Таинственные животные в Грузии
Снежный человек в Грузии
Сообщения А.И.Размадзе из пос. Кашатак (под Сухуми):
«В 1875 году несколько женщин из Бакуриани пошли в лес собирать буковые орешки и встретили в лесу «дикую лесную женщину», тело которой было сплошь покрыто волосами. «Волосатая женщина» набросилась на них и женщины убежали в усадьбу, где рассказали об этом егерям. Егеря схватили ружья, побежали в лес и застрелили эту «женщину», а труп принесли в усадьбу.
С 1875 по 1894 год в буковом лесу на дороге, ведущей в Бакуриани, было три случая нападения «дикого лесного человека» на людей. В первый раз он напал на жителя Бакуриани Дмитрия Кабесашвили, но у него был кинжал, которым он оборонялся до самого селения. Во второй раз «лесной человек» напал на украинца Мирона Чуйко, ехавшего верхом на лошади. Мирон ускакал, но потом очень боялся ездить через лес.
Третий случай произошёл с его отцом Размадзе Ильёй Виссарионовичем в 1894 году. «Дикий человек» набросился на него, когда он пешком возвращался из соседнего селения. Дикий человек опрокинул его на землю и, схватив за горло, начал душить. Но в это время послышались бубенцы подъезжавшей повозки, и «дикий человек» убежал в лес. Отец потом показывал отпечатки пальцев «дикого человека» на своей шее.
Дедушке потом объяснял внуку, что «дикие люди» здесь не живут, а заходят из Турции и Ирана. Он добавил, что в 1875 году сюда пришли два таких «человека», мужчина и женщина. Когда женщину застрелили, мужчина стал очень злым и нападал на людей. (В. Макаров, «Атлас Снежного человека»).
Снежный человек в Абхазии
Здесь дикий человек имеет два названия: у мингрельыцев «очи-кочи» и у абхазцев – «абнауаю». Местные предания говорят, что, когда абхазцы впервые появились в этих местах, им пришлось вести настоящую войну с коренным диким населением.
Из многочисленных рассказов очевидцев о встречах с этими существами наиболее интересна история Зане – дикой волосатой женщины абнауаю. Её поймали в конце 60-х годов ХIХ столетия в лесах Загедана на юге Грузии (там этих существ называют каптар). Ловили её профессионалы, хорошо знавшие, что надо делать. Поймав, её связали, на ноги надели деревянные колодки, заткнули рот войлоком. После нескольких перепродаж она оказалась у абхазского феодала Генаба, жившего в селе Тхина (на севере Абхазии, в 78 километрах от Сухуми).
Сначала её поместили в сделанный из брёвен загон, где она выкопала углубление, в котором из брошенных ей веток и всякого тряпья сделала себе подобие гнезда (подстилку), в котором спала и летом, и зимой. Самые старые жители села в 60-е годы ХХ столетия ещё помнили женщину-абнауаю, которую назвали Зана. Она была очень рослая, массивная и широкая.
У неё были непомерно большие груди, высокий зад, мускулистые руки и ноги без заметных икр. Лицо у неё было широкое, скуластое, с крупными грубыми чертами. Нос плоский, с большими вздёрнутыми ноздрями. Нижняя часть лица сильно выдавалась вперёд. Лоб низкий, волосы росли прямо от лохматых бровей. Глубоко запавшие по выступающими бровями глаза имели красноватый оттенок.
Кожа у неё была чёрная или тёмно-серая. Всё тело с головы до ног было покрыто чёрно-бурыми волосами. Местами волосы достигали в длину ширины ладони. Волосы на голове были жёсткие, не особенно густые. А на лице волос почти не было. Ладони и подошвы были без волос. Общее выражение лица у неё, по словам очевидцев, было «не человеческим, а животным. Иногда, хоть и редко, она неожиданно, рывком начинала смеяться, обнажая свои белые зубы. Никто не видел, чтобы она улыбалась или плакала». Хотя она прожила у людей больше 20-и лет, говорить она не научилась, но многие слова своих хозяев понимала.
Зане была очень сильная и выносливая. Она любила плавать и купалась в реке Москве круглый год, легко переплывала бурную холодную реку, берущую начало из горных ледников. Постепенно она привыкла к людям и свободно ходила по двору, заходила в дом. Она научилась выполнять кое-какую работу. Легко, одной рукой поднимала и несла на голове пятипудовый мешок с зерном или с мукой. Она научилась высекать кремнём огонь на трут и раздувать его. В доме её подзывали к столу, и она садилась на скамейку. Из еды она предпочитала траву и овощи.
