Москва 2. Сбор материала. Сонет и его дериваты

.




ПОДБОРКА 2. МОСКВА


АВТОРЫ ПОДБОРКИ: Андрей ИВОНИН, Дмитрий АРТИС, Станислав ДУМИН, Алексей КОРОЛЁВ, Анатолий ПОЛЯКОВ, Татьяна КАЙСАРОВА, Нина КУНАЩИ, Вадим АНДРЕЕВ, Яков КОЗЛОВСКИЙ, Сергей КАРАТОВ, Лариса МИЛЛЕР, Сергей МНАЦАКАНЯН


Андрей ИВОНИН (Москва)

Услышать сквозь щемящий ветра свист,
как падает на землю жёлтый лист,
как дождь стучит по клавишам негромким
древесных крон, и музыка дождя,
соединив в себе все  до и ля,
звучит в ветвях отзывчивых и ломких.
 
Увидеть, сидя в комнатном тепле,
как оставляет влага на стекле
прикрытого окна следы отметин
небесных струй, скользящих под углом;
как зыбкий мир за стынущим стеклом
уже почти невидим, незаметен.
 
Почувствовать внезапно, что и ты –
посильный отзвук этой темноты.


Дмитрий АРТИС (Москва)

Останься в одиночестве моём –
в моей высотке с выходом во дворик,
тот самый, где зацветший водоём
богат форелью на Великий вторник.

Влюблённому влюблённую в него.
Сжимается кольцо меридиана
и над Москва-рекой, и над Невой
уже взошли туманы Иордана.

Неприхотливой женщиной, одной
единственной касавшейся престола,
останься, как религия, основа,

и в День благоволения – седьмой,
когда асфальт покроется землёй,
настанет Воскресение Христово.


Станислав ДУМИН (Москва)

Дождь проливной и скользкий склон пологий.
Попал в поток – придётся к морю плыть.
Не мы решаем, – быть или не быть, –
когда суфлёр диктует монологи.
 
Не мы решаем, – чёт или нечёт
покажут кости, и у края кручи
удачи ждём, надеемся на случай.
Но нам опять послал какой-то чёрт
 
такие роли – что мороз по коже!
Мы мечемся, кричим, и мы похожи
на вспугнутых кричащих чёрных птиц.
 
Один могильщик нынче пьян и весел,
поскольку он, –
сегодня, в этой пьесе, –
важнее прочих действующих лиц.


Алексей КОРОЛЁВ (Москва)

С иголочки обнова хороша,
как в Марбурге, – от пяток до затылка,
а обветшав, не стоит ни гроша…
не по нутру мне эта предпосылка!
 
На что уж троп затрёпанный – душа,
а мы его употребляем пылко:
так воодушевляет алкаша
сознание, что спрятана бутылка
 
на чёрный день. Но о каком из дней
не скажешь, что грядёт ещё черней, –
так стоит ли испытывать терпенье!
 
Но если уж надежда на спасенье
припрятана, не прикасайся к ней, –
успение ещё не воскресенье…


Анатолий ПОЛЯКОВ (Москва)

Когда забота жизнь твою сосет
или заденет страх неосторожно, –
случается, рифмуешь ты небрежно:
тут не до эстетических красот,
когда тебя глухая темнота
перетрактует и перекопытит, –
бывает скучно подбирать эпитет.
И на уста нисходит немота.
И все же – как ни стыдно и ни больно! –
мычи, рычи, чтобы прочистить горло.
Пусть голос не доходит до высот,
и веры нет, и жизнь к тебе сурова…
Сквозь немоту и страх восходит Слово,
которое поднимет – и спасет.


Татьяна КАЙСАРОВА (Москва)

ОСЕННИЙ СОНЕТ
 
Средь осени настанет тишь такая  –
Ни капли с неба, ни листа с ветвей...
Пространство паутиною латая,
Замрёт паук малютка-чародей.
 
Покажется, что этот день без края,
Раскинут так, что равен жизни всей,
И сердце удивлённо замирая,
Торопится: скорей, скорей, скорей...
 
Скорее. Но мгновения уходят  –
Счастливая пора невелика,
Всё медленней усталая рука
 
Строку сонета краткую выводит,
Всё полновесней стройная строка,
Кристальней всё ...
……………..Вот только жизнь проходит.


Нина КУНАЩИ (Москва)

За все причуды плачем заплачу,
когда грехи мои судить сойдутся
седые судьи, и клеймо беспутства
палач приложит к моему плечу.
 
Я жил открыто и слова бросал
бесхитростно, безудержно – на ветер.
Теперь на всём на неоглядном свете
их повторяют злые голоса
 
и в каждом шаге ищут хромоту,
злоумышленье ; в каждой неудаче:
«Охальник и повеса, не иначе!
Заметно негодяя за версту!»
 
А коль и впрямь провинность разглядят,
в самом Потопе стану виноват.


