Дрезден. цикл

Германия. Цикл Дрезден
Дрезден, крупнейший красивейший город Саксонии в 40 км от Чехии, на реке  Эльба у подножья Рудных гр, создан в 13 столетии. Население 550 тыс чел, площадь 230 кв км. В 1547 году курфюршество Саксония было вновь присоединено к Мейсену, и Дрезден оказался столицей курфюршества Саксонии. Наибольшего расцвета Саксония (и Дрезден, как её столица) достигла в начале XVIII века при Августе Сильном, который извлекал огромные доходы из управления Речью Посполитой. При нём трудами Пёппельмана и других придворных мастеров центр Дрездена приобрёл знакомый облик в стиле барокко.
Дрезден, с его уникальными по красоте достопримечательностями - династия Веттины  правившие Саксонией 700 лет,их королевский дворец, где родилась Мария Тереза Саксонская, мать трёх французских королей,старинными кирками, Фраукирхен,  католический храм, картинными галереями,  оперным театром, где капельмейстером служил Вагнер, что сделало его чуть ли не главным культурным центром Германии, знаменитый мейсенский фарфор и 100 метровая фреска из фарфора Шествие королей, всадники, чудом не пострадавшая в ВОВ, когда все остальное было разрушено и воссоздавалось по камню исключительно по рисункам итальянских живописцев Каналетто и его племянника Белотто.

Но великолепным городом с архитектурой барокко Высокого Возрождения он стал при правлении короля Саксонии, Августа Сильного, бравшего дань с Польши, Литвы в 17 в
Роль Дрездена, после войны с Францией и Наполеоном резко ослабла и его функции перешли Берлину

Название произошло от славянского слова "дреджане", люди живущие в лесу,
Возможно, но автору ближе версия тоже славянского контекста.
Дрезден от птицы Дрозд, символизм которого  парадный, выставочный, выделяющийся.

Дрезденская знаменитая галерея расположена в комплексе вигер.
 Цвингер (нем. Zwinger — «ловушка, клетка», от нем. Zwinge — тиски) — архитектурный комплекс дворцовых зданий в Дрездене, столице Саксонии. Построен в стиле южногерманского барокко. Расположен в северо-западной части «Внутреннего старого города» (нем.  Innere Altstadt). Цвингер — средневековый фортификационный термин, означающий пространство между бастионами, сходящимися под острым углом. Иной вариант: узкое пространство между внешней и внутренней крепостными стенами типа древнегреческих дипилонских ворот. Попадая в такое пространство, враг оказывался зажатым в ловушке под перекрёстным огнём бастионов[1].

В настоящее время здания Цвингера занимают музеи, среди которых: Физико-математический салон, Собрание фарфора, скульптурное собрание и Дрезденская картинная галерея, официальное название: Галерея старых мастеров
В 1709 году курфюрст саксонский Август II Сильный (Фридрих Август I Саксонский) и король Польский Август II решил превратить старую крепость Дрездена в роскошный дворец с парком, фонтанами и оранжереями. До этого рядом уже существовал королевский сад (Zwingergarten), а деревянная оранжерея для выращивания цитрусовых была встроена между крепостными стенамиАнсамбль Цвингера — характерный памятник немецкого барокко, или «саксонского стиля». Архитектор Маттеус Даниель Шедевром саксонского барокко является маленький квадратный дворик в северо-западной, угловой части: «Купальня нимф» (нем. Nymphenbad). Рустованные колонны, напоминающие итальянский «сельский стиль», водный каскад, изогнутые лестницы, статуи на балюстрадах, раковины, причудливые маскароны морских чудищ — всё это создаёт ощущение какого-то фантастического царства. Статуи морских нимф работы Пермозера отличаются не только барочной пышностью, но и маньеристичной, чувственной грацией на грани манерности. Пышность Цвингера превосходит обычные свойства немецкого барокко. Это особенное соединение многих итальянских, французских и фламандских образцов
Открытия. Дрезден
Дрезден один из замечательных городов Германии, не выделяющийся на общем фоне великолепия.
Но случайно именно на нём, после великолепного Потсдама и Айхена, остановилось внимание и потрясло несказанно.

