Криптозоология в России
Криптозоология («изучение скрытых животных», от др. - греч. «тайный, скрытый» и зоология) - неакадемическое направление, предметом которого является целенаправленный поиск животных, считающихся легендарными или несуществующими, включая животных, которые в настоящее время считаются вымершими (как например, динозавры); животных, о которых рассказывается в легендах и мифах (как например, единороги или драконы) или о них рассказывают очевидцы (как например, чупакабра или снежный человек); а также животных, существование которых считается невозможным в данной географической местности по причине того, что она находится на значительном расстоянии от их естественного ареала (как, например, фантомные кошки или, как их иначе называют, «ABC» (акроним от Alien Big Cats) - чужеродные большие кошки).
Криптозоология исходит из того, что на Земле может существовать определённое количество видов животных, численность которых достаточна для самоподдержания популяций, но мала для обнаружения их зоологами с помощью существующих методов. Основой для криптозоологических исследований служит фольклор, а также сведения, почерпнутые от очевидцев. Согласно Бену Рошу и Джону Пэрси Муру, «область исследования криптозоологии охватывает исследования от тех, которые можно охарактеризовать как псевдонаучные, до полезных и интересных, что зависит от того, как эти исследования осуществляются на практике».
Далее эти авторы отмечают, что фактически криптозоология «не является строго научной дисциплиной», что «многие учёные и скептики классифицируют криптозоологию как псевдонауку» и что «статьи по этой теме редко публикуются в научных журналах, однако официальное образование по этому предмету существует, хотя нет учёных, работа которых оплачивается для изучения криптозоологии» научными организациями. Согласно характеристике академии наук СССР, криптозоология является частью зоологии, изучающей редкие виды животных и виды, существование которых считается проблематичным.
Семь озер России, в которых могут обитать чудовища
Озеро Лабынкыр
Озеро Лабынкыр находится в Якутии, в Оймяконском улусе. Ближайший к озеру населенный пункт находится на расстоянии 105 километров, именно из-за своей недосягаемости озеро мало изучено даже любителями неизведанного.
Известным озеро Лабынкыр стало еще в 1960 году, когда в одной из статей журнала «Вокруг света» родственником Несси был назван «лабынкырский черт» - чудовище, якобы проживающее в озере. Такое название существу дали якуты, которые верят в его существование. Они также дают конкретное описание чудовища: животное огромного размера, с большой пастью и окрашенное в темно-серый цвет. По этой же легенде, лабынкырский черт очень агрессивен и часто наносит вред человеку.
Озеро Шайтан
Название озера - Шайтан - говорит само за себя, переводится оно как «черт». Расположен водоем на территории Уржумского района Кировской области. Местные жители с давних времен верят, что на дне озера обитает злой дух или морское чудовище. Именно тем, что это чудовище сердится, они объясняют редкие природные явления, происходящие на озере. Среди них произвольные выбросы воды на поверхности озера, плавающие острова и другое. Из-за этого же злого духа в озере не ловили рыбу. Правда, сейчас появилось научное объяснение всех странностей, которые происходят на озере. Дело в том, что на глубине около 12 метров в озере располагаются колодцы, через которое озеро наполняется грунтовыми водами.
Иногда торф и ил, которые содержаться в озере Шайтан, закупоривают эти колодцы. Вследствие этого вода, стараясь пробить образовавшееся препятствие, под сильным напором выбрасывается из колодцев. Этим и объясняется появление фонтанов на поверхности водоема. Острова, которые кочуют по водной глади, также образуются в результате выбросов воды. Часть земли отрывается - и отправляется в плавание по озеру. Но некоторые местные жители продолжают утверждать, что выбросы воды - это результат возмущения шайтана.
Сейдозеро
Сейдозеро (в переводе с саамского - «священное озеро») располагается на Кольском полуострове, на территории Ловозерских тундр. Некоторые исследователи утверждают, что на месте этого озера раньше располагалась легендарная Гиперборея - северная страна, которая упоминается в древнегреческих мифах.
В 1920-х годах даже были найдены некоторые артефакты, правда подтвердить их принадлежность именно гиперборейцам не удалось. Так как территория, на которой находится Сейдозеро, считается аномальной зоной, возникает множество легенд и рассказов о снежном человеке, обитающем на берегах, а также о морском чудовище, якобы иногда поднимающемся со дна озера.
У местных жителей, саамов, существует легенда, согласно которой на дне озера располагается загробный мир. А чудовище, обитающее в Сейдозере, должно охранять границы между нашим миром (миром живых) и миром мертвых. Существование неких существ, обитающих в озере и на его берегах, не доказано, но ежегодно множество туристов приезжают в район Ловозерских тундр в надежде увидеть чудовище.
Озеро Бросно
Озеро Бросно находится в Тверской области России. Площадь озера довольно обширна - около 7,5 километра. Но известно озеро стало благодаря людям, которые якобы видели на его поверхности всплывающее существо, которое назвали бросненским чудовищем.
Многочисленные очевидцы утверждают, что монстр напоминает дракона, он покрыт чешуей и имеет длинный тонкий хвост, который часто торчит из воды. Первое упоминание об этом странном существе относится еще к XIII веку, тогда, по легенде, этот монстр до смерти перепугал татаро-монгольское войско, которое двигалось в сторону Новгорода. Войско, испугавшись чудовища, обитавшего на дне озера Бросно, повернуло назад, и Великий Новгород был спасен.
Также существуют летописные записи, согласно которым над озером Бросно время от времени появлялась «песчаная гора». По этим легендам, чудовище, обитающее в озере, иногда пожирало рыбаков или пугало местных жителей. Но подтверждений этим преданиям, конечно же, нет. Однако совсем недавно члены исследовательского центра «Космопоиск» отправились в экспедицию к озеру Бросно. По словам исследователей, принимавших участие в походе, они обнаружили некую аномалию, которая существует на территории озера, но чудовища не нашли.
Озеро Хайыр
Озеро Хайыр, или Песцовое озеро, находится на территории Якутии. Оно расположено рядом с селом Хайыр, благодаря которому и получило свое название. Озеро знаменито огромным количеством легенд и мифов о чудовище, обитающем на его дне.
Как только не называют это существо: и якутская Несси, и черт озера, и даже щукобык. Первое упоминание об этом странном существе появилось в 1940-е годы. Тогда летчик Иван Черевичный заявил, что, пролетая над озером, заметил двух крупных животных. По его словам, существа, испугавшись шума самолета, быстро нырнули в глубь озера Хайыр.
Местные жители, которые были опрошены в ходе этих исследований, утверждали, что в озере обитает загадочный и страшный «щукобык». В 2001 году появилось новое сообщение о чудовище озера Хайыр. На этот раз заявление сделал зоолог Павел Ситников, он утверждал, что экспедиция, в состав которой он входил, обнаружила на берегу озера останки детеныша плезиозавра. Однако это единственное доказательство существования монстров в водах озера Хайыр было утеряно в результате шторма, неожиданно начавшегося рано утром. Остается лишь догадываться, действительно ли на территории озера обитают древние чудовища.
Озеро Ворота
Озеро Ворота расположено по соседству с озером Лабынкыр в Якутии. Считается, что именно в этом озере и находится постоянное место обитания чудовища, которое время от времени наведывается и в воды Лабынкыра. Первое официальное упоминание об этом монстре появилось в 1953 году. Геологи Твердохлебов и Башкатов оставили запись в своем дневнике, согласно которой на территории озера Ворота им удалось увидеть странное существо, напоминающее гигантскую ящерицу.
Якутские озера, по мнению некоторых ученых, действительно могут быть местом обитания древних монстров, так как раньше на их месте существовало древнее море. Но скептики опровергают все доказательства существования чудовищ в озерах Ворота и Лабынкыр. По их мнению, огромным ящерам просто не хватило бы еды для поддержания жизни.
Озеро Чаны
Озеро Чаны находится в Новосибирской области. Долгое время в Сети обсуждались загадочные случаи исчезновения рыбаков на озере, выдвигались различные гипотезы, среди которых была и теория о существовании в озере древнего ящера.
В 1972 году появилось первое официальное заявление о пропаже рыбака, которого, по словам очевидцев, под воду утащила некая загадочная сила. А в 1997 году археологи, которые проводили раскопки на прибрежной территории озера Чаны, обнаружили различные артефакты, на которых был изображен змей или ящер, плавающий в воде.
Чаны - это крупнейшее озеро Западной Сибири, правда оно довольно мелководное. На сегодняшний день не существует ни доказательств, ни опровержений существования в водах озера чудовища, а также его причастности к исчезновению рыбаков. («Смарт Новости»).
Озера, издающие странные звуки
«Под нами кто-то есть!». Этот эмоциональный возглас принадлежал американскому уфологу Алану Полански, с небольшой группой исследователей в 2005 году отправившемуся к заброшенному в горах южноамериканскому озерцу, из которого, по рассказам случайно забредших туда путников, слышались странные звуки.
После почти недели ожидания исследователи, находившиеся в надувной лодке, тоже их услышали и записали с помощью гидрофона. «Эти звуки не могут принадлежать каким-либо существам биологической природы и имеют явно техногенное происхождение» - резюмировал в отчете руководитель экспедиции. Легенда о затонувшем граде Китеже, колокола которого до сих пор слышны на берегу Светлояра, хорошо известна многим, и мы не будем на ней останавливаться. Однако легенды о затонувших городах и храмах, звоны колоколов которых можно услышать до сих пор, существуют во многих странах на всех континентах.
К сожалению, каких-либо специальных научных исследований «воющих» и «звенящих» озер не проводилось. На письма местных жителей гидрогеологи обычно отделывались стандартными ссылками на некие карстовые процессы, даже в тех местах, где никакого карста не было. И лишь в конце 80-х годов прошлого века возникшие во многих городах объединения энтузиастов-аномальщиков стали выезжать в подобные места, к сожалению, с минимумом самодельной аппаратуры.
