Гайдамаки. На посошок 3
[Русины (русин. Русины, словац. Rus;ni, пол. Rusini, венг. Ruszinok, серб. Русини, укр. Русини, хорв. Rusini) – группа восточнославянского населения, компактно проживающая на западе Украины (Закарпатье), востоке Словакии (так называемая Пряшевская Русь), в юго-восточной Польше (Лемковщина), на северо-востоке Венгрии, северо-западе Румынии (Марамарош), а также в сербской Воеводине и хорватской Славонии; крупные русинские диаспоры существуют в США и Канаде.
Современные энциклопедические издания расходятся в вопросе о принадлежности русинов. Советская, а за ней и современная украинская наука относят русинов к украинцам; европейские и североамериканские учёные либо причисляют их к украинцам, либо признают русинов самостоятельным этносом; российские – в большинстве случаев считают их отдельным восточнославянским народом. Одна часть самих русинов и русинских организаций считают себя отдельным этносом, другая часть – украинцами. В СССР русины рассматривались как этнографическая группа украинцев.]
В общем, русины несомненно были и есть. Статус их толком не определён (да и вряд ли определяем). К этническим группам причисляются долиняне, бойки, лемки, гуцулы, верховинцы, паннонские русины.
К этногенезу причастны белые хорваты и выходцы из прочих восточнославянских (и не только) земель. Тиверцы, уличи...
[В Польше в XVI-XVIII веках был известен латинский этноним «рутены» (лат. rutheni, rhuteni – производное от «Русь») либо для идентификации украинцев и белорусов в противовес русским (лат. russen) из Российского государства, либо в отношении только украинцев для отделения их от православных Великого княжества Литовского (литвинов).]
Для себя я как-то понял-принял, что русины, главным образом (но не обязательно скопом) – украинцы. Особливо – с Закарпатья и При (Прикарпатья). При том, что не все украинцы – собственно русины.
Беларусы... Те, что по югу Брестской области. Ну, и где-то ещё – кропельками, постольку-поскольку.
Допускаю, что с ними (русинами) как-то могут быть повязаны и пруссы. Те же – балты. В «порусье». Не зря моим литвинам балтский корень «прививается». Тогда следы их можно поискать и по нашему северо-западу. То бишь – в Витебской области.
Так и среди моих лепельчан гуляет фамилия Прусские. Спросите о том Володимера Шушкевича (Блукача Валацужнага). Он про свою маму (Ольгу Прусскую) и её родню много чего помнит-знает.
Это – ладно.
Так ведь ещё и кельтские подвязки у русинов намечаются. Мабыть, больше через «рутенов». Уж и не знаю, как к тому относиться...
Два года назад, подсев на своих британцев-шотландцев-ирландцев, я вышел на Шона Маклеха. До сих пор считаю всю эту историю мистификацией. Однако...
Как герменевту, она (мистификация эта) мне да спадобы. Тем более, что попадает в свои переклики-параллели, кои я не раз перекидывал от наших (беларуских и украинских) тёрок с Империей к тем ирландско-шотландским тяжбам с англосаксами. При том, что оно и всё повязано-перевязано.
Главное – без крайностей и нагнетания (с тем, что между нами-народами «было-не было»). Без ретивого натягивания той или иной совы исключительно на свой глобус. Хоть имперский, хоть «незалежный».
А несгибаемый (как-никак – уже под 110 лет набегает) Шон одним своим ирландским прозвищем (Маклех) заходит и под «гайдамаков» и под «ляхов». Хотя бы под Яна Лехоня (Лешека Серафиновича), коего мы с Владом вспоминали.
Шон... Шон Маклех Патрик. Сын Леха...
Тут и Леха Валенсу не грех припомнить. Это я уже наперёд прикидываю. К альтер-эго глянувшегося мне ещё два года назад Шона.
Кров брата
«Et dixit Dominus: «Quid fecisti?
Vox sanguinis fratris tui clamat ad me de terra...»
(Genesis. 4.10.) *
«Не знаю я де брат мій. Ну, не знаю!
Не сторож я оцьому пастуху.
