Конкурс на досуге - 227. Задание!
Каждый раз мы пытаемся сменить тему так, чтобы не повторяться. Но настройтесь, что в этот раз мы открываем небольшой цикл противоположных тем! Вы, наверное, заметили, что иногда хочется поспорить с высказыванием, и мы пишем, беря за основу не тему, а "антитему". И это нравится, вносит разнообразие в проект. Но не на этот раз, и не на следующей неделе, пожалуйста. Постарайтесь извлечь из темы все возможные нюансы, не споря с ней. Посмотрим, что у нас получится, как каждый из участников проявит себя, не повторяясь с другим. Когда рождается лошадь, она через какое-то время быстро встаёт на ноги, кажется животные всё о себе знают, их поведение заложено в них в виде инстинктов, а человек? Как приходят знания к нему? И иногда большие и даже уникальные знания. Часто учёные считаются странными людьми и не всегда думают и поступают, как все. В чём разница? Давайте остановимся и подумаем...
Объявляется тема 227 конкурса На досуге:
Nemo nascitur doctus -
НИКТО НЕ РОЖДАЕТСЯ УЧЁНЫМ
_______________________________
(нэмо насцитур доктус)
Латинская поговорка очень популярна. Возможно, в ней даётся шанс всем увидеть в себе большие возможности, которые многие упускают развивать. И потому выражение вселяет уверенность и является поддержкой для всех ищущих, страждущих новых открытий в науке и где-то ни было ещё. А любящие родители с рождения своего чада спешат помочь ему развить некоторые способности мыслить, рассуждать, делать, созидать и находить оригинальные решения. Но немногие понимают, что ещё важно научиться начатое доводить до конца.
Но немного среди нас учёных, не так много, как хотелось бы, даже образованных. И даже среди тех, кто образован, на самом деле выясняется склонен совершенно к другим открытиям и видам творческой деятельности. Упущенное с молоду достижимо и в зрелом возрасте, но при этом, согласитесь, сложнее достигаются вершины, хотя и бывают случаи изобретательства и открытия.
Самое время вспомнить прекрасные примеры учёных, увлечённых своим делом. Их биография всегда интересна и увлекательна. Знакомство с ними обогатит каждого. Но, как правило с ними не так просто жить рядом близким людям. Посудите сами, вспомнив некоторых великих. Самый популярный образ – безумный гений с всклокоченными волосами. Это и неудивительно: ведь в быту даже самый масштабный ум может быть совершенно беспомощен и непредсказуем. И истории реальных деятелей науки – лучшее тому подтверждение.
Исаак Ньютон
Первооткрыватель закона всемирного тяготения был человеком весьма своеобразным. Отец-фермер не дожил трёх месяцев до его рождения, а мать вскоре снова выскочила замуж. Отношения Исаака с матерью и отчимом складывались настолько непросто, что однажды он чуть не поджёг дом, в котором они находились. Отдушину от семейных проблем Ньютон находил в учёбе. В школе он был классическим ботаником, подолгу сидел с книгой в одиночестве и сносил насмешки одноклассников. В 27 лет Ньютон стал профессором математики. Правда, студенты жаловались, что они с трудом понимают его лекции, и прогуливали занятия. Но Ньютон мог вести уроки и перед пустой аудиторией. Вне науки Ньютон отличался крайней рассеянностью. Мог заблудиться в собственном доме. Однажды он собрал гостей и решил принести бутылку вина, но забыл, зачем вышел, прошёл в кабинет и сел работать. А на завтрак учёный как-то сварил часы вместо яйца. Он никогда не был женат, зато обожал кошек. Именно Ньютон придумал выпиливать в двери отверстия, чтобы кошки могли свободно ходить, куда им заблагорассудится.
