О рифме
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор.
Нам разум дал стальные руки – крылья,
А вместо сердца – пламенный мотор.
(П. Герман)
Переходные рифмы, фактически являясь обособленными, близки и к мультирифмам, и к связующим рифмам; и в словаре расположены между ними.
ПРЕДУДАРНАЯ РИФМА (левая рифма) - наиболее созвучная из ассонансных рифм; рифма с совпаден
.
ПРЕФИКСАЛЬНАЯ РИФМА - разновидность псевдорифмы; рифма из слов, ритмические окончания которых начинаются непосредственно с префиксов. Слова созвучны благодаря общим концовкам и ударным приставкам:
набело - наголо, оттиск - отблеск, заново - заживо, повытаращили - повыпроводили...
Абсолютное большинство префиксальных рифм составляют слова с приставкой «вы» ("выкающая рифма".
Выемка – выдумка – выбелка – выставка – вывозка… Выбить – вылить – выжить – выпить... Выкачу - выскачу- выклянчу...
Что-то вылепится
Из глины.
Что-то вытешется
Из камня.
Что-то выпишется
Из сердца...
(Д.С. Самойлов)
Да, их голоса. Знакомые выкрики.
Застыл в узнаванье, расплющился, нем,
фразы крою по выкриков выкройке.
Да - это они - они обо мне.
(В. Маяковский)
Среди префиксальных псевдорифм встречаются и созвучия высокой степени точности: выпросить - выбросить - выкрасить и пр.
.
ПСЕВДОРИФМА – неточная рифма; созвучие слов, принадлежащих к различным родовым группам, но сходных по своему звучанию. В словах, образующих псевдорифму, совпадает ударная гласная и общие характерные концовки. При этом послеударные звуки и даже слоги не совпадают. Наиболее многочисленными из псевдорифм являются трёхсложные и четырёхсложные рифмы.
Общество – творчество, нравственность – обязанность, похаживает - поглядывает, лыжница - завистница, дикторский – идольский, веерный – северный, золушка - горлышко, бабушка – ладушки, горницы - любовницы...
Теоретически псевдорифмами могут быть любые рифмы, кроме мультирифм, например:
Нравами - авралами (связующие псевдорифмы), арка – лавка (обособленная псевдорифма)…У тебя весна без зелени,
А любовь твоя без радости,
Твоя радость безо времени,
Немочь с голодом при старости.
(В.Брюсов) Гремит орган на стогне трубный,
Пронзает нощь и тишину;
Очаровательный огнь чудный
Малюет на
.
ПЯТИСЛОЖНАЯ РИФМА – рифма из слов с ударением на пятом слоге от конца. Второе название – гипердактилическая рифма.
Тиражирование – цитирование, удивляющаяся – скитающаяся, исследование – проповедование…
Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий...
От луны лучи притягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются...
(В. Брюсов)
РАВНОСЛОЖНАЯ РИФМА – рифма, состоящая из слов с равным количеством послеударных слогов. Основная рифма в стихосложении. Верю – потеря, ясно - сладострастно, дом – идём, весне - старине, там – цветам, я - твоя, кипарис - разрослись…
Противоположность неравносложной рифме.Время, о! время,
Что ты? Мечта,
Век наш есть бремя,
Всё суета...
(М.Херасков) Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
(Ф.И. Тютчев)
.
РАЗНОСЛОВНАЯ РИФМА - рифма одного слова с частями двух или даже трёх слов. Сродни составной рифме, но более усложнённая. Солнце - сон целое, судорог - разнесу дорог, раб расти - храбрости, тех, кто рушаещееся - архитектор, шёпот - хорошо под, за сто и - глазастые...(В. Маяковский)
Также см. составная рифма
Один взойду на помост
Росистым утром я,
Пока спокоен дома
строгий судия.
(Фёдор Сологуб)
РАЗНОУДАРНАЯ РИФМА – рифма, состоящая из слов с ударением на различных слогах от конца: вдребезги - ни зги, волны - полны... Молодой человек,
встань на коробочку!
Лучше на бочку!
(В. Маяковский)
Стихи с разноударными рифмами часто используются в фольклоре и в песенном жанре, где слова организованы мелодически:
небе – себе, ночи – молчи, сидит – ходит, трава – снова, просил – бросил, я – краси
.
РИФМА С ВКЛИНЕНИЕМ – рифмосочетание слов, при котором в клаузулу одного из них вклинивается согласная, чаще сразу после ударной гласной. Противоположность рифме с выпадением.
