Особенности Русской души по Ф. М. Достоевскому

Особое внимание нужно уделить отношению
Ф.М. Достоевского к национальной идее.
Эта тема занимает
Очень важное место в философии Фёдора Михайловича.
Многие писатели, мыслители рассуждали
По поводу национальной
Идеи.
Существуют разные точки зрения на эту проблему.
Отношение Достоевского к русской национальной идее
Интересно и, на мой взгляд, справедливо.
Но прежде чем говорить об особенностях его взглядов
На эту проблему, нужно разобраться,
Что именно он понимал под «национальной идеей».
Достоевский говорит о нашем отличии от Европы.
Он утверждает, что русский человек никогда
Не сможет стать
Европейцем. Это невозможно, так как у европейцев свои,
Отличные от наших, национальные
Особенности. Европейские национальные
Начала чужды и даже противоположны нам, мы,
Русские, не сможем к ним привыкнуть, «точно так как мы
Не могли бы носить
Чужое платье, сшитое не по нашей мерке». Он
Говорит о том,
Что у нас есть своя, отдельная и самобытная национальность,
Что наша задача –
«Создать себе новую форму, нашу
Собственную,  взятую из почвы нашей».
Интересно то, что Фёдор Михайлович говорит о том,
Что нужно чтить прошлое, каким бы оно не было. Он,
В отличие от славянофилов,
Положительно
Относится к реформам Петра,
Говоря,
Что они «расширили наш кругозор».Достоевский был
До глубины души
Русский
Человек и русский
Писатель. Его нельзя себе
Представить вне
России. По нему можно разгадывать
Русскую душу. «И сам он был загадкой
Русской природы». Вот что пишет Бердяев
По поводу Достоевского и славянофилов:
«По сравнению со славянофилами
Достоевский был русским скитальцем,
Русским странником
По духовным мирам». У него не было
Своего дома и своей земли, не было
Уютного гнезда помещичьих усадеб. Он не связан
Уже ни с какой статикой быта, он весь в динамике,
В  беспокойстве, весь пронизан токами, идущими от грядущего,
Весь в революции духа.
Бердяев говорил, что Фёдор Михайлович –
«Человек Апокалипсиса».
Славянофилы не были еще больны апокалиптической
Болезнью. Достоевский прежде всего изображал
Судьбу русского скитальца
И отщепенца. Это скитальчество он считал
Характерной русской чертой. Славянофилы же, по словам
Бердяева, «были приземистыми, вросшими в землю людьми,
Крепкими земле людьми».
И сама почва земли была еще
Под ними твердой и крепкой. Достоевский - подземный человек. Его
Стихия - огонь,
А не земля. Его линия - вихревое движение. И все
Уже иное у Достоевского, чем у славянофилов. Он по-иному
Относится к Западной Европе,
Он - патриот Европы, а не только России, по-иному
Относится к петровскому периоду русской истории,
Он писатель петербургского периода, художник Петербурга.
Славянофилы были в цельном быту. Достоевский весь уже
В  раздвоении. Мы еще увидим, как отличаются идеи
Достоевского о России от идей
Славянофилов.
Но сразу же хотелось бы установить, ч он –не славянофильской
Породы. По бытовому облику своему он был очень типичный
Русский писатель, литератор, живший своим
Трудом. Его нельзя мыслить вне литературы.  Он жил
Литературой и духовно, и материально.
Он ни с чем не был связан,
Кроме литературы. И он являл
Своей личностью горькую судьбу русского писателя.
Достоевский был до глубины русский
Человек и русский
Писатель.
Его нельзя себе представить
Вне России. По нему можно разгадывать
Русскую душу. И сам он был загадкой
Русской природы.
Он совмещал в себе всю противоречивость этой природы.
По Достоевскому люди Запада узнают Россию.
Но Достоевский не только отражал
Строй русской души и познавал его, он был также «сознательным
Глашатаем русской идеи и русского национального сознания».
И в нем отразились все антиномии и все болезни нашего
Национального самосознания.
Русское смирение
И русское самомнение,
Русскую всечеловечность и русскую национальную
Исключительность можно открыть в нем, когда он выступает
Проповедником русской идеи. Когда в своей прославленной
Речи о Пушкине он обратился  к русским людям, со словами:
«Смирись, гордый человек»,- то смирение,
К которому он призывал, не было простым смирением.
Он считал русский народ самым смиренным
Народом в мире. Но он был горд этим смирением.
И нередко
Русские люди гордятся своим исключительным смирением.
Достоевский считал русский народ "народом-богоносцем",
Единственным "народом-богоносцем".
Но такое исключительно мессианское сознание
Не может быть названо смиренным сознанием.
«В нем воскресает древнее самочувствие и самосознание
Народа еврейского», - сообщает нам Бердяев.
Двойственным
И противоречивым было также отношение Достоевского к Европе.
Мы увидим, что Достоевский был настоящим патриотом Европы,
Ее великих памятников и святынь, ему принадлежат
Изумительные слова о Европе,
Которых не сказал ни один западник. В его отношении к Европе
Сказывается всечеловечность
Русского духа, способность русского человека переживать
Все великое, Что было в мире, как свое родное. Но он же отрицал,
Что народы
Европы – христианские народы,
Он произносил смертный приговор Европе. Он был шовинистом.
