Смейтесь на здоровье!
Все мы прекрасно знаем, что такое смех. Все мы смеёмся. Весельчаки хохочут часто, громко, заливисто и озорно. Серьёзные люди посмеиваются пореже. Угрюмый человек иногда сдержанно похихикает. Даже отъявленный злодей, нет-нет, да и скривит свой рот в самодовольной ухмылке. В нашей жизни, существует много разновидностей смеха. Учёными мужами составлена классификация смеха и даже создана философия смеха. Смех появился в глубокой древности. Одновременно с появлением первого человека, который прыгал от радости, увидев свалившегося с обрыва мамонта, и из лохматой груди дикаря вылетал первый хохот. Но лишь сравнительно недавно светила медицины доказали, что смех улучшает здоровье и продлевает жизнь.
Смех – не только весёлость и остроумие. Это опыт и мудрость народа, глубокое постижение комических и трагикомических несообразностей жизни. Смех не только разоблачает, но и утверждает, помогая нам вернее понять доброе и величественное.
Бесконечно разнообразны сатирические жанры во всех родах литературы: от эпиграммы до поэмы, от афоризма до романа, от миниатюрной сценки до многоактной комедии. Дерзкое и остроумное слово эпиграммы и пародии, тонкий аналитический смех крупного прозаического жанра – это, то эстетическое богатство нации, которое поистине непреходяще.
Русский смех появился вместе с образованием русского, или даже прарусского народа, которому была дана особая судьба. Поэтому и смех у нас особый. Смех – как средство забвения кошмарной действительности. Многие народы уходили из родных краёв, в поисках тёплых мест. Русский народ остался в своём суровом холодном краю, на рубеже между Востоком и Западом, между Дикой Степью и Европой, принимая на себя удары кочевых орд. И в самые трудные годы русский народ подбадривал себя русским смехом. И этот смех помогал нашему народу выжить. Даже в горькую пору татаро-монгольского ига, по Руси ходили скоморохи, у которых главным героем представления был весёлый и разбитной мужик себе на уме, нередко прикрывавшийся личиной комичной простоватости. Под аккомпанемент гуслей, бубна, рожков скоморохи пели шуточные плясовые песни, разыгрывали смешные сценки. В общем, как могли, веселили народ. А народ веселил сам себя: создавал весёлые пословицы и поговорки, бывальщины и небылицы, пел весёлые потешки и частушки.
По вековой традиции только шуту предоставлялась возможность говорить дерзкую правду, когда все остальные были вынуждены молчать. Но эта дерзость должна была быть непрямой, двусмысленной, поскольку она вырывалась из уст униженного шута, призванного развлекать всесильного властелина. Правде шута всегда была положена граница, и его искусство состояло в том, чтобы, не переступая последней черты, под защитой одного только лукавого остроумия говорить царям истину.
Но именно под шутовскими колпаками и масками и зарождалась ироническая поэзия с её намёками и полунамёками. Сатирическое направление русской литературы, идущее от Кантемира, было поддержано нашими крупнейшими поэтами. Именно этому направлению присягал на верность в своём юношеском послании Пушкин:
Свой дух воспламеню жестоким Ювеналом,
В сатире праведной порок изображу
И нравы сих веков потомству обнажу.
Понуждаемая условиями цензурного рабства, русская литература смогла превратить свою беду в силу. Она открыла в приёмах вынужденного иносказания такие возможности образного развития темы, такие «пояснительные черты и краски, которые придали русской художественной сатире несравненный блеск, насыщенность и выразительность. Преодолевая с помощью эзопова языка внешние препятствия и преграды, русская сатира выполняла свою прямую функцию как могущественное оружие литературно общественной мысли. Небывалая популярность сатирических изданий в столицах и в провинции вызвала к жизни, помимо расцвета политической карикатуры, шумный поток массовой обличительной литературы, прозы и поэзии, необыкновенно пёстрой по своему составу, неравноценной по художественному весу и общественному значению. Всенародный успех этой литературы, хлынувшей на площади и улицы, был знамением времени, перед всеми войнами и революциями.
И сейчас, в литературу снова хлынул нескончаемый поток увеселительного чтива. В прессе появилась бесчисленная орава «смешащих» литераторов, «смехунов» - профессионалов. Почти каждое издание имеет раздел анекдотов или так называемого юмора. Содержание этой бульварной сатиры сводится к пустому зубоскальству. Для неё нет ничего святого: Над всеми человеческими идеалами она весело гогочет. Жирный «утробный» смех звучит в русской литературе, и особенно с экранов телевидения зловеще. Плоская уличная юмористика потакает вкусам своих потребителей. «Рынок требует смеха!» - как горько иронизировал когда-то Саша Чёрный.
