Культура мысли против синдрома манкуртизма
Я сформировалась в этой насыщенной живой атмосфере и поняла, что самое главное — вырастить себя, прежде всего, внутренне, как личность, отвечать за развитие своей души, состояние своих мыслей. Я окончила Казанский университет и стала журналистом, потому что эта профессия учила размышлять над тем, что я вижу в жизни, и правдиво, творчески выражать свое отношение к реальности.
Учеба во ВГИКе открыла мне удивительный мир кинематографистов, которые в 60—80 годы увлеченно, смело, образно осмысливали окружающий мир, проблемы общества и вовлекали в это зрителей. Я помню, какое сильное впечатление оставила во мне «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова. Сейчас мало кто из зрителей задумается над смыслом этого фильма — своим внутренним пульсом он не вписывается в современную реальность. А тогда, в середине 70-х, когда партийно-бюрократическая система всех стригла под одну гребенку, вопросы в нем ставились остро, болезненно: как не превратиться в посредственность? Как под воздействием однообразной, мелкой обыденности не закопать в себе зерно личности, не утратить веру в самого себя? Это вопросы о личной ответственности за то, что ты в себе несешь, как реализуешь свои способности и что ты можешь дать окружающему миру? Разве они исчерпаны? Общество изменилось, но проблемы остались — они стали хроническими, потому что оказались закопаны глубоко внутри как старая, затаившаяся болезнь. Помните притчу о талантах, которую рассказал Иисус Христос своим ученикам? Как важно осмысливать древнюю мудрость! Но сегодня проблемы становления личности, формирования молодежи в обществе остаются где-то в тени, потому что на первом месте оказались деньги: так все перевернулось, что забота о культуре человека в реальности не ставится в центр общественного и государственного внимания. Поиск истины и поиск себя, которые являлись духовным импульсом середины ХХ века, вытеснил оголтелый капиталистический бум тотального потребления, в котором человек играет губительную зависимую роль. Вот такая метаморфоза!
Но ведь было брошено зерно! Сколько сумели сделать творческие мыслящие люди для развития самосознания во времена советского застоя! Для меня настоящим открытием стали необычные для советского времени фильмы Марка Захарова «Обыкновенное чудо» (1978 г.) и «Тот самый Мюнхгаузен» (1979 г.) Еще памятным был факт вандализма по отношению к неформальной выставке художников-авангардистов на окраине Москвы, когда по распоряжению властей ее снесли бульдозерами, а картины смешали с грязью. А тут, как свежий ветер, появляются настоящие произведения киноискусства, которые показали, каким интересным становится человек, когда он свободно мыслит и создает в себе и вокруг себя особый творческий мир. Это был прорыв к внутренней культуре! Призыв помнить о ее ценности.
Вниманием к человеку, его судьбе, к тончайшим движениям его души и мысли проникнута советская литература. Я была воспитана на произведениях Михаила Булгакова, Алексея Толстого, Юрия Тынянова, Максима Горького, Михаила Шолохова, Александра Чаковского, Юрия Бондарева, Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Даниила Гранина, Владимира Солоухина, Василия Шукшина и многих других замечательных писателей. Они учили меня чувствовать глубину художественного слова, распознавать за вымыслом жизненные реалии, воспитывали образное мышление, которое расширяет сознание и помогает видеть и осмысливать разные стороны жизни.
