретёт достаток,
За жизнь - отдаст богач и деньги и жильё,
А нищему – покой душевный сладок…

Свет вечной жизни – светит праведным всегда,
А нечестивец - Свет надежды потеряет,
Дух нечестивых – за грехи терзает тьма,
А душам праведных – Свет радость умножает.

Кто ходит с мудрым – в мудрости растёт,
А дружба с глупым – душу развращает,
В грехе живущих – истязает зло,
А праведных – добро вознаграждает.

У доброго – наследуют и внуки
И грешник, будто, копит для него,
Ведь презирает грешник – Свет науки,
От неразумия - лишится он всего.
 
Кто ненавидит сына – тот жалеет розг,
А любящий – дитя накажет строго,
Дух возвышается – коль воспитатель строг,
Строптивость – истощает душу злобно.
 

***

По мотивам Главы 14 Притчей Соломоновых

Мудрые жёны – дома созидают,
Верные Богу – путь к Свету ваяют.
Глупые – сами же рушат свой дом,
Свет не достигнешь – развратом и злом.

Уста безумных – досаждают всем,
Где нет коров – нет навоза для ферм,
Мудрых уста – от всех бед сохранят,
Фермы коровьи – поля богатят.

Правдой сияет - свидетель верный,
Неправеден – разжигающий лесть,
Нет мудрости - рядом со скверной,
Мудрость снисходит – имеющим честь.

Премудрость – являет коварных пути
И буйство – не может коварных спасти,
Дома нечестивых – смердят ядом зла,
А горница праведных – счастьем полна.

На сердце - снисходит леченье печали,
Чтоб радость души - не туманило зло,
Дома нечестивых – их судьбы - сметали,
Селенья же верных – добро вознесло.

Есть ложные пути, что истинами мнятся,
Но жизнь показывает – это путь в тартар,
Христос - печаль отверг и люди веселятся,
Но после радости – трезвит нас боли дар.

В путях – дерзновенный доходы найдёт,
А мудрых – к Творцу мысль благая ведёт,
Незлобивый – в Писании целостность зрит,
Ум коварных – отвержен и ересь родит.

Мудрец - убоявшись, свернёт с пути зла,
А гордых – прельстит беззаконных толпа,
Острояростный муж – без совета творит,
Разум мудрых – терпеньем соблазн усмирит.

Безумцы – буйно злобствуют беспечно,
Коварные – под маской ненависть таят,
Падут все злые, счастье верных вечно,
Для нечестивых – двери Рая скроет ад.

Неверные друзья – убогих презирают,
Богатым – в дружбе объясняются и льнут,
Презреньем к бедным – люди согрешают,
За помощь бедным же – блаженство обретут.

Достаток обретёт - пекущийся о деле,
Беспечный сластолюбец – будет разорён,
Венцом премудрых - будет счастия веселье,
На житие в тьме зла – невежда обречён.

Верность Творцу – щит от злых - для души,
Души ж неверных – сожнёт скверна лжи.
Во Страхе Божьем – упования крепость
И чадам пример – их наставников верность.

Страх Господень – наш ключ исцеления жизни,
Вдохновляющий  верных – из пут смерти выйти.
Умноженье ж народа – во славу царю,
Оскуденье людей – в сокрушенье ему.

Долготерпенье – умножает разум наш,
А малодушный человек - безумен,
Врач сердцу – ближних кроткий страж,
Как моль костям – тот, кто страстям послушен.

Гнев Творца – призовёт клевета на убогих,
Нищих милует род - почитающий Бога,
Нечестивый  погибнет – от собственной злобы,
Надеждой на Бога - жив преподобный.

Души блаженны – у чтущих премудрость,
Ввысь идут рОды – отвергшие лесть,
Царь, возвышающий слуг, лишь, разумных –
Лесть посрамит, сохранив мудро честь.


***

По мотивам Главы 15 Притчей Соломоновых

Гнев губит и разумных – смиренье тушит гнев,
Ответишь - жестко, гневно и враг рычит как лев,
Слова благие мудрых – являют: мир, добро –
Уста безумных лживы и возвещают зло.

Господне Око зрит - и праведных и злых,
А благо языка – как жизни свет - целит,
Бог возвышает дух - то благо сохранивших
И мудрый - вразумленья Бога - счастье зрит.

Чтит заповеди тот – кто благо постигает,
Ведь силы много – правда истины хранит,
А нечестивых род – судьба искореняет,
Дома же праведных – Свет правды сохранит.

Реченья мудрецов – Свет правы вдохновляет,
Сердца же глупых  -  в правде не тверды,
Спаситель – жертвы нечестивых отвергает,
Обеты ж праведных – для Господа милы.

Зрят незлобивых Правду – люди все не злые,
А ненавистник – мчит до срамного конца.
Зрим Богу ад - сердца, тем более, людские,
Не любящий наук – не слышит мудреца.

От сердца радостного – жизнь расцветает,
В печали сердце – всех унынием гнетёт,
Премудрость – Светом души верные питает,
Умы ж неверных – путь падения влечёт.

Лучше - постные щи и благая любовь,
Чем есть мясо тельцов – и враждой портить кровь.
Ярый муж – не избегнет губительной брани,
Терпеливый – потушит вражды глупой пламень.

Путь праздных - в терниях, путь же усердных - сглажен,
Труды глупца - пусты, разумных труд – налажен, 
Сын умный радует, от глупого – все плачут,
Кто предков сонм не чтит – тех мысли буйно скачут.

Сердца почтительных – в Свет совесть направляет.
А злой - полезное в советах отвергает.
Как к Жизни путь найти – разумный ищет,
Чтобы спастись ему, не стать для ада пищей.

Дома угнетателей – Бог разоряет,
А у бедной вдовицы – надел укрепит,
Мерзость пред Богом – что злой помышляет,
Честных глагол – славой чести ж горит.

Мздоимец губит сам себя и оскверняет,
А ненавидящий дары льстецов -- спасётся
И милость с верою – грехов зло искупает,
Со Страхом Божьим - дух чрез сети зла прорвётся.
 