Казалось бы, нам посчастливилось жить в атмосфере доступности, пусть не подлинников, но информации и даже виртуальной, позволяющей путешествовать по времени и пространству.
Можно реально удовлетворить практически любое любопытство и узнать многое об интересующих личностях любого периода и страны.
Не то специалист, досада неимоверная, документально подтвержденных и неоспоримых источников мизер, подделки просто шокируют и возмущают. но вместе с тем позволяют делать находки, потрясающие до глубины мозга и чувства.
Так в очередной раз, просто коснувшись современной артгалереи Дрезден, вдруг попалась картина, а затем информация о художнике Карле Густаве Гарусе, изумительно отобразившего загадочно мистический, древний мир Дрездена. И не только. Философия его творчества вдохновляюще запредельная, всплывают великие немецкие посвященные, звучит музыка, сначала Баха, органная, как триумф мироздания, затем все более утонченная и вдохновенно восхитительная на фоне сияния таинственной луны, зовущей в мир мистицизма и фантазий, что сродни нашей древней памяти, мифологии, грехам наяву. Смотришь на храм Фраукирхен, его компактно возвышенной ажурной архитектуры и не понимаешь ничего, как можно создать такую красоту запредельность мира и человека... Невозможно осознать тот народ, откуда вдруг возродилось это чудо. На фоне загадочной горной готики, такие круглые, словно навершия горам храмы... Господи, что за мир ранее здесь был миллионы лет назад?! Что за люди, их возможности, способности, если современный человек теряется от их уникальной гармонии и красоты.

Но Дрездену не повезло, ВОВ разрушила полностью ее историческую действительность. И только картины ее сохранили в подлинниках не обывательского, но высшего звучания, глазами великих маэстро, посвященных, влюбленных в жизнь, истории ее тайны. Да мы не знаем, но видим многое и наша память невольно бережет нас, давая возможность во снах и наяву насладиться великолепием и понять суть увиденного в мягкой комфортной психической реальности творчества.

Мастера германской школы Возрождения Барокко, Готики поистине совершили чудо и подарили его нам.

С величайшей благодарностью так же узнала, что мать трёх французских королей Мария Жозефина Саксонская, тоже родилась в Дрездене.
Дрезден славится королевскими садами, площадью 230 гектаров, здесь проходят международные выставки садоводства и существует университет паркового искусства, и ещё множество потрясающих фактов и личностей, сформировавших философию действительности Дрездена, так мощно повлиявшей на мировую науку, культуру историю.
Искусство Германии

История немецкого изобразительного искусства и творчества восходит к кельтам, вплоть до самых что ни на есть доисторических времён. Искусство Каролингов и Оттоновское искусство оказали глубокое влияние на развитие романского стиля во Франции и Италии. Хотя немецкий Ренессанс и можно определить как часть гораздо более крупного движения Северного Возрождения, наиболее важным вкладом в мир искусства были архитектурные достопримечательности, такие как роскошные здания в стиле барокко и дворцы в стиле рококо.
И если Северное Возрождение уступало пальму первенства Италии, то некоторые мастера севера превзошли себя и свое время, составляя единую прекрасную палитру высокого вдохновенного творчества Германии и Возрождения. Имена этих творцов широко известны но часто пылятся в забвении современного модернв и наша задача вспомнить эти имена, что бы наше искусство пришло в себя от невероятных возможностей и спорных идеологических приоритетов, опираясь все же на каноны истинного и прекрасного, оставленного в наследие совремнному миру цифрового и искусственного интеллекта, запрограммированного на.. бог весть какие перспективы
Альбрехт Дюрер (годы жизни 1471-1528 [прожил 57 лет]) – был известным художником эпохи Возрождения, ставший в итоге одной из ведущих фигур Северного Возрождения в немецкоязычном мире. Он был плодовитым художником, гравёром и теоретиком искусства, прославившимся на всю Европу своими высококачественными гравюрами на дереве. В конечном итоге эта слава привела его в Италию, где он развил свой особый стиль в живописи. Там же он знакомится с некоторыми из величайших умов в истории человечества, включая своих современников Леонардо да Винчи, Джованни Беллини и Рафаэля Санти. В начале XVI века Дюрер также считался придворным художником императора Священной Римской империи – Максимилиана I.
Каспар-Давид Фридрих (годы жизни 1774-1840 [прожил 66 лет]) – считается не только одним из самых известных художников-романтиков в истории, но и одним из самых известных немецких живописцев своего времени. Его самыми популярными работами являются пейзажи, примером которых считается «Странник над Морем Тумана» (1818 год) – определяющее произведение романтического движения.
Ван дер Верфф, Адриан1659-1722 Голландия
В 1669—1670 учился рисованию у К. Пиколе, в 1671—1676 — у Эглона ван дер Нера. После завершения образования жил и работал в Роттердаме. В 1696 году его посетил курфюрст Пфальца Иоганн Вильгельм и заказал два полотна: свой портрет и тему «Соломоново решение», по исполнении которых назначил мастера своим придворным художником и в 1703 году возвёл в рыцарское звание.
Авгу;ст Фри;дрих Зи;герт (нем. August Friedrich Siegert; 5 марта 1820, Нойвид — 13 октября 1883, Дюссельдорф) — немецкий живописец. С 1835 по 1846 обучался в Дюссельдорфской академии художеств, под руководством Шадова и Гильдебрандта; после чего работал в Голландии и Франции и, с 1851, жил в Дюссельдорфе