Однажды мне в руки попал роман «Белые одежды», который был написан Владимиром Дудинцевым еще в 50-е годы, но опубликован спустя тридцать лет, в 1987 году, и удостоен Государственной премии. Его замысел основан на реальном остром конфликте «народного академика» Лысенко, строящего свою карьеру на псевдонаучных домыслах, и молодых ученых-биологов, которые кропотливым опытным путем осваивали секреты генетики. С этой борьбой в области научных знаний, важных для понимания природных основ мира и человека, связана трагическая гибель академика Николая Вавилова, который создал уникальный банк наиболее продуктивных, устойчивых семян, собранных в разных уголках Земли. Этот могучий и физически, и духовно человек мечтал накормить весь мир, но был замучен в тюремных застенках и умер от голода. Это один из многих тысяч чудовищных фактов, связанных со сталинскими репрессиями. Как известно, власть Сталина была многоликой. Она была сильной, созидательной, внушала людям веру и поднимала на подвиги. Но был в ней и страшный, уродливый лик карателя, который боялся, что кто-то может быть выше, умнее его, и везде видел врагов. Он разделил народ на жертв и палачей и раздавил жестким кулаком своей власти целый культурный слой советского общества. Погибли наиболее одаренные, высоко развитые специалисты — ученые мирового уровня, умелые хозяйственники, военачальники, известные поэты, писатели и деятели искусств. Если бы не был уничтожен этот мощный культурный генофонд страны, может быть, мы сейчас жили бы по-другому: не иссякли бы, как пар из-под стакана, под напором капиталистического «ренессанса» силы нашей мыслящей интеллигенции.
Я думаю, пришло время вспомнить Легенду о манкуртах, которая является идейным стержнем в романе Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Он был опубликован в журнале «Новый мир» в 1980 году. В легенде говорится о кочевом племени жуаньжуанов, которые, совершая разбойничьи набеги на мирные селения, подвергали своих пленных чудовищной пытке. Они напяливали на бритые головы молодых людей куски сыромятной верблюжьей кожи — шири — и бросали их без еды и питья под палящим солнцем. Высыхая, шири стискивал голову раба подобно стальному обручу, и несчастный лишался рассудка — становился манкуртом. Это было существо, равнозначное бессловесной твари — абсолютно покорное. Манкурт не знал, кто он, откуда родом, не помнил детства, отца и матери. Он не помышлял о бегстве, выполнял самую грязную, тяжелую работу и, как собака, признавал лишь хозяина.
Синдром манкуртизма имеет реальные и очень глубокие корни в жизни, в которой до нынешних времен, несмотря на технический прогресс, в человеческом сознании сохраняется зависимость от каких-то диких, вампирских, варварских, животных побуждений: человек хочет подавить человека, чтобы иметь над ним власть, чтобы утвердиться или обогатиться за счет другого. Почему так сильны и живучи эти уродливые корни, которые и в наши дни порождают жестокость, насилие, алчность, либо рабскую покорность, индифферентность, отупение?
Человек не может победить свою низшую природу, достичь внутренней гармонии, просветления, если он стремится не к тому, чтобы, развиваясь, стать лучше, а к тому, чтобы ВОЗВЫСИТЬСЯ за счет богатства и выгодных связей. Именно это внутреннее побуждение является мотивом многих корыстных, безнравственных поступков: желание поставить себя выше других, выше законов совести — вообще не утруждать себя мыслями об этой самой совести: как-то она не ко времени! Велико искушение пройти по жизни легким, комфортным путем, избавляя себя от внутренних усилий. Богатство — вот то, что открывает все возможности и дает власть над другими людьми! Таков сегодня уровень представлений о счастье и свободе. Он остается таким уже много столетий! Ничего не меняется в отношении человека к жизни, в ее понимании — мысль о превосходстве в деньгах, в чинах, в общественном положении остается главной, поэтому человек так часто выглядит неприглядно, а порой отвратительно, мерзко: достаточно включить программу новостей или одну из популярных телепередач и мы услышим, что кто-то в ругани и склоках делит наследство, кто-то осужден за воровство, а кто-то ради наживы торгует младенцами или человеческими органами — оказывается, и такое возможно в нашей «цивилизованной» жизни! Что же со всем этим делать?!