Например, в деревне Тишково под Витебском на месте, именуемом «болотинкой», обнаружился свой Светлояр - там, правда, не из водной пучины, а из-под земли раздаются звуки, похожие на удары колокола. 6 июля 2004 года сюда прибыла группа исследователей из Белорусского уфологического комитета. К сожалению, во время их пребывания подземные колокола молчали, но местные жители рассказали ученым о другой странной аномалии.
Несколько больше повезло группе из объединения «Космопоиск», отправившейся в разведку на искусственное озеро, находящееся в 50 километрах от Казани. Вблизи озера и его окрестностей творятся странные вещи: слышатся необычные звуки, похожие на скрип дверей, скрежет металла, а то и вовсе пулеметные очереди и человеческие стоны.
Местные уфологи, охарактеризовав это место как «зону акустических хрономиражей», почему-то не попытались ее подробно исследовать, пока сведения о ней не попали в архив «Космопоиска». Группа из четырех человек под руководством Марии Петровой в течение дня обследовали окрестности озера. Пулемет им услышать не удалось, лишь скрипы и хлопки непонятного происхождения.
Что же касается природы аномальных звуков и голосов, наблюдаемых в подобных местах, то к карстовой «теории» добавилось лишь еще более невнятное объяснение. Некоторые специалисты по биоэнергетике утверждают, что определенные природные процессы могут вызвать мощные выбросы энергии, вызывающие у людей измененное состояние сознания, в том числе слуховые галлюцинации. Однако как быть с теми случаями, когда эти «галлюцинации» удавалось записать на магнитофон?
И, наконец, в среде уфологов популярна гипотеза, что водная линза озера оказывается своего рода акустической линзой, усиливающей звуки из расположенных под ними лабиринтов «подземной цивилизации» или подземных же баз пришельцев. (Журнал «НЛО» 2007).
Безымянная жуть обитает в российских лесах
Вологодчина
Много лет назад студент Московского геологоразведочного института, а ныне главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев опубликовал рассказ о своем путешествии по лесной речке в Вологодской области. Поднимаясь вверх по течению, студенты увидели на высоком крутом берегу реки заброшенный хутор. Громадный- жилой дом и стоящая около воды банька хорошо сохранились. Место было удобным для стоянки. Туристы разделились: двое решили продолжить путешествие, а Павел и его друг Михаил вознамерились отдохнуть, пожив на заброшенном хуторе.
О днях, проведенных на хуторе, Павел и Михаил потом рассказывали с ужасом.
Их преследовало ощущение, что кто-то за ними непрерывно наблюдает. Две ночи они просидели... на березе. Оба были уверены, что это самое безопасное место. Павел писал: «Там наверху, в шуршащей листве, у нас родился план. Завтра немедленно уходить отсюда, мы больше не могли выдержать эту пытку страхом. Он нас сковывал, превратив оцепеневшие наши фигуры в какие-то мумии.
Утром следующего дня, собрав свои вещи, захватив немного еды, мы буквально рванули, что было сил, с этого места.
В баньке остались палатка, спальники, котелки, основная часть продуктов... И записка, в которой мы сообщали друзьям, что решили уехать». Путешествие Павла Гусева закончилось не очень удачно. Но, увы, в тайге, в так называемых аномальных зонах, часто происходят куда более печальные случаи.
Урал. Медвежья пещера
Северный Урал - заповедник мест, в которых сталкиваешься с совершенно невероятными явлениями.
Одно из них - в верхнем течении реки Печоры, где Уральские горы переходят в предгорья. Здесь располагается известная многим археологам Медвежья пещера. Начинается она большим, обращенным на юг гротом. В нем всегда теплее, чем в небольшом ущелье, на дне которого расположена пещера, поэтому грот издавна облюбовали в качестве постоянного жилища люди. Именно в нем была отрыта самая северная стоянка людей каменного века.
Выключили фонари... и в абсолютной темноте я отчетливо увидел свои руки. Рядом тихо вскрикнул один из студентов.
Оказалось, у него тоже открылась способность видеть в кромешной тьме. Прошло еще немного времени, и мы все трое почувствовали, что в пещере не одни. Ощущение было такое, что кто-то стоит за спиной, уставившись тяжелым взглядом в затылок. Ощущение тяжести перешло в отчетливый страх. Мы решили прекратить работы и идти к выходу.
План ходов я помнил хорошо. Мы вышли в галерею Археологов, минут десять шли по овальному коридору и... оказались у места нашего обеда. Снова, уже медленно, двинулись к выходу - и опять оказались на том же месте! Наше состояние приближалось к панике, свет фонарей начал слабеть, давление на психику увеличивалось. Только с третьего захода нам удалось вырваться из заговоренной галереи на поверхность.
Гора смерти Отортен
Гора Отортен - самая высокая точка Северного Урала. В конце января 1959 года здесь погибла прекрасно подготовленная группа лыжников Уральского политехнического института. Руководил ею опытный турист, прекрасный лыжник, многократно совершавший длительные зимние горные походы, Игорь Дятлов. Ребята ушли в горы, контрольный срок прошел, но группа на конечный пункт маршрута не вышла.
Спасатели, отправившиеся на поиски туристов, обнаружили палатку с изрезаннои задней стенкой и тела участников похода, лежащие в глубоком снегу. На лицах погибших застыло выражение смертельного ужаса. По данным судебно-медицинской экспертизы, одни туристы умерли от переохлаждения, у других был зафиксирован разрыв сердца.
Версий того, отчего погибли туристы, несколько. Одно время самой популярной была шаманская версия. Согласно ей, туристов покарали за то, что они ступили на священную землю. Шаманы якобы выкололи туристам глаза и бросили их умирать на снегу. . Вторая, более модная гипотеза -ядерно-радиационная. Якобы туристов накрыло радиоактивным облаком, принесенным после ядерного испытания с Новой Земли.
«Мерцающие» зоны
А что же было? Что же могло стать причиной гибели группы Дятлова? Все, наверное, слышали о геопатогенных зонах. В них люди порой сталкиваются с необъяснимыми явлениями. Их охватывает чувство страха, происходит временная потеря памяти, возникают галлюцинации. Вспомним ощущения участников похода, Павла Гусева в Вологодской области и неожиданный ужас, охвативший нас в Медвежьей пещере.
Судя по поведению компаса, марше люди в этих зонах оказываются под воздействием интенсивных, быстро меняющихся физических полей, прежде всего - магнитного и электромагнитного. О том, что в земной коре существуют структуры, обладающие свойством менять физические поля, геологи знали уже давно. Известный доктор геолого-минералогических наук Г. Вартанян, изучавший такие зоны, называл их «мерцающими структурами». (Михаил Бурлешин).
Чупакабра в России
Июнь 2004 года. В Оренбургской области жители Кувандыкского, Беляевского и Саракташского районов неоднократно видели некое странное существо ростом примерно 1,2 - 1,5 метра. Непонятный зверь чаще всего попадался на глаза в вечерних сумерках, неподалеку от населенных пунктов, но на достаточном удалении от дорог. Странное животное не приближалось к людям. Увидеть его удавалось только с большого расстояния. Не смотря на это, очевидцы разглядели, что зверь перемещается на задних лапах, а на спине у него то ли горб, то ли какой то гребень.
Март 2005 года. Первый случай нападения неизвестного существа произошел на хуторе Саперка Саракташского района Оренбургской области. Зверь появился неожиданно, не попадаясь до этого людям на глаза. Ночной охотник за раз забил 32 индюшки. При этом зверь не тронул мясо, но полностью обескровил тушки птиц. Самого нападения никто не видел и не слышал. Вскоре зверь, прозванный впоследствии чупакаброй, объявился и в других населенных пунктах региона. При этом чупакабра переключилась на куда более крупную добычу.
В деревнях Шишма, Воздвиженка и Гавриловка неизвестный хищник за ночь забивал по 3 - 4 овцы, а общий ущерб селян стал исчисляться десятками голов погибшей живности. Не шее каждого погибшего животного обнаруживались аккуратные отверстия. Других повреждений, если не считать полную потерю крови, на забитых животных обнаружено не было. Ни одно из типичных для этих мест животных на подобное не способно, а подобных ран не видели даже бывалые охотники.
Август 2005 года Группа друзей путешествовала на лодках по реке Сакмара (правый приток реки Урал) и во время одной из стоянок на песке были замечены странные следы. По форме отпечатков следы явно не могли принадлежать ни человеку, ни какому то из известных зверей. Судя по глубине следа, вдавленного во влажный песок, существо если и было легче человека, то не на много. Друзей удивило, что следы вели воду, как будто непонятный зверь зашел в воду и поплыл. Немало озадачило людей и расстояние между следами примерно в метр (шаг взрослого человека 0,7 метра), а так же след от волочившегося по песку хвоста. Не удивительно, что друзья поспешили уплыть от этого места подальше.
Апрель 2006 года. С чупакаброй столкнулся сторож, охранявший загон с овцами. Внимание сторожа привлекло то, что овцы среди ночи стали отчаянно блеять. Далее он увидел совершенно нереальную картину: посреди загона был отчетливо виден силуэт зверя, чем то напоминавшего крупную собаку, но собакой явно не являвшейся. При виде человека существо поднялось на задние лапы. Странная тварь оскалилась на человека, а дальше в несколько огромных прыжков покинула загон и скрылась в темноте.
Дальше - больше. В соседнем селе очевидцем атаки стала женщина, которая утверждала, что чупакабра была не одна, а с целым выводком детенышей. Заметив человека, животные так же поспешили скрыться, покинув участок через забор выше человеческого роста. При этом самая крупная особь подошла к забору и подставила свою спину тем, что поменьше. Убедившись, что весь выводок покинул участок, животное встало на задние лапы и с места перепрыгнуло через забор.
