О Лермонтове - Поэте и фильме 1986 года. Из цикла
Из цикла «Стихи с продолжением» часть 2-я
Передача «Традиция» Сергея Михеева, прозвучавшая 3.11.2024 года.
Гость Николай Петрович Бурляев – народный артист, режиссер и зам. председателя Гос. Думы по развитию гражданского общества, религии и народных традиций…
/пересказ передачи своими словами на основе «конспекта по ходу передачи» /
Николай Петрович напомнил, что в этом году 210 лет М.Ю. Лермонтову.
При подготовке материалов к фильму о Лермонтове, ещё в советское время, Бурляев нашёл много воспоминаний и официальных документов, свидетельствующих, что Лермонтов любил Россию, а стихи, приписываемые ему – «Прощай, немытая Россия», не вписываются в общую канву творчества Михаила Юрьевича…
Так считали лермонтоведы - профессионалы, медики, изучавшие историю смерти, криминалисты, потомки убитого. Даже приводили строки, характеризующие Лермонтова, типа - «Есть чувство правды в сердце человека…»
В архиве нашлись сведения, что последние два года его жизни вокруг Лермонтова образовался «Кружок шестнадцати», якобы поклонников и «единомышленников поэта», это были юнцы 17-18 лет – дети высокопоставленных особ, приближённых к императору.
Есть зафиксированные выводы учёных, что образованный и талантливый Лермонтов в свои 20 лет с небольшим по умственному развитию превосходил тридцатилетних…
Бурляев замечает, что в 24 года, человек, ум которого соответствовал 34 -летнему возрасту, вряд ли имел общие интересы с такой молодёжью, о чём говорят и написанные строки: - «…и скучно, и грустно, и некому руку подать…»
А члены «Кружка 16-ти» чуть ли не каждую ночь появлялись повсюду, где был Лермонтов и всякий раз это выглядело спонтанным, случайным…, но при непременных разговорах на всякие щекотливые темы, без оглядки на существование в стране «третьего отделения» …/имеется ввиду «сыскное отделение полиции» /
Все «16 кружковцев» поехали на Кавказ за Лермонтовым, все 16 приехали вместе с ним в отпуск в Петербург /когда он навещал бабушку/и снова вернулись на Кавказ, вслед за поэтом…
Юрий Иванович Селезнёв - литературовед /собиравший материалы для тома Лермонтова в ЖЗЛ / поделившийся с Бурляевым своими сведениями о «кружке 16-ти», был убеждён, что «документальной книги о Лермонтове долго не будет…», а фильм может появиться…
По мнению Селезнёва, была создана организация по ликвидации Лермонтова /копии документов, указывающих на это, были переданы режиссёру/
Виктор Кузенев- специалист по баллистике, полковник, побывавший на месте гибели Лермонтова, в отчёте написал, что это «ровная поверхность- наклона не более 3 градусов, а пуля попала под углом 38 градусов, прошив тело убитого…», - такого на ровной поверхности быть не могло…»
Под углом «ход пули» мог быть, если бы стреляли снизу - вверх - /криминалистами были проведены стрельбы по чучелу…- такого хода пули быть не могло… Единственно, если бы пуля попала в позвоночник и изменила путь…/
Бурляев добавляет, что все собранные в ходе подготовки фильма материалы он намерен передать Бастрыкину, чтобы Следственный кабинет России провёл профессиональное расследование по факту гибели Михаила Юрьевича Лермонтова…
***
Далее - о дуэли.
«Лермонтов упал замертво…». Если сердце останавливается, крови не должно быть. Сам поэт приехал верхом, а друг его – на дрожках, так как ехать три версты до места их квартирования…
Все, кто был при убийстве, уехали, т. е. бросили Лермонтова одного… Вскоре началась гроза, ливень страшный…
Когда через 5-6 часов приехали… - всё место, где лежал Михаил Юрьевич, было в крови, то есть 3-4 часа поэт был жив, истекающий кровью…
Кому –то было нужно ликвидировать приемника Пушкина…
- «Один и тот же человек /названое имя не разобрала/ имел отношение к гибели Пушкина и Лермонтова», - заметил Бурляев.
Николай Петрович поясняет, что имя названного им человека в беседе с Никитой Сергеевичем Михалковым, оказалось тому знакомым.