Но жить она предпочитала на свежем воздухе. Через некоторое время её стали выпускать со двора, и она свободно бродила по селу и окрестностям. К людям она относилась равнодушно, не любила детей и собак, которые её раздражали. Он слушалась только Генабу и его жену и выполняла кое-какие их поручения. Например, её можно было послать принести дрова или мешок муки с мельницы или отнести туда мешок зерна.
Умерла она примерно в 1890 г. и была похоронена на местном кладбище.
Самое удивительное то, что у неё рождались дети. Первые погибали, так как она зимой носила их купать в ледяной воде реки Моква. Тогда сразу же после родов младенцев стали у неё отбирать. Они росли, как обычные дети и выросли обыкновенными людьми. Один из её сыновей Хвит всю жизнь прожил в Тхина, позже удалось разыскать его могилу и рядом, возможно, и могилу самой Заны.
Одна из внучек Заны вышла замуж и жила в Ткварчели, работала почтальоном.
Джамал Дергачёв (88 лет) из села Халдахвары рассказал о том, что в ущелье реки Бзыбь, в котором тогда никто не жил, охотники во главе с Мардипо Мардасовым поймали трёх абнауае. Так как обычными способами поймать это существо нельзя, им оставили ведро с вином вместо воды (очевидно с чачей). Из этого ведра абнауе по ночам приходили пить воду. Выпив вино, они опьянели и их спящих связали. Всех троих привезли в село и подарили князю Шеварнадзе. У него они прожили несколько лет. Все трое были мужского пола. Они были во всём подобны людям, только без одежды и покрыты чёрными волосами. Их кормили сырым мясом. Они прожили у князя около года. Дальнейшая судьба их неизвестна. Произошло это в середине 1800-х годов.
Рассказывали, что один охотник-абхазец поймал абнауае и держал его у себя дома. Токмаков Мухаммед, 39 лет, зав. Фермой, член КПСС, кабардинец. Он рассказал: «В 1946 году я поймал в Гетлише, как он считал, обыкновенную макаку, но без хвоста. Ростом она была с 4-5 летнего ребёнка.
Фигура у неё была человеческая, шерсть на теле, как у осла или буйвола. Лицо, как у человека, но более плоское. Лоб выпуклый, брови выступают вперёд. Кожа в углах глаз у переносицы красная. Нос маленький, плоский, как у собаки. Губ нет, как у собаки. Подбородок круглый. Большие клыки, верхние заходят за нижние, как у собаки (я открывал её рот). Руки длиннее человеческих, большой палец короткий. Уши плоские, но расположены выше, чем у человека.
Бегает на четвереньках, но, когда останавливается, встаёт на две ноги. Волосы где реже, где гуще, на ягодицах красные, на остальном теле чёрные». Март 1959 года. Рабочий гидростанции города Нухи Лативов поехал в лес за дровами. Оставив лошадь на дороге, он стал подниматься на склон, выбирая подходящие деревья. В какой-то момент он увидел, что навстречу ему, мелькая среди деревьев, спускается заросший волосами человек среднего роста, с мощным торсом и длинными руками.
Они остановились друг против друга, почти вплотную и Лативов смог хорошо рассмотреть этого «человека». Каптар постоял некоторое время, потом повернулся и ушёл, но через некоторое время Лативов увидел, что он возвращается. Если при первой встрече каптар вёл себя спокойно, то теперь по его резким движениям было видно, что он чем-то раздражён. Он шёл быстро и уверенно. На всякий случай Лативов влез на невысокое дерево (ему было известно, что эти существа не могут влезть на гладкий ствол). Каптар подошёл к дереву и часа два стоял под ним, после чего удалился.
Инженер из Тбилиси Б.Ф.Лобжанидзе рассказал о своей встрече с «диким человеком» летом 1946 года вблизи селения Орджоникидзе Лагодехсого района. Они с соседом косили сено. Вдруг бывший с ними мальчик увидел притаившееся в ветвях большого дерева какое-то животное. Прибежав на его крик, Лобжанидзе и его товарищ увидели стоящее на толстой ветке, на высоте примерно 4 метра, человекоподобное существо, которое, сделав руку козырьком, смотрело в их сторону. Когда они приблизились метров на 20 и рассмотрели это существо, то основательно перепугались – оно больше всего походило на человека огромного роста, с длинными волосами, не особенно густо покрывающими всё его тело. Потом это существо спрыгнуло на землю и скрылось в лесу.
