Пёрышко Финиста
Батюшка-купец из сказки «Аленький цветочек» называет свою меньшую дочь «любимой» точно так же, как и батюшка-старик в сказке о Финисте: «дочь моя любимая».
Далее мы слышим и похожие по своей духовной сути просьбы этих младших дочерей:
«Привези ты мне аленький цветочек…»
«Купи мне, батюшка, пёрышко Финиста ясна сокола».
В обоих случаях желания любимых дочерей оказываются самыми трудноисполнимыми, так как не связаны с привычным житейским «миром товаров». Что же за этим таится? Мы видим, что за «пёрышком» и за «цветочком» скрываются ДУХОВНЫЕ существа, с которыми любимые дочери (чистые, юные души) хотят соединиться.
Интересная деталь, говорящая о принадлежности «пёрышка» и «цветочка» к небесной, духовной сфере – оба они могут летать:
«…но сам он (аленький цветочек) вылетел из рук её и прирос к стеблю…»
«…открыла коробочку – пёрышко Финиста ясна сокола тотчас вылетело, ударилось об пол, и явился перед девицей прекрасный царевич».
Полёт и летающие существа в небесах всегда намекают нам на ДУХОВНЫЙ МИР.
Обе младшие дочери покидают свои родительские дома, предпочитая кровным связям связи духовные:
«…собралась и ушла из дому».
«…и не стало её в ту же минуточку со всеми её пожитками».
Наконец, радостная встреча с «женихом» и томительное ожидание его пробуждения в обоих вариантах наполнены огромным душевным напряжением:
«Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя, как жениха желанного!»
«Проснись, пробудись, Финист ясный сокол!»
О чём хотят сказать нам эти две сказки? На первый взгляд, всё просто – Душа стремиться к Духу, преодолевает на пути все преграды и достигает в итоге своей цели. Но что подразумевается под этими «преградами»? Если они такие трудные и мучительные, то стоит ли их преодолевать? Не проще ли повернуть назад и подобно родным сёстрам устроить свою жизнь «как все люди»? Но наши героини не такие… Почему?
Обе сказки говорят нам: Душа человека, стремящаяся к Духу во что бы то ни стало – находится на верном пути. Её цель – стать такой же сияющей… Она чувствует тяжесть мирских плотских оков и жаждет освобождения от них. Преодолеть тёмное влияние своих «сестёр», а также свои собственные слабости и немощи – вот её задача. Все преграды должны быть пройдены! Все страдания и муки, связанные с душевными и телесными испытаниями – какими бы они ни были тяжёлыми – нужно терпеливо пережить.
С каждым новым испытанием Душа всё более крепнет, совершенствуется и наполняется духовным Светом!
Об этих испытаниях и говорится в сказке «Аленький цветочек», но особенно подробно – в сказке «Пёрышко Финиста ясна сокола». Её текст полон загадок, насыщен довольно сложной символикой и невольно вызывает множество вопросов…
Почему желания старших дочерей всегда разные, а желание младшей дочери всегда одно и то же?
Действительно, в самом начале сказки старшие дочери старика просят его купить то «на платье», то «по платку», то «серьги». Все эти просьбы различны, но связаны только с обычными земными вещами. Просьба младшей дочери трижды звучит одинаково:
«Купи мне, батюшка, пёрышко Финиста ясна сокола».
Батюшка не удивлён такому желанию, он без слов понимает о чём просит его любимая дочь и упорно ищет пёрышко… В первый раз он его «нигде не нашёл». Во второй раз он его «в глаза не видал». И лишь в третий раз «навстречу ему старичок несёт коробочку. «Что несёшь, старина?» – «Пёрышко Финиста ясна сокола». – «Что за него просишь?» – «Давай тысячу». Отец заплатил деньги и поскакал домой с коробочкой».
