Сюрреализм поэзия сказка
=====================================================
Племянница из Питера (бухгалтер/44 года) так среагировала на этот мой рассказ:- "Спасибо за сказку, я её с большим удовольствием и трепетом прочитала!
Прямо какое-то волнительно-приятное чувство было, как будто к чему-то
таинственному прикоснулась!"
*** ***
«МЫШИННАЯ ШКОЛА» (=сказка-быль=)
=
Эпиграф: Моей дочке Ксенечки, без любопытсва и записи которой не было бы этой сказки-были. = подпись «Ботов»= 1979 год.
=
Восемь лет мне было в ту пору... Была ранняя весна, а пасмурный день клонился к вечеру. Второй день у меня сильно болела голова и я лежал не поднимаясь на большой русской печи в пятистенном деревенском доме с большой кладовкой, большим погребом, сараями, баней и высоким старым тополем во дворе.
К вечеру печь уже остыла и мне стало прохладно. Я повыше натянул на себя одеяло.
В доме никого не было, кроме столетней старухи, которая уже сама не могла подниматься и поэтому все дни лежала в своем темном закутке.
=
Деревня эта была глухая и стояла вдалеке от других деревень и городов. Электрический свет и радио появились совсем недавно. По вечерам за столом хозяева этого дома, у которых мы с мамой остановились на несколько дней, рассказывали, что дерявня и весь район со времен Степана Разина и Емельяна Пугачева являлись прибежищем старообрядцев и казаков. Хозяева поговаривали, что старуха раньше была колдуньей. Что она никогда и никому, ни одному русскому человеку не подала ковша воды напиться, ломоть хлеба или милостыню. Её несколько раз жгли, но очень боялись её мщения, её «дурного глаза», от которого гибла скотина, чахла рассада овощей. Люди её боялись, но когда заболевали, то шли к ней за травами-лекарствами, за приговорами...
=
Я подумал обо всем этом и мурашки поползли по моей спине и добрались до волос... Я прислушался к её дыханию... Кажется, она спала. Держась рукой за палати, я свис с печи и в темное зеркало разглядел, что она действительно лежит укрытая на боку лицом к стене. Большущий кот медленно прошел через комнату и сел на её кровати. Я успокоился... И задумался...
=
... Еле слышно звучала музыка. Мелодия была неуловимой. Что-то в ней напоминало серебристый колокольчик... Откуда это? С улицы?
Я присел, прислушался, но понять ничего не мог. Вдруг внизу раздался мерный звук «стекла о металл». Я вздрогнул. В комнате никого нет, а звук прямо передо мной! Я немного здесь струсил. Лег быстро на живот и укрылся с головой одеялом. Но мелодия не исчезла...
Осторожно я высунул часть головы из под одеяло и замер от неожиданности...
На блестящем лакированном полу темно-красного цвета кружились в красивом танце три мышки! Они стояли только на двух задних лапках и поэтому были очень похожи на маленьких человечков. Их движения были плавными, неслышными и в такт музыки... Мышек я даже вначале и не различил пока глаза не привыкли к сумеречному свету.
=
Музыка прекратилась. Две мышки плавно подошли к противоположной стене и встали как вкопанные по краям дырки в полу. Третья мышь застыла напротив них примерно в метре. Тут мне показалось, что стало светлее, что как будто откуда-то полился свет. По крайней мере, дальнейшее я видел очень ясно, как бы на сцене в театре.
Одновременно с неизвестным светом тихо полилась новая мелодия. В её звучании я уже различал хор из сотен мышинных звуков... Хотя достоверно это не могу утверждать...
Из щели в полу друг за другом медленно выплыли на двух ножках шесть очень маленьких мышаточек, а за ними вслед шла большая мышь. Они шли парами, как ребятишки, и остановились напротив большой мыши в центре. Эта мышь была очеь похожа на учительницу. Она что-то пропищала, а мышата ей ответили тоненькими голосами. Мышь в такт музыки стала передними лапками что-то объяснять. Мышата ей отвечали дружным попискиванием и взмахами своих передних лапок.