В Лагодехском районе «дикого человека» называют «тхис-каци». Осенью 1917 года пастух Шарафутдин Магомедов встретил обросшую волосами женщину. Это произошло у верхней границы леса на склоне, примыкающем к Лагодехскому району Азербайджана, то есть фактически в тех же местах, где на северных склонах видел каптара В.Леонтьев.
Он же в 1953 году наблюдал за подобным существом на юго-восточном склоне горы Большой Моуров. Это произошло тоже у верхней границы лесной зоны. Разыскивая пропавшего барана, он услышал громкий крик и, оглянувшись, увидел голого волосатого человека высокого роста, который с угрожающим видом стоял, выпрямившись во весь рост, явно недовольный вторжением человека в его владения. Длина шерсти у него была примерно «три пальца», цвет волос тёмный. (В. Макаров, «Атлас Снежного человека»).
Снежные люди ущелья Уч-Кулан и история волосатой Заны
Ущелье Уч-Кулан (Учкулан) располагается в горах Северного Кавказа (Карачаево-Черкесская республика, недалеко от границы с Абхазией). На русский язык его название переводится как «три реки». Дело в том, что именно здесь объединяются воды рек Кубань, Учкулан и Хурзук. Места тут пустынные и суровые, голые склоны ущелья покрыты каменистыми осыпями. Однако даже такие условия не являются преградой для людей. Одним из самых древних поселений здесь считается аул Учкулан. Благодаря археологическим раскопкам здесь было найдено селение, относящееся к кобанской эпохе, то есть к 1-му тысячелетию до н. э.
Эта местность овеяна многовековыми преданиями и легендами. Помимо всего прочего, люди уверены, что в ущелье Уч-Кулан обитает группа снежных людей. Здесь их называют очо-кочи (очокочи) или абнауаю (в зависимости от половой принадлежности гоминида). Говорят также, что самок снежного человека здесь гораздо больше, чем самцов. Весьма популярна среди местных жителей легенда о дочерях снежных людей. Их вроде достаточно часто встречают в ущелье, но ни одному человеку не удавалось подружиться с ними. Эти таинственные существа обладают способностью управлять волей человека, полностью парализуя ее.
Однако существуют здесь предания и о браках, заключенных между людьми и гоминидами. Местные жители уверены, что женщина, которая провела хотя бы одну ночь со снежным человеком, уже не может вернуться назад, поскольку он словно околдовывает ее. Скорее всего, речь здесь идет все о той же способности местных йети парализовать волю человека.
Вот одна из легенд о снежном человеке: «Очень давно в одном из соседних селений жил кузнец. И была у него дочь-красавица. У девушки был жених, с которым они собирались пожениться. Совсем перед самой свадьбой пошла девушка с подругами в лес за ягодами, и там встретилась она со снежным человеком.
Понравилась красавица местному абнауаю, он ее похитил и утащил к себе в пещеру. Подруги искали-искали невесту, да так и ушли домой ни с чем. Вся деревня еще две недели безуспешно искала пропавшую бесследно девушку. А найти ее смог в лесу только жених. Обрадованный парень хотел увести невесту домой, но не тут-то было. Девушка наотрез отказалась возвращаться. Она сказала, что живет в лесу со снежным человеком, которым просто околдована.
Жених, убитый горем и ревностью, решил отомстить и, выследив, где они живут, просто убил обоих. Трупы же любовников парень привез и оставил на пороге у отца девушки. Местный священник запретил кузнецу хоронить дочь и ее снежного мужа на сельском кладбище. Он считал абнауаю дьяволом, а дочь кузнеца, по его мнению, продала ему душу. Пришлось несчастному, убитому горем отцу везти трупы назад в лес и хоронить их там. Похоронил он их в одной могиле, а сверху поставил камень, на котором сделал надпись: «Дочь кузнеца со своим мужем».
Позже исследователи решили подтвердить или опровергнуть старинную легенду. В лесу действительно была найдена могила со странным надгробием. Когда ее вскрыли, исследователи были в шоке, поскольку женский скелет в ней был совершенно обычным, а вот мужской принадлежал человекоподобному существу гигантского роста.