Андре-Мари Ампер
Великий физик, именем которого назвали единицу измерения силы тока, ни дня не проучился в школе. Он был сыном состоятельных родителей, которые нанимали ему домашних учителей. Однако репетитор по математике очень скоро понял, что ему нечего рассказать гениальному мальчику-подростку. В 13 лет Ампер представил свои первые труды в Лионскую академию. А вскоре стал одним из самых молодых профессоров. Рассеянность учёного сделала его героем исторических анекдотов. Однажды он, уходя из своей квартиры, написал мелом у себя на дверях: «Ампер будет дома только вечером». Но вернулся домой ещё днём. Прочитав надпись на своих дверях, учёный снова ушёл, так как забыл, что он сам и есть Ампер. В другой раз на собрании в Академии наук, Ампер пожаловался председателю, что какой-то господин занял его место. И при этом он указал на... Наполеона. Оказалось, учёный забыл, где он сидит, и не узнал императора. Последнее, впрочем, можно списать на близорукость Андре-Мари, которой он страдал с детства.
Дмитрий Менделеев
Легенда гласит, что свою знаменитую таблицу химических элементов он увидел во сне. Однако говорят, что когда этот миф дошёл до самого Дмитрия Менделеева, он даже обиделся: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: задремал и вдруг… готово». Впрочем, химии он посвящал всего 10 процентов своего рабочего времени: Менделеев также увлечённо занимался конструированием летательных аппаратов, написал порядка 40 работ по кораблестроению и мореплаванию, принимал непосредственное участие в строительстве первого в мире арктического ледокола «Ермак», за что его именем даже назван один из подводных хребтов Северного Ледовитого океана. А ещё Менделеев виртуозно мастерил чемоданы. Это хобби появилось у него в Симферополе, когда из-за Крымской войны была закрыта гимназия, в которой он преподавал, и Дмитрий Иванович искал способ заработать. Он, со свойственным ему перфекционизмом, быстро прославился как «чемоданных дел мастер». И занимался этим на досуге до конца жизни. Миф о том, что именно Менделеев придумал водку, тоже имеет мало общего с реальностью. Этот напиток существовал до него. А диссертация великого химика была посвящена изучению удельных весов спиртоводных растворов в зависимости от концентрации и температуры. Зато в словаре Брокгауза и Ефрона есть три неожиданные статьи Менделеева – про вареники, варенье и компот. Правда, подписаны они псевдонимом.
Заметили ли вы, друзья, при беглом чтении по строкам эпизодов из биографий этих, можно сказать, гениев, что-то, что поясняет секрет их успешных открытий.
Есть среди нас перфекционисты и немало, но не все учёные. Есть рассеянные, но на этом все особенности могут и закончиться. А что же тогда отличает учёного, и даже гения, в свете нашей темы, если иметь в виду нашу тему. А мы договорились - с ней не спорить!
Загадка сфинкса
/Валерий Брюсов/
Зеленый шарик, зеленый шарик,
Земля, гордиться тебе не будет ли?
Морей бродяги, те, что в Плюшаре,
Покрой простора давно обузили.
Каламбур Колумба: «II mondo росо» 1 —
Из скобок вскрыли, ах, Скотт ли, Пири ли!
Кто в звезды око вонзал глубоко,
Те лишь ладони рук окрапивили.
Об иных вселенных молча гласят нам
Мировые войны под микроскопами,
Но мы меж ними — в лесу лосята,
И легче мыслям сидеть за окопами.
Кто из ученых жизнь создал в тигле?
Даст каждый грустно ответ: «О, нет! не я!»
За сто столетий умы постигли ль
Спиралей пляску, пути планетные?
Все в той же клетке морская свинка,
Все новый опыт с курами, с гадами…
Но, пред Эдипом загадка Сфинкса,
Простые числа все не разгаданы.
1 Мир мал (итал.)
1921 — 1922
Над книгой
Всеволод Рождественский
Снова в печке огонь шевелится,
Кот клубочком свернулся в тепле,
И от лампы зеленой ложится
Ровный круг на вечернем столе.
Вот и кончены наши заботы —
Спит задачник, закрыта тетрадь.
Руки тянутся к книге. Но что ты
Будешь, мальчик, сегодня читать?
Хочешь, в дальние синие страны,
В пенье вьюги, в тропический зной
Поведут нас с тобой капитаны,
На штурвал налегая резной?