Июнь 2007 года Неизвестный зверь объявился в Шатурском районе Московской области. Первыми нетипичного для Московского региона зверя заметила компания подростков, в сумерках возвращавшаяся с отдыха на берегу реки Поля. По рассказам подростков, они заметили странное существо с расстояния в полсотни метров. Зверь был ниже человека, но намного крупнее собаки. При приближении людей существо прижалось к земле, пытаясь скрыться в высокой траве. Один из ребят направил в сторону существа луч мощного фонарика. Зверь издал пронзительный визг и скрылся в ближайшей лесополосе.
Неделю спустя необычного зверя видели две женщины, поздним вечером возвращавшиеся с железнодорожной платформы в свой поселок. Существо их преследовало, но до какого-то времени скрывалось за кустами. Когда женщины остановились, на фоне дальних огней показался силуэт существа, поднявшегося на задние лапы. Испуганным женщинам отчетливо запомнились большие красные глаза зверя. Вопреки опасениям, существо прекратило преследование и скрылось.
Октябрь 2008 года. В Зилаирском районе Башкирии неизвестный хищник за одну ночь забил полтора десятка индюшек. Погибшая птица была задушена, частично подрана, но мясо птиц было не тронуто. Если бы не рваные раны, оставленные мощными зубами (или когтями), то происшествие на юге Башкортостана можно было бы свалить на куниц. Однако наличие глубоких ран свидетельствовало о том, что расправу учинил куда более крупный хищник. Под подозрением оказались бродячие собаки, либо волки. Но стаи бродячих собак водятся поблизости достаточно крупных населенных пунктов, а не в глуши. Волки же принципиально брезгуют птицей, предпочитая более крупную добычу.
После всего этого в Башкирии заговорили о возможных проделках мифической чупакабры. Еще бы: мясо птиц не тронуто, нападение произошло бесшумно и без свидетелей. Тем более что до того как появиться в Башкирии, чупакабра уже серьезно наследила в соседнем Оренбуржье.
Тем временем чупакабра перебралась в соседнее село. На этот раз ночной хищник забил пять кроликов, но благодаря предосторожности хозяев подворья, до остальных добраться не смог. Дверцы остальных клеток на ночь были заблокированы доской-пятидесяткой. На этой доске остались впечатляющие следы от мощных когтей.
Май 2009 года. В Истринском районе Московской области объявилось нечто, весьма напоминающее мифическую чупакабру. Нападение произошло в коттеджном поселке, где пенсионерка выращивала кроликов-великанов. Выйдя по утру проверить своих питомцев, женщина обнаружила разбитые клетки и забитых кроликов, сложенных в кучку.
У всех кролей имели место глубокие прокусы в области шеи, сделанные аккуратно и высокой точностью. Какие то другие видимые повреждения на тушках отсутствовали. Данное нападение посчитали проделками бродячих собак, которые пробрались на участок из за не до конца достроенного забора. Тогда событие никак не связали с проделками мифической чупакабры, так как в Московской области ничего подобного до этого еще не происходило.
Сентябрь 2009 года Нечто, весьма похожее на мифическую чупакабру, видели в Белорецком районе Башкирии. Встреча людей с необычным зверем произошла ночью на трассе Инзер - Белорецк. Водитель грузовика и его напарник заметили в свете фар какое то существо, напоминавшее собаку. Грузовик шел на подъем, потому скорость была совсем небольшой. Когда грузовик приблизился к зверю, существо встало на задние лапы и огромным прыжком скрылось в придорожных кустах. Не смотря на крайнее удивление, люди благоразумно не стали останавливаться в этом месте.
Сентябрь 2010 года. Чупакабра снова напомнила жителям Оренбургской области о своем существовании. Ближе к полуночи хозяин небольшой фермы услышал странный шум со стороны хозяйственных построек. При этом две собаки, охранявшие фермерское владение, не лаяли. Фермер вышел проверить, в чем дело. Первое, на что он обратил внимание, что одна собака забилась в конуру, другая вжалась между конурой и забором. Со стороны сараев снова послышался какой то шум.
Поняв, что обычно агрессивные псы ведут себя как то странно, фермер разумно решил вернуться в дом за ружьем. Возможно, что именно это спасло ему жизнь. В сараях фермер увидел жуткую картину: клетки с кроликами были опрокинуты, тушки зверьков лежали разбросанными по полу. Дверь в загон для овец была поцарапана, а задвижка сломана. Все семь овец лежали без движения. На всех животных аккуратные раны в области шеи. Все кролики и три из семи овец были полностью обескровлены.
Прибывшие на место ветеринары только развели руками, кто мог учинить подобную расправу, они не знали. Участковый инспектор, осмотрев место нападения, посоветовал фермеру установить капканы. Однако больше существо в фермерские владения не наведывалось. Нападение чупакабры всегда внезапно, а исчезает чупакабра так же неожиданно, как и появляется.
Апрель 2011 года. В Челябинской области неизвестное существо совершило серию набегов на частные подворья. Нападения произошли сразу в нескольких населенных пунктах горнозаводской зоны Челябинской области. В то время иностранное слово «чупакабра» было практически неизвестно в Челябинской области, поэтому кровопийцу прозвали Деревенским вампиром.
По официальной версии, озвученной вызванными на место нападений чупакабры зоологами, деревенская живность стала жертвой обыкновенной рыси.Местные жители оказались в корне не согласны с подобным «объяснением», так как у рыси совершенно другие следы. Мало того, на месте одного из нападений неизвестный хищник оставил на заборе клок своей шерсти. И это была вовсе не шерсть рыси. Это один из первых зафиксированных случаев появления чупакабры в Челябинской области.
Июнь 2011 года. В окрестностях города Копейск (Челябинская область) местными жителями был замечен странный зверь. Существо имело рост не более метра, однако перемещалось не на «четырех точках», как любой другой хищник, а подобно кенгуру - прыжками.
Так же местные жители слышали по ночам странные звуки, издаваемые неизвестным существом. Эти звуки были одновременно похожи и на вой, и на визг. Очевидцы утверждают, что эти звуки вызывал приступы паники. Вскоре, ночной хищник показал людям и свой крутой нрав. Кровожадный злодей пробирался в подсобные хозяйства исключительно ночью. После себя зверь оставлял раскуроченные клетки и убитую живность. Когда счет забитой живности пошел на десятки, люди были вынуждены обратиться к властям.
Август 2011 года. В селе Курдым Татышлинского района Башкирии объявилась своя чупакабра. Первыми жертвами странного хищника стали кролики одного из частных подворий. Зверь методично выламывал дверцы на клетках, вытаскивал кроликов и прокусывал животным шеи. Так погибли почти три десятка кролей. Далее нападавший повел себя более чем странно - тушки забитых кроликов зверь по какой то своей логике сложил рядком.
Следующей ночью Курдымская чупакабра, очевидно войдя во вкус, совершила куда более крупное покушение на собственность селян. В одном из загонов зверь забил несколько десятков баранов. При этом, как и в истории с кроликами, на шеях жертв были обнаружены прокусы, а мясо осталось совершенно не тронутым. Всех забитых животных пришлось вывезти на скотомогильник, такое мясо есть было уже нельзя.
Специалисты поспешили заверить селян, что произошедшее - дело собак, либо волков. Однако в это уже мало кто верил. Помимо мистической чупакабры, жители Татышлинского района вспомнили, что в Башкирской мифологии есть такой персонаж - Убыр. Это существо из Башкирских мифов, которое (внимание!) пьет кровь домашнего скота и ворует детенышей. Самое интересное, что сказания об Убыре появились на несколько столетий раньше, чем латиноамериканские легенды про чупакабру.
Август 2011 года. Чупакабра появилась не просто в Челябинской области, чупакабра пришла в областной центр - Челябинск, миллионный мегаполис. В Тракторозаводском районе Челябинска чупакабра за одну ночь истребила свыше сотни домашних птиц. Хищник, никем не замеченный, без лишнего шума, совершил дерзкое и жестокое нападение.
Самое страшное в том, что чупакабра била птицу в сараях, всего в нескольких метрах от дома хозяев, которые мирно спали и не подозревали беды. Страшно подумать, что бы было, если бы зверь решил так же неожиданно напасть на людей.
В этом случае сторожевые собаки проявили по отношению к хищнику странное равнодушие. Примечательным оказалось то, что двери были сломаны, но клетки аккуратно открыты. Известно, что на этот участок раньше постоянно заходил соседский кот, поохотиться на мышей. После нападения чупакабры, кот прекратил появляться на этом участке вообще.
Сентябрь 2011 года. В поселке Радужный Коломенского района Московской области неизвестный зверь забил свыше десятка овец. Очевидцы утверждали, что из погибших животных была выпита кровь. Да и сами прокусы на овцах были какими то странными, не похожими на собачьи или волчьи. Через день нападение в Радужном повторилось. На этот раз забитыми оказались уже три десятка овец. Логичного объяснения тому, какой зверь мог такое устроить, так и не последовало.
После этого поползли слухи о том, что в Московской области орудует мифическая чупакабра. До появления в Подмосковье, чупакабра уже отметилась в ряде регионов России, а именно в Приволжском и Уральском федеральных округах. Тема Московской чупакабры нашла широкое отражение в СМИ. Выдвигались самые различные версии, как вполне земные, так и совершенно фантастические. Когда информационный маховик уже раскрутился, последовали и официальные заявления, которые просто утонули в многочисленных комментариях и информационном шуме. Не смотря на проведенное официальное расследование, истинная причина гибели животных так и не была установлена.
