Театральная деятельность в школе

Эссе на тему: "Театральная деятельность в школе с применением методики Вахтангова".



«Как много прекрасного заложено в каждом из вас, как бурно и кипуче можно было бы прожить земные дни, если б мы не были так расточительны и беспечны».
Е. Вахтангов

   Почему начинаю эссе именно этой цитатой? Пожалуй это именно та мысль, которую хочется выразить. Именно то, что видится необходимым в деятельности школьного театра.
  Что же такое классический «ТЕАТР» лично для меня? Это не только уникальный вид искусства, но и уникальный инструмент ОБРАЗОВАНИЯ, естественно не в системе образования, а в широчайшем понятии этого слова. Именно поэтому концепция «Вахтанговского» театра — как «театра-семьи», где порой личные качества ЧЕЛОВЕКА, необходимые для духовного и комфортного взаимодействия театрального семейства в целом, значимей чем профессиональные качества АКТЁРА, мне бесконечно близка. Воспитание своим примером — главный постулат воспитания вообще! И в этом смысле, происходящее на сцене перестает быть игрой. Когда ты понимаешь, что перед тобой не просто актёр, а Человек с большой буквы, порядочный, высоких моральных принципов, ты охотно веришь, что он не играет, не притворяется, передавая тебе мысль постановки. Ты веришь ему безоговорочно и принимаешь эту мысль как свою, присваиваешь ее и делаешь своей ценностью. Это ли не урок?! И если даже приходя на спектакль зритель часто ждет некоего развлечения, то уходя из театра он выносит с собой «переживание»! Переживание того действа, участником которого он стал. Да, именно участником! Потому, что когда постановка захватывает тебя, ты уже не можешь отделиться от происходящего, погружаешься внутрь событий и переживаешь вместе с актерами. А это эмоциональная реакция, новые мысли, новые оценки, иной взгляд, на казалось бы, обыденные вещи и ситуации. Порою то, что казалось нам совершенно не заслуживающим внимания, вдруг вызывает бурю эмоций. Невозможно после спектакля уйти «пустым». Даже если зритель не принял точку зрения автора, видение режиссера, не согласен с интерпретацией, это тоже «переживание». И как правило в таком случае эмоции бывают наиболее сильными))) То «переживание» которое мы вынесли из театра заставляет каждого из нас проделать определенную эмоциональную работу. Мы полны новыми мыслями, мы оцениваем происходящее умом, сердцем, примеряем к себе, принимаем или отрицаем, сопереживаем и ищем «выходы», переосмысливаем, делимся эмоциями. И чем сильнее прониклись мы действом на сцене, тем дольше и глубже происходит эта работа, и тем более продуктивным получается результат — мы совершенствуемся! Это ли не образование? Можно назвать это модным словосочетанием «развитие личностного потенциала», но для меня это звучит отстранёно и холодно. Образование себя, своей души, развитие эмпатии, чуткости, СОпереживания, воспитание духа — вот что это для меня. 
   Чтобы лучше вам понять меня, немного отвлекусь и опишу свои эмоции после участия в спектакле «Манкурт» режиссера Дениса Бокурадзе Новокуйбышевского театра «Грань» по роману Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Конечно я была зрителем, но игра актеров так захватила меня, что все моё существо стало непосредственным участником происходящего. Я не буду описывать сюжет, вам он наверняка хорошо известен. Скажу лишь, что ранее прочитав повесть, я тоже впечатлилась её мыслью. Но увидев это на сцене эффект усилился стократ. Усилился еще и от понимания того, что именно мужчина смог так пронзительно рассмотреть эту «вселенную» - любовь матери к сыну! И послать в зал миллион вопросов: что это? Любовь? Одиночество? Неистовое чувство собственничества к своему ребенку? Желание вернуть «своё» даже ценой жизни? Слепая страсть? Что это?!!! Я, как мать двоих сыновей, пропустила это через себя многократно! Я «трудилась» душой не прекращая несколько дней, и продолжаю делать это до сих пор. И в результате этой работы я самосовершенствуюсь. В каких-то уголках моего сознания появились новые опоры,  новое понимание, иное видение… А это всего лишь один спектакль… Скажет кто-то…

«На ГРАНИ»

На грани оголённых нервов, и всеобъемлющей любви,
В актёрских душах Музе верных, твои идеи расцвели.
Вскипают страсти! Рвут границы! Но вдруг, настанет тишина…
И вой израненной волчицы из СЕРДЦА издает она…
Она! Что любит всех сильнее! Сильнее жизни и души!
Предать «зов крови» не посмеет, и на голгофу поспешит.
Что ЭТО?!!! Жизнь? Иль просто «сцена»? Для каждого здесь свой ответ,
Переплетает Мельпомена Любовь и Смерть как Тьму и Свет.
И получая наслаждение от вихря мыслей, бури чувств,
Поймешь! Себя преодоление — вот цель для истинных искусств!
И я хватаю мысль как воздух! Я упиваюсь глубиной!
Очистить душу не бывает поздно! Искусством, как водой святой…
(это стихотворение родилось ночью после спектакля «Манкурт»)

