Сыновья Владимира - Борис и Глеб. часть 12

          
               
                Версия   
               
                По мотивам работ:

 = «Русь. Легенда о Рюрике» - Сергей Николаевич Короп (1960)
 = «Конунг» - Илья Владимирович Бояшев (1961)
 = «История  династии Рюриковичей» - Александр Фокин (1988)
 =  Статьи из интернет – источников.
 = «История войн» - Прокопий Кесарийский (между 490-507, ум.565г.)
 = «Северные письма» - Ксавье Мармье (1809-1892)
 = «Загадки первых русских князей» - историк Александр Сергеевич Королёв (1972)
 = «Князья Аскольд и Дир» - Русская историческая библиотека,- по материалам русского историка Василия Осиповича Ключевского (1841-1911)
 = «Песнь о Вещем Олеге» - Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837).
 = Татищев Василий Никитич (1686-1750) «История Российская» кн.1 гл.1У Вырезка из «Повести Временных лет» о Вещем Олеге - кн.2.,гл.2. = «Рюриковичи. Князь Олег» - Галина Феодосьевна Петреченко (1942…).
 = «Русские цари. Рюриковичи. Романовы» - Борис Иванович Антонов (1941…)
 = «Антаподосис» - (Воздаяние), т.5, гл.15  Лиутпранд Кремонский (920-972), средневековый итальянский дипломат, историк.
 = «История» т.6.,гл.10,- Лев Диакон (950-992) - византийский писатель, историк.
 = «Первый Рюрикович. Игорь Старый»  Секретные материалы ХХ века.
 = «Внешняя и внутренняя политика княгини Ольги» - Информарус.
 = «Ольга – королева русов» - Борис Львович Васильев (1924-2013).
 =  «Азм Бога ведаю» - российский писатель, исследователь истории России и русского языка - Сергей Трофимович Алексеев (1952….)
 =  «Сказания о Русской земле» - Нечволодов Александр Дмитриевич (1864-1938).
 =  «Когда пал Херсонес», «Анна Ярославна – королева Франции», «Последний путь Владимира Мономаха» - Антонин Петрович Ладинский (1890-1961)
 = «Князь Рюрик и его потомки» Коган Валентин Маркович (1925-2006 ), Домбровский-Шалагин Владимир Иванович (1940…)
 = «Владимир Святой» - Карпов Алексей Юрьевич (1960…)
 = «Черниговская династия 1054-1146» - Димник Мартин
 = «Святополк  Окаянный» - Александр Майборода (1954)
 = «Кровью омытые» Борис и Глеб - Тумасов Борис Евгеньевич (1926-2017)
 
        Матерью Бориса и Глеба названа Анна, дочь византийского императора Романа П, сестра правящего императора Византии Василия П Болгаробойцы (976-1025). Об этом есть сведения в Тверском летописном сборнике XVI века, а также в так называемом «Особом житии князя Владимира».
       Версию об этом признал весьма вероятной русский историк Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879). С его мнением согласились и другие историки: Степан Александрович Гедеонов (1816-1878) и Николай Иванович Костомаров (1817-1885). Решительно присоединился к этой точке зрения в начале XX века Михаил Дмитриевич Приселков (1881-1941), заключивший, что по возрасту, Борис и Глеб должны были быть сыновьями Владимира от царевны Анны. Этим можно объяснить  намерение их отца, князя Владимира, передать престол Борису, а не старшему по рождению,  Святополку //племяннику (?), приёмному сыну (?)//
        По одной из версий, на момент убийства обманутого им брата Ярополка, шедшего к нему на переговоры по замирению, его жена, пленница гречанка – монахиня по имени Юлия(?) была беременной. По обычаю того времени, Владимир взял в наложницы жену брата, а родившегося после этого младенца под давлением дружины признал своим.
        Василий Никитич Татищев (1686-1750) считал, что князь Владимир желал возвести Бориса на киевский трон «по учинённому брачному договору или по любви к Анне - своей христианской супруге», с которой князь Владимир обвенчался в 988 году. Тогда спорной является дата рождения Бориса (986 год), а также и Глеба – родившегося на 6 лет позже Бориса. Исходя из этого, можно предполагать, что Борис мог родиться не раньше 989 года, а Глеб – в 994/5/году.
       Факт рождения единоутробных братьев-страстотерпцев в христианском браке  оказался самым значимым при формировании почитания Бориса и Глеба. Ведь их единородный брат Святослав, князь Древлянский, рождённый в язычестве от наложницы Малфриды, тоже павший от руки убийц, причислен к лику святых не был.
        Дата рождения Анны - 13 марта 963 года - названа византийским хронистом XI века, Иоанном Скилицей (род. примерно в 1040г.- умер в 1-м десятилетии 12 века).
      «Повесть временных лет» называет год её смерти (6519-й от Сотворения Мира) - т.е. 1011-й или начало 1012-го от Рождества Христова. Она умерла на четыре года раньше мужа. Эта дата заимствована из помянника Киевской Десятинной церкви, в которой она была похоронена, и из надписи на её надгробии. Её современник, немецкий хронист Титмар Мерзебургский (975-1018) также свидетельствует, что Анна умерла раньше своего мужа, князя Владимира.
      Современный польский историк Андрей Витольдович Поппэ (1926-2019)  подчеркивает заслуги Анны в христианском просвещении Руси: «В заслугах Анны в деле христианизации Руси трудно сомневаться: о её рвении в строительстве церквей было известно даже в далёкой Антиохии».