Свет веры чистой – души праведных питает,
Рассудок нечестивых – зла соблазн гнетёт,
Бог - праведных пути благие – одобряет,
От грешников – Свой взгляд Спаситель отведёт.

Далече отстоит Господь - от нечестивых,
Молитвы ж праведных – доходят для Него
И лучше - скудные доходы - для правдивых,
Чем злом добытые - амбары со зерном.

Коль сердце мужа - праведное мыслит,
То к Свету - направляет Бог его стопы
И оку весело - коль праведное видит
И Славой - Дома укрепляются столпы.

Муж зрелый, кто приемлет наставленья –
В премудрых сонме может водворится,
Кто мыслит же, Писаньям не внимая,
В делах своих - ко аду устремится.

Кто любит наставления Закона,
Тот душу свою вечную спасает
И мудрость наставленья Страха Божья –
Души смиренье - Славой облекает.


***
По мотивам Главы 16 Притчей Соломоновых

Человеку – вязь чувств предлагают сердца,
Разум - чувства в слова претворяет,
Сила слов - проявляет ответы Творца
И Господь - дух в добре укрепляет.

Для Себя – Бог творил мiр безмерный
И нечист пред Творцом – муж надменный,
Нечестивцев в день зол - в ад низринут,
Хитрым подкупом – грех с злых не снимут.

Начало благого – путь милости радостной,
Что Богу важней – вознесения жертв,
Ищущий Бога – обрящет ум с Правдою,
Дела все Господни - несут Правды Свет.

Коль разум царя открыт прорицанию -
На суде, пусть, уста его не погрешат!
Измеряются судьбы у Господа Правдою -
Мерило праведности - дела Его, Бог свят.

Мерзок царствующий злое творящий -
Ведь с Правдой готовится начальства престол,
Приятен Христу - истину говорящий
И любит Господь – честный Правды глагол.

Ярость царская как вестник смерти -
Муж премудрый умилостивит его,
Как свет жизни для царя наследник -
Так приятна в зной тень облаков.

Познанье мудрости – важнее злата,
Вселенье разума – важней серебра,
Дорога к жизни - и трудна и свЯта,
От святости зависит - жизни долгота.

Ведёт к паденью – злое помышленье,
Погибели ж - предшествует гордыня,
Чем с дерзкими богатая добыча,
Для духа лучше - кротость и смиренье.

Разумный в вещах – блага мiра стяжает,
Путь к Богу кто ищет – тот будет блажен,
Кто Истине верен – злым чернь нарекает,
Сладкий ж речами – берёт толпы в плен.

Правда живительна – разум стяжавшим,
У неразумных – в наставниках зло,
Мудрый - питает дух Словом творящим,
Слово - приносит Свет в разум его.

Добрые речи – как соты медовые,
Сладость – целебна в спасенье души,
Но можно рухнуть в ловушки духовные,
В них - со дна ада восплачем грехи.

Дух – нищета понуждает к труду,
Жизнь добавляя тем – в крови руду,
Строптивый – в словах носит гибель свою,
Безумно бьёт шахту - к ада огню.

Скрытый в помыслах яд – разлучает друзей,
Манит - блеском и прелестью ложных путей –
К хищной пасти злом пышущих адских печей…
Славен старец коль сверг - иго ложных идей.

Долготерпеливый осилит крепкого,
Лучше гнев смирить, чем овладеть городом,
Быть в аду – судьба злого и дерзкого,
Судьба праведного – быть с Господом.


***
По мотивам Главы 17 Притчей Соломоновых

Слаще краюшка хлеба с близкими в мире,
Чем полный богатств дом и жертвы с раздорами,
Умный раб играет безумцем как на лире
И примирит сынов, измученных спорами.

Яко же искушается в пещи злато –
Так и избранные сердца у Господа,
Злой – послушен речам своего собрата,
А праведный - не слушает лжи ропота.

Издёвка над убогим – раздражает Творца,
Необезвинится - злорадство над гибнущим,
Помилован также - будет милующий,
Венец старости – внуков любящие сердца.

Похвала чадам –  отцам верность и братство,
Верному – весь мир представляет богатство,
Неверному же – нет и мелкой монеты,
Разоряют его измены и наветы.

Неприличны - безумству верность и похвалы
И праведному - неприличны слова лжи,
Дары благодати –  в причастных добро сеют
И те ещё  обратиться от зла успеют.

Обиды таящий – тем ищет любви,
Злословящий – ссорит друзей и домашних,
Молитвой - целят боль обид - мудрецы,
Не чувствует глупый – ран духа опасных.

Истине прекословит - глупый и злой -
Ангела грозного - Бог шлёт ему,
Вышних Покров – ищет умный святой,
Разум теряет - приверженный злу.

Воздаёт кто  - за дело благое, лишь, злом -
Зовёт тем несчастья на собственный дом,
Изначально, глас Истины – дал людям власть,
Раздоры и брань – зовут в скудности пасть.

Кто - праведного назовёт бесчестным,
А нечестивца честным – мерзок пред Творцом,
В руках глупца – клад станет бесполезным,
Не стать - бездушному  злодею - мудрецом.

Кто гордо рвётся ввысь – тот ищет сокрушенья,
Кто ищет тяжких бед – бежит тот от ученья,
Пусть друг - нас в радости и в бедах любит,
Рождённый в помощь Брат - нас приголубит.

Глупец – рукоплещет, ручаясь за друга,
Надеясь, что выгодна эта услуга,
Сварам - зло радуется – грехоимец,
Но злодей - у судьбы не отринет гостинец.

А лживый язык – провозвестник беды,
Верность безумца ж – как дар сатаны,
Не в радость отца – необученный сын,
Сын мудрый –  венец материнских седин.

Веселие сердца – нам душу целит,
И тело страдает - от сердца печали,
Неправедный дар – жизни путь исказит,
Злой лжец – искажает законы морали…

Лицо разумно – премудрого мужа,
Очи ж безумного – на концах Земли,
Гневен отец – коль дитя его неразумно
И страданья - родившей глупца – так горьки.

Тщетно - мужу праведному - не добро творить
И глагола жестокого - лучше не говорить,
Недостойно - наветы нести – властям праведным,
Долготерпеливым – лучше быть, чем грамотным.

