Босоногий Гэн. Катастрофа не должна повториться!
В связи с этим я решил записать продолжение, но предупреждаю, на этот раз речь пойдёт о более роковых событиях в истории японского народа.
Об одном из самых жестоких и циничных преступлений против человечества.
Сразу оговорюсь, что это автобиографическая история Накадзавы Кэйдзи, человека своими глазами видевшего и пережившего кошмар ядерного удара в Хиросиме.
Буквально с первых кадров нам показывают жизнь мальчика по имени Гэн и его семьи.
Нехватка продовольствия, беременность матери главного героя, регулярные воздушные тревоги и бомбёжки, к которым уже привыкли все члены семьи и даже научились отличать самолёты: разведчиков от истребителей.
Несмотря на все тяготы военного времени, эти люди очень дружны и на удивление заботливы.
Родители любят друг друга и уважительно относятся к своим чадам. Отец, не покладая рук трудится, а дети стараются ему во всём помогать.
Итак, в один из летних дней, 6 августа, на город Хиросима, американскими военными была сброшена атомная бомба.
В этот день Гэн торопится в школу, вместе с одноклассницей он замечает в небе что-то странное.
«Какой-то самолёт-разведчик», — думает он.
Как оказалось, это был не просто разведчик.
Гэн пытается поднять упавший камень. Момент взрыва. Его закрывает бетонная изгородь, благодаря которой мальчику удаётся выжить.
И после этого начинается самый настоящий кошмар.
Повсюду необгоревшие участки в форме человеческих тел, которые, по всей видимости, приняли весь жар взрыва на себя.
Одни были уже мертвы, вторые — получили тяжелые ранения, третьи — пропали без вести.
В общем, из-за происходящего вокруг хаоса и деморализации, точную статистику вряд ли кто-то вёл.
А вот так описывает эту картину сам автор манги Накадзава Кэйдзи:
«Я получил огромную дозу радиоактивного облучения. Мне было тогда шесть лет, я учился в первом классе. Жив я остался благодаря бетонному забору, что окружал школу. Если бы я не прижался к нему, меня бы ждала мгновенная смерть — я бы обуглился или даже расплавился от температуры более чем в 5000 градусов. Меня чудом спас бетонный забор. Все последующие события, как картины страшного ада, происходили на моих глазах и навсегда запечатлелись в памяти».
Что сказать, только человеку может прийти в голову массово уничтожать себе подобных, у тех же животных всё иначе.
Также можно вспомнить весёлых американских военных из второй части фильма, швыряющих грязным беспризорникам свой столь же тёмный американский шоколад, и сбрасывающих тракторами в общие ямы тысячи человеческих костей.
Стоит также отметить, что отец главного героя придерживался антивоенных взглядов, что можно проследить в сцене, где он с тяжёлым видом наблюдает очередное пополнение рядов японской армии, которое отправляется на фронт, а также из диалога с самим Гэном:
«— Почему Япония продолжает воевать? — спросил Гэн.
— Потому что у власти находится безумец. — ответил гордо мужчина, — Ну да, я не патриот. И ваш отец гордится этим. Это война, в которой люди убивают друг друга, не может быть правильной. Когда тебя зовут не патриотом — это ничего, и когда тебя трусом зовут... Защищать свою жизнь и жизнь других людей — вот настоящее мужество! И сражаться стоит только за это. Вот правильный бой...»
Пожалуй, именно эти слова раскрывают суть происходящего, и причём не только в Японии периода Второй мировой войны, но и в целом указывают на причины возникновения любых войн, геноцидов.
А вот если бы он, скажем, выдал другой ответ. К примеру, «нельзя сдаваться! Надо стоять до конца!», то смысл этой картины приобрёл бы совершенно иной характер.
Так или иначе, Япония капитулировала. И, как оказалось, слишком поздно.
Кто знает, может, и удалось бы избежать этой жуткой катастрофы, если б не человеческая гордыня и банальная глупость.
И как же на фоне всех этих ужасов светится лицо Гэна, который обладает поистине волевым характером, имеет непобедимую веру в добро, в ту самую человечность, которая, казалось бы, перестала что-либо значить.
И это после того, как он потерял под горящими завалами почти всех своих родных, затем маленькую сестрёнку, а в конце второй части, ко всему прочему, лишился и любимой матери, которую, как и многих других, не обошли стороной последствия атомного взрыва.
Если же говорить о параллелях, то отчасти эта работа может напомнить «Могилу святлячков», так как оба фильма затрагивают конец Второй мировой войны, но с той лишь разницей, что в «Босоногом Гэне» действие происходит в Хиросиме и связано с одним из самых жестоких и циничных преступлений против человечества.
Но прежде всего это касается первого фильма, так как второй больше об известных последствиях катастрофы, о том, как люди учатся заново жить и радоваться каждому дню.
Таким образом, «Босоногий Гэн» есть не что иное, как пример антивоенного высказывания, как то, что не должно повториться.
И вместе с тем в этом фильме удивительным образом соседствуют трагедия и юмор, безнадёжность и жизнеутверждающие мотивы.
Впрочем, именно приём контраста позволяет увидеть и прочувствовать всю противоречивость человеческой жизни, если угодно, понять её психологию или, по крайней мере, попытаться.
Кстати, такой же переход можно проследить и в музыкальном сопровождении, которое является чуть ли не самым важным элементом в любой картине.
Босоногий Гэн: катастрофа не должна повториться! (эссе)
Свидетельство о публикации №124111504174