Атака титанов. Бездна тоже смотрит в тебя
Но по случаю годовщины выхода финального эпизода решил сделать исключение.
И сегодня мы обсудим нашумевшую аниме адаптацию «Атака титанов», основанную на манге Хаджимэ Исаямы.
Принято считать, что центральной темой «Атаки титанов» является война, если это и так, то речь не столько о войне в мире, сколько о конфронтации человека с самим собой, о его внутренних демонах, теневом аспекте, выражаясь языком Карла Юнга.
Итак, предыстория сериала представляет собой один большой комплимент скандинавской мифологии.
Это рассказ о бедной девушке по имени Имир, о первом человеке, заполучившим так называемый «ген титанов».
Она, если так можно выразиться, была всего лишь игрушкой в руках короля Элдии, который являлся самым настоящим тираном.
Через тринадцать лет после пробуждения этого гена девушка умирает, защищая короля.
В результате её сущность была разделена между девятью титанами, которые основали Элдийскую империю.
С тех пор над всем миром сгустились тучи.
Элдийцы считали другие расы низшими. Они убивали и насильно присоединяли чужие земли, вступая в связь с иноземными женщинами, чтобы тем самым дать богатое потомство.
А 145-ый король семьи Фриц решил переместить столицу Элдийской империи на остров Парадиз, находящийся к востоку от Континентального Материка.
Тем временем марлийцы подняли восстание в Элдии.
Так проявился всеми известный реваншизм.
Когда Элдийская империя пала, 145-ый король собрал свою семью и обычных граждан Элдии и поплыл на остров, но далеко не все были в восторге от этой идеи.
Когда элдийцы прибыли на остров, король возвёл три кольца стен и стёр им воспоминания о прошлом и внешнем мире.
Эрен Йегер, пожалуй, один из наиболее ярких образов и потомков Имир Фриц, стремящихся к свободе.
Этот мальчик мечтает о возмездии и освобождении острова Парадиз от угнетения.
И всё же его жажда к независимости намного глубже, чем просто желание отомстить. Эта непреодолимая жажда берёт начало из его детства, когда Эрен впервые сталкивается с ужасом войны в лице кровожадных титанов.
Именно потеря матери и других близких ему людей подталкивает его к решительным, если не сказать, радикальным действиям.
Он отвергает мир, где люди вынуждены жить в страхе за высокой стеной, из-за каких-то гигантских людоедов, и решает действовать, чтобы достичь намеченной цели.
Эрен много раз пробовал изменить ход событий, но все эти попытки ни к чему не приводили.
Что бы он ни предпринимал, воспоминания о грядущем оставались прежними.
В какой-то момент Эрен отдаляется от товарищей и самых близких друзей — Армина и Микасы, чтобы те его возненавидели и в нужный момент вывели из этой странной игры.
В конце концов Эрен становится тем, кого ненавидел всей душой, — титаном, оружием массового поражения, источником геноцида.
И в этом случае нельзя не упомянуть имя Фридриха Ницше и его знаменитое высказывание:
«Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем.
И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».
Также на ум приходит параллель со знакомой с детства сагой Джорджа Лукаса «Звёздные войны».
Да, в этом смысле путь Эрена Йегера напоминает путь Энакина Скайокера, превратившегося из рыцаря-джедая в Лорда ситхов Дарта Вейдера, который, как известно, был поглощён страхом, гневом и ненавистью.
Этих персонажей прежде всего роднит их рабское прошлое, позиция жертвы, которая во многом определила их сознание и в конечном счёте привела на Тёмную Сторону.
Энакин переживал за судьбу своей жены Падме, которая была беременна. Его, как и неоднозначного героя «Атаки титанов», стали преследовать зловещие видения о её скорой смерти.
В прошлом, как и Эрен, он уже потерял мать.
Смерть жены он не мог допустить, равно как и Эрен не мог позволить погибнуть своим друзьям, особенно Микасе и Армину.
А решающим звеном во всей этой картине становится роль Микасы Аккерман.
В каком-то смысле её чувства к Эрену являются проекцией того, что испытывала Имир по отношению к королю Элдии.
А в ключевой сцене, где Микаса держит голову уже умершего Эрена, на сером лице Имир появляется едва заметная улыбка, которая намекает нам на то, что её оковы отныне сброшены.
Кроме того, в одной из последних сцен появляется загадочная белая птица, которая подлетает к Микасе, чтобы обернуть вокруг её шеи шарф.
Возможно, это можно интерпретировать как намёк на перерождение главного героя.
А образ птицы, как известно, тесно связан со свободой, с одним из ведущих мотивов «Атаки титанов».
В связи с этим нельзя не вспомнить и ту же знаменитую эмблему разведкорпуса, которая представляет собой изображение крыльев.
Но это стремление к свободе как будто ничего не меняет.
Казалось бы, власть титанов ушла в небытие и люди должны бы образумиться, но нет, как и прежде, человеческой гордыне нет предела!
Но об этом нам уже рассказывают в титрах.
Таким образом, мы приходим к выводу, что история циклична, войны никогда не прекратятся. Этот порочный круг ненависти, презрения и мести едва ли удастся кому-то разорвать.
Можно разве что ненадолго отсрочить.
И хотя в финале показали эту самую птицу и счастливые лица друзей главного героя,
в воздухе по-прежнему висит ощущение чего-то недоброго, я бы даже сказал, зловещего.
И напоследок хотелось бы пару слов сказать о впечатляющем музыкальном сопровождении.
Уж поверьте, эпичная, а местами трогательная музыка японского композитора Савано Хироюки никого не оставит равнодушным.
Взять хотя бы один из ключевых саундтреков с немецким названием, которое переводится как «Птица в клетке».
Атака титанов: бездна тоже смотрит в тебя (эссе)
Свидетельство о публикации №124111504201