О любви к чувству долга

ч.1. Разговор с детьми о чувстве долга

«Я никому и ничего не должен»,
Мне в разговоре как-то сын сказал,
Что я могу подобное услышать,
От сына никогда не ожидал...

(Пролог)

Тех, кто живёт, не ощущая чувства долга,
Ничто не держит и они вольны в желаниях,
Вот только близкие от них порою,
Обречены существовать в страданиях!

Я должен прошлому и настоящему,
И вижу в будущем я должником себя,
Должник вчера, сегодня, завтра,
И послезавтра буду должен я!

Мы разные, хотя родные души,
Я должен всем, а вы, напротив никому,
Похожи внешне друг на друга лишь снаружи,
Во многом вас я мои дети не пойму!

Всю свою жизнь живу я с чувством долга,
Увы Вам это оказалось не понять,
Живите счастливо и максимально долго,
Я вас ни в чём не собираюсь обвинять!

Без чувства долга жить намного легче,
Жить подчиняясь, лишь своим желаниям,
Не оставаясь верным навсегда,
Когда-то данным близким … обещаниям!

Что в Библии написано о долге,
«Что почитай родителей своих»,
Но если у детей... такого чувства нет,
От этой заповеди я….  освобождаю их!

Вы дети ничего мне не должны,
Не стоит вам из-за меня страдать,
А это понимая ... обещаю,
Не беспокоить и ... надоедать!

Без чувства долга вы легко живите,
На это чувство многим наплевать,
Другим вы словом это чувство назовите,
Нельзя об этом чувстве забывать!

PS.

Что должно делайте! Пусть будет то, что будет,
Пусть нас лишь Бог оценит и рассудит…

08.02.2023г


ч.2  О любви к чувству долга

О чувстве долга вам поведаю друзья,
Оно неведомо для многих оказалось,
Хотя про чувство это много было сказано,
И для меня оно таким естественным казалось!

(Пролог)

Жить на свете надо долго, долго,
Чтоб успеть, что Бог предначертал,
Перед кем-то непогашенного долга,
Не осталось, чтобы все долги отдал!

У меня долги перед друзьями,
А у них за то, передо мной,
Мы друг к другу стали вдруг судьями,
Долга меряемся мы величиной!

Пусть все знают те, кому я должен,
Я старался все долги отдать,
Этот принцип в моей жизни главный -
«Ты обязан долг свой возвращать»!

Возвращаю долги понемногу,
Так случилось, за жизни года,
Я наделал долгов так много,
Что мне их не вернуть никогда!

Посчитать все долги невозможно,
Сколько в жизни любви «задолжал»?
Обмануть меня было несложно,
Я не «брал» любовь, я... «отдавал»!

Про свои долги не позабыл я,
Помню каждый: где, когда, кому?
Но что бы ни было, долг не вернуть,
Не могу я человеку одному!

Я остался в долгу перед мамой,
Я любил её меньше, чем мог,
От того, когда мать вспоминаю,
Подбирается к горлу комок!

Ближе нет для меня человека,
Свято память о ней берегу,
У любимой и старенькой мамы,
Остаюсь в неоплатном долгу!

PS.

Я знаю своих предков, детей имею, внуков,
Считаю Рода путь вполне продолжен,
Но вот загадка - почему, чем больше отдаёшь,
Тем больше людям, ты по жизни должен!

20.11.2024г

Примечание:

1. Определение чувства долга в философии:

Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство, «обязанность человека, освящённая его совестью». Это одно из основополагающих понятий этики, подразумевающее, что поступки человека совершаются на основе нравственно мотивированного давления или обоснования. Долг — это нравственная необходимость, которая закрепляется в качестве субъективного принципа поведения. В философии долг считается императивной формой морали.
Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми, страной или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми. Долг изучает философская дисциплина деонтология.
Считается, что Зенон Китийский, основоположник стоицизма, ввёл термин «надлежащее» (аналог слова долг), дав ему следующее определение: «сообразность в жизни, действие, имеющее убедительное обоснование». В его понимании человек должен разумно обосновывать любой поступок, так как разумная человеческая природа проявляется, когда человек использует свою способность делать разумный выбор.
Демокрит, говоря о личностном характере моральных механизмов в своей этике, указывает на стыд и чувство долга, как на внутренние регуляторы поведения человека.