Я маю право. І на землю цю
І на врожай, на поле й плуг.
То все моє. Якщо і є у мене друг –
Це право сили. А мій брат…
Хіба ж я сторож? Може десь пішов.
А може просто зрадив мене і мій звичай.
Я Каїн. Головний. Я перший.
Спадкоємець. Первісток.
І просто – я старший брат.
Володар і засновник народів всіх.
Про брата згадка викликає сміх».
«Що чиниш ти? Невже не чуєш,
Як кров руда волає із землі?
Ти брата вбив – отямся, схаменись,
Невже тобі землі не досить – озирнись!
І подивись на пустку цю –
Розкинулась безкрайньо
Аж від пустель жарких
До вічних білих холодів німих.
Ти ж вибрав шлях грабунку!
Проклинаю! Тепер одвічно
Будеш ти чужим,
І до Страшного Суду
Із тавром тобі блукати,
Ховати погляд і брехати
Собі, нащадкам, родакам,
Тваринам, і камінню, і вікам.
Тепер іди – неси з собою
Не серце – камінь із душею злою…»
Примітки:
* – І сказав Господь: «Що ти зробив? Кров брата твого взиває до мене з землі…» (Книга Буття. 4.10.) (лат.)
На Прозе (Проза. ру) последнее слово от него прозвучало 24.02.2022. Дата – прискорбная.
На Стихире отзывался ещё и 26 февраля. Двумя днями спустя.
А на украинских сайтах даёт о себе знать (кто бы он ни был) и поныне.
«Кров брата» выставлена на Прозе 22.03.2014. На Стихире – 7.12.2015. Под какие события (если в дату, что первой)?!
[Политическим инструментом аннексии Крыма Россией стал наскоро организованный неконституционный референдум о вхождении Крыма в состав России, проведённый 16 марта. По объявленным итогам голосования подавляющее большинство крымчан поддержало аннексию, вместе с тем вопрос о доверии откровенно некорректно организованному и проведённому голосованию является дискуссионным, а его «пророссийские» результаты, по утверждению критиков, были существенно ниже объявленных. Референдум рассматривается как фиктивный – на нём не присутствовали международные наблюдатели, а от журналистов требовалось не сообщать «негатив». Крымские татары – коренной народ Крыма – бойкотировали голосование. На основании объявленных результатов референдума, 17 марта в границах АРК и Севастополя была создана самопровозглашённая Республика Крым, а 18 марта Россия подписала с ней договор, образовавший на этой территории субъекты Российской Федерации – Республику Крым и город федерального значения Севастополь. 21 марта завершилась законодательная процедура образования субъектов, а к 26 марта – военный захват территории, оставшиеся на стороне Украины военнослужащие к 28 марта были выведены с полуострова. Фактической государственной границей между Россией и Украиной в крымском регионе стала сложившаяся к этому времени административная граница АР Крым и Херсонской области, протяжённостью приблизительно 170 км по суше и азовским лиманам.
Вместе с тем Украина отнюдь не признала потерю своей территории, а начала упорную дипломатическую борьбу за её возвращение, получив в этом поддержку (в той или иной степени) большинства государств – членов ООН.]
Мабыть, и не всякий, тогда (под тот «март-крым») читавший вирш ирландского Старца, зрозумів что и к чему... Хотя... – «Старший брат». «Головний».
Не всім, хто зрозумів, одно сподобалося.
