Таланту Льва Толстого. Сила народов - это?

    Мы можем прямо и положительно ответить на те два существенные вопроса истории:
1) Что есть власть?
2) Какая сила производит движение народов в вековой истории?
   1) Власть есть такое отношение известного лица к другим лицам,
в котором лицо это тем менее принимает участие в действии,
чем более оно выражает мнения, предположения и оправдания
совершающегося совокупного действия.
    2) Движение народов производят не власть, не умственная деятельность,
даже не соединение того и другого, как то думали историки,
но деятельность всех людей, принимающих участие в событии
и соединяющихся всегда так, как протоки одной реки;
что те, которые принимают наибольшее прямое участие в событии,
принимают на себя наименьшую ответственность; и наоборот –
во всём нашем вечном бытии.
    В нравственном отношении причиною события представляется власть,
в физическом отношении — те, которые власти подчиняются.
Но так как нравственная деятельность немыслима без физической,
то причина события находится ни в той, ни в другой,
а в соединении обеих, где они воедино сливаются.
Или, другими словами, к явлению, которое мы рассматриваем,
понятие причины неприложимо и никем не рассматриваются.
    В последнем анализе мы приходим к кругу вечности,
к той крайней грани, к которой во всякой области мышления приходит ум человеческий,
если не играет своим предметом, рассуждая логически.
    Электричество производит тепло, тепло производит электричество.
Атомы притягиваются, атомы отталкиваются. Свойство их таково.
    Говоря о взаимодействии тепла и электричества и об атомах,
мы не можем сказать, почему это происходит,
и говорим, что это так есть потому, что немыслимо иначе,
потому что так должно быть, что это закон природы, по которому всё происходит.
  То же самое относится и к историческим явлениям.
  Почему происходит война или революция? Мы не узнаем, пока не поймём,
что для совершения того или другого соместного действия есть справедливости или иной закон,
по которому люди складываются в известное соединение и участвуют все;
и мы говорим, что это так есть, потому что немыслимо иначе и что это- всемирной истории закон.

Л. Н. Толстой. Война и мир. Эпилог. Часть вторая
VII
…мы можем прямо и положительно ответить на те два существенные вопроса истории:1) Что есть власть?2) Какая сила производит движение народов?1) Власть есть такое отношение известного лица к другим лицам, в котором лицо это тем менее принимает участие в действии, чем более оно выражает мнения, предположения и оправдания совершающегося совокупного действия.2) Движение народов производят не власть, не умственная деятельность, даже не соединение того и другого, как то думали историки, но деятельность всех людей, принимающих участие в событии и соединяющихся всегда так, что те, которые принимают наибольшее прямое участие в событии, принимают на себя наименьшую ответственность; и наоборот.
В нравственном отношении причиною события представляется власть в физическом отношении — те, которые подчиняются власти. Но так как нравственная деятельность немыслима без физической, то причина события находится ни в той, ни в другой, а в соединении обеих.Или, другими словами, к явлению, которое мы рассматриваем, понятие причины неприложимо.В последнем анализе мы приходим к кругу вечности, к той крайней грани, к которой во всякой области мышления приходит ум человеческий, если не играет своим предметом. Электричество производит тепло, тепло производит электричество. Атомы притягиваются, атомы отталкиваются.Говоря о взаимодействии тепла и электричества и об атомах, мы не можем сказать, почему это происходит, и говорим, что это так есть потому, что немыслимо иначе, потому что так должно быть, что это закон. То же самое относится и до исторических явлений. Почему происходит война или революция? мы не знаем; мы знаем только, что для совершения того или другого действия люди складываются в известное соединение и участвуют все; и мы говорим, что это так есть, потому что немыслимо иначе, что это закон.


Рецензии