Таинственные животные в Алтайском крае

Таинственные животные в Алтайском крае. 
 
Пещера Агуй
(Места появлений загадочных животных на суше)
Пещера в Алтайском массиве, в которой обнаружено несколько наскальных рисунков йети – снежного человека. По данным комиссии «Феномен» и исследователя И.Царева, изображение волосатых людей хранится также и в рукописных книгах нескольких окрестных монастырей.

Гиганский змей Алтайского края
Газета «Алтайская правда» 30 сентября и 7 октября 2006 года публиковала ряд собранных журналистом из Смоленского района Сергеем Мальцом свидетельств очевидцев, встречавшихся с реликтовым «горным змеем» - гигантской рептилией, легендарная традиция о существовании которой устойчиво наблюдается уже почти 200 лет в предгорьях Алтая.
Сергей Малец  сообщил, что в настоящее время существует как минимум десяток официально задокументированных свидетельств очевидцев, которые встречали гигантского змея в период с 1876 по 1972 годы. География этих встреч обширна - Монголия, Восточный Казахстан, Алтай, но наиболее часто реликтовую рептилию видели в так называемом «Драконьем треугольнике» Быстрый Исток - Усть-Ануй - Белокуриха.
Вот о чем писала, например, газета «Алтай» в августе 1913 года:  «На днях крестьянин села Ново-Белокуриха Сычевской волости Бийского уезда в местности «Чайная» видел змею толщиной вершков пяти (25 см) и длиной пяти аршин (3,5 м) (между камнями он видел только середину змеи). Как только змей заметил человека, он сразу резко свистнул и исчез. Замечательно, что некоторые из крестьян говорят, что лет десять назад тоже видели такого змея».
Вот заметка из газеты за 1924 год. «Жители села Старотырышкино, находившиеся на покосе, заметили с горы сильно шевелящуюся траву в болоте. Один из них, гражданин Жабин, вспомнив рассказы об ужасном змее, хотел удостовериться в этом и направился к болоту... Его лошадь вдруг шарахнулась и понесла. Оглянувшись, он увидел чудовище, которое подняло голову, разинуло пасть и страшно шипело.... От бессознательного состояния Жабин освободился лишь на следующий день». (Оба документа цитируются по статье А. Лушникова «Алтайский след китайского змея», «Алтайская правда» N299- 300 от 31.12.1999 г.).
Сергей Малец  – «Вдохновленный местными преданиями, а также пером моего барнаульского коллеги, я на свой страх и риск принялся за собственное расследование. К моему великому удивлению, людей, воочию созерцавших сибирского змея, оказалось не так уж мало. По крайней мере семеро из двадцатишеститысячного населения Смоленского района, что располагается в восточной оконечности «Драконьего треугольника», положа руку на сердце, готовы поклясться, что, будучи в трезвом уме, видели реликтового гада. Анализируя их свидетельства, я пришел к выводу, что змея встречают люди, оказавшиеся в ненаселенных или редко посещаемых человеком местах. Если учесть, что этот вид, по всей видимости, весьма малочислен, то тогда становится объяснима и редкость этих встреч.
Рассказывает краевед-любитель из Смоленского района Алтайского края А. Мальцев:  - Летом 1982 года мы с приятелями остановились на ночевку близ горы Тоурак (Алтайский район Алтайского края). Поздно вечером, когда все легли спать, один из нас отошел от лагеря. Обеспокоенные его долгим отсутствием, мы через некоторое время тоже выбрались из палатки. Наш товарищ находился неподалеку, и на его лице все еще были заметны следы недавно перенесенного шока. Немного придя в себя, он рассказал нам, как видел в траве нечто громадное и ползущее. И действительно, в том месте, куда нам указал очевидец, четко отпечатался довольно широкий след, как будто кто-то волоком протащил бревно.
Это свителеьство подтверждает рассказ пастуха из села Новотырышкино Н. Нагайцева, который в конце 70-х годов пас совхозное стадо неподалеку от ныне заброшенной деревни Устаурихи, увидел, как вдруг забеспокоились животные, а потом завороженно наблюдал в течение пяти минут большого - метров семь - змея в реке. Очнувшись наконец от оцепенения, пастух понял, что рептилию интересуют коровы, а не он, и поспешил отогнать стадо подальше.
А вот что рассказал другой местный житель Ю. Феденев: «После войны это было. Пацаном я работал на лесозаготовках в Солтоне. Как-то вечером довелось мне идти с ружьем по просеке в надежде подстрелить какую-нибудь дичь на ужин. Странное чувство не покидало меня все это время. Как будто кто-то за мной следит. И тут я заметил, как через просеку промчалось стадо диких коз, вспугнутых кем-то с места своей кормежки.
Только я подумал, что это, наверное, наши мужики тоже вышли поохотиться, как вдруг явственно увидел метрах в десяти впереди себя переползающую мне дорогу змею огромной величины. Животное было грязно-серо-зеленого цвета, сантиметров 30 толщиной и, как мне показалось, 5-6 метров длиной. Такого страха, какой я чувствовал в тот миг, мне не доводилось испытывать больше никогда...».
Возможно, Ю.Феденев стал случайным свидетелем охоты гигантского пресмыкающегося на диких животных. Таким образом, вопрос с питанием можно считать решенным: змей охотится и на диких животных, и на домашний скот. Но возникает и другой закономерный вопрос. В уже упоминавшемся выше «Драконьем треугольнике» все меньше остается мест, где редко ступает нога человека, цивилизация все плотнее и плотнее сжимает свое кольцо вокруг загадочной рептилии, почему же до сих пор ни полчища туристов, ни местные жители так и не нашли ни змеиной косточки, ни чешуйки пресмыкающегося? Не знаю, как на него ответить.