Человек несет зло в самом себе, как сорняк, как токсичный "дикий" продукт неосвоенной природы, и сам человек должен потрудиться над собой, чтобы очистить себя от этих сорняков, выработать противодействие: что-то понять в себе, своих свойствах, заглянуть в тайники своей природы, чтобы научиться распознавать деструктивные черты и создавать баланс внутренних сил. Необходимо, чтобы в обществе были благоприятные культурные условия для такого осознанного человеческого самопознания и преобразования. Нужно помнить о том, что мы в этой жизни — прежде всего ученики и совершаем многие ошибки. Не случайно всё чаще происходят разные природные катаклизмы, не на пустом месте возникла коронавирусная пандемия, как уродливое отражение нездоровой реальности. Это сигналы опасности для всего мира, потому что мы теряем себя, свое человеческое предназначение на нашей планете.
Чтобы изменить жизнь, надо прежде всего подняться на другой уровень понимания жизни. А для этого необходимо переосмыслить систему ценностей. Нам следует понять, что технический прогресс, рост экономики, рыночный товарооборот, успешное предпринимательство, накопление капитала, материальное благополучие — это не главные приоритеты, это СРЕДСТВА, почва, жизненная база. ЦЕЛЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ГЛАВНОЙ СИЛЫ МИРОВОЙ ЭВОЛЮЦИИ. Есть мудрость, которая накапливалась с древних времен и из века в век излагалась во многих источниках: богатство надо накапливать внутри себя и власть надо иметь над самим собой. Конечно, эти невидимые духовные основы труднее утвердить в жизни, чем материальные, ощутимые и комфортные для потребления. Требуется высокий уровень культуры! Выйти на этот уровень не просто, но необходимо, преодолевая ущербность исторической памяти, без которой нет духовного опыта, разрыв духовных связей в преемственности поколений, пренебрежение к традициям, потребительское отношение к природе и главное — растущее проявление агрессии, граничащее с мировой катастрофой.
Природа одарила человека силой мысли, которая неразрывно связана с силой духа. Именно это внутреннее основание является самым надежным в трудной жизненной ситуации. Не случайно так любят у нас фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни», который появился в 1969 году и стал классикой, потому что в нем со всей достоверностью показано, как проявляется русский дух, характер в экстремальных условиях. Не случайно до сих пор любят и слушают песни Владимира Высоцкого, который всегда был искренним, поэтому стал олицетворением мятущегося поколения «шестидесятников». И я надеюсь, мы всегда будем помнить всех тех замечательных людей, которые оставили в нашей отечественной культуре свой неповторимый след, благодаря которому мы учимся распознавать, что истинно и что ложно.
Многолетние накопления духовных знаний помогли мне почувствовать и понять: там, где есть глубина, никогда ничего не кончается. Но эту жизненную глубину может сохранить и развить только человек, который растит самого себя как Личность на основе истинных культурных ценностей. Я уверена: культура личности — это основа будущего. Но, как педагога по призванию, меня сегодня очень волнует вопрос: на каких началах сформируются современные молодые люди, если внутренне им порой не на что опереться? Нравственность перестала быть ориентиром, проверенные временем духовные основы вытесняются миром виртуальности и культом потребительства. Где та современная мыслящая сила, которая способна влиять на молодые умы? В этих умах сегодня преобладает спрос не на честь и совесть, а на деньги, роскошь, хайп — обмелевший взгляд на жизнь как на компьютерный сервис, в котором все достигается нажатием кнопки. Время подумать: не укоренился ли в нашем сознании, как скрытый вирус, синдром манкуртизма? Нельзя допустить, чтобы люди утратили способность и интерес к глубокому самоосмыслению. Жизнь испытывает нашу человеческую сущность и требует разумной внутренней и общественной самоорганизации. А без этого кем мы станем и куда придем?
Свидетельство о публикации №124111807307
Всем правят деньги, алчность и жестокость
И их капитализм всех породил,
Подменена мораль, сплошная мерзость,
Легко пороки все освободил.
Большая разница капитализма царской России и нынешнего бандитского капитализма, в котором нет ничего святого.Поэтому так и живём.
Василий Пилипенко 20.11.2024 11:02 Заявить о нарушении
Всего Вам доброго!
Галина Шаптала 20.11.2024 17:36 Заявить о нарушении