Чтоб разумным прослыть – лучше промолчать
И чтоб разум развить – надо мудрым внимать.

***

По мотивам Главы 18 Притчей Соломоновых

Муж ищет вины - от друзей отлучиться,
Но будет он, всё ж - за измену хулим,
Не хочет - премудрости - глупый учиться,
И будет - безумьем за лень одержим.

Падёт в сеть зла за леность - нечестивый,
Где поношенье и бесчестие вкусит,
Источник мыслей – чувств поток бурливый,
Но смысл слов – в глубинах сердца скрыт.

Фартит нечестивцу – совсем не добро,
А подлость искаженья правды на суде,
Безумца помысел – к нему приводит зло,
Он словом дерзким - смерть зовёт к себе.

Уста недоучки – ему сокрушенье,
Мысли ж его – есть душе его сеть,
Ленивого страх – в глубину низверженье,
В страхе ж ретивых - огнь подвига есть.

Дух мужа женоподобного – не возрастёт,
Слепца, губящего себя - брат не исцелит,
Мощь Имени Господнего - высший оплот
И помощью Его - праведник благо вкусит.

Правителя благо - земель устроенье,
Весьма этим слава его возрастает,
А сердца гордыня – предвестник паденья,
Смиренье же – славу его предвещает.

Не слыша другого – кто слово бросает -
Безумствует и в поношенье впадает,
Разумный помощник – гнев глупый смиряет,
От дел малодушных – и друг пострадает.

Сердца разумных –  игры чувств стяжают
И мудрые - чрез ощущенья ищут смысл,
В деяньях знанья те распространяют
И насаждают их – в ком много сил.

Праведный свою правоту заявляет,
Но громко то опровергает супостат,
Их разногласья молчаливый разбирает,
Что подготовит он, то власти утвердят.

Брат помогает брату – коль град его крепок
И дружба крепких - царство их возвысит,
Речения плодами – муж насытит чрево,
А размышления плоды и дух насытят.

Смерть и жизнь человека – в руках языка,
Удерживающий язык – пожнёт мир и благА,
Благо обрёл, обретший добрую жену,
Ибо он принял - от Господа тишину.

Кто изгонит добрую жену – изгнал блага,
Кто держит прелюбодейку – лишён ума,
Сто молений глаголет богачу убогий,
Но жесток к нему – богач недалёкий.

Верный и умный друг – станет брата дороже
И от плохих друзей – молю, избавь нас Боже!


***

По мотивам Главы 19 Притчей Соломоновых

Лучше правдой жить – как бедняки счастливые,
Чем грешить как богатые и строптивые,
Не добро для души – не учение,
Итог торопливости – преткновение.

Неразумие мужа - дела его истребляет,
А он Бога - в сердце своём - обвиняет,
Богатство – много новых друзей привлекает,
Нищий – часто и старого друга теряет.

Лжесвидетель злой – беды людям творит,
Оклеветанный им – муки не избежит,
Многие царственным лицам хотят угодить,
Но зол тот, кто злословьем желает вредить.

Всяк, кто убогого брата не приголубит -
Из содружества доброго изгнан будет,
Мысль благую - к нам ведающий несёт,
Мудрый муж - мысль благую для дел обретёт.

Изливающий злобу - творит много зла,
Не спасёшься – коль злят тебя злые слова,
Кто мудрость стяжает – тот любит себя,
Благое обрящешь – здрав разум храня.

И лжесвидетель злой – без мук не обойдётся,
Он, разжигая злобу – сам погибнет от неё,
Невежде ж сладость жизни - не даётся
И раб нахальством будет досаждать ещё.

Муж милостивый – брань стерпеть готов
И выше беззаконных станет,
Царей прещенье – сродни рыку львов,
А тихость их - росой для злаков ляжет.

Невежественный сын - есть для отца позор,
От мзды блудницы – тщетна жертв дорога,
Отцы дают сынам – именье, дом и двор,
А сочетание мужей и жён - от Бога.

Страх - души слабовольных угнетает
И завершит жизнь праздных - нищета,
Кто заповеди чтит - свой дух спасает,
А нечестивых - ада ждут врата.

Нищим милость – есть жертва для Бога,
К милосердным – Бог благоволит,
В наставленьях – о сыне забота,
Не сердись на него - коль кричит.

Злоумный муж наносит всем ущерб
И губит этой скверной свою душу,
Сын, что отца ученье не отверг –
Свои познания затем улучшит.

О многом может думать человек -
Господень же Совет живёт во век
И милостыня – это плод добра
И бедность с честью - лучше нив лжеца.

Со Страхом Божьим – к жизни дух стремится,
Бесстрашный же – в пустыню смерти мчится,
Не оскверняй уста - грязь дел своих не смыв,
Безумцев просвети – губителей сразив.

Разумного кори, чтоб совесть пробуждать,
Бесчестящий отца же и гонящий мать, 
Отвергнув правды путь для скверны злоученья –
Сын дерзкий примет свой позор и поношенье,

Благ тот, кто несмышленого спасёт,
Ведь нечестивцы – судей обольщают,
Нетерпеливых – огнь страданий ждёт
И неразумных – боль от ран терзает.


***
По мотивам Главы 20 Притчей Соломоновых


Невинно вино – укоризненно ж пьянство
И каждый живущий в нем – мудрым не станет,
Как львиная ярость – царево буянство
Тот зло согрешает - кто власть подстрекает.

Слава тому, кто уходит от ссор,
Глупый безумец - стремится в раздор,
Укоров ленивый не устыдится
И к жатве поляжет его пшеница.

Совет – в сердце мужа как пруда вода,
Премудрый, лишь – мудрость сию исчерпает,
Людей милосердных – цена велика,
Но высшую ценность - друг верный являет.

Иже без порока живёшь в правды воле,
Благое оставишь ты детям своим
И праведный царь, коль, сидит на престоле,
То может он правдой противится злым.

Кто может хвалиться, что помыслы святы?
Кто сможет изречь, что чист он от греха?
Подделка же мер и двойные стандарты –
Нечисты пред Богом как злые дела,

Запнётся тот, кто в начинаньях творит зло,
С юности - кто с честными – благ путь его.
Слух и зрение – всё Господни дела,
Видя –  дух насытишь, но отринь лжи слова.