Одну из перекидок автора с оппонентом закинем:
Рецензия на «Кров брата» (Шон Маклех)
День добрый Шон! Я прочитал рецензии, и все высказывающие восторг стихотворением, не уточняют конкретно проблему, поднятую в стихе, а почему? Я думаю, что мешает Русскоязычный сайт, но желание высказать хоть и в завуалированной форме побеждает. Да и поиск единомышленников щекочет нервы! А в чём дело, кто старший брат? Киевская Русь, и далее, и далее! Украина появилась как государство благодаря общему врагу всех славян Ленину и Сталину. Умники развалили империю, и вот в результате Свободная и Самостийная Украина! Чего не хватало? Кто не давал установить нужный ей режим? Почему в рядах её власти до сих пор перевертыши и преступники? Всю власть формировали народы, населяющие Украину. С такими амбициями немцы уже и земли наелись, и высшее свое право установили, ценой разрухи и гибели миллионов землян. Хочется снова продекларировать свое право голубой крови? Земли маловато? У народов нет права на самоопределение? Всем нравится судить? Так судите открыто, зачем шепчетесь, если вы у себя дома? Куда толкаете весь мир? Кому хочется крови, скажите? Убогая философия зла... На сердце камень? А что слабо открытые предложения и без алегорий! Те, кто сейчас РОЗМОВЛЯЮТЬ, еще недавно носили партбилеты или были членами уголовных групировок. Эти люди борются ЗА ВИЛЬНУ УКРАИНУ? Я эти события предсказал за десятки лет до сегодняшнего дня. Во-первых, нужно знать историю. Во-вторых, уважать право всех народов в своей стране! А Богоизбранные, это детская игра со смертью, и не своей, а огромной массой землян. Шепчущие умники как бы в стане врага, позорят свое лицо и подталкивают массы к пропасти. А палка всегда о двух концах.
Спасибо Шон за стихи. Но стихи – это оружие, и им нужно уметь пользоваться. Поэт должен думать не о себе и своих амбициях, а о людях. Когда гибнут дети, когда они плачут – мы не поэты, а шарлатаны.
Анатолий Бай 23.03.2014 21:56
Украина – как название – появилось еще в ХІ веке – читайте летописи! «И умер князь и плач пошёл по всей Украине...». Стихотворение на библейскую тематику – сюжет из Библии – Каин убил Авеля – а понимайте кто как хотите – в меру своего интеллектуального развития.... Я не «шепчусь» – я о своих взглядах говорю открыто – я поддерживаю Украину, которая пережила гражданскую войну и сейчас переживает интервенцию и давление от соседнего государства... Крови ныне хочет Путин – он активно вмешивается в дела соседнего государства и провоцирует столкновения. Это очевидно. Я в своих стихах всегда призывал к миру, правде и справедливости. Не видеть этого – странно.
Шон Маклех 23.03.2014 22:55
Понятия «Украина» и «Киевская Русь» – это одно и тоже. Украинский язык – это и есть настоящий русский язык! Он очень близок к языку летописей! На мече времён Киевской Руси написано «коваль Людота» – не написано же «кузнец народный»! Или цитата из «Слово о полку Игореве» – «...свидоми кмэти» – не написано же «сознательные воины»! И в этом отношении – именно Украина «старший брат», а «Россия» – младший. Но Россия именно сама считает себя «старшим братом», имеющим право порабощать другие народы... Кстати именно будущая Россия – суздальские, муромские, владимирские княжества откололись от Руси и пошли на Киев войной, а не наоборот...
Шон Маклех 23.03.2014 23:20
История однобокая, разделяй и властвуй, и интересы не славян а наших врагов. Которые на протяжении веков вторгались на наши территории и пытались их захватить. Германский рейх был последним, кто ещё? И, как видно с вашей подачи, во все времена «Старший брат спасал «Младшего» – какие могут быть комментарии. Если вы Шон – Ирландец, то вам бы ближе были ваши проблемы... Но вам уж очень болезнена история Руси, в интерпретации наших врагов. Спасибо за переживания о Путине, Путин это еще на Россия, а «Борцы» за «Вильну» Украину – не Украина, с её многонациональным народом. Дай вам Бог в ваших исканиях исторических болезней и их способов лечения. И решения своих проблем, а не наших. Вам, я вижу, многим так и неймется вернуть концлагеря, и расправы над инакомыслящими. Теперь арьергардом «голубой крови», я вижу, предлагаются Украинцы. Меняются времена, меняются люди, но не меняются жаждущие разобраться в истории и разжечь костер мирового пожара.
