Повесть о рыжем Уткине

80 лет назад 13 ноября 1944 года в авиационной катастрофе погиб поэт и журналист Иосиф Павлович Уткин: самолет, на котором он возвращался упал совсем недалеко от Москвы. Большинство из нас, уважаемый Читатель, помнят замечательную песенку на стихи Иосифа Уткина («Уезжаю в Ленинград, как я рада, как я рад»), хотя звучит она за далью лет все реже и реже: в ней поэт сумел передать искреннюю грусть с нотками домашнего уюта, горчинкой вокзальных расставаний, а главное уткинской «плотской нежностью».
Родился Иосиф 15 (28 мая) 1903 года на станции Хинган Китайско-Восточной железной дороги, в сооружении которой участвовали его родители.
Отличительным свойством ранней поэзии Уткина стало сочетание (порою в одном стихотворении) с одной стороны — героики, пафоса, а подчас чувства собственной значимости; с другой — глубокого лиризма, ясности и простоты изложения, а, главное — человеческого сострадания. Например, в стихотворении «Есенину» мирно уживаются два катрена, одним из которых восторгались

Красивым, синеглазым
Не просто умирать.
Он пел, любил проказы,
Стихи, село и мать...

а за другой критиковали, в том числе Николай Бухарин с высокой трибуны I съезда писателей СССР:

Есть ужас бездорожья
И в нем — конец коню.
И я тебя, Сережа,
Ни капли не виню.

После рождения Иосифа семья вернулась в родной город Иркутск. В 1919 году во время антиколчаковского восстания в Иркутске, вместе со старшим братом Александром вступил в Рабочую дружину, а в начале 1920 года в составе первой добровольческой группы иркутского комсомола выехал на фронт:

На Карпатах,
На Карпатах,
Под австрийский
Свист и вой,
Потерял казак папаху
Вместе с русой головой.

В 1922 году стал репортёром газеты «Власть труда», в которой появились его первые стихи на злобу дня. Затем работал в молодёжной газете Иркутска «Комсомолия», в губкоме комсомола. Вместе с Джеком Алтаузеном, Валерием Друзиным, Иваном Молчановым принимал активное участие в ИЛХО (Иркутском литературно-художественном объединении) и ежемесячном журнале «Красные зори». В 1924 году по путевке комсомола, как один из наиболее достойных молодых журналистов, был направлен на учебу в московский Институт журналистики.
В 1925 году в выпуске № 4 журнала «Молодая гвардия» была опубликована поэма Уткина «Повесть о рыжем Мотэле, господине инспекторе, раввине Исайе и комиссаре Блох», посвященная революционным преобразованиям в еврейском местечке.
Первое публичное чтение поэмы во ВХУТЕМАСе на литературном вечере, послужило Уткину своего рода путевкой в поэтическую жизнь, привлекая читателя своим совершенно оригинальным стилем. В 1926 году «Повесть о рыжем Мотэле» вышла отдельным изданием, став первой опубликованной книгой Уткина.
С 1925 года работал в «Комсомольской правде» завлитотделом. В самом начале 1927 года вышла «Первая книга стихов» Уткина, составленная из произведений 1923 — 1926 годов. С большой положительной рецензией на неё выступил Луначарский.
На I съезде советских писателей в 1934 году творчество Уткина оценивалось многократно и многосторонне разными докладчиками. Николай Бухарин в выступлении: «Жаров и Уткин, к сожалению, страдают огромной самовлюбленностью и чрезмерным поэтическим легкомыслием, переходящим в легковесность (аплодисменты). Если Жаров — это веселая околица советской поэзии, то томный Иосиф Уткин — это уже не гармоника, а гитара (смех; аплодисменты).

Не этой песней старой
Растоптанного дня,
Интимная гитара,
Ты трогаешь меня.

У Уткина больше размышления, он менее прост, чем Жаров, он больше работает над образом, его поэтическая речь напевна, и его поэзия овеяна дымкой грусти. Но и у него — наивная упрощенность и поверхностность и содержания, и формы. Досадных поэтических «опечаток», ляпсусов поэтического языка, можно найти изрядное количество у поэта, к которому особенно уместно предъявить требование повышения поэтической культуры». «Подлинная зрелость», по мнению Ильи Сельвинского, наступила у Иосифа Уткина в 1939 году — с публикацией стихотворения «Тройка».

Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это — другая.
Это значит… сырая земля.

«Он — мягок. — Говорил об Уткине Воронский. — Его голос не огрубел в железные годы, которые не застилают у него ни родимого села, ни «бронзовых» сосен, ни Любимой. Отсюда и «раздумье» Иосифа Уткина. Оно приходит, когда человек остается наедине с самим собой, когда он привыкает приглядываться к «мелочам», к другу, к дому, к девушке. Сочетать, соединить «теплое радушие», «плотскую нежность» с героикой двадцатых — в этом Уткин видит свою основную поэтическую задачу. И это и вправду настоящая, большая тема. Мы охотно отдаем дань вождям, водителям, суровым воинам, командирам и не примечаем рыжих Мотэлей и тех, кто зря ожидает писем без марок. Всему свое время. Проблема «маленького» трудового человека в наше время стоит сейчас остро и неотложно; и в быту, и в искусстве. Можно без преувеличения сказать: нельзя сделать ни одного шага по пути нашего социалистического строительства, если не иметь в виду этого «мелкого» человека, его нужд, радостей и горя, если, наконец, забывать о «мелочах» жизни».
Многие стихи Уткина были положены на музыку, пелись и до войны, и на фронте: «Провожала сына мать», «Дед», «Бабы», «Я видел девочку убитую», «Над родиной грозные тучи», «Я видел сам» и другие.
С началом Отечественной войны Уткин ушел на фронт. В сентябре 1941 года, в бою под Ельней, был ранен осколком мины, лечился в Ташкенте, где, несмотря на ранение, не прекращал литературной работы. Менее чем за полугодовое пребывание Уткина в Ташкенте им были созданы две книжки фронтовой лирики — «Фронтовые стихи» и «Стихи о героях», а также альбом оборонных песен, написанных совместно с московскими композиторами. Все это время Уткин рвался «на линию огня», беспокоя высшие военные органы настойчивыми просьбами послать его на фронт. Летом 1942 года Уткин вновь оказался на Брянском фронте — в качестве спецкора Совинформбюро, от газет «Правда» и «Известия».

Не-ет, он шагал недаром
В ногу с тревожным веком.
И пусть он — не комиссаром,
Достаточно —
Че-ло-ве-ком!

#Уткин #Поэзия #УезжаювЛенинград


Рецензии