Межевик
Брат луговика (лугового), такой же маленький, в одежде из травы, но не зеленый, а черный.
Бегает по меже, охраняет ее, так же, как и брат, ищет пищу своему родителю-полевику. Наказывает он тех, кто нарушил межу, переходит ее незаконно, устанавливает и поправляет вешки, помогает работящим хозяевам в поле. Но если находит спящего на меже человека, то наваливается на него, шею травой заплетает и душит.
Мора
Злой дух болезней и смерти; в Сербии и Черногории признается за демонического духа, который вылетает из ведьмы в виде мотылька (общепринятое представление души), «притискуе и дави» по ночам сонных людей и «дыханье им зауставльа».
Морская корова
(Коровья или Товаряча Смерть, сибирская язва) - чума рогатого скота; безобразная старуха, у которой руки с граблями; сама редко заходит в села, а большею частию ее завозят невидимою. Показывается она преимущественно осенью и ранней весной, когда скотина начинает страдать от бескормицы и дурной погоды. Коровья Смерть нередко принимает на себя образ черной собаки или коровы и, разгуливая между стадами, заражает скот. В Томской губернии сибирская язва представлялась в виде высокого мохнатого человека, с копытами на ногах; он живет в горах и выходит оттуда, заслыша проклятья: «язви те!», «пятнай те!».
Морские люди
(Фараоны) - на Украине о них говорят - «що половина чоловика, а половина риби». Когда волнуется море, на поверхность его выплывают морские люди и поют песни. В других местах этих морских людей называют фараонами, смешивая старинное предание о морянах с библейским сказанием о Фараоновом воинстве, потонувшем в волнах Черного моря. Рассказывают, что люди эти - с рыбьими хвостами и что они обладают способностью предсказывать будущее.
Моховой
Крошечный дух зеленого или бурого цвета, живет во мху, наказывает тех, кто собирает ягоды в неурочное время. Моховой обходит всякого, углубившегося в чащу. Он либо заведет в такое место, из которого трудно выбраться, либо заставит кружить по лесу на одном и том же месте. Обычно моховой не ведет людей на погибель, а лишь вымучит, да и отпустит.
Навь
(Навье, навы) - изначально - нижний мир в славянском трехуровневом мировосприятии. В поздней славянской мифологии воплощение смерти. В старинных русских памятниках навье - мертвец. Родственное имя самостоятельного божества есть в списке польских богов. У других славянских народов это - целый класс мифологических существ, связанных со смертью.
В Галиции существует предание о счастливом народе «рахмане», живущим за черными морями. В южной Руси этот народ называют навы, празднуемый ими Велик день - навьский или русальный. Болгарские нави - злые духи, двенадцать колдуний, которые сосут кровь у родильниц. У болгар также мальчики мертворожденные или умершие без крещения становятся духами-навяками. «В Навий день, на Радуницу, справляли здесь «оклички» покойников» (П.И. Мельников-Печерский. «В лесах»).
Нежить
Существа без плоти и души - все, что не живет человеком, но имеет человеческий облик. Слово это образовалось от глагола «жить» с отрицательной частицею «не» и по значению своему прямо соответствует Моране (смерти) и повальным болезням, известным у славян под общим названием мора. Нежить многолика. Характерна русская пословица: «У нежити своего облика нет, она ходит в личинах».
Многие имена собственные у персонажей, относящихся к нежити, связаны с местом их обитания: леший, полевик, омутник и т.д. К внешним характеристическим признакам относятся аномальные (для человека) проявления: сиплый голос, вой, скорость перемещения, смена обличия. Отношение нежити к людям неоднозначно: есть злокозненные демоны, есть и доброхоты.
«Вот обогнул Нежит старую ель и бредет - колыбаются синие космы. Подвигается тихо, толчет грязи по мху и болоту, хлебнул болотной водицы, поле идет, другое идет, неприкаянный Нежит, без души, без обличья. То он переступит медведем, то утишится тише тихой скотины, то перекинется в куст, то огнем прожигает, то как старик сухоногий - берегись, исказнит! - то разудалым мальцом и уж опять, как доска, вон он - пугало пугалом» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
Никола
(Микола) - название духа, позднее восшедшее к святому Николаю (греческий Николай - от «Ника» и «лаос» - победитель народов), который в народе считается покровителем всех тружеников. У южных славян Никола - лесной дух, свободно живущий в лесу (ни кола...). «И сойдет Никола милостив и снесет железа и поставит от земли до небес и запрет тремя ключами позолоченными, и те ключи бросит в окиян-море; (в окиян-море) лежит камень-алатырь: тебе бы каменю не отлежаться, а вам ключам не выплывать по мое слово» (заклинание).
Ночки
(Нички) - женские мифические существа, которые в ночное время, особенно по пятницам, стучат и шалят в избах; бабы боятся, чтобы они не выпряли весь лен, и прячут от них свои кудели. Тождественны марухам.
Ночницы
(Криксы) - ночные духи-демоны. Нападают в основном на новорожденных детей, до крещения. Это неопределенного вида существа. Иногда представляются в виде женщин с длинными волосами в черной одежде. Ночницами становятся после смерти женщины-ведьмы, не имевшие детей. «Из страха перед ночницами матери остерегаются после захода солнца оставлять на дворе пеленки, выходить из дома и выносить ребенка; не оставляют открытой и не качают пустую колыбель, применяют различные обереги колыбели (растения, иголку и т.п.); не купают детей и не стирают пеленок и белья в «ночной» (простоявшей ночь) воде» (С.М. Толстая).
Обилуха
Дух, охраняющий семена и посевы, отвечает за количество и качество урожая.
Овинник
(Гуменник, Подовинник) - самый злой из домовых духов: его трудно ублажить-смирить, если он рассердится и в сердцах залютует.
Глаза у него горят калеными угольями, как у кошки, а сам он похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, - весь черный и лохматый. Умеет лаять и хохочет не хуже лешего. Сидеть под садилом в ямине указано ему для того, чтобы смотреть за порядками кладки снопов, наблюдать за временем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволять делать это под большие праздники.
Разгневается, так закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть. Живет этот дух в овине; лохматый, а одна рука голая и подлинней другой. Голой рукой он наказывает, бросает нерадивым хозяевам жар в неубранные снопы. Глаза у этого духа разноцветные, шуба наизнанку; в безветренную погоду он спит. Мохнатую руку вытягивает редко, чтобы нагадать девушкам богатство. В заутреню светлого воскресенья девушка кладет руку в окно овина: если не притронется к руке дух - в девках ходить, голой рукой - за бедного замуж пойти, мохнатой рукой коснется овинник, знать, за богатого пойдет.
Огуменник
(Гуменник) - дух, живущий на гумнах (гумно - место, где молотят, а также сарай для сжатого хлеба) и ригах; хотя и считается домовым духом, но очень злой: его трудно ублажить. Рассердится - ни кресты по всем углам, ни молитвы, ни иконы не помогут - стереги тогда гумна с кочергой в руках 4 сентября на Агафона-огуменника.
В иных местах, говорят, можно его задобрить, если принести пироги и петуха: петуху на пороге отрубают голову и кровью кропят по всем углам. «Сходить на гумно и принести сноп соломы считалось одним из тягчайших наказаний, так как ночью на гумно не ходят из опасения попасть в лапы огуменника...» (Круглый год. Русский земледельческий календарь).
Отеть
Домовой дух, крайняя степень лени (трудиться - потеть, лениться - отеть).
Планетники
Мифические существа, пребывающие в дождевых и градовых тучах, управляющие движением туч, осадками, ветром, погодой. В период распространения христианства добавилось, что в них превращаются дети, умершие некрещенными, скинутые или присланные матерью, отравленные или умерщвленные; утопленники, висельники и др. нечистые покойники, дети богинок и стригоней (упырей).
Меж тем, признание в христианстве существования различных божеств, духов, ангелов, архангелов и т.д., то есть не людей (бестелесных) говорит о признании христианством многобожия и об отнесении этой религии к язычеству. Планетниками могли становиться также двоедушники, которые во время грозы, бури переносились на небо. Иногда планетники спадали на землю с туч вместе с ливнем или сходили на землю, чтобы поправить оборвавшуюся веревку.
Планетник мог опуститься на границу сел, шел к ближайшему селу и просил у первого встречного молока от черной коровы и яйца от черной курицы, а затем возвращался на границу и оттуда вместе с туманом возносился на свою тучу. Планетники бывали дружественны по отношению к встречным людям, предупреждали их о буре и граде. Считается, что планетники питаются в облаках мукой, которую люди бросают на ветер или в огонь, чтобы защититься от града. Планетниками могли называть и обыкновенных людей, умевших предсказывать погоду и отгонять тучи от своего села (с помощью острых железных орудий, особой палки, которой разнимали лягушку и ужа, специального заговора-молитвы и т.п.).
Подменыш
Иногда вместо похищенного дитя мары подкладывают своего ребенка. Такой подменыш отличается злым характером: он коварен, дик, необыкновенно силен, прожорлив и криклив, радуется всякой беде, не произносит ни слова - пока не будет вынужден к тому какою-либо угрозою или хитростью, и тогда голос его звучит как у старика. Где он поселяется, тому дому приносит несчастья: скот заболевает, жилье ветшает и разваливается, предприятия не удаются.
