Палей и ХОлуй... Из цикла Путешествия
Из цикла «Путешествия»
Палех и ХОлуй – народные промыслы
коих столетье назад взращены
в местностях тех, где церковное творчество
стало запретным без всякой вины.
В веке семнадцатом храмы расписаны:
иконописцев исконных не счесть-
с чистою верой, живущих по Истине,
с тёплой молитвой творящих, за честь
воспринимающих Богу служение,
в Славу Его и живя, и трудясь,
но несусветное веры крушение:
Бога изгнала безбожная власть…
Целые семьи художников выжили,
темы работ изменяя, чтоб жить…
Голиков – мастер, бывавший в Париже,
«Палех хотел бы в Москву превратить
и в Ленинград…» – даровитых художников
сОздал артель, коей ныне сто лет…
в Палехе жил как святой, не безбожником,
в доме Музей сохранился, где нет
роскоши, но благодать и рачение…,
масса музеев других, ну, а здесь
только искусство и людям служение,
«чтоб возродилась художников весь…»
В Санкт-Петербурге работая, Голиков
многое сделал во благо страны:
купол для церкви, и иллюстрации
к «Слову об Игоре…», - ныне должны
помнить художника, в пору советскую
жившего, искренне совесть блюдя…
церкви служа, и культурою светскою
он не гнушался, пути находя
к их примиренью…- на удивление
многих живущих тогда и сейчас…
Добрый пример для его повторения,
для горделивых и спорящих нас…
07.11.2024г. Векшина Л.А.
***
Сюжет построен по передаче «Культурное путешествие»
Сёла «Палех» и «ХОлуй» сейчас входят в Ивановскую область и славятся своими народными промыслами.
В Советском энциклопедическом словаре нет упоминания о местечке «ХОлуй», а в словаре Брокгауза и Ефрона (выпуска 1909 года) о ХОлуе говорится как о слободе во Владимирской области Вязниковского уезда – ЦЕНТРЕ ИКОНОПИСИ…
О народных промыслах «Палехская миниатюра» и «Холуйская миниатюра» в Советском энциклопедическом словаре рассказано более подробно, но не указано, что и в Палехе до революции жили художники-иконописцы, которые испокон веков артелями и семейными подрядами выезжали в другие города и сёла, чтобы расписывать храмы…
Ведущие Марина Ступак и Марат Сафаров упомянули, что в Палехе всегда жило много художников-иконописцев, ещё с 17 века было несколько артелей, состоящих из семей и родственников, выезжающих для росписи храмов и церквей, монастырей и т.д
Наряду с этим, писались иконы, выпускалось много произведений «малых форм» - от шкатулок, портсигаров, до подарочных картин…
В одном ряду с Палехским и ХОлуйским народным промыслом стоит «Федоскинский промысел» …
***
ХОлуй, слоб. Владимир.г., Вязниковск.у., при р. Туе, 2341 ж., центр иконописи.
(Энц. сл. Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона, 1909)
*
Палех – посёлок городского типа, райцентр в Ивановской обл. Худ-производств. мастерские Худ. Фонда СССР по росписи лаковых изделий из папье-маше; лёгкая, пищ. пром-сть. Худ училище, Музей Палехского иск-ва.
*
Палехская миниатюра -, вид нар. русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923г. в пос. Палех на основе иконописного промысла. Для палехс. миниат. (бытовые, фольклорные, ист., лит. сюжеты), выполненных яркими локальными красками по чёрному фону, характерны тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящество удлинённых фигур (худ. И.И.Голиков, И.В. Маркичев и др.)
*
Холуйская миниатюра – вид русской народн. миниатюрн. живоп. темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Возникла в 1932г. в пос. Холуй (Ивановск. обл.) на основе иконописного промысла (с 1934- артель, с 1960 – фабрика. Сюжетные композиции (современн., фольклор., историч., лит. сюжеты) на фоне пейзажа.(Советский Энциклоп. словарь, М., 1981г)
***
В советское время в Палехе и ХОлуе были организованы специализированные артели художников, для организации которых в Палех приехал Иван Иванович Голиков – состоявшийся художник, работавший в Санкт-Петербурге, в частности, в росписях храмов и иллюстрации книг…
Прожив 10 лет в Палехе, Голиков жил в простой избе, выстроенной по его замыслу году в 1924-м, где сейчас музей художника…
Благодаря организации народных промыслов, Голиков понял, что артельная живопись икон, существовавшая до революции, - разновидность художественного искусства, и много сил отдал для сохранения высокого качества живописи, видоизменённой по тематике произведений, а не по качеству письма…
Будучи высокопрофессиональным художником, академиком в области живописи, участником многих выставок за рубежом, в том числе, и в Париже, где был награждён почётным дипломом - за второе место, Иван Иванович Голиков где-то высказался о своей мечте: - «Я хотел бы, чтобы Палех стал Москвой и Ленинградом…», имея ввиду значимость его как места сосредоточения культуры…
Созданные в 1924 году «Мастерские народного промысла», до сих пор действуют и развиваются, хотя произошло возвращение и к религиозной тематике…
Избы Палеха соседствовали с Кресто-Воздвиженским храмом, традиционный лавандово-фиалковый окрас которого вернули, хотя находящиеся когда-то в храме иконы оказались как в местных музеях, так и в других городах – от Урала до Новгорода, Костромы и других…
Писатель Горький подсказал издателям, чтобы иллюстрации к «Слову о полку Игореве» были заказаны Голикову, который не только иллюстрации сделал, но и разработал специальный шрифт, близкий к древнерусскому, для первого издания книги…
Есть воспоминания об Иване Ивановиче Голикове, отдавшему Палеху 10 лет жизни: - «У Голикова дар аскетической жизни, как данный Свыше…», несмотря на то, что у него много достойных работ, признанных и в стране, и за границей, он жил просто и незамысловато…
Дом – Музей Голикова – самый скромный среди прочих музеев, которых в Палехе немало.