Что же произошло? Кто такой этот «старичок», владелец пёрышка, который САМ идёт навстречу отцу? Видимо, под этим «старичком» подразумевается древнее, мудрое «я», знающее путь к духовному Свету. Это «я» видит настойчивое стремление «батюшки» и его «дочери» (юной Души) к Финисту (Духу) и даёт им то, что они готовы воспринять. Троекратная просьба «дочери» о пёрышке и троекратные поиски «отцом» этого пёрышка, говорят нам о твёрдо принятом решении найти именно его и ни что другое. Такая настойчивость вознаграждается.
Но почему пёрышко надо купить? И почему именно за «тысячу»?
Это не обычная житейская покупка. Пёрышко, оказывается, не простое! Оно способно оборачиваться и «прекрасным царевичем» – Финистом, и птицей – ясным соколом!
В самом деле, оно способно легко исчезать и превращаться в нечто иное… Можно ли сказать, что это пёрышко материально, как платок или как серьги, которые просят купить старшие дочери? Нет, оно не связано с миром вещей, а значит и с миром денег. Тогда его покупку за «тысячу» нужно понимать в символическом смысле.
Пёрышко Финиста находится в «коробочке», подобно тому, как душа находится в материальном теле, но само пёрышко не материально, не телесно, хоть и может принимать облик обычного пёрышка. Однако, по своей природе это духовная сущность. Почему же эта сущность стоит «тысячу»?
Это тоже символическое число. В волшебной сказке числа всегда имеют символический смысл. Мы знаем, как велико значение, например, тройки и девятки (за тридевять земель) во многих сказках. Наши далёкие предки представляли мир как триединое начало (Правь, Явь, Навь), а Человека в нём тоже представляли триединым – Дух, Душа, Тело.
Ноль – это символ бесконечности, небытия, из которого рождается единица – начало отсчёта. Пифагор называл единицу «отцом всего». Из небытия рождается бытие – органическая жизнь на Земле – как нечто единственное и неповторимое. Единица всегда пишется сверху вниз – символизируя схождение животворящего Духа с небес на землю. Ноль десятикратно увеличивает единицу (10 – число совершенства), а три нуля возводят эту единицу, можно сказать, в тройное совершенство, в духовную бесконечность…
О чём здесь идёт речь? Конечно же о том, что Душа стремится к бесконечной, вечной жизни с Духом!
Вот она – подлинная цена маленького пёрышка!
В каких сказках ещё встречается «тысяча»?
В русской сказке «Мальчик с пальчик» (Сб. Афанасьева, № 116) говорится: «Барин заплатил тысячу, взял мальчика, посадил в карман…»
Здесь «мальчик» играет роль духа-помощника, которому барин, как новый владелец, не по душе и он от него быстро убегает… Этот маленький дух-помощник тоже стоит целую тысячу! Но он свободен от товарно-денежных отношений и САМ решает с кем ему быть.
Конечно, всем известен сборник арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Оказывается, первоначально он назывался «Хезар Афсане», что в переводе означает «Тысяча сказок». Как считают индологи, истоки этих сказок следует искать именно в Индии, в литературе на санскрите. Если это так, то нельзя не заметить и ещё одну связь с числом 1000.
В древней индийской традиции священный энергетический центр человека – сахасрара – это 1000-лепестковый лотос. Он связан непосредственно с Высшим Я, с Творцом, с Богом.
Вот в какие высоты уносит нас маленькое пёрышко, купленное за тысячу!
Как отреагировала меньшая дочь на этот подарок?
«Меньшая дочь чуть не прыгнула от радости, взяла коробочку, стала её целовать-миловать, крепко к сердцу прижимать», – говорится в сказке.
Теперь это духовное сокровище хранится в сердце! Но удержать его там оказывается совсем не просто… Мы видим, что общение с пёрышком Финиста происходит по ночам, когда «разошлись все спать по своим светёлкам». Почему же по ночам?
Видимо, сказка хочет сказать, что встреча с Духом (Высшим «я») вначале происходит на уровне подсознания, когда дневное рациональное сознание крепко спит. Оно ещё не готово воспринять всё происходящее в подлинном свете и будет только мешать…
Так и происходит: старшие сёстры слышат «речи сладкие, хорошие», которые ведёт младшая дочь с «прекрасным царевичем» (Финистом) и требуют: «А ну, отопрись!»