Анатолий Бай 24.03.2014 06:36
И еще: Я как понимаю, сильно хочется земельного передела, не так ли? И чужими руками... На роль идиотов предлагается Украинский народ. Я прожил на Украине 40 лет, сколько там прожили вы Шон? Я учился в Украинской школе, учил и читал Тараса Шевченко и многих других Украинских авторов, читал много закрытых в Советское время книг от читателя. Встречал на своем пути много народа, разного, имеющего отношение к дореволюционной и послереволюционной истории Украины. Что желаете ВЫ господа советчики для народов Украины и России? Разобраться кто из нас главный? На який мови розмовляты? Радикалы на Украине в недавней истории «мочили» всех, и Хохлов, и Поляков, и Русских и когда было выгодно немцев, и всё ради «самостийности», и от кого? А что же не освободились от Австро-венгерской оккупации? А что же не освободились от большевизма? А вот сейчас вдруг решили освободится от Русских на ее территории (а территория в каких границах?) и зажить вильно. Ну а что будем делать с Поляками? С Евреями? А вдруг попадутся Ирландцы на охваченной освобождением Украине? Немцы? Белорусы?.. Я с Украины уехал в 2008 году. У меня очень много родственников в Украине. Те, кто горланят сейчас о несправедливости по отношению к Украине, ее грабили на протяжении последних 20 лет. Многие из них были коммунистами. Кто эти люди и чего хотят? Газовую трубу от потребителя и до источника? А может тикы РОЗМОВЛЯТЫ? А может установить Американские ракеты на границах, определяемых руками радикалов? Так на силу желаний есть сила противодействий и часто намного мощней! Кому нужна разборка? Ирландцам? Украинцам? Русским? Но я вижу, что многим неймётся, и слезы, и гибель детей, смерти и всемирный пожар закрывает Библейский туман. Вы Шон прожили почти 100 лет, ВАМ-то чего не хватает? Вам нужен ореол страдальца за историческую справедливость... я так понимаю? Или чего-то большего? Историческая СПРАВЕДЛИВОСТЬ обходится очень дорого для всех нас. Но я вижу, что многие хитрецы думают – это меня не коснется. Хитрые судьи. А если коснется?
Анатолий Бай 24.03.2014 07:56
Who is Патрик Шон Маклех, я – догадываюсь (в смысле – догадался (амаль на 100 адсоткаў)). Про Анатолия Бая ничего не знаю, поскольку на Стихире его старонка «згасла». И вычислять (уже его) по именам розных «Анатолиев Байковых» я точно не собираюсь. А по приведенному от 23 марта 2014-го (по свежим «крымским следам») можно увидеть в нём «искреннего радетеля» за «славянское братство» – во враги которого записывается скреплённый в одно лицо «Ленин-Сталин».
Что касается собственно этой «перекидки», Ирландец сильно не упирался, а Бай предъявил. Из своих «русскомирных» (и – как бы «всечеловеческих») сундуков-стандартов. И кое с чем я не прочь согласиться. В частности – о заносах «Богоизбранных». Но токмо – с любого бока (и особливо – под «сегодня» – с «запутинского», с «ядровой колотушкой»).
А Богоизбранные, это детская игра со смертью, и не своей, а огромной массой землян.
Мы-то на сей «сыр-бор» поглядываем, вроде, как и со стороны...
А привёл это и к тому, что Бай в «ирландском» Шона не то, чтобы явно усомнился, но...
Касаемо мистификации (со столетним ирландцем), имели место допущения оной и по первому его явлению. Ещё до того «крым-наша»
[Кажется, это мистификация... Он чересчур бодр для своих ста лет... Впрочем, ходить в маске не запретишь:)
Я посмотрел в Яндексе:
ни одной ссылки на ирландский сайт или стих на ирландском. Но если ты там живёшь и твой родной язык ирландский, то...
Это, конечно, не делает стихи на украинском менее интересными )) Наверное, их автор -- украинец лет сорока.
Борис Пинаев 17.09.2013]
Ещё более ответственно и громко о «подлоге» заявлял вёрткий (где-то даже одиозный) украинский письменник Винничук
[Пригоди сторічного ірландського письменника, який пише українською
19.08.2016, 09:00
Ех, колись за дрімучої доби і я, грішний, бавився в такі жарти, вигадуючи неіснуючих ірландських поетів і публікуючи під їхніми іменами свої вірші. Причина була шляхетна – під моїм прізвищем ніхто б тоді таких віршів у СРСР не надрукував.