Октябрь 2011 года. В Оренбургской области охотники убили чупакабру. Новость о том, что легендарная чупакабра стала трофеем Оренбургских охотников мгновенно разлетелась по телеканалам, страницам газет и интернет порталов. Причем не только отечественных, но и зарубежных. Еще бы, ведь по всему миру чупакабру пытаются выследить и подстрелить с еще с 70-х годов прошлого века, с того самого момента, как кровожадная тварь впервые показала людям свой хищный нрав.
По версии охотников, которым якобы удалось убить чупакабру, существо само напало на них. Появившись из темноты, существо, перемещавшиеся на задних лапах и ростом чуть больше метра, оскалилось и бросилось на ближайшего человека. Первый выстрел сразил чупакабру наповал.
По прошествии времени история о том, что под Оренбургом была убита чупакабра, вызывает все больше вопросов. Прежде всего, куда охотники дели свой трофей, почему не выложили перед журналистами. Это могло бы стать самой настоящей и очень громкой сенсацией, однако без трупа чупакабры все осталось простым сотрясанием воздуха.
Но внимательный анализ публикаций на тему «В Оренбурге убита чупакабра», показывает, что не все так просто. В одном из последних по дате сообщений (в весьма солидном издании) идет речь о согласовании условий демонстрации трупа животного. Далее цикл публикаций прекращается. Может быть охотники включили «задний ход»? Тогда почему издание после этого не называет их врунами, а тоже «включает заднюю» и даже подчищает ранее опубликованные статьи на своем сайте? Все это очень похоже на то, что обладатели убитой чупакабры набивали цену своему трофею. И доигрались до того, что труп чупакабры у них попросту конфисковали. Причем под подписку о неразглашении.
Октябрь 2011 года. В населенном пункте Верхний Уфалей, что в Челябинской области, объявилась чупакабра. Во время одного из ночных нападений, хозяин подворья успел мельком рассмотреть странное существо, от зубов которого погибли десятки кроликов. Зверь был чем то похож на огромную собаку, а при появлении человека хищник с места перепрыгнул высокий забор и исчез.
Удивила и реакция сторожевых собак на визит незваного гостя. Собаки не подавали голоса, были заторможенные, как будто под гипнозом. Именно такое поведение собак наблюдалось в других регионах и ранее, когда имели место нападения мифического хищника под названием чупакабра. По словам местных жителей, Чупакабра отличается не только особой свирепостью и силой: зверь чрезвычайно умен, способен отпирать засовы на клетках. Не смотря на организованные поиски, найти и изловить чупакабру не удалось.
Июль 2012 года. Странный случай нападения произошел в деревне Семенищево в Мытищинском районе Московской области. Из пяти овец, находившихся в загоне, четыре по обнаружению утром были мертвы. Пятая овца еще была живой, однако была сильнейшим образом изувечена и хозяевам ничего не оставалось делать, как добить животное. У всех овец были характерные для нападения чупакабры прокусы в области шеи, но у некоторых животных были так же прокушены лапы. Интересно, что зверя, который предположительно забил овец, один человек все таки видел. Очевидцем оказался рабочий из ближнего зарубежья, который около четырех часов ночи случайно выглянул в окно и увидел некое существо землистого цвета.
Почему этот рабочий из ближнего зарубежья не предупредил хозяев дома о том, что во дворе появилось странное нечто, остается только догадываться. При этом, с его же слов становится понятно, что зверь его самого как минимум напугал - рабочий хотел выйти на улицу, но увидев непонятного зверя передумал покидать пределы дома.
По свидетельствам хозяев дома и загона с овцами, забитые животные были полностью обескровлены напавшим хищником. Из версий (помимо версии о причастности к нападению мифической чупакабры), имелись только «собачья» и «волчья» версии. Однако как собаки (либо волки) перебрались через двухметровый забор, остается только гадать. Да и в самом Мытищинском районе Московской области ни до, ни после Семенищевского нападения, ничего подобного не происходило.
Сентябрь 2012 года Новость о возможном появлении чупакабры в Башкирии была показана всеми центральными телеканалами, а на одном из каналов чупакабре в Башкирии посвятили даже отдельный выпуск популярного ток-шоу. Резонансные события произошли в деревне Сайгафарово (Сайгафар) Баймакского района Башкортостана. Слова о том, что деревня Сайгафарово буквально стоит на ушах, а неизвестный зверь наводит мистический ужас, отнюдь не были пустым звуком. Нападения неизвестного хищника происходили каждую ночь. Всего за несколько дней селяне лишились нескольких десятков овец и коз. Все нападения происходили бесшумно, и только по утру люди обнаруживали мертвых животных.
Интересно, что нападавший бил только крупную живность, не трогая кур. Из за этого под подозрение попали волки, ведь подобная разборчивость - именно их «подчерк». Вместе с тем, волчья версия устроила далеко не всех. Известно, что Сайгафарово достаточно крупный населенный пункт, куда волки не наведывались даже в зимнюю бескормицу. А здесь с чего то пришли в октябре, в довольно «сытое» время.
Сентябрь 2012 года. Мифическая чупакабра нагнала такой страх на жителей нескольких населенных пунктов Челябинской области, что те боятся в темное время суток выходить на улицу. После того, как странное нечто стало сотнями истреблять домашнюю живность, детей перестали выпускать на улицы, а в школу провожали даже старшеклассников. На месте нападений чупакабры на домашнюю живность оставались странные следы. Судя по следам, это была явно не собака, не волк и не рысь. Следы скорее напоминали... след рептилии, небольшого и проворного хищного динозавра.
Очевидцы не могут толком описать, какой формы было странное существо и на какое животное оно было похоже. Единственное, в чем сходятся наблюдатели, движения существа были невероятно быстрыми и точными. С такой скоростью обыкновенное животное двигаться никак не сможет. И еще на очевидцев произвели шокирующее впечатление огромные глаза существа, светящиеся красным в темноте.
Июль 2013 года. Чупакабра объявилась в Дуванском районе Башкортостана. В районном центре Месягутово на многих подворьях, поутру, хозяева обнаруживали весьма страшную картину ночного пиршества неизвестного хищника. Или даже хищников. Счет погибшей домашней живности шел на десятки. Куры и кролики были задушены, но не съедены. Под подозрение попали и собаки, и рыси, и, конечно же, мифическая чупакабра.
Месягутово, это достаточно крупный населенный пункт и появление в нем диких лесных хищников крайне маловероятно. Тем более в самый разгар лета. Нападения могли совершить и бродячие собаки, которых вокруг любого сравнительно крупного населенного пункта предостаточно. Однако собаки, как и лесные звери, нападают исключительно от голода. Но следов поедания на забитой живности обнаружено не было.
И еще одна немаловажная деталь, заставляющая вспомнить о мифической чупакабре: странные нападения, которые произошли в Дуванском районе Башкирии, стали прецедентом. То есть опять же, ни до, ни после ничего подобного в Месягутово не было. Стало быть собаки, постоянно живущие рядом с человеком, как и обычные лесные хищники этих мест, вроде бы как оказываются не при чем.
Декабрь 2013 года. Чупакабра напала на свиноферму в Коркинском районе Челябинской области. Небольшой населенный пункт Кленовка, что в Коркинском районе, подвергался нападениям неизвестного зверя в течении двух дней подряд. Точнее не дней, ведь чупакабра собирала свою страшную жатву исключительно по ночам. Если раньше на территории Челябинской области чупакабра в основном забивала кроликов и домашнюю птицу, то на этот раз ночной хищник выбрал куда более крупную добычу.
Животное, совершившее расправу над свиньями никто не видел. Как и в предыдущих случаях, все произошло тихо и быстро. В нападении на свиноферму поначалу подозревали волков, ведь только волки могли справиться со свиньями весом до двухсот килограмм. Вот только отсутствие волчьих следов на земле помешало свалить все произошедшее на серых хищников. Кроме того, волки на территории Коркинского района были истреблены еще в середине прошлого века. Местные жители уверены, что странные нападения напрямую связаны с мифической чупакаброй.
Январь 2014 года. Населенный пункт Белоомут Луховицкого района Московской области прославился благодаря серии нападений неустановленного хищника на подворья местных жителей. Так, во время только одной ночной атаки, зверь забил до 60-ти овец. После этого произошла целая серия однотипных происшествий. Учитывая, что ЧП с нападением на подворья неустановленного хищника (с легкой руки СМИ прозванного чупакаброй) произошло не где то «в таежном углу», а в Московской области, по традиции сразу был подсчитан материальный ущерб фермеров. При стоимости одной овцы в 5 тысяч рублей, ущерб только от одной атаки «чупакабры» переваливал за 300 тысяч.
Интересной деталью нападений в Белоомуте стало то, что неустановленный зверь каким то образом умудрялся пробираться в запертые сараи и обескровливать своих жертв, не оставляя на земле ни капли крови. В публикациях СМИ упоминались подробности, которые не столько проясняли произошедшие в Луховицком Белоомуте события, сколько накаляли страсти. Вспомнили и давнюю (2007 год) историю с Шатурским демоном, пугавшим по ночам людей.
Для того, чтобы хоть как то разрядить накал страстей, Минсельхоз Московской области пошел на беспрецедентные меры и разместил на своем официальном сайте специальное сообщение «...о случаях гибели овец в поселке Белоомут» в котором утверждалось, что «никаких сказочных животных в Луховицком районе Московской области не обитает».
Теперь к фактам: по официальной версии, нападение в Белоомуте совершено собаками, либо всего одной тренированной бойцовой собакой. Какой смысл натаскивать бойцовую собаку на убийство овец? Правильно - никакого, и это помимо того, что собаку нужно было научить забивать овец еще до (!) всем известного Белоомутского нападения.
Ведь само нападение произошло на удивление тихо, то есть собака уже должна была обладать всеми необходимыми навыками. Поверьте, стоимость подобного высококлассного обучения собаки превышает стоимость автомобиля премиум-класса. Как то странно все это, логика событий попросту отсутствует. Именно по этой причине, кажущиеся куда более логичными слухи о появлении в Луховицком районе Московской области мифической чупакабры, получили такое широкое распространение.