Он имеет склонность к музыке, что обнаруживается и быстрыми успехами его в этом искусстве, и чудесною силою его игры: когда он играет на каком-нибудь инструменте, то все - и люди, и животные, и даже неодушевленные вещи предаются неудержимой пляске. Чтобы узнать, действительно ли ребенок подменен, надо развести огонь и кипятить воду в яичной скорлупе, тогда подменыш восклицает: «Я стар, как древний лес, а не видал еще, чтобы варили в скорлупе яйца!» - и вслед затем исчезает.
Полевок
Дух, приставленный охранять хлебные поля. Внешний облик полевика в народной мифологии смутен. В некоторых местах представляется в виде уродливого, маленького человечка. Относительно доброго, но проказливого нрава, полевик имеет много общего с домовым, но по характеру самих проказ он напоминает лешего: так же сбивает с дороги, заводит в болото и в особенности потешается над пьяными пахарями.
У полевиков в отличие от прочей нечисти, любимое время - полдень. Как все нечистые духи, полевики - взяточники, гордецы и капризники. «Другой старичок - процвел в безбрежной степи посреди ковыля, где и журавли, и драхвы с головами хоронятся и верховного латника с копьем вместе не видно: там закопал себя старичок в землю по пояс и терпит, как его гложет сыпучий червь, а сам кушает только козявочек, которые сами ему в рот ползут; и этот пустынник называется старик Полевик, а веку ему пятьсот годов» из «Час воли божьей»).
Полевой дед
(Полевик, гречуха, жыцень) - житный дух; в летнюю половину года обитает на нивах.
Когда хлеб поспеет и поселяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые еще остаются на корню; вместе с последне-срезанными колосьями он попадается в руки жнеца и в последнем дожиночном снопу приносится на гумно или в дом земледельца. Этот сноп наряжают куклою и ставят его на почетном месте, под образами. Верят, что пребывание ее в доме приносит хозяину, его семье и житницам божье благословенье.
Полисун
(Лисун, Лисовик) - властелин лесов, которого народная фантазия изображает мохнатым и с козлиными ногами. Тождественен волчьему пастырю.
Попутчик
Дух, способствующий человеческим делам, их успеху.
Привидение
(Призрак) - душа умершего или отсутствующего существа, которая может привидеться живому человеку. Обычное место обитания - в заброшенных домах и на кладбищах или в лесу, рядом с охраняемым кладом. Может прийти в дом к человеку и требовать от него каких-либо услуг. Привидение прозрачно, оно не отбрасывает тени. Единственная возможность спастись от него - бежать без оглядки, если обернешься - умрешь.
Проскуды
Одно из прозваний домовых духов; плуты, неслухи, проказники.
Пущевик
Лесной дух, живущий в непроходимой пуще. «Всякое движение здесь, кажется, замерло; всякий крик пугает, до дрожи и мурашек в теле. Колеблемые ветром древесные стволы трутся один о другой и скрипят с такой силой, что вызывают у наблюдателя острую ноющую боль под сердцем. Здесь чувство тягостного одиночества и непобедимого ужаса постигает всякого, какие бы усилия он над собой ни делал. Здесь всякий ужасается своего ничтожества и бессилия» (С.В. Максимов. «Нечистая, неведомая и крестная сила»).
Ржаница
Дух, живущий на полосах ржи. Все растительное царство представлялось древнему человеку воплощением стихийных духов, которые, соединяя свое бытие с деревьями, кустарниками и травами (облекаясь в их зеленые одежды), чрез то самое получали характер лесных, полевых или житных гениев. Ржаницы устраивают прожины - дорожки во ржи в небольшой вершок шириной, по которым все колосья срезаны.
Сарайник
Дворовый дух, местом жительства которого является сарай. Точно также, как и другие дворовые духи: Овинник, Клетник, Огуменник, Хлевник, Сарайник то мироволит, то, без всяких видимых поводов, начинает проказить, дурачить, причиняя постоянные беспокойства, явные убытки в хозяйстве. В таких случаях применяют решительные меры и, вместо ласки и угождении, вступают с ним в открытую борьбу.
Сатаниил
(Сатана) - в славянских сказаниях злой дух. Имя Сатанаил восходит к христианскому сатане, однако функция Сатанаила связана с архаическими дуалистическими мифологиями. В дуалистической космогонии Сатанаил - противник бога-демиурга. В средневековом южнославянском и русском «Сказании о Тивериадском море» Тивериадское озеро в Палестине представлено как первичный безбрежный океан. Бог опускается по воздуху на море и видит Сатанаила, плавающего в облике гоголя. Сатанаил называет себя богом, но признает, истинного Бога «Господом над всеми господами».
Бог велит Сатанаилу нырнуть на дно, вынести песку и кремень. Песок Бог рассыпал по морю, создав землю, кремень же разломил, правую часть оставил у себя, левую отдав Сатанаилу. Ударяя посохом о кремень, Бог создал ангелов и архангелов, Сатанаил же создал свое бесовское воинство. «...Волхвы поведали о том, как бог мылся в бане, вспотел и отерся ветошкой, которую сбросил с небес на землю. Сатана стал спорить с Богом, кому из нее сотворить человека (сам он сотворил тело, Бог вложил душу). С тех пор тело остается в земле, душа после смерти отправляется к Богу» («Повесть временных лет»).
Смерть
Мифическое существо; русские памятники (старинные рукописи, стенная живопись и лубочные картины) изображают Смерть или страшилищем, соединяющим в себе подобия человеческое и звериное, или сухим, костлявым человеческим скелетом с оскаленными зубами и провалившимся носом, потому народ и называет ее курносою.
Смерть признавалась нечистою, злою силою, оттого и в языке, и в поверьях она сближается с понятием мрака (ночи) и холода (зимы). «...Вдруг повстречалась с ним старуха, такая худая да страшная, несет полную котомочку ножей, да пил, да разных топориков, а косой подпирается... Смерть (это была она) и говорит: «Я послана господом взять у тебя душу!» (сб. Е.В. Барсова. «Солдат и Смерть»).
Спехи и спорыньи
Духи, споспешествуюшие человеческим делам.
Спрыйя
(Прытка) - дух прыткости, сноровки, который рождается вместе с человеком и умирает вместе с ним, или же переходит к другому. Каков дух у того или иного человека - так он и в жизни успевает. Этот дух помогает, выручает. Если же спрыйя переходит к другому человеку - это видно, говорят «к нему пришла вторая молодость».
Страх
(Рах) - мифологический персонаж, упоминаемый в русских заговорах, воплощение огненного ветра - суховея. Ветры издревле олицетворялись как существа самобытные. На лубочных картинах ветр и «дух бурен» изображаются в виде окрыленных человеческих голов, дующих из облаков. По народному поверью, зимние вьюги бывают от того, что нечистые духи; бегая по полям, дуют в кулак.
Страшило
(Страшник) - домовые духи, производящие по ночам возню и стук, они показываются то легкими, воздушными привидениями, то принимают вид различных животных.
Суседко
По всему лесному северу России за свое охотливое совместное жительство с ПравоСлавным русским людом домовой зовется Суседком и Батаном. «- А соседушкой -... кикиморин муж - такой старой... Оброс весь... маленький, ровно кужель отрепей... и в избе они живут, на дворе у скотины... везде ходят... К лошадям... Ежели которых лошадей любит - сена подкладывает... да расчесывает, гладит... И сосвдушко видела ночью... никого не было в избе... Тихо так. И слышу, на голбце коло печи ровно шаргошит что-то. А сама на полатях лежала... Как повернула голову-ту... а с брусу ровно кошак серый на пол-то легко скок...» (Е.Честняков. «Бывальщина»).
Хапун
(Хлоптун, хватун, похититель) - неведомое и невидимое существо, персонаж мифологии западных славян. Если пропадает где-нибудь человек - то это дело невидимого похитителя. Куда тот его уносит, и что с ним делает - это никому не известно. Предполагается, что может он являться в виде бродяги, нищего, солдата; «Лейка, не нашед своего мужа в шинке, и не докликавшись его по двору, всплеснула руками, взвыла и закричала, что унес его Хапун, явившийся в виде солдата» (О.М. Сомов. «Сказки о кладах»).
Хлевник
Дворовый дух, живущий в хлеву. Называется так по месту обитания. В хлеву он хозяйствует и проказит. Является также помощником домового, как и другие дворовые духи: Сарайник, Банник, Овинник.
Ховала
(Ховало) - дух с двенадцатью глазами, которые, когда он идет по деревне, освещают ее подобно зареву пожара. Олицетворение многоочитой молнии, которой дано имя Ховалы (от «ховать» - прятать, хоронить), потому что она прячется в темной туче; припомним, что тождественный этому духу Вий носит на своих всё пожигающих очах повязку. Ховала любит жить там, где зарыт клад с сокровищами. «Поднялся Ховала из теплой риги, поднял тяжелые веки и, ныряя в тяжелых склоненных колосьях, засветил свои двенадцать каменных глаз, и полыхал. И полыхал Ховала, раскаляя душное небо. Казалось, там - пожар, там разломится небо на части и покончится белый свет» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
Худой
Злой бес; худо - беда.