Чи то бува не сам містер Маклех у творчім процесі написання чергової поетичної перлини?
Але тут маємо інший феномен. Недавно вигулькнув на сіножатях інтернету такий собі Шон Маклех, «ірландський» письменник, який ще й пише українською. Досить заґуґлити це ім'я, аби переконатися, наскільки він активний.
Але в наш час робити такі містифікації доволі кумедно. Будь-хто може переконатися, що Шон Маклех, якому вже сто років, фігурує лише на українських сайтах. А от невдячна Ірландія поняття не має, який «геній» топче її верескові луги. Ірландська літературна енциклопедія подає тридцятирічних, але ігнорує сторічного. Парадокс.
Доки усе це буяло в інтернеті, я дивився зі сміхом. Але коли видано вже дві книжки, а часопис «Дзвін» кількома номерами цілком поважно пригощає своїх читачів цим фальсифікатом, то вже не до сміху. Бо це демонструє інтелектуальний рівень як редакції часопису, так і читачів. Зрозуміло, що пенсіонери, які заправляють «Дзвоном», з інтернетом не дружать, і їх розвели, як кошенят. Мені просто шкода тих, хто читає цей патріархальний часопис (зокрема, учителі) і вірить у небилицю, підсилюючи свій патріотичний запал зотлілою головешкою.
Юрій Винничук]
Юрий Павлович (р. 1952, Станислав – то бишь Ивано-Франковск) сам промышляет в жанре фантастики и, как-то, мистики. Тексты его поднимаются. Правда, до поэтического сборника «Отображения» (1990) я так и не дотянулся.
А подмывало глянуть. Хотя бы для сравнения с «вигулькнувшим на сіножатях інтернету» Шоном. Вигулькнути – це «вынырнуть». Почему именно так, а не «з виповзлим» (коль уж на «сіножаті), не ведаю. Мабуть, Юрко натякає на глибину цього явища і непідйомність розгадки як такої.
Лучше бы он оценил сами тексты нашего Маклеха, а то пародию бы накатал. В жанре пародии Винничук, вроде, как упражнялся. Кстати, те, кто подловил его на плагиате (с книжкой «Тайны львовского кофе, 2001), возможно, недооценили пародийность того опуса.
А с плагиатом Юрий Павлович сам борется, сил не покладая.
В конце января 2018 года Винничук в своём блоге на портале «Збруч», размышляя о необходимости избавиться от всего советского в публикации под названием «Не нам, бл@дям», обвинил русских классиков А. С. Пушкина и М. А. Булгакова в плагиате: «Я никогда Булгаковым не увлекался по той простой причине, что имел значительно шире читательские горизонты, чем те, кто читали только на украинском и русском, – сообщает писатель. – Человек, начитанный в мировой литературе, легко увидит всю вторичность романа «Мастер и Маргарита»». Приблизительно в таком же духе он высказался и о Пушкине, заявив, что «немало классических стихотворений Пушкина, в том числе «Письмо Татьяны», – это перепевы с французского».
О Пушкинских перекликах (не токмо с тем Письмом) поминал и я. В том числе и в своём адресе дружке Оксане...
«Наущение Старца»
В небесах торжественно и чудно,
И в душе, природе супротив,
С Кантом соглашается подспудно
Вложенный в неё императив.
От Христа, а может, от Сенеки –
В собственном и прочая лице, –
Пробуждает совесть в человеке,
И из средства обращает в цель.
Не читайте, девицы, Задеку!
Медведей не слухайте чужих,
Выставляя разум на потеху
Ради лап и прочая больших.
(7.02.2016)
PS:
ОВ (К «Большой Медведице»): Умеете Вы попасть. Интересно, про медведя сами придумали или Кто подсказал?
Я этот стих забираю себе. Он про меня. Как хотите.
Я одному мужчине недавно написала: Хочу встретить большого Медведя с бо-ольшими лапами, но только чтоб не задавил.
И прочая (устар.) – употр. в конце перечисления для указания на то, что перечисление может быть продолжено.
