Питер, которого нет. Введенский канал
В концепции создания Петербурга как Северной Венеции, предложенной Петром I, значительное место уделялось сооружению в городе искусственных каналов, которым отводилась не только сугубо эстетическая роль, но и утилитарная — организация речного судоходства (грузового и пассажирского), водоснабжения и водоотведения домов и предприятий.
В 1807—1810 годах в Московской части Петербурга от реки Фонтанки до Обводного канала, был проложен канал по проекту, разработанному талантливым военным инженером-гидравликом, генерал-лейтенантом Герардом в 1804 году.
Герард начинал службу в России в далеком 1774 году архитектором Адмиралтейств-коллегии, а в 1783 году в чине поручика продолжал строительство знаменитого Мытищинского водопровода в Москве, обеспечившего растущий город питьевой водой отличного качества. В феврале 1798 года от Департамента водных коммуникаций контролировал производство работ на Сясьском канале для обхода Ладожского озера, участвовал в строительстве Березинской водной системы. С 1801 года Герард занимал пост управляющего делами Депо квартирмейстерской части, затем продолжил службу в Департаменте водяных коммуникаций. Вышел в отставку 19 февраля 1809 года.
Свое название — Введенский — канал получил от старой деревянной Введенской церкви лейб-гвардии Семеновского полка, которая находилась рядом с плац-парадным местом полка и его казармами.
Функциональное назначение канала с течением времени менялось. Вначале он использовался для водозабора Московской части и нужд судоходства, затем (и это привычнее для большого города) в качестве сточного коллектора.
Через Введенский канал в XIX веке было перекинуто три моста:
Александровский мост — через Введенский канал при впадении в Фонтанку (1808-1814 годы) по проекту знаменитого шотландского инженера и архитектора Вильяма (Василия) Гесте. Идея проекта моста, составленного из чугунных коробов на болтовых соединениях, ранее выдвинутая Фултоном, чрезвычайно понравилась Гесте. Он убедил в ее состоятельности других градостроителей, и в 1806 — 1820 годах по проектам и под наблюдением Гесте в Санкт-Петербурге были построены и другие изумительные мосты из хрупкого и непластичного (в отличии от стали) чугуна: Зеленый мост (Полицейский, Народный), Красный мост, Поцелуев мост через реку Мойку, Обводный, Большой Конюшенный мост.
В 1807 — 1810 годах был построен однопролетный деревянный арочный Введенский мост, по Загородному проспекту, позднее в 1837 году рядом с ним расположилась деревянная двухэтажная станция Царскосельской железной дороги (в 1849—1851 годах было построено двухэтажное каменное здание вокзала по проекту архитектора К. А. Тона). Пролетное строение Введенского моста состояло из брусьев с деревянными погонами и поперечинами. Каменные устои на свайном основании были облицованы кирпичом и гранитом. Перильные ограждения состояли из чугунных тумб и решеток художественного литья.
Егерский, деревянный мост, при истоке Введенского канала из Обводного канала близи казарм Егерского полка был сооружен позднее, его можно увидеть на плане Петербурга 1849 года.
С 1836 года вдоль канала проходили параллельные проезды, которые носили название набережная Введенского канала. 10 сентября 1935 года и вокзал, и канал были переименованы в Витебские, а набережная — в набережную Витебского канала. Первое время она носила название улицы Витебского Канала. 29 декабря 1980 года ее переименовали во Введенский канал.
В 1965 — 1971 годах власти Ленинграда сочли, что регулярная чистка и обустройство Введенского канала обойдется городу дороже, чем его ликвидация, и канал был наскоро засыпан. Александровский мост был разобран в 1970 г. Введенский мост еще несколько лет влачил существование над засыпанным каналом (вплоть до 1976 года), когда и он был разобран во время реконструкции Загородного проспекта, а по бывшей трассе Введенского канала проложена одноименная широкая улица с удручающей взор панорамой задних дворов, автомоек и станций технического обслуживания.
#ВведенскийКанал #Тон #Герард #Гесте
Свидетельство о публикации №124112005150