Доподлинно известно, что в селении Тхина (Абхазия, Очамчирский район) в XIX веке была поймана и приручена самка гоминида. Ей даже дали вполне человеческое имя - Зана. Селение славится долгожителями, многим ее старожилам давно перевалило за 100 лет, поэтому историю о Зане некоторым исследователям смогли рассказать еще сами очевидцы. Исследованием этого феномена занимался советский историк и социолог Б. Ф. Поршнев. И вот что ему удалось выяснить.
Неизвестно точно, где и при каких обстоятельствах была поймана Зана. Некоторые утверждают, что на нее была совершена облава в лесах горы Заадан, другие утверждают, что самку снежного человека поймали недалеко от морского побережья, третьи уверены, что до своего пленения Зана жила в Аджарии.
Так или иначе, но ее поймали и, несмотря на яростное сопротивление, связали, а затем продали как диковинку. Некоторое время она переходила от хозяина к хозяину, пока не попала к дворянину Эдги Генаба. Тот отвез Зану в свою усадьбу в селении Тхина. Сначала самка гоминида обитала в загоне из поставленных вертикально бревен. Вела она себя, как дикий зверь, а потому к ней никто не входил. Даже пищу спускали Зане на веревке. Она вырыла себе большую яму и спала в ней. Целых 3 года прошло, прежде чем самка гоминида начала приручаться.
Некоторое время спустя ее уже держали за плетеной оградой, под навесом на привязи, а потом и вовсе стали отпускать на волю. Зана уже не стремилась убежать. Однако она не любила находиться в замкнутом помещении, предпочитая спать в яме под навесом. Выглядела Зана следующим образом: кожа у нее была очень темной, почти черной, а все тело, кроме лица, ступней и ладоней, было покрыто рыжеваточерными волосами. Голову ее украшала гигантская грива, спускавшаяся на плечи и спину.
Говорить Зана не умела. За всю жизнь, проведенную среди людей, она так и не выучила ни единого слова. Правда, иногда Зана что-то бормотала, испускала нечленораздельные восклицания или резкие крики. Однако самка снежного человека прекрасно знала свое имя и отзывалась на него. Понимала она и простые команды. Это существо отличалось высоким ростом и мощным телосложением. У Заны была очень большая грудь, мускулистые ноги и руки. Однако голени у нее по своему строению явно отличались от человеческих. Пальцы на руках были длиннее и гораздо толще, чем у людей, а на ногах к тому же имели способность раздвигаться.
Лицо у Заны было широким и скуластым с крупными, резкими чертами. Нижняя челюсть выдвинута вперед, рот широкий, с крупными зубами, нос плоский. Глаза самки, по свидетельству очевидцев, были красноватого цвета. Волосы на лбу Заны росли прямо от бровей. Волосатая самка не умела плакать и улыбаться, зато иногда она смеялась.
Это было очень выносливое и сильное существо. Говорят, что она бегала быстрее лошади и могла переплыть протекавшую неподалеку бурную речку даже во время ее разлива. Зана в любое время года купалась в местном источнике, который до сих пор носит ее имя. Умела она, хоть и неуклюже, лазить по деревьям. А сила ее была такова, что огромный мешок с мукой она поднимала одной рукой.
По ночам Зана любила гулять по окрестностям. На всю жизнь ее врагами стали собаки, от которых она привычно отбивалась палкой, а вот лошади ее панически боялись. Окончательно приручить гоминида людям так и не удалось. Ее пускали в дом и даже иногда пытались усадить за стол, но слушалась она только своего хозяина. Жительницы селения боялись дикарки и осмеливались приближаться только в том случае, если у Заны было хорошее настроение. В противном случае она могла и покусать. Впрочем, детей Зана не трогала никогда, хотя их и пугали ей, как сейчас детишек стращают Бабой-ягой или Бабаем.
Ела самка все, что ей давали. Но она никогда не пользовалась никакими столовыми приборами, разрывая еду на части руками. Иногда ей давали вино, от которого у Заны всегда поднималось настроение, а вскоре она впадала в глубокий сон. Удивительно, но людям удалось научить Зану добывать огонь. Она сама высекала кремнем искры на лишайник и подкладывала хворост. Кроме того, Зана умела обращаться с ручной мельницей, приносила дрова и воду в кувшине из источника, а также перетаскивала с водяной мельницы мешки.