Как худ товар твой - продавцу хитрец речёт,
А, выйдя вон - хвалясь покупкою идёт,
Есть злато и много камней дорогих,
Но разум премудрый - ценнее всех их.

Возьми ризу – с поручителей за чужих
И за чуждую – возьми залог с них,
Сладко кажется человеку есть хлеб лжи,
Но последствия – для уст его горьки.

От помышлений – совет, а от власти – брань,
Разгласитель тайн – лжив, от него дальше стань,
Кто хулит родителей – нет света ему,
Зеницы очей его – узрят только тьму.

Бог - наследство до срока – не благословит,
Не рцы об отмщенье – жди - Бог отмстит,
Богу мерзки - обвес и ложных мерил лесть,
Без Бога – не познаешь путь, дарующий честь.

Сеть для мужа – быстро принять на себя обет,
Потом по обету раскаянье душу жжет,
Грозный веятель нечестивых – мудрый царь,
Свет Господень - дух людей, принявших Таинств Дар.

Милость и истина – царя сохраняют
И правда его престол окормляет,
Красота юных – мудрость, седина - старцам слава,
А злых венчает - скрытых болезней отрава.


***

По мотивам Главы 21 Притчей Соломоновых

Как падение вод – дух царя в руке Божьей -
Уклониться решит – Бог его обратит,
Честь и праведность – Богу милы - жертвы больше,
Хоть путь кажется прям – Бог его оценит.

Изощрён в укоризне – наглый и дерзкий,
Для таких нечестивцев – светило - грехи,
К изобилию путь свой – ищет прилежный,
Нерадивые в деле – будут бедны.

Богатства стяжающий – языком лживым –
Суетливо стремится в сеть смертную тьмы
И погибель устремляется к нечестивым,
Ибо цели их дел – пред Творцом не чисты.

Строптивым -  преткновенья посылает Бог,
Ведь к гордецам неправедным - Господь наш строг,
Лучше ютится в дырявом чулане,
Чем жить во дворце – со злыми льстецами.

Спасти не могут - душ нечистых – злые люди,
У нечестивцев - здесь тщетны потуги,
Разумнейший из верных - будет незлобивым
И мудрый вразумляясь – станет прозорливым.

Разумеет правдивый - сердца нечестивых,
Нечестивое в злых - светом правды разит,
Не заткнёт он ушей – от больных сиротливых,
Кто о помощи с болью прохожим вопит.

Скрытое деланье – гнев отвращает,
Дара просящий – тем гнев вызывает,
Правдивый суд - веселье праведным творит,
А у злодеев - честный праведник нечист.

С дороги правды уклоняющийся – тот -
В сонмище страшном исполинов почиёт,
Муж скуден – кто одно веселье любит,
Богатств – любитель вин с елеем – не добудет.

Отребье праведнику - беззаконник злой,
В пустыне лучше жить - чем с злой женой,
Скрытая похоть - спит в разуме мудрого,
Но пламенем страсти - разит неразумного.

Путь милости с правдой – путь жизни и славы,
Осилит премудрый – мощь вражьей державы,
Разрушит устои кощунства и лжи,
Хранит кто уста – сохранит свет души. 

Предерзкий и горделивый – губителем наречётся
И памятозлобный – в тьму ада сорвётся,
Похоти ленивого убивают его -
Не позволяя рукам творить ничего.   

Нечестивого - весь день похоть терзает,
Праведного же – милостей свет озаряет,
Жертвы нечестивых – мерзость пред Господеви,
Ведь приносят жертвы - беззаконно они.

Свидетель ложный – дух губит реченьями,
Муж же верный – храним изреченьями,
Нечестивый муж – без стыда лицемерит,
Праведный - разумом путь к Свету мерит.

Где нет Премудрости – и мужества там нет,
От нечестивых – только вреден совет,
Коня боевого - готовят к дню брани,
Господь - Сам поможет в дни испытаний.
               

***

По мотивам Главы 22 Притчей Соломоновых

Лучше доброе имя, чем добыча лихая,
Сребра с золотом выше - благость святая,
Богат и нищ – всё ж, друг с другом встречаются,
Ведь оба - твореньями Бога являются.

Умного - наказанье лжеца вразумит,
Неразумный же – вразумленье то отстранит,
Род Премудрости Божией – Страх Господень,
В этом - богатство, слава и жизни полдень.

Волчцы и сети – у строптивцев на путях,
Хранящий свою душу – избежит их страх,
Богатые – нищим хотят явить власть,
Но могут к рабам в подчиненье попасть.

Сеющий зло и пожнёт себе злое,
Язву от дел своих он ощутит,
Любит Господь - мужа дел и покоя,
Суетность дел его - Он сократит.

С милостью нищему – пропитаются,
Хлеб свой убогому не пожалев,
Честь и победы – с дарами являются,
Душу погубит – стяжательства блеф.

Изгони губителя из собрания
И уйдут, тогда, с ним пререкания,
Ведь, в собранье он бесчестит всех без конца…
Господь же любит - праведные сердца,

Любезны Богу - честные в деяньях,
Реченьями пасёт Господь - людей своих,
Блюдут очи Божие – их упованья,
То, что преступно - отвергнет дух их.

Оправданий ищет себе – трус ленивый,
Храбрец - преграждает пути нечестивых,
Яма глубокая – уста нечестивых -
Упадёт в неё – богоборец ретивый.

Суть зол путь мужа, но не любит возврата,
Хоть надо ему - уходить с путей ада,
Коль безумие виснет - на сердце юного,
То розга исправит - юнца неразумного.

Обидя убогого – душе злое творишь,
Подавая богатому – себя разоришь,
Ухо своё - к мудрецам прилагай
И их мудростью – душу увеселяй.

И да будет тебе - радость светлой надежды
И покажет тебе Бог-Создатель – Путь Свой,
Напиши для себя - слова мудрости трижды:
На совет – разумение - сердца настрой.

Я тебя научу: высшей Истины слову
И слышать ответы от Духа Святого…
Грех: в принужденье живущих убого
И в досажденье глумнОм - немощнОму.