Хвост у большой мыши вдруг красиво стал делать плавные движения как дирижерская палочка. Черные хвостики маленьких мышат ответили тем же самым следуя за ритмом музыки и ритмом учительницы.
=
Полилась другая мелодия мышинного хора, похожая на трель жаворонка, стремящегося ввысь все выше и выше... Большая мышь встала на цыпочки и поплыла перед мышатами..., очертив на полу восьмерку. Мышата замерли и внимательно смотрели черными и перламутровыми глазками за танцем большой мыши. Мышь же все быстрее и быстрее, все неистовей и неистовей неслышно кружилась, следуя мелодии. Музыка внезапно оборвалась. Мышь остановилась.
=
В центр комнаты выплыла другая мышь, которая стояла позади мышат все это время. Я посмотрел в сторону щели:- две другие большие мыши по-прежнему стояли в тени светового круга неподвижно и важно как пингвины. Я осторожно склонил голову над печкой – большой кот через черное зеркало смотрел мне в глаза... «Почему он не нападает на мышей?» И я уже до жути испугался этого кота. Втянул голову вновь под одеяло... Музыка перешла в глухой «бум-бум»... барабана. Любопытство взяло верх, я забыл про все и вновь тихо высунулся из под одеяла.
Между двух мышей у щели проходили новых шесть мышаточек, по две в три ряда. А первая группа мышаточек во главе со своей учительницей сидели на задних лапках немного сбоку. Новая большая мышь стояла в центре, а другая большая мышь шла вслед новой группе... И все повторилось вновь...
Потом на арену вышла новая, третья группа. Музыка, движения, танцы следовали друг за другом в том же порядке...
И вот я уже вижу, что на равном расстоянии по окружности расположилось три группы мышаточек. Рядом с ними стоят три учительницы. Одна большая мышь стоит прямо в центре, а две большие мыши – как и ранее – стоят у щели. Из под земли медленно бьет свое «бум-бум-бум» глухой барабан мышинного хора... «Барабан» сменился сложным ритмом, свет стал заглушеннее, еле различимыми стали групки мышаточек.
=
В центр комнаты вышли еще две мыши, что стояли у стены, и втроем стали то ложиться головками друг к другу, то ножками, светлыми брюшками кверху. Через некоторое время они застыли как мертвые, светлыми брусочками на черно-красном полу... Три мыши-учительницы по круговой спирали все ближе и ближе к центру, понеслись на своих задних лапках. Вот они уже в центре... и падают, темными спинками кверху... В центре арены – красивая шестиконечная звезда!
На мгновение музыка обрывается, но маленькие мышаточки продолжают в такт ее раскачиваться. Постепенно издалёка заслышалась плавная мелодия деревенской русской песни. Мышаточки встают в маленькие групки на местах своих групп. И вот уже три хороводика кружатся на сцене. Музыка становится более слышной и три хороводика пошли по кругу вокруг шестиконечной звезды. Так же плавно и очень медленно хороводики вытягиваются в линии, и вот уже образовался большой круг вокруг звезды. Постепенно свет становится все более явственнее. Большие мыши лежат неподвижно. Мышата самостоятельно кружатся...
Плавная мелодия обрывается. Из щели выходят 12 больших мышей. Маленькие мышата подходят ближе к центру, к звезде. Новые большие мыши образуют второй большой круг.
Полилась светлая-светлая мелодия. Мелодия летит как будто бы это летят солнечные лучи на восходе утра и большого простора...
Красивыми, плавными и сложными движениями большие мыши закружились по кругу, как будто бы в их душах была очень большая радость и они хотели сказать об этом. Постепенно вслед им, но в другую сторону, вошел в танец круг из маленьких мышат. Это длилось довольно долго...
=
В самый разгар веселых, легких и неслышных танцев вдруг ворвалась вначале тревожная мелодия, потом мелодия могучих и страшных «шагов», как будто бы кто-то большой и громадный пробивается к празднику из темноты.
Все замерли...