             Значимые даты в биографии Бориса и Глеба:

= Датой рождения Бориса (в крещении Роман) считается  примерно 986 год, а Глеба – (в крещении Давид) 989 или 990, но наиболее достоверными датами являются 989 –Борис, Глеб- 994-/5/.
= Вокняжение Бориса в Ростове произошло примерно в 1010 -1011году.
= В конце 1011- январе-феврале 1012 года их мать, княгиня Анна, умерла.
= Вокняжение Глеба в Муроме произошло после 1011 года.
= Около 1013 года князь Владимир получил донос на Святополка, в котором тот обвинялся в участии в заговоре против него. Результатом этого доноса стало  заключение Святополка и его супруги Марии,дочери польского короля Болеслава, в Вышгород, где они провели почти два года без общения с внешним миром.
= В 1014 году под давлением своего окружения, Ярослав – князь Новгородский,  решился на дерзость против отца – князя киевского Владимира, и дал согласие на отказ от выплаты ежегодной дани Киеву, что вызвало гнев великого князя. Начинается подготовка к походу киевской дружины против Новгорода, который был намечен на 1015 год.
= В конце весны 1015 года по Киеву поползли слухи о вторжении на Русь печенегов. Владимир, будучи больным, призывает к себе из Ростова Бориса, и отправляет его вместо себя во главе киевской дружины для отражения нападения кочевников. В то же время Владимир снимает опалу со Святополка и поручает ему охрану Киева в случае прорыва печенегов. Охрану он должен вести из Вышгорода, не входя в Киев.
       Ещё одной причиной освобождения Святополка было желание Владимира, в преддверии ожидаемой войны с печенегами, наладить отношения с  тестем Святополка, польским королём Болеславом, которые расстроились из-за пребывания в заточении Святополка и его супруги Марии - дочери короля.
= 15 июля 1015 года внезапно умирает князь Владимир. Святополк, находясь в Вышгороде, в непосредственной близости от Киева, собирает совет бояр и воевод, и по решению этого совета, занимает киевский престол. Народ в Киеве принял его благосклонно.
= Не найдя в степи печенегов, получив печальное извести о смерти отца и приглашение Святополка, Борис решил вернуться в Киев для переговоров со, ставшим уже Киевским князем, Святополком. Недовольная его решением, киевская дружина и наёмные варяги покидают Бориса, и он остаётся только со своими малоопытными отроками, фактически беззащитным.
       В ночь на 24 июля произошло убийство Бориса посланцами Святополка (?) или Ярослава (?) на реке Альте возле города Переяславля в пути к Киеву.
       Спустя некоторое время Святополк приглашает в Киев Глеба также для проведения переговоров. Глеб, будучи больным, принимает решение идти на Киев водным путём…
= В ночь на 9 сентября 1015 года Глеб был убит посланцами Святополка (?) или Ярослава (?) недалеко от Смоленска возле впадения реки Смядыни в Днепр во время остановки на ночлег. Добрыня и дружинники бились с отрядом убийц Глеба, но подкупленный личный повар Глеба, по имени Торчин, взамен на обещанную ему свободу, оставшись наедине с беззащитным князем, ударом ножа убил его…
= В конце 1015г. – первой половине 1016г. произошло убийство Святослава и его семерых сыновей посланцами или приверженцами Святополка (?) или Ярослава (?) в Карпатах, когда он пытался спастись бегством на родине матери, не желая участвовать в междоусобной борьбе с братьями.
= После 24 июля 1015 года состоялось погребение тела Бориса при храме Святого Василия в Вышгороде.
= В 1051 (?) году состоялось первое перенесение мощей Бориса и Глеба в ново-построенный храм. Это считается возможной датой начала местного почитания князей Бориса и Глеба.
= 20 мая 1072 года - мощи Бориса и Глеба были перенесены в новую церковь в Вышгороде,- это принятая дата общерусской канонизации Бориса и Глеба.
= 2 мая 1115 года - состоялось третье перенесение мощей Бориса и Глеба в новый храм в Вышгороде.
= В 1223 году на русские земли пришла беда в образе диких татаро-монгольских кочевников. Русские дружины потерпели жестокое поражение у реки Калки, впадающей в Азовское море недалеко от устья Дона. Через 12 лет орды хана Батыя вновь вторглись в русские пределы. Началось более чем двухсотлетнее иго, во время которого были сожжены многие города, в т.ч. Киев и Вышгород, и сёла, людей убивали или уводили в рабство. Мощи Бориса и Глеба были утрачены…

