О покаянии. Священник Вячеслав Семёнов
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).
Нет человека без греха, один Господь безгрешен. Склонность человека к греху появилась в результате грехопадения Адама и Евы. Они нарушили заповедь, данную им Богом, не вкушать плодов от дерева познания добра и зла. Но прельстившись красотой плодов и послушавши лукавого змия-искусителя, внушившего им, что они станут подобно Богу знающими добро и зло, они нарушили заповедь, и проказа греха вошла в человека, и открылись у них глаза, и узнали они, что они наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. Но ещё страшней то, что после грехопадения Господь не услышал слов раскаивания и не увидел покаяния наших прародителей. В ответ Богу на вопрос, не ели ли они плодов от запретного древа, прародители начали оправдываться, не желая признать своей вины. Адам винил Еву, Ева змия-искусителя. Вслед за этим Господь проклинает змия и землю и говорит Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой взят…» Еве же сказал: «Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей», и изгоняет прародителей из Рая (Быт. 3:1-24).
Только со Христом спустя века люди смогли снова войти в некогда потерянный Рай.
Часто ли мы каемся в своих скверных поступках, часто ли осознаем, что творим грех? Кто-то скажет: «Не согрешишь, не покаешься». Это лукавые слова. Даже если человек не желает грешить и избегает смертных грехов, то не может противостоять множеству мелких житейских грехов. Человек, который ищет спасения своей души, постоянно ведёт внутреннюю борьбу с грехами и страстями. Он кается и исповедуется, живет святыми Таинствами Церкви Христовой и на каждый свой греховный поступок старается делать что-то доброе. В итоге происходит преображение человеческой души. Эта внутренняя борьба ведет человека к спасению.
«Истинное покаяние требует того, чтобы человек от грехов и от излишней мирской суеты отвратился и к Богу всем сердцем обратился: внутренне изменился и иным, чем прежде, стал, и так бы спасение себе со страхом и трепетом приобрел, и ни о чем бы так не заботился, кроме как Богу угодить и как спастись. Если же хочешь в истинном быть покаянии и так спастись, измени себя и обновись, и стань другим, не таким, как раньше был, и ни о чем так не заботься, как только Богу угодить и спастись; и так станешь новым созданием Христа» (Святитель Тихон Задонский).
Но если человек не желает ничего в себе изменять, живет, как живется, и умирает, как придется, то, конечно, за свое духовное бездействие в будущей жизни он не может получить ничего хорошего. Господь будет смотреть на намерения человека, на его целеустремленность в жизни, к чему он шел, чего он добился и какие плоды своих трудов принес с собою в вечность.
Другой человек может сказать: «Я великий грешник и вся моя жизнь прошла но мраке греха, и нет мне надежды на спасение и прощения от Бога». Но вспомним, что первый человек, который вошел в Рай, был благоразумный разбойник, который был распят вместе со Христом. Но он перед своей смертью осознал свою страшно греховную жизнь и раскаялся пред Божественным страдальцем Господом нашим Иисусом Христом, сказав: «Помяни меня, Господи, когда придешь во Царствие Твое». «Ныне будешь со мной в Раю», – сказал Господь.
Приведем один поучительный пример из патерика. При царе Маврикии во Фракии был свирепый и жестокий разбойник. Не находя возможности взять его силой, царь решился употребить для его усмирения противоположное средство – милость и послал к нему свой крест со словами: «Не бойся». Этот необыкновенный поступок тронул сердце разбойника. Он тотчас же раскаялся, сам явился к царю, пал к его ногам и обещал исправиться. Царь простил его, и он остался жить в городе. Спустя немного времени он впал в тяжкую болезнь и однажды во сне увидел Страшный Суд. Пробудившись, он почувствовал приближение смерти и, ужаснувшись своих грехов, стал с горькими слезами просить прощения… С плачем в течение многих часов исповедовал он свои грехи, затем скончался. В час его смерти живший с ним в одном доме врач во сне видел следующее: много бесов явилось к одру разбойника, держа в руках рукописание его грехов, и за ними – два Ангела с весами. На одну чашу бесы положили хартии грехов умершего. «Что же мы положим на свою чашу? – задумались Ангелы. – Нет у нас ничего, ибо только десять дней прошло, как он перестал убивать! Не положить ли разве что плат, омоченный его слезами, которые он проливал перед смертью?» И положили. И, о бездна милосердия Божия! Плат перетянул все грехи разбойника, и хартии бесов исчезли. Ангелы взяли душу умершего, а бесы бежали посрамленными. Итак, вот что значит, братие, плакать и сокрушаться о своих грехах (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 117).
Значит, есть надежда на спасение для каждого грешного человека.
Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного (Преп. Исаак Сирин).
Главное осознать, что живешь неправильно, не по Евангельским заповедям, и от чистого сердца покаяться, И в итоге изменить свою жизнь в лучшую сторону, строить её в христианском духе, согласовывая со своей совестью и заповедями Божьими. Видя человеческую склонность к греху, Господь даровал людям возможность каяться, получать прощение в Таинстве исповеди.
Покаяние – праздник Богу, ибо Евангелие говорит, что Бог радуется более о едином грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках (Преп. Ефрем Сирин).
«Велико покаяние на земле, потому что душам служит лествицей к восхождению туда, откуда они свержены грехом. Оно восстанавливает естество и возвращает ему его собственное достоинство» (Преп. Ефрем Сирин).
«Велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души» (Свят. Иоанн Златоуст).
Необходимо всегда осознавать, что мы грешные пред Богом, но не отчаиваться, ведь Господь желает нам спасения и готов прощать и миловать, если мы просим Его об этом.
Свидетельство о публикации №124111204150