***
Музей лаковой миниатюры, созданный в 90-е -2000 годы, даёт представление о тематике сюжетов бытового направления: охота на медведя, пейзажи, а с 1924 года – фольклорные и литературные сюжеты…
Музей художника Павла Корина в Палехе – дом с нарядными кружевными наличниками, «почти княжеского плана»: продолговатый и с отдельными комнатами для каждого члена семьи, был построен в 1860 году предками художника – это самое старинное из сохранившихся зданий…
Павел Дмитриевич известен, прежде всего, как автор картины «Русь уходящая» …, автор мозаик и витражей на Новослободской станции московского метро.
В 1925 году оказался на похоронах патриарха Тихона, чем был впечатлён…
Признанный коллегами и властью, имел государственные заказы…
С 1923 года в Палехе организованы «Сельские биенали» /художественные выставки, проходящие раз в два года/, где размещены мастерские для художников.
Пространство биенали включает в себя резиденцию, мастерские, кафе…, есть место для прогулок, вся необходимая инфраструктура для работы и жизни в тихом русском городке…
***
Одним из организаторов и директором Музея палехского искусства был Зиновьев Николай Михайлович.
Российский, советский художник, мастер палехской лаковой миниатюры, монументалист, реставратор, иллюстратор книг. Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда
• Родился: 7 мая 1888 года, Дягилево
• Умер: 4 июня 1979 года (91 год), Палех, Ивановская область, РСФСР, СССР.
В Музее Николая Михайловича Зиновьева, среди экспонатов фото Зиновьева с космонавтом Гречко, который побывал в Палехе…, экспозиция небольшая, но интересная… Отдельно выделено время на мастер-классы.
(Ведущая Полина Ступак, присутствующая на мастер-классе, советовала не отлынивать: интересно наблюдать, как пишут мастера на заказанную тему…)
Из Палеха есть экскурсии в Иваново, в село ХОлуй, которое произносится с ударением на первом слоге, как и забытое старинное имя ХОлуй. (ХОлуй –род специальной сетки /из пеньки?/ - для ловли рыбы.
ХОлуй возник в 15 веке, существование ХОлуя с 1542 году подтверждено записями. Сначала в селе была соледобыча, солеварни, «поварские богатые дворы», то есть «солеваров дворы».
С 16 века на миниатюрах изображались солеварни, главный сюжет пейзажа: «на реке Туе сюжет фараона – житель ХОлуя», - зимой или в период половодья: сам житель ассоциировался «с фараоном, плывущим в фараонке».
Фараонками назывались архаичные, то есть старинные лодки, выдолбленные из толстого дерева и разрисованные мифическими сюжетами: русалками, дельфинами, экзотичными зверями…
Жители Холуя говорили: - «Яко в Ниле купались на райской лодке…»
***
В ХОлуе есть государственный Музей ХОлуйского искусства, созданный на основе множества икон, собранных жительницей Чесноковой Анной Тимофеевой после того, как в 30-е годы 20-го века был взорван Христово-Спасский храм…
Анна Тимофеевна собственноручно большие храмовые иконы принесла в свой дом, собирала образы в близлежащих окрестностях, потом и другие люди стали приносить к ней в дом иконы и церковную утварь…
Названа цифра, что до 2 миллионов экспонатов – больших и малых икон, другой религиозной утвари и книг, оказалось, в коллекции Анны Тимофеевны, когда она выпросила под Холуйский Музей пустующий дом…
Более 3000 образов, печатные иконы, книги старообрядческой литературы и искусства; миниатюры на светские сюжеты (на сказки Пушкина), копии Снегурочки…- пополнили фонд музея в последующие годы…
В Музее есть возможность увидеть, как работают мастера…
Ведущая Полина Ступак замечает, что художники ХОлуя очень тонкие «линии-волоски» выводят одной-двумя ворсинками, волчьим клыком или кабаньим зубом…» и т.д…
Много интересного в передаче «Культурное Путешествие" о сёлах Палех и ХОлуй Ивановской области»
08.11.2024г. Векшина Л.А.
Свидетельство о публикации №124111607728
Понравилось прочтение
С пожеланиями доброго дня🌞🍁🌞🍁
Ольга
Ольга Васильевна Савченко 19.11.2024 14:10 Заявить о нарушении
Ну, лучше хоть так, чем никогда:))))
Всего доброго, милая Оленька.
С теплом души, Л.
Векшина Людмила2 19.11.2024 18:17 Заявить о нарушении