             ======================================

       Оба князя были убиты, понеся страдания за христианскую добродетель: имея военную силу, они могли дать отпор Святополку и убить его, заняв Киевский престол, но никто из них не пошёл на преступление, чтя одну из главных заповедей Божьих. Именно поэтому они почитаются не столько как мученики, отдавшие жизнь непосредственно за христианскую веру, сколько как страстотерпцы. Святые братья вошли в вечность, исполнив, пожалуй, самую трудную заповедь Христа: «...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
      Явления их благодатной помощи были засвидетельствованы в самые непростые моменты истории Руси: они явились в видении Александру Невскому накануне Ледового побоища (битва с немецкими псами-рыцарями на Чудском озере, произошедшая 5 апреля 1242 года, в которой полегло свыше 500 рыцарей,ещё 50 – попали в плен). Впервые  в истории был положен конец немецкому грабительскому продвижению на восток, которое с помощью папской курии осуществлялось в течение нескольких столетий).
      Видение страстотерпцев Бориса и Глеба было и великому князю Московскому и Владимирскому Дмитрию Ивановичу, внуку Ивана Калиты, в день Куликовской битвы (известная как Мамаево побоище. Сражение состоялась 8 сентября 1380 года, и совпало со светлым праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Мамаево полчище было разбито и рассеяно. В Куликовской битве великий князь проявил выдающийся полководческий талант, за что получил почётное прозвище - ДОНСКОЙ).
      Память святых совершается 6 августа, а также 15 мая, когда было совершено перенесение их мощей в новую усыпальницу в 1115 году.
                *********************************
                Более подробно об описанных событиях:

      Наиболее известным  и не менее загадочным событием, ставшим христоматийным, связанным с деятельностью двух князей - Святополка «Окаянного» и Ярослава «Мудрого», стало убийство трёх братьев: Бориса Ростовского, Глеба Муромского и Святослава Древлянского.
                Святополк, Борис и Глеб.

      Святополк рос в атмосфере нелюбови со стороны великого князя Владимира. Вначале мальчик напоминал ему о вероломном убийстве своего брата Ярополка, а затем после рождения детей от Анны, он задумывался о передаче Киевского престола младшему Борису, в обход  установленной традиции «лествичного права».

      Детство Бориса и Глеба проходило уже в совсем иной атмосфере - Киев возвысился до уровня европейских городов, были налажены устойчивые связи с Византией и Болгарией; в столицу Руси приезжали проповедники, учёные и миссионеры. Младшие Владимировичи получили хорошее образование, но самое главное - они выросли при отце-христианине, которому удалось привить сыновьям начатки искренней веры и любовь к евангельским идеалам.
 
      Святополк же принял христианство не по внутреннему убеждению, а под давлением обстоятельств, чтобы не впасть в ещё большую немилость к великому князю Владимиру (дяде? Приёмному отцу?)…
      Повзрослев, Борис и Глеб стали верными соратниками Владимира, выполняли наиболее ответственные поручения князя. При этом братьев отличала простота и доступность в общении, они не кичились своим происхождением, со всеми были приветливы. Такое поведение очень быстро позволило им снискать уважение народа и бояр.
      Братья, Святополк и Борис, находясь в разных городах Руси, виделись крайне редко, но всё же, есть сведения, что они были в довольно хороших отношениях друг с другом; что касается Глеба, то он во всём поддерживал своего родного старшего брата и не имел патологии по отношению к Святополку.

