Черт

Черт

(Хитник, мерек, стрел, ляд, шатун, костодер, кожедер. Хромой, Антипа беспятая) - злой дух, нежить, чья цель пребывания на земле - смущать человеческий род соблазном и завлекать лукавством; причем люди искушаются по прямому предписанию самого князя тьмы или сатаны. Изображаются черными, мохнатыми и в шерсти, с двумя рогами на макушке головы и длинным хвостом. Некоторые уверяют, что черти - востроголовые, как птицы сычи, а многие уверены, что эти духи непременно хромые. Они сломали себе ноги еще до сотворения человека, во время сокрушительного падения всего сонма бесов с неба.
Самое любимое занятие у чертей - это игра в карты и кости. Черти либо проказят, прибегая к различным шуткам, которые у них, сообразно их природе, бывают всегда злы, либо наносят прямое зло в различных формах и, между прочим, в виде болезней. Для облегчения своей деятельности они одарены способностью превращений. Чаще всего принимают образ черной кошки, черной собаки. Остальные превращения идут в последовательном порядке: свинья, лошадь, змея, волк, заяц, белка, мышь, лягушка, рыба (предпочтительно щука), сорока. Не дерзают однако превращаться в корову, петуха, голубя и осла.
В областных наречиях черт называется хитником, о нем рассказывают, что он ворует все, что кладут без благословения. Есть много рассказов, в которых хранение золота приписывается чертям, потому Иисус назвал иудеев сыновьями дьявола за их непомерную любовь к золоту. В народных сказках черт нередко является искусным кузнецом, с чем гармонируют и его черный вид, и его пребывание в покрытых сажею и горящих адским пламенем пещерах.




Чертовки
Бесы женского пола, по характеру совпадают с облачными, водяными и лесными женами и девами.


Чертов конь
Сом, на котором обыкновенно ездит водяник; в некоторых местностях рыбу эту не советуют употреблять в пищу. Пойманного сома не следует бранить, чтобы не услыхал водяной и не вздумал отомстить за него.

 
Шерстнатый
Ночной демон. Можно предположить, что шерстнатым называют домового. В народе верят, что домовой весь оброс густой шерстью и мягким пушком; даже ладони и подошвы у него в волосах, только лицо около глаз и носа - голое. Ладонью шерстнатый гладит по ночам сонных, и те чувствуют, как шерстит его рука. Если он гладит мягкою и теплою рукою - это предвещает счастье, а если холодною и щетинистою - быть худу.


Шиш
Домовой, бес, нечистая сила, живущая обычно в овинах. Многим знакомо выражение: «Шиш - тебе!», соответствующее недоброму пожеланию. Играет Шиш свадьбы свои в то время, когда на проезжих дорогах вихри поднимают пыль столбом. Это те самые Шиши, которые смущают православных. К Шишам посылают в гневе докучных и неприятных людей. Наконец, «хмельные шиши» бывают у людей, допившихся до белой горячки (до чертиков).
Имя Шиша пристегивается также ко всякому переносчику вестей и наушнику в старинном смысле слова, когда «шиши» были лазутчиками и соглядатаями, и когда «для шишиморства» (как писали в актах) давались, сверх окладов, поместья за услуги, оказанные шпионством. «Шиш отроду голой, у его двор полой, скота не было, и запирать некого... Именья у Шиша - штей деревянный горшок, да с табаком свиной рожок. Были липовых два котла, да сгорели дотла» (Б.Шергин. «Шишовы напасти»).


Шишига
(Шишиган) - домовой, злой дух и праздношатающийся человек, шатун, то же, что и Шиш. Умные хозяйки ставят у печки с вечера тарелочку с хлебом и стакан молока - таким образом можно умилостивить шишиг. В некоторых местах под шишигами понимают маленьких беспокойных духов, которые норовят подвернуться под руку, когда человек делает что-нибудь в спешке. «...Закроет тебя шишига хвостом, и ты пропадешь и, сколько ни ищи, не найдут тебя, да и сам себя не найдешь...» (А.М. Ремизов. «Неуемный бубен»).

Шишко
Нечистый дух.