Черт
(Хитник, мерек, стрел, ляд, шатун, костодер, кожедер. Хромой, Антипа беспятая) - злой дух, нежить, чья цель пребывания на земле - смущать человеческий род соблазном и завлекать лукавством; причем люди искушаются по прямому предписанию самого князя тьмы или сатаны. Изображаются черными, мохнатыми и в шерсти, с двумя рогами на макушке головы и длинным хвостом. Некоторые уверяют, что черти - востроголовые, как птицы сычи, а многие уверены, что эти духи непременно хромые. Они сломали себе ноги еще до сотворения человека, во время сокрушительного падения всего сонма бесов с неба.
Самое любимое занятие у чертей - это игра в карты и кости. Черти либо проказят, прибегая к различным шуткам, которые у них, сообразно их природе, бывают всегда злы, либо наносят прямое зло в различных формах и, между прочим, в виде болезней. Для облегчения своей деятельности они одарены способностью превращений. Чаще всего принимают образ черной кошки, черной собаки. Остальные превращения идут в последовательном порядке: свинья, лошадь, змея, волк, заяц, белка, мышь, лягушка, рыба (предпочтительно щука), сорока. Не дерзают однако превращаться в корову, петуха, голубя и осла.
В областных наречиях черт называется хитником, о нем рассказывают, что он ворует все, что кладут без благословения. Есть много рассказов, в которых хранение золота приписывается чертям, потому Иисус назвал иудеев сыновьями дьявола за их непомерную любовь к золоту. В народных сказках черт нередко является искусным кузнецом, с чем гармонируют и его черный вид, и его пребывание в покрытых сажею и горящих адским пламенем пещерах.
Чертовки
Бесы женского пола, по характеру совпадают с облачными, водяными и лесными женами и девами.
Чертов конь
Сом, на котором обыкновенно ездит водяник; в некоторых местностях рыбу эту не советуют употреблять в пищу. Пойманного сома не следует бранить, чтобы не услыхал водяной и не вздумал отомстить за него.
Шерстнатый
Ночной демон. Можно предположить, что шерстнатым называют домового. В народе верят, что домовой весь оброс густой шерстью и мягким пушком; даже ладони и подошвы у него в волосах, только лицо около глаз и носа - голое. Ладонью шерстнатый гладит по ночам сонных, и те чувствуют, как шерстит его рука. Если он гладит мягкою и теплою рукою - это предвещает счастье, а если холодною и щетинистою - быть худу.
Шиш
Домовой, бес, нечистая сила, живущая обычно в овинах. Многим знакомо выражение: «Шиш - тебе!», соответствующее недоброму пожеланию. Играет Шиш свадьбы свои в то время, когда на проезжих дорогах вихри поднимают пыль столбом. Это те самые Шиши, которые смущают православных. К Шишам посылают в гневе докучных и неприятных людей. Наконец, «хмельные шиши» бывают у людей, допившихся до белой горячки (до чертиков).
Имя Шиша пристегивается также ко всякому переносчику вестей и наушнику в старинном смысле слова, когда «шиши» были лазутчиками и соглядатаями, и когда «для шишиморства» (как писали в актах) давались, сверх окладов, поместья за услуги, оказанные шпионством. «Шиш отроду голой, у его двор полой, скота не было, и запирать некого... Именья у Шиша - штей деревянный горшок, да с табаком свиной рожок. Были липовых два котла, да сгорели дотла» (Б.Шергин. «Шишовы напасти»).
Шишига
(Шишиган) - домовой, злой дух и праздношатающийся человек, шатун, то же, что и Шиш. Умные хозяйки ставят у печки с вечера тарелочку с хлебом и стакан молока - таким образом можно умилостивить шишиг. В некоторых местах под шишигами понимают маленьких беспокойных духов, которые норовят подвернуться под руку, когда человек делает что-нибудь в спешке. «...Закроет тебя шишига хвостом, и ты пропадешь и, сколько ни ищи, не найдут тебя, да и сам себя не найдешь...» (А.М. Ремизов. «Неуемный бубен»).
Шишко
Нечистый дух.
Шиликуны
(Шиликуны, шулюкуны, шликуны) - сезонные демоны, хулиганы. Шуликуны, связанные со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из трубы (иногда на Игнатьев день) и уходят назад под воду на Крещенье. Бегают по улицам, часто с горячими углями на железной сковородке или железным крюком в руках, которым они могут захватить людей («закрючить и сжечь»), либо ездят на конях, на тройках, на ступах или «каленых» печах. Ростом они нередко с кулачок, иногда побольше, могут иметь конские ноги и заостренную голову, изо рта у них пылает огонь, носят белые самотканые кафтаны с кушаками и остроконечные шапки.
Шуликуны на Святки толкутся на перекрестках дорог или около прорубей, встречаются и в лесу, дразнят пьяных, кружат их и толкают в грязь, не причиняя при этом большого вреда, но могут заманить в прорубь и утопить в реке. Кое-где шуликуны носили в клеть прялку с куделью и веретеном, чтобы те напряли шелку. Шуликуны способны утащить кудельку у ленивых прядильщиц, подкараулить и унести все, что положено без благословения, забраться в дома и амбары и незаметно извести или своровать припасы.
По вологодским представлениям, шуликунами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы. Живут они нередко в заброшенных и пустых сараях, всегда артелями, но могут забраться и в избу (если хозяйка не оградится крестом из хлеба), и тогда их выгнать трудно. На русском Севере шуликуны - название святочных ряженых.
Ареал и распространение огненных/летающих змеев
Большинство современных исследователей сходится во мнении, что образ Огненного Змея очень стар. В различных мифологических системах, где змей часто носит черты дракона (летает, имеет огненное тело или дыхание) обычно отмечается его отрицательная роль как воплощения Нижнего (водного, подземного или потустороннего) Мира.
В XVIII веке разразились целые эпидемии вампиризма в Восточной Европе (Россия, Украина и Беларусь) и на Балканах. Огненные змеи известны коренным народам Северного Кавказа, Малой и Средней Азии, Казахстана, Западной Сибири. Начало распространения данного феномена приходится на середину XVII век (В. Деружинский). Согласно поверьям жителей Самарской области, огненные змеи подымаются из глубин земли через систему разломов.
Чаще всего огненные змеи нападают на женщин, чьи мужья заняты отхожим промыслом (отхожий промысел – временная, чаще всего сезонная работа крестьян вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни. Людей, уходивших на заработки называли «отходниками»). Уязвимы также вдовы и набожные женщины со слабой психикой. Замеченные закономерности:
1. Появляется всегда после заката или до восхода солнца, откуда-то со стороны (не с неба);
2. Всегда одинаковые параметры;
3. За редким исключением появляется всегда над населенными пунктами. Особо тяготеют к домам вдовых, где рассыпаются искрами или ныряют в трубу. В этом случае в избе появляется умерший (много очевидцев);
4. Очень были распространены до 1960-х годов. Сейчас наблюдаются редко. (По данным М. Герштейна и Д. Казакова). При глубоком анализе большего количества свидетельств об огненном змее (мифическом любовнике) прослеживается устойчивая связь: огненный змей – инкуб – вампир (покойник) – одержимость – полтергейст.
Сокращение наблюдений огненного змея после 1960-х годов может зависеть от двух причин:
1. Феномен мимикрии. В ногу с космической эпохой, началом которой служат 1958-61 года (полет первого спутника и первого космонавта), «огненные гости» все чаще стали принимать образ инопланетных астронавтов. Сексуальные контакты стали теперь входить в «программу исследования и улучшения человеческой расы». Если раньше от союзов огненных змеев с женщинами рождались кикиморы, то сейчас от «инопланетян» рождаются некие «человеческие гибриды». Если раньше человеческих детей крала или подменяла нечистая сила, то теперь этим занимаются «благородные и высокоразвитые инопланетяне».
Исследователь фольклора Н. Козлова отмечает, что в поздних воззрениях о мифическом любовнике (вторая половина XX века) отсутствует образ змея. Иными словами, свидетельницы уже не видят летающее существо, они просто контактируют с инкубами, которые появляются «из ниоткуда» (либо проникают через двери, окна, стены и т.п.).
2. Огненных змеев отпугивает повышенный электромагнитный фон в городах и поселках. Связано это с электрификацией населенных пунктов и постоянным повышением числа всевозможных электрических приборов (линии электропередач, мобильная связь, радио, телевидение и т.д.).
Хронология и ареал распространения:
928 год – Русь, пролет объекта, напоминающего Змея («Полное собрание русских летописей»).
XV век – Болгария, Старозагорская обл., с. Змеёво. По преданию, предки односельчан были людьми саженного роста», то есть более 2 м роста, потому что в старину одна женщина из села вышла замуж за змея.
XV-XVI века – Россия, Владимирская обл., г. Муром. В середине XVI века была написана «Повесть о Петре и Февронии Муромских»: «…диявол всели неприязненаго летящаго змия к жене князя того на блуд».
XV-XVI века – Россия, Архангельская губерния, поверья о летающем змее – «дракуне».