                *******************************

     …Когда до Бориса, находившегося с киевской дружиной в поисках печенегов, дошли сведения о смерти великого князя Владимира, и о вхождении в Киев Святополка, дружина начала требовать от своего князя открыто выступить против брата и забрать Киевский стол.
      Однако Борис считал, что князем киевским должен стать Святополк, как старший из сыновей. Об этом же, он, в своё время, говорил и своему отцу, князю Владимиру, но тот не внял его аргументам. Теперь, когда отца не стало, христолюбивый Борис принял самостоятельное решение, не желая развязывать братоубийственную войну, и признал Святополка Киевским князем. Несмотря на это, по сообщению летописей, Святополк, зная о популярности своего брата в народе, и опасаясь за свою жизнь, отправил к Борису убийц, и в ночь на 24 июля 1015 года они выполнили его заказ. Так ли это?

   ///Есть другая версия, основанная на том, что Святополк и Борис вполне терпимо относились друг к другу, потому Святополк и отправил гонца к младшему брату с приглашением того для проведения переговоров, имея цель заключить с ним договор, и вместе противостоять Ярославу. Взамен Святополк обещал ему новые уделы. Борис и спешил для этого в Киев. Сторонники Ярослава, бывшие в тот момент в Киеве, не желали этого союза, боясь мести Святополка, уже ставшего киевским князем, за совершённое ранее предательство его биологического отца – Ярополка в 978 (980?) году. Это и было основной причиной, почему они решились убить Бориса, предварительно сговорившись, что вину, за содеянное, свалят на Святополка///.

      Спустя некоторое время, Святополк пригласил в Киев Глеба Муромского. Глеб узнал о произошедшем от гонца, отправленного к нему Ярославом, с предложением отомстить за смерть брата. Но в его сердце, глубоко верующего христианина, не было места для мести, и он, по примеру Бориса, объявил, что готов признать Святополка Великим князем Киевским…

      Будучи с ним не согласна, бОльшая часть дружины покинула его, и в ночь на 9 сентября, неподалёку от Смоленска, в пути следования его в Киев, до Глеба, Муромского князя, добрались люди Святополка (?) и  убили его…
      Третьей жертвой братоубийства стал древлянский князь Святослав, не желавший участвовать в междоусобице, и пытавшийся скрыться от уготованной ему участи в Карпатах на родине своей матери Малфриды, но убийцам удалось настигнуть его в пути, убить его и его сыновей. Так гласит общепризнанная версия, согласно которой Святополк, став Киевским князем, таким жестоким и бесчеловечным образом убрал со своего пути практически всех потенциальных противников, оставшись с Ярославом один на один. За эти грехи спустя столетие Святополк получил прозвище «Окаянный».

        ///Существуют и другие версии об убийствах Бориса и Глеба, и Святослава. Они основываются не на сообщениях древнерусских летописцев, а на исландских сагах. Так в «Саге об Эймунде», говорится о противостоянии на Руси князей Ярислейфа (Ярослава) и Бурислейфа (Бориса), в ходе которого первый подсылает убийц ко второму. Также многие исследователи считают, что у Святополка не было причин убивать Бориса и Глеба, поскольку оба, сразу после смерти своего отца, князя Владимира, признали Святополка Киевским князем...
        В самом деле, нелогичным выглядит намерение уничтожить своих потенциальных союзников, которых и так было не густо…///
               *************************************

…Есть версий много, по одной:               
Борис и Глеб – сыны от Анны –
(Была любимою женой).
Он обожал их всей душой,-
А по-другому - было б странно.

…К познанью тянется Борис;               
Друзьям предпочитает книги.
Факт: был умён – неоспорим;
И киевлянами любим,
Но ждут суровые вериги…

Усердным был учеником:               
Гурген, Варфоломей  довольны.
Он не был никому врагом,
Но жил во времени лихом,-
Был тяжек груз земной юдоли.

…Хотел  Владимир, чтобы он               
Сел в Киеве Великим князем.
Ему ж не нужен княжий трон:
Ведь нарушается закон,
А это никого не красит…

И он сказал о том отцу               
Без страха вызвать гнев у князя,
Что «беззаконье не к лицу,
К лихому подведёт концу»,-
Жаль, не приемлет тот отказа.

…А в нём сомнения живут               
И не дают душе покоя.
Отец же непреклонен, крут,
И станет автором тех смут,
Что кровью Русь, увы,- умоют.

…Его отпустит князь в Ростов,               
Но: «Возвратиться он обязан,
Лишь весть поведает о том,
Что князь Владимир не здоров.
И выполнит его наказы,

И сядет в Киеве «на стол»,-               
Уверен князь в талантах сына.
Борис, конечно б, предпочёл
Чтоб Святополк на трон взошёл,-
Исчезла б недовольств, причина…   

…Не люб Борису Киев-град:               
Он уважает голос крови;
И был бы так безмерно рад,
Когда б в стране был мир и лад,
И княжить мог в своём Ростове.