Оставь слабых и немощных - Бога суду
И избавишь от бедствия - душу свою
И дружбы с гневливыми – сторонись
И не соседствовать с злобным – стремись.

Чтобы не стать тебе – вместе с ним злей
И не чернить сути жизни своей,
С злым не сотрудничай, чтоб не стыдиться,
Ведь не найдёшь, потом – чем искупиться.

Не оставляй пределов правил вечных,
Что учредили мудро праотцы твои,
Чтоб прозорливо в делах безупречных –
Встать пред вождём и закона людьми.


***
По мотивам Главы 23 Притчей Соломоновых

Коль сядешь вечерять на трапезе вождей –
Разумно принимай – учтя судьбы науку
И налагая руку – оцени скорей –
На что даны дары – на благо иль на муку.

У нечестивца – не желай тельцов его,
Сии бо пользу ложную имеют
И не склоняйся верный – если видишь зло,
Будь чист и веру злой не одолеет.

Не заботься о том, чтоб богатства нажить,
Оставь мысли о нём суетнЫе,
Не захочет оно тебе пользу явить
И умчится как морок в пустыне.

Не трапезничай вместе с завистником злым,
Он таков как коварные мысли его,
Предлагает еду, а съешь будто полынь,
Изблюёшь ту еду, осквернит душу зло.

В уши безумного не говори 
И не поругает слова он твои,
Не передвигай дерзко древней межи
И стяжанья сирот себе не бери.

Ибо взял Господь сирот в удел Свой
И рассудит Его Суд их с тобой,
Пусть ум назидается - Господа Словом,
Слух уготовь свой – духовным глаголам.

Непрестанно младенца учи, даже бей,
Не умрёт он - от розги учащей твоей,
Когда бьёшь его розгой телесной –
Дух ведешь - из темницы зла тесной.

Сын, коль премудро будет сердце твоё,
Тем ты возвеселишь мою душу
И беседа и правое слово твоё,
Веселит дух мой – как музыка уши.

Да не ревнует сердце твое - порочным,
Но пребудь весь день - в Страхе Господнем,
Коль соблюдёшь то - у тебя внуки будут
И упование твое не отступит…

Слушай истину, сыне и премудр бывай,
Думай и похоти грешные исправляй,
Не будь от вина невоздержан в поступках
И мяс к запасенью не рвись в покупках.

Всяк пьяница и блудник обнищает,
Рвань же и рубища сонливых облачает,
Родителей своих – сын мудрый уважает
И мудростью, тогда, достаток обретёт.

Сын, истину стяжи и мудрость не отрини,
От праведных отцов – добру Творца внемли,
Чтоб мудростью сыны - всех близких веселили,
За вас чтоб радовались деды и отцы.
-
Мне сын разумный – твоё сердце дай -
Пусть, путь мой - твои очи соблюдают,
Мне как сосуд разбитый – дом чужой
И студенец - мне будет узок чуждый.

Погибнуть, вскоре – сын-отступник может
Закона же преступник – истребится,
Таких - молва и суд и горе точит,
Но может – в очи синие влюбиться.

Общайся с добрым, а не упивайся вином
Пьянство погубит – как яда змеи злом
И возжаждешь жену ты чужую тогда
И строптивые речи - взглаголют уста
И возляжешь в море как спящий,
Словно средь бури кормчий не бдящий
И когда утро настанет всё забудешь
И опять творить глупости те же будешь. ..

***
По мотивам Главы 24 Притчей Соломоновых

Не тянись душой к мужам злым
И не возжелай себе быть с ними,
Ибо сердце обучится - их лжи
И болезни - из уст их выйдут.

С премудростью - зиждется дом
И укрепляется он - разумом,
Уменья - наполняют внутренность его –
Тем что полезно и несёт дому добро.

Хозяйству - лучше мудрость, чем крепкая длань,
У землеледельца великого - разум довлеет,
С управлением в собраньях бывает брань,
Помощь - в сердечном совете от друга - зреет.

Мудрость и мысль блага – в братьях разумных,
Разумные не уклоняются от Закона,
Не советуются о важном - в сонмищах шумных,
Ненаказанным не избежать разгрома.

Умирает же в грехах - муж безумный,
В нечистоте - муж-губитель не умный,
Он в день зол – злом дел оскверняется
И в печали – душа его оскудевается.


Избави верных -  ведомых на смерть,
От обречённых на убиение не откажись,
Не отречёшься от них – коль есть честь
Знай – Господь ведающий сердца - есть.

И создавший в Творенье дыхание всем –
Знает всё и за всё воздаёт по деяньям,
Сладость мёда блага и когда его ем -
Направленье благое даёт он желаньям.

Но не прельщайся насыщением чрева.
И нечестивого к верным не приводи,
Коль премудрость душою уразумеешь,
То упования и кончину добрую жди.

В семь дней - падёт праведный и восстанет,
Нечестивцы же - во зле изнемогут,
Не радуйся - если враг твой поляжет
И не возносись - коль враги твои побегут.

Яко узрит Господь и не угодно будет
И ярость Свою от врага отвратит,
Не завидуй злым и не ревнуй грешным,
Не будет им внуков, их род будет забыт.

Бойся сын - Бога и Царя, а не их врагов,
Внезапно бо сразят Они нечестивых,
Чтобы не погибнуть – не передавай слов –
О Боге и правителях страны – лживых.

Кто говорит виновному – «ты прав»,
Тому  народы будут, после, слать проклятья
И обличать благословенья разорвав,
Правдивые же - будут верным - братья.

Держи в порядке дела и созидай дом,
Не лги и не злословь твоего соседа,
Не грозись покарать врага своего,
Пака не обеспечена тебе победа.

Проходил я мимо поля – ленивого
И виноградника - человека скудоумного –
Поля его покрылись крапивою,
А каменная ограда его обрушилась.

И посмотрел я и обратил сердце моё:
Немного поспишь, немного подремлешь днём,
Посидишь сложив руки лености ради
И придут бедность и нищета как тати.

***
По мотивам Главы 26 Притчей Соломоновых

Как росе в жатву, как снегу летом –
Так и глупца – нет чести советам,
Как улетит ласточка и воробей -
Проклятье лихое - цели не бьёт своей.