Медь – сельдь, брег - поверг, год - лорд, литры - фильтры, вас – вальс, клетка – студентка, радугой - играть дугой...Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
(М.В. Ломоносов)
РИФМА С ВЫПАДЕНИЕМ - противоположность рифме с вклинением.
Зонтика – экзотика, горе – двое, отвёртка – уборка, пусть - путь…
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
(М. Цветаева) Не за силу, не за качество
Золотых твоих волос
Сердце враз однажды начисто
От других оторвалось.
(Н. Асеев)
.
СВЯЗУЮЩАЯ РИФМА – словарная разновидность рифмы; двухсложная или трёхсложная рифма, состоящая из первичного рифмента(корня),
гласицы и фиксирующей согласной. Рифмотипы: «ОХОХ»(1 уровень) и «ОХОХО»(2 уровень). Ужин - дюжин, могучий - гремучей, осень - просинь, хижины - обижены, едет - бредят, впрочем - пророчим, синий - иней, пробуя - особая, повар - говор, рынок- финик, серые - веруя,
повешен - черешен, охать - похоть...
Голос – боролась – гладиолус – полис – полюс - мусолясь.
Связующие рифмы объединяют в себе слова различных частей речи, группы слов из различных семейств и сами слова в разных грамматических формах. Например:
Палата (сущ.) Печатать (глаг.) Заклятый (прилаг.)
Палатой – печатай – заклятый.
Здесь в связующей рифме объединены части речи. Следующий пример демонстрирует объединение различных групп существительных:
Корона, операционная, влюблённый, ладонь,
.
СКВОЗНАЯ РИФМА - рифма, проходящая через всё стихотворение наряду с другими меняющимися рифмами. Ещё примеры... АНГЕЛ
В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон, мрачный и мятежный,
Над адской бездною летал.
Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.
"Прости, - он рек, - тебя я видел,
И ты недаром мне сиял:
Не все я в небе ненавидел,
Не все я в мире презирал.
(А.С. Пушкин)
СЛОЖНАЯ РИФМА – многосложная рифма из слов, основная грамматическая форма которых имеет, как минимум, три послеударных слога с фиксирующей согласной.
Разв/едывать, тр/уженик, б/абочка, м/изерный, п/окатом, ск/азывать, обор/удование…
Дополнительный пример: маленький и черёмух|ам. Слово «черёмухам» также, как и «маленький» имеет 3 сл
.
СЛУЧАЙНАЯ РИФМА – см. авторифма.
СМЕЖНАЯ РИФМА - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе. Образуется при смежном способе рифмовки ААВВ.
Всю жизнь хотел я быть, как все,
Но мир в своей красе
Не слушал моего нытья
И быть хотел - как я!
(Б. Пастернак)
.
СМЕШАННАЯ РИФМА - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихах. Образуется при смешанном способе рифмовки в сложных строфах.
А всего иного пуще
Не прожить наверняка -
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
(А. Твардовский)
Стихи должны поэту сниться
По сотне памятных примет.
Как пешеходу в зной - криница,
Глухому - утренняя птица,
Слепому - утренний рассвет.
(Маргарита Алигер)
СОГЛАСНАЯ РИФМА - вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке. В согласных рифмах последнему ударному гласному предшеств
.
СТЫКОВАЯ РИФМА – разновидность рифмы по положению в стихе; конец одного стиха зарифмован с началом последующего. Реет тень голубая, объята
Ароматом некошеных трав;
Но упав, на зелёную землю,
Я объемлю глазами простор.
(В. Брюсов) Зачем луна, поднявшись, розовеет,
И ветер веет, тёплой неги полн,
И чёлн...
(М.А.Кузмин)
СУПЕРГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА - второе название всех шести-, семи-, восьми- и девятисложных рифм; рифмы из слов с ударением на шестом, седьмом, восьмом или девятом слогах от конца. В отличие о гипердактилических, в стихосложении не применяются.
Председательствующие – благожелательствующие (6 сл.) Рассекречивающиеся – увековечивающиеся(7 сл.)
.
ТВЁРДО-МЯГКАЯ РИФМА – двоюродная рифма, внутри которой мягкая согласная противостоит твёрдой.