…А в Муром - граде  правит Глеб…               
Давно желал он видеть брата.      
И вот дорогу одолев,
В Ростов, добраться он сумев,
Упал в Борисовы объятья.

…Поведав про отца наказ,               
Совет просил Борис у брата,-
Сомненья мучают, всяк час
Терзают. Он, с собой борясь,
Всё понимает: шаг чреватый…

…Согласен с ним, конечно, Глеб,-               
Отцу ж, перечить он боится…
Дружить с любым всегда хотел;
Ему приятен свой удел,-
И он за трон не будет биться.

…За печенегами в степи               
Борис охотится с дружиной,-
Нигде не может их найти.
Вернуться он решил с пути.
Несчастья потекли лавиной:

Весть получив, что умер князь,               
Борис готов к переговорам.
Обратно в Киев торопясь,
Он подтвердил на трон отказ:
«Я не хочу в семье раздоров»…

…Ушли варяги… и Борис               
Остался с малою дружиной.
То для него огромный риск:
Был близ него боярин - «крыс»
И он убит…убит…безвинно…

…Дремотный Муром - городок               
Был славен слободой скорняжной:
Меха служили долгий срок;
Хлебов отборных колосок
Им был статьёй доходной важной.

Но не желает дань платить…               
И Глеб решил сложить все пазлы:
Старшин хотел уговорить…
(Хоть удалось их всех крестить,
Но те в язычестве погрязли)…

…И  вот отправился к волхву,-               
Увещевать того желает:               
Чтоб он не звал народ во тьму,          
Молились люди чтоб Христу, -               
Ведь к христианству Русь шагает…          

…Глеб к Святополку приглашён,               
Чтоб провести переговоры.
Увы,- и он был обречён…
А смерти ставить как заслон?
И как спасти его от «своры»?

…Добрыня чувствует вину,-               
Что жизнь не защитил Бориса.
«Дозволь, князь, к Глебу я пойду,
И отведу его беду,
И хоть его спасу от «крысы»…

Тот подлый «крыс» - боярин Блуд.               
Предав когда–то Ярополка,
Стал злодеяния сосуд;
Делами подтвердил: "он плут",
«Трудясь» на этой ниве «пчёлкой».

…Теперь на очереди Глеб,               
И Блуд подговорил убийцу.
Князь по воде шёл,(приболев);
Когда же станут на ночлег,
Беда в шатре его случится:

Его убийца рядом был,-               
Увы,- так часто и бывает:
При князе поваром служил,
Дружину и его кормил,-
Но Змей уж душу соблазняет…

…Добрыня бился словно лев,               
Но нападающих так много.
Спасти жизнь Глеба не успел,
Ведь смерть уже раскрыла зев,
И унесла в свои чертоги.

…А Святослав – Древлянский князь,               
Решил пока «затихариться».
Взять чью-то сторону боясь,
За Киев биться не стремясь,
Решил он с «поля боя» слиться...

И в сторону Угорских гор               
Направил путь своей дружины,
Чтоб не вступать с судьбою в спор.
Но вынесен уж приговор,-
И не спасла его чужбина…

…Их почитают как святых,-               
Они с тех пор Русь охраняют.
Моментов много непростых,
И битв кровавых затяжных.
Они к победе вдохновляют…

Явились Невскому во сне:               
Ждала Русь славная победа.
А рыцари с тех пор - на дне,-
Зря в Русь явились в той войне,
Не зная главного завета:

«Нельзя на Русь идти войной.               
Меч – это вовсе не игрушка».
И не сломить дух боевой,-
В ней каждый воин есть герой –
Врагам воздаст «на всю катушку»…

Продолжение следует:


Рецензии
Спасибо дорогая Женечка за твой титанический труд,
за настоящий ликбез, для таких, как я, желающих
знать Историю своей страны! Поклон тебе низкий!
...С Новым годом и с Рождеством тебя дорогая и
всех твоих родных- счастья Вам, здоровья, успехов,
благополучия, долголетия и Божьего покровительства!
Обнимаю, с сердечным теплом и обожанием, Аннушка.

Анна Кускова 2   08.01.2025 15:23     Заявить о нарушении
Спасибо тебе, дорогая Аннушка, за столь приятные душевные слова и дружеские пожелания по случаю Новогодних праздников прошедших и грядущих. Тебе и твоим родным и близким я тоже желаю здоровья и радости, счастья и удачи, творческого долголетия, пусть ваш ДОМ охраняют посланники Божии - Ангелы.
С теплом.

Евгения Грекова 2   08.01.2025 20:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.