В наше время юмор, сатиру и пародию критики называют «эстрадным жанром» и
«лёгкой поэзией». Многие литературоведы говорят, что поэзия делится на искусство слова в точном, строгом смысле и стихотворную беллетристику. Это разделение проходит через всё критическое наследство Белинского и Добролюбова. Между прочим, Белинский считал, что во время быстрого развития литературы, стихотворная беллетристика подчас бывает важнее и нужнее строгого искусства, Стихотворец-юморист схватывает насущнейшие сегодняшние настроения и выражает их осязаемо для всех. Он говорит то, что в данный момент у каждого просится на уста.
Главным оружием иронической поэзии всегда является смех в его разнообразных проявлениях – от шутки и лёгкой иронии до уничтожающего сарказма.
И вот мы собираемся уже в двенадцатый раз раз на Всероссийский фестиваль иронической поэзии «Русский смех». Праздник поэзии и смеха проходит в молодом городе Кстово. Хотя этому городу, недавно исполнилось всего 50 лет, как поселение, Кстово существует очень давно, и поэтому имеет давние традиции русского смеха и русской поэзии. Место прописки фестиваля не случайно: - с одной стороны древний Нижний Новгород, с его всероссийской ярмаркой, на которой уже двести лет назад кипело буйное веселье и звучал громкий русский смех. Где шумели народные гулянья с балаганами и райками, берущими своё начало от скоморохов. Где творили великие писатели Александр Добролюбов и Максим Горький, которые внесли большой вклад в создание русской литературы, в том числе и иронической. А с другой стороны от Кстова стоят три древних города: Макарьев, Лысково и Княгинино, тоже неразрывно связанные с русским смехом. В Нижний Новгород ярмарка пришла из Макарьева, а в Лыскове и Княгинине родились и начали литературную деятельность большие русские поэты двадцатого века Николай Глазков и Александр Люкин, стихи которых невозможно читать без смеха и улыбки, и без которых существование русской иронической поэзии было бы весьма проблематичным. Кстати, ещё один большой - поэт Фёдор Сухов, так же не лишённый чувства юмора, родился тоже на Лысковской земле.
География нашего фестиваля широка: От Прибалтики до Сибири и Казахстана, и - от Северных морей до Крыма и Кавказа. В альманах "Русский смех" присылают свои стихи и пародии русскоязычные авторы из Америки, стран Европы и Ближнего Востока. А такие фестивали очень нужны. Во-первых, потому, что поэзия у нас сейчас в большой тени: все творческие союзы, в том числе Союз писателей, существуют на правах общественных организаций. Я помню 60-70-е годы, когда поэты выступали по радио и телевидению, а во дворцах культуры и клубах при большом скоплении народа, шумно проходили вечера поэзии. Сейчас, к сожалению, телевидение занято другими передачами, но поэзия не должна умереть, ведь литература воспитывает в человеке грамотность и культуру. Фестиваль необходим для пропаганды культуры, литературы. Чтобы люди могли отличить настоящий смех от простого хохмачества, которым заполнено современное телевидение. Где мы видим много разнообразных, вроде бы, передач: «Наша Раша», «Комеди Клаб», «Прожекторперисхилтон» и другие. Но по существу, все они одинаковы: - пошлость и пустое зубоскальство. А современные русские поэты собираются в своих литгруппах и поэтических клубах и читают стихи друг другу, не имея выхода к слушателю и читателю. Книги в основном издаются за свой счёт, а какие в наше время могут быть счета у людей не связанных с коммерцией.
Слава Богу, что в столице русского смеха, городе Кстово живут люди неравнодушные к весёлому русскому слову, вызывающему этот смех. Хорошо, что не перевелись энтузиасты, не жалеющие ни времени, ни средств, для поддержки и пропаганды русской литературы. От имени участников огромное спасибо всем организаторам фестиваля!
А нашим уважаемым зрителям хочется пожелать: - Смейтесь на здоровье!
Николай Симонов, член Союза писателей России,
лауреат пяти и участник пятнадцати фестивалей «Русский смех»,обладатель главного приза фестиваля – «Золотой заяц».
Свидетельство о публикации №124111901074