Царевич тут же вновь оборачивается пёрышком. Сёстры, войдя в дверь, никого не видят.
Кто же такие «старшие сёстры»?
Три сестры, связанные кровным родством, из которых младшая – самая любимая отцом, и нелюбимая старшими сёстрами встречаются в сказке «Аленький цветочек» и у братьев Гримм в сказке «Певчий попрыгун-жаворонок», а также в сказке «Одноглазка, Двуглазка, Трёхглазка». Сюжеты эти сказок похожи тем, что старшие сёстры относятся к младшей свысока, высмеивают её, презирают и постоянно унижают. Но в конечном итоге жалкими и униженными оказываются они сами. Счастье обходит их стороной…
На что намекают эти сказки? Что представляет собой такое «семейство» как единое целое? Если в других сказках «три брата» символизируют три ДУХОВНЫХ пути развития человека (из которых единственно верным оказывается путь младшего брата), то «три сестры» – символ его ДУШЕВНОГО развития.
«Старшие сёстры» – это тёмные стороны Души, в которых ещё не изжиты греховные страсти – гордыня, сребролюбие, блуд, гнев, чревоугодие, зависть, лень… Однако, в Душе теплится и маленький огонёк стремления к Духу, к Свету (младшая сестра), который постепенно разгорается, благодаря смирению, кротости и непрерывному труду.
В идеале Душа должна изжить в себе все тёмные стороны, чтобы стать достойной Финиста ясна сокола (Духа).
Откуда у царевича такое странное имя – Финист?
Для русской народной сказки имя «Финист» – уникальный случай. Мы привыкли к тому, что героя зовут Иван, Иван-царевич, но чтобы Финист, Финист-царевич… Да сказка называет его «царевичем»! Имя Финист, как и похожие имена – Феонист, Феоктист, пришли к нам из Византии с принятием христианства. Считается, что «ФИНИСТ» – это искажённое греческое «ФИНИС» (завершение). Сходное с ним слово ФЕНИКС – название мифической птицы, возрождающейся из пепла после самосожжения. Она всегда была связана с солнцем и у египтян называлась БЕНУ, у китайцев ФЕН-ХУАН, у индийцев ГАРУДА, у иранцев СИМУРГ…
Наши предки называли её СОКОЛ (со КОЛО, т.е. с СОЛНЦЕМ, ведь слово «коло» (круг) имеет непосредственное отношение к СОЛНЦУ – «коловрат» древнеславянский символ СОЛНЦА). Отсюда ФИНИСТ ЯСНЫЙ СОКОЛ – символ ясного, сияющего солнечного, вечного ДУХА-КРУГА-СОЛНЦА. Стать его «женой», его Душой – на языке сказки означает соединиться с БОЖЕСТВЕННЫМ ДУХОМ, войти в вечную жизнь!
Казалось бы, цель сказки достигнута – пёрышко Финиста в руках младшей дочери, оно способно оборачиваться не только соколом, но и «прекрасным царевичем».
Почему же нет свадьбы? Почему наши герои таятся, встречаются лишь по ночам, почему скрывают свои отношения перед сёстрами и батюшкой? Мало того – девица сама отпускает пёрышко во чисто поле «полетать до поры до времени». Почему?
Видимо потому, что «красная девица» (Душа) ещё не может его удержать… Ей мешают родные «сёстры» – тёмные страсти. Они ставят препятствия в виде «острых ножей да иголок» на окне.
Финист-сокол тоже стремится к соединению с девицей, ночью он возвращается, но не может попасть в горницу: «бился, бился… только крылышки себе обрезал». Далее следует речь Финиста полная горечи и драматизма:
«Прощай, красна девица! Если вздумаешь искать меня, то ищи за тридевять земель, в тридесятом царстве. Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдёшь меня, добра молодца!»
За что даётся такое наказание? И где найти тридесятое царство?