Октябрь 2014 года. Чупакабра пришла в степные районы Челябинской области. На участки местных жителей стало наведываться неизвестное существо, выпивающее кровь из домашних животных. Жители частных домов пожаловались на происходящее ветеринарам, но те ничего конкретного сказать так и не смогли...
Ноябрь 2014 года. Неизвестный хищник прошелся по городу Троицк, что в Челябинской области. В новостях напавшего на старинный город Троицк зверя именовали не иначе как чупакабра. И еще бы! У хищника все повадки напоминали мифического монстра из легенд Латинской Америки. Существо из ночных кошмаров серьезно напугало весьма тихий до этих событий город. («Приквел»).
Чупакабра на постсоветском пространстве
По официальным данным, в России первое нападение латиноамериканского монстра на животных было зафиксировано в 2005 году. Со временем сообщения о таких нападениях становятся все более частыми и приходят из разных регионов нашей страны. Так, осенью 2010 года появились сообщения о систематических нападениях диковинного зверя на крольчатники в подсобных хозяйствах села Ануйского Алтайского края.
Несчастные кролики были не просто убиты путем высасывания из них крови, но еще и разложены по группам: отдельно самцы, самки и детеныши. Осень 2011 года и вовсе стала сенсационной - в России появился морозоустойчивый подвид чупакабры, во всяком случае если верить сообщениям очевидцев из Новосибирской области. Там случаи нападений вампира на домашних животных были отмечены сразу в нескольких селах.
2011 год вообще был богат на сообщения о бесчинствах «козьего вампира» -именно так переводится слово «чупакабра». Весной тревожные вести пришли из Нижегородской области. Некоторые местные СМИ сообщали, что деревни в тех местах подвергаются настоящим атакам пришельца из-за океана, что в нижегородских лесах за последние годы уже несколько раз находили скелеты странных существ - с полыми, как у птиц, ребрами, костяными гребнями на спине, длинной шеей и мощными, словно у кенгуру, задними лапами.
Осенью ночным набегам вампира подверглось башкирское село Курдым. Целый месяц чупакабра убивала живность, при этом не ограничиваясь своими любимыми кроликами и нападая на довольно крупных баранов. По селу поползли панические слухи о заокеанском монстре, люди стали бояться отпускать детей одних в лес, а по вечерам - на прогулки по родному населенному пункту.
Примерно в то же время о чупакабре заговорили и в селе Щучьем Тульской области. Там ночной вампир умерщвлял не только кроликов, но и домашнюю птицу. Поскольку на мясо жертв хищник не покушался, насыщаясь одной кровью, местные знатоки на роль главного подозреваемого и выдвинули латиноамериканского монстра.
В 2012 году это подлинное чудовище ночи и вовсе добралось до густонаселенного Подмосковья. Сведения, правда, оказались весьма туманными, что называется, без ссылок на конкретные источники. Монстр якобы сначала нападал на некую ферму в Коломенском районе, а затем переключился на ферму в Мытищинском. В общей сложности якобы было умерщвлено несколько десятков овец. Зато в краснодарском селе Сенном дело слухами и сплетнями не ограничилось - там был предъявлен труп животного, которого местные жители сочли за чупакабру.
Там действительно кто-то нападал по ночам на домашних животных и птицу, труп выглядел диковинно и необычно, так что версия о козьем вампире казалась вполне закономерной. Правда, местные охотники говорили о том, что чупакабра подозрительно похожа на шакалов, которые в последние годы все чаще наведываются в Краснодарский край из Закавказья, но эта версия общественности казалась не очень интересной. (Валдис Пейпиныш).
Реликтовый гоминоид
Он же известный как «снежный человек». Вопреки распространенному мнению, он обитает не только в далеких горах - но и в лесах, даже Европейской части СНГ! Впрочем, вплотную этой популярной темой мы не занимаемся, однако не потому, что сомневаемся в существовании обезьяночеловека - напротив, шансы на его реальности, по нашему мнению, высоки.
Однако заниматься поисками этого, что называется, «по определению» самого умного из всех животных на общественных началах (а именно на них и существует вся криптозоология - за поиск новых видов пока не платят) по нашему мнению бесперспективно. Впрочем, сбор и систематизацию информации о РГ мы ведем, проводили и целенаправленную экспедицию по поиску возможного полуподземного укрытия «снежного человека».
Коркодел
Крокодилоподобное животное длиной до двух метров. В русских (и не только) летописях найдено (в частности, академиком Б.Рыбаковым и другими) много упоминаний о том, что подобные животные были на территории Древней Руси достаточно распространены. В ходе наших экспедиций нами было получено несколько свежих сообщений о наблюдениях крокодилоподобных животных - их замечали на огромной территории, от Урала до Кавказа. Однако, к сожалению, наблюдения очень спорадичны.
Домовик
Складывается впечатление, что во многих местах Европейской части СНГ домашнего духа-домового крестьяне персонифицировали с реальным зверьком, ведущим синантропный, но достаточно скрытный образ жизни. В этнографической литературе нами найдено более сотни сообщений встречах с таким «домашним духом». Известно и порядка десяти недавних наблюдений, однако в настоящее время говорить о целенаправленной «охоте» за домовым пока преждевременно.
Водяной (русалка)
Под происхождение этого широко известного мифологического персонажа основано (в разных регионах) на наблюдениях (при частичном обожествлении в языческие времена) сразу двух криптовидов. Большая часть быличек, несомненно, рассказывает о встречах с каким-то видом реликтовых обезьянолюдей, в далеком прошлом вытеснявшихся гомо сапиенсом в малопривлекательные для него экологические ниши. Второй пласт преданий, возможно, основан на наблюдениях неизвестного вида ластоногого.
Плавающая копна
Известная, ныне покойная, «искательница «снежного человека» Майя Быкова обошла множество сел и деревень в Западной Сибири и записала немало однотипных рассказов о выныривающем из озер животном, формой и размерами напоминающего перевернутую вверх дном лодку-долбленку: покрыт темной шерстью, выныривает из воды, отфыркивается и вновь прячется. Продолжая эту работу, в литературных источниках мы нашли немало и других упоминаний об этом существе. Однако архив М.Г.Быковой утрачен, и, по видимому, опросную работу придется начинать с нуля... Пока мы провели одну экспедицию, не принесшую особых результатов.
Русская анаконда
Со всей южной части СНГ приходят сообщения о наблюдении необычно крупных змей, длиной до 10 метров и толщиной до 20 сантиметров. Как экология, так и поведение их напоминает питонов и анаконд, экологическими аналогами коих, по-видимому, данные змеи являются. Возможно, речь идет о нескольких видах или подвидах (достаточно уверенно можно выделить два). В настоящее время нами определены несколько популяций весьма обширного ареала, где «суперзмей» встречают достаточно часто, так что можно ставить вопрос и о поисковой экспедиции.
Змея с гребнем
Небольшая змея с гребнеобразным выростом на голове, сведения о наблюдении коей приходят с Северо-Запада СНГ. Подробнее о криптиде можно узнать здесь «Лабиринт» работой по криптовиду занимается с 1999 года. За это время проведены опросы старожилов почти в 50 деревень, две непосредственно поисковые экспедиции.
К сожалению, почти во всех районах, где мы проводили опросы до 2006 года, встречи с «гребнистыми змеями» прекратились или стали очень редкими. Лишь в конце 2006 года нам удалось выйти на районы, в которых доля очевидцев в сельских населенных пунктах достигает 20%. Причем наблюдения, как правило недавние, последних лет! Пожалуй, на сегодняшний день поиски именно этого криптовида наиболее перспективны.
Огневка
Небольшая змея, характерная ярко окрашенной головой и способная совершать прыжки до нескольких метров. Сведения о ней поступают со значительной, преимущественно степной территории, начиная от Новосибирской области и южнее. О криптиде известно в первую очередь благодаря письмам очевидцев, и фольклорно-литературным источникам.
Змея с балабушкой
Небольшая змея с шаром на кончике хвоста. Обликом напоминает обитающих в Северной Америке гремучих змей, экологией же, однако, судя по рассказам, заметно отличается. Сообщения о ней приходят из Прикаспийской низменности и сопредельных территорий. Информацию о криптиде собирала как группа «Лабиринт» в ходе проведенных в двух экспедициях опросах сельских жителей, так и, независимо, астраханский криптозоолог Кирокосьян. В настоящее время нам известны места недавних (последних лет) наблюдений «змей с балабушкой», однако число встречь не очень велико.
Медянка
Хорошо и описаны в литературе известны змеи-медянки и безногие ящерицы-медяницы. Однако, если верить рассказам сельских очевидцев, на западе СНГ обитает и еще один вид змеи, в народе также называемый медянками - поведением и экологией сходный с описанными в этой строке таблицы змеями. Группой «Лабиринт» были проведены опросы в сельских населенных пунктах, записаны сообщения очевидцев, в том числе и о недавних наблюдениях. Однако поиск криптид осложняется крайней труднодоступностью их мест обитания.
Исходя из сходного облика, поведения и экологии всех четырех перечисленных в этой строке криптовидов змей («змея с гребнем», «огневка», «змея с балабушкой», медянка) заманчиво считать их принадлежащими к целому неизвестному науке роду змей, возможно, молодому.
Кошка Чукотки
Получено буквально несколько сообщений о крупном хищнике семейства кошачьих, обитающем на Чукотке. Несмотря на явную нехватку информации, исходит она из заслуживающих доверия источников и к этой теме мы склонны относиться очень серьезно.
Пещерный домовенок
Спелеологи, в том числе и члены нашей группы, даже в подмосковных пещерах неоднократно замечали небольших зверьков, непохожих на известные, описанные на территории Евразии виды. Судя по наблюдениям и косвенным данным, является он почти абсолютным троглобионтом, находящим под землей «и стол, и кров».