Понятие долга в различных философских направлениях:
1.3. Стоицизм
Долг рассматривается в стоицизме в рамках принципа долженствования как центральная категория, обозначающая нечто «подобающее», «надлежащее» или «налагающееся природой». Он относится к «природной» целесообразности любого действия, направленного на сохранение и поддержание собственного бытия, то есть находится в сфере «первичной склонности». По мнению стоиков, человеку свойственно чувство долга, которое проявляется в добродетельном поступке мудреца. Сам мудрец существует как идеал, воплощает в себе все добродетели, поступает только сообразно долгу ради общей пользы. Сенека считал, что человек, будучи общественным существом, должен искать пути к выполнению долга. Марк Аврелий подкреплял эту идею, выдвигая серию категорических постулатов, как должен вести себя человек и какими качествами он должен обладать. Так как стоики рассматривают цель жизни как стремление к благу, то есть в согласии с природой, то само слово долг приобретает измерение отношения человека и мира. С точки зрения внутреннего фактора (субъективного), есть то, что находится в сфере активной деятельности человека — его выбор, и важно, чтобы у человека было нравственное намерение к действию, то есть его поведение должно зависеть от ценностей самого человека. И в этой плоскости появляется понятие долга — человек осуществляет добро, что подобает его положению. Понятие долга («надлежащего») у стоиков не тождественно нравственному долгу, который есть «действие согласно добродетели», «совершенное надлежащее».

1.2. Цицерон.
Принято считать, что Цицерон первым представил термин «надлежащего» на латинском языке, переведя его как «officium». Цицерон имел практическую ориентированность в моральной философии, поэтому это слово для него означало обязанности гражданина римской общины, т.е это уже не отвлеченный и общечеловеческий изначальный долг как у стоиков.  В своей книге «Об обязанностях» (De officiis) он рассуждает о долге, как о том, что обусловлено связями человека в обществе и его взаимоотношениями с другими людьми.  Учение об обязанности (долге) у Цицерона неразрывно связано с представлением о высшем благе (summum bonum) как о нравственно прекрасном (honestum).  Размышляя о долге человека, Цицерон затрагивает такие сферы, как государственные обязанности, понятие неприкосновенности собственности, военная мораль, обязанности в отношении различных уровней общества (отечество и родители, дети и семья, и так далее).

1.3. Кант.
Наибольшую значимость понятие долга приобретает в Новое время, особенно в этике Канта. По Канту, долг — это необходимость поступка из уважения к нравственному закону. Долг позволяет индивиду быть нравственным и наоборот.

2. Это определение чувства долга, как негативного чувства.