На первый взгляд, младшая сестра ни в чём не виновата, это не она, а старшие сёстры «натыкали на окне» острые ножи да иголки! Но в том-то и дело, что человеческую ДУШУ символизируют все ТРИ родные сестры одновременно. Как бы не была светла и чиста младшая сестра, она – не вся ДУША, а лишь её малая часть. И для того, чтобы найти Финиста, соединиться с ним, эта малая часть должна окрепнуть и оказать своё влияние на всю ДУШУ. Это долгий и трудный путь. Но куда идти? Где же находится это загадочное «тридесятое царство»?
В сказке «Царевна-лягушка» мы встречаем похожую ситуацию, связанную с долгой разлукой героев. Василиса Премудрая говорит Ивану-царевичу:
«…а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве…»
В обоих случаях речь идёт не о внешнем, земном царстве, а о внутреннем, ДУХОВНОМ. Это подтверждает и символика цифр: ТРОЙКА – первое совершенное число, ДЕВЯТКА – утроенная триада, последнее число (далее числа комбинируются), ДЕСЯТКА – число полной завершённости, где «0» (ноль) символизирует возвращение к НАЧАЛУ, к БОГУ.
Выходит, что Финист пребывает в царстве изначальной идеи, в царстве БОГА, т. е. в Царствии Небесном. И путь к нему лежит не по внешним земным дорогам, а по дорогам внутренним, ДУХОВНЫМ. Идти к нему в привычном, земном смысле, преодолевать какое-то расстояние НЕ НУЖНО. Куда же тогда идти, чтобы найти Финиста ясна сокола? Нужно идти ВНУТРЬ себя. В Евангелии от Луки (17:21) прямо говорится:
«Царство Божие внутрь вас есть».
А что же тогда скрывается за «башмаками», «посохами» и «просвирами»?
Сказка говорит нам, что девица проходит ТРИ этапа на пути к «тридесятому царству», и каждый этап заканчивается так:
«…пару башмаков истоптала, чугунный посох изломала и каменную просвиру изглодала».
Тяжёлые «железные башмаки» и «чугунный посох» (как вериги у странников) связаны со смирением плоти, с непрерывными волевыми усилиями при движении. Причём, волю нужно укреплять и закалять не только движением, но и грызением «каменной просвиры»! Что всё это означает?
Просвира символизирует духовную пищу, которую нужно «разгрызть», т. е. принять в себя и усвоить, познать, постичь... Многие духовные истины постичь очень трудно. Это так же трудно, как разгрызть камень! Но Душа трудится и продвигается вперёд…
Вот первый этап пройден и девица встречает «старушку» (древнюю мудрость), которая дарит ей «серебряное донце, золотое веретёнце», говоря:
«…станешь кудель прясть – золотая нитка потянется».
Прядение нити в волшебной сказке всегда символизирует МЫШЛЕНИЕ. Мы иногда говорим: «Я потерял нить разговора…» Конечно, здесь мы имеем в виду не обычную нить, а МЫСЛЬ, которая оборвалась, «потерялась». Но у нашей героини нить мышления не только не теряется, а становится ЗОЛОТОЙ, т. е. солнечной, сияющей светом Духа!
Чтобы не сбиться с верного пути эта «старушка» дарит ещё и КЛУБОЧЕК (путеводитель в мире мыслей), который приводит девицу к второй «старушке», а затем и к третьей.
Что скрывается за тремя «старушками» и их подарками?
Три «старушки» на пути к Финисту ясну соколу – три ступени древней мудрости. В мир сокровенных духовных тайн невозможно войти «одним прыжком», одним душевным порывом. Здесь необходимо время и терпение. Душа должна созреть и окрепнуть, постепенно продвигаясь всё выше и выше… Если мышление и чувства стали «золотыми», то первая ступень на пути к Духу пройдена.
Встреча со второй «старушкой», когда «другая пара башмаков изношена, другой посох изломан, ещё каменная просвира изглодана», снова заканчивается подарком. Душа получает «серебряное блюдо и золотое яичко». Что это?
Под «серебряным блюдом», видимо, понимается Луна, лунные силы, с которыми девица тесно связана и душевно, и телесно (как женщина), а «золотое яичко» – плод её пройденного пути, зародыш новой жизни в Духе. В сказке далее говорится, что она «много золотых яиц накатала», т. е. принесла много духовных плодов.