Оборотни и обменыши
Вера в оборотней и оборотничество была сильна и в древней, средневековой Руси, и в России XVIII–XIX веков. В конце XIX века известный собиратель русского фольклора Н. Иваницкий писал: «Случаи обращения людей в животных и в деревья до сих пор считаются у вологодского народа вполне возможными и нередкими. Лягушки повсюду признаются обращенными людьми, во многих местах и медведи. Всего же чаще люди обращаются в волков». Поверья и мифологические рассказы об оборотничестве в русских деревнях широко бытуют и по сию пору: нередко крестьяне рассказывают об известных в местной округе случаях превращения людей в животных или неодушевленные предметы.
В народной традиции оборотнем считали человека, который по собственному заклинанию, вследствие магического воздействия других лиц или же в силу прирожденного свойства обращается в зверя. Оборотней называли также «обертышами», «пе-рекидчиками», «опрокиднями», «переходнями». Чаще всего обратившиеся или превращенные принимали облик волка, и поэтому в южнорусской, белорусской и украинской традиции оборотней называли «волколак», «волкодлак». Слово «волкод-лак» образовано из двух частей - общеславянского «уъ1к» и южнославянского «diaka», означающего «шерсть, шкура».
У восточных славян различали несколько типов оборотней. Один из них - колдуны и ведьмы, обращающиеся в то или иное животное по своему желанию. Согласно народным представлениям, они могут принимать облик не только волка, но и медведя, свиньи, коровы, кошки, вороны, сороки, земноводных: лягушки, змеи. Могут колдуны и ведьмы оборачиваться и растениями: кустом, веткой, соломой; природной стихией, например вихрем; каким-нибудь предметом: клубком ниток, веретеном, стогом сена, поленом и т. п. Более того, колдуны и ведьмы, по поверьям, обладают способностью неоднократно менять свой облик.
Так, в одном мифологическом рассказе повествуется о превращениях колдуньи, залетевшей ночью в чужой дом в виде сороки. Хозяева «зааминили» сороку, и та не смогла вылететь из избы, но наутро домочадцам не удалось ее найти. «Знающие» люди подсказали, что нужно искать то, чего не было в доме, и хозяева обнаружили странный осиновый чурбашек, который обстругали и выбросили. И в тот же день в селе стало известно, что попадья, у которой оказалось ободранным все тело, умирает. У восточных славян существовало также верование, что ведьма в одно мгновение может изменять свое обличье двенадцать раз, а потом вновь обратиться в женщину.
Колдуны и ведьмы оборачиваются тогда, когда им это нужно, и вернуть себе человеческий облик они могут в любое время. Обычно превращения осуществляются в ночное время. «Оборотиться», то есть превратиться в животное или неживой предмет, зачастую буквально означало «перевернуться», то есть перекувырнуться через условную черту в виде того или иного предмета, установленного в определенном месте, которое в мифологической системе распределения пространства соотносилось с понятием границы между мирами. Чтобы превратиться в животное или предмет, колдун и ведьма перекидываются, кувыркаются через один или несколько ножей, воткнутых в землю в подполье, или в гладко срубленный пень в лесу.
Среди предметов, через которые кувыркались оборотни, в мифологических рассказах упоминаются также обручи, коромысло и некоторые другие. Изменить свой внешний вид можно было также, набросив на себя пояс из мочала. Чтобы обратно вернуть себе человеческий облик, оборотню следовало забежать с противной стороны границы и перекувырнуться через нее обратно. Но если за время пребывания человека в виде зверя кто-нибудь заберет и унесет нож или подобный предмет-границу, то он навек останется волком. Вот как о таком случае повествует мифологический рассказ, записанный в Приангарье:
Жил мужик да баба. И кажну ночь мужик куда-то уходил, а наутро ворочался домой. Вот дочь и говорит: «Маменька, я узнаю, куда тятька уходит». Вот раз пошел старик прямо в лес, а дочь за ним. Вот остановился старик, а дочь за кустом схоронилась. Старик снял с себя крест, положил ево на один пенек, потом снял ножик и поясок и положил за колоду, потом отошел немного, да с бегу прямо через колодину и перекувырнул-са. Глядит девка - старика-то уж нет, а на место ево матеруш-ший медведь. Тут она испужалась да и побежала домой, а второпях захватила тятькин и крест, и ножик, и ремешок.
Прибегла омой, все в печку и бросила. Наутро надо бы старику домой быть, а ево нет. А он подходил к колоде, перекувырнулся, штоб стариком обворотитца, спину да ноги собе разбил все. Поглядел, нет ево имушшества. Так он тут и взревел. Цели превращения колдунов и ведьм - корыстные: например, проникнуть незамеченным в чужой двор или пристрожить соседскую скотину. Так, в вологодской быличке колдунья обращается в волка, чтобы прогнать овец.
Нередко «знающие» оборачиваются животными или птицами с целью скрыться от преследователей или обмануть их, просто пересечь далекое пространство. Еще в «Слове о полку Игореве» упоминается о том, как князь Всеслав «рыщет волком в ночи», преодолевая огромные расстояния. Былинная колдунья Марина Игнатьевна оборачивается сорокой, чтобы добраться из своего терема к берегу далекого «Турецкого моря».
Архангельская быличка повествует о купце, который, опасаясь, что его ограбят разбойники, оборачивается медведем и бежит прямым путем через леса и болота. В мифологическом рассказе, записанном в Сургутском крае, оборотень-купец «ходит налимом» в реке, отыскивая рыбу. Налима вылавливает мужик, но благодаря жене рыбака ему удается ускользнуть в воду. Через некоторое время рыбак едет в город, и там, на базаре, ему встречается незнакомый купец, который зовет его в гости, щедро угощает и передает подарки для жены:
«Отвези, брат, пожалуйста, от меня своей жене подарочек, что я тебе дам». И начал он тут откладывать мужику разные материи - и шелковы, и атласны, и гарусны, и разные ожерелья, и серьги, и кольца Тут мужик не вытерпел и спрашивает купца: «Скажите же, пожалуйста, кто вы такой будете и за что вы дарите жену мою?» - «Вот за что я ее дарю, - отвечал купец. - Помнишь ты, как раз зимой добыл ты матерого налима и приказал жене сварить из него уху, а она не послушалась тебя?.. Вот этот налим и был я, и за то твою жену дарю, что она не убила меня. Я ходил допоздна в реке, отстал от товарищей и наткнулся на уду, и спасибо жене твоей, а то быть бы мне в ухе, и вот за это ей подарочек»
После этого мужик спрашивает: «Для чего же вы ходите налимом?» - «А видишь ли, братец, мы промышляем на песках рыбу, вот и ходим узнавать, где рыбы останавливается больше, там и делаем промысел» Тогда мужик понял, что перед ним оборотень, взял поскорей подарки - и домой. Меняя внешний вид, колдуны и ведьмы стараются напасть на своего недруга, оставаясь неопознанными, пугают людей, стремятся навредить им, «заморочить» и сбить их с толку, завести на бездорожье, испортить и т. п. В мифологических рассказах мать-ведьма нередко в облике свиньи или собаки преследует своего сына, чтобы не пустить его на свидание с девушкой, которая оказалась ей не по нраву, и разрушить их отношения.
Другой тип оборотней - люди, склонные к оборотничеству от рождения. Ими обычно считались дети, зачатые родителями в дни, которые, согласно предписаниям традиции, являлись запретными для полового сношения. Так, в Волынской губернии считали, что зачатые под Пасху обязательно станут волколаками. Страдая за грехи родителей, они в урочный час - обычно ночью - непроизвольно превращаются в волков. Это превращение для них очень мучительно и сопровождается сильными стонами. На Житомир-щине полагали, что как предопределенное судьбой оборотничество грозит детям, рожденным от связи женщины и волка. На Русском Севере верили, что оборотнями становятся дети, проклятые родителями. Гомельские крестьяне рассказывали о превращении в оборотня того, кто совершил преступление.
Жили-были дед да бабка. Был у них одинокий сын. Уж так он их жмал, жмал, короцки даром не давал. Были у него старики наги, голодны, босы. Вот старик помер, старуха сидит плаце. А сын в избу идет с лопатой, она и скаже:
Зачем, сынок, лопатку берешь? А он говорит: Отця в саду зарою, на попов много нужно, и без попа сгниет.
Тут старуха завыла, да и говорит:
- Лучше я б волка породила, чем такого сына; отця, как собаку, зарыть хочет.
Только она это сказала, как и стал сын волком, хвост поджал, да и в лес побежал. Долго ли он в лесу жил, коротко ли, а только мяса не едал. Разорвет овецецку, да поглядит, где пастухи картошку пекли, да на тех угольях мяско сжарит. Знал видь, что как сырое мясо съист, навсегда волком останется. Прибежал он раз ночью в зиму, под зарод лег, лежит, дрожит весь. Шел мимо добр человек, видит: собака лежит, дрожит, а не лает. Скинул с себя кафтан, да волка прикрыл. Как пал на него кафтан целовеций, стал он опять человеком. Домой пришел, мати в ноги поклонился. Ну мать, известно дело, простила. И сейчас живет, да кто - не скажу.
Действие магических чар «знающих» на жертву достигается разными способами. По поверьям, колдун или ведьма набрасывают на человека звериную шкуру, ленту или пояс или бьют своей палкой. Известен и другой прием: скрученный пояс кладут под порог хаты, и вступивший в него становится волколаком. На Нов-городчине полагали, что ведьма, чтобы обернуть жениха и невесту волками, бросает под копыта лошадей клубок пряжи. По некоторым мифологическим рассказам, ведьма, чтобы навести порчу, перекапывала дорогу, по которой должна была проехать свадьба, небольшим рвом, и когда поезд пересекал это углубление, лошади падали замертво, а люди превращались в диких зверей.