Её тревожит сновиденье.
Не зная, как его понять,
Мечтанья страшного значенье
Татьяна хочет отыскать.
Татьяна в оглавленье кратком
Находит азбучным порядком
Слова: бор, буря, ведьма, ель,
Ёж, мрак, мосток, медведь, метель
И прочая. Её сомнений
Мартын Задека не решит;
Но сон зловещий ей сулит
Печальных много приключений.
Дней несколько она потом
Всё беспокоилась о том.
В «Евгении Онегине» Татьяна Ларина читает сонник Мартына Задеки, получивший распространение в начале XIX века.
Сонники обычно публикуются анонимно или под эмблематичными псевдонимами: «Истолкователь снов известной французской сногадательницы госпожи Ленорман, жившей в начале XIX века. Составленный по сказаниям древних и новых сногадателей: Иоанна Калиостро, Мартина Задека Албумизара и Иоанна Кенигсберга», «Мартына Задека, стошестилетнего славного швейцарского старика… предсказания, которые он друзьям своим 20-го декабря 1769 г. перед кончиною открыл». По мнению А. Блума, это создаёт у читателя впечатление, что он знакомится не с чьим-то литературным опытом, а с самой истиной.
Святые отцы в целом осуждали интерес к снам как пережиток язычества, хотя Тертуллиан в трактате «О душе» и сказал, что сны могут содержать божественные откровения. В средневековье, после выхода сочинений Альберта Великого и Фомы Аквинского, атмосфера принципиального осуждения попыток интерпретации сновидений как вида гадания исчезает. Именно в это время сонники проникают из Средиземноморья в Европу, а истолкование снов становится доступным ремеслом.
И снится чудный сон Татьяне.
Ей снится, будто бы она
Идёт по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена;
В сугробах снежных перед нею
Шумит, клубит волной своею
Кипучий, тёмный и седой
Поток, не скованный зимой;
Две жердочки, склеены льдиной,
Дрожащий, гибельный мосток,
Положены через поток;
И пред шумящею пучиной,
Недоумения полна,
Остановилася она.
Как на досадную разлуку,
Татьяна ропщет на ручей;
Не видит никого, кто руку
С той стороны подал бы ей;
Но вдруг сугроб зашевелился.
И кто ж из-под него явился?
Большой, взъерошенный медведь;
Татьяна ах! а он реветь,
И лапу с острыми когтями
Ей протянул; она скрепясь
Дрожащей ручкой оперлась
И боязливыми шагами
Перебралась через ручей;
Пошла – и что ж? медведь за ней!
Она, взглянуть назад не смея,
Поспешный ускоряет шаг;
Но от косматого лакея
Не может убежать никак;
Кряхтя, валит медведь несносный;
Пред ними лес; недвижны сосны
В своей нахмуренной красе;
Отягчены их ветви все
Клоками снега; сквозь вершины
Осин, берёз и лип нагих
Сияет луч светил ночных;
Дороги нет; кусты, стремнины
Метелью все занесены,
Глубоко в снег погружены.
Татьяна в лес; медведь за нею;
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук её за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой;
То в хрупком снеге с ножки милой
Увязнет мокрый башмачок;
То выронит она платок;
Поднять ей некогда; боится,
Медведя слышит за собой,
И даже трепетной рукой
Одежды край поднять стыдится;
Она бежит, он всё вослед,
И сил уже бежать ей нет.
Упала в снег; медведь проворно
Её хватает и несет;
Она бесчувственно-покорна,
Не шевельнется, не дохнет;
Он мчит её лесной дорогой;
Вдруг меж дерев шалаш убогой;
Кругом всё глушь; отвсюду он
Пустынным снегом занесён,
И ярко светится окошко,
И в шалаше и крик и шум;
Медведь промолвил: «Здесь мой кум:
Погрейся у него немножко!»
И в сени прямо он идёт
И на порог ее кладёт.
Опомнилась, глядит Татьяна:
Медведя нет; она в сенях;
За дверью крик и звон стакана,
Как на больших похоронах;
Не видя тут ни капли толку,
Глядит она тихонько в щёлку,
И что же видит?.. за столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.