Шиликуны
(Шиликуны, шулюкуны, шликуны) - сезонные демоны, хулиганы. Шуликуны, связанные со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из трубы (иногда на Игнатьев день) и уходят назад под воду на Крещенье. Бегают по улицам, часто с горячими углями на железной сковородке или железным крюком в руках, которым они могут захватить людей («закрючить и сжечь»), либо ездят на конях, на тройках, на ступах или «каленых» печах. Ростом они нередко с кулачок, иногда побольше, могут иметь конские ноги и заостренную голову, изо рта у них пылает огонь, носят белые самотканые кафтаны с кушаками и остроконечные шапки.
Шуликуны на Святки толкутся на перекрестках дорог или около прорубей, встречаются и в лесу, дразнят пьяных, кружат их и толкают в грязь, не причиняя при этом большого вреда, но могут заманить в прорубь и утопить в реке. Кое-где шуликуны носили в клеть прялку с куделью и веретеном, чтобы те напряли шелку. Шуликуны способны утащить кудельку у ленивых прядильщиц, подкараулить и унести все, что положено без благословения, забраться в дома и амбары и незаметно извести или своровать припасы.
По вологодским представлениям, шуликунами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы. Живут они нередко в заброшенных и пустых сараях, всегда артелями, но могут забраться и в избу (если хозяйка не оградится крестом из хлеба), и тогда их выгнать трудно. На русском Севере шуликуны - название святочных ряженых.
Чудовище озера Хяргас-Нуур
В Монголии пытаются разгадать происхождение загадочных следов, которые периодически появляются на берегу местного озера Хяргас-Нуур. Минувшим летом водоем посетила группа российских исследователей. По их предположениям, следы могут принадлежать крупной доисторической рептилии, которая существует на земле еще с доледникового периода, передает радиостанция «Голос России».
Первый раз крупные следы на берегах Хяргас-Нуура были обнаружены в середине 80-х годов участниками советско-монгольской геологической экспедиции. Позднее геологи еще несколько раз разбивали там лагерь и каждый раз видели несколько групп относительно свежих следов, тянувшихся на 1,5 километра из воды, будто бы несколько гигантских рептилий выползали из озера и даже какое-то время лежали на песке.
Предположения о том, что эти следы принадлежат животному, обитающему на суше, или оставлены людьми, были отвергнуты. Так же как и то, что они не могут быть образованы волной или ветром. В довершение ко всем домыслам и рассуждениям в одну из ночей отдыхающие геологи услышали рев, исходивший с середины озера. Этим летом на озере побывала группа исследователей-любителей, которой руководил писатель и общественный деятель Игорь Гришин. Россияне вооружились хорошей техникой, в том числе и эхолотами последней модели.
По словам Гришина, с их помощью на дне озера удалось зафиксировать такие же следы, как и на суше. По мнению исследователей, они принадлежат нескольким особям разного размера, либо оставлены различными частями тела одного и того же животного. Кроме того, на берегу следопыты увидели борозды, напоминающие следы от камней, которые могли двигать животные. Покопавшись в литературе, они выяснили, что обитатели древних водоемов, например, плезиозавры, глотали камни, без них они не могли переваривать пищу.
Ранее, в 2010 году, помимо следов разных размеров, исследователи обнаружили еще и кости, которые, по их словам, не могут принадлежать никаким другим животным Монголии. «Довольно часто мы вылавливали рыбу со следами клыков. А ведь известно, что в этом озере обитает один-единственный вид рыбы - алтайский осман, не имеющий зубов», - рассказывает Гришин.
По мнению исследователей, хозяином Хяргас-Нуура может быть гигантская древняя рептилия. Это реликтовое животное, которое осталось на земле еще с доледникового периода, поясняет научный сотрудник Национального парка «Валдайский» зоолог Валерий Николаев. По его словам, в южных частях планеты, в том числе и в Центральной Азии, не все подверглось оледенению. Ученые считают монгольские озера в этом районе частью древнего плейстоценового моря, а рыбу - того самого алтайского османа, которым может питаться загадочная рептилия, - реликтовым видом. («Невс»).

Гигантский змей на Алтае
Очевидцы неоднократно упоминают о том, что видели большую змею в 1924 году в районе села Старотырышкино в болотистой местности. В районе села Тоурак (Алтайский район, Алтайский край) в 2006 году  туристы на ночевке видели в траве что-то похожее на гигантскую змею, утром остались следы – как-будто кто-то тащил большое бревно. В исторических записях имеется множество упоминаний о змее, которого классифицировали как, анаконду!
Через село Смоленское прополз трехсаженевый змей. В районе горы Чайной в 1913 г. Наблюдали змею толщиной ~125 см. и 3,5 м длиной. Как минимум с десяток официально зарегистрированных свидетельств очевидцев, которые встречали змея в период с 1876 по 1972. Наиболее часто его встречали в «Драконьем треугольнике»: с.Быстрый исток – Усть-Ануй – Белокуриха.


Рецензии