Твой облик Дрезден

Счастливый Дрезден! Солнца луч
Наперсник Франции  роскошной
Италии союзник, друг
Возник, как колокольный звук
С небес грядущего прекрасный
Твой облик столь пленительно всечасный
Торжественен и прост той красотою
Что трогает сердца в веках
Забытых лицах титулах, делах
Венчающий судьбы корону.
Саксонии великой лоно
Столица столь великолепна
Возведена, царила и цвела
Разрушена - воскресла Фениксом опять!

Цвингер

В зеркальном отражении дом хрустальный
Где небеса вершат свой пир
Великолепие что созданное человеком
Здесь расправляет крылья мир
Искусств великолепных и науки
Храм знаний и открытий век
Достоинства неисчислимы
Взор потрясен барокко свет
Затейливой резьбой струится,
Там Ангел и дары в вазоне
Фонтанов струи плещутся светясь
Как бриллиантов изумрудов
Зелёного Хранилища фасад.
Картин великих знаменитые полотна
Пленяют взгляд игрой своей
И мир подлунный и небесный
Сошествует беседуя с тобой
Парк обрамляет замысел искусств
Божественного совершенства
Той Красоты что потрясает и поет
Хоралы скерцо
О, Цвингер, ты небес оплот

Хрустальный замок

В закате солнца замок золотой
Хрустальный отражает звездный свет
И зеркала красот земных
Свечей как пламенеющий оркестр
Струится красотою неземной
Вдали от суеты грехов
Какой сказкой, былью окрылён.
Любовь какая создала
Его точечный запредельный облик
В какие чувства облачил
Для той, которую любил
Что  так сиятельна, что и луна
Завидовать бы ей было обречена
Коль ни единства и полет души
Высокой призрачной стези
Неясных форм ритм строгий утонченный
Вязь камня как изящная лоза
В закатном сумраке канвою замерла
Узором тайным мудрою скрижалью
Гармонией особенной строки
Пунктиром, точкой с запятой
Неизреченной пламенной любви...
И отражаясь блеском хрусталя
В реке течении времени и бытия...

Парад королей

Как чувство неземное, сопричастность
Безумства времени и дел
На высшем уровне и устремление
Парад великих королей
Отбросив всю идеологию марксизма
Подумав о помазание бога
И упустив земные низкие чертоги
Взлет и строкой в небеса
Где их покоится душа
Нам усыпальниц боль и счастье
Судить о душах и сердцах
Привычно более чем о деяньях и делах
Построить храм, пристанище науки
Войной, победой прогреметь
Досужих домыслов приметы
Как человек, как воин, как поэт
Высокой личности и недостатки
Скаредно стоить ли судить
Но облики страны весомы
О них и стоит говорить
Парад искусств и император
Что восседает на коне
Иные мысли, настроения
И вдохновенный ритм в тебе.
Но нет практически такого совершенства
Лишь искорки восторга и любви.
И усыпальниц лик печальный
Великие где души обрели
Успокоения покой, почтенье и признанье.
Не то дворец, где гордости деяний
Красуется, воочию где зрит.
Парад князей во Дрездене пленит.
Как будто шествуют века
Как будто время здесь и там
Единый вздох и синтез всех усилий
Как это вдохновляет - дар и сила
Великой мысли устремление
Искусств наук и дел свершение
У Лувра галерея статуй их великолепье
Так радует и потрясает
История меж них плутает
Несказанно пленит и восторгает...
Сегодня лишь покажут беспорядки
Но не высокие ряды
Из времени деяний красоты....