Чтобы полакомиться виноградом, сдергивала на землю целую лозу, увившуюся на высокое дерево. С буйволами ложилась прохладиться в воду источника. По ночам нередко уходила бродить по окрестным холмам. Странно любила что-нибудь делать с камнями: стукала друг о друга, разбивала их. Надеваемое на нее платье рвала в лохмотья. Однако к набедренной повязке ее отчасти приучили. Следует заметить, что Зана нередко беременела от местных «любителей экзотики» и рожала детей. Сразу после родов она купала младенца в ледяной воде источника, видимо, делая это инстинктивно: так поступали все снежные люди.
Зана вероятно не понимала, что ее дети - метисы, слишком нежные для столь сурового обращения. Они не выдерживали водных процедур и погибали. Со временем жители села начали отнимать у нее новорожденных и выкармливать их. Благодаря этому выжили два сына и две дочери Заны.
Это были вполне нормальные люди, хотя и отличавшиеся от односельчан некоторыми странностями в поведении. Да и облик их был не совсем обычным. Старшего сына Заны назвали Джандой, старшую дочь - Коджанар. Младшая дочь снежной женщины Гамаса скончалась в 1920-х годах, а второй сын Хвит ушел из жизни 1954 году. Все они сочетались браками с обычными людьми и имели потомство.
Б. Ф. Поршнев писал: «Двоих из внуков Заны - сына и дочь Хвита от его второго брака с русской - я навестил в 1964 г. в году. Ткварчели, где они работают на руднике. Молва утверждает, что отцом Гамасы и Хвита был сам Эдги Генаба. Но их записали при переписи под другой фамилией. Показательно, что Зану похоронили на родовом кладбище семьи Генаба, что этих двух младших детей растила жена Эдги Генаба.
Гамаса и Хвит были люди могучего сложения, с темноватой кожей и некоторыми другими как бы негроидными признаками. Но они почти ничего не унаследовали от Заны из неандертальских черт: доминантным оказался комплекс человеческих признаков. Хвита, умершего в возрасте 65-70 лет, односельчане описывали как человека лишь с небольшими отклонениями от нормы.
При темной коже и больших губах волосы, в отличие от негроидной расы, были прямые, жесткие. Голова мала по отношению к размерам тела. Хвит сверх всякой меры был наделен физической силой, нравом несговорчивым, драчливым, буйным. В результате стычек с односельчанами у Хвита была отсечена правая рука. Однако и левой ему хватало, чтобы косить, справляться с колхозной работой, даже лазать по деревьям.
Он обладал высоким голосом и хорошо пел. Дважды был женат, оставил троих детей. На старости перебрался из сельской местности в Ткварчели, где и умер, но похоронили его в Тхине, близ могилы матери - Заны. Гамаса тоже, как и брат, была намного сильнее обычных людей. Кожа у нее была очень темная, тело волосатое. Лицо было безволосым, однако вокруг рта пробивалась растительность. Гамаса дожила лет до шестидесяти.
С первого моего взгляда на внука и внучку Заны - Шаликуа и Раю, врезалось впечатление незначительной темноватости кожи, очень смягченной негроидности облика. У Шаликуа необычайно сильные челюстные мышцы, за ним слава: может держать в зубах стул с сидящим человеком и при этом танцевать. Шаликуа был наделен даром подражать голосам всех диких и домашних животных».
- Мне посчастливилось беседовать с последним очевидцем, - рассказывает другой известный исследователь «Снежных людей» Игорь Бурцев. - Местный долгожитель Зеноб Чокуа хоронил Хвита. Застал в живых и его мать. В то время был мальчишкой, но хорошо помнит Зану. И Хвита, который тоже вымахал под два метра, но был не столь шерстист.
Его «записал на себя» последний любовник Заны - пастух по фамилии Сабекия. Сам умер в 30-е годы - сразу после переписи населения. Однако перед смертью сказал и жене, и своим восьмерым детям, мол, был грех. И он настоящий отец младшего ребенка Заны. Лишь спустя много лет Бурцеву удалось получить от местных властей и родственников разрешение на раскопки. Он организовал экспедицию, вскрыл могилу Хвита и привез его череп в Москву. По просьбе западных коллег передал образцы на исследование в США и Европу. Сколько лет прожила Зана и от чего умерла, неизвестно - скончалась в промежутке между 1880 и 1890 годами. Но до последних дней она не менялась внешне. Не поседела, не потеряла ни одного из зубов - белых, больших и крепких, сохранила физическую силу. Говорить она так и не научилась.
- Живых свидетелей сейчас, увы, не осталось, - отвечает Бурцев. - Могила Заны не найдена. Пока я верю в те легенды, которые сам слышал.
Свидетельство о публикации №124111603771