Эффект владения обладания
Пример
Д. Канеман предложил такой пример для иллюстрации феномена: Человек является страстным фанатом одной группы и покупает билет на концерт за 200 долларов. За тот же билет он мог бы отдать не более 500 долларов. После покупки билета человеку предлагают продать этот билет за 3000 долларов, но он отказывается от продажи. Итак, минимальная продажная цена — выше 3000 долларов, а максимальная покупная — 500 долларов.
Обоснование эффекта
Классической экономической теорией этот эффект невозможно объяснить. Талер, опираясь на теорию перспектив, предположил, что желание купить или продать что-либо зависит от точки отсчета — владеет ли человек этим предметом сейчас или нет Если он владеет предметом, он ожидает боли от расставания с ним. Если не владеет предвидит удовольствие от получения этого предмета. Получается, что эти величины неравны из-за неприятия потерь, возвращаясь к примеру: расставание с билетом на аншлаговый концерт принесет больше огорчения, чем получение денег от продажи билета принесет удовольствия.
В 1990 году Талером, Канеманом и Кнетчем были проведены эксперименты, направленные на проверку распространенности эффекта обладания.
Результаты этих экспериментов показали, что люди склонны называть сумму для продажи значительно больше той суммы, которую они готовы отдать за этот товар.
При обычных коммерческих обменах (таких как покупка обуви, размен банкнот) с обеих сторон нет неприятия потерь, и эффект владения не возникает. Дело в том, что в этом случае предметы предназначены «для обмена», для продавца обуви пара ботинок — это громоздкий эквивалент денег, которые он надеется получить от покупателя. А в случае билетов на концерт мы имеем дело с вещью «для использования». Более того, продажа товара, который мог бы принести удовольствие человеку лично, активирует отделы мозга, связанные с переживанием чувств отвращения и боли. Когда человек покупает товар по завышенной цене, когда ясно, что продавец получает больше обменной стоимости, эти зоны также активируются. А покупка по очень низкой цене — приятное событие, что тоже отражается в мозговых структурах.
Даниэль Канеман предлагает три возможных способа объяснения эффекта.
- Во-первых, включается избегание потери, когда мы ощущаем боль утраты в два раза сильнее, чем удовольствие от приобретения чего-либо равного по ценности.
- Во-вторых, мы ощущаем и оцениваем сначала потерю, а потом приобретение, и таким образом придаём потере большее значение.
- В-третьих, нам не нравятся перемены и мы ожидаем, что сам факт обмена должен компенсироваться.
Майкл Шермер в своей книге "Тайны мозга" проследил эволюционные корни этого эффекта и его связь с убеждениями в целом:
Владение придает ценность само по себе, природа побуждает нас дорожить тем, что является нашим. Почему? Благодаря эволюции. Эффект владения начинается с естественной склонности животных метить свою территорию и защищать ее с помощью угрожающих жестов и даже физической агрессии, если понадобится, таким образом заявляя о частном владении тем, что некогда было общим благом. Так устроена и эволюционная логика: как только одно животное объявляет некую территорию своей, потенциальным нарушителям границ понадобится потратить немало энергии и рисковать тяжелыми телесными повреждениями в попытке отнять эту собственность в свою пользу, в итоге возникает эффект владения. Мы охотнее вкладываемся в защиту того, что уже принадлежит нам, чем пытаемся отнять то, что принадлежит кому-то другому. Например, собаки тратят на защиту косточки от посягательств больше сил, чем на попытки умыкнуть косточку у других собак. Эффект владения и принадлежность собственности имеют непосредственную и явную связь с боязнью потери, когда мы мотивированы избегать боли, вызванной потерей, вдвое сильнее, чем стремиться к получению удовольствия. Эволюция запрограммировала нас больше заботиться о том, что мы уже имеем, чем о том, что мы могли бы заполучить, и здесь мы видим эволюционировавшие нравственные чувства, на которые опирается концепция частной собственности.
Владение придает ценность само по себе, природа побуждает нас дорожить тем, что является нашим.
Убеждения – одна из разновидностей частной собственности в форме наших личных мыслей с общественным выражением. Следовательно, эффект владения применим и к системам убеждений. Чем дольше мы придерживаемся какого-либо убеждения, тем больше вкладываем в него; чем более открыто мы заявляем о своей приверженности ему, тем больше наделяем это убеждение ценностью и тем меньше вероятность, что мы откажемся от него.
Свидетельство о публикации №124111704186