При подготовке к фильму о Грибоедове Михалков работал с архивными материалами и увидел отчёты этого человека австрийскому министерству иностранных дел, т. е. упомянутый человек был австрийским шпионом…
В этих отчётах Пушкин назван «Главой русской партии»
Русофобы из Парижа организовали приезд Дантеса, который был усыновлён нидерландским посланником Геккереном/? /, хотя Дантес не был сиротой…
/То есть у истоков организации дуэли Пушкина, и Лермонтова, стояли одни и те же заинтересованные лица, связанные с заграницей…/
Потом начались «подмётные письма» ….
****
Вопрос Михеева: - Почему для них так важно, чтобы некая часть правящего класса расправлялась с нашими поэтами-пророками?
Бурляев перебивает: «Европа ненавидела Россию всегда» … Для современного человека это не понятно, но это так.
Потому что «чувства добрые пробуждал Пушкин», как и Лермонтов – Поэты, друг за другом погибшие…, или гибель Есенина… - тоже будто покончил с собой…
Михеев: - «Недруги понимают: талантливые писатели пробуждают любовь к Родине, транслируя идеи, взгляды, духовные ценности…» /в этой части беседы ведущий и гость говорят одновременно, эмоционально и быстро… - почему и запись не подробная/
***
Николай Петрович продолжил рассказ:
Историческая правда должна быть восстановлена: «Прощай, немытая Россия», ни Лермонтова стихи» «… и не забыт умру я, смерть моя ужасной будет…», - поэт чувствовал и предвидел свою смерть….
Спустя 20 лет современники Лермонтова стали публиковать воспоминания о его жизни…
Некий поэт Бартеньев /в «Советском энциклопедическом словаре» 1981 года не значится/ в два разных издательства выслал текст стихотворения «Прощай, немытая, Россия», имеющий различия, с припиской: к первому адресату: - «Это мне сам Лермонтов читал», ко второму – «Текст стихотворения Лермонтова, списанный с авторского подлинника…»
/Тогда как никакого подлинника не было и нет, а первым упоминанием стиха «Прощай, немытая Россия», и являются как раз те, присланные в издательства по почте стихи…/
Лермонтоведы, изучившие всё, написанное Лермонтовым в последний год жизни, пришли к выводу, что как раз в это время он написал наиболее светлые стихи о Родине, о любви к ней…
Слово «немытая» не характерно для него, и встречается единожды за весь период творчества /в сочетании «немытая девка» /, а слово «любить родину», «люблю…» более 1500 раз, как указано в «Лермонтовской энциклопедии» …
Лермонтоведы и профессиональные литераторы считают, что автором посредственного стихотворения «Прощай, немытая Россия» не мог быть Лермонтов, что это намеренный обман с целью охаять поэта, выставить его в отрицательном свете в отношении Родины…
В советское время миф о принадлежности вышеупомянутых стихов авторству Лермонтова был поддержан, так как новой власти было выгодно считать, что и талантливый поэт выступал на стороне простого народа…
Стихи «Прощай, немытая Россия» долгое время не публиковались, а о Лермонтове было принято говорить только в негативном плане: и характер тяжёлый, и рост маленький /хотя рост 176 см – средний/, и некрасив, и ноги кривые…
Бурляев заметил, что, видимо, из-за того, что на службу в гренадёрский полк набирали людей высокого роста, «под стать самомУ государю, рост которого два метра…»
Далее Николай Петрович вспоминает, что в юности тяготился, когда ему говорили, что он похож на Лермонтова, чьё творчество Бурляев любил с детства…
Заметил, что многие замечательные люди разделяют его мнение о талантливом и светлом, безвременно ушедшем Поэте. /Среди перечисленных названы Андрей Тарковский, Илья Глазунов, многие представители культуры и искусства…/
***
Возвращаясь к фильму о Лермонтове, Николай Петрович, напоминает, каким всесторонне развитым был Михаил Юрьевич: кроме великолепных литературных трудов, он был хорошо образован, играл на скрипке, замечательно рисовал, был смелым и храбрым, судя по воспоминаниям сослуживцев…
Михаил общался с крепостными, жившими в доме, другими крепостными бабушки-помещицы…, даже и просил бабушку, чтобы она своим крестьянам, участвующим в Отечественной войне, построила каменные дома…
Но в обществе намеренно распространились слухи о нём, как о мизантропе, скандалисте, заносчивом баловне судьбы, человеке, всех ненавидевшем …
Николай Петрович напоминает, что 210 лет со дня рождения Лермонтова в 2024 году, а фильм, выпущенный в 1986 году, лишь недавно вышел в прокат…
***
Бурляев рассказывает, как в 1980 году поделился своей мечтой снять фильм о Лермонтове и обратился к Ираклию Андроникову /одному из признанных знатоков творчества поэта/, верит ли он, что съёмки разрешат… Андроников помолчал, а потом сказал: - «У Вас получится…, надеюсь, что Лермонтову на этот раз повезёт…»
Четыре года писался сценарий, четвёртая версия – когда на столе у Бурляева стояло фото Лермонтова в гусарском мундире…
- «На третьей строчке я понял, что текст пишу от первого лица…, - вспомнил Николай Петрович, - но дело пошло…»
- «Четыре года бегал со сценариями фильма, отзывы самые лучшие – от лермонтоведов, «Института кинематографии», до коллег, а запуска в производство нет. Собираюсь сыграть Лермонтова сам, но мне уже 36 лет, а моему герою 26…» - поделился с Сергеем Фёдоровичем…, - время идёт, а дело с места не двигается…»
- «Давай у меня в объединении…», - предложил Сергей Бондарчук, не знакомый с находками режиссёра и сценарием фильма…
В 1986 году работа над фильмом была закончена.