Горы – море, рады - ради, молния – полная, час - озлатясь, Панкратий-косматый, мир - монастырь, стол – моль, жизни - отчизны,
зрит - разделить, дыра - моря…Верный конь, узды не чуя,
Шагом выступал:
Гриву долгую волнуя,
Углублялся вдаль.
(А. С. Пушкин) Пачками колец Сатурн
расшуршался в балетной суете.
Вымахивает за туром тур он
своё мировое фуэте.
(В. Маяковский)
Может думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
(С. Есенин)
Бренчит частушка, как медаль,
И голову дурманит.
Чего б ты от неё не ждал –
Она тебя обманет!…
(Роберт Рождественский)
ТОЧНАЯ РИФМА - общее название рифм с полным соответствием послеударных оконч
.
ТРОЙНАЯ РИФМА - рифма из трёх слов в сложных строфах.
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…
(Ф. И. Тютчев)
На тройных рифмах строятся все секстины (АВАВАВ).
УСЕЧЁННАЯ РИФМА – базовая равносложная рифма, в которой пассивное слово заканчивается на согласную (или две),
а активное - на гласную.
Унылый - мило, тополь – Европа, омут- другому, стильный – обильно, кречет – вече, дальний - спальня…
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи…
( М.Ю. Лермонтов)
Противоположность усечённой рифме – надстроечная рифма.
УСТОЯВШАЯСЯ РИФМА – часто упо
.
ЧЕТВЕРНАЯ РИФМА - рифма из четырёх слов в строфе.Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом -
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
(А.С. Пушкин)
ЧЕТЫРЁХСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма из слов с ударением на четвёртом слоге от конца.
Второе название – гипердактилическая рифма.
Суженными - жемчужинами, божественная - естественная, свидетельница – благодетельница, заночёвывая – приторговывая…Стоят серебряными блюдечками
Кувшинок мокрые цветы
Иду, помахивая удочками,
На обомшелые плоты.
(Г. Шенгели)
ШЕСТИСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов с ударением на шестом слоге от конца.
Второе название – супергипердактилическая рифма.
Ж
.
ТЕРМИНОЛОГИЯ;
АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ СЛОВО – название слов в рифме.
Первое слово в рифме - пассивное, второе – активное. Пассивное слово, идущее во временном отрезке первым, вносит в стих момент незавершённости, оставляя после себя напряжение, связанное с ожиданием гармоничной развязки. Это напряжение снимает активное слово, которое своим появлением заставляет вспомнить пассивное, и уже вместе они создают то ощущение законченности, гармонии и родства, которое и называется рифмой. Таким образом, вся нагрузка в рифме лежит именно на втором слове, которое может оправдать (точная рифма), частично оправдать (приблизительная рифма) или не оправдать вовсе (диссонанс, белый стих) ожидание гармонической развязки, созданное пассивным словом. Оправданное ожидание всегда усиливает эмоциональное воздействие стиха и заложено в самой природе поэзии. Если рифма состоит из нескольких слов (более двух), то и активных слов может быть нес
.
ВИДОВЫЕ ПАРЫ - взаимозаменяемые гласные звуки в рифме. Каждая видовая пара состоит из "твёрдой" и "мягкой" гласной
(здесь и далее под твёрдой и мягкой гласной подразумевается предшествующий согласный звук).
1. А-Я 2. О-Ё 3. У-Ю 4. Э-Е 5. Ы-И
Любой ударный твёрдый гласный звук рифмуется с его мягкой парой, и наоборот.
А-Я. ад - яд. О-Ё. ров - рёв. У-Ю. лук - люк. Э-Е. сэр – сер. Ы-И. быт-бит.
Согласные звуки объединены в родовые пары (б-п, в-ф, д-т, ж-ш, з-с)
и тройки (к-г-х, ц-ч-щ). Звонкая согласная в контексте рифмы всегда рифмуется с её глухой парой, и наоборот.
Кот - код, паж - ваш, шкив - миф, рыбак - очаг, поп - лоб, муз - ус, холод - молот…
В зависимости от расположения таких согласных в клаузулах рифмующихся слов, рифма может быть точной или приблизительной.
.
ВИД И РОД РИФМ – основные определители рифмы. Видом рифмы является ударная гласная одной из 5-ти видовых пар (см.выше). На род рифмы указывает следующая за ударной гласной согласная(см.выше). Вместе вид и род образуют первичный рифмент слова или его рифменный корень.
В русском языке 5 видов и 60 родов базовых рифм (см. организационную схему рифм русского языка).
