Истории очевидцев о русалках
80-летняя Александра Прокопьевна Корабельникова из Алтайского края рассказала случай, произошедший с ней ещё до войны. Александра тогда только вышла замуж и жила в большой семье свёкра. Однажды вечером велел ей свёкор идти искать не вернувшегося домой телёнка. Поиски привели Александру к озеру.
Там она увидела, что метрах в двадцати от неё на мостках сидит незнакомая женщина и расчёсывает густые длинные волосы. «А не искупаться ли и мне, - подумала Александра, - вдвоём не страшно». И спросила незнакомку, не холодная ли вода? Женщина обернулась, стрельнула большими глазами, взмахнула руками - и в воду, только круги на глади озера. Тут Александре расхотелось купаться, она не успела увидеть, были ли у незнакомки хвост или ноги, но в том, что это русалка, сомнений у неё не осталось.
Кучерлинское озеро
В состав Кучерлинских озер входит три высокогорных водоема: Верхнее, Нижнее и Большое.
Однако наибольшую популярность обрело Большое Кучерлинское озеро (от алтайского «кучурлу» - солончак). Это бассейн ледникового происхождения, один из крупнейших в мире, а его воды обладают молочно-бирюзовым оттенком. По поверьям местных жителей, вода в озере «живая», и здесь обитает дух хозяина озера Коль-Ээзи, который пугает людей бычьим ревом. Между озером и Кедровой поляной находится возвышенность.
Место доступно для посещения в любое время года, здесь расположена турбаза «Кучерла», а на поляне Иезекерю построен дом для ночевки туристов. Обычно к озеру поднимаются в составе конной или пешей группы от Тюнгура вдоль реки Кучерла, путь составляет порядка 46 км и занимает 2 суток. От поселка Кучерла проходит конная тропа длиной 34 км.
Лев с головой орла
Древние греки оставили нам миф о том, что на самом краю ойкумены, реального для них обитаемого мира, живут жуткие грифоны. Аристей из Проконнеса в VII веке до нашей эры путешествовал по Центральной Азии в поисках гиперборейцев и святилища Аполлона и дошел до племени иммедонийцев. Они поведали ему, что к северу от их земель находится горная цепь, там постоянно дуют холодные ветры, есть золотоносные реки и обитают одноглазые люди - аримаспы. Они похищают золото у быстрых и злобных монстров, стерегущих его. Неизвестно, как их именовали сами иммедонийцы, а Аристей назвал их грифонами.
Два века спустя рассказ Аристея, по оценкам современных ученых, побывавшего в предгорьях Алтая, повторил Геродот. В мифах свирепый грифон стал непременным спутником богини мщения Немезиды. На четверке грифонов, запряженных в колесницу, бог Аполлон летал в Гиперборею на отдых. По легендам, однажды вздумал на них подняться на небо и Александр Македонский, но туда его не пустил Бог.
Грифон прекрасно подходил на роль геральдического животного. Он появился на гербах многих рыцарей и правителей, на монетах и царских печатях как символ мощи и свирепости. Его образ широко распространился в поэзии, искусстве и ювелирном деле. Грифоны-птицы, грифоны-львы и грифоны-змеи с туловищем, покрытым чешуйками, как у рептилий, появились в многочисленных иллюстрированных манускриптах. Существование монстров считалось доказанным фактом, а различным частям его тела приписывали чудодейственную силу. Утверждалось, что слепые прозревали, если поводить пером грифона перед их глазами, и т.п.
Но обычно грифон был олицетворением демонических сил зла и его деятельность губила людей и целые народы. Его нрав под стать свирепому облику. В христианстве он ассоциировался с сатаной. Невероятно, но о несомненном влиянии грифонов на жизнь людей говорят исторические факты в судьбах народов и отдельных лиц, использовавших их изображения в качестве символа или герба.
После раскопок в XX веке на Алтае больших Пазырыкских курганов десятки образов грифонов появились в научных публикациях и репортажах журналистов. Археологи выяснили, что династия кочевой знати вождей в Пазырыке прекратила свое существование в V-IV веках до нашей эры. Символ их власти - грифон с рогами барана - сделал свое черное дело. В курганах также были найдены изображения «оторванных львиных голов», как на гербе династии Романовых. Для кочевников грифон - это владыка мира мертвых, и его изображение встречается только в захоронениях знати и вождей.
Среди десятков тысяч наскальных изображений самых разных зверей на Алтае вы его не встретите. Восхищение людьми изделиями в скифо-сибирском зверином стиле вдохнуло новые «жизненные силы» и в грифонов. Начались их «материализация» и восхождение на уровне власти региона, и последовали странные случайности.
В 1993 году был официально утвержден герб Республики Алтай, прототипом которого явился образ грифона из Пазырыкских курганов. Депутаты приняли герб, видимо, как символ связи между прошлым и настоящим, не задумываясь о его сущности. В 1997 году внезапно умер В. Чаптынов - первый глава республики, при котором приняли герб. В 2005 году погиб в ДТП губернатор края М. Евдокимов.
На Алтае стали происходить землетрясения, другие аномальные явления и беды: лютые морозы и небывалые снега, различные катастрофы. Над краем словно повисла тень кровожадного древнего владыки мира мертвых, и людям требуется все больше сил для выживания. Все это отдает мистикой, но факты говорят сами за себя и им трудно дать другое объяснение. Надо очень осторожно относиться к выбору изображений, используемых в качестве символов и гербов. (Валерий Пак).
Свидетельство о публикации №124112002732