Вадим АНДРЕЕВ (Москва)

Ты осеклась на слове «чистота».
Ты веки опустила от стыда.
Но там, где четвертован этот миг,
в тебя я, словно в таинство, проник.

И стало ясно, жизнь не безотрадна,
когда без апелляций и затравки
сказала ты, обламывая лёд:
«Зови меня по имени. Идет?»

И всё сошлось: и времени эскиз,
и суть твоей не девичьей тоски.
Но образ твой не воплотить в слова:
они глухи, пока душа мертва,
пока ты не увидишь между строк,
что нам их наговаривает бог.


Яков КОЗЛОВСКИЙ (Москва)

Впервые провинившись пред тобою, –
«Прости меня», – я прошептал с мольбою.
 
Когда второй я провинился раз,
Пришёл к тебе, не поднимая глаз.
Ты посмотрела на меня с упрёком,
Напоминая, словно ненароком,
Что есть у милосердия предел.
 
И в третий раз я провинился вскоре
И сам признался в собственном позоре
И ни на что надеяться не смел.
 
Я видел взгляд, наполненный тоскою
Над пересудом ветреной молвы.
И вдруг великодушною рукою
Коснулась ты повинной головы.


Сергей КАРАТОВ (Москва)

НАКАНУНЕ
 
Сознайтесь, чем вы нынче накачали
Певца любви, возвышенной печали?
При нем, увы, ни карточек, ни денег.
Лишь бисер рассыпался на паркет…
Его уже не брал аутотренинг
И был при нем не более,
чем веник,
Но все же восхитительный букет.
Что выбрано средою обитанья?
Вокруг него весна, и щебетанье,
Служенье Муз,
Сложенье, вычитанье,
И женщиной расставленная сеть…
Но то невоплощённое свиданье
В нем породит и стоны, и рыданья;
Желание
пленить и пламенеть.


Лариса МИЛЛЕР   

–  Кто пролетел? Кто прошуршал крылами?
– Сейчас скажу, но это между нами:
Дни пролетели, пронеслись лета.
–  А что же там мелькали за цвета?
Что это были за цвета, за краски?
–  Скажу, но ты не придавай огласке
То были птицы пёстрого пера:
Все твои «нынче», «завтра» и «вчера»,
Твои кануны, коих больше нету.
– А почему всё это по секрету?
–  А потому что боязно спугнуть
Их тайный сговор удлинить твой путь,
Их тайный план свершить такое чудо,
Чтобы не дать тебе уйти отсюда.


Сергей МНАЦАКАНЯН

НЕПРЕДВИДЕННЫЙ СОНЕТ

Сонеты на троллейбусных билетах,
мерещатся сонеты на стенах,
беспутные сонеты на сонетах,
в гостиничных продутых номерах,
необъяснимо прячутся в буфетах,
ныряют в сумрак театральных лож,
таинственно мерцают на портретах
солидных государственных вельмож.

О, я здесь вовсе ни при чем, поверьте,
сонеты голосят из круговерти,
той, ледяной и огненной вполне,
по сердцу шелестит волна сквозная,
а я перо хватаю, сам не зная,
кто непреклонно их диктует мне.
























   


Рецензии
Я часто вспоминаю старый дом

Я часто вспоминаю старый дом,
Наполненный родительским теплом,
Отцовский кабинет, где море книжек,
Нас с братом, вечно спорящих, причём,
О чём? Частенько вовсе не о чём, -
Привычные разборки у мальчишек.
Вот мама месит тесто у плиты…
Жаль только, расплываются черты,-
Не в фокусе подносит кадры память,
Родных уж нет, ты стар и одинок,
Лет семьдесят прошло – немалый срок,
Одни воспоминания остались.

Отшельник, в кресле, с дремлющим котом…
Он грезит. Он остался в мире том.

Георгий Булычев   14.11.2024 22:10     Заявить о нарушении
Лицом к лицу не увидать лица.

Лицом к лицу не увидать лица,
Чтоб приглядеться, отойди в сторонку, -
Ты можешь не увидеть подлеца,
Иль затоптать невинного ребёнка.
Немного отойди, и в тот же миг
Увидишь…Что? Химеру, маску, лик?
Многообразна ипостась лица.
----------------------------------
Многообразна ипостась лица:
В одних - лицо, в других их целых два,
Безлики многие, их суть – одни слова,
Потоки слов, которым нет конца,
Есть люди-маски – тоже показатель,
Как хитро нас соорудил Создатель:
Лицом к лицу не увидать лица.

Георгий Булычев   14.11.2024 22:49   Заявить о нарушении
Георгий, спасибо. "Москву" буду собирать, скорее всего, одной из самых последних, она как бы финальная часть пути ) все дороги ведут в третий рим..

Психоделика Или Три Де Поэзия   15.11.2024 23:00   Заявить о нарушении
Леонид, если ещё что-то по Москве нужно напишите. Если нужны медальоны, то они тоже у меня есть.

Георгий Булычев   16.11.2024 11:52   Заявить о нарушении