ГЛАСИЦА – абстрактная звуковая единица в рифме; любая безударная гласная в клаузуле слова.
Поле – доля, щука – звуки, нега - телегу, школой - голый, иней – синий, парами – старому, кубок – тюбик, слышишь - пишешь,
ужин - нужен, лужею - оружие..
Гласица по характеру может быть мягкой или твёрдой:
Рифмы из слов с одинаковой гласицей относятся к родным и объединяются в
КЛАССИФИКАЦИЯ РИФМ ПО ЗВУЧАНИЮ И РОДСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ - классификация, дифференцирующая рифмующиеся слова по степени их звукового сходства в рамках устоявшейся и условной классификации "точные и приблизительные рифмы". Совершенно очевидно, что таких общих понятий, как "точная рифма" и "приблизительная рифма", явно недостаточно для систематизации рифм и, тем более, для организации их в словаре рифм, так как степень "точности" или "приблизительности" различных рифмующихся слов также бывает различна. Классификация же рифм по родственным отношениям устанавливает совершенно ясные и чёткие границы внутри всех групп рифм, так как основой данной классификации является фонетическое происхождение каждой конкретной рифмы. В эту классификацию входят: родные рифмы, двоюродные рифмы, приёмные рифмы, рифмы дальней степени родства и дружественные рифмы.
КЛАССИФИКАЦИЯ РИФМ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ И
.
КЛАУЗУЛА (лат. clausula - заключение, концовка) – ритмическое окончание слова, начиная с ударной гласной.
Пуговица, комар, шутка, верить, можно, сильный,…
Абсолютная клаузула – целое слово, начинающееся с ударной гласной (или со звука "йот", который не обозначается на письме в начале слова):
Иней, утка, ад, яма, осень, эхо, ум, обод, ива, яблоко, ересь, умничать, Азия, ярый, я, исповедь, угол, остров..
КОРЕНЬ РИФМЫ – рифмообразующая часть слова, основа рифмента. В базовых рифмах корень состоит из ударной гласной (вид рифмы) и последующей согласной (род рифмы): мода (ОД), верный (ЕР) , всюду (УД), талия (АЛ), бриз (ИЗ)...
В окончательных-согласных рифмах - из ударной гласной (вид рифмы) и предшествующей согласной (род рифмы): гора (РА), земле (ЛЕ), хороши (ЖИ), посему (МУ), кол
.
ПЕРВИЧНЫЙ РИФМЕНТ - корень рифмы в базовых рифмах. Состоит из ударной гласной (вид рифмы) и последующей согласной (род рифмы):
мода (ОД), верный (ЕР) , рупор (УБ), талия (АЛ), бриз (ИЗ)...
Первичный рифмент всегда присутствует в более сложных рифментах, например: робот (ОБ;Т), бирка (ИРК) ...
Первичный рифмент есть у всех базовых рифм (кроме псевдорифм) и является отправной точкой в рифмообразовании.
ПОДРИФМЕНТ - группа слов с общими признаками внутри одного рифмента в словаре рифм.
ПОЛИРИФМИЯ - способность слова рифмоваться несколькими способами (не путать с количеством рифмованных слов). Полирифмия базируется на словах связующего рифмотипа (охох, охохх). Приёмом полирифмии является выпадение одного из согласных звуков в связке двух согласных (двоякие рифмы) или замещение послеударного согласного в одном из слов (замещённые рифмы). Слова, рифмующиеся с основным словом и не рифмующиеся между собой, – главный признак полирифмии.
Встреча – вечер. Вечер – ветер. Но: Встреча ; ветер.
Ты был испуган нашей первой встречей,
А я уже молилась о второй,
И вот сегодня снова жаркий вечер, -
Как низко солнце стало над горой…
И снова чёрный масленичный вечер.
Зловещий парк. Неспешный бег коня.
И полный счастья и веселья ветер,
С небесных круч слетевший на меня.
(А. Ахматова)
Полирифмичными по своей природе являются все мультирифмы.
Сила – вылов. Сила – милый. Но: вылов ; милый.
РЕДУКЦИЯ - ослабление звучания гласных звуков в безударном положении. Именно редукция лежит в основе понятия «гласица».
Свидетельство о публикации №124111304443
Илья Данилов 2 29.11.2024 08:58 Заявить о нарушении
Ольга Федотова 3 29.11.2024 11:40 Заявить о нарушении