Редактор журнала «Природа и охота» Алексей Черепанов один из свидетелей необычного змея пишет: «Осенью 1999 года мы с приятелем охотились близь Устаурихи. Наше внимание привлек необычный свист. Двинувшись в направлении доносившегося звука, мы через какое-то время вышли к щебенистой осыпи, по которой ползла огромная, не менее шести метров длиной змея. Ошарашенные увиденным, мы целую минуту простояли в оцепенении Скованные каким-то суеверным ужасом, мы, двое профессиональных охотников, не рискнули даже преследовать невиданное животное. Легенды об огромной змее, обитающей в предгорном Алтае, я слышал и раньше, но никогда не думал, что мне доведется встретиться с ней лицом к лицу.
Однако история на этом не закончилась. Год спустя я бродил по Сухой Гриве, сделал привал в местности, называемой охотниками Скалы с глазами. Столь необычное название находящиеся здесь скальные выступы получили из-за сохранившихся на них следов древней ручной обработки. Видимо, несколько тысяч лет назад доисторический скульптор стилизовал природные изваяния под каких-то идолов, которым поклонялись его соплеменники, но до наших дней уцелели только гигантские чаши-глазницы этих первобытных скульпт Я, не единожды бывавший на этом месте, в этот раз вдруг увидел знакомый пейзаж в несколько ином свете.
Мне вдруг отчетливо увиделись не только глаза, но и пасть одного доисторического тотема. Чтобы убедиться, что это не игра моего воображения, я взял кусок известняка и стал обводить им едва заметные признаки работы каменотеса на всех четырех, точно ориентированных по сторонам света идолах. То, что удалось мне «проявить», в первый момент времени не поддавалось даже осмыслению.
На меня смотрели четыре змеиные головы! К сожалению, Скалы с глазами по причине своей труднодоступности до сих пор не были подвергнуты серьезным исследованиям со стороны профессиональных археологов, но даю голову на отсечение, что на заре истории доарийские народы, населявшие Алтай, поклонялись змее, и не какой-нибудь там гадюке, а той самой анаконде, с которой годом ранее я столкнулся на Устаурихе. Культ гигантского змея? Языческий алтарь чудовища в южной оконечности «Драконьего треугольника»? Очевидное или невероятное?
О Скалах с глазами я слышал и до этого, но мне и в голову не приходило сопоставить их с легендой о большой змее. Существовали ли какие-нибудь языческие верования, связанные с большой рептилией на Алтае или на территории нашей страны вообще? С этим вопросом я обратился к глобальной паутине.
Об алтайских анакондах попадалась информация только на этнографических сайтах. Но вообще-то, как утверждают криптозоологические порталы, необычно большие змеи обитают на значительной части (прежде всего южной) России. А знаток неизвестных науке видов животных Николай Непомнящий в своей книге «Загадочные существа» посвятил целую главу мансийской анаконде, которой поклонялись в стародавние времена аборигены Северного Урала. Однако мифы и предания о гигантской змее ходят в этих краях и сейчас.
Например, верят в Большого Полоза - так называют здесь огромную змею - современные потомки русских рудокопов. Рассказы о встречах с загадочным существом в наши дни на Урале не такая уж и редкость. А вот известный исследователь уральского фольклора Павел Бажов не просто отобразил местные предания в своих сказах о Великом Полозе, но и, как свидетельствуют его современники, сам однажды столкнулся с этим пресмыкающимся, после чего до конца своих дней интересовался биологией больших змей.
Не отрицал существования уральского реликта и патриарх русской ихтиологии В. Сабанеев, однако его научный доклад на эту тему так и не был принят во внимание Академией наук, что, впрочем, не остановило таких ученых, как О.Клер и М.Ощурков, долгие годы заниматься изучением проблемы.
Сталкивались с анакондой люди и на Дальнем Востоке. Последние свидетельства очевидцев, как утверждают местные исследователи-энтузиасты, датируются началом нынешнего столетия, а легендарный исследователь восточной оконечности нашей страны В.Арсеньев не раз во время своих экспедиций видел в Уссурийской тайге таинственные тотемы, изображавшие голову пресмыкающегося. Следы этого неисследованного культа и по сей день встречаются в пограничной Маньчжурии. Велись криптозоологами и практические поиски реликтового пресмыкающегося.
Так, в 2001 году калужское общество изучения тайн и загадок Земли «Лабиринт» организовало экспедицию в район Керчи, где будто бы довольно часто встречают аномально больших змей. К сожалению, по причине отсутствия средств поиски пришлось свернуть раньше намеченного срока, однако калужские следопыты утверждали, что ими был собран уникальный материал. Правда, к документам экспедиции не было приложено никаких материальных доказат ельств существования русской анаконды. Керченский змей, как и алтайская анаконда, не оставляет никаких улик?
Или это косвенное доказательство того, что гигантские змеи существуют лишь в легендах? Или права гипотеза, согласно которой гигантские рептилии - это особо крупные экземпляры некоторых видов полозов, таких, как полоз Шренка. По не выясненным пока причинам у этих двухметровых змей иногда рождаются монстроподобные мутанты, встречи с которыми и порождают на свет легенды о существовании некоего реликта. («Банк Факс»).


Рецензии