Как бич коню и узда ослу –
Так и палка народу нерадивому,
Да не подобен будешь ему -
Не отвечай глупцу безумному.

Не отвечай по безумью его,
Чтоб не представился мудрым средь злых,
Ветвь лженауки для них сотворив,
Ложь представляя основой всего.

Отними от ноги – глупца шествие
И от уст безумного - преступление,
Ведь являющий почесть глупцу -
Как влагающий яхонт в пращу.

Прозябание в руках пьяницы - терние
И жизнь в руках безумного – порабощение,
Ужас  - плоть безумных сотрясает
И исступление - их разрушает.

Как пёс идёт на блевонтины свои –
Так безумец идёт к своим грехам,
Есть стыд тайный - наводящий грехи
И есть стыд – путь к благодатным делам.

Больше надежды на безумного,
Чем на чтущего себя за мудрого,
Глаголет ленивый, посланный в путь –
Лев на пути и разбойники ждут.

Яко дверь вращается на пяте,
Так и ленивый на своём лежаке,
Ленивый опускает руку в чашу,
Но лень ему - донести до рта кашу.

Ленивый себя мудрее считает,
Чем учёный, что знанья являет,
Как злого пса за уши схватить –
Так и в ссору чужую вступить.

Кто злословить на ближнего - рвётся,
Так же в деле подобном - споткнётся,
Те что ближним коварно вредили –
Лгут при встрече - мы так пошутили.

От многих древ растёт огонь,
Но без запала нет и свары,
Дрова - огню, похлёбке ж - соль
Клеветники - нужны для свары.

Словеса ласкателей - мягки,
Хитрость их - ударяет в спину,
Сладкие речи – для сердца – горьки,
Сребро льстеца – цени как глину.

Устами - всё обещает враг,
Но сердцем - обман готовит,
Нежным голосом - молит враг -
Но мерзостей семь готовит.

Лживый болтает – вражду тем тая,
Умный же - кается на собраньях,
В яму падёшь – ближним злое творя.
Лживый язык – как огонь при восстаньях.


***
По мотивам Главы 27 Притчей Соломоновых

Не хвались с утра – жди, что день родит,
Пусть чужой - победу твою восхвалит,
Тяжёл камень, неудобен песок
И гнева безумного – тяжек оброк.

Без милости ярость, пылающий гнев –
Но их пострашнее ревности лев,
Лучше любящего обличенье,
Чем тайной любви боль и мученье.

Достовернее друга уязвления,
Чем врагов лобзанья и хваления,
Душа сытая - брезгует сотами,
Для голодного – сладко и горькое.

Как птенец от гнезда своего отлетевший,
Порабощается родину отвергший,
Фимиам и вино сердца ублажает,
От бед и горя же - душа изнывает.

Друга твоего и отча - не оставляй,
В расстройстве – дом брата не посещай,
Лучше будет друг, вблизи живущий,
Чем брат родной, далеко живущий.


Мудр будь мой сын - сердце, пусть, веселится
И злое слово – в тебе не родится,
Злом приходящим - хитрые укрываются,
Найдя тщетное – глупые истязаются.

Убери национальную одежду его,
Ибо придёт погубитель чужого во зло,
Друга с утра восхваливший зело,
Очень похож на несущего зло.

Гонит капель человека из дома зимой,
Как изгоняется он и сварливой женой,
Северный ветер жесток, а назван красиво,
Сталь - сталь острит – в битвах слава и сила.

Садящий смоковницу – плод получает,
Чтущий же Господа – честь обретает,
Как на зерцале – лицо зрят к лицу,
Так мысль людская – понятна Творцу.

Ад и погибель несытость их корчит,
Как и людские несытые очи,
Мерзость пред Господом – жадность очей
И безнаказность – в зле буйных людей.

Проверка сребру с златом – плавящим огнём,
Проверка мужу – восхвалений фимиам,
Как сердце беззаконных – дышит злом,
Так праведное сердце – светится умом.

Наказывая в собрании глупца –
Не снимешь с него глупости венца,
Разумно души стада твоего паси
И сердце твое к пасомым обрати.

Не вовек мужу держава и крепость дана,
Но передаётся от рода в род она,
Заботься о злаках, растущих на поле
И травы накосишь и сено нагорья.

И разведи овец на одеянье,
И почитай поля для пропитанья,
Сын - от меня поучений держись,
Во жизнь твою и служителей жизнь.


***
По мотивам Главы 28 Притчей Соломоновых

Трус нечестивый бежит от грозящих,
Праведный грозен как тигр рычащий,
Судьи на грешников грозно встают,
Лишь, муж хитроумный угасит тот бунт.

Клеветник на нищих - из нечестивых дерзкий,
Также и ливень сильный – хлебам не полезный,
Как оставивший Закон – нечестивых хвалит,
Так любящий Закон – их от себя отвадит.

Муж нечестивый – суд не разумеет,
В ищущих Господа – мудрость зреет,
Лучше во истине нищим ходить,
Чем, богатея во лжи - зло копить.

Закон - сын разумный с любовью освоит,
А жадность лелеющий – близких позорит,
Богатство на Небе - верные умножают,
Прибыль милующим – нищие собирают.

Коль ухо своё от Творца отклонишь –
Тем молитву свою Ему осквернишь,
Кто правду в делах - злом искажает –
В истление - тем себя отправляет.

Беззакония зло - благого не жнёт
И к сердцу благому - соблазном не льнёт,
Премудр, в глазах своих - вождь горделивый,
Его ж обличит и бедняк прозорливый.

Праведных помощь – вождей прославляет,
А средь нечистых – они погибают,
Покрывая льстецов – в благом не успеешь,
Грех злой обличая – в добре преуспеешь.

Блаженен муж, что всех благословляя чтит,
А муж жестокосердный - в зло впадает,
Как кровожадный волк, что кровь взалкав рычит –
Так тот, что бедняков из жадности тиранит.

Царь скудный знаньем – клевету плодит,
Борец с неправдой – век свой продлевает,
Муж, смерть принёсший – от врагов бежит,
Ведь под удар себя он подставляет.