XV-XVI века – Россия, Татарстан, г. Казань. По преданию при основании Казани на новом месте колдун уничтожает огромное количество змей. Главный из них – крылатый змей Зилант улетает и скрывается в горе. Наводит ужас на жителей. Гора впоследствии получает название «Зилантовая».
Середина XVII века – Начало широкого распространения в Восточной Европе (Россия, Украина и Беларусь) и на Балканах легенд об Огненном Змее.
1683 год – Россия, Тюменская обл., г. Тобольск. Наблюдение «звезды»: «…тут же начала растягиваться, как пояс, в длину, изгибаться и свиваться как хлыст... От неё полетели искры».
XVII-XIX века – Украина, предание о семиглавой летающей змее Яза.
XVII-XIX века – Украина, Житомирская обл., предание о многоглавых змеях, прилетающих на Ивана купала и поедающих людей.
XVII-XIX века – Украина, Закарпатье, предания о могучем летающем змее «шаркане», стерегущем воду или насылающем сильный ветер. Говорят, что «шаркане» живут на краю света, где обитают великаны и куда уходит всякая нечистая сила. А также о радуге – огромной змее, пьющей воду, которая затем наполняет дождевые тучи.
XVII-XIX века – Украина, западные р-ны Правобережья, предания о летающем змее, вызывающем сильный ветер.
XVII-XIX века – Украина. По представлениям гуцул (Ивано-Франковская, Черновицкая и Закарпатской обл.) бури порождает крылатый змей «жеретва». Также существуют поверья о крылатой семиглавой гадюке Язя (р-н Коломыи, Берчов).
XVII-XIX века – Украина, Ровенское Полесье, Дубровицкий р-н и Озерск, предания об крылатом змее, живущем некогда в лесу.
XVII-XIX века – Польша, предания о летающем змее: Келецкое воеводство, Новосондецкое, Катовицкое, Длуголенка, Грыбув, Пшышова, Тымбарк, Забжеж, Лонцко, Плаза, Калишская губерния.
XVII-XIX века – Польша, Хелмское воеводство, предания о пернатой змее, с красными крыльями и перьями. Взлетая, она оставляет на земле выжженную траву.
XVII-XIX века – Польша. Келецкое, Новосондецкое и Катовицкое воеводства; Длуголенка, Грыбув, Пшышова, Тымбарк, Забжеж, Лонцко и Плаза – предания о крылатой семиглавой змее.
XVII-XIX века – Польша, Краковское воеводство, предания о крылатом змее «лятавце».
XVII-XIX века – Польша, гурали окрестностей Бабей Гуры верят в существование крылатых змей, переродившихся из лягушек.
XVII-XIX века – Хорватия, Далмация, предания о летающих змеях, живущих в водной среде.
XVII-XIX века – Хорватия, Лика, предания о шестикрылом змее, живущем в озере.
XVII-XIX века – Сербия, предания о летающих змеях, вызывающих смерчи.
XVII-XIX века – Македония, Битола, поверья о летающем змее, который летает в Ад мучить грешников.
XVII-XIX века – Болгария, предания о летающем змее: Пловдивский округ, р-н Врацы, Мало Бабино, Оряхово, Малорат, Стакевцы, Орхание, Литаково, Бяла Слатина, Елены, Тюдовцы, Марян, Кулы, Берковицы, Михайловграда, Лома, Белоградчика.
XVII-XIX века – Болгария, предания о летающих змеях «хал», управляющих градовыми тучами.
XVII-XIX века – Болгария, обл. Баната, предания о летающих змеях «шарканах», пьющим воду из моря. От змей вода поступает в дождевые тучи.
XVII-XIX века – Болгария, горный р-н Сакар, предания о летающих змеях-юнаках, охраняющих посевы от града. Их задабривают особыми женскими трапезами.
XVII-XIX века – Болгария, р-ны София, Демирхисара, Пазарджика, Македония, Скопья и Велеса – предания о летающих змеях, охраняющих посевы от града.
XVII-XIX века – Болгария, р-ны Свиштов, Козар-Белене, Асеновграда и Марин; Софийский, Перникский и Пловдивский округа – предание о том, что в день Усекновения Иоанна Крестителя летающие змеи исчезают.
XVII-XIX века – Румыния, Моравская Валахия, предание о том, что колдун-чернокнижник периодически выпускает дракона, который производит мощный вихрь (смерч).
XVII-XIX века – Германия, Лужицы. По преданию лужичан (остатка славянского населения восточной Германии) существует летающий змей, которого можно приманить молочной кашей. Змей за еду приносит хозяевам зерно или деньги.
XVIII век – Россия, Ярославская обл., многочисленные наблюдения огненного ужа.
XVIII век – Россия, Московская губерния, Коломенский уезд, с. Уварово. Наблюдение огненного змея.
1745 год – Россия, г. Белгород, наблюдение огненного змея.
XIX век – Россия, Ярославская обл., многочисленные наблюдения огненного змея «летуна» («налета»).
XIX век – Россия, Смоленская губерния, многочисленные наблюдения огненного змея «любака». Предания о летающем змее, родившемся из петушиного яйца и вскормленного молоком.
XIX век – Россия, Рязанская губерния, многочисленные наблюдения огненного змея «любака».
XIX век – Россия, Орловская губерния, многочисленные наблюдения огненного змея «волокиты».
XIX век – Россия, Тамбовская губерния, многочисленные наблюдения огненного змея «любостая».
XIX век – Россия, Владимирская обл., многочисленные наблюдения огненного змея «летуна» («налета»)
XIX век – Сибирь и Алтай (юго-запад края и в 200 км от Бийска), широкое распространение легенд об опасном лесном змее «Огневке».
XIX век – Украина, Таврическая губерния (Симферополь), предание о летающем змее, несущем зло людям.
XIX век – Украина, Подольская губерния, Литин, предание о летающем существе, совратившем девушку в праздник на Ивана Купала.
XIX век – Украина, Харьковская губерния, г.Купянск. Девушка/женщина поднимает какой-то предмет на перекрестке. Мифический любовник начинает летать к ней.
XIX век – Белоруссия, Могилевская губерния, с. Лимчино, наблюдение огненного змея.
XVII-XVIII века – Сербия, сказания о Вуке Огненном Змее.
Вторая половина XIX века – Россия, г. Кемерово, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Россия, Тульская губерния, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Россия, Архангельская губерния, многочисленные наблюдения огненного змея.
Вторая половина XIX века – Россия, Псковская обл., с. Пыталово. Сообщение про опасного летающего гада.
Вторая половина XIX века – Россия, Костромская губерния, д. Шатенино. Мифический любовник летает огненным шаром к своей жертве.
Вторая половина XIX века – Россия, Нижегородская обл., г. Ветлуга, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Россия, Омская обл., Тевризовский р-н, пос. Утьма, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Россия, г. Симбирск, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Россия, Воронежская губерния, Бориславская волость, Волуйский повет, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Россия, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Россия, Саратовская губерния, с. Колено, появление покойника-змея.
Вторая половина XIX века – Россия, Калужская губерния, Жиздринский уезд, с. Теребень, наблюдение змея - «любака».
Вторая половина XIX века – Украина, Харьковская губерния, многочисленные наблюдения огненного Змея (например: слободки Араповка и Тарасовка, Купянский уезд: слободка Бело-Куракино, Старобельский уезд).
Вторая половина XIX века – Украина, Екатеринославская губерния, Новомосковский уезд, с. Мануйловка, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Украина, Хмельницкая обл., Каменецкий повет, с. Беньки (?), наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Украина, Черниговская губерния, с. Выблях, многочисленные наблюдения огненного змея.
Вторая половина XIX века – Украина, Черниговская губерния, Прилуцкий уезд, с. Снетино, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Украина, Херсонская обл., Елисаветградский уезд, местечко Глодоссы, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Украина, Полтавская губерния, Лубенский р-н, с. Хитцы, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XIX века – Украина, Полтавская губерния, Лубенский р-н, д. Листвяки, наблюдение огненного змея.
XIX/ XX начало-конец веков – Чувашия, Аликовский р-н, наблюдение огненного змея.
1900-04 года – Россия, Ярославская обл., Переславский р-н, у с. Городище, наблюдение огненного змея.
1910-49 года (сокращение наблюдений в 1920-е годы) – Россия, Ярославская обл., многочисленные наблюдения огненного змея.
1920-е года – Россия, Вятский край, многочисленные наблюдения огненного змея.
1922-24 года – Россия, Московская обл., окрестности Пущино, дважды наблюдался огненный змей.
1923-25 года – Россия, Свердловская обл., пос. Верхняя Тура, наблюдение огненного змея.
1930-1950-е года – Повышение активности огненных змеев, вследствие того, что множество мужчин были репрессированы или погибли на войне.
Начало 1940-х годов – Россия, Читинская обл., Нерчинский р-н, с. Пешково, наблюдение огненного змея.
1944 год – Белоруссия, Беловежская пуща, наблюдение огненного змея.
1945 год – Россия, Кировская обл., Лебяжский р-н, между с. Мелянды в дер. Чупраки, наблюдение огненного змея.