Иногда при оборачивании человека определяется срок его пребывания в облике животного - вплоть до нескольких лет, - после чего жертва вновь обретает человеческий облик. В отличие от колдунов и ведьм, подневольные оборотни не могут свободно менять свой внешний вид. Лишь при особых условиях превращенный в волка колдовством может вернуть себе прежний облик: если волшебный пояс, которым он подпоясан, перетрется, лопнет или будет разорван кем-либо.
Оборотни по принуждению, а также те, кто являются ими от рождения, сохраняют человеческий разум. В народе верили, что оборотня можно отличить от обычного животного или птицы. Так, у волколака, в отличие от волка, белая полоса на шее, а у оборотня в виде сороки нет хвоста. Калужские крестьяне полагали, что волколака легко распознать, так как у него «задние ноги имеют колена вперед, как у человека, а не назад, как у волка». Белорусские поверья говорят о том, что у волколака человеческая тень и он всегда бегает один. На Смоленщине рассказывали, что если оборотень наклонится над водой, то в ней отразится человеческий облик.
У всех восточных славян бытовало представление о том, что под шкурой убитого оборотня обязательно окажутся остатки истлевшей одежды, свадебные украшения, бусы и т. п. Так, на Волгодчине был записан мифологический рассказ об оборотне-волке, занозившем лапу и дважды приходившем за помощью к мужику. Но второй раз мужик убивает волка и обнаруживает под его шкурой человека в кумачной рубахе. Зачастую в мифологических рассказах повествуется о том, что волколаки не едят сырым мясо животного, убитого волчьей стаей, а лишь поджаривая на огне свою долю. По поверьям русских, если оборотень съест сырого мяса, то останется в облике животного навсегда. На Черниговщине вообще считали, что оборотень не ест свою добычу, а только душит.
Во время своих вынужденных скитаний волколаки всегда держатся с подветренной стороны от настоящих волков, опасаясь, чтобы те не напали на них. По поверьям, волколаки никогда не набрасываются на человека и не трогают домашний скот. Нужда заставляет их питаться чем попало, но они по большей части стараются добывать хлеб и мясную пищу, проникая в погреба. Многие крестьяне, заметив убыль продуктов, обычно относят это на счет волколаков и остаются в этом убеждении, если им не случится найти виновника пропажи. Иногда, томимые тоской по человеческой жизни, оборотни приходят под окна родной избы и жалобно воют, желая увидеть своих родственников. Родные же подчас признают в волке своего пропавшего домочадца:
Оборотень этот повадился ходить под ригу и там лежать. Домашние его и подумали: «Не наш ли это сердечный?» - и положили на то место, где он ночью лежал, ломтик хлеба. Утром посмотрели, а ломтя нет: он съеден. На следующую ночь положили больше хлеба, и это он съел. Так они его и кормили, пока он не превратился опять в человека. Прошло семь лет, волчья шкура у него треснула и вся соскочила: он стал человеком. Крест, как был у него на шее, так и остался, да клочок серенькой шерсти против сердца.
Большая часть волколаков - это хозяева-молодые и гости свадьбы, порченной колдунами за неоказание им уважения. После такого несчастья обычно приходится искать знахаря, который смог бы обернуть их обратно в людей. Избавить волколака от звериного облика может любой человек, если снимет с себя пояс, завяжет на нем несколько узлов, каждый раз говоря: «Господи, помилуй», а затем опояшет им вол-колака.
Можно также просто накинуть на оборотня человеческую одежду или обычное полотно. Тогда, по поверьям, волчья шкура спадет и из нее явится обычный человек. Другие способы расколдовать оборотня - накормить его «благословленной едой», хлебом или, встретив его, назвать людским именем. Обретение человеческого облика могло произойти и само собой по истечении срока заклятия - от 9 дней до года или 3, 7, 9, 12 лет. Однако, как полагали украинцы, для оборотня-жертвы существовала опасность: если колдун умрет раньше срока действия заклятия, то человек останется волком на всю жизнь.
Согласно народным представлениям и мифологическим рассказам, при обратном превращении волколак сохраняет признаки оборотня: он наг, не может говорить по-человечески. Окончательное возвращение в мир людей и обретение человеческих признаков происходит при приобщении его, вернувшегося из мира природы, к явлениям культуры: при надевании одежды, вкушении человеческой пищи, мытье в бане; при звуке колокольного звона. Нарушение условий обратного превращения грозило тем, что у человека мог остаться хвост. Мотив превращения звероподобного чудовища в прекрасного царевича характерен для волшебной сказки, где человеческий облик герою возвращает поцелуй его возлюбленной.
Оберегов, которые могли бы предохранить человека от превращения в оборотня, по народным представлениям, практически не существует. К защитным мерам, особенно во время проведения свадьбы, относились приглашение колдуна на свадебный пир и обильное угощение его. Кроме того, на свадебный чин дружки старались выбрать человека, знающего специальные заклинания и обереги.
Мифологизированными образами, как и оборотни, в традиционной культуре являлись так называемые обменыши и подмененные. Обменышем называли ребенка нечистого духа, которым подменялось человеческое дитя. По народным представлениям, почти все нечистые духи - домовой, банник, обдериха, леший, черт - могли обменивать и похищать детей. Особенно опасными для младенцев считались банные хозяева - банник и обдериха, так как крестьянские женщины испокон веку рожали в бане, а также домовой, во владении которого - избе - грудные дети проводили большую часть времени.
Крестьяне полагали, что обменыши отличаются от обычных детей. Чаще всего обменыш был уродлив, плохо рос, не говорил до семи лет и долго не обнаруживал признаков разума. По поверьям, у обменышей есть лишь одна голова без тела или в теле нет костей, но при этом они отличаются невероятной силой. Согласно мифологическим рассказам, обменный ребенок беспрерывно кричал и требовал еды; ежечасно он мог съедать по кринке молока и хлебу-житнику. В быличках обменыш нередко изображается в виде полена, чурки или головешки, обращенной нечистой силой в младенца.
По народным поверьям, обменыши годами оставались в зыбке, ко времени совершеннолетия так и не приобретая навыков сидения, хождения, говорения и измучивая домочадцев своей прожорливостью и уходом за ними. Даже в случаях, когда обменыш вырастал, он отставал от сверстников по физическому и умственному развитию: был слабоумен, оставался немым или заикался. Часто также о подменышах говорили, что у них злобный и своенравный характер. Такие дети не слушались взрослых и приносили несчастье родителям. Некоторые рассказы повествуют о том, что обменыши живут недолго и стараются убежать в лес.
Если в семье ребенок отличался поведением от других детей - медленно рос, долго не научался ходить, много ел, поздно начинал говорить или вовсе не овладевал навыками речи, - то окружающие подозревали в нем обменыша. Такого ребенка показывали повитухе или знахарке, которая должна была «проверить» дитя. Подчас приемы «обследования» носили варварский характер. Так, в Пермской губернии ребенка на два-три часа помещали в печь, а на Вологодчине его клали под перевернутое вверх дном осиновое корыто, по которому рубили топором. Если при подобном испытании ребенок умирал или переставал двигаться, то считали, что это не человеческое дитя, а обменыш.
Кое-где у русских считали, что обменыш растет, ничем не отличаясь от обычных детей. В Вятской губернии полагали, что ребенок лешего, подкинутый людям вместо младенца, от рождения наделен магическим способностями. Он вырастает очень предприимчивым человеком и приносит достаток семье, но при этом он крайне мало находится дома. Такой обменыш старается умереть скоропостижно, чтобы избежать предсмертной исповеди и религиозного напутствия. Поверья гласят о том, что после смерти обменыш становится еретиком, чье тело не принимает земля, и он не находит успокоения до тех пор, пока не разрушатся его кости.
В народе полагали, что крестьянские дети, подмененные нечистой силой, живут и воспитываются у домового или лешего. На Вологодчине считали, что леший посылает проклятых родителями детей в деревни раздувать пожары, а также похищать еду, которую хозяйки не успели или забыли благословить. В некоторых местностях верили, что проклятые живут в подполье дома или в водоемах. Дети-подпольники, по поверьям, иногда возвращаются, но чаще навсегда остаются у домовых.
Девушки-подпольницы вырастают, выходят замуж и иногда, согласно мифологическим рассказам, навещают перед замужеством своих сестер, матерей и приглашают их посмотреть на свое житье. В одном из таких рассказов, записанном на Терском берегу Белого моря, многодетная мать с горя сулит одну из дочерей-двойняшек домовому-подполь-нику, и девочка моментально исчезает. Через семнадцать лет де-вушка-подпольница приходит к своей сестре и приглашает ее посмотреть на свою свадьбу.
Сестра открывает вечером подпол и видит там ярко освещенную избу, множество гостей и красивого жениха. Невеста дарит сестре гостинец и просит закрыть подпол в полночь, после чего там все исчезает. В Олонецкой губернии полагали, что подпольников можно увидеть, встав на третью ступеньку лестницы в подполье, нагнувшись головой вниз и поглядев между ног.
В Костромской губернии был записан мифологический рассказ о том, как несколько мужиков шли ночью около озера и увидали в воде девушку, нагую по грудь; она попросила у них нательный крест, чтобы выйти из озера, и объяснила: «Двадцать пять лет я в озере, проклятая отцом; а если не дадите мне креста, я опять уйду в озеро на двадцать пять лет». Мужики не дали креста, и сразу же она всколыхала озеро так, что земля задрожала, а они упали от испуга.