Взгрустнулось, пожеланье в тишине
Капели звонкой за окном
Растает стужа и апрель
Дарует настроения иные
Но чувства, потрясения неизгладимо
Парада времени и королей увидеть
Так незабываемо счастливо...
Музыка в камне
Как отражение гор и облаков
Как возрожденье грез амурный
Рождается шедевр архитектурный
Мысль, облачена я вгранит
Взор окон в небеса
И крали звёздная гряда.
Застывшей музыкой из камня
Из вечности любви признаете
Легенда, сказка превратившись в быль
Очаг и кров, оплот.. любовь...
Высокой вдохновенною  мечтой
И откровением мысли неземной
Что в небо шпилем устремившись
Что ищет света Млечного пути
Как путник в перекрест судьбы
Восстанет Фениксом небытия..
Дом, храм, где ты и я
И льется музыка небес
На отражение судьбы окрест.

Музыка в камне

Как отражение гор и облаков
Как возрожденье грез амурный
Рождается шедевр архитектурный
Мысль, облачена я вгранит
Взор окон в небеса
И крали звёздная гряда.
Застывшей музыкой из камня
Из вечности любви признаете
Легенда, сказка превратившись в быль
Очаг и кров, оплот.. любовь...
Высокой вдохновенною  мечтой
И откровением мысли неземной
Что в небо шпилем устремившись
Что ищет света Млечного пути
Как путник в перекрест судьбы
Восстанет Фениксом небытия..
Дом, храм, где ты и я
И льется музыка небес
На отражение судьбы окрест...

Токата Баха

В чернильно черном океане
Среди сверкания мираж
Из звездных бриллиантов рай
Плывет земля
Как шар воздушный голубой
Из бесконечности миров
Как вальсом взор заворожен
Где мчатся звездопадные лучи
Туманностей затейлива палитра
Спирали из галактик и круги
И чудится как музыка играет
Орган - глубокие басы
И лиры утонченное звучание
И скрипки струн серебряной мечты
Мелодия чарует увлекает
В иные измерения и расстояния
Вселенных исходящих в рай
Галактик вечное движение в край
Неведомый идей и целей совершенства
Где абсолют и райское блаженство
Неизреченность бытия и смысла полаганье
Стихов канва и родина признанье
Там чудо жизни и любви
Там счастья творчества мечты
И грез пристанище обетованные
Жизнь вечная без искушений и изъяна
Но музыка звучит призывно
ведёт неведомо куда
И мириады заезд послушны
Святая партитура  бытия
Богов и нимф хоралы хороводы
Там тайна постижения небес
И музыки бессмертное начало
Чье имя познает и помнит человек

Бетховен. К Элизе

Звучит мелодия дождя
Волшебный аромат озона
Вдруг наполняют чуткие сердца
Высокой музыкой знакомой
Все дышит утонченной красотой
Поэзией романтики тех ощущений
Чуть уловимы и легки, прозрачны
Словно солнца златокудрые лучи
Да элегантность красота Элизы
Шедевр прекрасный мировой
Как мало женщин на нее похожих
Все более прострация порой
Какая скромность чистота и грация
Какая чувства высота
Ах милая Элиза!
Воистину ты музой для Бетховена была!
Восторг и восхищение
Удивление
Такая утонченность высота
О, муза дивная! О, ангельская красота!
Спешу пюпитр украсить весь цветами
Наполнить зал высокою строкой
Чтоб не по земле бы ты ступала
Парила музой в небе золотой!
Элиза! Пусть века прославят
Твой юный образ чистоты
И утонченность прелесть созиданья
Божественною ангельскою высоту!


Звучала музыка
(цикл стихов Девид Гарретт)

Мир музыки столь восхитительно прекрасен
Объятый негой и экспрессией неясной…
Всемирная палитра высоты и красоты
Что покоряет сердце как небесные цветы
Как прост, высок, изящен, обаятельно красив,
Как восхитительно небрежен, ласкою томим,
В предчувствии несбыточного счастья…
Триумфом Болеро разбившего каскад
Сердец, пылающих восторгом, страстью
Неразделенной грусти нежное звучанье
Восьмое чудо света  совершенства Бытия
У скрипки Страдивари твоя ранимая душа.
Маэстро настроений и восторг апофеоза,
Властитель высшего, творений мировых,
И рока попурри в ристалище алкающей толпы…
Неуловимый гений и дух труда с пристрастьем
Дарующий талант любви, надежды, счастья!


Рецензии