Таланту Толстого. С древнейших ли времён?

    Человек, который есть предмет истории, прямо говорит:
я свободен и потому не подлежу законам. (О, если бы это было так!)
    Присутствие хотя не высказанного вопроса о свободе воли человека
чувствуется на каждом шагу истории.
Все серьезно мыслившие историки невольно приходили к этому вопросу истории.
    Все противоречия, неясности истории, тот ложный путь, по которому идёт эта наука,
основаны только на неразрешенности этого вопроса наукой.
    Если бы воля каждого человека была свободна,
то есть что каждый мог бы поступить так, как ему захотелось,
то вся история была бы рядом бессвязных случайностей.
   Если даже один человек из миллионов в тысячелетний период времени
имел возможность поступить свободно, то есть так, как ему захотелось,
то очевидно, что один свободный поступок этого человека, противный законам,
уничтожает возможность существования каких бы то ни было законов для всего человечества.
    Если же есть хоть один закон, управляющий действиями людей,
то не может быть свободной воли, ибо этому закону должна подлежать воля людей.
    В этом противоречии заключается вопрос о свободе воли,
занимавший лучшие умы человечества с древнейших времён
и постановленный во всём его громадном значении с древнейших времён.
______
Л. Н. Толстой. Война и мир. Эпилог. Часть вторая.
VIII
  …человек же, который есть предмет истории, прямо говорит: я свободен и потому не подлежу законам.  Присутствие хотя не высказанного вопроса о свободе воли человека чувствуется на каждом шагу истории.   Все серьезно мыслившие историки невольно приходили к этому вопросу. Все противоречия, неясности истории, тот ложный путь, по которому идет эта наука, основаны только на неразрешенности этого вопроса.
   Если воля каждого человека была свободна, то есть что каждый мог поступить так, как ему захотелось, то вся история есть ряд бессвязных случайностей.  Если даже один человек из миллионов в тысячелетний период времени имел возможность поступить свободно, то есть так, как ему захотелось, то очевидно, что один свободный поступок этого человека, противный законам, уничтожает возможность существования каких бы то ни было законов для всего человечества.  Если же есть хоть один закон, управляющий действиями людей, то не может быть свободной воли, ибо воля людей должна подлежать этому закону.    В этом противоречии заключается вопрос о свободе воли, с древнейших времен занимавший лучшие умы человечества  и с древнейших времен постановленный во всем его громадном значении.


Рецензии