Что такое пропорциональный ответ?
Принцип пропорциональности запрещает нападения на военные объекты, которые, как «ожидается, могут повлечь за собой случайные потери среди гражданского населения, ранения гражданских лиц, ущерб гражданским объектам или сочетание этого, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается получить».
В докладе отмечается, что массовое убийство гражданского населения в Газе "не является пропорциональным ответом
Принцип пропорциональности ( статья 51(5) (b) API ) гласит, что даже если есть явная военная цель, ее невозможно атаковать, если ожидаемый вред гражданским лицам или гражданскому имуществу чрезмерен по сравнению с ожидаемым военным преимуществом. Это одно из самых сложных для применения правил международного гуманитарного права (МГП), поскольку оно требует баланса между двумя факторами, мало связанными друг с другом.
Принцип соразмерности также признан в качестве обычного международного права в правиле 14 исследования МККК по обычному международному праву.
Правило допускает, что некоторый гражданский вред может быть приемлемым, но его следует тщательно взвесить с военным преимуществом, которое должно быть получено. Правило пропорциональности является соответствующим правилом, когда люди говорят о «сопутствующем ущербе».
Даже если принцип пропорциональности соблюдается, воюющие стороны все равно должны соблюдать правила предосторожности при нападении.
Согласно международному праву государства имеют право прибегать к силе только в целях самообороны, чтобы отразить вооруженное нападение (Устав ООН, ст. 51). Но самообороной можно оправдать только те меры, которые остаются пропорциональными совершенному вооруженному нападению.
В международном гуманитарном праве (МГП), действующем во время вооруженных конфликтов (jusinbello – право войны), принцип соразмерности используется для того, чтобы ограничить ущерб, причиняемый военными действиями гражданскому населению и гражданским объектам. Когда государство прибегает к вооруженной силе, начинает действовать право войны, призванное регулировать и ограничивать применение силы в период вооруженного конфликта.
МГП обязывает соблюдать основополагающий принцип, касающийся проведения различия между гражданскими и военными объектами, в частности благодаря использованию определенных методов и средств ведения войны. Тем не менее нападение на законный военный объект может повлечь за собой сопутствующий ущерб для гражданских лиц и объектов, охраняемых МГП. Таким образом, принцип соразмерности дополняет другие принципы МГП, такие как проведение различия, что помогает оценить законность военных операций. Принцип соразмерности требует, чтобы применяемые методы и средства ведения войны не были непропорциональными по отношению к предполагаемому военному преимуществу, а ответные действия были соразмерны нападению.
В соответствии с гуманитарным правом гражданское население как таковое также не должно являться объектом нападений, а ущерб гражданским объектам не должен быть чрезмерным по отношению к «конкретному и непосредственному военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить» (ЖП I, ст. 51, 57). Принцип соразмерности охватывает, таким образом, разные элементы jusadbellum (право применять вооруженную силу) и jusinbello (право войны). Во втором случае принцип соразмерности выходит за рамки требования пропорциональности военного нападения и ответных действий на него. Он обязывает стороны, находящиеся в конфликте, находить баланс между военными преимуществами, которые они предполагают получить, и сопутствующим ущербом, включая потери среди гражданского населения, затронутого конфликтом. Требование соразмерности относится также к репрессалиям после нападения.
Принцип соразмерности приобрел статус нормы обычного международного гуманитарного права как в случае международных, так и немеждународных вооруженных конфликтов (Норма 14 Исследования об обычном МГП, опубликованного МККК в 2005 году).
Статут Международного уголовного суда (МУС), принятый 17 июля 1998 года и вступивший в силу 1 июля 2002 года, рассматривает такие акты как военные преступления, подпадающие под его юрисдикцию. Он добавляет к этому определению «умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной […] обширного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей природной среде, который будет явно несоизмерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным превосходством» (статья 8.2. ivСтатута МУС).
Решения многих международных судебных инстанций уточнили содержание этих обязательств (см. судебную практику ниже).
Соразмерность относится к числу принципов, позволяющих конкретно обсуждать вопросы ограничения военных действий и того места, которое отводится гуманитарным акциям в ситуациях вооруженного конфликта. Именно это понятие позволяет квалифицировать определенные страдания как чрезмерные («бесполезные»). Это не означает, что другие страдания являются сами по себе «полезными». Речь идет о том, что гуманитарное право запрещает причинять страдания, которые явно несоизмеримы с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным превосходством.
Соразмерный характер ответных действий по отношению к актам нападения позволяет делать различие между репрессалиями, допускаемыми правом и обычаями войны, и актом мести, который они запрещают.
Гуманитарное право четко определяет ответственность военных командиров в этой области.
В Торе, в главе Мишпатим мы читаем о концепции «око за око». Однако на протяжении веков было принято считать, что это утверждение не буквальное, а образное. В основе лежит концепция, согласно которой наказание должно соответствовать преступлению. Исходя из этого, какой должна быть «соразмерная» реакция на 7 октября?
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы мирные жители становились мишенью, как это сделал ХАМАС 7 октября. Не делать этого, позволить преступникам избежать последствий только потому, что они скрываются среди мирного населения, значит превратить в фарс любую концепцию международного права.
Ни одно общество не позволит казнить более тысячи своих граждан, похищать и брать в заложники сотни людей, не принимая ответных мер из-за того, что преступники скрываются в гражданском районе. И хотя в этом случае на гражданское население Газы оказывается сильнейшее давление, вынуждающее его противостоять террористам (иначе оно рискует столкнуться с военным вторжением со стороны жертв преступлений террористов), если выбирать, кто должен нести это бремя — гражданское население Газы или люди, ставшие мишенью террористов, — то это бремя должно лечь на гражданское население, принимающее террористов.
Что касается Газы, то к этому добавляется тот факт, что никакие действия Израиля, будь то полный уход в 2005 году или военные действия в другое время, не приблизили ХАМАС даже к мысли о мире. Более того, эти действия, похоже, привели к прямо противоположному результату. Как это ни печально, но, похоже, нет другого выхода, кроме как уничтожить, насколько это возможно, всю террористическую инфраструктуру в Газе. То, что это будет означать огромные жертвы среди мирного населения и массовое уничтожение инфраструктуры, ужасно, но неизбежно. ХАМАС показал, что либо он будет убивать израильтян, либо сам будет убит среди палестинцев. При таком выборе повышенный риск должны испытывать мирные жители Газы, а не израильские солдаты.
Положительных моментов в этой ситуации нет. Погибли 1400 израильтян и 8000 палестинцев. По мере продолжения боевых действий ожидается, что эти цифры значительно возрастут. Если палестинцы готовы допустить такое поведение от своего имени, зная, что это приведет к войне, то единственным ответом может быть только то, чтобы дать им эту войну такой страшной ценой, что пройдет не одно поколение, прежде чем они попробуют ее повторить
Свидетельство о публикации №124112002995