Конец 1940 годов – Россия, Кировская обл., дер. Малые Шорым, наблюдение огненного змея.
1949 год – Россия, Владимирская обл., между г. Суздаль в Гаврилов Посад, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Кировская обл., Лузский р-н, д. Боровица, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Кировская обл., Лузский р-н, с. Овсяниково.
Вторая половина XX века – Россия, Кировская обл., Белохолуницкий р-н, д. Антипята, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Кировская обл., Белохолуницкий р-н, с. Всехсвятское, наблюдение огненного снопа – мифического любовника.
Вторая половина XX века – Россия, Кировская обл., у дер. Приверх, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, многочисленные наблюдения огненного змея в р-не пос. Аскулы на Самарской Луке.
Вторая половина XX века – Россия, северо-запад Самарской обл., по преданиям обитает в малонаселенных болотистых – местах, чуваши называют огненного змея Пата Кабуся.
Вторая половина XX века – Россия, северо-восток Самарской обл., а также гора Шихан, многочисленные наблюдения огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Вологодская обл., предания об опасной змее, прыгающей высоко и далеко.
Вторая половина XX века – Россия, Астраханская обл., многочисленные свидетельства о летающей и прыгающей змее. По рассказам местных жителей около хвоста у них имеется некий шар размером с кулак среднего мужчины
Вторая половина XX века – Россия, Псковская обл., сообщения про опасного летающего гада. Живет в болотах, на голове/спине гребень.
Вторая половина XX века – Россия, Тверская обл., с. Вышний Волочек. По рассказам местных жителей в болотах обитает необычный агрессивный к людям летающий змей.
Вторая половина XX века – Россия, Новгородская обл., Кресцы. Известны два случая появления летающего змея у болот.
Вторая половина XX века – Россия, Новгородская обл., Старорусский р-н, с. Ивановское и Чижово, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Новгородская обл., Пестовский р-н, с. Малышево и Ельничное наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Знаменский р-н, с. Чередово, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., с. Старомалиновка, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Называевский р-н, с. Батареевка, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Усть-Ишимский р-н, с. Еланка, огненный змей убил девушку и ее мать.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Усть-Ишимский р-н, г. Никольск, неоднократные наблюдения огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Усть-Ишимский р-н, с. Паново, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Усть-Ишимский р-н, с. Загваздино, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Усть-Ишимский р-н, дер. Большая Бича, предание о конопле-обереге против огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Горьковский р-н, с. Алексеевка, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Тевризский р-н, с. Екатериновка, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Таврский р-н, с. Заливино, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, Омская обл., Муромский р-н, с. Бергамак, наблюдение огненного змея.
Вторая половина XX века – Россия, г. Омск, наблюдение огненного змея.
1953 год – Россия, Владимирская обл., между совхозом «Гигант» и дер. Лукново, наблюдение огненного змея.
1960-е года – Россия, Читинская обл., Нерчинский р-н, с. Пешково, наблюдение огненного змея.
1961 год – Россия, Владимирская обл., г. Рудуга, наблюдение огненного змея.
1970 год – Россия, сельская местность под Пермью, наблюдение огненного змея.
1976 год – Россия, Горьковская обл., Арзамасский р-н, дер. Кирилловка, наблюдение огненного змея.
1979 год – Россия, Владимирская обл., пос. Мстера, наблюдение огненного змея.
1980-е года – Согласно непроверенной информации среди альпинистов бывшего СССР бытовало поверье о целом «плоскогорье Огненных змей», расположенном на южной границе Дагестана в районе пика Гутон, главный Кавказский хребет и менее известном горном урочище Бочохмэер, Богосский хребет.
1980-е года – Россия, Ленинградская обл., Вепские болота. Многочисленные сообщения об опасном летающем гаде. С середины 1990-х годов в ближайших лесах найдено более десяти трупов погибших людей (местные или приезжие, раздеты, следов насильственной смерти, и присутствия алкоголя в крови не обнаружено; деньги, одежда и ценное имущество не тронуто).
1983 год – Россия, Саратовская обл., в 30 км от г. Аткарска. В апреле поздней ночью был замечен огненный шар с хвостом.
1989 год – Казахстан, Мартукский р-н, между с. Новоалексеевка и с. Каратугай, наблюдение огненного змея.
1991 год – Россия, Свердловская обл., г. Ивдель, наблюдение огненного змея.
1998 год – Россия, Пермская обл., дер. Семичи, наблюдение огненного змея.
2001 год – Россия, Кировская обл., Лебяжский р-н, у дер. Малый Рын, наблюдение огненного змея.
2005 год – Украина, Киев. Поздним вечером декабря объект двигался со стороны Жулян к Караваевым дачам. Объект светился белым светом, длина с хвостом 1,5-2 м.
Красный цвет проявления – области, где наиболее часто наблюдается летающий змей: Россия: Владимирская, Архангельская, Рязанская, Астраханская, Омская, Орловская, Тамбовская, Кировская, Новгородская, Самарская, Смоленская, Ярославская обл.,Украина: Закарпатье, Полесье, Черниговская обл.
Синий цвет проявления – области, где на протяжении нескольких веков наблюдались летающие змеи: Россия: Московская, Владимирская, Архангельская, Самарская, Саратовская, Омская, Ярославская обл.
Зеленый цвет проявления– области, где относительно редко быль замечен летающий змей:Россия: Московская, Ленинградская, Псковская, Нижегородская, Белгородская, Пермская, Тверская, Тульская, Воронежская, Саратовская, Свердловская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Читинская, Тюменская обл., Чувашия, Казахстан. Украина: Киевская, Харьковская, Днепропетровская (Екатеринославская губ.), Полтавская, Подольская, Черниговская, Херсонская обл., Белоруссия, Могилевская губерния.
Таинственные животные в Азербайджане. 1
Маргарита человек разумный часть 108
Таинственные животные в Азербайджане
Гулябаны - дикие лесные люди Азербайджана
Талыш - это горная область на границе Азербайджана и Ирана. Здесь распространены предания о лесных людях - гулябанах, соседствующих с местным населением, называющим себя талышами. Очень многие рассказчики убеждены, что гулябаны встречаются в Талышских горах и в наши дни. Так, в одном из писем в редакцию журнала «Вокруг света» приводится свидетельство некоего Фейзулаева:
«У моих (ленкоранских) знакомых и друзей, а есть среди них и очевидцы, нет и тени сомнения в существовании в горах человекоподобных существ мужского и женского пола, а также детенышей. Повторяю, что некоторые встречались с ними. Описывают их примерно так: ростом с человека, выше или ниже, густо обросшие волосами от темно-серого до черного цвета.
Лицо скорее человеческое, чем обезьянье. При случайной встрече с человеком убегают на двух ногах. Чрезвычайно осторожны, встречаются чаще в сумерках, ночью, реже днем, в далеких горных селах иногда воруют ночью мелкий домашний скот, птицу, овощи и фрукты». И это слова не забитого и полного суеверий крестьянина, а ассистента кафедры психологии Азербайджанского медицинского института. Полученные от него сведения совпадают с рассказами других местных жителей.
Некоторые из них уверяли, что в Талышских горах можно найти места ночлега гулябанов, которые выглядят как вытоптанные участки округлой формы диаметром 3-5 метров, устланные сухой травой и клочками шерсти. Ранее рассказывали, что гулябаны живут в камышовых хижинах. Но в последнее время никто таких хижин не встречает. Похоже, они перешли на типично кочевой образ жизни.
Но почему в Азербайджане лесные люди сохранились только в районе Талышских гор? Скорее всего, их локализация вовсе не связана с местными этносами. Они могли приходить в Азербайджан из Ирана, а потом оттуда мигрировать в Грузию или Абхазию. В начале прошлого века в районе Ленкорани и Астары проходила грунтовая дорога над самым берегом моря, которая вела в сторону границы с Ираном. По ней следовали русские купцы с товарами. Теоретически этот путь могли использовать и гулябаны.
Сведения о племени диких людей в «южно-каспийской глуши», лесисто-гористой местности азербайджанского Каспия, попали и в «Энциклопедию непознанного» В.А. Черноброва. В 1914 году в этих краях заблудился пастух Габриэл Циклаури, уроженец села Натбеури Мцхетского уезда Тифлисской губернии. После долгих скитаний он вышел на поселение дикарей, не носивших никаких одежд и охотившихся с помощью копий. Прожив два года в племени, Габриэл покинул его, после того как на племя было совершено нападение неизвестных людей.
Хотя с тех пор Габриэл неоднократно делал попытки найти это место, ему удалось лишь установить, что указанный район находится в субтропических лесах неподалеку от Сальяна, возможно, ближе к городам Астара и Ленкорань, причем местные жители подтверждают, что слышали о существовании дикарей. Правда, самодеятельные поиски, предпринятые в этом регионе одиночными исследователями в 1980-х годах, не привели к успеху, а организация сюда серьезной экспедиции - дело непростое. (Юрий Супруненко, журнал «Тайны ХХ века» № 40, 2017).