Чтобы вернуть свое дитя, а чужое возвратить нечистой силе, традицией предписывалось бить обменыша прутьями ольхи перед горящей печью. Для битья можно было использовать также освещенную вербу, а подходящим местом для побоев считались порог или мусорная куча. Тогда мать обменыша, услышав его крики, сжалится над своим чадом и заберет его, а украденного человеческого детеныша возвратит. Однако в народе говорят, что глаза родителей, которым нечистая сила подбросила обменыша, словно застилаются колдовской пеленой, и им не приходит в голову, что их ребенок пропал, а тот, что лежит в люльке, отличается от обычных младенцев.
В связи с этим представлением во многих местах у русских, особенно на Русском Севере, широко распространены мифологические рассказы со следующим сюжетом: проклятая дочь унесена и воспитана лешим; когда она вырастает и достигает брачного возраста, ее находит деревенский парень и женится на ней; молодые приходят к родителям про. клятой, и, когда те не верят, что перед ними настоящая дочь, она со всего маху ударяет об пол голосящее существо, которое много лет пролежало в люльке.
В результате обменыш оборачивается поленом. Выращенная нечистыми духами девушка, достигнув брачного возраста, может появиться возле любой нежилой постройки: и в бане, и в пустом доме, и около амбара. На такую девушку, согласно народным поверьям, надо накинуть крест, и тогда она навсегда останется среди людей.
Чтобы не случилось обмена, крестьяне старались вовремя предпринять предохранительные меры. Младенцев стремились крестить как можно скорее, так как нечистая сила старалась похитить человеческое дитя именно некрещеным. До крещения новорожденного в избе круглосуточно поддерживали освещение.
Первое время после родов роженицу и ребенка не оставляли одних. Рядом с ними около семи-десяти дней постоянно находилась повивальная бабка. Позже при оставлении ребенка в одиночестве принимали особые меры предосторожности: в притолоку двери втыкали нож, у порога или под колыбелью клали веник или топор.
Беря ребенка для кормления или купания, зыбку не оставляли пустой, а клали в нее какой-нибудь острый металлический предмет. В Архангельской губернии маленького ребенка не только не оставляли одного в бане, но до года в этом опасном строении не называли его имени, так как глубоко верили, что банник или обдериха тут же воспользуются нарушением запрета и заберут младенца. Повсеместно у русских матери во избежание опасности обмена старались не ругать малых детей и тем более проклинать их, особенно вечером - в недобрый час, когда активизируется нечистая сила. («Мифология»).
Кикимора
Кикимора - персонаж, свойственный в основном севернорусской мифологической традиции. Ее представляли домовой хозяйкой и иногда - женой домового. Имя этого персонажа состоит из двух частей: «кик» и «мора». Одни исследователи считают, что первая часть, возможно, происходит от глагола «кикать» в значении «кричать, плакать, причитать».
Другие же возводят ее к древнему балто-славянскому корню кик- / кык- / кук-, содержащему значение горбатости, скрюченности. Вторая часть слова «кикимора» - «мора», а также близкое ему в славянских языках слово «Мара» мот быть именами самостоятельного мифологического персонажа, тоже домашнего духа, и восходят к общеславянскому корню моръ-, означающему «смерть».
В местных огласовках имя кикиморы могло звучать как «шишимора». Это слово ученые связывают с глаголом «шишить», существующем в народных говорах и имеющим значение «копошиться, шевелиться, делать что-то украдкой». Нельзя не отметить, что смысловые оттенки всех приведенных корней и слов соотносятся с соответствующими характеристиками образа кикиморы в традиционных представлениях.
В мифологических рассказах кикимора предстает уродливой, сгорбленной старухой, в лохмотьях, неряшливой, с распущенными волосами. Довольно часто ее изображали в бабьем кокошнике на голове. На Вологодчине и в Ярославской губернии кикимору представляли в образе крохотной женщины или старушки. Вологодские крестьяне считали, что кикимора так мала, что, опасаясь быть унесенной ветром, никогда не появляется на улице. В Восточной Сибири кикимору представляли в виде нагой девушки с длинной косой.
В некоторых местах Олонецкой, Новгородской и Вологодской губерний существо, подобное кикиморе, называли «марой», «мокушей» или «мокошей». Ее воображали в виде женщины с большой головой и длинными руками. На основе имени мокоши и причастности ее к женским работам исследователи полагают, что в ней можно видеть трансформированный образ древнесла-вянского божества Мокоши. В некоторых местностях был известен также образ запечельницы, или запечельной мары, который, как и мокоша, был близок по своим характеристикам кикиморе. Запечельницу тоже представляли в виде старухи, в сарафане и бабьем головном уборе, иногда - с непокрытой головой и распущенными волосами.
Происхождение кикиморы в народном сознании связывалось с представлениями о «неправильных» покойниках. Согласно поверьям, она появляется в домах, построеных на «нехорошем» месте: например, на меже, где захоронен «нечистый» покойник. Кое-где полагали, что кикиморами становятся дети, умершие некрещеными. В Вятской губернии и Поволжье среди крестьян бытовало мнение, что кикиморы - это неотпетые покойники или проклятые люди. Известно также народное представление о кикиморах как детях, похищенных или обмененных нечистой силой. А иногда считалось, что кикиморы появляются от любовной связи девушек с нечистым в образе огненного змея.
В крестьянской среде существовало поверье, что в строящийся дом кикимору могут запустить плотники или печники, которые остаются недовольны вознаграждением хозяев. В таких случаях они изготавливали из щепок и лоскутков кукольное изображение кикиморы и закладывали его за матицу с особым приговором. В одном мифологическом рассказе повествуется о том, как может мерещиться в доме от «насаженной» кикиморы:
У нас три чуда было. Вот в этой избе. Заяц бегал, бык, собака и поросенок. Хозяйка ушла за дровами, а в избе поросенок. Она пришла - он на лавку, на стол, везде. А потом в этом доме стала маячить собака. А то двери раскроются. Вдруг все двери - раз - все открылись. А потом что? Стали искать - куколка завязана: будто как платочек личико - или, как сказать? - мордочка перевязана. Сожгли эту куколку - маячить не стало.
Появление кикиморы в доме или хозяйственных постройках считалось плохим предзнаменованием: крестьяне верили, что она будет вредить в хозяйстве и досаждать домочадцам. В рамках крестьянского хозяйства кикимора, согласно поверьям, может обитать в хлеву, во дворе, в курятнике, на чердаке. В северных и восточных губерниях у русских полагали, что она может находиться в пустых постройках, в бане. Но чаще всего ей приписывают местопребывание в доме, за печью или в подполе.
В обычное время кикимора и подобные ей существа невидимы. В Вятской губернии рассказывали, что кикимора, оставаясь невидимой, может проявлять себя голосом: требовать, чтобы неугодные ей жильцы убирались из дома, а также действиями: бросанием предметов, битьем посуды. Домашний дух, мокоша, иногда издает звуки, как будто щелкает веретеном по косяку двери.
Днем кикимора сидит за печкой или в подполе, и ее не видно. По поверьям, она старается не попадать на глаза людям из опасения, что на нее могут накинуть нательный крест, и тогда она останется недвижима. Ночью же кикимора выходит из своего убежища проказить. Она растворяет двери, перебегает из комнаты в комнату, топает, стучит посудой, кидается из подполья луковицами, мешает спать детям. Кикимора очень любит позабавиться с веретенами, прялкой и начатой пряжей.
Этот домашний дух, связанный в первую очередь с печью и с домашним хозяйством, по народным представлениям, имеет отношение к такой женской работе, как прядение. Считается, что ее любимое место для «работы» - правый от входа угол рядом с печью, куда обычно сметают сор со всей избы. Крестьяне рассказывали, что когда кикимора прядет, свист от веретена раздается по всей избе.
Особенностью кикиморы, когда она сидит или прядет, является то, что она постоянно подпрыгивает на одном месте. Кроме того, в народе говорили, что кикимора прядет нитки наоборот, в другую сторону, чем обычно это делают люди. При этом она путает, мусолит и рвет пряжу. Во многих местностях считали, что таким образом кикимора, а также и мокуша, и запе-чельница специально вредят тем, кто после работы оставляет пряжу неубранной, а прялку без благословения.
По народным поверьям, работу, до которой дотронется кикимора, хозяйке после трудно закончить: клок кудели придется прясть целый день; если же она потрудится над недошитой рубашкой, то ее и за неделю не удастся закончить - придется все время распарывать и шить заново. Известно, что кикимора шьет неровно и сама никакую работу до не доводит конца. Неслучайно существует пословица: «От кикиморы рубахи не дождешься». Ленивым девушкам в связи с этим же представлением раньше говорили: «Спи, девушка: кикимора за тебя спрядет, а мать выткет».
В некоторых местах Олонецкой, Новгородской и Вологодской губерний крестьяне считали, что близкая кикиморе мокуша по ночам стрижет овец и прядет шерсть, а если остается недовольной, то отстригает немного волос и у самих хозяев дома. Согласно мифологическим рассказам, кикимора очень не любит ленивых хозяек. Она всячески старается им насолить: тормошит маленьких детей так, что они ночью плачут, пугает подростков блеском своих выпученных глаз и рожками на голове, портит хозяйственную утварь и прядево.
И напротив, как и другие домашние духи, кикимора благоволит к хорошим хозяйкам, умелым и старательным. Чтобы им облегчить работу, она баюкает по ночам маленьких детей, перемывает посуду, устраивает так, что тесто хорошо всходит и пироги выпекаются пышные. Незадачливой хозяйке, чтобы добиться покровительства кикиморы, приходится найти в лесу горький корень папоротника, настоять его на воде и перемыть ею все кринки и горшки. По поверьям, кикимора очень любит папоротник, и за оказанное ей внимание может оставить женщину в покое. Кикимора считалась злым и вредным духом для домашних животных и птицы. Так, в Вологодской губернии был записан мифологический рассказ о том, как кикимора мучила лошадь. («Мифология»).
Свидетельство о публикации №124111602708