Встреча с третьей «старушкой», когда «третья пара башмаков истоптана, третий посох изломан и последняя просвира изглодана», заканчивается особенно дорогим подарком. Душа получает «золотое пялечко да иголочку», причём «иголочка сама вышивать будет»!
Пялечко (пяльцы) – два больших деревянных кольца, которые держат ткань, образуя круглое поле для вышивания. Но девице дарится ЗОЛОТОЕ пялечко и иголочка! Это уже прямой намёк на солнечный, радостный духовный труд, в котором принимает участие не простая, а золотая ИГОЛОЧКА! Она, словно живая, «сама вышивает да такие узоры чудные!» О чём хочет поведать сказка?
Древняя мудрость в лице третьей (самой старшей) «старушки» видит весь тяжкий путь, который проделала Душа-девица и посылает ей в помощь духа-помощника – «иголочку».
Она творит «узоры чудные», т. е. делает явными скрытые ранее духовные тайны.
Эти тайны вышиваются, т. е. открываются сами, Душе-девице остаётся только держать в руках золотое пялечко – своё золотое душевное поле, на котором они появляются…
Но где же Финист ясный сокол?
Оказывается, он живёт теперь в городе, «на просвирниной дочери там женился» и девице надо наняться к просвирне в работницы! Трудный путь ещё не окончен, Душе опять предстоят тяжкие испытания. Мало того, она узнаёт, что Финист женился! А раз так, то стоит ли его теперь искать, идти в город, наниматься в работницы, отбивать своего милого у просвирниной дочери? Как ни странно, но девица покорно принимает судьбу, продолжает свой путь и всё делает так, как велит самая мудрая «старушка».
Что же означает «наняться в работницы» к жене Финиста?
Нельзя не заметить связь между тремя изглоданными «каменными просвирами» (духовной пищей) и самой просвирней со своей дочерью, на которой «женат» Финист. Но женат ли он в земном плотском смысле? Нет! За всем этим стоят новые глубокие изменения во внутренней жизни человека. Не будем забывать о том, что наши герои находятся «за тридевять земель в тридесятом царстве», в Царствии Небесном, т. е. там, где «ни женятся, ни выходят замуж…» (Мф, 22:30).
Финист (Дух) живёт в каком-то духовном семействе (просвирня и её дочь) и для приобщения к этому духовному семейству Душе-девице нужно много трудиться. Трёх изглоданных просвир оказывается мало! И девица начинает работать, причём так, что просвирня «смотрит да радуется». Семейная жизнь Финиста – это не обычная семейная человеческая жизнь, а лишь намёк на то, где и в окружении кого он находится.
А Душа-девица помимо своей работы начинает прясть нитку «чистого золота». Этой «забавы» нет у жены Финиста! Она восклицает:
«Ах, красная девица! Не продашь ли мне свою забаву?»
Выходит, что золотой нити мудрого мышления у неё нет, а у Души-девицы есть! Мы знаем, что у неё есть ещё и много духовных плодов («много золотых яиц накатала»), есть и дух-помощник («иголочка»). И всё это она готова отдать за встречи с Финистом!
Все три подарка от трёх «старушек» девица отдаёт просвирниной дочери в обмен на три ночные встречи с Финистом. Что это означает?
Да, девица отдаёт все свои подарки… Но означает ли это, что она теряет их навсегда? Неужели она возвращается назад к тому состоянию, когда только начинала свой долгий путь? Нет! Путь пройден не зря, все достижения Души стали её сокровенной сутью. Этот обмен трёх «подарков» на три «встречи» говорит лишь о том, что такие «встречи» ВАЖНЕЕ всех «подарков».
Но почему три встречи с Финистом опять происходят ночью? И почему просвирнина дочь «подмешала финисту ясну соколу сонного зелья в питье»?
