Психолог начинает с разгрузки
( как это было)
!. ДРУГОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Начался новый учебный год. Что он нам готовит:
успехи или обидные поражения? Как не проиграть в битве
за успеваемость? На самые актуальные вопросы отвечает
психолог 166 школы Гульнара Ринатовна Асямова. Но вначале
я прошу директора этой школы Ольгу Ивановну Литвинову
ответить на вопрос: - Почему в школах сегодня не обходятся
без психолога?
-Сегодня растёт совсем иное поколение детей, чуть
не с пелёнок перегруженных информацией. Часто, к сожа-
лению, негативной, Вместо смешных и добрых мультиков -
ужастики. Внимание родителей, вынужденных искать допол-
нительный заработок, к этим проблемам ослаблено. Отсюда
и отклонения в детской психике, и различные конфликтные
ситуации. А школа - как индикатор: здесь всё становится
очевидным. И педагогам, даже очень опытным, порою трудно
справится с ситуацией. С появлением у нас психолога
(а Гульнара Ринатовна - психолог-консультант Центра
тренинга и личностного роста при УМЭД) изменилось
многое. Уже два года действует в школе диспут-клуб,
в котором ребята совершенно свободно полемизируют с
учителями, обсуждая школьные проблемы. Их никто не
обрывает, а выслушивают и принимают хорошо аргумен-
тированные предложения, и включают их в планы прове-
дения школьных мероприятий. Действует у нас и родитель-
ский университет, где каждый может получить квалифици-
рованную помощь в воспитании детей.
2. РАЗГОВОР В "КОМНАТЕ ДОВЕРИЯ"
"Комнатой доверия" в школе называют кабинет
психолога. Никаких цветов и аквариумов с рыбками,
рисунков и фотографий на стенах. Ничего, что отвле-
кало бы внимание собеседника. Лишь на внутренней
стороне двери укреплён рисунок с многочисленными
кругами на тёмном фоне, напоминающий мишень в тире.
В самом его центре надпись: "БИТЬСЯ ГОЛОВОЮ ТУТ".
Улыбку вызывает не только содержание, но и украин-
ский язык , на котором это написано. В небольшой
комнате длинный стол и много стульев. Напротив
меня -умные и доброжелательные глаза молодой
женщины. Разговор начинаю с вопроса:- Гульнара
Ринатовна, и родители, и педагоги хором твердят,
что сегодняшние дети трудные, неуправляемые, часто
агрессивные. Так ли это?
- Причины агрессии и неадекватного поведения
ребят, особенно мальчиков, в том, что с экрана теле-
визоров круглые сутки идёт демонстрация насилия.
И главными героями в них являются люди с крепкими
кулаками. И мальчишки копируют такое поведение.
Сегодня, как и много лет назад, педагогам хорошо
известны психологические типы детей. Их всего три:
- ВИЗУАЛЫ - это те, которые лучше усваивают
материал через наглядность. Таким ребятам лучше
один раз что-то показать, чем сто раз рассказать.
- АУДИТЫ это дети, которые всё хорошо вос-
принимают на слух. Для них важна чёткая дикция и
точные интонации педагога. Мир они познают через
слово.
- КИНЕСТЕТИКИ - с этими ребятами всё немного
сложнее. В восприятии информации для них большую
роль играют движение, вкус, запах. Им всё нужно, что
называется "пощупать".
- Обычно в классе присутствуют представители
всех этих трёх психологических типов, и педагог при
подаче материала старается задействовать все факторы
восприятия: всевозможные наглядные пособия, образные
и доступные формы, раскрывающие тему. Но родители
первоклашек не всегда знают, к какому типу относится
их ребёнок. На занятиях в "родительском университете",
я предлагаю им тесты, которые и помогают выявить это.
-Почему же тогда в классе всегда во время урока
кто-то скучает?
- Причин может быть несколько, самых разных.
Многих ребят клонит ко сну, когда в классе не хватает
кислорода. К сожалению у нас это часто случается в
старших классах. Есть дети, которые по развитию опере-
жают своих одноклассников, и потому им не интересно
сидеть на уроке. Таких надо загружать дополнительно.
Но трудно осуществлять индивидуальный подход в классах
с количеством в 40 и более учеников. С такой аудиторией
работать тяжело!
- Часто ли заходят ребята со своими проблемами?
- Эта дверь всегда открыта и для них, и для
их родителей. Приходят ко мне и педагоги. Ведь иногда
человеку просто необходимо "выпустить пар". Это и на-
зывается психологической разгрузкой.
В заключении Гульнара Ринатовна рассказывает
анекдот о том, что Ходжа Насретдин слыл мудрецом, когда
вместо советов, выслушивая многочисленные жалобы и по-
глаживая бородку, говорил:"Твоя правда...".
Разговор с психологом заканчивается. Хочется
лишь отметить, что выпускники 166 школы уже не первый
год держат лидерство при поступлении в ВУЗы нашей
столицы благодаря немалой заслуге не только педагогов-
предметников, но и школьного психолога.
Вера Снарская
Свидетельство о публикации №124111204153