Духи-рабы
Гирканский национальный парк, открытый в 2004 году, охватывает лесные массивы, остававшиеся практически нетронутыми миллионы лет и пережившие ледниковый период. О тех далеких временах напоминают деревья, которых нет больше нигде в мире. - каштанолистный дуб, железное дерево, гирканский инжир. В лесном тенистом полумраке много папоротников, в пышном ковре которых тонет нога, а травянистый покров располагает к привалам.
А еще это рай для диких животных. Здесь встречаются следы медведей, в удаленных уголках находит себе приют кавказский леопард, который является своеобразным брендом парка. Кстати, он находится на грани вымирания и занесен в Красную книгу Азербайджана, а также в Красную книгу Международного союза охраны природы.
До середины прошлого века в Талышских лесах еще обитали лянкяранский тигр, леопард, кавказский марал, бурый медведь. Ныне тут можно встретить полосатую гиену, каменную куницу, европейскую косулю. Гирканский парк планируется включить в Список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Его территория (наряду с Закатальским заповедником) рассматривается для создания на Южном Кавказе биосферного резервата.
Однако вряд ли в официальных источниках будут содержаться упоминания о гулябанах - загадочных представителях не то местной фауны, не то побочной ветви человечества, якобы обитающих в этих краях. Начнем с того, что «гулябан» (или, по-азербайджански, «гульябани») в переводе означает «оборотень». Есть и другие вариации названия - «гуляй баны», «биабан-гули», «гульбиябан». Поверья о гулябанах существуют и у других восточных народов - таджиков, киргизов, турок.
Талыши
В представлениях азербайджанцев и турок гулябан - это злой дух, обитающий в степи или на кладбище, а также в руинах, подземельях, на местах битв и побоищ. В западных районах Азербайджана его считали водяным духом. Согласно мифам и преданиям, эта сущность похожа на человека, только очень большого и уродливого, покрытого серой или черной шерстью и с вывернутыми назад ступнями. От него исходит неприятный запах.
По ночам гулябан любит кататься на лошадях, запутывая при этом им гривы, и пугать припозднившихся путников. Встретившись с людьми, дух заговаривает с ними человеческим голосом и предлагает побороться. Поверье гласит, что, если поймать гуля-бана и вонзить ему в шею иголку, он станет рабом того человека («гуль» означает «раб»). Маленький нюанс: все приказы хозяина гулябан, в отличие от классических джиннов, станет выполнять наоборот.
Упоминания о диких голых и волосатых людях нередко встречаются в мифах и легендах древнего Двуречья, в «Истории» Геродота и многих других сочинениях прошлого. Так, французский консул в Крыму Ксаверио Главани в своей работе «Описание Черкесии» (конец XVIII века) рассказывает, как однажды отряд горцев, переходивший Кавказский хребет, подвергся нападению «голых людей», которые при этом кусались, подобно собакам.
Лесные люди фигурируют в фольклоре многих народов Кавказа. В некоторых сказаниях они наделены совершенно фантастическим обликом - например, их описывают с якобы торчащим из груди каменным или костяным топором. Но большей частью они предстают перед нами вполне реальными «волосатыми и безмолвными людьми» с топорами в руках.
Русский этнограф Н.С. Иваненков, опубликовавший в начале XX века одно из таких описаний, замечает, что оно соответствует виду изваяний позднего Средневековья, встречающихся в верховьях реки Большой Зеленчук. По его мнению, в обоих случаях «прототипами» могли служить остатки одичавшего христианского населения этих мест, скрывавшегося от преследований утверждавшихся здесь мусульман.
Другой известный дореволюционный кавказовед, В.Ф. Миллер, записывая одну из легенд о «диких» людях, добавил, что рассказчик утверждал, будто лично знает в одном селении Северной Осетии девушку, отец которой был ал маеты (албасты) - это широко распространенное на Северном Кавказе и в Средней Азии название мифических лесных людей.
Советский археолог и краевед Л.П. Семенов, записывая в 1930-х годах генеалогию ингушской фамилии Даурбековых из селения Горак, обнаружил у них в восьмом поколении предка по имени Албаст. И сейчас племя албасты будто бы обитает в горах Абхазии. Еще одно предполагаемое место обитания диких людей, скорее всего, находится на крайнем юге Азербайджана, в районе Ленкоранской низменности, на запад от которой поднимаются Талышские горы с малохожеными лесами.
Согласно Геродоту, лесные люди Кавказа питались дикими плодами деревьев и кустарников. Совокупление между мужчинами и женщинами этих племен было свободное, как у скота. По свидетельству же наших современников, гулябаны живут супружескими парами, у них уже сформировались семьи. А может быть, речь идет вообще о разных народностях или даже разных биологических видах?
Маргарита человек разумный часть 108
Под воду – к «братьям» по разуму
Вот уже который раз перед человечеством встает вопрос: а единственные ли мы хозяева планеты Земля? А может вместе с нашей цивилизацией параллельно существует еще и другая, находящаяся в толще воды, и потому для нас неизвестная? И может быть они, чужие, живут там, в пучине, и в тайне от всех на своих военных подземных базах готовятся к колонизации Земли.
В 2003 году с борта азербайджанского траулера «Баку» рыбаки сообщили о загадочном существе, которое в Каспийском море долгое время плыло параллельно с их судном. Вначале рыбаки обрадовались, думая, что им на пути попалась очень крупная рыба, однако каково же было их изумление, когда вместо передних плавников они увидели в бинокль руки, а на голове – волосы…
Об этом каспийском феномене и прежде ходили слухи в Иране, а после придания огласки сообщения азербайджанских рыбаков, многие иранцы начали утверждать, что не раз видели это странное создание. Ученые же объясняют случившееся пробуждением подводных вулканов и активизацией нефтедобычи в регионе Бабольсера.
Причем описания этого существа – Рунан-шаха, во многом совпадают. Рыбаки, которые видели его, уверяют, что в тех местах, где он появляется, рыбы становится очень много. Создается впечатление, что рыбки - его свита. Однако он никогда не предпринимает попыток освободить пойманную рыбу и не входит в контакт с людьми.
Подобных существ очевидцы встречают не только в пресных водоемах, но и в морях и океанах! А может, в морских глубинах существует еще одна тупиковая разновидность человечества, которая с незапамятных времен ушла под воду? В связи с этим ученые вспоминают о легендарных атлантах, которые владели уникальными технологиями, а потом, в силу обстоятельств, переселились под воду. Легенды повествуют о том, что атланты намного превосходили по техническому и культурному уровню все другие народы, находившиеся еще в стадии развития медного века.
А другая легенда говорит, что придворные механики всех последних царей Атлантиды изготавливали механические приводы не только для кораблей, но также и для подводных аппаратов. И если все это не является преувеличением и хоть немного соответствует действительности, то вполне вероятно, что часть жителей Атлантиды выжила после катастрофы, полностью уничтожившей их материк, переселилась под воду и там обосновалась.
Исследования, проведенные в глубинах Атлантического океана, в предполагаемом районе затонувшей Атлантиды, дали возможность ученым обнаружить там лестницы, спускающиеся в пещеры, закругляющиеся и вертикальные стены из гигантских камней, какие-то переходы, арки, за которыми, может быть, скрываются входы, ведущие к жилью водяных людей.
Рыбак из городка Тронте в Адриатике рассказывал о том, что видел, как из глубины воды на него был направлен красный свет. Испугавшись, молодой человек поплыл к берегу, однако свет поспешил за ним, то поднимаясь на поверхность, то ныряя глубоко под воду.
Вначале родные восприняли этот рассказ рыбака как бредовую галлюцинацию, но вскоре в море такие ненормальные явления начали снова повторяться. Таинственное свечение, зеленые и красные лучи света, бурление моря, столбы воды, которые неожиданно поднимались метров на сто, странные «борозды» на поверхности, которые с воздуха зафиксировала и береговая охрана.
Кто плетет косички в гривах
Дело в том, что еще в начале 70-х годов прошлого столетия я тоже тоже столкнулся с подобным явлением в Талышских горах на юге Азербайджана и довольно много занимался этим вопросом, и Чанда узнала об этом из каких-то сайтов. Местные жители в Талыше тогда утверждали, что косички заплетают гулейбаны – дикие лесные люди. Хозяева лошадей не возражали против того, чтобы я срезал образцы, и я собрал их в общей сложности около 40.
Довольно много времени – несколько летних сезонов – я потратил на расследование загадки возникновения таких косичек, которые появлялись преимущественно у кобыл. Но так и не смог прийти к определенному мнению. По крайней мере, у одной из кобыл, за которой я неотрывно наблюдал в течение трех ночей, косичка образовалась сама собой. Как – объясню ниже.
Свидетельства о пристрастии этих полулегендарных существ к лошадям имеют давнюю историю и распространены не только на Кавказе. Косички заплетал и русский домовой, и английский «гоблин», и кабардинский «алмасты». Луи Мари Синистрари, профессор философии и теологии, юрисконсульт верховного трибунала инквизиции в Риме, написал трактат с длинным названием: «Отношение к демонам, и о животных «инкубах» и «суккубах», где доказывается, что на земле существуют разумные создания, отличные от человека, имеющие, как и он, тело и душу, как и он, рождающиеся и умирающие…».