***
Пятое заседание(...) В Политбюро – Горбачёв, Яковлев, Рыжков…
Андрей Плахов – незнакомый Бурляеву искусствовед, вышел и начал: - «Фильм «Лермонтов» - позор нашей кинематографии; «устроили родственный междусобойчик» /первая жена Бурляева – дочь Бондарчука/…
Такого приема нового фильма, со слов автора, - никогда не было. Николай Петрович был назван бездарным сценаристом…, после чего он потребовал устроить «Суд профессионалов кино», который провёл Элен Климов, но и на обсуждении фильма профессионалами абсолютно все выступали с критикой.
Вся пресса о фильме была негативной и уничижающей…
Лишь немногие - Тарковский, Астафьев пытались защитить…
Некоторые из 1500 уже имеющихся копий были показаны в глубинке России, но вскоре и их с проката сняли: - «Не кассовый фильм…»
Прокатного удостоверения не последовало, и «фильм был фактически утаён от зрителей…»
Пролежавший на полке Мосфильма 38 лет фильм «Лермонтов» режиссёр Карен Шахназаров отреставрировал, подготовив к выходу на экраны к 210-летию Поэта…
- «И сейчас фильм о Лермонтове, из 70 с лишним фильмов в прокате России, с 40-го места поднялся до восьмого, идёт сразу вслед за блокбастерами…», - заканчивает рассказ Николай Петрович Бурляев…
Ведущий Сергей Михеев благодарит и сожалеет, что время передачи ограничено…»
Разумеется, лучше ПРОСЛУШАТЬ ПЕРЕДАЧУ «ТРАДИЦИЯ» Сергея Михеева с гостем Бурляевым самостоятельно: большое удовольствие гарантировано.
С уважением, Л.
01:33,04.11.2024. Векшина Л.А.
Свидетельство о публикации №124111206339
Направленную преданность Поэту.
Вы, радио послушав, написали
Материал,в нас "зёрна" разбросали,
Чтоб знали - с Лермонтовым не так просто,
Беря во всё вниманье стих, высь роста,
И главное - как с гибелью дела,
И чтоб о фильме знаний суть дошла!
ВАША ПУБЛИКАЦИЯ ВЫЗЫВАЕТ ИНТЕРЕС К ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА. ЭТО ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО!
Николай Вершинин 2 16.11.2024 03:56 Заявить о нарушении
С удовольствием прочла, ответила, но система не приняла, соврав, будто "такой текст уже был": робот, или ИИ следит, чтобы "тётка не болтала много", - или кто-то заинтересован в том, чтобы мои искренние ответы где-то скапливались, а не доходили до нужного адресата...
С появлением "кода" надеялась, что переписывать отклики и замечания не придётся больше, да, видно, ЧЁРТОВ ИИ МСТИТ:)))
Всего доброго, Николай.
С уважением, Л.
Векшина Людмила2 16.11.2024 12:34 Заявить о нарушении
Через некоторое время можно повторить отправку, тогда принимает. Надо текст сохранить отдельно у себя.
Всего успешного!!!
Николай Вершинин 2 16.11.2024 14:29 Заявить о нарушении
Время от времени в почте обеих страничек сообщение, что "для общения с авторами есть опция "написать письмо автору...":)))
А уж сейчас, когда "сюрпризов без счёта...", уже и внимания не обращаю:))))
Доброго вечера Вам, Николай.
Векшина Людмила2 16.11.2024 16:57 Заявить о нарушении