Концентрация мысли в поэзии - что это?
(От латинского сoncentracio, con = c + centrum = центр ) - 1) собирание, сосредоточение в одном месте; 2) степень насыщенности раствора каким-либо веществом; 3)способ обогащения полезного ископаемого путём выделения наиболее ценной его части; – определения из словаря иностранных слов: «Мартин», М., 2005г.)
…Давно уже хочется применить это слово мне в отношении к отдельным стихам. Как своим, так и других авторов, классиков поэзии.
Например, иногда, читая стихотворение, находишь в нём строчку, после которой вообще всё остальное можно и не читать: вся мысль, во всей полноте уже отразилась в этой строке.
Особенно памятны мне случаи такой концентрированной мысли, когда она вообще вся, насыщенно, звучит в первой строке стиха. Когда всё прочее автор мог бы уже и не писать, он уже поразил и сразил своего читателя какой-то особенной глубиной и смыслом.
Приведу несколько примеров.
***
Брожу – не дом же плотничать,
Расположась на росстани!
…………………………………………, - когда-то давным-давно, в 1923 году, написала Марина Цветаева.
(Возможно, в Тарусе, возможно ещё где-то, в Подмосковии, - не помню ныне). Ну, и далее там - слова, которые также ныне не помнятся наизусть. Зато эти две первые строчки когда-то меня буквально потрясли.
Мне показалась в этих словах такая неуемная, огромная, неземная её душевная тоска! Такая несоизмеримость помыслов и возможностей поэта! Такая печаль по невозможному! И одновременно – преогромное неуемное сожаление, признание какого-то внутреннего поражения! Вселенской горечи! От бесплотности помыслов и возможностей необычайно сильной, внутренне - сказочно богатой её натуры…
Мне кажется, эти строки – спички, способные поджечь любой фитиль. Любой, способный понять её поэтическую силу. Прочувствовать, обозреть всё то, что способна чувствовать и обозревать она сама, своим внутренним порывом или осмыслением…
У Цветаевой подобных концентрированных строк можно найти очень много. Да и у других поэтов, конечно, тоже. Просто сейчас так сразу вспомнить непросто. Но мне интересно сказать и о некоторых собственных строках, в которых как бы нечаянно выражались такие сконцентрированные мысли, в которых я нахожу полный смысл всего написанного стиха, хотя
(2015 ?) (Не дописано*)
P. S. Продолжу мысль через… девять лет! Приведу лишь пару скромных примеров. Собственное стихотворение «Благодарение»:
Я знаю, Мозг Мой – Божия Гармонь.
А, впрочем, лишь один аккорд
В симфониях величественных звуков.
………………………………………………….
И далее – ещё три строфы и две заключительные строчки. Но, как мне кажется, в моей первой строке – уже заключена такая великая истина, что все прочие - можно было и не писать. Такая, словно бы неожиданная, догадка о слиянии с Природой-матушкой, гармонии с окружающим Божественным миром…
В этом плане – неплохо звучит и первая строка из стиха «Дань Былому»:
Целый мир во мне одной.
Когда вокруг так скучно, скучно.
Храм из Мечты моей построю
И имя повторю, что благозвучно.
…………………………………………………
Далее – ещё шесть строф расшифровки и дополнения, а ведь всё ясно уже из первой строчки.
Словом, концентрация мысли в стихе – это авторский приём, или в целом – особенность стихотворства, но приём очень сильный, как и особенность – завораживающая, обогащающая, несущая философский ли, метафизический смысл.
Подобные примеры, как мне кажется, легко найти у Блока. Я уже где-то писала в заметках, что его стих «На суде»… повторил роман Л. Толстого «Воскресение»! Так мне, во всяком случае, показалось. Так восприняла его я.
Эту концентрацию мысли в одной строке, вероятно, легко заметить у С. Есенина, наверное, у М. Лермонтова. У Ш. Бодлера, если поискать. Да и в целом, вся поэзия сильна этим, но – в разной степени.
Проявление такой первой строчки напоминает, как бы, смыслы и значения, например, краткой пословицы, или афоризма. И по глубине суждения тоже, но – менее конкретизировано, конечно. В стихе ведь превалирует и символ, например, и метафора, и эстетика (чаще – высокого стиля), отличимая от меткости и простоты разговорного стиля.
Конечно, мой этот анализ – далеко не полон, но, быть может, подвигнет к размышлениям чью-то более гибкую и смелую мысль, чем моя сегодня.
17.11.2024.
_______________________
*Но смыслы изложенного совпадают с зафиксированным в статье «Поверхностные суждения о поэтах» от 15.01.2016. (Примеч. автора от 17.11.2024, при опубликовании в Инете)
В. Леф
Свидетельство о публикации №124111708383