Этот сложный подросток
Физиологические изменения организма подростка
Часто родители просто теряются и не знают, что делать с ребёнком, особенно с мальчиком, который становится непослушным и всё время скачет, прыгает и бегает. Оказывается, в этот период происходит бурная физиологическая перестройка организма. Быстро увеличивается масса тела, костей. Необходимо поступление с пищей минеральных солей, также необходимо раздражение нервных окончаний, расположенных в области суставов, оно происходит лишь при достаточной двигательной активности. Подростки становятся шумными, порывистыми.
Изменения активности эндокринной системы приводят к выраженным вегетативным колебаниям: потливости, покраснению, побледнению, похуданию, ожирению.
Период полового созревания называется пубертатным.
Выброс в кровь повышенного количества половых гормонов приводит к эмоциональной неустойчивости, ранимости. Настроение меняется очень часто: от эйфории до обиды и гнева, даже депрессии. В течение короткого периода наступает полноценная половая зрелость.
На первом этапе (с 8-9 лет и до 12-13) проявляется противоречивость состояния ЦНС, несбалансированность, преобладание возбуждения над торможением, поэтому подростки дают повышенную, не всегда адекватную реакцию на обращение к ним
и взрослых, и сверстников. Однако они уже проявляют способность к самоконтролю и критическому отношению к себе и окружающим.
У девочек в большей мере выражены нарушения эмоционального плана, которые проявляются в беспричинной смене настроения, в обидчивости, плаксивости. У мальчиков – изменение поведения и двигательных реакций. Дети становятся более шумными, непоседливыми. В то же время появляется и повышенная утомляемость. Сначала двигательное беспокойство, потом сонливость, дремота или же сильное возбуждение.
Второй этап полового созревания (13-15 лет) приносит стабилизацию между ЦНС, эндокринными центрами и половыми железами. В это время происходит интенсивное развитие всего организма. Школьники становятся менее раздражительными, приобретают уверенность в себе. Настроение чаще оптимистичное, повышается самооценка.
Кризис подросткового возраста
Очень важен авторитет родителей. Поведение, речь родителей – пример для подражания. Агрессия порождает агрессию и непослушание – это негативная петля во взаимоотношениях. Частые конфликты приводят к кризису, детской психосоматике.
Родители должны работать на опережение кризиса. Дети к этому возрасту разумные и ответственные. В каждой семье существуют правила поведения. Родители сами дают права и предъявляют требования, иногда жёсткие. Подросток чётко должен знать свои права, ответственность и обязанности.
Одно из самых важных требований – требование к достойному поведению. В отношениях к сверстникам учить мягкости, выдержке. (Очень важен пример родителей) В этом возрасте для подростка значима поддержка родителей: ни в коем случае не унижать, не проявлять жестокость. Родители обязаны принимать ребёнка, ценить его и иметь навыки переговоров, умение договариваться. В отношении к себе – учиться позитиву, вместе делать выводы и двигаться дальше.
Дети всегда копируют поведение родителей, нужно помнить об этом. Становление характера происходит у человека с 3-х до 6-лет. до 15-и лет формируется надстройка этой базы. После 12-и лет будет идти процесс самовоспитания и перевоспитания, если ребёнок усвоил негативный стиль поведения. Травмированные жестокостью родителей дети бессознательно культивируют в себе негативные черты. Это их защита, стратегия выживания. Они не умеют вести себя иначе. Детские психотравмы приводят к агрессии, депрессии, раздражительности, тревожности, неуверенности в себе. Часто проявляется нарушение поведения и эмоциональной регуляции.
Родители до определённого момента – руководители, умело направляют подростка, обсуждают его намерения, помогают в формировании целей, учат предвидеть опасности. Важно приучить в этот период к ответственности за свои поступки, умению сказать: «Нет», если на ребёнка оказывают негативное давление. Для подростка очень важно внимание, любовь, поддержка, одобрение и забота родителей.