Зорок взгляд их, надежны их руки,
И мечтают они лишь о том,
Чтоб пройти им во славу науки
Неизведанным прежде путем.
Сжаты льдом, без огня и компаса,
В полумраке арктических стран
Мы спасем чудака Гаттераса,
Перейдя ледяной океан.
По пещерам, подземным озерам
Совершим в тесноте и пыли,
Сталактитов пленяясь узором,
Путешествие к центру земли.
И без помощи карт и секстанта,
С полустертой запиской в руке,
Капитана, несчастного Гранта,
На безвестном найдем островке.
Ты увидишь леса Ориноко,
Города обезьян и слонят,
Шар воздушный, летя невысоко,
Ляжет тенью на озеро Чад.
А в коралловых рифах, где рыщет
«Наутилус», скиталец морей,
Мы отыщем глухое кладбище
Затонувших в бою кораблей…
Что прекрасней таких приключений,
Веселее открытий, побед,
Мудрых странствий, счастливых крушений,
Перелетов меж звезд и планет?
И, прочитанный том закрывая,
Благодарно сходя с корабля,
Ты увидишь, мой мальчик, какая,
Тайны полная, ждет нас земля!
Вел дорогой тебя неуклонной
Сквозь опасности, бури и мрак
Вдохновленный мечтою ученый,
Зоркий штурман, поэт и чудак.
1920-1930
Наука
Федор Глинка
Как в шахматы играть, так в свете должно жить:
И чтоб хождение твое в нем было прочно,
Смотри, чтоб с умыслом — и даже ненарочно —
На клеточку чужую не ступить.
Между 9 марта — 31 мая 1826
Ученый спор
Индийская басня
/Самуил Маршак/
Слепцы, числом их было пять,
В Бомбей явились изучать
Индийского слона.
Исследовав слоновий бок,
Один сказал, что слон высок
И прочен, как стена.
Другой по хоботу слона
Провел рукой своей
И заявил, что слон — одна
Из безопасных змей.
Ощупал третий два клыка,
И утверждает он:
— На два отточенных штыка
Похож индийский слон!
Слепец четвертый, почесав
Колено у слона,
Установил, что слон шершав,
Как старая сосна.
А пятый, подойдя к слону
Со стороны хвоста,
Определил, что слон в длину
Не больше чем глиста.
Возникли распри у слепцов
И длились целый год.
Потом слепцы в конце концов
Пустили руки в ход.
А так как пятый был силен, —
Он всем зажал уста.
И состоит отныне слон
Из одного хвоста!
*
Как видим по басне Маршака быть учёным - это ещё не означает гениальность. Можно иметь узкий взгляд на то, что изучаешь. Учёным можно стать, но немногого достичь. Впрочем, это уже переход в другую тему. (И не ей будет посвящён следующий Досуг, не принимайте как подсказку).
Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________
Итак, стихи принимаются согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894
Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 36 строк!!!
6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ! Но он должен быть, как и сама система стихосложения, которая должна определяться. Не забывайте о принадлежности жанру. Вне жанра поэзии не бывает.
ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:
1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше! Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
2. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.
ВНИМАНИЕ: любителям ЛОГАЭДОВ!!! Помните, что логаэд - строгий метр. Ведущая при не соблюдении заданного ритмического рисунка может не принять стихи на конкурс!!!
Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
3. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!
Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса - вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!
Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!
Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!
Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!
ВНИМАНИЕ! Приём работ до 12.00 ВОСКРЕСЕНЬЯ!!! И по просьбе можем еще продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение! И не думайте, что такая похвала будет лицемерием! В стихах каждого найдётся своя изюминка!
И ещё... не стоит ожидать замечаний и советов на свои стихи от того, кому они просто не нравятся - и такое бывает. Помните, мы все разные. Не может всё всем нравится. А если такое происходит всё-таки, тогда автор побеждает в конкурсе! Не так ли?
______________________
Иллюстрация: АНГЛИЙСКИЙ ХУДОЖНИК-ПРЕРАФАЭЛИТ ГЕНРИ УОЛЛИС / HENRY WALLIS (1830-1916)
Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №124111500402