Пример рейтингового рецензирования

Dissonans              (Автор - Валерий Экс)
               

Все осенние мысли -
На ветру дерева,
Словно желтые листья
Роняют слова.

Что не жить бы, как прежде,
Заедино с тобой?
Размывает надежды
Листопада прибой!

Иероглифы, числа,
Заклинаний обвал…
От витийства нечистых -
Сознанья провал…

Уж оставят невежды
След порочный, любой.
Он в потемках кромешных
Станет нашей судьбой.

Я прозрел и домыслил:
Как была ты права -
Ведь себя не причислил
Ко святым я едва!

Вот и понял я, грешный,
Искушаем молвой,
Что живу, преуспешный,
Да с душой неживой,

Что от нас не зависят
Солнце, день, синева.
С кленов падают листья.
Зеленеет трава.

Не заметят пропажи
На вершине Его
И не камушка даже,
А песчинки всего…

30 сентября - 6 декабря 2002


1.  Содержание
1.1.   Заголовок (первая строка) помогает понять содержание стихотворения.                да
*1.2.  Тема актуальна, представляет интерес для читателя.                нет   
*1.3.  Логично, последовательно выстроен сюжет, без отвлечений.                да
*1.4.  Грамматически правильно построены предложения (отсутствуют
        несогласования, обрыв фраз, инверсии, лексические, грамматические и
        пунктуационные ошибки)                да    
*1.5.  Отсутствуют просторечные, грубые, вульгарные слова и фразы, диалектизмы,
        если это не обусловлено сюжетом.                да
*1.6.  Правильно поставлены ударения в словах.                нет
*1.7.  Отсутствуют малопонятные, заимствованные слова и термины, а также
        канцелярские и «штампованные» слова и обороты, если это
        не входит в замысел автора.                да
*1.8.  Отсутствуют слова-«пустышки», лишние местоимения ради
        сохранения ритма.                да
      

2. Художественная ценность стихотворения
2.1.  Общая гуманистическая направленность   произведения.                нет 
2.2.  Глубина и законченность мыслей автора.  Наличие выводов, резюме.                да
2.3.  Наличие эмоциональной составляющей текста, влияющей на читателя.                да
*2.4.  Стиль стихотворения (одический, романтический, бытовой, саркастический,
        иронический, шуточный и т.д.) соответствует избранной теме и жанру.           да   
*2.5.  Мелодичность звучания и фонетического рисунка строф (отсутствие
        фонетических «задиров» и двусмысленностей).                да
*2.6.  Разнообразие лексики, использование синонимов, антонимов
        вместо повторов.                нет
*2.7.  Использование и качество поэтических тропов (эпитеты, метафоры, аллегории,
        гиперболы, метонимии, олицетворения и т.д.).                нет


3. Техника стихосложения
*3.1. Отсутствие «плохих» и «бедных» рифм (грамматических, однокоренных,
       несозвучных, «замыленных» и т.д.)                да
*3.2. Применение и соблюдение традиционных размеров (метров), отсутствие
       сбоев ритма.                нет
*3.3. Сквозное соблюдение ритмического рисунка, если иное не предусмотрено
       замыслом автора.                да
3.4. Уместные аллитерации, звукопись, звукоподражание.                без оценки         
3.5.  Умелое и уместное включение цитат других авторов в канву произведения.        без оценки

Таким образом получено 12 положительных оценок, 6 – отрицательных и 2 не обязательные позиции не оценены.  Итоговый рейтинг – 6 (из 14 возможных).

Примечание: Помеченные звёздочкой позиции подлежат обязательной оценке, а остальные используются при необходимости в зависимости от особенностей рецензируемого стихотворения.
Оцениваемую позицию желательно сопровождать конкретным примером.
В заключительной части рецензии желательно дать оценку не только технической, но и содержательной стороне произведения (общее впечатление). 


Рецензии