Ещё страшней, ещё чуднее:
Вот рак верхом на пауке,
Вот череп на гусиной шее
Вертится в красном колпаке,
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет;
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конской топ!
Но что подумала Татьяна,
Когда узнала меж гостей
Того, кто мил и страшен ей,
Героя нашего романа!
Онегин за столом сидит
И в дверь украдкою глядит.
Он знак подаст – и все хлопочут;
Он пьёт – все пьют и все кричат;
Он засмеётся – все хохочут;
Нахмурит брови – все молчат;
Он там хозяин, это ясно:
И Тане уж не так ужасно,
И, любопытная, теперь
Немного растворила дверь...
друг ветер дунул, загашая
Огонь светильников ночных;
Смутилась шайка домовых;
Онегин, взорами сверкая,
Из-за стола, гремя, встаёт;
Все встали: он к дверям идёт.
И страшно ей; и торопливо
Татьяна силится бежать:
Нельзя никак; нетерпеливо
Метаясь, хочет закричать:
Не может; дверь толкнул Евгений:
И взорам адских привидений
Явилась дева; ярый смех
Раздался дико; очи всех,
Копыты, хоботы кривые,
Хвосты хохлатые, клыки,
Усы, кровавы языки,
Рога и пальцы костяные,
Всё указует на неё,
И все кричат: моё! моё!
Моё! – сказал Евгений грозно,
И шайка вся сокрылась вдруг;
Осталася во тьме морозной
Младая дева с ним сам-друг;
Онегин тихо увлекает
Татьяну в угол и слагает
Её на шаткую скамью
И клонит голову свою
К ней на плечо; вдруг Ольга входит,
За нею Ленский; свет блеснул;
Онегин руку замахнул,
И дико он очами бродит,
незваных гостей бранит;
Татьяна чуть жива лежит.
Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский; страшно тени
Сгустились; нестерпимый крик
Раздался... хижина шатнулась...
И Таня в ужасе проснулась...
Глядит, уж в комнате светло;
В окне сквозь мёрзлое стекло
Зари багряный луч играет;
Дверь отворилась. Ольга к ней,
Авроры северной алей
И легче ласточки, влетает;
«Ну, говорит, скажи ж ты мне,
Кого ты видела во сне?»
Больно торопливы стали некоторые борцы с «плагиатом», не отличая их от перекликов.
Приведу уже и ту (свою) «Большую Медведицу», глянувшуюся Ксюше...
А мне в небесах не хватает…
Чего? – До конца не пойму.
О, Господи! Я не святая!
Хочу, как в Сибири зиму.
С ядрёным февральским морозцем.
С берлогой в таёжном углу,
Где можно с медведем бороться,
Купаясь по горло в снегу.
И нянчить потом на коленях
Сопливых своих медвежат,
От счастья звериного млея,
В любовном экстазе дрожа.
(6.02.2016 (19.00))
Тут вам – и мистика, и эротика (так лЮбые прозорливому Юрко). А в послесловии к «Наущению Старца» я приводил справку о швейцарском (халдейском) сногадателе Мартыне Задеке. Мабыть, то был не Задека (несколько раз упоминаемый Пушкиным в ЕО), а Цадик (Праведный).
В общем, персонаж сей был плодом чьей-то мистификации и розыгрыша, о чём, похоже, догадывался и Александр Сергеевич. А в XIX веке Мартын-Мартин увлекал многих (не токмо в России).
Кому интересно, может почитать В. В. Набокова (Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. Глава пятая. Пункты XIX – XXIX).
А и нам этот случай очень даже подходящ. К ирландцу-русину Патрику Шону Маклеху.
Сколько было тому легендарному Задеке из Золотурна перед кончиной 21 декабря (аккурат в день моего будущего рождения) 1769-го года, в альпийской хижине?! – 106 годков. Примерно.
А Шону набегает уже 109... Как-то – рядом.
Я к тому, что решившемуся на действо с Маклехом, было с кого брать пример.
Но об этом – как-нибудь, в следующий (даст Бог) раз.
16-18.11.2024
Свидетельство о публикации №124111804806