Трактат этот был написан для того, чтобы суды отличали связь с демонами от связи с названными существами, не причисляемыми автором к сверхъестественной силе. Синистрари пишет: «Он, «инкуб», пристает к кобылам. Если они послушны его желаниям, он окружает их заботой и лаской, заплетает им гриву во множество узлов, которые нельзя распутать; но если они сопротивляются, он мучает и бьет их, нагоняет на них сап, и, наконец, убивает, о чем свидетельствует повседневная практика».
Известный в свое время автор энциклопедии животного мира Игорь Акимушкин утверждал, что эти косички запутывает ласка, маленький хищный зверек, который распространен почти по всей России. Известный в зоологическом мире авторитет П.А. Мантейфель описал в свое время в книге «Рассказы натуралиста», как ласка в поисках соли взбирается на лошадь и вылизывает соль с шеи, одновременно запутывая и заплетая ей гриву. Многие коневоды тоже уверены, что гриву заплетает ласка. Практически такое мнение утвердилось и стало общепринятым.
Но одного взгляда на «наши» косички было достаточно, чтобы отказаться от идеи об авторстве ласки. «Косички» представляют собой скорее петли, сплетенные из скрученных жгутов, причем начиная с середины длины прядей и до конца их. Кроме того, сплетенные пряди, как правило, еще и завязаны узлами. Образовавшуюся петлю невозможно разорвать даже большим усилием.
Помню, мы тогда показывали косички биологу Н.Ф. Мадьярной, кандидату биологических наук В.Е.Флинту, опытному специалисту-зоопсихологу Курту Эрнестовичу Фабри. Все они категорически отвергли авторство ласки в заплетании косичек. Это мнение поддержал и потомственный коневод Николай Самохвалов из Подмосковья.
И тогда я продолжил наблюдения за пасущимися на воле лошадьми на землях Ленкоранского района в Азербайджане. Однажды, когда я заметил в гриве одной из них намечающуюся косичку, я стал гоняться по ночам именно за этой лошадью, вооружившись ночным стрелковым прицелом к автомату Калашникова, предоставленным тамошними пограничниками.
И что же я увидел? Первое: косичка начинает заплетаться снизу, с концов волос, а не от основания. Весь процесс длился трое суток: вначале это была маленькая косичка на конце волос гривы; на другой день косичка увеличилась, а пряди, еще не заплетенные, оказались скрученными, и на третий день я увидел вполне сформировавшуюся косу, но все же плетение не дошло до основания волос, на половину их длины косичка осталась незаплетенной, и больше коса не увеличивалась. Образовалась как бы петля, оканчивавшаяся косой.
Хорошо ее рассмотрев, я увидел, что на кончике волос прилепился комочек глины, который скрепил пряди между собой. А ведь к кобыле никто не подходил!! Стал думать… Как сейчас помню: после ночного наблюдения, когда лазил по грязи с прибором ночного видения (Ленкорань – это зона субтропиков, откуда в Россию поступали и поступают мандарины, там часты дожди), сидел в каком-то вагончике на железной сетке кровати, ел арбуз и размышлял.
И вдруг меня осенило! Я отрезал от чехла армейского прицела ночного видения три длинных тесемки, привязал их к спинке кровати, другой конец всех трех тесемок связал вместе в узел и стал пропускать этот узел в промежутки между тесемками - то в левый, то в правый. На глазах стала образовываться коса, причем она росла от нижних концов тесемок! Что и требовалось доказать…
Тогда я решил, что косичка образуется сама собой. Когда лошадь машет головой, отгоняя мух, мошек и слепней, - а она это делает тысячи раз на дню – то комочек глины, скрепивший концы прядей, начинает подскакивать и иногда попадать в промежуток между двумя прядями. В другой раз она может попасть в другой промежуток, хотя бывает, что и два-три раза в один промежуток, потому коса неровная, грубая, но все же – коса. Поняв это, я тут же собрал свои вещи и уехал из тех мест, «закрыв» тему косичек. И, как позже понял, зря. («Гоминалогия»).
Маргарита человек разумный часть 108
Полжизни в поисках Снежного человека
В 1950-х годах из Азербайджана и Южного Дагестана стали приходить сообщения о встречах в горах с существом, напоминающим не то большую обезьяну, не то рослого человека, покрытого шерстью. В конце концов сообщений набралось столько, что на них надо было как-то реагировать.
И чтобы закрыть этот вопрос, чиновники партийной верхушки дали указание специалистам из Академии наук СССР подготовить компетентную экспедицию расширенного состава, в которую, в частности, вошли даже некоторые партработники.
Научную экспедицию возглавил ученый-социолог Борис Федорович Поршнев. А Жанну Кофман пригласили в качестве врача. И в 1958 году ученые отправились на Памир. В результате опроса 200 жителей из разных частей Кавказа даже самые закоренелые скептики из числа партработников убедились в том, что снежный человек - реальное существо. А посему руководству Дагестана было поручено его найти и отловить. Правда, из этой затеи ничего не вышло. «Почему?» - спросили как-то у Жанны Кофман, которая после экспедиции 1958 года превратилась в самую неутомимую исследовательницу снежного человека.
«Да по той причине, - ответила женщина, - что он никогда не остается на одном и том же месте. Сегодня его видели здесь, а назавтра его следует искать уже километров за 10-30 отсюда. А если принять во внимание, что сообщение от крестьянина или чабана, видевшего йети, доходит, как правило, с большим опозданием, то поиск, а тем более отлов алмасты становится делом практически безнадежным».
К тому же снежный человек очень осторожен. Если и показывается людям, то на недосягаемом расстоянии: его и сфотографировать-то толком не удается, не то что разглядеть. Сама Жанна несколько раз видела снежного человека, но тоже издали. Зато она стала его летописцем.
На свои личные средства она основала в 1960 году в Кабардино-Балкарии, в селении Сармаково, базу поисковой экспедиции, которая действовала до недавнего времени. За долгие 40 лет неутомимых исследований в ее дневниках накопились десятки тысяч фактов и историй, связанных с йети. И еще больше - свидетельств очевидцев. Вот лишь некоторые из них. (Ирина Жукова, журнал «Загадки ХХ века», №16 2017).
Снежный человек в Азербайджане
Апшеронский п-ов. Л.Н.Батура из Баку пишет: «В 1974 году мне было 14 лет, и я часто гонял с друзьями по окрестностям Баку на мотоцикле. Обычно мы собирались компанией из трёх-четырёх человек и ездили в горы, где у нас были излюбленные места возле речки и дрова для костра. Мы располагались та, разжигали костёр, кипятили чай и подкреплялись тем, что захватили из дома. Но иногда я не находил компании и я ездил один.
Однажды во время такой поездки у меня заглох мотор. Я занялся ремонтом и вдруг почувствовал на себе чей-то тяжёлый взгляд. Обернувшись, я остолбенел от неожиданности – метрах в 20 от меня стоял он. Всё тело у него было покрыто белой шерстью. Я отчётливо видел светло-розовые ладони и жёлтые глаза. Он смотрел на меня изучающим взглядом – это были чисто человеческие глаза со свойственным им отпечатком разума».
Интересный случай произошел в 1947 году в окрестностях селения Белоканы со старшиной милиции Рамазаном. О нем рассказал начальник местного отделения милиции капитан Белалов. Старшина возвращался после дежурства поздно вечером к себе домой. По дороге ему нужно было перейти по мостику через ручей. За мостиком росло большое развесистое дерево. Как только он приблизился к этому дереву, которое отбрасывал густую тень от луны, из этой тени выскочило какое-то огромное существо, схватило его в охапку и бросило под дерево.
От страха и удивления он сначала ничего не соображал, но через некоторое время немного пришёл в себя и разглядел, что под деревом, рядом с ним находятся два волосатых человека, мужчина и женщина. Они были без одежды, покрыты густыми волосами тёмного цвета. Женщина была значительно меньше мужчины. У неё выделялись большие, свисающие вниз груди и более длинные волосы на голове.
Оба они издавали странные нечленораздельные звуки, и первое время с интересом разглядывали свою добычу. Особое внимание у них вызывали светлая кожа лица старшины и блестящие пуговицы на его кителе. Старшина лежал у подножия дерева и боялся пошевелиться, так как при каждом его движении самец начинал рычать. Потом стало ещё страшнее – как только самка пыталась прикоснуться к старшине, самец начинал рычать и отталкивал её. Когда же самец набрасывался на пленника, самка рычала и отталкивала его. Один раз они даже подрались. Но, в общем-то, никакого вреда своему пленнику они не причиняли. А когда начало светать, оставили его и скрылись в лесу.
Переживший это приключение милиционер настолько переволновался, что, придя домой, не сразу вспомнил, что он оставил под тем деревом свою фуражку, за которой потом на другой день сбегал его сын. Старшина ещё несколько дней не мог оправиться после пережитого страха и опасался ходить той дорогой на службу. (В. Макаров, «Атлас Снежного человека»).
Русалки в Каспийском море
Русалки в Каспийском море. Все эти рассказы и жалобы дошли до ушей ученых-исследователей морских глубин Азербайджана. Они решили проверить все слухи о русалках или каком то существе, которое живет в водах моря. Один из исследователей Адиль Корзабаев рассказывает о случае со своим напарником-ученым Самед Али оглы Джафаровым, который, когда ему было еще 15 лет, сталкивался с русалками в Каспийском море. С борта баркаса было хорошо видно, как это неизвестное существо, которое называют русалкой, возглавляло косяк рыб и они повиновались каждому движению ее руки.