Умей сказать: «Нет» Проигрывание жизненных ситуаций (Поведенческая психология)
В подростковом возрасте нередко дети попадают в сложные, непонятные ситуации. Для того, чтобы предотвратить негативные последствия, родители играют с детьми в психологические игры: «Умей сказать Нет» и
«Последствия»
Древнегреческий философ Эпиктет подчёркивал: «Тот человек не свободен, кто сам себе не хозяин!» Это означает, что каждый имеет право на собственное мнение и не должен следовать за толпой, чтобы не быть отвергнутым и заслужить одобрение. Общественное мнение всегда более деспотично к тем, кто явно боится его. В итоге неумение сказать «нет» может привести к употреблению алкоголя, наркотиков, прогулам, вовлечению в преступные группировки. Цена этого неумения может оказаться очень высокой.
Право на отказ – признак психологически здоровой личности.
Каждый человек имеет право не зависеть от чужого мнения, передумать. Должен ли он брать ответственность за чужие поступки и проблемы? Конечно, нет! Право отстаивать своё мнение – основа для здорового проявления личности в любых человеческих отношениях. Но не всегда следует проявлять настойчивость, если есть угроза физической опасности, если вы не можете контролировать ситуацию, если видите, что человек находится в неадекватном состоянии. В этом случае – лучше уйти. Научите детей переходить на другую сторону улицы, если они видят неадекватного человека, объясните, что не нужно разглядывать таких людей, привлекая к себе внимание.
Психологическая игра «Последствия» Проигрывание жизненных ситуаций
В подростковом возрасте сформирован характер и происходит усвоение норм социального поведения. Ведущей деятельностью является общение со сверстниками. В этот период важно проигрывать различные поведенческие ситуации, в которые может попасть подросток.
• Задумайся о том, что тебе предлагают, куда пойти и с кем.
• Стоит ли оно того? Подумай о плюсах и минусах принятия решения.
• Как ты будешь относиться к себе завтра?
• Не пожалеешь ли ты о принятом решении?
• Может ли это привести к проблемам с родителями?
• Может ли это нанести вред твоему здоровью?
• Будут ли разочарованы твои родные?
Приёмы противостояния негативному давлению:
1. Оцените ситуацию: где вы? С кем вы?
2. Что делают окружающие вас люди? Как они ведут себя?
3. Как ты относишься к происходящему?
4. У тебя возникла нервозность – это нормальная реакция на опасность, явное предостережение.
Прими для себя решение, если ощутил негативное давление. Взвесь все «за» и «против»
• Сообщи о своём решении: чётко встань на одну позицию.
• Смотри прямо в глаза.
• Говори твёрдо, уверенно, спокойно, не мямли, не увиливай и не придумывай уважительных причин.
• Если ты скажешь, что это тебе не нужно и будешь твёрд и последователен в своём решении, то тебя будут уважать больше, чем не имеющего собственного мнения.
• Иногда отказ только распаляет, поэтому нужно получить отсрочку: «сейчас я занят», «мне нужно идти»
• Перейди к нападению: «Что ты ко мне привязался?» «Не дави на меня!»
• Предложи компромисс или альтернативный вариант.
• Задумайся о ценности для вас отношений, построенных на насилии и принуждении. Нужны ли тебе такие друзья? К чему может привести эта дружба?
• Доверяй взрослым и обращайся к ним за помощью!
Если родитель оскорбляет, унижает подростка – ребёнок теряет доверие и ищет поддержку в кругу друзей.
Какова роль родителей в этот сложный период?
Самое главное – поддержка и помощь взрослых, проявление заботы и любви. Не жалейте рук, обнимайте, прижимайте к себе ребёнка. Это снимает телесные зажимы, дети реже болеют. В детско-родительских отношениях – доброжелательность, подросток должен чувствовать, что его уважают и ценят. Внимание и понимание.
Для подростка обязательны правила и ограничения. Правила должны быть чёткими, но не подавляющими волю ребёнка. Обязателен контроль, приучение к самоконтролю.
Подрастающим детям, как воздух, необходимо признание и уважение. Так подросток приобретает уверенность в себе. Дать ребёнку реализовать себя в творчестве. Если ребёнок достигает каких-то положительных результатов, его уверенность укрепляется. Это залог успеха в будущей жизни.
Необходимо ненавязчиво помочь ребёнку в осознания и постановке жизненных целей. Научить видеть цель, развивать стремление к её достижению.
Это очень сложный период в жизни подростка, помогите ему, обязательно найдите общий язык. Направляйте его в нужное русло. И, главное: не потеряйте доверие своего самого любимого, самого лучшего и самого дорогого ребёнка!
Свидетельство о публикации №124111904361