Несколько вопросов Диогену Синопскому
А. Шопенгауэр
Диоген - киник или Диоген из Синопа, древнегреческий философ, родился 412 г. до н.э, умер 13.06.323 г. до н.э. Прожил 89 лет. Диоген был учеником философа Антисфена. После смерти своего учителя Диоген переселился в Коринф. Диоген решил, что больше ни с кем не стоит общаться.
Разными путями приходят люди к философии. Порой путь бывает весьма извилист. Можно только догадываться, какое недоумение и печаль почувствовал Диоген, внезапно оказавшись в Афинах. Кто он теперь? Нищий беженец и бомж.
Да, ему пришлось покинуть родную Синопу, где он вместе с отцом по имени Гикесий, заведовавшим казенным меняльным столом, занимался чеканкой денег и стал портить монету, в чём сам впоследствии признавался. Есть версия, что его сбил с толку совет оракула, который можно было истолковать двояко — либо «перечекань монету», либо «переоцени ценности». Ну, ошибся человек в толковании, бывает. Однако за преступление надо отвечать. И вот он на главной площади Афин – как жить дальше?
Феофраст в своем «Мегарике» рассказывает, что Диоген понял, как надо жить в его положении, когда поглядел на пробегавшую мышь, которая не нуждалась в подстилке, не пугалась темноты и не искала никаких мнимых наслаждений. По некоторым сведениям, он первый стал складывать вдвое свой плащ, потому что ему приходилось не только носить его, но и спать на нем; он носил суму, чтобы хранить в ней пищу, и всякое место было ему одинаково подходящим и для еды, и для сна, и для беседы.
Итак, он устроил свое жилище в сосуде – но не в бочке в обычном понимании слова, а в большой, с человеческий рост, амфоре – пифосе. Пифос широко использовался греками для хранения вина, оливкового масла, зерна и соленой рыбы. Местом своего обитания Диоген выбрал главную площадь Афин, агору, став своего рода достопримечательностью города.
Желая всячески закалить себя, летом он перекатывался на горячий песок, а зимой обнимал статуи, запорошенные снегом.
Он имел обыкновение принимать пищу прилюдно – что в древнегреческом обществе считалось неприличным, да и другие нормы поведения философ нарушал охотно и с удовольствием от произведенного эффекта. Нарочитое стремление к маргинальному поведению создало Диогену своеобразную репутацию на тысячелетия, и в современной психиатрии имеет место синдром Диогена – заболевание, связанное в том числе с крайне пренебрежительным отношением к себе и отсутствием стыда.
Репутация, даже самая шокирующая, на тысячелетия дорогого стоит. Человек стал героем известнейших анекдотов. Вот самые популярные:
Однажды Диоген грелся на солнце. Проходивший мимо Александр Великий остановился над ним и сказал: «Проси у меня что хочешь». Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнца».
Среди бела дня он бродил с фонарём в руках, объясняя: «Ищу человека».
Когда Платон дал определение: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», — Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!»
Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, он выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчик превзошёл меня простотой жизни».
Итак, нашему другу Михайлову захотелось мысленно задать этому удивительному человеку несколько вопросов:
М. – Уважаемый Диоген, что привело Вас к философии?
Д. – Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.
М. – Почему, если верить анекдоту, Вы искали человека в толпе горожан?
Д. – Народу много, а людей немного.
М. – Судя по всему, Вы невысокого мнения о людях?
Д. – Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.
М. – Но ведь есть и хорошие люди – их Вы цените?
Д. – Плохих не люблю за то, что творят зло, хороших — что позволяют это делать.
М. – Ну, когда злодеи совершают свои преступления, вряд ли они спрашивают у кого-то позволения. Да и сил у них всегда больше, они агрессивней и сплоченней. Хорошим нелегко им противостоять. Впрочем, всегда хочется по-детски надеяться, что добро победит зло.
Д. – Надежда — последнее, что умирает в человеке.
М. – А можно прожить достойно, несмотря ни на какие обстоятельства?
Д. – Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.
М. – Неужели: или – или? Впрочем, какой-то разум есть у всякого. Никто не жалуется, что ему не хватает. А еще можно обратиться за советом: только не к оракулам, а к умным людям. Вот хочу посоветоваться с Вами: всегда ли стоит искать правду – порой она бывает, мягко говоря, неприятна?
Д. – С правдой надо жить, как при огне: ни сильно приближаться, чтоб не ожег, ни далеко отходить, чтобы холодно не было.
М. – Да, пожалуй, и здесь важно чувство меры. Но Ваше учение совершенно исключает стремление к наслаждению, свойственное любому существу. Не есть ли это нарушением меры?
Д. – Само презрение к наслаждению благодаря привычке становится высшим наслаждением.
М. – Сколько же надо работать над собой, чтобы выработать такую привычку?! Хотя, вероятно, даже у Вас есть свои завистники, которые доставляют всякие неприятности. Стоит ли им мстить?
Д. – Причинять муки своим завистникам — это быть в хорошем настроении.
М. – Хороший способ! А если Вас сильно обидели?
Д. – Никто нас не обижает, кроме нас самих.
М – Если отключить эмоции и подключить разум, ясно, что Вы правы. Приятно было с Вами поговорить. В заключение хочу спросить: людям ХХI века, живущим в обществе потребления и стремящимся только к получению удовольствий, что может дать Ваша аскетическая философия?
Д. – Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.
На этой фразе беседа закончилась, и Михайлов удалился размышлять об этом оригинальном мыслителе.
Свидетельство о публикации №124111805871