Постоянные наблюдения за водами моря, опросы рыбаков и нефтянников, которые работают на шельфе вызывают все больше уверенности в том что русалки действительно существуют, но в их существование мало кто верит.
«Самед Али оглы Джафаров рассказал о том, о чем другие ученые из Азербайджана и Ирана предпочитают замалчивать, чтобы их не подняли на смех. На самом деле в Иране никто не сомневается, что каспийские русалки, которых они называют рунаншах, действительно существуют. Это не просто элемент фольклора - это настоящие наблюдения и свидетельства людей, которым мусульманская вера не позволяет лгать. Ведь Каспий - это древнейшая водоем на Земле, который появился миллиард лет назад, на заре возникновения континентов. Кроме того, Каспий - это закрытая экосистема, где эволюция могла развиваться совсем по другому пути. Поэтому здесь вполне могли появиться люди-рыбы», - говорит исследователь Адиль Корзабаев.
Сфотографировать русалок в воде или на берегу, пока не удавалось. По рассказам очевидцев, ученый-исследователь Самед Али оглы Джафаров составил примерный портрет русалки: «У нее длинные волосы зеленого цвета, кожа серебристо синяя, очень большие глаза, а вот уши отсутствуют, хвост похож на рыбий, руки почти как у людей, но с перепонками на пальцах, плавает очень быстро».
«В последнее время все больше стало фиксироваться появление русалок, - продолжает Адиль Корзабаев. - Самед Али оглы Джафаров считает, что причиной тому является ухудшение экологической обстановки на Каспии. У берегов Азербайджана и Ирана начали просыпаться грязевые вулканы, когда раскаленные газы бьют из- под земли».
Особенно эти существа не любят браконьеров, которые, как наверное считают русалки, охотятся на их территории и убивают жителей моря. В результате частых нападений на подводных охотников, они были вынуждены отказаться от подводной охоты. Так еще в 1988 году записан рассказ одного подводного охотника, на которого во время погружения напала русалка и сильно повредила ногу, которую пришлось ампутировать.
Другой рыбак-браконьер рассказывал: - «Как-то мне пришлось столкнуться с каспийской русалкой, - рассказывает мужчина, пожелавший остаться неизвестным. - Я тогда был безработным, поэтому занимался браконьерством. Однажды вышел один в море, чтобы проверить сети. Ближе к вечеру мотор моего лодки отказал, и я начал грести веслами вручную. А когда стемнело, услышал громкие удары по днищу лодки. Затем с ее противоположной стороны появилась русалка, которая смотрела на меня своими огромными глазами. Они были черные и без зрачков. Я упал на колени и поклялся, что никогда больше не стану заниматься браконьерством. я просил русалку пощадить меня, сказал, что у меня есть дети. Она взобралась на лодку, и тогда я изо всех сил ударил ее веслом. Русалка прыгнула на меня, и я отключился от сильного удара в челюсть. Очнулся уже на берегу».
Азербайджанские вахтовики-нефтедобытчики, которые работают на нефтеплатформах, рассказывали, что долго не могли наладить работу вышек. Объясняли неполадки с трубами агрессивным воздействием состава нефти, в частности большим содержанием серы, но простые рабочие были уверены, что это «диверсии» морских жителей глубин моря в частности тех же русалок.
«Больше всего для изучения каспийских русалок сделал Жак-Ив Кусто, - говорит Адиль Корзабаев. - В 1998 году этот легендарный исследователь на судне» Алсион «почти три месяца бороздил Каспий. Он искал именно русалок. Официально экспедиция была объявлена неудачной, и один из помощников рассказал, что все видеоматериалы о Каспии редактировал лично Кусто. Кроме того, он взял из своей команды клятву молчания. Есть сведения, что Жаку-Иву Кусто удалось зафиксировать местонахождение подводного города русалок. Чтобы не подвергать риску его жителей, он решил промолчать об их существовании».
К сожалению, в настоящее время, фото русалок сделать не удалось. Они появлялись неожиданно, но так же быстро исчезали в глубине. Поймать их с помощью сетей или неводов тоже не удалось. Все, довольно крепкие, снасти были изгрызены или чем то порезаны.
К слову сказать, один из музеев Баку хранит фото русалки сделанное капитаном рыболовного траулера Гафар Гасанов. О подлинности фотографии никто не рискует сообщать. Почти все ученые-океанологи уверены, что такого существа в морских глубинах быть не может, потому, что такого не может быть.
Но, как бы там ни было, русалки жители подводного мира, чужого для человека и встреча с ними не сулит ничего хорошего. По преданиям и легендам, русалки могут вызывать бури такой силы что переворачивают и топят корабли, могут воздействовать силой своей энергии на разум человека при помощи своих особых «песен». Поэтому при встрече с ними постарайтесь не делать ничего такого что может их обидеть, разозлить; постарайтесь не привлекать к себе внимание, постарайтесь сфотографировать или хотя бы зарисуйте их и, по возможности, не слушайте их «пения», постарайтесь немедленно уйти от того места где их увидели, что бы не погибнуть. («Мистические истории»).
Маргарита человек разумный часть 108
Водяной в шерстяных носках
Согласно славянской мифологии, водяной - дух водной стихии. Собственно, помимо своего основного «имени» - водяной, это существо имеет такие наименования, как водяник и водяной дедушка. Чаще всего его представляют как косматого старика, облепленного болотной травой. Местом обитания этого существа считаются речные омуты, особенно вблизи водяных мельниц.
Трое восемнадцатилетних парней, Иван, Владимир и Валерий, отправились на утиную охоту. Дело было в Азербайджане, на Каспии. Смысл этой охоты заключался в том, что днем утки жировали на берегу, а как только заходило солнце, они перелетали на ночевку в морской залив, где их и отстреливали.
В те годы этот залив был очень мелким: можно было на целые километры уходить от берега по тропинкам в камышах, и вода едва доходила до верха охотничьих сапог. Чем дальше от берега, тем заросли камыша и тростника становились все реже и, наконец, превращались в отдельные кочки, за которыми начиналась чистая вода. Сюда и прилетали на ночь утки.
Стрелять в темноте было нелегко да еще втроем с одной кочки. Это и привлекало молодых людей. Как только начало смеркаться, приятели вышли на берег залива и прошли около двух километров по камышовым зарослям, которые были выше человеческого роста. Заросли постепенно редели. Друзья добрались до кочек, выбрали одну из них, повыше и посуше, обосновались на ней и стали ждать уток.
Как только зашло солнце, птицы полетели сначала по одной-две, а потом целыми стаями. Охваченные охотничьим азартом, молодые люди забыли обо всем на свете и были заняты только стрельбой. Быстро начало темнеть, все труднее было различить силуэты уток на ночном небе, поэтому друзья то и дело озирались по сторонам, опасаясь пропустить дичь. Вдруг Валерий тихо сказал Ивану: «Смотри, сзади старик какой-то появился. Рыбак, наверное. Осторожнее стреляй, его не зацепи. А я Володю предупрежу».
Иван оглянулся и тоже увидел деда с седой бородой. Он стоял на соседней кочке и молча смотрел на охотников. Одет старик был несколько странно: в белую длинную рубаху и темные брюки, заправленные в белые шерстяные носки. Сапог на нем не было. Но тут небо над головой буквально запело от свиста крыльев. О старике забыли. Одна лишь мысль мелькнула у Ивана: «Нашел дедуля место для рыбалки! Тут шесть стволов во все стороны бабахают, а он со своей рыбой! Ловить больше негде, что ли? Хорошо, хоть Валерка предупредил».
Но вдруг Иван почувствовал на себе пристальный взгляд. Он посмотрел на Валерия и увидел широко раскрытые от удивления черные глаза. И тут самого Ивана поразила мысль: «Как же этот дед попал сюда? Лодка здесь не пройдет, да и где его лодка? А на ту кочку можно перебраться только через нашу!» Парни, как по команде, оглянулись назад и похолодели от страха: дед исчез так же бесшумно, как и появился. Если бы его видел только кто-то один, можно было бы сказать, что ему просто почудилось. Но свидетелями одного и того же видения были двое человек, а это уже никак не спишешь на разыгравшееся воображение.
Парни вскочили и стали пристально вглядываться в темноту, но вокруг, кроме них, никого не было. Наперебой Иван с Валерием стали рассказывать недоумевающему Володе о старике. У всех троих вдруг возникло ощущение, что кто-то наблюдает за ними из зарослей. С каждой минутой неприятное чувство становилось все сильнее. Парни в спешке собрали вещи и чуть ли не бегом двинулись сквозь камыши. Лишь выбравшись на берег, они почувствовали себя спокойнее. Так и не смогли друзья найти разумное объяснение тому, как все же бородатый дед смог пробраться на кочку в своих шерстяных носках и куда потом исчез, хотя все трое, конечно же, не верили в рассказы про леших и водяных.
Свидетельство о публикации №124111602727