И тут действительно, из темноты, из какой-то другой большой щели вышел на свет на двух ногах громадный Мышь. Это был, наверное, их Мышинный Царь.
Он был бурого цвета, с красными большими глазами, мощными ногами и длинным широким хвостом. Он медленно прошел в центр и встал на лежащих звездой больших мышек. Все остальные так же пали наземь вперемежку, - кто вниз брюшком, кто вверх.
=
Заиграла торжественная мелодия, свет почти исчез. После окончания этого Гимна, в очень тусклом свете, поплыли в сторону щели 12-ть больших мышей и исчезли в ней. Вслед им строго по очереди устремились туда маленькие мышата, а потом еще три большие мыши. Под торжественный хор «бум-бум-бум-бум»... удалился со сцены Мышинный Царь в другую сторону. На красно-черном полу остались лежать только три мыши. Потом и они куда-то растворились...
По опустевшей комнате как будто бы прошел большой Кот, но только он тоже стоял на задних ногах и голова у него была человечьей, а хвост маленьким.
На дворе раздалось «звин-звин». Через некоторое время открылись сени, потом дверь в комнату (горницу). И дыша морозом и свежим снегом, вошли веселые хозяева и моя мать с ними. Они включили свет и стали хлопотать по хозяйству. Я же лежал не шевелясь, перебирая в памяти вновь и вновь виденное...
=
Потом ночью и наутро, когда все спали, я внезапно просыпаясь, видел еще мышинные танцы двух, трех и пяти средних мышей, но они быстро прекращались. Дня через два в то же самое время я увидел с печи сложный, красивый и молчаливый танец целой группы маленьких мышаточек со своей учительницей. Но я неловко повернулся – и они тут же исчезли. С тех пор мне часто снится мышинная школа, мышинный праздник...
=
Подпись ручкой:- "Ноябрь 1979. Ботов".
***
ПОЯСНЕНИЯ.
==========
(1)
Это фантастическое событие произошло весной 1954 года на моих "весенних каникулах" в первом классе, когда мы с мамой посетили деревню Печенкино Еткульского района Челябинской области. Как потом оказалось, посетили эту деревню с целью переезда сюда моих родителей (41-42 года возраста) со мной и с младшей сестрой. Переехали в деревню по причине высокого давления у мамы в городе Челябинске. Маленький домик (развалюху) в этой деревне родители купили той же весной, и мы переехали. А пока мы жили с мамой в достаточно крепком доме у Анастасии и Геннадия Кожевниковых (племянницы мамиминой и инвалида отечественной войны, её мужа). Им этот дом доставался с 1947++ года от 100-летней старухи, за которой они взялись "ухаживать" перед её смертью.
=
(2)
СОБЫТИЕ выглядит как сказка, как фантастика. Считайте как хотите, но в реальности это была БЫЛЬ - в ощущениях, впечатлениях и того, что увидел своими глазами, - и потом помнил десятилетиями.
Рассказ, текст я даже сократил, - ддя понимания рассказа моей первой дочерью, когда ей было 7-9 лет. Она научилась писать и стала сочинять стихи. Смогла записать ручкой мой рассказ и я его отпечатал на очень плозой машинке в 1979 году. Дочки было 10 уже лет, а мне 33 года в 1979.
Сейчас я перепечатал текст на компьютере, разослал родственникам и друзьям, и выставил здесь на Проза.Ру.
(3)
Племянница из Питера (бухгалтер/44 года) так среагировала на этот мой рассказ:- "Спасибо за сказку, я её с большим удовольствием
и трепетом прочитала!
Прямо какое-то волнительно-приятное чувство было, как будто к чему-то
таинственному прикоснулась!"
(4)
Е-письмо старшей дочери Ксении, 16 июня 2024 года, Нью-Йорк.Тема "Сказка-Быль" = "МЫШИНАЯ ШКОЛА"=
Ксюша! Огромное тебе спасибо за то, что ты сохранила и привезла в США рукопись ручкой и печатью на плохой машинке моего микро-рассказа тебе "Мышиная Школа". Оказывается, ты эту Сказку запоминала и записывала ручкой! То есть ты уже научилась писать! Я сейчас перепечатал на компьютере и опубликовал на портале Проза Ру эту сказку.