   Вернёмся же к основной теме нашего эссе. Я довольно подробно описала, что для меня театр классический. Теперь перейдем к пониманию театра «школьного» как явления необходимого в современной действительности. Да, это тоже театр, со всеми его характеристиками, но… существует все же некоторое различие в самой цели их существования. И на мой взгляд, различие существенное. Если театр классический существует чтобы транслировать свое искусство зрителю, именно во вне передавать свою идею и мысль, там самым воспитывая и совершенствуя через искусство тех, кто за пределами «театральной семьи». То театр «школьный» организуется и существует для воспитания и совершенствования как раз таки самой «театральной семьи» в лице участников школьной труппы, наших ребят! Конечно и актеры классических театров непременно совершенствуются и воспитываются своим трудом, но все же, основная их цель трансляция во вне, в «школьных» театрах — трансляция внутрь себя.
    Конечно, это просто моё видение и моё субъективное мнение, и я никого не призываю тотчас поддерживать меня. Просто, на мой взгляд, это как раз и объяснит моё отношение к курсу «Мастерство учителя». Давно известно, о детских театрах как об уникальном инструменте развития эмпатии, навыков самопрезентации, самосознания, повышения самооценки, что в конечном итоге вносит неоценимый вклад в формирование личности юного человека. Существует множество психолого-педагогических методик, привлекающих «театральную деятельность» как инструмент психологического сопровождения и коррекции. Некоторые формы «театральной деятельности» используют даже в психотерапии. Всё это говорит о том, какое сильное влияние оказывает на психику и самосознание человека этот вид искусства. А значит и польза, полученная детьми участвующими в театральных коллективах, может быть огромной. Совсем не обязательно этот ребенок станет актёром, может и цели такой у него не быть. Но он точно станет более смелым, ярким, сочувствующим и сопереживающим, обладающим «гибкими» навыками психики, лучше понимающим свои и чужие эмоции. Весь этот бесценный багаж обязательно поможет ему в жизни. Я очень верю в это!
    Основное отличие Вахтанговской методики, которая и называется «Методика ВОСПИТАНИЯ артиста», как раз в том, что здесь не учат притворяться и изображать — здесь учат БЫТЬ! Освоение элементов актерской техники, таких как: внимание, свобода мышц, воображение и фантазия, постановка сценической задачи и действие, принесет ребенку колоссальное количества новых навыков, и нового осознания себя и своих возможностей. Курс «Мастерство учителя» построен как раз таким образом, чтобы дать нам в руки методы, способы, приёмы работы именно с актёрами, то есть нашими детьми. Здесь мы говорим о том, как помочь ребенку раскрепоститься, как добиться уверенности, как построить общение, как работать с конфликтами внешними и внутренними, как разбудить свою фантазию, как помочь голосовому аппарату «звучать», и еще о многом другом. Но всё вместе это разговор о том, как помочь нашим детям сформироваться и осознать себя! И, может быть, в этом случае не всегда главное то, какое место в конкурсе займет наша постановка, как оценят детский коллектив взрослые члены жюри и пройдем ли мы в следующий этап… По моему скромному мнению вся работа не для этого, ну точнее не только для этого))) И если в коллективе есть девочка красавица-зазнайка, может быть есть педагогический смысл поручить ей роль «замарашки»? Или, например, скромнейший парень — только пришедший из другой школы и стесняющийся всего на свете. Может быть отдать ему роль геройского принца на белом коне? И помочь ему представить себя таким, понарошку))) а затем научить его быть таким. Конечно, результат самой постановки может немного «пострадать», но результат педагогического и воспитательного воздействия несомненно будет позитивным! Я не призываю к тому, чтобы не стремиться к совершенству в образах, просто иногда, если явно видно, что кому-то из юных актёров очень нужна поддержка, можно и чуть-чуть похулиганить. Ведь ТЕАТР это еще и игра…
    В заключение хочется сказать, что сам Евгений Багратионович Вахтангов назвал свой метод «Методика ВОСПИТАНИЯ артиста» И может быть осмысливая  цитату, с которой мы начали эссе, именно с помощью методики Вахтангова мы сможем так воспитать наших детей, чтобы открыть в них всё то прекрасное, что поможет им прожить свои земные дни «бурно и кипуче», и не стать при этом расточительными и беспечными…

Гетманова О.А. 02.11.2024


Рецензии