Наказывай сына - пусть радость несёт
И мудростью происки злых отвергает.
Правдивый – в дар помощь благую берёт,
Строптивый бунтарь – на пути увязает.

Возделывая свою землю – плодов вкусишь,
Гоняя же праздность – свой дом разоришь,
Муж веры достойный – благословится,
На злого же – его зло отразится.

Коль не стыдится лиц праведных злой,
То за кус хлеба продастся душой,
Тщетно ищет богатств муж завистливый,
Над ним возобладает милостивый.

Строго направляй человека на путь благой,
Сильнее чем льстец направляет на путь злой,
Кто отвергая отца и мать, мнит не грешить –
Тот с  неверными будет над ямой кружить.

Неверный муж - трудится тщетно будет,
Кто с Господом – тех благо в жизни ждёт,
На дерзость уповающий – безумен,
Кто ищет мудрость – ко спасению идёт.

Кто даст убогим хлеб – не обеднеет,
Кто  сторонится бедных – обнищает тот,
В кругу неверных – верных дух болеет,
В день смерти злых  –  Бог праведных спасёт.

***
По мотивам Главы 29 Притчей Соломоновых

Бранчливый лучше, чем жестоковыйный,
Которого налёт врага сломит,
Возвеселятся – верными хвалимый,
Унынье - стан неверного разит.

Любомудрый  – радость людям навевает,
Любодейцев чтущих – нищета щемит,
Праведный правитель - край свой улучшает,
А Закон поправший – край свой разорит.

Кто яму другу подлую копает –
Тот в эту яму – сам и попадёт,
Сеть согрешений – душу отравляет,
А праведного - радость счастья ждёт.

Умеет верный - суд творить убогим,
А нечестивый не поможет им,
Муж беззаконный – город свой погубит,
А праведный - огнь адский отвратит.

Муж мудрый – станет судией народам,
Злодей гневливый – будет поносим,
Весь гнев свой –  глупый изливает,
Муж мудрый – гнев свой остудит.
Царь, возвышающий надменных слуг неправды –
Мнит верных - лгущими за вражеские гранты,
Заимодавцев в встрече с должниками –
Господь смягчает Мудрости словами.

Царь, коль во истине убогих защитит –
То во свидетельство - престол свой укрепит,
Боль обличенья - честью юных наделит,
Заблудший отрок же - родителей срамит.

У нечестивых множество грехов бывает
И праведные этих грешников страшат, 
Мудрец - разумно сына обучает
И радостно сердца их в лад звучат.

Не будет Поэта в народе преступном –
Блажен – кто идёт за наставником мудрым,
Раба – не накажешь и злыми словами,
Он служит - когда наказали делами.

Если увидишь мужа скорого на слова,
Разумей, что больше надежд у глупца,
Безвольный с детства – поработится,
Лишь ум укрепив свой - освободится.


Гневные – свары, ярясь, воздвигают,
Вспыльчивый - буйно грехи сотворит,
А, укоренья -  лишь, мудрых смиряют,
В славе - смиренных Господь утвердит.

Кто делится с вором – чести лишится,
Слыша проклятия – не сознаётся,
Верных суждений, боясь – муж преткнётся,
Кто верует в Бога – возвеселится.

Нечестье - нестойкого завлекает
Надежда на Господа - верных спасёт,
Много льстецов, но, лишь, Правда спасает,
Верный с нечистым – друг друга клянёт.

***
По мотивам Главы 30 Притчей Соломоновых

Сказал благочестивый мудро - я невежда,
Нет разумения достойного во мне,
И пусть, горит во мне Премудрости надежда,
Чтоб  боговиденье святых уразуметь.

Кто с Неба сойдёт и на Небо взойдёт,
Кто правит ветрами и сонмы вод ткёт,
Кто всеми концами Земли управляет?
Свет Имени Сына с Отцом – Суть являет.

Всё Словом-Премудростью сотворено,
Бог верных спасает хвалящих Его…
Не извращай наветом слова Божьего,
Проклятье - следствие глагола ложного.

Две вещи при жизни прошу у Тебя –
Богатства и злой нищеты мне не дай,
Всё суетное - удали от меня,
Прошу, в самом нужном, лишь, помогай,

Ведь в пресыщеньи – от Бога уйду,
А в нищете – ложь свершу, украду…
При господах - не злословь их раба,
Чтобы не проклял за это тебя.


Злых – ни отец, ни мать не благословит,
Злой – хвалит себя, но судьбой будет бит,
Ведь злых зубы и руки - мечи и ножи -
Терзают – смиренных и слабых страны.

У похоти две дщери - рвы на пути в рай –
Которые всё требуют – дай и давай,
Все три не насытят никогда свой рот
И сын, который не даст им укорот.

Три - не разумею, не вижу – четыре -
След орла в небе и змея на ниве,
Путь: корабля на море и мужа к девице,
Как стыд у блудницы, что  блуд свой забыла.

Земля скорбит от трёх напастей и одной -
Рабов царенья и глупцов довольства,
Рабов – что делят с госпожой своей покой
И жён неверных – в их домах господства.

Четвёрка – есть малейших на Земле,
Но многих мудрецов они мудрее –
Рачителен – хоть мало силы в муравье,
Мышь горная слаба, но скрыта в скальной щели.

Стихийно движется как войско - саранча,
Паук – цепляется и в замке у царя.
Три зверя занимают гордо трон главы –
Лев – царь зверей, козлы и кони - вожаки.

Коль - в  гордыне сделал глупость - помолчи,
Ведь -  получишь масло, молоко взбивая,
От удара в нос – боль с кровью жди,
А от резких слов – взъярится ссора злая.

***
По мотивам Главы 31 Притч Соломоновых

Устами пророка - Господь-Бог вещает,
Об этом – мать сына, молясь, назидает:
Сын мой первородный, чадо молитв моих,
Не расточай беспутным жёнам - сил своих.

С советниками: всё твори и пей вино,
Но с буйными, в гневе опасно оно,
Ведь напившись - о мудрости забудете
И правильно тяжбу бедных - не рассудите.