И много есть несправедливого в его суждениях
О других национальностях, например о французах, поляках и евреях.
Русское национальное самочувствие и самосознание
Всегда ведь было таким, в нем или исступленно отрицалось
Все русское и совершалось
Отречение от родины
И родной почвы,
Или исступленно утверждалось
Все русское в исключительности, и тогда уже все другие народы
Мира
Оказывались принадлежащими
К низшей расе.
В нашем национальном сознании никогда
Не было меры, никогда
Не было спокойной уверенности и твердости, без надрыва
И истерии.
И в величайшем нашем гении - Достоевском - «нет
Этой твердости, нет вполне
Созревшего духовно-мужественного национального сознания,
Чувствуется болезнь
Нашего национального духа».
Очень своеобразно строение
 Русской души и оно отличается от строения
Души западного человека. В русском Востоке открывается
Огромный мир,
Который может быть противопоставлен всему миру
Запада,
Всем народам Европы. И чуткие люди Запада
Это прекрасно чувствуют. Бердяев говорит про людей Запада,
Что «их притягивает загадка
Русского Востока». Россия
Есть великая равнина
С бесконечными далями.
 На лице русской земли
Нет резко очерченных форм, нет границ.
Нет в строении русской земли
Многообразной сложности гор и долин,
Нет пределов, сообщающих форму каждой части. Русская стихия
Разлита по равнине,
Она всегда уходит в бесконечность. И в географии
Русской земли есть соответствие с географией
Русской души. «Строение земли, география
Народа всегда бывает лишь символическим выражением
Строения души народа, лишь
Географией души. Все внешнее всегда есть лишь
Выражение внутреннего, лишь символ духа». И равнинность
Русской земли, ее безграничность,
Бесконечность ее далей, ее неоформленная стихийность
Есть лишь выражение равнинности, безграничности
Русской души, ее бесконечных далей, ее
Подвластности неоформленной национальной стихии. Все
Это лишь символы природы
Русского человека. Не случайно народ живет
В этой или иной природе,
На той или иной земле. Тут существует внутренняя связь.
Сама природа, сама земля
Определяется основной направленностью
Народной души.
Русские равнины, как и русские овраги,- символы русской души,
По мнению Достоевского. Во всем строении русской земли
Чувствуется трудность
Для человека овладеть этой землей, придать ей форму,
Подчинить ее культуре. Русский человек во власти своей природы,
Во власти своей земли, во власти
Стихии. Из всего выше сказанного
Бердяев
Делает вывод, «что в строении души
Русского человека форма не овладевает
Содержанием, душевно-телесной стихией не овладевает
Дух». В самом строении русской земли
Чувствуется
Затруднительность самодисциплины духа
Для русского человека. Душа расплывается по бесконечной
Равнинности, уходит в бесконечные
Дали. Даль, бесконечность притягивают русскую душу. Она не может
Жить в границах и формах,
В дифференциациях культуры, душа
Эта устремлена к конечному и предельному, потому что она не знает
Границ и форм жизни, не встречает дисциплинирующих очертаний
И пределов в строении своей
Земли, в своей
Стихии.  Это - душа апокалиптическая
По своей основной настроенности и устремленности.
Душа исключительно чуткая к мистическим
И апокалиптическим  токам. Она не превращена
В крепость, как душа
Европейского человека, не забронирована
Религиозной  и культурной дисциплиной.
Эта душа
Открывается всем далям,
Устремлена в даль
Конца истории. Она легко отрывается от всякой почвы и уносится
В стихийном вихре в бесконечную даль. В ней есть склонность
К странствованию по бесконечным равнинам
Русской земли. Недостаток формы, слабость дисциплины
Ведет, по мнению Бердяева,
К тому, что «у русского человека нет настоящего
Инстинкта самосохранения, он легко истребляет
Себя, сжигает себя, распыляется
В пространстве». Бердяев
Считает, что «Достоевский был своеобразным народником,
Он исповедовал и проповедовал религиозное народничество». Народничество –
Оригинальное порождение русского духа. Народничества
Нет на Западе, это - чисто русское явление. Народничество
Достоевского - особенное народничество.
Это - народничество религиозное.
Но и славянофилы исповедовали религиозное
Народничество. Кошелев говорил, что русский народ
Хорош
Только с православием,
А без православия –
Дрянь. Славянофилы верили, что русский народ –
Самый христианский и, единственный христианский народ
В  мире. Но религиозная вера Достоевского в русский народ
Принадлежит уже другой эпохе.
Славянофилы чувствовали себя еще крепко вросшими
В  землю и землю чувствовали еще
Твердой под собой.
Они были бытовыми людьми,
Знавшими  бытовой уют. В них
Сильно
Еще было
Благодушие русских помещиков, выросших в родных
Гнездах и всю жизнь
Остававшихся собственниками этих гнезд.


Рецензии