Тогда в 1977-1979 годах мне было неудивительно читать тебе - девочки 8-10 лет - этот сложный для понимания и впечатления ТЕКСТ, но сейчас в 2024 году мне ОЧЕНЬ Удивительно!!! Что ты была очень любопытной девочкой и интересовалась многими вещами и событиями, - это я помню и меня это не удивляет. Но поражает сейчас то, что ты ПОНИМАЛА эту сказку так, как понимала сказки АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС в 19-20 веке!!! **
**
Недаром (как я помню) ты любила Учительниц, подражала им, ИЗОБРАЖАЛА их, играла в Школу и учительниц в твоем детстве, и любила посещать Детский Театр и даже Оперный! Я боялся за твою детскую психику и впечатлительность, когда пару раз водил тебя на выставки художественных картин в Галереях Челябинска.
Побыстрее отводил тебя от некоторых Картин и Крестов Распятия, так как тебя они очень впечатляли...Ксюша, так совпало в 1977-79 годах, что в моей Сказки-Были есть "Учительницы мышей и их групп", что они мне привиделись в 1954 году, когда мне было 8 лет, и это совпало с твоей любовью к Учительницами Командирам, к Начальникам...
**
Ксения! Когда я перепечатывал плохой машинописный текст этой Сказки, купив и используя увеличительное стекло большого размера (из-за моего плоховатого зрения в эти годы), то у меня было достаточно времени, чтобы понять и чтобы зрительно представить то, что мой текст Сказки - это готовый Сценарий для Постановки в Детском или Юношеском Театре в России. Для этого нужна хорошая группа актеров, талантливый режиссер и композитор (Музыка). Случайно, у тебя нет в России знакомой тебе труппы актеров, режиссера, композитора?
**
Ксюша! Посылаю тебе Линк/проход/ на сказку "Мышиная Школа",которую я выставил на портале Проза.ру первого июня - на моей авторской страницы "Николай Ботов":::-- https://proza.ru/2024/06/01/1525
===
(5)СЮРРЕАЛИЗМ
Сюрреализм - это "Поэзия в живописи",- так говорят специалисты.
Сюрреализм - это события на грани Реальности и Фантазии, или на грани вымысла,
обобщения реальности, мудрости народа в Сказках. И частитчно в поэзии.
Сюрреализм свойственен детям в их восприятии сказок и фантастических картин, зарисовок реальности в детских книжках, в "баснях" и рассказах родителей, бабушек и дедушек.
Сюрреализм у детей и поэтов - это, иначе говоря, их ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ.
Память и Воображение. Это их Видение Реальности. Полуабстрактность.
Частично это отражено на заставочном рисунке "Две точки зрения",
на котором простой геометрический предмет и Свет дают Проекции две и порождают два суждения, два видения одного и того же предмета, - как в поэзии, в сказке, в рассказе, - так и в будущей взрослой жизни - в политике, в науках, в физике,
в геометрии, в медицине, в математике, химии и биологии.
Вышесказанное о "сюрреализме" достаточно ярко отображено текстом в моей
Сказке (Были) "Мышинная Школа". Эту быль я увидел в 8 лет на весенних каникулах в конце первого класса, - увидел и запомнил Мышат, Цвет, Музыку, Танцы мышей, Геометрию, логику и последовательность танцев и музыки.
То есть глухая русская деревня Печенкино 70 лет назад (и после) давала мне больше
для развития, чем областной город, чем школа, - давала больше, чем город -
для развития и памяти о Цветах, Музыки, Геометрии, Арифметики и Литературе.
==
(6)ДЕТСТВО мое (часть)
Русский алфавит, буквы и элементы грамматики я изучил поздно - в 7-8 лет, когда пошел в первый класс и второй. До этого я знал, примерно с пяти лет только
церковно-славянский язык, который выучил от чтения бабушкой - по вечерам и перед сном детей - Библии и Псалтыря.