Дайте – пиво, находящимся в печали
И вино дайте –  раненным и болящим,
Чтоб забыли о болезнях и печали …
Сын – будь милостив и суди правды ради…

Счастлив тот, кто доблестную жену обрящет -
Обрести доблестную жену – ценнее алмазов
С ней - муж станет мудр и добра не лишится,
Ведь с благою женой – муж от зла удалится.

Для труда своего - шерсть и лён добывает,
Как корабль купца – путь к богатству торит,
До зари – и еду и дела разделяет,
Обретает поля и за лозами бдит.

Силой чресла свои, веселясь, препояшет
И прилежно трудясь – много дел совершит,
Ей светильник в ночи – прясть кудель помогает
И молитвенный свет в её сердце горит.

Длань свою - она бедному открывает,
Хлеб насущный - от бед пострадавшим даёт,
Шьёт, двойные одежды - семье запасает
И от стужи зимою - болезней не ждёт.

И свои продаёт плащаницы тирянам
И для мужа одежды особые шьёт,
Чтоб восславился он на народных собраньях,
Им виссон и порфира – добавляет почёт.

Благолепно, разумно - уста отверзает
И стезями достойными к счастью идёт,
Красота, сила духа - её облекает
И в грядущие дни – она счастия ждёт.

И хлеба праздности не вкушает,
Мудро и благочестиво речёт,
Дом их - милость детей украшает,
Муж счастливый – ей славу поёт.

Стяжают достаток и дщери твои
И духом возвысила сродников ты,
Кокетства и лести – отвергла стези,
В сиянье духовной идёшь красоты.

Ты возвысилась этим над всеми,
Благоразумна и благословенна
И Страх Господень – ввысь тебя ведёт,
И Неба Свет - Тебя за верность ждёт.

***


ЭПИЛОГ

Премудрости слова – питают нашу душу –
Несут Поэзию и Радость и Любовь,
С небесной Родины благословляют сушу
Как кислород морей – питает силой кровь.

Премудрость – чрез просторы рек поёт
И звёзд сияньем с нами говорит,
С лучами солнца радость нам несёт
И ручейков журчаньем нас целит.

Через любовь к земной малой родине, через её положительную культуру – мы учимся любить небесную Отчизну -

О родины земля святая
Мы без неё – как без гнезда птенцы,
Мы без неё – Адам без Рая,
Без  силы вод и неба высоты.

Культура русская – изгнала мрак тайги,
Умерила воинственность степей
И льды морей – с ней стали нам милей
И горные напевы – ей близки.

Любовь к культуре русской возвышает,
Ведь в ней Премудрость радостно звучит,
Культура эта к милосердию взывает
И подлость с лицемерием разит,
Культура эта племена объединяет -
В народ, в котором Свет Творца горит.

***
Любовь к страдающей родине и к небесной Отчизне мы видим в житиях русских святых, я пытался отразить это в поэме: «Семь лет опричной бури пронеслись» -

Кто любит – тот России должен знать -
Пределы  и отцов святых заветы,
Онеги зори,  сосен Балтии красу,
Жить  красотою волжского рассвета

И ночью белой выйти из Двины
На бурные просторы Беломорья
И Соловецкого у стен монастыря -
Мощь созиданья ощутить  и боли…

И жар впитать Евразии степей
И с кручи камской видеть пармы  волны
И силу ощутить монастырей,
Мглу разгоняющих страданья и неволи

И чувствовать напевов чистоту
И ангельскую среди храмов радость,
Лиц верующих свет и доброту,
Их к падшим сострадание и жалость…

Кто любит – тот России должен знать
Пределы  и отцов святых заветы,
Боль, красоту и мощь  Её впитать,
Жить  - для святой Любви и чистой веры…

***
Чистый и мощный глас Премудрости Божией отрезвляюще звучит над ядовитыми потоками лживой «постправды», изрыгаемых на людей слугами зла.
Страх Господень и Любовь-целительница спасают наш мир…

"Или, Или!  Лама савахфани? /*/ -
О Боже, Боже!  -  почему Меня покинул?
Без Бога нет спасенья и любви -
Но Бога свет живет в очах  любимых.

Стояли у Креста Она и Иоанн
И  их любовь -  Христу смягчала муку.
Сквозь слезы их на казнь Отец  взирал
Незримо простирая к Сыну руку.

В Любви – сиянье высшей доброты.
Благий – на нас из душ любимых зриши.
Пречистая, зерцало ныне Ты:
Любви – людей целительницы  высшей!

* Мат. 27: 46
***

Этическая поэма «Школа Жизни» отразила только одну малую грань трансцендентной мудрости Притчей Соломоновых. Ведь Слова Премудрости Божией из Притчей Соломоновых  не только хранят Свои тайны в текстах иудейской Торы и христианского «Ветхого Завета», но через Страх Господень продолжают нести – здравомыслие, Радость и Любовь в современную жизнь…

18.11.22 - 18.11.24    Григорий А. Бородулин




***
Григорий Аркадьевич Бородулин
Школа Жизни,
(этическая поэма по мотивам Притчей Соломоновых),
 83 стр, , СПб, 2024

***

Автор родился в 1948 г. в Ленинграде, учился там же - в Высшей школе технологии и энергетики и в Технологическом институте (Техническом университете), живёт в Санкт-Петербурге, специалист по системным исследованиям, энергобезопасности, энергосбережению и экологии, автор изобретений, победитель федерального конкурса "Экология Урала", ветеран труда...
Работал в разных регионах России, Украины, Эстонии. Интересуюсь историей, философией и фэнтези, в stihi.ru опубликовал более 500 произведений, выпустил, вне Интернета, небольшие стихотворные сборники: "Храма белая свеча", посвященный светлой памяти о. Василия Ермакова и "Пасхальный свет - весна вселенной"; часть поэмы о свт. Луке Войно-Ясенецком - опубликована в журнале "Церковь и медицина, №1(9), 2013";»; «Добрая азбука для внучки Аполлинарии», изд. СПб политех. ун-та им. Петра Великого, 160 с.,2019; номинирован в stihi.ru на премии: "Наследие-2015-17", "Поэт года-2015-2017".

Буду рад встрече с Вами на моей страничке –
http//www.stihi.ru/avtor/abor48


Рецензии