Джойс. Улисс. 15 глава. Цирцея

Джеймс Джойс «Улисс»
15 глава. Цирцея.

Кирка (др.-греч. ;;;;;; в латинизированной форме Цирце;я) - в греческой мифологии дочь Гелиоса и океаниды Персеиды, по некоторым авторам, дочь Аполлона и Эфеи, сестра Пасифаи, родственная с Гекатой – богиней черной луны и, как Геката и Медея, чародейка, колдунья.
Во время морских странствий на её острове оказался Одиссей. Несколько его спутников отправились осматривать остров, но были превращены Киркой в свиней. Тогда Одиссей пришёл к дому волшебницы и с помощью подаренного Гермесом чудесного растения моли победил её чары. Кирка, признав в отважном госте Одиссея, предложила ему остаться на острове и разделить её любовь. Одиссей согласился, но прежде взял с неё клятву, что она не замышляет против него ничего дурного и вернёт человеческий облик его спутникам, обращённым в свиней. Прожив год на острове в неге и довольстве, Одиссей, по настоянию товарищей, стал просить Кирку отпустить их на родину. Получив согласие богини, сначала он отправился к Аиду, чтобы узнать от прорицателя Тиресия о предстоящих ему испытаниях.
Википедия

13.11.2024.
Направо пойдёшь – к быкам солнца придёшь,
Налево пойдёшь – в Тартар тьмы забредёшь.
Обмана-тумана-изъяна полны
Чертоги-черты-тени тёмной луны,
Бликуя-ликуя лукум сладких грёз
Двоится-дробится, и лаёт, как пёс,
Скользит-ускользает, как лис, хитрован,
И хрючет, и хнычет, свинья и кабан,
Крадётся, как крыса, грызёт мертвеца,
И ночь колдовская не знает конца
И края не ведает бездна души,
И Блум то Христос, то раб, склонный грешить,
То женщина, в родах явившая плоть,
То Дублина мэр, то последний ломоть
В огонь ведьмовской помещённый сгореть,
И фениксом ввысь улетает, и смерть
Поправ и отринув, вещает с небес
Последнюю истину: я просто есмь.
I am a… nobody and I am a… all…
И в вышних щебечет kiss-kisses щегол,
Поющий осанну и аллилуйя,
И Слово творится от А и до Я,
И целость дробит мириадами форм,
Фривольностей, фей, фортелей, free and for…
Цирцея, как церковь, как цирк, как циклон,
Глаз выколи темень, где хаос-закон,
Где метаморфозы над всеми и вся,
И тщится сознанье с собой совладать,
И сны бессознанья в себя увлекут,
И тает реальность. Вздымая свой кнут
И пряник готовя, царица глубин
К себе манит-тянет, и вот господин
Становится гадом ползучим, свиньей,
Животным бесправным, бездушной немой
Скотинкой, без смысла и силы восстать
Из мёртвой сей плоти и дух осязать,
Ту сущность, в которой основа-оплот…
Ночные скитанья, и мрачен исход,
И свет – огоньки на болотных лугах,
Куда заведут? Ах-увы-увы-ах…

Глава 15 «Улисса» читается на одном, но прерывистом дыхании. И перерывы для освоения и усвоения длятся уже третий день. Да уж, уж да: труден постмодерновый эксперимент Джойса, недаром он писал этот самый длинный текст-главу полгода, и переписывал от 6 до 9 раз. Такая концентрация фантасмагории и отголосков-отсылок во все предыдущие главы больше нигде ранее не встречались. Правда, чтобы опознать-узнать-различить эти гипер-ссылки внутри текста, нужно заметить и удержать их в памяти. Мне удавалось идентифицировать то, что замечалось мной. Однако многое просто поглощала бездна трансформационного и трансмутационного текста с самыми разными подтекстами.

И читая это фантастическое сновиденческое вальпургиево-демоническое повествование трудно найти твердую почву под ногами. И этот метампсихически не идиллический, а наоборот, магически маргиналистический сон в июньскую ночь, которая нагрянула на героя Блума и героя Дедала, застав обоих в борделе, это водоворот бессознательного. Бес сознания обосновался в этой главе и руко-блудит и члено-потворствует всем самым порочным заархивированным в генах и кодах человечества мотивам и мотивациям – явиться и проявиться, ни в чем себе не отказывая.

Разгул. Разбой. Разврат. И развитие-разветвление-разоблачение калейдоскопа самых разнообразных безобразий – отнюдь не образов. Беса подобий, отнюдь не подобий Господа.

Вчера слушала беседу о архио-анализе, как методе психологического изучения и саморефлексии по поводу человеческой психики, который на основе метода психоанализа Зигмунда Фрейда, Лакана и других, разработал Олесь Манюк, и там в качестве примера был упомянут Джойсовский «Улисс», как возможность посмотреть на то: как отдельный индивидуум становится ретранслятором Бессознательного культурного проявления человечества, сам того не подозревая. И как фантасмагория сюжетов, прописанных в кодах человечества, потом проявляются в отдельной личности в виде взаимоисключающих паттернов, запускающих механизм внутренних конфликтов, отражающихся как в психических патологиях, так и психосоматических и физических болезнях.

Если кому интересно самоуглубиться, то ссылка вот:
https://www.youtube.com/watch?v=FztXvihoiJE
Я же последовательно и неизменно углубляюсь в «Улисса».

Продолжение следует…


Рецензии