Это чувство, которое формируется в человеке с самого рождения, в окружении определенных людей, которые его учат и воспитывают. Сформировавшись в нас, это чувство говорит нам о том, что мы – должны! Что и кому мы должны, не имеет значения, но должны.  Чувство долга в нашем обществе уважается, восхваляется и культивируется, ведь оно обязывает нас и других людей – творить великие дела. И неважно, хотите вы что-то делать или нет, если должны – делайте! Делайте то, что должны делать, а почему, зачем и для чего – не важно! Если чувство долга обязывает человека что-то делать, тогда никакие вопросы с его стороны неуместны. К тому же, далеко не каждый человек задается вопросом – почему он что-то кому-то должен, пусть даже самому себе? Потому, что так решили другие люди, или потому что он сам так решил?
Самое страшное, что есть в чувстве долга – это приписываемое ему многими людьми – величие, благородство, искренность, духовность, свободная воля и ответственность. Именно с этими высокими качествами человека, ассоциируется чувство долга у большинства людей. То есть, испытывающий чувство долга человек, которое, оказывается, имеет внутреннее начало – проявляет волю и совершает благодаря ей благородные, великие и искренние поступки, за которые добровольно несет ответственность. Как красиво и как сильно звучит, согласитесь. Воля человека, оказывается, проявляется в его чувстве долга, в котором также выражается чувство свободы. С виду все красиво и аккуратно, если не вдумываться во всю эту галиматью. Но, возникает вопрос, почему свободный человек, имеющий силу воли, должен быть кому-то что-то должен? Почему он не может – хотеть совершить благородный поступок? А если он не хочет, то почему обязан исполнять долг: перед родиной, семьей, детьми? Все должно выполняться только по желанию и без никакого насилия над собой. Хочешь утром чистить зубы, чисти! Не хочешь, не чисти! Никакого насилия, человек делает всё в свое жизни только по желанию...
Почему он обязательно – должен это делать? Разве само это понятие долг, не отрицает всякую свободу и волю, всякую искренность и духовность, а следовательно и благородство с величием? Разве долг не обращается к нашему страху и рабскому нутру?

3. Это определение чувства долга , как чувства, развивающего, а не угнетающего душу и личность человека.

Чувство Долга — это способность личности, исполнять свой долг из чувства Любви, Ответственности, Бескорыстия и Благородства. Это высшая форма понимания и осознания, своего предназначения в жизни.
 Я должен – знакомая фраза? Или, Ты должен — знакомая фраза? Чувство Долга рождается, когда приходит понимание, что близкие люди предназначены для того, чтобы делиться с ними Любовью. Отдавать свои силы, умение, заботы человеку, который в этом нуждается. Это чувство возникает в отношениях с близкими женой, мужем, родителями, детьми. Чувство долга врожденное в каждом человеке.  Чувство долга – это то, с чего начинается жизнь настоящего, порядочного человека.   Испытывать чувство долга – значит, находиться на самой верхней, Высшей ступени сознания.     Чувство долга – это развитая ответственность. Принимать ответственность, за членов своей семьи – это отдавать свой Долг в виде выполнения своих обязанностей. Ниже, чувства Долга —  стоит желание финансовой независимости и процветания, желание чувственных удовольствий и наслаждений.
Если человек, научился выполнять свои обязанности из чувства долга, значит он, несомненно, находится под влиянием энергии Благости, Любви.
Чувство долга — это добровольная жертва себя во имя других. Чувство долга возникает, из осознания справедливости выполняемых человеком обязанностей. Так говорят, о военных, солдатах и офицерах – отдал Долг во имя жизни! Крайне важно, чтобы чувство долга, как верхняя часть личностного развития, было в человеке мощно развито.  Человек обязательно должен ясно осознавать, для кого он действует из чувства долга. Если он любит, ценит и уважает того, ради которого что-то делает, проблем не возникает вовсе. Запомните – Ваш поступок и дела во имя Долга, всегда ценны!
Счастлив тот, кто исполняет свои обязанности не ради выгоды, а с Любовью, из чувства Долга. Человек работает из чувства долга, воспитывает детей из чувства любви и долга, относится к своей жене из чувства любви и долга.
Если человек любит свою Родину и его призвали на службу в армию, он понимает, что в армии всё серьёзно.  Если завтра придётся идти в бой и отдавать свою жизнь за Родину, нужно быть готовым!  Требования к дисциплине, физической и боевой подготовке, не кажутся ему надуманными и тягостными. Тяжело в ученье, легко в бою. Подвиг рождается чувством Долга, чувством преданности Человеку, Родине. Если бы на войне люди спасали только себя, они не смогли бы совершить что-либо героическое!Поэтому, из чувства Долга, перед любимой Родиной человек просто, выполняет свои обязанности солдата.
Чувство долга является обязательным условием, для Сильной личности.

Определитесь и вы в своём отношении к чувству долга!


Рецензии