Как я научил мастера откручивать гайки
Живя в районном городке в 90-у годы, я регулировал сам развал и схождение на моей девятке. Делал это я потому, что после регулировки на СТО, машина на ходу не держит направление, а ещё и руль оказывается смещённым от среднего положения. Определял и измерял я развал и схождение с помощью реек. При этом фиксировал руль в среднем положении тоже рейкой. После регулировки оценивал результат по тому, как машина идёт по дороге на ровном участке. Если тянет в какую-либо сторону, то ещё раз с помощью реек проверял точность регулировки и подправлял, чтоб устранить увод с прямой траектории. И вот однажды я решил сэкономить время и поехал на СТО. Там молодой парень с залихватской манерой, как и все мастера не терпящий во время работы вмешательств и подсказок от владельца машины, уверил, что всё сделает быстро и качественно. Но с самого начала не задалось- он не мог ослабить контргайки на тягах. Я умел откручивать прикипевшие (так их обычно называют) гайки. Этому меня ещё в детстве научил папа. На мои попытки подсказать, горе-мастер не обращал внимания, но и открутить гайки у него так и не получалось. Я постоянно бубнил, рассказывая ему, как мой папа объяснял мне суть способа откручивания застарелых прикипевших гаек. Дело в том, что поверхность резьбы имеет мелкие неровности. При закручивании гайки, вершины этих неровностей сминаются в одну сторону. При этом образуются зубцы, которые у гайки и болта направлены навстречу одни другим. При попытке открутить гайку, зубцы зацепляются за противоположные, препятствуя откручиванию. Кроме того, при трении заусенцев во время заворачивания гайки, их поверхности очищаются от окислов и чистый металл входит в соприкосновение с чистым металлом противоположных заусенцев. Со временем происходит медленная кристаллизация структуры смятых заусенцев и сращивание их кристаллов. Происходит процесс, который можно назвать холодной сваркой. Чтоб разорвать эти связи, нужно сначала сдвинуть гайку в сторону закручивания. А после разрушения этих кристаллических связей, заусенцы выйдут из упора с противоположными и гайка легче повернётся на откручивание. Всё это я ему рассказал и предложил попробовать сдвинуть гайку на закручивание, а потом открутить. Он в конце концов попробовал так сделать и меня насмешили и удивили его восторженные выкрики:"Я знал! Я говорил, что надо сначала крутнуть на закручивание, а потом откручивать!"- это он повторил несколько раз. Кому он это говорил, если в мастерской кроме нас двоих никого не было? Когда он с помощью приспособлений закончил работу, я обнаружил, что руль сдвинут от центра градусов на десять. Я попробовал потребовать, чтоб он переделал работу и поставил руль по центру. Он наотрез отказался, сказав, что с достаточной точностью такую работу никто не сделает и что ездить можно и так. Хозяина мастерской не было и я не стал тратить время на спор, отдал деньги за работу и уехал. Дома я сам всё переделал так, как делал всегда. 13.11.24
Рецензии