Прелюдии Дебюсси. Горизонтальное

Просьба

Господи, найди мне вдохновенье,
Чтоб к тому не возвращалась я,
Где прошло незримое горенье,
Как стена защитная твоя –
От незнанья, пагубы и скуки,
От бессмысленности этой жизни всей,
Повседневной гнилостной докуки,
Не живущей в благости-красе.
Я пойду… а Ты мне – дуновенье,
Ангела невидный тихий след,
Трепетанье, малое свеченье,
Бережно хранящее от бед.

***

Предпрелюдия. Дельфийский барельеф

Стоять…стоять… потом идти
Иль делать чёткое движенье.
Пусть твёрдый камень на пути,
Но ты живёшь в нём увереньем.
Ведь камень – медленная жизнь
И музыка, что не сложилась.
Одно движение: сложи –
Направленность, поток и милость.

***

Движение

На распростёртое движенье
Придут полотна-паруса,
На них  же ветер, без сомненья,
И расцветут на полчаса
Соцветья пряные, иные
Страны неведомой, иной,
Пускай немного неземные
В моей нездешней и земной.
Не Анакапри – брызги лета
Тогда тебя возвеселят.
Вот под ногами – видишь это? –
Остатки лета, листопад.
Сейчас ведь ближнее предснежье,
Унылый облик ноября,
Шаги в немое безнадежье,
Но философские, не зря.
Они, как звуки, вырастают,
И ты идёшь вперёд, вперёд.
А где-то там снежинки тают,
Ещё невидим их пролёт.

А дикому я ничего не скажу.
Не веет, не злится, пласты он снимает
И режет на части былую межу.
Зачем? Ветер знает.

Пусть облик белоснежно-голубой
Хотя б на миг из юности воскреснет,
Голубоглазый, как морской прибой,
И белоснежный, словно свежесть песни.

Не нужно подоконных серенад,
Пройдут часы – и все они обманны.
Пускай своим нарциссам прозвучат,
Врачуя перепрятанные раны.
Зато нам будут глуби и собор,
Невидимой громады колыханье.
Живёт оно незримо с давних пор,
Как всяческих сокровищ пребыванье.
И выйдет Пек (ну что, каков собор?),
И возмутит, разбрызгивая всплески,
Небесный свет и гладь больших озёр,
И засмеются Пеку перелески.
А менестрелям Ронда или Джаз –
Лишь только б петь (привет моей Паване!).
А любящего светлость не предаст,
А верящего вера не обманет.

11.11.2024

Список прелюдий, о которых я здесь думала, прослушивая, можно прочитать в моём «Венке сонетов» по Прелюдиям Дебюсси. То был первый подход.
Вот они снова позвали меня, но не к рондообразной форме, а к горизонтальной.
Отто Шпенглер, которого я сейчас перечитываю, очевидно, тоже имеет отношение к этой горизонтальности.
Для иллюстрации я взяла цикл Моне «Руанский собор». При жизни художника никто не оценил цикл и не приобрёл его целиком, как мыслил художник. Я думаю, тот, кто понял бы замысел и не поскупился, тоже вошёл бы в историю. Но люди всегда опаздывают.

15.11.2024


Рецензии