И «сонное зелье» и ночные встречи – это намёк на то, что полная ясность всех духовных тайн открывается Человеку постепенно. Дух и Душа должны стать совершенными для настоящей «свадьбы», т. е. для полного душевно-духовного взаимопонимания. А пока ясное дневное сознание Финиста ещё спит, бодрствует лишь ночное подсознание.
Когда Дух-Финист прощался с Душой-девицей и говорил ей про грядущие испытания на пути в «тридесятое государство», она слышала его речи «сквозь сон» и «встать-пробудиться» не могла.
Теперь мы видим обратную ситуацию: Душа-девица говорит Финисту о пройденных испытаниях, а Финист «крепко спит, ничего не чует». О чём это говорит?
Оказывается, не только Душа, но и Дух может «спать», т. е. пребывать в ночном, сонном духовном оцепенении… Он видит всё происходящее как бы сквозь туман. Этот «туман» – разного рода сны, фантазии, заблуждения, «воздушные замки»… Вот в таком иллюзорном «воздушном замке» и застаёт девица Финиста ясна сокола. Его жена – просвирнина дочь – иллюзия, которая овладела его сознанием.
Душа-девица «долго плакала, долго будила его…» Всё тщетно! «Лишь на третью ночь упала ему на щеку слеза…» Эта маленькая слеза – последняя капля, последнее усилие, последняя надежда! И она творит чудо: Финист «в ту ж минуту» просыпается и говорит: «Ах… что-то меня обожгло!»
Что означает пробуждение ночью?
Сонное оцепенение в сознании рассеялось! Дух-Финист ПРОСНУЛСЯ и увидел КТО стоит перед ним. Особенно важно то, что это произошло среди тёмной ночи, т. е. власть тьмы отныне преодолена! Вместо ночного подсознания Дух и Душа наконец-то оказываются в ясном свете СОЗНАНИЯ. Не удивительно, что они тут же «ушли от просвирни». Погоня за ними ни к чему не приводит, герои покинули «воздушные замки», освободились от всего того, что мешало им соединиться, ушли дальше в своём развитии…
«Очутился Финист ясный сокол со своею суженой возле её дома родительского; ударился о сыру землю и сделался пёрышком…»
Что означает возвращение в «родительский дом»?
В конце сказки герои часто возвращаются «домой» («Баба-яга и Жихарь», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Царевна-лягушка») – т. е. снова оказываются «в миру», в привычной земной обстановке.
На вопрос батюшки: «Где была так долго?» девица отвечает: «Богу ходила молиться». Этот ответ подтверждает мысль о том, что сказочное «тридесятое царство» – это Царство Божие, которое «внутрь вас есть». Душа долго пребывала внутри себя самой, долго преодолевала свои немощи, долго искала своего милого (Финиста-Духа) и, наконец, нашла… Но её суженый в земном мире по-прежнему выглядит обыкновенным пёрышком! В нём нет ничего особенного и чудесного… Среди людей Дух ведёт себя неприметно и скромно, как и младшая дочь. А свой истинный облик («царевич с ненаглядной царевною») наши герои проявляют только в церкви – в земном отражении Царствия Небесного. Даже родной отец не может опознать в этой «царевне» свою дочь!
Так продолжается в течение двух дней и лишь на третий, выйдя из церкви, он видит «своими глазами» – карета с царевичем и царевной «к его дому подъехала…» Как это так? Неужели «царевна» живёт в его доме? Отец не может в это поверить…
Тут Душа-девица во всём признаётся, вынимает пёрышко, и оно в последний раз ударяется об пол, оборачиваясь царевичем. Помощь предков из нижнего мира, которая всякий раз приходила после такого «удара», больше не нужна. Всё становится явным.
«Тут их и обвенчали, и свадьба была богатая!»
Земная свадьба – подтверждение и полное согласие с Небесной Свадьбой, которая уже давно состоялась. Для человека на Земле это означает достижение Святости.
Во внутреннем мире такого Человека Дух и Душа пребывают в сиянии золотой, вечной гармонии, в Единстве, в Боге. Путь к нему тернист и труден, но его нужно пройти…
Разве сказка на языке символов говорит нам не об этом?
***
Свидетельство о публикации №124111505535