Питер, которого нет. Введенский канал

«… мы разрушим, до основанья, а затем…» — слова этой песни французского поэта-анархиста Эжена Потье, написанные в дни разгрома Парижской коммуны (1871), в известной степени оправданные разгулом стихии французской революции, к величайшему сожалению, стали в России не просто гимном времени, а рабочей формулой. Причем, если с реализацией первой части («до основания»), как правило, проблем не возникало (и не возникает), то после слова «затем», обычно наступает многолетняя пауза, заканчивающая сомнительным созидательным результатом. После привычного разрушения ниспровергатели вдруг начинают осознавать, что для последующего созидания нужен незаурядный мыслитель, талантливый художник, скульптор, архитектор, гениальный инженер, которые смогут предложить проект, превосходящий ранее разрушенное или, по крайней мере, его достойный. В процессе следующих за этим словесных баталий выясняется, что воплощение задуманного потребует не только блестящей творческой идеи, но значительных трудовых и финансовых ресурсов, не имеющихся в наличии, и уж точно не предусмотренных дефицитным бюджетом…
В концепции создания Петербурга как Северной Венеции, предложенной Петром I, значительное место уделялось сооружению в городе искусственных каналов, которым отводилась не только сугубо эстетическая роль, но и утилитарная — организация речного судоходства (грузового и пассажирского), водоснабжения и водоотведения домов и предприятий.
В 1807—1810 годах в Московской части Петербурга от реки Фонтанки до Обводного канала, был проложен канал по проекту, разработанному талантливым военным инженером-гидравликом, генерал-лейтенантом Герардом в 1804 году.
Герард начинал службу в России в далеком 1774 году архитектором Адмиралтейств-коллегии, а в 1783 году в чине поручика продолжал строительство знаменитого Мытищинского водопровода в Москве, обеспечившего растущий город питьевой водой отличного качества. В феврале 1798 года от Департамента водных коммуникаций контролировал производство работ на Сясьском канале для обхода Ладожского озера, участвовал в строительстве Березинской водной системы. С 1801 года Герард занимал пост управляющего делами Депо квартирмейстерской части, затем продолжил службу в Департаменте водяных коммуникаций. Вышел в отставку 19 февраля 1809 года.
Свое название — Введенский — канал получил от старой деревянной Введенской церкви лейб-гвардии Семеновского полка, которая находилась рядом с плац-парадным местом полка и его казармами.
Функциональное назначение канала с течением времени менялось. Вначале он использовался для водозабора Московской части и нужд судоходства, затем (и это привычнее для большого города) в качестве сточного коллектора.
Через Введенский канал в XIX веке было перекинуто три моста:
Александровский мост — через Введенский канал при впадении в Фонтанку (1808-1814 годы) по проекту знаменитого шотландского инженера и архитектора Вильяма (Василия) Гесте. Идея проекта моста, составленного из чугунных коробов на болтовых соединениях, ранее выдвинутая Фултоном, чрезвычайно понравилась Гесте. Он убедил в ее состоятельности других градостроителей, и в 1806 — 1820 годах по проектам и под наблюдением Гесте в Санкт-Петербурге были построены и другие изумительные мосты из хрупкого и непластичного (в отличии от стали) чугуна: Зеленый мост (Полицейский, Народный), Красный мост, Поцелуев мост через реку Мойку, Обводный, Большой Конюшенный мост.
В 1807 — 1810 годах был построен однопролетный деревянный арочный Введенский мост, по Загородному проспекту, позднее в 1837 году рядом с ним расположилась деревянная двухэтажная станция Царскосельской железной дороги (в 1849—1851 годах было построено двухэтажное каменное здание вокзала по проекту архитектора К. А. Тона). Пролетное строение Введенского моста состояло из брусьев с деревянными погонами и поперечинами. Каменные устои на свайном основании были облицованы кирпичом и гранитом. Перильные ограждения состояли из чугунных тумб и решеток художественного литья.
Егерский, деревянный мост, при истоке Введенского канала из Обводного канала близи казарм Егерского полка был сооружен позднее, его можно увидеть на плане Петербурга 1849 года.
С 1836 года вдоль канала проходили параллельные проезды, которые носили название набережная Введенского канала. 10 сентября 1935 года и вокзал, и канал были переименованы в Витебские, а набережная — в набережную Витебского канала. Первое время она носила название улицы Витебского Канала. 29 декабря 1980 года ее переименовали во Введенский канал.
В 1965 — 1971 годах власти Ленинграда сочли, что регулярная чистка и обустройство Введенского канала обойдется городу дороже, чем его ликвидация, и канал был наскоро засыпан. Александровский мост был разобран в 1970 г. Введенский мост еще несколько лет влачил существование над засыпанным каналом (вплоть до 1976 года), когда и он был разобран во время реконструкции Загородного проспекта, а по бывшей трассе Введенского канала проложена одноименная широкая улица с удручающей взор панорамой задних дворов, автомоек и станций технического обслуживания.

#ВведенскийКанал #Тон #Герард #Гесте


Рецензии