Богатство русского языка - Глубину, Образность, Объем слов, Чувственность - мне преподносили с раннего детства устные рассказы и пение родни, теток и бабушек, деда Афони, а особенно родной матери Марии.
Детские книжки, сказки, картинки я познал до школы. В мои пять лет родная тетка с Севера мне подарила толстую и красочную книгу Пушкина, которую мне читали и показывали мать и трое старших детей в семье.
Книжки из районной библиотеки в Еткуле (районный центр в 4-5 км от деревни Печенкино) я все прочитал в начальной школе до 5-го класса. Включая несколько толстых книг для взрослых детей и юношей из программы для средней школы:-
"Молодую гвардию", Островского, "Войну и мир" Толстого (прочитал за 3 дня).
Но само богатство русского языка мне дали не эти книжки, а устные рассказы, говор, диалект, юмор, анекдоты и пение родной матери и дедушки Афони.
Дед Афоня в наши редкие встечи развивал во мне ЛОГИКУ и Арифметику. он задавал мне всегда множество арифметических и логических задачек, логических загадок из смеси русского языка, базаров и торговле на базарах и купеческой жизни - загадок
на сообразительность и для быстрого устного счета в уме.
=
Карточным играм, пешкам и шахматам меня, видомо, научили брат и сестры - в мои 3-4 года, так как в 5 и 6 лет профессиональным играм в карты и фокусам меня уже научили "уголовники". С одним из их "главарей" я часто играл "на лапу" против других. Он меня научил разным фокусам при игре в карты. Да так научил, что мы выигрывали сумки денег. Это длилось до тех пор, пока брат не сдал меня отцу в мои 6-7 лет, который стал бить меня, отучать от карт и курева. Отец имел физический конфликт с уголовниками. Отец отвадил меня от их групп и "малин".
==
(7) Не подумайте, что я был в детстве "очкарик", умный и читающий мальчик.
Нет. "Физика", а точнее "супер-физика" меня сильно привлекали с раннего детстваю
Бег, прыжки летом через заборы, а зимой с трамплина. Лыжи, изготовление рогаток, луков и стрел. Стредьба по воробьям, синицам, воронам и сорокам, куропаткам в лесу. Зимой - ночью и днем - выслеживание и охота (Лук и Стрелы) зайцев и лисиц. Часто в одиночестве. Встреча с волками один на один, лицом к лицу в вечернее время. Лазание по самым высоким деревьям, зорение гнезд лесных синиц, сов, ворон и летучих мышей. Плавание и ныряние под водой - "кто дальше?", кто быстрее?
Борьба - излюбленное занятие и мастерство было у отца и старшего брата. И они это передали мне с раннего детства. С мальчиками моего возраста я не боролся, а только с теми, кто был старше меня на два года.
Драки - были неизменным спутником с возраста детского садика. С возрастом мне было смешно драться "один-на-один"; поэтому дрался против двух, против четырех.
Клички в детстве мне давали такие:=
Ботов-Тыр, Колька-худиган, Бес, Бабник, Волк.
== ***
Свидетельство о публикации №124111207827
Сюрреализм - это "Поэзия в живописи",- так говорят специалисты.
Сюрреализм - это события на грани Реальности и Фантазии, или на грани вымысла,
обобщения реальности, мудрости народа в Сказках. И частитчно в поэзии.
Сюрреализм свойственен детям в их восприятии сказок и фантастических картин, зарисовок реальности в детских книжках, в "баснях" и рассказах родителей, бабушек и дедушек.
Сюрреализм у детей и поэтов - это, иначе говоря, их ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ.
Память и Воображение. Это их Видение Реальности. Полуабстрактность.
Частично это отражено на заставочном рисунке "Две точки зрения",
на котором простой геометрический предмет и Свет дают Проекции две и порождают два суждения, два видения одного и того же предмета, - как в поэзии, в сказке, в рассказе, - так и в будущей взрослой жизни - в политике, в науках, в физике
Николай Ботов 13.11.2024 13:08 Заявить о нарушении